СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Этика и социальная ответственность организаций.
Этические нормы в деятельности организаций.
Заключение.
Документоведение.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
I. Общие положения.
II. Функции
III. Должностные обязанности.
IV. Права.
V. Ответственность.
VI. Взаимоотношения.
Список используемой литературы.
Введение
Этичность должна стать неотъемлемой частью существования организации на всех её этапах – в начале проектирования, в процессе создания, активного функционирования и даже в момент прекращения её существования.[1]
Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление, и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.5
Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.2
Этика и социальная ответственность организаций.
С одной стороны организация – это экономическая система, обязанная заботиться об эффективности использования своих ресурсов. С другой стороны, организация - это нечто большее, чем экономическая система.
Современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации. К этому относятся: потребители, поставщики, средства информации и т.д.
В обществе сложились определенные представления, каким образом должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п.
Обществу совсем небезразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.
Социальная ответственность рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей своего города, страны, мира.
Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.2
Общество как совокупность отдельных и объединенных в организации людей предполагает наличие социальных функций, ответственности и у организации, и у людей.
Социально ответственная стратегия организации может оказаться исключительно полезной для организации.
Преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности:
§ Формируется более привлекательный образ организации в обществе;
§ Возрастает доверие к организации;
§ Увеличивается товарооборот, количество клиентов и т.д.
§ Возможность получения более выгодных заказов;
§ Возможность снижения местных налогов и т.д.
Для этого необходимы объективные условия и наличие ресурсов в организации – материальных, финансовых, человеческих.
В то же время имеются и недостатки такой политики для организации:
§ Увеличиваются издержки производства;
§ Ограничивается действие закона максимизации прибыли;
§ Для поддержания своих доходов организация нередко повышает свои цены с целью покрытия издержек;
§ Вложение средств в социальную сферу часто бывает неэффективным;
§ Невысокий уровень квалификации персонала организации в области разрешения социальных проблем и т.п.
Важнейшими принципами эффективной политики социальной ответственности, которые могут служить ориентиром для организации, являются:
§ Помощь организации, прежде всего, должна быть направлена на человека;
§ Помощь должна быть направлена на удовлетворение основных потребностей в еде, жилье, отдыхе, безопасности и т.д.
Для успешного функционирования организация должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной.
Организация должна анализировать собственные действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.
Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания организации. Для любой организации на первом месте стоит выживание и только потом – проблемы общества.
К причинам неэтичной практики ведения дел относятся:
1) Конкурентная борьба, оттесняющая этические соображения;
2) Отсутствие системы вознаграждения руководителей за этичное поведение;
3) Общее снижение значения этики в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.
Организации принимают различные меры для повышения характеристик этичности поведения у руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов.
Этические нормы в деятельности организаций.
Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.[3]
Эти правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст и т.д., также сексуальные домогательства; высмеивание работников; грубость; насилие некорректное отношение к служащим.
Этические нормы – правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Примерная структура правил этики организации, включающая следующие разделы:
§ Введение;
§ Послание руководителя организации;
§ Каким должен быть работник организации;
§ Каналы связи;
§ Трудовые династии;
§ Частная жизнь работников;
§ Собственность организации;
§ Деловая репутация;
§ Отношение к законам;
§ Общественная жизнь организации;
§ Основные принципы организации;
§ Основные этические принципы организации;
§ социальная ответственность организации;
§ и т. п.
Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.
На данный момент в стране соблюдение этических норм зависит от работодателя, действия которого зачастую бывают аморальными. Работодатель нарушает права нанимаемого человека, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:
§ неисполнение своих прямых обязанностей;
§ привнесение в трудовые отношения агрессивности;
§ сохранение опасных для здоровья условий труда;
§ низкий уровень организации труда;
§ необъективное отношение к человеку;
§ нарушение трудового законодательства и т.п.
На сегодняшний день ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности.
В нашей стране в организациях действует три вида морали: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отношений.
Мораль советская заключается в попытках сохранить моральные принципы прошлого (взаимовыручка, взаимопомощь, равная оплата за равный труд, товарищество), но в основном не является эффективной.
Мораль «дикого» рынка заключается в господстве закона силы, произвола. «Дикому» рынку присущи спекуляция, паразитизм, стремление к наживе любой ценой, безразличие к людям. Подобные отношения, к сожалению возможны потому, что наше общество несовершенно и не установлены более справедливые правила.
Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работников. Эта мораль все больше завоевывает мир. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений.
Этика трудовых отношений в российских условиях предполагает их оценку с помощью таких понятий, как:
Правильно - неправильно
Справедливо – несправедливо
Гуманно – негуманно
Законно – незаконно
Нарушает права – не нарушает права
Добро – зло
Это результат положительного влияния этики советского времени.
Для повышения этического уровня организации и этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в организациях проводятся различные мероприятия.
Например, в организациях разрабатываются этические кодексы. В кодексе предусмотрены следующие пункты: соблюдение сотрудниками законов и правил деловой этики и поведения; этические принципы; поведение на рабочем месте; подкуп в коммерческих отношениях; безопасность труда, охраны здоровья и защиты окружающей среды и др.
Они необходимы для определения целей организации, служат ориентиром этичного поведения для сотрудников. В некоторых организациях предусмотрены дисциплинарные взыскания для нарушителей правил этического кодекса.
Также разрабатываются карты этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого её сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам.
Осуществляется обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамках этических требований.
Особое значение имеет этика, соблюдение этических норм в отношениях руководителей и их подчиненных.
Заключение.
Мое личное мнение, что уровень организации во многом зависит от степени ориентации руководителей и её рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Руководители организаций должны всегда стремиться к повышению уровня этичности деятельности своей организации. А, также повышая свой уровень поведения, руководители подают положительный пример для подражания рядовым сотрудникам. Заботиться надо не только о получении прибыли любой ценой, но и о том, что дает общественности деятельность этой организации или фирмы. Руководителям необходимо стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник знал и руководствовался правилами этики и этическими нормами поведения в организации.
Но, несмотря на это многие руководители считают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Поэтому многие руководители считают, что более продуктивным является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где была обширная программа обучения основам этики деловых отношений.
К сожалению, в нашей стране далеко не все организации придерживаются правил этики и этичного поведения в деятельности. В основном это организации и корпорации, которые уже завоевали признание на рынке.
Мне хотелось бы, чтобы об этике поведения и своей деятельности заботились руководители и работники не только коммерческих организаций, но и госучреждений, бюджетных организаций. Ведь большинство их даже не вспоминают о том, что такие правила существуют.
Но многие организации стремятся соблюдать принципы политики социальной ответственности и вкладывая средства в благотворительность:
§ создание рабочих мест;
§ улучшение экологии;
§ строительства жилья для бездомных;
§ бесплатное питание для неимущих;
§ строительство библиотек и других учреждений культуры;
тем самым, улучшают отношение общественности к себе и к своей деятельности.
Документоведение.
Организационно-распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, вопросов управления и обеспечения деятельности органов власти, организаций и должностных лиц.3
Организационно-распорядительная документация подразделяется на следующие основные группы:
§ Организационные
§ Распорядительные
§ Документы по личному составу
§ Плановые и т.д.
Должностные инструкции относятся к группе организационных документов.
Должностная инструкция – нормативный документ, определяющий права и обязанности сотрудника организации и является фактическим описанием должности и она необходима для создания эффективных условий работы.
Должностная инструкция, как организационный документ закрепляет правовое положение работника, является правовой основой для проведения аттестации работника.
Пересматривается должностная инструкция один раз в 3-5 лет.
Составляется в трех экземплярах, первый – в отдел кадров, второй – руководителю организации, третий – на руки работнику.4
В составлении должностной инструкции используются следующие реквизиты:
§ Наименование организации; дата документа; место составления документа; гриф утверждения; текст документа; подпись; визы согласования документа.
ГОУП «Новжилкоммунсервис» УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер
_С.Я. Морозов 12.10.04г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
10.10.04г. № 6
В. Новгород
Ведущий инженер ПТГ ПС ВКХ
I. Общие положения.
1. Ведущий инженер производственно-технологической группы ( ПТГ ) подчиняется непосредственно начальнику производственной службы ВКХ.
2. На должность ведущего инженера ПТГ назначается лицо с высшим образованием соответствующего профилю предстоящей работы и стажем работы по специальности не менее 3-х лет.
3. Назначение на должность ведущего инженера и освобождение от должности ведущего инженера ПТГ производит Генеральный директор предприятия по представлению начальника производственной службы ВКХ.
4. Должность ведущего инженера ПТГ взаимозаменяема с должностью инженера ПТГ 1-категории на время отпуска, болезни, командировок и отсутствия по другим причинам.
5. Работа ведущего инженера имеет разъездной характер.
II. Функции
1. Осуществляет контроль и участвует в составлении перспективных, годовых, квартальных планов предупредительных ремонтов, осмотрах и планов подготовки объектов ВКХ в зимних условиях .
2. Контроль за качеством исполнения и соблюдением сроков реализации составленных планов.
III. Должностные обязанности.
1. Принятие непосредственного участия в инвентаризационных, оценочных комиссиях а также в комиссиях по приёмке и передачи основных средств.
2. Разработка и проведение работ по техническому совершенствованию технологии обработки воды и очистки стоков на эксплуатируемых объектах водоснабжения и канализации.
3. Выявление нарушений в работе сооружений очистки воды и принятие мер по их устранению и восстановлению технологического режима очистки .
IV. Права.
1. Требовать от начальников участков соблюдения правил эксплуатации и хранения технологической оснастки.
2. Получать от других подразделений служб и участков сведения и материалы ( планы, отчёты ) необходимые для работы, входящей в компетенцию группы.
3. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к ответственности работников , систематически нарушающих технологическую дисциплину: а также о поощрении особо отличившихся работников.
4. Издавать инструкции и давать указания по ремонту, эксплуатации и содержанию технологического оборудования, которые обязательны для исполнения всеми начальниками, мастерами участков.
5. Требовать от начальников участков оформление предоставление всей необходимой документации для обеспечения отчетности по установленным формам и срокам.
V. Ответственность.
1. Несет ответственность за выполнение в полном объеме обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.
2. Несет ответственность за выдаваемые рекомендации, указания, распоряжения.
VI. Взаимоотношения.
1. Давать предложения по совершенствованию технологических процессов обработки воды и стоков, по сбережению расхода материалов и энергоресурсов.
2. Представлять предприятие в др. организациях и учреждениях по вопросам находящимся в компетенции группы.
3. Издавать инструкции и давать указания по ремонту, эксплуатации и содержанию технологического оборудования, которые обязательны для исполнения всеми начальниками, мастерами участков.
4. Требовать от начальников участков оформление предоставление всей необходимой документации для обеспечения отчетности по установленным формам и срокам.
Начальник ПС ВКХ подпись Н.В. Слукин
Визы согласования
С инструкцией ознакомлен: подпись О.В. Фадеева
00.00.00
Список используемой литературы.
1) Ботавина Р. Н. «Этика менеджемента»
2) Кибанов А.Я., Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений»
3) Охотников А.В., Е.А. Булавина «Документоведение и делопроизводство»
4) Румынина Л.А. «Делопроизводство»
5) Уткин Э.А. «Этика бизнеса»
[1] Ботавина Р. Н. «Этика менеджемента»
2 Кибанов А.Я., Захаров Д.К., В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений»
5 Уткин Э.А. «Этика бизнеса».
[2] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений»
[3] Кибанов А.Я., Захаров Д.К., В.Г. Коновалова «Этика деловых отношений»
3 Охотников А.В., Булавина Е.А. «Документоведение и делопроизводство».
4 Румынина Л.А. «Делопроизводство».