П л а н
Введение
1. «Банкротство предприятия»
1.1. Понятие банкротства предприятия
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства
1.3. Признаки банкротства
1.4. Предотвращение краха
1.5. Банкротная реорганизация
1.6. Мониторинг управления банкротством предприятия
1.7. Антикризисное управление деятельностью предприятия
1.8. Причины несостоятельности предприятия
1.9. Пути предотвращения банкротства предприятия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства у предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России. Изложенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций.
Во-первых, следует констатировать тот факт, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падением производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя.
Во-вторых, многие частные предприятия не принимая статуса банкротства, по сути являются таковыми, прекращая свою деятельность либо вовсе ее не начиная.
В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все участники, но их большинство.
Причины кризисных ситуаций скрыты в самом рыночном хозяйстве, вызванным постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия, и тем более для экономики в целом, хотя в истории известны подобные всеобщие экономические кризисы, явившиеся причиной банкротства экономики в целом.
Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могу привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия и неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируются как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер либо прекращения деятельности данного предприятия и его ликвидации, что, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется подобная статистика.
1. «Банкротство предприятия»
1.1. Понятие банкротства предприятия
В настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис. За период с 1993 по 1999 гг. более 8 тыс. отечественных предприятий подверглись процедуре банкротства. Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Не ново оно и для отечественных предприятий. Страх и позор незадачливых и нечестивых предпринимателей оказаться в «долговой яме», а вслед за тем пожизненное общественное порицание всему их семейству выступали мощным средством защиты экономики царской России от кризиса по субъективным причинам.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco — скамья и rotto— сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. пол банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности:
• денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
• минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.
От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными выше признаками, следует отличать:
• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования .кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;
• преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.
В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;
• временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которое вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих, платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.
Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства
История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:
• I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;
• II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;
• III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.
На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:
• на стадии I задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;
• на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств, от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;
• на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства.
Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности — в результате антикризисного управления.
1.3. Признаки банкротства
Чрезвычайно важно уметь распознать угрожающие признаки надвигающегося банкротства и знать, что надо делать, чтобы избежать краха.
Так как банкротство грозит, когда компания неспособна оплатить свои финансовые обязательства, движение денежных средств — один из основных прогнозных индикаторов. Финансовые трудности негативно влияют на показатель отношения Цена/Прибыль, рейтинг облигаций и фактическую ставку процента.
Для предсказания краха компании используются следующие количественные факторы:
— низкая величина показателя отношения движения денежных средств к общим обязательствам;
— высокая величина показателя отношения долговых обязательств к акционерному капиталу и показателя отношения долговых обязательств к общей сумме активов;
— низкий доход на инвестиции;
— низкая рентабельность;
— низкая величина отношения нераспределенной прибыли к общей сумме активов;
— низкая величина отношения оборотного капитала к общей сумме активов и низкая величина отношения оборотного капитала к продажам;
— низкая величина отношения необоротных активов к среднесрочным и долгосрочным обязательствам;
— недостаточный коэффициент покрытия процента;
— нестабильная прибыль;
— небольшие размеры компании, определяемые объемами продаж и/или общей суммой активов;
— резкое снижение цены акций, цены облигаций и прибыли;
— значительное увеличение коэффициента Бета (Бета представляет собой изменения цены акции компании относительно рыночного индекса);
— большая разница между рыночной ценой акции и балансовой стоимостью акции;
— уменьшение дивидендных платежей;
— значительный рост средневзвешенной стоимости капитала компании;
— высокий показатель отношения постоянных затрат к общим затратам (так называемый операционный левередж);
— неспособность поддерживать должный уровень необоротных активов (например, уменьшение величины отношения ремонтных затрат к необоротным активам)
Всесторонний количественный индикатор, используемый для предсказания краха, — «Z-счет» Альтмана, в основе которой взвешенная сумма отношений финансовых показателей. «Z-счет» показывает три общих варианта: вероятное банкротство, маловероятное банкротство и серая область. и
«Z-счет» на 90 процентов точна в предсказании краха бизнеса на один год вперед и на 80 процентов — на два года вперед. Для более подробной информации о «Z-счет» следует обратиться к работе Эдварда И. Альтмана «Финансовые коэффициенты, дискриминационный анализ и предсказание банкротства компании» «Journal of Finance», сентябрь 1968 года.
«Z-счет» рассчитывается следующим образом:
Оборотный капитал
х 1,2 +
Нераспределенная прибыль
х 1,4 +
Общая сумма активов
Общая сумма активов
+
Производственная прибыль
х 3,3 +
Общая сумма активов
+
Рыночная стоимость обыкновенной акции и привилегированной акции
х 0,6 +
Общая сумма обязательств
+
Продажи
х 1
Общая сумма активов
Количественный счет очков и вероятность банкротства, разработанная Альтманом, представлены в следующем виде:
Счет
Вероятность банкротства
1,80 или менее
1,81-2,7
2,8-2, 9
3,0 или больше
Очень высокая
Высокая
Возможная
Маловероятная
Качественные факторы, предсказывающие банкротство, включают:
— плохую систему финансовой отчетности и неспособность контролировать расходы;
— неопытность компании;
— спад в промышленности;
— высокую степень конкуренции;
— неспособность получать соответствующее финансирование и значительные кредитные ограничения на любое получаемое финансирование;
— неспособность погасить просроченные обязательства;
— неквалифицированное управление;
— внедрение в сферы, где у руководства нет опыта работы;
— неспособность компании идти в ногу со временем, особенно в технологически ориентированном бизнесе;
— высокий уровень коммерческого риска (например, позитивная корреляция производственного оборудования, означающая, что все виды продукции компании выступают на рынке как единое целое при подъеме или при спаде деятельности, или восприимчивость к забастовкам);
— недостаточное страховое покрытие;
— мошеннические действия (например, искажение данных о товарно-материальных запасах с целью избежать надвигающегося банкротства);
— циклическая деятельность бизнеса;
— неспособность перестраивать производство в соответствии с запросами потребителей;
— восприимчивость к строгому правительственному регулированию (например, законы регулирования арендной платы, затрагивающие интересы арендодателей);
— восприимчивость к нехваткам энергии;
— восприимчивость к ненадежным поставщикам;
— пересмотр долговых и/или арендных соглашений;
— недостаточно качественную систему бухгалтерской и финансовой отчетности.
Если вы можете с достаточной точностью предсказать, что компания приближается к финансовому кризису, вы сможете лучше защитить ее и предпринять корректирующие действия.
1.4. Предотвращение краха
У компаний имеется много финансовых и количественных способов минимизировать потенциальную угрозу банкротства. Проблемы ликвидности и платежеспособности могут быть сведены к минимуму за счет:
— избежания крупных долговых обязательств. Если обязательства чрезмерно большие, финансируетесь за счет акционерного капитала;
— отказа от убыточных подразделений и производственного оборудования;
— управления активами, добиваясь максимальной прибыли и минимального риска;
— распределения во времени и продления сроков погашения долговых обязательств;
— использования количественных методов, таких как множественный регрессный анализ, для расчета взаимосвязей между переменными характеристиками и вероятности краха бизнеса;
— обеспечения того, чтобы имелся буфер безопасности между фактическим состоянием и соответствием требованиям (например, оборотный капитал) в связи с договорами о предоставлении денежных ссуд;
— наличия отрицательной корреляции в продукции и инвестициях;
— снижения дивидендных выплат.
Нефинансовые факторы, минимизирующие возможность банкротства, включают:
— вертикальную и горизонтальную диверсификацию производственного оборудования и операций;
— финансирование активов за счет обязательств, имеющих сходные сроки платежа (страхование от потерь);
— географическую диверсификацию;
— наличие соответствующего страхования;
— расширение маркетинговой работы;
— разработку программ по сокращению расходов;
— повышение производительности (например, используя временной анализ и подробный дисперсионный анализ);
— минимизацию негативного влияния инфляции и спада на деятельность компании (например, цена на базисе «следующее поступление-первый отпуск»);
— инвестирование преимущественно в многоцелевые, а не специализированные активы, так как с ними связано меньше риска;
— избежание внедрения в отрасль промышленности с устойчиво высоким показателем уровня банкротства;
— наличие многих вариантов проектов, а не только нескольких, которые существенно влияют на деятельность компании;
— внедрение производственного оборудования, на которое только в минимальной степени влияет цикличность бизнеса и которое выпускает продукцию, имеющую стабильный спрос;
— избежание ухода от трудоемкого к капиталоемкому бизнесу, так как последний имеет больший операционный риск;
— избежание долгосрочных, с фиксированными платежами контрактов с покупателями и вместо этого включение в контракты статей, регулирующих проблемы инфляции и использующих энергозатратные показатели;
— избежание рынков, находящихся в состоянии спада, или рынков, которые уже высококонкурентны;
— гибкую реакцию на изменения в технологии.
1.5. Банкротная реорганизация
Если добровольное урегулирование не имеет результатов, кредиторы могут объявить компанию банкротом, в результате следует либо реорганизация, либо ликвидация компании.
Банкротство наступает, когда компания не может оплачивать свои счета или ее обязательства превышают рыночную цену активов. Компания может подать заявление на реорганизацию, план дальнейшего ее существования.
Статья 11 Закона о банкротстве от 1978 года описывает этапы, связанные с реорганизацией потерпевшей неудачу компании. (Статья 7 определяет процедуры, которым необходимо следовать при ликвидации, и вступает в силу, когда вопрос о реорганизации практически не может быть решен.)
Два вида обращений о реорганизации:
1. Добровольная реорганизация — в данном обращении компания ищет свой собственный путь реорганизации. Компания необязательно должна быть неплатежеспособной, чтобы зарегистрироваться на добровольную реорганизацию.
2. Принудительная реорганизация — кредиторы подают документы на принудительную реорганизацию компании и должны доказать, либо что фирма-должник не погашает долги при наступлении срока платежа, либо что один из кредиторов или третья сторона установили контроль над активами должника. Заявление обосновывается большинством кредиторов и наличием исков в суд.
Существует пять этапов реорганизации:
1. Заявление о реорганизации согласно статье 11 подается в суд.
2. Судья одобряет заявление и либо назначает попечителя, либо разрешает кредиторам выбрать одного из них для распоряжения активами.
3. Попечитель, представляет приемлемый план реорганизации в суд.
4. План передается кредиторам и акционерам компании для одобрения.
5. Должник оплачивает расходы сторон, выполняющих обязанности по процедуре реорганизации.
Попечитель в плане реорганизации требуется для:
— оценки компании;
— перестройки структуры капитала компании;
— обмена находящихся в обращении долговых обязательств на новые ценные бумаги.
При оценке компании попечитель должен установить ее ликвидационную стоимость против стоимости функционирующего предприятия. К ликвидации прибегают, когда ликвидационная стоимость превышает стоимость действующего предприятия. Если компания стоит дороже, когда функционирует, тогда ответом будет реорганизация. Чтобы определить стоимость реорганизованной компании, попечитель должен определить будущие доходы. Стоимость действующего предприятия — текущая стоимость будущих доходов.
Пример 1
В соответствии со статьей 11 было подано заявление о реорганизации компании. Попечитель рассчитал ликвидационную стоимость фирмы после вычитания расходов в размере 4,5 миллиона рублей. Попечитель вычислил, что реорганизованный бизнес сможет дать 530000 рублей в виде ежегодной прибыли. Стоимость капитала составляет 10 процентов. Предполагая, что прибыль будет поступать неопределенно долго, стоимость бизнеса определяется следующим образом:
530000 руб./0,10 = 5300000 руб.
Так как стоимость компании как функционирующего предприятия (5,3 миллиона руб.) превышает его ликвидационную стоимость (4,5 миллион руб.), реорганизация — правильное решение.
Если попечитель рекомендует реорганизацию компании, должен быть составлен план, с помощью которого возможно погасить долговые обязательства компании: облигации могут быть пролонгированы; акционерные ценные бумаги — выпущены вместо долговых обязательств или доходные облигации выданы вместо необеспеченных облигаций. (По доходным облигациям выплачиваются проценты только тогда, когда получена прибыль.) Процесс обмена долговых обязательств на другие виды обязательств или акционерные ценные бумаги называется перестройкой структуры капитала компании. Цель перестройки структуры капитала компании — создать смешанную структуру долговых обязательств и акционерного капитала, которая позволит погасить долги и добиться определенной прибыли для владельцев.
Пример 2
Текущая структура капитала корпорации Y представлена ниже.
Облигации необеспеченные
Облигации с имущественным залогом
Привилегированные акции
Обыкновенные акции
Итого
1500000 руб.
3000000
80000
2500000
7800000 pуб.
Имеет место высокий финансовый риск:
Долговые обязательства
=
4500000
= 1,36
Акционерный капитал
3300000
Предполагая, что компания будет оценена в размере 5 миллионов рублей как действующее предприятие, попечитель может разработать менее рискованную структуру капитала, имеющую общий капитал в 5 миллионов рублей, представленную ниже:
Облигации необеспеченные 1000000 руб.
Облигации с имущественным залогом 1000000
Доходные облигации 1500000
Привилегированные акции 500000
Обыкновенные акции 1000000
Итого 5000000 руб.
Следует отметить, что эта перестройка структуры капитала компании (рекапитализация) привела к существенным потерям для акционеров.
Доходные облигации в размере 1,5 миллиона рублей подобны акционерному капиталу при увеличении финансового риска, так как процент не выплачивается, пока нет дохода. Отношение долговых обязательств к акционерному капиталу более безопасное:
Долговые обязательства + Акции с имущественным залогом
=
Доходные облигации + Привилегированные акции +
+ Обыкновенные акции
=
2000000 руб.
= 0,67
3000000 руб.
При обмене обязательствами, чтобы найти оптимальную структуру капитала, должны соблюдаться определенные приоритеты. Претензии, удовлетворяемые в первую очередь (старшие претензии) оплачиваются прежде претензий, удовлетворяемых во вторую очередь (младших претензий), и владельцы старших долговых обязательств получают удовлетворение своих претензий новым капиталом, равным своим предшествующим требованиям. Самая низкая приоритетность в получении новых ценных бумаг у владельцев обыкновенных акций. Владелец долгового обязательства обычно получает комбинацию из различных ценных бумаг; владельцы привилегированных акций и обыкновенных акций могут не получить ничего. После обмена владельцы долговых обязательств могут стать новыми владельцами компании.
Компания, которая объявляется банкротом, может быть ликвидирована согласно статье 7. Основными элементами ликвидации являются юридически действительное встречное удовлетворение, преимущественное требование и роспуск.
Когда суд объявляет компанию банкротом, кредиторы должны встретиться в промежутке от десяти до тридцати дней с момента объявления. Судья или рефери отвечает за организацию такой встречи, на ней кредиторы представляют свои требования и назначают попечителя кредиторам для улаживания вопросов, связанных с имуществом прогоревшей фирмы, ликвидацией бизнеса, ведением протоколов, оценкой требований кредиторов, платежами и обеспечением необходимой информации относительно процесса ликвидации.
Некоторые претензии при банкротстве компании имеют преимущества перед другими. При удовлетворении претензий существует ранжирный порядок:
1. Обеспеченные претензии. Кредиторы, имеющие обеспечение долга, получают стоимость предоставленных в обеспечение активов в поддержку своих требований. Если стоимости предоставленных в обеспечение активов недостаточно для удовлетворения их требований сполна, баланс переводится в статус кредитора, не имеющего обеспечения долга.
2. Административные расходы банкротства. Эти затраты включают любые издержки ведения дела о банкротстве, такие как юридические расходы и расходы попечителя.
3. Необеспеченные жалованье и комиссионные. Эти требования ограничены максимальной определенной суммой для конкретного исполнителя и должны быть оплачены в течение девяноста дней со дня заявления о банкротстве.
4. Необеспеченные требования депозитов клиентов. Эти требования ограничены номинальной суммой, например депозит, за будущие товары или услуги.
5. Налоги. Налоговые требования — это невыплаченные государственные налоги.
6. Требования кредитора, не имеющего обеспечения долга. Это те требования, которые выставлены кредиторами, не имеющими обеспечения долга, кто ссудил компании денежные средства без конкретного имущественного залога. Сюда включаются необеспеченные облигации и счета к оплате.
7. Привилегированные акционеры.
8. Обыкновенные акционеры.
После того как требования были удовлетворены в приоритетном порядке и процессуальные действия были оформлены отчетом, может быть подготовлено заявление о прекращении деятельности компании-банкрота. Прекращение деятельности наступает, когда суд освобождает компанию от законных долгов в связи с банкротством, за исключением долгов, которые не подлежат освобождению. Если компания не подвергалась роспуску в течение предыдущих шести лет и не была банкротом по причине мошенничества, ее владелец может начать новый бизнес.
Пример 3
Компания «Медиа-Мост» является банкротом. Балансовая и ликвидационная стоимости приводятся ниже:
Балансовая
стоимость
Ликвидационная стоимость
Денежные средства
Дебиторская задолженность
Товарно-материальные запасы
Земля
Здания
Оборудование
Итого активов
600000 р.
1900000
3700000
5000000
7800000
6700000
25700000 р.
600000 р.
1500000
2100000
3200000
5300000
2800000
15500000 р.
Долговые обязательства и акционерный капитал на дату ликвидации составляет:
Краткосрочные обязательства
Счета к оплате
Векселя к оплате
Накопленные налоги
Накопленное жалованье
Итого краткосрочных обязательств
Долгосрочные обязательства
Закладная на землю
Первая закладная — здания
Вторая закладная — здания
Подчиняемые необеспеченные облигации
Итого долгосрочных обязательств
Итого обязательств
Акционерный капитал
Привилегированные акции
Обыкновенные акции
Нераспределенная прибыль
Итого акционерного капитала
Итого обязательств и акционерного капитала
1800000
900000
650000
450000
3800000
3200000
2800000
2500000
4800000
13300000
17100000
4700000
6800000
(2900000)
8600000
25700000
Расходы по ликвидации, включая судебные издержки, составили 15 процентов от выручки. Необеспеченные облигации подчиняются только в отношении двух первых облигаций с залогом недвижимости.
Распределение выручки приводится ниже:
Выручка
Закладная на землю
Первая закладная — здания
Вторая закладная — здания
Ликвидационные расходы
(15% х 15500000$)
Накопленное жалованье
Накопленные налоги
Итого
Баланс
15500000 р.
3200000 р.
2800000
2500000
2325000
450000
650000
11925000
3575000 р.
Процент, подлежащий выплате кредиторам, не имеющим обеспечения долга:
Баланс выручки
=
3575000 р.
= 47,66667%
Итого подлежит оплате
7500000 р.
Баланс, подлежащий выплате кредиторам, не имеющим обеспечения долга, определяется следующим образом:
Кредиторы, не имеющие
обеспечения долга
Подлежит выплате
Выплачено
Счета к оплате
Векселя к оплате
Субординированные облигации
Итого
1800000 р.
900000
4800000
7500000 р.
858000 р.
429000
2288000
3575000 р.
Пример 4
Балансовый отчет «Алтын Ай» представлен ниже.
АКТИВЫ
Оборотные активы
Денежные средства
Рыночные ценные бумаги
Дебиторская задолженность
Товарно-материальные запасы
Предварительно оплаченные расходы
Итого оборотных активов
Необоротные активы
Земля
Необоротные активы (основные средства)
Итого необоротных активов Итого активов
ПАССИВЫ И АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ
Краткосрочные обязательства
Счета к оплате
Ссуда банка, подлежащая оплате
Накопленное жалованье
Пособия персоналу к оплате
Претензии покупателей — необеспеченные
Налоги к оплате
Итого краткосрочных обязательств
Среднесрочные и долгосрочные обязательства
Первая закладная к оплате
Вторая закладная к оплате
Подчиняемая необеспеченная облигация
Итого среднесрочных и долгосрочных обязательств
Итого обязательств
Акционерный капитал
Привилегированные акции (3500 акций)
Обыкновенные акции (8000 акций)
Оплаченный капитал
Нераспределенная прибыль
Итого акционерного капитала
Итого обязательств и акционерного капитала
9000 р.
6000
1100000
3000000
4000
4119000 р.
1800000 р.
2000000
3800000
7919000 р.
180000
900000
300000
70000
80000
350000
1880000
1600000
1100000
700000
3400000
5280000
350000
480000
1600000
209000
2639000
7919000
Дополнительные данные приведены ниже:
1. Закладные касаются общих необоротных активов компании.
2. Субординированные облигации входят в ссуду банка, подлежащую оплате. Следовательно, при ликвидации они идут после банковской ссуды, подлежащей оплате.
3. Попечитель продал оборотные активы компании за 2,1 миллиона рублей и необоротные активы за 1,9 миллиона рублей. Следовательно, всего было получено 4 миллиона рублей.
4. Компания обанкротилась, поскольку общие обязательства в размере 5,28 миллиона руб. больше, чем 4 миллиона руб. реальной стоимости активов.
Предположим, что административные расходы по оформлению банкротства-компании составляют 900000 р. Это обязательство не отражено в вышеупомянутом балансовом отчете.
Распределение 4 миллионов руб. по кредиторам приводится ниже:
Доходы
Предусмотрено для кредиторов с обеспечением
Первая закладная — подлежащая оплате из 1900000 р. доходов от необоротных активов
Вторая закладная — подлежащая оплате из остатка доходов от необоротных активов
Остаток после кредиторов с обеспечением
Следующий приоритет
Административные расходы
Накопленное жалованье
Пособия персоналу к оплате
Претензии покупателей — необеспеченные
Налоги, подлежащие оплате
Доход, доступный для кредиторов, не имеющих обеспечения долга
1600000р.
300000
900000
300000
70000
80000
350000
4000000р.
1900000
2100000р.
1700000
400000
Теперь, когда претензии по доходу от ликвидации удовлетворены, кредиторы, не имеющие обеспечения долга, получают остаток на пропорциональной основе. Распределение 400000р выполняется следующим образом:
Кредиторы, не имеющие
обеспечения долга
Сумма
Пропорциональное распределение остатка к выплате
Остаток второй закладной
(1100000 р. – 300000 р.)
Счета к оплате
Банковская ссуда,
подлежащая оплате
Субординированная облигация
Итого
800000 р.
180000
900000
70000
2580000 р.
124031 р.1
27907
248062а
0
400000 р.
* Сумма индивидуального кредитора
х Всего подлежит распределению
Общая сумма
1800000 р.
х 400000 р. = 124031 р.
2580000 р.
а Так как необеспеченные облигации подчинены, банковская ссуда, подлежащая оплате, должна быть погашена полностью до выплаты сумм по субординированным облигациям. Владельцы подчиненных необеспеченных облигаций, следовательно, могут ничего не получить.
1.6. Мониторинг управления банкротством предприятия
В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими «статуса». Например, во Франции существует специальная «Система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.
В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятии, содержащая следующие элементы:
1) участников системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые Коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный суд, инвесторы, дебиторы;
2) государственное регулирование, включающее:
• правовое (законодательное, методические, информационное) обеспечение;
• налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;
• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа. Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 г, № 476;
• приватизацию несостоятельных предприятий;
• обучение административных и арбитражных управляющих;
• финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и. на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке . предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. №498);
• коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;
• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.
Регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99;
• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
3) систему государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование, в которую входят службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; арбитражные суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные налоговые службы; налоговая полиция; внебюджетные фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные комиссии;
4) принципы управления банкротством, к которым относятся:
• создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
• уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
• предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
• введение системы безопасных мер при банкротстве;
• создание мер для возрождения бизнеса;
• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;
• сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы,; которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
5) меры, применяемые к банкроту, их можно, объединить в две группы.
Рассмотрим сущность каждой из мер, разрешенных законом.
• Добровольная ликвидация — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственниками и кредиторами под контролем кредиторов.
• Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в результате ликвидации должника и распродажи его имущества.
Законом определена очередность при расчетах с кредиторами. Вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления. В первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью. Затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), и по выплате авторских вознаграждений. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Далее требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами по установленной задолженности перед ними.
• Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.
• Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в судебном порядке в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
• Мировое соглашение — достижение договоренности с кредиторами относительно рассрочки, отсрочки или скидки с долгов.
• Санация (оздоровление) — реорганизационная процедура, когда собственниками предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается ему финансовая помощь. Таким образом, в России создана мощная система мониторинга банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
1.7. Антикризисное управление деятельностью предприятий
Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику. В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.
Антикризисное управление начинается лишь на этапе резкого спада производства, т.е. «критического банкротства». Механизм
антикризисного управления включает: диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, маркетинг, антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент, а при пессимистичном исходе — организацию ликвидации предприятия.
Рассмотрим диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия.
Слово диагностика произошло от греч. diagnostikos и понимается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии, проще говоря, это установление диагноза.
С экономической точки зрения, технико-экономическое и финансовое диагностирование деятельности предприятия — периодическое исследование соответствующего состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех его видов деятельности в траектории жизненного цикла и принятия экономически и социально обоснованных корректировочных решений.
С организационной точки зрения, диагностирование — это система методов, приемов и методик проведения исследований для определения целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения предприятия при быстро изменяющейся конъюнктуре.
Предметом диагностирования является технико-экономический и финансовый уровень развития предприятия:
• технико-экономический уровень развития предприятия — это комплексная качественная характеристика уровня развития производительных сил, их использования и конечных результатов;
• финансовый уровень развития предприятия — обеспеченность или необеспеченность его необходимыми денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведения денежных расчетов.
Диагностика предприятия предполагает следующие процедуры:
• анализ состояния предприятия и прогнозирование его ожидаемых изменений;
• выявление факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций и оздоровлению предприятия;
• разработку мер по ослаблению одних и усилению других. Методы диагностирования предприятия—это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования технико-экономического и финансового состояния развития предприятия.
Таким образом, необходимым средством профилактики банкротства предприятий является диагностика их технико-экономического и финансового состояния с целью выявления негативных тенденций и причин, их обусловивших, своевременного упреждения их развития и тем самым предотвращения кризисных ситуаций.
1.8. причины несостоятельности предприятия
Деятельность предприятия подвержена влиянию многочисленных факторов. В целях антикризисного управления деятельностью предприятия необходимо знать характер их влияния. По направлению этих влияний факторы различаются на положительные и отрицательные. Очевидно, несостоятельность предприятий обусловлена влиянием последних. Кроме того, по степени зависимости от субъекта хозяйственной деятельности все факторы делятся на внешние и внутренние. Американские ученые отмечают, что треть вины за банкротство обусловлена отрицательным воздействием внешних факторов; а остальная часть —внутренних. В России — наоборот. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия факторов по их содержанию.
Внешние факторы:
• экономические: уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров, кредитная и налоговая политика государства; изменение рыночных ориентации потребителя, конъюнктуры внутреннего и мирового рынков, государственное регулирование, уровень развития науки и техники, инфляция;
• социальные: изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; международная конкуренция, уровень культуры предпринимателей и потребителей их продукции, организация досуга населения, нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация.
• правовые: наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий); защита от государственного бюрократизма, совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности, развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции.
• природно-климатические и экологические: наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.
Внутренние факторы:
• материально-технические — факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда. К ним относятся: замена морально и физически устаревшего оборудования; ремонт действующего оборудования; механизация и автоматизация производства; электрификация производства; химизация производства; строительство, реконструкция, увеличение использования производственных площадей; создание и внедрение принципиально новых технологий, обеспечивающих сокращение затрат, экономию ресурсов, повышение качества; углубление специализации машин; экономия материальных ресурсов; освоение альтернативных источников энергии и т.п.
• организационные — факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы. Все они объединены в три группы:
а) организация производства: размещение предприятия по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение, организация материально-технического снабжения и сбыта продукции; организация энергоснабжения, ремонтного обслуживания; организация системы контроля за качеством; организационно-техническая подготовка производства; проведение текущего и капитального ремонта; организация бесперебойной работы оборудования; повышение сменности работы оборудования; организация внутрипроизводственного материально-технического снабжения и т.п.;
б) организация труда: рациональное разделение и кооперация труда; организация и обслуживание рабочих мест; улучшение санитарно-гигиенических условий труда, доведение их до комфортных; устранение производственных вредностей и опасностей; внедрение передовых приемов и методов труда; организация рациональных режимов труда и отдыха; укрепление трудовой и производственной дисциплины; развитие коллективных форм труда; совершенствование системы стимулирования труда; нормирование труда; развитие многостаночного и многоагрегатного обслуживания; рациональная расстановка и эффективное использование кадров и т.п.;
в) организация управления: формирование организационной структуры; создание экономичной и действенной управленческой структуры; координация работы предприятия внутри страны и за рубежом; привлечение высококвалифицированных специалистов; эффективная организационно-экономическая форма; совершенствование стилей и методов управления; финансовый, кадровый, инвестиционный менеджмент; управление ценовой политикой, издержками, амортизационной политикой и т.п.;
• социально-экономические — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работников к собственности, условиями труда и быта, эффективностью стимулирования труда. К ним относятся: материальная и моральная заинтересованность; уровень квалификации работников; уровень культуры труда; отношение к труду; изменение форм собственности на средства производства и результаты труда и т.п.
В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства предприятий в экономике различают следующие их типы:
• предприятие-банкрот, функционирующее в сбалансированной экономике, — это предприятие, которое не могло выполнить ранее взятые на себя обязательства по субъективным причинам;
• предприятие-банкрот, функционирующее в экономике массового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических задач в перспективе. Возвращаясь к поставленному вопросу, следует выделить разницу в экономике России и США. В России в текущем периоде преобладает второй тип банкротства, а в США — первый. Соответственно видна разница в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обусловливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:
• внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную способность; недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база предприятий по причине возрождения предпринимательства на пустом месте; несовершенство законодательной базы из-за отсутствия собственного опыта в этой области в существующих условиях; отсутствие законопослушания; несовершенство методического обеспечения проведения мониторинга и антикризисного управления предприятий из-за несовершенства действующей системы учета и отчетности; убыточность производства продукции с длительным производственным циклом, включая наукоемкую, по причине инфляции; слабая государственная поддержка;
• внутренние: слабое материально-техническое обеспечение с высоким уровнем морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалистического хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ограничение допуска к высоким технологиям; низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства. Следовательно, в российской экономике налицо действие отрицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.
Таким образом, сущность антикризисного управления предприятием состоит в умении его приспособиться к изменению материально-технических, экономических и организационных факторов — это гарантия не только его выживания, но и процветания.
1.9. Пути предотвращения банкротства предприятий
Как уже отмечено выше, в развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия (см. рис.). В нем можно выделить следующие стадии: стадия I — зарождение; стадия II —развитие; стадия III — бурный рост, стадия IV — стабильное развитие; стадия V— появление тенденции спада; стадия VI—активный спад; стадия VII — банкротство; стадия VIII—ликвидация деятельности.
Рис. Жизненный цикл предприятия:
А, Б, В – жизненные циклы деятельности предприятия
Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б и В существует временной лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.
Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».
Различают два вида тактики финансового оздоровления:
• Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.
В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи: установление жесткого контроля затрат с целью устранения убытков; определение порога рентабельности; сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов; снятие с производства убыточной продукции; анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводственных резервов; проведение перепрофилирования производства, реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадежных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда; улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности; повышение культуры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики, формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.
• Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.
В данном случае решаются следующие задачи: смена руководства (собственника); укрепление имиджа предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политики более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; обновление основных фондов; повышение оборачиваемости оборотных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения прогрессивных технологий; сокращение трудоемкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами); разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; повышение культурно-технического уровня персонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д.
Типовая форма плана финансового оздоровления предприятия утверждена распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при ПСУГИ РФ № 98-Р от 15.12.1994 г. «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».
Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить кончину какой-либо деятельности его, которая неизбежна в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этой кончины направить все усилия на качественное преобразование этой деятельности на базе умирающей.
Заключение
Среди русского народа бытует пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Любое самое болезненное событие в жизни общества не проходит бесследно и бесполезно для него в будущем. Так и банкротство предприятий несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. В ходе реализации этой цели определяется практическое значение банкротства для всех его участников, которое проявляется в следующем:
• для общества — формируется структура экономики, приспособленная к рынку;
• для населения — производятся нужные ему товары;
• кредиторы получают шанс спасти свои деньги;
• персонал предприятия в конечном итоге создает или получает полезную и ценимую работу.
Таким образом, явление банкротства предприятий — неизбежный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающего условия для ее дальнейшего развития.
Из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:
· Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право на существование такого атрибута полноценных рыночных отношений, как банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе мониторинга на макроуровне и диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.
· Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается влиянию в процессе антикризисного управления деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. В случае пессимистичного прогноза, когда деятельность предприятия становится неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации перепрофилирования ее.
· Любое предприятие, а значит, и экономика страны может развиваться в бескризисном пространстве лишь при условии применения комплекса мер: безошибочной постановки диагноза их состояния, правильно прописанного рецепта финансового оздоровления и эффективного лечения в стихии рискового бизнеса.
Список используемой литературы
1. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению / Под ред.Г.П.Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994.
2. Антикризисное управление: Учеб./ Под ред.Э.М.Короткова, М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. – Киев: Ника-Центр, 1998.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник – 3-е изд. – М.: Пардарики, 2002.
5. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997.
6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб.для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синту», 1998.
7. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / перевод с англ., Издание 2-е, стереотипное. – М.: Информационно-издательский дом «Рилинь», 1997.
8. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер с нем./ Под ред. А.Г.Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 1996.
9. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред.проф.О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998.
10. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред.проф.В.Я.Горфинкеля, проф.В.А.Швандара. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Экономика и бизнес / Под ред.В.В.Кашаева. – М.: МПТУ им.Баумана, 1993.
12. Экономика предприятия: Учеб./ Семенов В.М., Баев И.А., Терехов С.А., Чернов А.В. и др.; Под ред.В.М.Семенова. 2-е изд., испр. – М.: Центр Экономики и маркетинга, 2000.