Основные понятия информации. Адекватность информации. Информация – сведенья об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенность, неполноту знаний. Наряду с информацией часто используют понятие «данные». Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые ко каким-либо причинам
не используются, а только хранятся, тогда используемые данные являются информацией. При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями. Адекватность информации – это определенный уровень соответствия, создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу или явлению.
Адекватность информации может выражаться в трех формах: 1, Синтаксическая – отражает формально-структурные характеристики информации, не затрагивая ее смыслового значения. На этом уровне учитываются Тим носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки данных. 2, Семантическая (смысловая) – определяет степень соответствия самого объекта и образа объекта и предполагает учет только смыслового содержания информации.
3, Прагматическая (потребительская) – отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации, только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Классификация информации по разным признакам По месту возникновения По стабильности По стадии обработки
По способу отображения По функциям - входная; - выходная; - внутренняя; - внешняя. - постоянная; - переменная. - первичная; - вторичная; - промежуточная; - результативная. - текстовая; - графическая. - плановая; - нормативно-справочная; - учетная. Любое постоянство условно По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. Плановая – информация о параметрах объекта управления на будущий период.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативы справочных данных, обновление которых происходит довольно редко. Учетная информация – характеризует деятельность фирмы за определенный пройденный период времени и необходим для корректировки плановой информации, анализу и принятию решения по эффективности работ. Информационные системы Информационные системы – совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Структура ИС Подсистема – часть информационной системы, выделенной по какому-либо признаку. Процессы в ИС любого назначения можно представить в виде схемы, состоящей из блоков: 1. Ввод информации из внешних или внутренних источников; 2. Обработка входной информации и представление ее в удобном виде; 3. Вывод информации, для представления потребителям или передачи в другую систему 4.
Обратная связь – информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации Подсистемы ИС Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документациям на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляет: 1. ПК любых моделей; 2. Устройства сбора, накопления, обработки, передачи и выдачи информации;
3. Устройства передачи данных и линии связи; 4. Оргтехника и устройства автоматического съема информации; 5. Эксплуатационные материалы. Программное и математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также для нормального функционирования комплекса технических средств. К ним относятся: 1. Средства моделирования процессов управления;
2. Типовые задачи управления; 3. Методы математического программирования, математической статистики и т.п. 4. В состав ПО входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документирования, схем информационных потоков, циркулирующих в организациях, а также методология построения БД. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании
и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования: 1. К унифицированным системам документации; 2. К унифицированным формам документов различных уровней
управления; 3. К составу и структуре реквизитов и показателей; 4. К порядку внедрения ведения и регистрации унифицированных форм документов. Однако, несмотря на существующие унифицированные системы документации, при обследовании больших организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков: 1. Чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
2. Одни и те же показатели часто дублируются в разных документах; 3. Работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач; 4. Имеются показатели, которые создаются, но не используются. Поэтому, устранение указанных недостатков является одной из задач при создании ИО. Схема информатизации потоков отражает маршруты информации и ее объемы места возникновения первичной
информации и использование результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать всей системы управления. Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объекты информации и провести ее детальный анализ, обеспечивают: 1. Исключение дублирующей и неиспользуемой информации; 2. Классификацию и рациональное предоставление информации.
При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления к каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется. Методология построения БД Базируется на теоретических основах их проектирования. Приведем основные ее идеи: 1. Обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью: - Понять специфику и структуру ее деятельности; - Построить схему информационных потоков; -
Проанализировать существующую систему документооборота; - Определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов с параметров, характеристики, описывающих их свойства и назначения. 2. Построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на первом этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами.
Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана БД. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Организационное обеспечение реализует следующие функции: 1. Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться
ИС и выявления задач, подлежащих автоматизации; 2. Подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; 3. Разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методология решения задач, направленных на повышение эффективности системы образования.
Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на первом этапе построения БД. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. Классификация ИС Классификация по масштабу: 1. Одиночные
ИС; 2. Групповые ИС; 3. Корпоративные ИС. Одиночные ИС – реализуется на автономных ПК и сеть не используется. Эта система содержит несколько простых приложений, рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих во время одно рабочее место. Групповые ИС – ориентированы на коллективного пользователя, чаще всего строится на базе
ABC; при разработке таких приложений используются БД SQL-серверы. Корпоративные ИС – являются развитием для рабочих групп, ориентированных для крупных компаний и могут поддерживать территориально-разногенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких сетей характерна клиент-сервер. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы
БД, что при разработке групповых ИС. По способу организации 1. Система на основе архитектуры файл-сервер; 2. Система на основе клиент-сервер; 3. Система на основе многоуровневой архитектуры; 4. Система на основе Internet-технологий. 1. Файл-сервер Файлы хранятся на сервере и доступны только для чтения, обработка всех данных происходит на локальных
местах. Чем больше локальное место, тем большая вычислительная мощность системы требуется. Основной недостаток – трудность в обеспечении целостности. 2. Клиент-сервер Использует сервер БД, которая обеспечивает целостность данных, в основном это двухуровневая система, к которой клиент обращается к услугам сервера. 3. Многоуровневая архитектура Существует трехуровневая организация клиент-сервер; используется сервер-
приложение, выделенный отдельно или работающий на том же сервере БД, исполняя часть клиентского приложения и серверного приложения. Многоуровневая архитектура распределения приложений позволяет повысить эффективность работы корпоративных ИС. Классификация ИС по сфере применения 1. Система обработки транзакций; 2. Система принятия решений; 3. Информационно-справочная система;
4. Офисные ИС. Транзакция – последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. Система обработки транзакций делится на пакетные и оперативные. Информационно-справочные системы основаны на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие системы получают в Интернете. Офисные ИС предназначены для перевода бумажных документов для перевода бумажных документов в электронный,
автоматизации делопроизводства и управления документом оборота. Классификация по признаку структурированности При разработке ИС возникают проблемы, связанные с формированием математических и алгоритмических задач от степени формализации зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определенной степенью участия человека при принятии решения на основе полученной информации.
Чем точнее математическое описание, тем выше возможность компьютерной обработки и меньше степень участия человека. Различают 3 типа задач, для которых разрабатывают ИС: 1. Структурированные – это задача, где известны все элементы и взаимосвязи между ними. 2. Неструктурированные – это задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. 3. Частично структурированные – это объединение 1-й и 2-й задач.
В структурированной задаче можно установить точный алгоритм решения задач. Области применения ИС 1) Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно технических новшеств. С помощью ИС в производстве происходит: А) Планирование объема работ и разработка календарных планов. Б) оперативный контроль и управление В) Анализ работы оборудования
Г) Участие в формировании заказов Д) Управление заказами 2) Система маркетинга включает в себя: А) Анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции Б) Анализ продаж В) Организацию рекламной компании по продвижению продукции В) Анализ и установка цен Г) Учет заказов Решение большинства этих задач можно формализовать 3) Финансовые или учетные системы А) Управлении пакетом заказов
Б) Управление предметной политикой В) Разработка финансового плана Г) Финансовый анализ прогнозирования Д) Контроль бюджета Е) Бух учет 4) Система кадров А) Анализ и прогнозирование потребности в трудовых кадрах Б) Ведение архивов, записей о персонале В) Анализ и планирование подготовки кадров 5) ИС офисной обработки Основная цель – обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение
канцелярского труда. Они используются работниками средней квалификации. 6) ИС обработки знаний, в том числе экспертные системы, объединяют в себе знания необходимые инженерам юристам ученым при разработке и создании нового продукта. Существуют специализированные рабочие, организации по инженерному и научному проектированию, позволяют обеспечить высокий уровень разработок. 7) ИС для менеджеров среднего звена.
Используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, т.е. постоянного слежения, контроля принятия решения и администрирования. Основные функции этих ИС: А) сравнение текущих показателей с прошлыми Б) Создание периодических отчетов и тд. 8) Управленческие ИС имеют небольшие аналитические возможности : А) Используются для поддержки решения структурированных
и частично структурированных задач. Б) Опираются на существующие данные и их потоки внутри организации 9) Системы поддержки принятия решений. Обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать за раннее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями и имеют следующие характеристики : А) Обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно спрогнозировать Б) Позволяют легко менять постановки задач и выходные данные
В) Отличаются гибкостью и тд. 10) Стратегические ИС обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических целей, развитие организации. 11) Советующие ИС. Вырабатывают информацию которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. 12) ИС управления технологическим процессом. Используется при организации поточных линий, изготовление микросхем на сборке и тд.
13) ИС автоматизированного проектирования САПР. Предназначен для автоматизации функции инженеров, проектировщиков, конструкторов, архитекторов. 14. Интегральные (Корпоративные) – используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем затруднительно, т.к. требуют системный подход с позиции главной цели (например, получение прибыли, завоевание рынка сбыта). Такой подход может привести к существенным изменениям в
самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий. Понятие проекта Проект – изменение отдельной системы с четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта. К проекту устанавливаются требования к: срокам, результатам, расходованию средств и ресурсов и к организационной структуре. Отличительные признаки: 1. Изменчивость – целенаправленное изменение или перевод системы из существующего состояния в желаемое,
описываемое в терминах целей проекта; 2. Ограниченность конечной цели; 3. Ограниченность продолжительности; 4. Ограниченность бюджета (финансы); 5. Ограниченность ресурсов; 6. Комплектность – наличие большого числа факторов, которые влияют на результат проекта; 7. Правовое и организационное обеспечение. Создание специальной организационной структуры на время реализации проектов.
Планирование и управление проектами являются динамическими процессами, поэтому система управления проектами должна быть достаточно гибкой. Схема: Управление, Технические требования, ресурсы, целевое финансирование, Возмещающее воздействие – в «Проект»; Результат – из «Проекта». С точки зрения теории систем управления проект должен быть наблюдаемым и управляемым. Свойство наблюдаемости: Выделяются некоторые характеристики, по которым можно контролировать ход выполнения
работ по проекту. Свойство управляемости: Необходимые механизмы своевременного воздействия на ход реализации проекта. Актуально в условиях неопределенности и изменчивости предметной области. Для анализа хода реализации проекта существует ряд характеристик: 1. Объем работ 2. Сроки выполнения 3. Себестоимость 4. Экономическая эффективность 5. Социальная и общественная значимость проекта.
Классификация проектов Проекты могут быть классифицированы по различным признакам: 1. Класс проекта 2. Тип проекта 3. Масштаб проекта 1. Класс проекта определяется по составу: Монопроект – это отдельно взятый проект, который может быть любого типа и масштаба. Мультипроект это комплексный проект, который состоит из нескольких монопроектов и требующий применения многократного управления. 2. Тип проекта – определяется по сферам деятельности в которых
осуществляет проект. Он бывает: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. Разработка информационных систем относится к техническим проектам, которые имеют следующие особенности: 1. Главная цель четко определена, но отдельные цели дополнительно уточняются по мере достижения частных результатов. 2. Сроки завершения и продолжительности проекта определены заранее. Желательно их точно соблюдать, хотя иногда их легче корректировать в зависимости от получения промежуточных
результатов и общего процесса проекта. 3. Масштаб проекта – определяется по размерам бюджета и количеству учатников. Бывают: мелкие, малые, средние, крупные. Можно рассматривать масштаб проекта в более конкретной форме: Отраслевые, Корпоративные, Ведомственные, Проекты одного предприятия. Этапы проекта Основные этапы проекта: 1. Формирование концепции;
2. Разработка технического задания; 3. Проектирование; 4. Разработка проекта; 5. Ввод системы в эксплуатацию. 1. Формирование концепции Концептуальная фаза состоит из следующих основных работ: - Формирование идей; - Постановка целей; - Изучение требований заказчика; - Сбор исходных данных и анализ существующего состояния; -
Определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов; - Сравнительная оценка альтернатив (конкурс); - Представление предложений, их экспертиза и утверждение. 2. Разработка технического задания Основные работы: - Разработка содержания проекта; - Разработка и утверждение технического задания; - Планирование структурной модели проекта; - Разработка календарных планов; -
Подписание контракта. 3. Проектирование На этом этапе определяются подсистемы, из взаимосвязи, выбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использование ресурсов. 4. Разработка проекта На этой стадии производится контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование и основные виды работ, выполнение подготовки и внедрению системы; контроль и регулирование показателей проекта. 5. Ввод системы в эксплуатацию.
На этом этапе производятся испытания, опытная эксплуатация систем в реальных условиях. Основные виды работ: • Комплексное испытание; • Сопровождение; • Поддержка; • Подготовка кадров; • Сервисное обслуживание; • Закрытие работ по проекту. Жизненный цикл ИС ЖЦИС – представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
По международному стандарту ISO/IEC 12207 ЖЦИС основывается на трех основных группах: 1. Основные процессы жизненного цикла: a. Процесс приобретения – определяет действия предприятия-покупателя, приобретающего ИС, программный продукт или ПО; b. Процесс поставки – определяет действия предприятия-поставщика, снабжающего покупателя системы; c. Процесс разработка – определяет действия разработчика, который разрабатывает
ИС; d. Процесс функционирования – определяет действия оператора, обеспечивающего обслуживание системы в целом в процессе ее функционирования в интересах пользователя; e. Процесс сопровождения – определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта; 2. Вспомогательные процессы ЖЦИС – это процессы эксплуатации и сопровождения: a. Процесс решения проблемы; b. Процесс документирования – наличие описания системы в целом и ее
ПО; c. Процесс управления конфигурацией – организационное правовое обеспечение и контроль работы ПО; d. Процесс обеспечения качества – включает в себя верификацию, аттестацию, совместную оценку и аудит. e. Процесс верификации Верификация – возможность определить на всех стадиях ЖЦ, отвечает ли текущее состояние разработки требованиям данного проекта. f. Процесс аттестации – тестирование системы, которое проводится для обеспечения процесса верификации.
g. Процесс совместной оценки заказчиком и разработчиком соответствия АИС представленным перед ее разработкой целям, а также ее эффективности и функционирования. h. Процесс аудита – совместный процесс получения оценки объективных данных о текущем состоянии АИС, действиях и событиях, происходящих в ней, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям (эффективность, значимость), и предоставляющий результаты заказчику.
Аудит проводят аудиторы ИС – независимые специалисты. 3. Организационные процессы ЖЦИС – обеспечивают организацию деятельности по создантю, эксплуатации и сопровождению АИС: a. Управление проектом – клонирование и организация работ, создание коллективов разработчиков, контроль за качеством и сроками, ТО и ОО включает выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта, разработку методов и средства
испытания ПО; обучение персонала. b. Процесс создания инфраструктуры проекта АИС – формирование концептуальной основы функционирования проектирования АИС. c. Процесс усовершенствования АИС – проводится персоналом организации, разработавшей ее и ответственной за модернизацию и сопровождение данной ИС. d. Процесс обучения персонала организации, эксплуатирующей АИС, работе с ней. Модель «Сущность-Связь» Принципы преобразования концептуальной модели в физическую:
1. Каждая сущность преобразуется в таблицу, имя сущности становится именем таблицы; 2. Каждый атрибут сущности становится столбцом таблицы с тем же именем, уточняется лишь тип данных и выбирается более точный формат; 3. Идентифицирующие атрибуты становятся первичными ключами; 4. Связи 1-1 и *-1 становятся внешними ключами 5. Для первичного и внешних ключей создаются индексы; 6.
Для связи *-* создаются таблицы, столбцами которой являются уникальные идентификаторы связываемых таблиц, но в самой таблице они будут внешними ключами. Модель ЖЦ зависит от спецификации ИС и условий, в которых она создается и функционирует. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 основные модели ЖЦ: каскадная («водопад») и спиральная. Сущность – это виртуальный или реальный объект, который имеет
существенное значение для рассматриваемой предметной области. Свойства 1. Иметь уникальный идентификатор (1ий ключ). 2. Содержать 1 или несколько атрибутов, либо унаследовать их через связи. Связь – это соединения 2-х сущностей, с установкой привилегии. Атрибут является характеристиками. ER-модель, ED-диаграмма.
Поскольку моделирование предметной области базируется на использовании графической диаграммы. В связи с наглядностью представления концептуальных схем БД. ER-модель получили широкое распространение в CASE-технологиях, предназначенного для автоматизированного проектирования БД. Структура ЖЦ ЖЦ можно разбить на ряд стадий: 1. Стадия анализа и планирования требований. Самая важная стадия, поскольку на ней закладываются основные
свойства разрабатываемого продукта и выполняются следующие работы: a. Определяются функции, которые должна выполнять разрабатываемая ИС; b. Определяются наиболее приоритетные функции, требующие разработки в первую очередь; c. Проводится описание Информационных потребностей; d. Ограничивается масштаб проекта; e. Определяются временные рамки для каждой из последующих фаз.
Результатом стадии будет список функций разрабатываемой ИС с указанием их приоритетов и предварительные функциональные и информационные модели системы. 2. Уточнение АИС закладывающее основу для последующих стадий. На этой стадии АИС начинает существовать в форме детальной модели, описывающей все ее свойства. Состав работ этой стадии: a. Анализ моделей, построенных на первой стадии; b.
Корректировка моделей при необходимости; c. Детальное рассмотрение каждого процесса системы; d. Определение количества функциональных элементов системы; e. Разделение системы на ряд подсистем; f. Определение набора, необходимой документации. Результатом стадии будет: общая информационная модель системы; функциональные модели системы в целом и подсистем реализуемых отдельными командами разработчиков; точное определение интерфейса; прототипы
экранов диалогов и отчетов. 3. Этап конструирования – реализация системы на программном уровне. На этом этапе необходимо: a. Определить необходимость распределения данных; b. Производить анализ использования данных; c. Произвести физическое проектирование БД и программных модулей АИС; d. Определить требования к аппаратным ресурсам; e. Определить способы увеличения производительности; f.
Завершить разработку документации проекта. Результатом будет готовая ИС, удовлетворяющая всем требованиям заказчика. 4. Стадия перехода – пуск в эксплуатацию и обслуживание программного продукта организацией-разработчиком. Виды работ: a. Установка и настройка готовой АИС на рабочее место заказчика; b. Обучение пользователей работе с АИС. Последней стадией
ЖЦАИС является изъятие метериально и морально устаревшей АИС из эксплуатации. Модели ЖЦ Моделью ЖЦИС называется структура, которая определяет последовательность осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении всего ЖЦИС, а также взаимосвязи между ними. Для моделирования и проектирования БД используются концептуальные модели предметной области:
1. Объектно-ориентированные, в которых сущности реального мира представляются в виде объектов, а не записей реляционных таблиц. 2. Семантические (смысловые), отражающие значения реальных сущностей и отношений. Концептуальное моделирование БД на основе семантических моделей поддерживаются во всех CASE средствах. Цели семантического моделирования – обеспечение наиболее удобных для человека способов сбора и предоставления информации. Основные элементы семантической модели:
1. Сущность; 2. Связи между ними; 3. Свойства (атрибуты). Каскадная модель Данная модель широко использовалась в 70-80-х гг. Эта модель предусматривает последовательную организацию работ, причем переход с одного этапа на другой происходит только после того, как будут полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации.
Достоинства: 1. На каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, а на заключительном этапе разрабатывается пользовательская документация, охватывающая все виды обеспечения ИС (ПО, ТО, ОО…); 2. Т.к. этапы выполняются последовательно, то есть возможность спланировать сроки завершения и соответствующие затраты; Недостатки: 1. Задержка получения результатов  Обычно это считается главным недостатком, т.е. несоответствия
требованиям заказчика могут возникнуть на любом этапе, то возникает необходимость возвращаться, тем самым задерживая результат. Искажения могут возникнуть на любом этапе в связи с тем, что разработчики (проектировщики, аналитика) далеки от предметной области разрабатываемой ИС, а также из-за внутренней несогласованности или полноты, поскольку за время разработки некоторые данные могут устареть. 2. Возврат на более ранние стадии 
При ошибках, допущенных на ранних стадиях, но обнаруженных позднее возникает необходимость возврата проекта на более ранние этапы, следовательно срывается график работ, возникает необходимость дополнительного финансирования. 3. Невозможность параллельного ведения работ  Поскольку работа над проектом строится в виде цепочки, то нельзя рампараллелить работу, следовательно не экономия используемого времени, средств, трудно вносить изменения в проект.
4. Информационная перенасыщенность  Она возникает вследствие сильной зависимости между различными группами разработчиков, когда система состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем. Необходимо синхронизировать внутреннюю документацию. 5. Сложность управления проектом  Одна группа разработчиков должна ожидать результатов работы других, а для согласования сроков работы и состава передаваемой документации требуется административное
вмешательство. 6. Высокий уровень риска  Из-за ошибок и изменений в предметной области возникает необходимость возврата на доработку, следовательно процесс разработки может зациклиться и не дойти до последнего этапа, поэтому сложные проекты, разрабатываемые по каскадной модели имеют повышенный уровень риска. 7. Конфликт между разработчиками. Спиральная модель
Спиральная модель предполагает итерациональный процесс разработки. При этом возрастает значение начальных этапов ЖЦ. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждая операция представляет собой законченный цикл разработки, который приводит к выпуску внешней или внутренней продукции от итерации к итерации совершенствуется система.
Каждый виток спирали соответствует созданию версии или фрагмента программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяются его качества, планируются работы следующего витка спирали. На каждой интеграции углубляется и конкретизируются детали проекта в результате выбирается обоснованный вариант. Использование спиральной модели позволяет осуществлять переход на следующий этап не дожидаясь завершения работы на текущем, а недоделанная работа выполняется на следующем этапе.
Главная задача каждой итерации: как можно быстрее создать работоспособный продукт, который можно показать пользователям системы. Достоинства: 1. Упрощает внесение изменений при необходимости или требованию заказчика; 2. Отдельные элементы ИС интегрируются в единое целое постоянно, т.к. начинается с меньшего количества элементов; 3. Уменьшение уровня риска [схема]; 4. Обеспечивает большую гибкость в управлении проектом, поскольку дает возможность вносить тактические
изменения в разрабатываемое изделие; 5. Упрощает повторное использование компонентов. Это происходит из-за того, что гораздо проще выделить общие части проекта, когда они уже частично разработаны; 6. позволяет получить более надежную и устойчивую систему. По мере развития системы мы исправляем ошибки и вносим изменения; 7. Позволяет совершенствовать процесс разработки.
Недостатки: 1. Основная проблема определения момента перехода на следующий этап. Методология и технология разработки ИС Методология создания ИС заключается в организации процесса создания ИС и обеспечении управления этим процессом. Основные задачи методологии: 1. Обеспечение создания ИС, отвечающих целям и задачам предприятия и соответствующим предъявленным к ним требованиям;
2. Гарантия создания системы с заданными параметрами в течение заданного времени и в рамках оговоренного бюджета; 3. Простота сопровождения, модификации и расширения системы с целью обеспечения ее соответствия изменяющимся условиям работы; 4. Обеспечение создания корпоративных ИС, отвечающих требованиям открытости, переносимости и масштабируемости; 5. Возможность использования в создаваемой системе разработанных ранее и применяемых на предприятии
средств ИТ. Технология проектирования может быть представлена в виде трех составляющих: 1. Заданной последовательностью выполнения технологических операций проектирования (тех.план); 2. Критериев правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций; 3. Графических и текстовых средств (нотаций, инструкций), используемых для описания проектирования системы. Методология RAD Основные особенности Методология
RAD – методология разработки ИС, основанная на использовании средств быстрой разработки приложений. Она охватывает все стадии ЖЦ современных ИС. Под методологией быстрой разработки приложений обычно понимают процесс, основанный на трех основных элементах: 1. В небольшой команде программистов – обычно 2-10 чел.; 2. Тщательно разработанный производственный график работ, рассчитанный на сравнительно короткий срок
– 2-6 мес.; 3. Итерационная модель разработки, основанная на тесном взаимодействии с заказчиком, т.е. по мере выполнения проекта разработчики уточняют и реализуют в продукте требования, выдвигаемые заказчиком. Группа разработчиков должна состоять из специалистов своей области. Основные принципы методологии RAD 1. Использование итерационной (спиральной) модели разработки; 2. Полное завершение на каждом из этапов ЖЦ не обязательно;
3. В процессе разработки ИС необходимо тесное взаимодействие с заказчиком и будущими пользователями. 4. Необходимо применение кейс-средств и средств быстрой разработки приложения (RAD); 5. Необходимо применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы; 6. Необходимо использование прототипов, позволяющие полнее выяснить и реализовать потребности конечного пользователя; 7.
Тестирование и развитие проекта осуществляется одновременно с разработкой; 8. Разработка ведется немногочисленной командой профессионалов; 9. Необходимо грамотное руководство разработки системы, четкое планирование и контроль выполняемых работ. CASE – технологии Представляют собой совокупность методологии анализа проектирования, разработки и сопровождения сложных систем. Современные CASE-средства поддерживают многочисленные проектирования
ИС, от простых средств анализа до полномасштабных средств, обхватывая весь ЖЦ ПО. Наиболее трудоёмким этапом разработки ИС явл-ся этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество технических решений и подготовку проектной документации. Большую роль играют методы представления информации. Характеристики CASE-технологий. 1. Единый графический язык.
2. Единая БД проекта – основа CASE-технологий – это использование БД проекта, для хранения всей информации, который может использоваться разработчиком в соответствии с их правами доступа. 3. Интеграция средств – обеспечивает общий пользовательский интерфейс по всем средствам, передачу данных между средствами, интеграцию этапов разработки через единую систему. 4. Поддержка кол-ной разработки и управление проектом, обеспечивает работу в сети, экспорт, импорт
любых проектов для их развития и/или модификации, а также контроль руководства. 5. быстро строит макеты будущей системы, что позволяет на ранней стадии разработки оценить ценность ИС. 6. Генерация документации. 7. Верификация проекта. CASE-технологии обеспечивают поверку и контроль проекта на полноту и состоятельность даже ранних этапах. 8. Автоматическая генерация программного кода.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Салдатики |
Реферат | Достоевский и петрашевцы |
Реферат | Волк |
Реферат | Химические растворы |
Реферат | Пунтиус пентазона |
Реферат | Искусство европейской комедии в XVII веке |
Реферат | Колиза хуна |
Реферат | Анализ деятельности органов местного самоуправления по социальной работе с населением |
Реферат | Начисление налогов |
Реферат | 77. 99. 27. 485. Д. 005984. 05. 07 от 24. 05 |
Реферат | Система трудового права |
Реферат | Отчет по практики в ОАО АКБ РОСБАНК |
Реферат | Как бороться с водорослями |
Реферат | Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930-е годы |
Реферат | Муравьи |