Реферат по предмету "Культура и искусство"


Каслинское и кусинское литье

Содержание
Введение
1. Предыстория и первые шаги художественного литья
2. Расцвет каслинского художественного литья
3. Кусинское художественное литье
Заключение
Литература
/>Введение
Актуальность данной работы определяется рядом моментов. Впоследние годы отчетливо наблюдается тенденция к возрождениюдекоративно-прикладного народного искусства, прослеживается интерес к его местув культуре всего общества и влияние на эту культуру. Все эти тенденции проходятна фоне общего интереса к историческому прошлому страны, поиску национальнойсамоидентификации и как следствие происходит обращение к культуре русскогообщества немаловажной составляющей которой является и декоративно-прикладноетворчество. В этом плане каслинское чугунное художественное литье, конечно не вполной мере относится к народному прикладному творчеству. Однако несмотря наэто, каслинское литье до сих пор является одной из визитных карточек Урала итрадиции каслинских мастеров являются неотъемлемой частью русской и уральскойнародной культуры.
Во-вторых, в историческом плане история становления иразвития каслинского литья непосредственно связана с история каслинского заводаи, как следствие, с историей металлургического производства уральского региона.В этом плане, история многих художественных промыслов изучена достаточно слабо[1],поскольку обычно уделяется внимание одной из сторон — либо искусствоведческомуанализу, либо истории производства.
Кусинское литье, которому более ста лет, мало уступает вкачестве знаменитому ближайшему родственнику — каслинскому. В советское время вКусе и Каслях выпускали изящные статуэтки, композиции, даже мебель. Разумеется,в ассортименте были бюсты и Сталина, и Ленина. Потом завод, как и большинство,пережил непростые времена. Главной продукцией здесь было и остается котельноеоборудование. А в литейном цехе, рядом с бюстами президента, отливаютсковородки и утятницы, популярные в народе.
/>1. Предыстория и первыешаги художественного литья
Первые художественные отливки из чугуна на Урале относятся кпервым годам XVIII века. Это — типичные для русскойархитектуры тех лет плиты для пола. В Государственном историческом музее (Москва)хранятся чугунные плиты, отлитые в 1702 году. Углы их украшены рельефнымирозетками, а в центре в прямоугольной рамке расположен текст. На уральских заводахотливались также мемориальные и надмогильные плиты, покрытые сплошь текстом,как своеобразным орнаментом[2].Такова, например, плита, относящаяся к 40-м годам XVIIIвека, которая обнаружена в Свердловске и хранится в Свердловском краеведческоммузее. Но плиты для пола, надмогильные и мемориальные плиты не исчерпывают всехвидов чугунного художественного литья в первой половине XVIIIвека. С началом строительства Петербурга явилась необходимость и в иномчугунном литье: решетках, опоясывающих дворцы и каналы, каминах, расположенныхв комнатах новых зданий. Имеются сведения о том, что уже в 1726 году изЕкатеринбурга было направлено в столицу значительное число чугунных решеток. Одновременнос ними отливались на уральских заводах и чугунные камины с «фигурнымистолбиками» — круглыми колонками, поддерживающими карниз камина[3].
Чугунное литье шло не только в новую и старую столицыРоссии, но обильно использовалось и в местной уральской архитектуре.
На Урале в первой трети XIX векапочти на каждом заводе, выпускающем чугун, делаются попытки освоить фигурное идаже художественное литье. Мастера-умельцы отливали ограды, узорчатые гири,чугунную посуду, мебель. Все это делалось зачастую для внутреннего заводскогоупотребления. Не было почти ни одного чугуноплавильного завода, который невыпускал бы, например, чугунной посуды. Немало отливалось ими и чугунныхрешеток.
Ряд русских частных заводов начинает в 20-30-х годах XIX века давать не только монументально-архитектурное литье,но и камерное: небольшие статуэтки, фигуры, рельефы, иконы. Они экспонируютсяна выставках отечественных изделий и пользуются успехом.
Появляется камерное художественное чугунное литье и науральских заводах. Так, на Верх-Исетском заводе отливаются пресс-папье сизображением льва (1827), собачки. Выпускаются художественные изделия наКушвинском, Каменском, Сысертском и других заводах.
Исследователи до сих пор расходятся в датировкахотносительно начала производства художественного литья. Так И.М. Пешковаотносит его к 40-м гг. XIX века[4].В противоположность ей В.М. Свистунов и М. Репин считают датой овладенияхудожественным литьем второе десятилетие XIX века[5].
Действительно, массовое производство литья начинается тольков 40-е гг., но первые попытки изготовления художественного литья на Каслинскомзаводе относятся к перовым годам после войны 1812 г. После того как спалаострая нужда в боеприпасах для армии, на Каслинском заводе, который ещенекоторое время по инерции продолжал выполнять военные заказы, начинаетсяприспособление литейного производства для выпуска мирной продукции. Из «ручныхдоменок» стала производится отливка так называемой опойчатой посуды. Первоеупоминание об этом имеется в рапорте Каслинской заводской конторы от 29 марта1814 г., в котором сообщалось: «г-ну архитектору Малахову отлито триступки с пестиками». В рапортах с 29 марта 1814 года по 10 октября 1815года несколько раз встречаются упоминания об отливке чугунной посуды, плит,печных принадлежностей[6]./>2. Расцвет каслинскогохудожественного литья
Можно с уверенностью сказать: семидесятые годы были временемрасцвета нового вида продукции, утверждающей свое первенство среди множествапредметов бытового назначения, которые уже в шестидесятые годы принесли заводуширокую известность.
Среди кумганов трех видов, катков, малых и большихсковородок, вьюшек, задвижек, противней, кастрюль, азиатских чаш и другихизделий заметное место занимали самые разные художественные статуэтки весомвсего по одному фунту, а то и меньше — предметы, большинство из которых войдетв число непременных наименований заводской продукции на долгие годы.
Успех, сопровождавший появление художественных чугунныхвещей, оказался для владельцев и управителей Каслинским заводом палкой о двухконцах. Спрос на рынках сбыта, широкое признание художественных отливок изчугуна неожиданно породили новые проблемы, решить которые оказалось непросто[7].
Как известно, Каслинский чугуноплавильный ижелезоделательный завод был построен для переделки выплавляемого чугуна насортовое железо. Массовое производство изделий литья, главным образом,различной посуды, идущей на продажу, как было сказано выше, началось в середине40-х гг. для чего и была построена первая вагранка. В 1852 году введена в стройвторая, а в 1861-м — третья. Однако позднее производство бытовых изделий назаводе несколько сократилось, и к 1876 году чугун для художественных кабинетныхвещей выплавляли только две печи.
Художественное литье в общем количестве продукции занимает вэто время небольшой удельный вес. В печатных источниках тех лет можно встретитьтревожные размышления о том, что из-за финансовых соображений невозможно расширитьих ассортимент. Окупались изделия из чугуна только в так называемой русскойпосуде и всевозможных предметах обихода. Другие же отливки вызывали особоеотлаживание производства, требовали дополнительных затрат и усовершенствований,что их удорожало. И хозяева Каслинского завода предпочитали не рисковать. Опасаяськонкуренции на ярмарках, они старались продать свою продукцию на месте ивыпускали наверняка, ту, что оправдывала расходы на производство.
Большую роль в истории каслинского художественного чугунноголитья сыграл скульптор Михаил Денисович Канаев (1830-1880 гг.). Увлеченныйперспективами, которые открывало перед ним чугунное литье, полюбив этот новыйдля него вид искусства, он согласился принять место заводского скульптора.
Приехав в 1876 г. в Касли, М.Д. Канаев оживляет работу повыпуску фигурного литья, мечтая поднять его на более высокий художественныйуровень[8].
Он обращает внимание прежде всего на работу мастеров,стремится пробудить в них художников, привить им сознательное, творческоеотношение к воспроизводимым в чугуне произведениям искусства. Скульпторорганизует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. НоМ.Д. Канаев обращает внимание не только на искусство и точность формовки, но ина тщательность чеканки. С целью поднять ее качество он добивается приглашенияиз знаменитого своей гравюрой на стали Златоуста двух мастеров чеканки, которыестали учителями каслинских чеканщиков. Произошло удивительно удачное слияниедвух видов уральского искусства — чугунного литья и гравюры на стали, котороене могло не повлиять благотворно на дальнейшую судьбу каслинского искусства.
Жанровые сюжеты проникают теперь у Канаева и в произведения,имеющие практическое назначение. Так, на смену подсвечнику «Вакханка удерева» приходит настольный канделябр «Мальчик, играющий в снежки».Такая демократизация сюжета весьма знаменательна не только для самого Канаева,но и для всего каслинского литья.
Вслед за М.Д. Канаевым в Касли прибыл молодой талантливыйскульптор, академик Николай Романович Бах (1853-1885).
Приехав в Касли, Н.Р. Бах застал там почву, ужеподготовленную Канаевым для дальнейшего развития художественного литья. Он неразрушил того, что ему было оставлено в наследство, а, напротив, заботливосохранил, приложив все силы к его дальнейшему всемерному Так же, как и Канаев,Бах стремится укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. Продолжаядело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой,передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке илепке.
Скульптор выполняет модели чернильниц, пресс-папье,подсвечников, которые до сих пор выпускаются заводом и пользуются популярностью.Они мало чем напоминают прежние его работы: в них больше естественности, меткихнаблюдений. Они характеризуют Баха как интересного скульптора-анималиста. Характернойособенностью произведений Баха является то, что они показывают животных и птицв обстановке глухого леса, передают целые сцены их жизни.
М. Канаев и Н. Бах сделали чрезвычайно много для того, чтобыустановить постоянные связи между Каслями и русскими скульпторами, стремилисьпривлечь выдающихся русских ваятелей к. созданию моделей для чугунного литья.
Вообще процесс становления и развития Каслинского литья шелкак бы в двух направлениях. Первое из них — это сам завод с его службами ипроизводственным литейным участком. Второе — коллекционерская деятельностьзаводовладельцев в Санкт-Петербурге. Скульптура малых форм в бронзе, фарфоре,гипсе покупалась в антикварных магазинах Санкт-Петербурга. Причем выкупалиськак правило работы иностранных скульпторов XVIII — первойполовины XIX веков. Они составляли 30-35% моделейКаслинского завода. Среди них особое место занимали художественные отливки изчугуна и бронзы первой половины XIX века Берлинского иГлейвицкого литейных заводов[9].
Триумфом развития каслинского художественного литья сталаВсемирная выставка в Париже в 1900 г. За два года В.Г. Дружининым былиобеспечены новые модели для выставки и организована работа над знаменитымчугунным павильоном (о котором еще будет сказано ниже). В итоге совместнымиусилиями скульпторов, администрации, мастеров было создано поистине уникальноесооружение, которое было удостоено высочайших наград.
В первые годы ХХ века в силу общего кризиса уральскихгорнометаллургических заводов объем выпуска художественного литья на Каслинскихзаводах был уменьшен. Продукция не вывозилась далеко, поскольку себестоимостьее была высока и она не окупалась.
Успеху клодтовских произведений в каслинском художественномлитье немало способствовало и то, что они были выполнены скульптором сблестящим знанием литейного искусства, так как П.К. Клодт владел им всовершенстве. Отливки их в Каслях являют пример органического сочетанияпринципов классической скульптуры и типично каслинской трактовки формы,ювелирной чеканки и отделки.
Каслинский завод выпустил по моделям П. Клодта несколькопроизведений, которые при первом знакомстве с ними неискушенному зрителю кажутсяточными, только маленькими, чугунными слепками хорошо знакомых бронзовыхскакунов, украшающих Аничков мост в Ленинграде. Однако, в них присутствуюттакие черты и детали, которых нет в их монументальных аналогах. Только одна изкаслинских групп почти точно совпадает с первой группой на Аничковом мосту, гдеконь совершенно покорен воле водителя.
В других же есть свои отклонения. Сравнивая чугунныескульптуры каслинского литья и замечательный ансамбль Аничкова моста, заметно,как изменения в деталях, движениях, поворотах и т.д. привели к иномувнутреннему содержанию, нежели то, которое было заключено в бронзовыхмонументах.
Во второй половине XIX века, когда вРоссии начинается расцвет реалистического искусства, в творчестве рядаскульпторов усиливаются реалистические тенденции, мотивы бытового жанра. Этитенденции ясно ощущаются и в произведениях Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха.
Композиционная сложность работ Лансере не могла не увлекатьформовщиков и чеканщиков. Она требовала высокого художественного ипрофессионального умения, тревожила самую душу мастеров. Произведения Лансереполны движения, частью бурного, порывистого, иногда плавного и спокойного. Онихорошо построены пространственно, имеют красивую сквозную структуру. Работаянад ними, мастера-каслинцы сумели успешно и всесторонне выявить качества чугунакак материала скульптуры, и их отливки не уступали бронзовым, В чугуненеобыкновенно пластически ясно и четко выходили тела животных, напряженныемускулы горячих скакунов, до осязаемости убедительно передавался мех, тяжелыескладки одежды, развевающиеся гривы, хвосты коней.
Созвучны работам Е. Лансере и произведения его учителя Н. Ли-бериха(1828-1883). Касли отливали главным образом его анималистические произведения:«Охота на медведя», «Медведица», «Убитый кабан»,«Медведь на задних лапах», «Собака-пойнтер» и др. Изжанровых его работ заводом была выпущена скульптура «Крестьянка с граблямина лошади». Немалый интерес представляют небольшие работы Н. Либериха,передающие охотничьи сцены («Охота на медведя») или отдельныхживотных. К числу последних относится «Медведица», «Собака-пойнтер»и др. «Собака-пойнтер» изображает красивого сильного пса, лежащего,должно быть, в ожидании хозяина. Аналогичная по названию, другая статуэткапоказывает пойнтера на охоте. Обе эти работы решены просто и естественно, в нихвидно прекрасное знание повадок животных, их «психологии», умениепередать строение их тела.
Одновременно с произведениями русских скульпторов в Касляхвыпускалось литье и по заграничным моделям. Особенно их приток усилился в концеXIX — начале XX веков.
К наиболее известным в каслинском литье работам иностранныхскульпторов принадлежат статуэтки, изображающие Дон-Кихота и Мефистофеля,созданные французским скульптором Готье. К удачным приобретениям завода нужноотнести и модели другого французского скульптора — Мена (1810-1879). В Касляхотливали его анималистические произведения: «Кабан, затравленный собаками»,«Собака со щенятами», «Козел» и др.
В последней трети XIX века втрадиции каслинского художественного литья усиливаются народные,демократические тенденции, что связано с творчеством таких выдающихся мастеровкак Н.С. Тепляков, В.Ф. Торокин, учениками Торокина — Д.И. Широковым и К.Д. Тарасовым.Помимо того, что они были талантливыми формовщиками и копиистами, славятся и ихскульптурные работы. Среди них наиболее известны «Старуха с прялкой»,«Литейщик на работе», «Крестьянин на пашне» «Углевоз»В.Ф. Торокина, «Старуха на сборе грибов» Д.И. Широкова, «Крестьянскиесани» К.Д. Тарасова. В этих работах отражены образы простого заводскогонарода, их повседневного окружения. Несмотря на некоторый примитивизм образов,они глубоко передают суть простого работного населения Каслинского завода[10].
Как бы ни были замечательны сюжетные произведения, портреты,статуэтки каслинского литья, выполненные по моделям известных скульпторов инародных мастеров, они не могут, однако, исчерпать всего многообразия чугунноголитья.
Говоря о нем, нельзя забывать бытовое литье, предназначенноене только для украшения быта, но и для практического использования в житейскомобиходе. Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которыечасто встречаешь в квартирах — все это произведения искусства, в них многосвоеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства.
Некоторую часть чернильниц, подсвечников, пепельниц и т.д. необходимовыделить из общей массы бытового литья и рассмотреть отдельно. Это следуетсделать, прежде всего потому, что в них в значительной степени усиливаютсядемократические мотивы. Они более реалистичны и жизненны. Другая отличительнаячерта подобных изделий — возросшая роль в них объемной скульптуры. Вот почемуони подчас занимают промежуточное место между вещами утилитарного назначения исамостоятельными композициями, статуэтками. Они подкупают разнообразнымиспользованием и круглой скульптуры, и сквозного ажура, и рельефа.
В Каслях, как и на ряде других уральских заводов,выпускалось немало чугунного архитектурного литья. Каслинский завод и поколичеству и по качеству этой продукции занял одно из центральных мест в России[11].
Широкое применение в строительстве, особенно на Урале, нашлиразнообразные чугунные колонны
Большой спрос у населения находили чугунные дверки дляпечей, плит и т.д. При всей, казалось бы, прозаичности подобных изделийКаслинский завод сумел придать им черты настоящих произведений искусства,сохраняя высокий уровень своей художественной культуры. Часто использовалисьдля украшения печных дверок мотивы рельефов высокого классицизма: маски львов,щиты, связки ликторских копий, характерный цветочный орнамент этой эпохи и т.д.Все это явилось своеобразным откликом каслинского литья на увлечениеархитектурой классики, которое проявилось в русском зодчестве начала XX столетия.
Наряду с плитами, колоннами и печными дверками один изважнейших разделов каслинского литья составляли камины. По декоративномуоформлению камины отличались редким богатством выдумки, неистощимостью фантазиихудожников. Они выпускались в Каслях и сравнительно небольших размеров, имассивные, со сложным украшением. Часто использовались пышные орнаменты бароккои изящно вычурного рококо.
Перед каслинскими каминами обычно устанавливались художественнооформленные подставки для каминных щипцов, кочерги и других предметов. Взависимости от форм камина менялись и подставок представляя иногда собоюсюжетно-декоративную группу.
Одним из излюбленных мотивов часто повторяющимся иварьирующимся, был мотив: пересекающихся кругов. В верхней и нижней частирешетки вился меандр, а центральная лента была заполнена пересекающимисячугунными кругами, как бы закрепленными в мест пересечения розетками.
Каслинские решетки опоясывали сады, разросшиеся парки. Дляпарков и садов отливались также вазы больших размеров. Значительная часть ихнапоминает традиционные формы «мейичи», которые лежали и в основемраморных, малахитовых, лазуритовых ваз. Часто, например, на вазе давалось рельефноеизображение растительного орнамента, маски льва и т.д.
Особого упоминания заслуживает чугунный правильноизготовленный для Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Однако этот павильон дляПарижской выставки был не первым в истории каслинского искусства. На заводехранятся фотографии чугунного павильона, отлитого ранее для Всероссийскойхудожественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Насколькоможно судить по фотографиям, нижегородский павильон — это большое, сложноесооружение, состоящее из значительного числа красивых, отдельно отлитых деталей.Автором эскиза его был архитектор А.И. Ширшев.
Каслинский павильон 1900 года представлял собою новый шагвперед. Он был отлит из большого числа деталей, которые собирались при помощивинтов на заранее установленном каркасе. Стены его были то ажурными, тоукрашались барельефами с изображением сказочных птиц, различных фантастическихорнаментов, древних парусных кораблей. Под ажурные узоры был подведен цветнойбархат.
Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого орнамента былизаимствованы из искусства Византии и древней Руси — здесь и типичныеорнаментальные плетенки, и драконы, и т.д.
Велико было количество и мелких деталей, накладывавшихся насобранные уже стены павильона. Но неся декоративную службу, детали павильонаимеют и вполне самостоятельное сюжетное и смысловое значение.
Детали для павильона отливались и в 1898 и в 1899 годах. Надними работали лучшие мастера завода. В. Кузнецов формовал круглые колонны,покрытые плетеным узором, В. Тимофеев — маленькие рельефные медальончики, А. Мочалини Н. Тепляков — рельеф, изображающий орла среди растительного орнамента. Тот жеА. Мочалин формовал и ажурный бордюр, идущий по самому верху павильона; Н. Теплякови О. Самолин — сложный горельеф с изображением вещих птиц, Н. Тепляков — ажурныйрельеф плывущего корабля и т.д.
Каслинский павильон заслуженно получил высшую наградуПарижской Всемирной выставки.
Таким образом, 70-гг. XIX века иначало ХХ века являются наивысшим расцветом каслинского художественного чугунноголитья. Именно в это время формируются классические образцы каслинской круглойскульптуры, оформляется основной ассортимент продукции, оттачивается мастерствочеканщиков и формовщиков. Каслинское литье получает всемирное признание иизвестность./>3. Кусинскоехудожественное литье
Златоуст, старейший в горнозаводской зоне город, вырос наместе поселка при Косотурском железоделательном заводе, в 160 км к 3ападу отЧелябинска. В 1754 в живописной котловине у подножия горы Косотур, в местеслияния рек Ай и Тесьма, тульским промышленником И.П. Мосоловым заложенжелезоделательный, чугунолитейный и медеплавильный завод, который был названЗлатоустовским (по имени святого Иоанна Златоуста). В 1773-74 рабочие заводаприняли участие в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева. С1811 — центр Златоустовского горного округа, включавшего Златоустовский,Саткинский, />/> Кусинский />,Артинский и Миасский заводы. В 1815 была построена оружейная фабрика,специализировавшаяся на производстве холодного оружия (первыми мастерами былиоружейники из германии города Золингена), в 1857 — сталелитейная фабрика, накоторой из обуховской стали были отлиты первые в России стальные пушки (одна изних на испытаниях в 1860 выдержала 4017 выстрелов); производство пушекпросуществовало недолго — из-за сложности вывоза готовых изделий. С 1865 — город,центр Златоустовского уезда.
С начала 19 века 3латоуст является центром художеств,гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель,шпаг, кортиков и др.). Ныне в технике гравюры на стали выполняются различныекомпозиции на стальных пластинах (декоративные панно, сувениры), золотой исеребряной насечкой украшают подарочное оружие и другое. В 3латоусте — филиалЧелябинского технического университета. Драматический театр. Краеведческиймузей (основанный в 1825 как Музей Горного округа; коллекции: минералогическая,холодного украшенного оружия, гравюры на стали, />/> чугунное/> />/> художественное /> />/> литье />).
Жилые кварталы размещены преимущественно на склонах гор. Сохранилсяуникальный ансамбль заводских зданий первой половины 19 века в стиле позднегоклассицизма, в том числе здания Оружейной фабрики (архитекторы И.И. Свиязев, Ф.А.Тележников), Арсенала (архитектор А.И. Постников, с 1988 — Музейметаллургического завода), бывший дом горного начальника, где жил П.П. Аносов (ныне- Краеведческий музей).
Куса, районный центр в Челябинской области, возник в связисо строительством в 1778 чугуноплавильного завода, где производили чугунноелитье и чугунные снаряды и другое. Позднее зародилось />/> чугунное/> />/> художественное /> />/> литье />. Изделия />/> кусинского /> заводауспешно конкурировали с каслинскими, многие выполнялись по одним и тем жемоделям скульпторов Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, Н.Р. Баха и других (/>/>кусинскоехудожественное литье получило серебряную медаль на выставке в Стокгольме в 1897и золотую в Милане в 1906). Город — с 1943. В современной Кусе: заводы — машиностроительный(топки, экономайзеры, дробилки, насосы) и точных технических камней (часовые иприборные камни и другие). Музей художественного литья. В районе — лесозаготовки;добыча железной руды, разработки мрамора.
Первоначальной продукцией Кусинского машиностроительного заводабыли металлы, простейшие орудия труда, принадлежности для сельского хозяйства изаводского строительства — скобы, крючья, засовы, обручи, топоры, полозья.
На протяжении девятнадцатого столетия завод изготовлялчугун, боеприпасы, тонкостенное посудное литье, гарнитуру для бытовых печей. Сконца тридцатых годов 20 века окончательно определилась специализацияпредприятия — производство энергетического оборудования.
Сегодня в номенклатуре завода — чугунные экономайзеры,механические топки для котлов малой и средней мощности, золоуловители и др. оборудование.Почти ни одна стройка не обходится без водоотливных центробежных насосов,выпускаемых заводом.
ОАО «Кусинский литейно-машиностроительный завод», входящеев состав отрасли энергетического машиностроения, постоянно совершенствуеттехнический уровень своего производства, сотрудничая со многими отраслевымиинститутами.
Сейчас в антикварной продаже мы можем встретить оченьнеплохие, сточки зрения технического исполнения, современные повторы старогокаслинского и кусинского литья. Используя высокотехнологичный методцентробежного и вакуумного литья, анонимный производитель добивается точнойпередачи всех художественно-пластических особенностей русского «кабинетного»литья из чугуна с сохранением его старых клейм. И только профессиональноезнание исторического материала и хронологии сигнатуры заводских клейм и ихтипов, принципов и места их размещения на предмете, своеобразная «насмотренность»глаза специалиста помогут отличить подлинник от его искусной современнойимитации и избежать ошибки при покупке антикварного изделия.
Широкую известность заводу принесло производство не толькоэнергетического оборудования, но и товаров народного потребления — художественныхизделий и чугунной эмалированной посуды.
В настоящее время широкое распространение получилоархитектурно-художественное литье: декоративная изгородь для оформления парков,скверов, автомобильных стоянок; элементы оформления экстерьера и интерьеразданий; декоративные столбы из чугуна для освещения городов. На предприятиипостоянно идет процесс обновления продукции, с учетом потребительского спроса иусловий рынка разрабатываются более совершенные изделия.
/>Заключение
История развития непосредственно Каслинского и Кусинского завода,в целом проходит те же этапы, что и остальные казенные и частновладельческиегорные металлургические заводы Урала. Но вместе с тем и обладают своейспецификой.
На первом этапе развития удачное географическое положение,обеспеченность рудой и топливом, а также решение проблем с трудовыми ресурсамипозволили к началу XIX превратиться в достаточно мощныепредприятия.
Итогом развития в первом периоде стало освоение практическивсех технологий чугунолитейного и железоделательного производства, кроме того,наметилась тенденция к специализации на литейном производстве. Вместе с темзавод значительно отставал по уровню технического оснащения и развития (впрочем,как и все Уральские заводы) от мирового уровня.
/>Литература
1. Борохов В. Забытая живинка // Урал, 2008, № 12
2. Галайбо Н. Старое каслинское литье // / Художник, 2001, № 9
3. Гилев А.С. Состояние и активные проблемы каслинского литья // Творческиепроблемы современных народных художественных промыслов. Ленинград «ХудожникРСФСР», 1981
4. Дик И. Твоих оград узор чугунный // Автограф, 2008, №5
5. Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М., «Машинострой»,2004
6. Об искусстве литья и литейщиках. Киев, 1986
7. Петриченко А.М. Искусство литья. Москва «Знание» 1975
8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Москва, 1984
9. Свистунов В.М. К вопросу об истории и технологии художественного литьяиз чугуна // Красное знамя, 1991, 6-25 апреля
10. Смирнов В.И. Художественный чугун. Литье мастеров каслинского завода // ТрудыУральского политехнического института. Екатеринбург, 1959, № 89
11. Турббн В. Новые горизонты каслинского литья // Красное знамя, 1989, 4апреля
12. Художественный металл Урала XVIII-XIX веков Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.