Реферат по предмету "Экономическая теория"


Предпринимательская деятельность в рыночной экономике

СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава I. Предпринимательство в России § 1. История развития предпринимательства в России § 2. Предпринимательский потенциал России Глава II. Формирование концепции предпринимательского управления
§ 1. Сущность концепции предпринимательского управления § 2. Специфика предпринимательской организации и развитие самоуправления Глава III. Организация предпринимательской деятельности ННО § 1. Соотношение некоммерческого статуса и предпринимательской деятельности, работа ННО с гарантами как предпринимательство § 2. Перспективы предпринимательской деятельности в России Заключение Библиография Приложение






ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что Россия, продолжительное время находясь в состоянии долгих и мучительных реформ, пытается выйти на столбовую дорогу мирового экономического развития, на дорогу, где торжествуют законы предпринимательства. Сбрасывая с себя оковы командно-административной системы, наше общество стремится получить развитие в рамках рыночной экономики. Последняя предполагает становление и развитие пред­приятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Сейчас уже можно говорить о том, что в стране появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство. Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей, своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости. Проблем в сфере предпринимательства накопилось огромное количество. Так, по данным центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, только за 2002-2003 годы число инвестиционно активных малых предприятий сократилось с 20 до 12,5 процентов. Нет секрета и в том, что миллионы предпринимателей по-прежнему работают «в тени» [13; с. 3]. Реформы по повышению эффективности деятельности предпринимателей «пробуксовывают». Основные причины лежат на поверхности: а) нередко на местах не выполняется действующее законодательство; б) искусственно создаются новые административные барьеры, позволяющие чиновникам компенсировать свои потери в тех случаях, когда реализуются меры по дебюрократизации; в) чиновники находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а, наоборот, усложнить разрешительно-согласовательную практику. Между тем, Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию РФ в мае 2004 года справедливо подчеркнул: «Только сохранение высоких темпов развития – таких, на которые сейчас вышла Россия – не позволит отбросить нас на "задворки" мировой экономики. Сегодня – чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции – мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания» [36; с. 1]. Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. Нет никаких сомнений в том, что за предпринимательством в Рос­сии будущее. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с развитием и государственным регулированием предпринимательства в России. Предмет исследования – сущность предпринимательства и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Целью исследования в данной работе является раскрытие сущности предпринимательства, определение его организационно-правовых форм, осознание проблем в развитии предпринимательства в России. Для достижения данной цели нами выдвинуто решение следующих задач: - изучение наиболее глубоких трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов по данной тематике; - определение важнейших проблем развития предпринимательства в России; - формулировка некоторых предложений по ускорению развития предпринимательской деятельности в России. Методологической основой работы является диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, рассматривающий их в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости В качестве специальных методов познания используются: формально-логический, сравнительно-правовой и системно-структурный и статистический анализ. Следует отметить, что проблеме развития предпринимательства у нас в стране посвятили свои труды многие ученые: В.Д. Андрианов, А.В. Глазьев, В.В. Лаптев и многие другие. Особое внимание привлекли фундаментальные труды под редакцией М.Н. Чепурина «Курс экономической теории», Т.В. Кашаниной «Предпринимательство», Т.К. Даурова «Предпринимательская деятельность», которые послужили теоретической основой написания данной работы [15; с. 47-78]. Использовались также статистические данные Минэкономразвития России, Минтруда России, Госкомстата России, заметные публикации в средствах массовой информации по данной проблематике.



Глава I
Предпринимательство в России

§ 1. История развития предпринимательства в России
Сущность предпринимательства состоит в том, что это деятельность, направленная на получение прибыли через рациональную организацию производства и реализацию товаров и услуг. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит доход. Для более глубокого понимания содержания процессов развития предпринимательства в России, по нашему мнению, полезно обратить взор на его историю. Несомненно, развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (таких, как Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования [8; с. 34-35].
В дореформенный период, то есть до 1861 года, государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. К началу реформ 1861 года в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этот период в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 год) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 год) [17; с. 126]. Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.
В 1861 - 1873 годы в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 годы более чем в 7 раз [17; с. 134]. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание. Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях («пайщики») и участники акционерного общества («акционеры») несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия [33; с. 17]. К концу XIX - началу XX века ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы. К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 единиц) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции [17; с. 144]. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности. Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%) [17; с. 145]. К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX века), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ века в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное [17; с. 133]. На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 году крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 году, крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 году до 24572 в 1908 году [39; с. 35]. Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 годах. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа «Трубопродажа», «Продвагон», «Продуголь», «Продамет», который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее, в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали «Треугольник» и «Проводник», в нефтяной промышленности – «Товарищество Нобель», «Англо-голландский трест» и «Русское генеральное нефтяное общество» [5; с. 345]. Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 год оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США [7; с. 15]. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия [7; с. 16]. В целом предпринимательство во второй половине XIX - начале XX века получило наибольшие в России возможности для развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости» [9; с. 76]. Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения.
Вместе с тем, можно предполагать, что не сама по себе предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX - начале XX века [18; с. 32].
Период с октября 1917 года до начала 1920-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. В то же время, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. Планомерность же понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [9; с. 76]. Однако, как нам представляется, эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Неудивительно, что в 20-е – 30-е годы прошлого столетия в СССР во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними, все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали, будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к «бывшим», другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее, сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно. Период НЭПа (новой экономической политики) знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 года, где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет [20; с. 48]. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 года «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный [20; с. 49]. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в обстановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» [26; с. 89]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Таким образом, предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре произведенной продукцией, так и в денежной форме. Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 1920-х годов [19; с. 85-87]. Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими. Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства, так как этому способствовали два обстоятельства: а) денационализация мелких предприятий и б) законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек [22; с. 29]. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.). Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 1920-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля [27; с. 18]. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако не следует забывать, что в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.
Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 1920-х годов до второй половины 1980-х годов [25; с. 25]. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.
Уйдя «в тень», предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала. Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 1960-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 1980-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей [14; с. 23]. В 1980-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 1980-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация [21; с. 29]. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность. Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 1980-х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности [11; с. 34-65]. Таким образом, история развития предпринимательства в России свидетельствует о сложных процессах его утверждения в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. В начале третьего тысячелетия стало очевидным, что российское предпринимательство должно рассматриваться через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и ради получения прибыли.
§ 2. Предпринимательский потенциал России В современной мировой экономике в настоящий период происходят глубокие структурные изменения, которые будут определять развитие всех стран мира в третьем тысячелетии. Долгое время Советский Союз являлся одной из супердержав современного мира, поэтому изменения, которые произошли после его распада, не могли не сказаться, с одной стороны, на общей ситуации в мировой экономике, а с другой – на положении России в мировом хозяйстве как правопреемницы бывшего СССР. Таблица 1
Общая потенциальная ценность полезных ископаемых России (по состоянию на начало 2004 года) [30; с. 34]
Показатели
млрд. долл.
%
Всего
Природный газ
Уголь и сланцы
Нефть и конденсат
Руды черных металлов
Руды цветных металлов
Руды благородных металлов и алмазы
Уран
Прочие полезные ископаемые
29860
9190
6651
4481
1962
1807
272
4
4197
100,0
30,8
22,3
15,0
6,6
6,1
0,9
0,01
18,4 Россия обладает огромным природным, трудовым и научно-техническим потенциалом, реализация которого может способствовать не только преодолению структурного кризиса, но и в долгосрочной перспективе превращению страны в одно из ведущих и процветающих государств современного мира (см. приложение 3). Наличие одних только полезных ископаемых инициирует мысль о колоссальных перспективах предпринимательства (см. табл. 1). Наличие трудовых ресурсов в России также внушает оптимизм: она занимает пятое место в мире по этому показателю (см. табл. 2) [53; с. 146]. Таблица 2 Рейтинг стран по численности рабочей силы (2002 г.) (млн. чел.) [30; с. 34] 1 Китай 595 2 Индия 315 3 США 130 4 Индонезия 79 5 Россия 69 Очевидно, что предпринимательство должно стать мощным фактором производства в России. Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его. Следует отметить, что эксцессы нецивилизованного, «дикого» рынка вызывают апатию и ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего экономических и законодательных) оказались:
· перевод капиталовложений и прибыли из России в зарубежные страны; · не денежные формы расчетов [12; с. 6]. Традиционные меры государственного воздействия и российское законодательство оказались в этом отношении неэффективными: - налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба находится в зачаточном состоянии, а нормотворческая «чехарда» не позволяет упорядочить ее нормальную деятельность; - нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства. - антимонопольное законодательство неэффективно, оно не препятствует существованию сверхмонополий; отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны. Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство резервирует за собой следующие важные функции: - координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом. В России такая координация отсутствует. В то же время, получение тем или иным способом доступа к бюджетным ресурсам остается в настоящее время самым прибыльным бизнесом. Это нередко направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов русло [10; с. 3]; - обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных. Такое обеспечение присутствует лишь на уровне обеспечения элементарного выживания [29; с. 20]; - антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности внешнеэкономических структур государственным интересам, экспортный контроль. Эти механизмы в России существуют на уровне неформальных договоренностей между основными промышленно – финансово – политическими группировками [24; с. 3]; - таможенные тарифы, налоги, кредитная политика. Эти механизмы также существуют на уровне неформальных договоренностей между основными промышленно – финансово – политическими группировками [24; с. 3]; - стимулирование научно-технического прогресса. К сожалению, такое стимулирование на данный момент отсутствует [45; с. 2]. Многие законы РФ своими нормами предусматривают экономическое регулирование развитой рыночной инфраструктуры. Но на практике очень часто отсутствует механизм реализации многих законов из-за сохранившихся государственных монополий и неразвитости конкуренции [54; с. 158]. Вероятно, иногда плачевные результаты в сфере экономики являются следствием слепого копирования западных образцов правовых актов.
Рис. 1. Проблемы развития предпринимательства в России (схема составлена на основании: Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., ИНФРА-М. 2002. С. 34-38). Ряд ученых-экономистов полагает, что в России необходимо установить более тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий [52; с. 67]. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности, налоговые льготы (приложение 1). Формально российское государство налоговое законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они недостаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно – денежной политикой государства (рис. 1). Следует признать, что так называемые реформаторы 1990-х годов не учли ''коллективистского'' мышления российского народа и его изначальной нелюбви к ''кулакам'', ''буржуям'' и ''нуворишам'' из своей среды. Кроме того, приватизация происходила в огромном количестве случаев незаконно, нечестно: так, акции самых доходных российских предприятий – нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности – оказались доступными только для ''своих'' и недоступными для большинства граждан, а акционирование велось закрытыми и тайными путями. Крупнейшие предприятия продавались по заведомо мизерным ценам. Итогом приватизации явилась сильнейшая социальная дифференциация внутри населения России. Никакого среднего класса не возникло. Наоборот, элита социальной структуры обогатилась еще больше, а ''низы'' сильно обнищали. Если раньше властвовал тот, кто распоряжался собственностью, то теперь властвует тот, кто этой собственностью владеет. Без преувеличения можно сказать, что от того, как будет идти процесс развития бизнеса в республиках, краях, областях, городах и селах зависит судьба государства, народа и исторического развития России. Интересно, что в сегодняшней практике в некоторых регионах страны просматриваются довольно выраженные тенденции перехода к малым формам хозяйствования. Это, в первую очередь, относится к городам Санкт-Петербургу и Москве, Московской области, Татарстану, Башкирии, Белгородской области [47; с. 65]. Руководители и коллективы предприятий по разным причинам заинтересованы в переходе к малым предприятиям. Реальность хозяйственной жизни, на которую оказывают сильное влияние политические установки, разрыв производственных связей и, как следствие, необеспеченность договорами, новое налоговое законодательство, неподготовленная программа конверсии толкают руководство государственных предприятий на перевод отдельных подразделений, структурных единиц (цехов, вспомогательных производств в промышленности, научных подразделений в крупных НПО) в структуру малых предприятий. Это позволяет снять ответственность за оперативное руководство подразделениями (включая конфликтные проблемы избыточной численности работников), не теряя «приводных ремней» – арендной платы за помещение и оборудование, гарантированное снабжение, выполнение условий договора (госзаказа) и т.п. Кроме того, фирма-учредитель получает свою долю от доходов. Это одна сторона. Другая сторона состоит в желании коллектива создать малые предприятия, что продиктовано стремлением к большой самостоятельности в реализации возможностей коллектива сверх договорных обязательств, большей свободы в оплате труда. В результате складывается тенденция выделения мелких хозяйственных форм в виде арендных, кооперативных, акционерных обществ, тесно связанных со своими учредителями.
Приведет ли такой путь разгосударствления к возникновению новых организаций, поведение которых наиболее адекватно рыночной среде хозяйствования? В перспективе это зависит от жизнеспособности рынка и его институтов. На сегодняшний день выделение подразделения (структурной единицы) в качестве малого предприятия сильно зависит от субъективных причин и по действующему законодательству правовыми мерами не защищено. В случае конфликтной ситуации учредителям, имеющим право на государственное имущество, отказ в согласии о выделении, не подлежит обжалованию в арбитраже, так как последний имеет дело только со стороной, имеющей статус юридического лица [49; с. 57].
В процессе обретения реальной самостоятельности путем форм собственности решающим фактором будет, очевидно, становление всех рыночных структур, обеспечивающих хозяйственный оборот. Прежде всего, речь идет о развитии оптового рынка сырья, материалов, оборудования. То же касается и мобильности рабочей силы. Передвижение ее сдерживается отсутствием, в первую очередь, надежных социальных гарантий по сравнению с теми, которые дают занятость на государственных предприятиях, свободного рынка жилья и земельной собственности, а также нехваткой собственных финансовых средств. Существенным фактором, влияющим на развитие малого предпринимательства, являются условия их финансирования. Общеизвестно, что финансирование – наиболее уязвимая проблема малого бизнеса. В отличие от Запада, где стремятся быстро отреагировать институциональными изменениями на потребности хозяйственной жизни, в нашей стране практика кредитования малого приспособлена к нуждам мелкого предпринимательства. Развитие системы кредитования в индустриально развитых странах предполагает широкое привлечение различных источников и институтов финансирования. В основном это коммерческие банки (универсальные, специализированные), страховые компании, отраслевые, инновационные фонды, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия развитию мелкого бизнеса (типа АМБ в США) и различные региональные гаранты (безвозмездные субсидии) [48; с. 65]. Такой разветвленной системы предоставления коммерческого кредита, не говоря об обществах рискового финансирования, в России пока нет, способы финансирования малых предприятий и обычных практически ничем не различаются. Общий порядок кредитования предпринимательства на первый план выдвигает проблемы гарантий. Сегодня в роли поручителя может выступить лишь учредитель (вышестоящая организация) или заинтересованный крупный заказчик. Других потенциально возможных гарантов в лице, например, региональных органов или Комитета по антимонопольной политике не существует. Итак, в переходный период формирования рыночных отношений будет идти процесс образования мелких и средних предприятий (в основном обслуживающего характера), тесно связанных со своими учредителями. Если программы найдут воплощение в реальных шагах, то наряду со становлением рыночной инфраструктуры будут созданы условия, необходимые для появления новых организационно-хозяйственных форм, более приспособленных к рыночным механизмам хозяйствования и требованиям НТП. Если же эти процессы не получат необходимого развития, то мелкое и среднее предпринимательство не станет областью частного бизнеса, что позволило бы сформироваться новым экономическим субъектам рыночной экономики. Опасность кроется, по моему мнению, в том, что реальное изменение структурных соотношений, развитие мелких и средних форм хозяйствования не пойдет дальше выделения мелких фирм в рамках образующихся ассоциаций, концернов, акционерных обществ и перехода к упрощенным схемам управления, уменьшению аппарата управления. В результате, вместо рынка мы можем получить монополистическую структуру экономики с вкраплением малых и средних предприятий, формально имеющих независимый статус юридического лица, но фактически находящихся под контролем крупных предприятий, новые ассоциации (то есть институт учредительства)[44; с. 132]. Основные меры, имеющие целью стимулировать появление новых более приспособленных к рыночному механизму хозяйствования агентов, должны быть направлены на предоставление экономическим субъектам предпринимательской свободы. Вывод. Предпринимательский потенциал в России поистине огромен. Задача состоит в том, чтобы его реализовать. Для этого необходима, в первую очередь, правильная, учитывающая исторические реалии, глубоко научная и законодательно обоснованная экономическая политика государства.
Глава II
Формирование концепции предпринимательского
управления

§ 1. Сущность концепции предпринимательского управления


Прибыль предпринимателя - отдача от такого вида человеческого ресурса, как предпринимательские способности
Широко известна формула предпринимательства: получение максимальной прибыли при минимальном риске (рис. 2) [34; с. 78-80].
Рис. 2. Прибыль предпринимателя Однако ее реализация происходит в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела, обусловленной рыночными отношениями и динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются: · риск; · мобильность; · динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос, угадать тенденции и действовать на опережение) (см. приложение 2). Предприниматель не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его использования. Выделяют две формы осуществления предпринимательской деятельности [6; с. 23]: А) самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность); Б) руководителем предприятия от имени собственника. При этом пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющие взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора. Кроме того, собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом (рис. 3). Особенности предпринимательства состоят в том, что, во-первых, предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций; во-вторых, предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности; в-третьих, предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары (услуги) и насколько выгодно. Они идут на риск, ведь подобные товары и услуги поступают на рынок и от других производителей; в-третьих, предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на все это силы, берет на себя весь риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Рис. 3. Организационно-правовые формы предпринимательства. В основу такой концепции предпринимательства положено более широкое его понимание. По утверждению А.Д. Шеремета, предприимчивость – скорее тип поведения, чем личностная характеристика [50; с. 77]
Предпринимательство постепенно стало рассматриваться как способ мышления, стиль поведения, образ действий. Обычно предпринимательство связывают с бизнесом, а предпринимателем называют человека, который наделен способностями генерировать деловые идеи, изыскивать возможности для создания чего-либо нового, использовать нетрадиционные пути и брать на себя весь риск и ответственность при осуществлении этих идей. Но такие люди есть не только в бизнесе. Предпринимателем можно быть в любой сфере, если проявлять инициативу, предлагать новые идеи, самостоятельно принимать нестандартные решения, находить возможности для их осуществления. Это означает, что предпринимательство распространяется и на другие сферы деятельности, такие, как образование, наука, культура, здравоохранение и т.п. Предпринимательской может быть любая организация, как коммерческая, так и некоммерческая - университеты, правительственные учреждения, муниципальные органы власти, общественные организации и т.п. Это может быть вновь создаваемая и уже существующая организация любого размера – малая, средняя, крупная. Определяющим здесь являются не продукты и услуги, предлагаемые организацией, не разрабатываемые технологии и организационные структуры, а стиль работы, действия, осуществляемые для поддержки предпринимательства. Такое нетрадиционное понимание предпринимательства, на основе которого формируется концепция предпринимательского управления, получает все большее распространение. Новый подход к управлению организациями не отрицает старого, более узкого, который связывает предпринимательство только с бизнесом. Можно проследить, как за последние 20-30 лет крупные компании, работающие в сфере бизнеса, прошли путь от традиционного предпринимательства к внутреннему и, наконец, к предпринимательскому управлению (IBM, Johnson & Johnson, Microsoft и другие) [55; с. 15]. Таким образом, сущность концепции предпринимательского управления, по моему мнению, состоит в решении двух главных задач: а) нахождение и формирование спроса на продукты, выполненную работу, оказанные услуги; б) удовлетворение его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
§ 2. Специфика предпринимательской организации и развитие
самоуправления Главное, что отличает предпринимательскую организацию, - это поиск новых возможностей, которые имеются не только во внешнем окружении, но и во внутренней среде организации, например передача подчиненным полномочий и включение их в процесс принятия решений, формирование предпринимательского менталитета и поведения. Известно, что предпринимательские организации более гибки и подвижны: правила, организационные структуры, ресурсы, стратегии, системы постоянно изменяются, так как служат для поддержания всего предпринимательского процесса, направленного на достижение целей организации. В одном случае это получение прибыли, в другом – реализация новых идей, инноваций, в третьем – развитие организации, в четвертом – умножение богатства общества и т.д. Возможности возникают, исчезают, приводят к другим возможностям. Процесс этот перманентный. Поэтому предпринимательская организация должна постоянно реагировать на появление новых возможностей, изменяться и адаптироваться, чтобы успеть их реализовать. Речь в данном случае идет о самоадаптации, напоминающей биологическую регенерацию. Предпринимательский процесс как бы «биологически» воссоздается, распространяется по всей организации, повторяется автоматически. Самоадаптация отличает предпринимательскую организацию от организаций другого типа и позволяет ей эффективно функционировать в течение длительного времени. Это возможно лишь при условии, что предпринимательское мышление становится основой управления организацией, а предпринимательство – философией управления, которую можно выразить словами «меньше менеджмента, больше предпринимательства» (приложение 3) [31; с. 23-24]. Несмотря на то, что в предпринимательстве много непредвиденного, неожиданного и непривычного, предпринимательское управление предполагает систематическую целенаправленную деятельность по реализации функций планирования, организации, координации, стимулирования, контроля и анализа. Особенность предпринимательского управления состоит в изменении роли этих функций. Возрастает роль предвидения, стратегического представления, меньшая роль отводится систематическому планированию, особенно в малых организациях. Организация как вид деятельности требует больших усилий, направленных на реализацию новых идей. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства. Большое значение имеет контроль над внешней средой и систематический анализ появляющихся возможностей. Контроль и анализ могут быть централизованы, но их основное предназначение – информирование о происходящих изменениях. Важную роль в предпринимательском управлении играет лидер. Руководитель-предприниматель ведет организацию благодаря своей активной позиции. Он может эффективно управлять либо с помощью концентрации власти в своих руках, либо используя врожденное умение вести за собой, личное обаяние, харизму. Воодушевляющее лидерство направлено на развитие творчества у людей, работающих в предпринимательской организации. Стив Джобс, один из основателей фирмы Apple, осознавая всю важность и необходимость этого, поместил великолепный рояль и машину BMW в центральном фойе штаб-квартиры компании с плакатом «Я полагаю, что людям приходят в голову великие идеи, когда они видят великие творения» [32; с. 9]. Лидер-предприниматель должен обладать способностью не только видеть вещи с новой, нетрадиционной точки зрения, но и сделать так, чтобы и другие увидели их с этой стороны. Ему нужно уметь распознавать перспективу и возможности там, где другие видят лишь хаос и противоречия. Для него важно найти, распределить и удержать под контролем ресурсы, принадлежащие часто другим. Руководителю необходимо создать команду высшего руководства, которая дополнила бы его собственные навыки и способности. Поиск новых возможностей, который лежит в основе предпринимательского управления, требует самоуправления. Суть его состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т.п.), а в передаче предпринимательских полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Поэтому контроль со стороны руководства должен быть ограничен и направлен на конечные результаты. При этом предпочтение надо отдавать самодисциплине и самоконтролю.
Чтобы выявить новую возможность, необходимо располагать своевременной и соответствующей информацией. Поэтому ее новизна, скорость получения и достоверность играют ключевую роль в предпринимательском управлении. Развитие самоуправления означает возможность получения и интенсивного обмена информацией между всеми работниками, доступ к необходимой информации, эффективные коммуникации между высшим руководством и другими членами организации. В этих целях компания Microsoft, лидер в разработке программных продуктов, успешно использует созданную систему электронной почты, по которой любой из сотрудников может напрямую обратиться к главе корпорации [41; с. 87].
Так как при предпринимательском управлении решения часто принимаются на том уровне, на котором они и осуществляются, то самоуправление предполагает не только обмен информацией, но и перемещение ресурсов внутри организации, обеспечение ими разработчиков решений для самостоятельного использования.

Глава III
Организация предпринимательской деятельности ННО

§ 1. Соотношение некоммерческого статуса и предпринимательской
деятельности ННО, работа ННО с грантами как предпринимательство Немаловажное значение в последние годы приобретает вопрос об организации предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в том числе негосударственных (рис. 4) [51; с. 45].
Рис. 4. Группы некоммерческих организаций Некоммерческие организации подразделяются на некоторые виды: · общественные и религиозные организации, как добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных потребностей; · фонды, не имеющие членства (например, Фонд защиты окружающей среды); · некоммерческие партнерства – организации, основанные на членстве граждан и юридических лиц (например, общество слепых); · учреждения – организации, созданные собственником (государственными или муниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций (например, министерства, государственные школы, департаменты); · автономные некоммерческие организации – организации, созданные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов (например, частные школы); · объединения юридических лиц – ассоциации и союзы (например, круглый стол предпринимателей России). Группы некоммерческих организаций, чтобы решить свои финансовые проблемы, а значит, добиться стоящих перед ними целей, могут и должны производить и продавать товары и услуги. Но пока ННО (далее: негосударственная некоммерческая организация) в большей мере ориентированы на грантовую поддержку [55; с. 15]. Одной из основных причин слабой предпринимательской активности большинства ННО является психологическая неготовность к такой работе. Это понятно, как показал анализ структуры рабочих мест, представленный в исследовании «Россия: ННО и занятость населения», большинство работников ННО представляют неконкурентоспособные слои населения [40; с. 57]. В этом заключается как громадное социальное значение данного сектора, так и его уязвимость в условиях перехода к рынку. Заметим, что люди, которые в силу различных причин не смогли вписаться в бизнес, зачастую включаются в работу некоммерческих организаций, представляющих им определенную социальную защиту. Они считают себя не готовыми к адекватному поведению в рыночных условиях. Но активная работа в ННО, по сути, формирует рыночные навыки. Важно понять, что ННО – также является субъектом рыночных отношений, как и обычные коммерческие предприятия, хотя и имеет свои особенности [42; с. 76]. Скажем, фонды имеют следующие особенности: - создаются на основе добровольных и имущественных взносов от юридических и физических лиц или отдельных граждан; - преследуют общественно полезные цели; - имущество, переданное в фонды учредителями, являются собственностью фонда; - учредители не отвечают по обязательствам фонда; - фондам разрешено создавать хозяйственные общества или участвовать в них; - фонд обязан ежегодно публиковать отчет по использованию имущества. В целом, ННО не имеют гарантированного финансирования. Они вынуждены самостоятельно искать источники средств существования в сложившихся рыночных условиях, следовательно, и строить стратегию своей деятельности как субъекты рынка. Самый распространенный способ финансирования деятельности ННО, например, обращение за грантовой поддержкой в зарубежные и международные организации и фонды. Принцип прост: для того, чтобы грантовые средства были выделены именно вам, необходимо создать конкурентоспособный товар. Таким товаром являются проекты, подаваемые в виде заявок на гранты. Они должны соответствовать определенному набору требований, которые выдвигаются грантодающими организациями в соответствии с их собственными мандатами и задачами. В этом смысле грантодающая организация выступает как заказчик вашего товара-проекта. Получив грант и успешно выполнив проект, вы доказали свою способность создавать конкурентоспособный товар. Работа с зарубежными грантодающими организациями, конечно же, кажется проще, чем на внутреннем рынке: доноры сами объявляют свои требования к проектам – здесь не нужен глубокий маркетинг – необходимо лишь найти донора, чьи задачи соответствуют задачам вашего ННО, и иметь способность разработать и выполнить проект. Это – «тепличные» условия, но это – рыночные условия, помогающие работникам ННО выработать необходимые рыночные навыки, которые могут пригодиться им в организации коммерческой деятельности на внутреннем рынке. С другой стороны, грантовая поддержка может вызвать «зависимость», сходную с наркотической, если к ней обращаться не как к помощи при выполнении собственных проектов, а как к главному способу финансирования. Организации, хорошо работающие таким образом, зачастую оказываются неготовыми к работе на внутреннем рынке, но не из-за недостатка квалификации или рыночных навыков, а из-за незнания этого рынка, неумения налаживать контакты на нем. Отсутствие грантовой поддержки грозит таким организациям если не развалом, то серьезным кризисом. Таким образом, некоммерческие организации могут и должны своей деятельностью оказывать благотворное влияние на среду предпринимательства в стране.
§2. Перспективы предпринимательской деятельности в России Экономическое процветание начинается тогда, когда новые изобретения открывают новые возможности для инвестиций в основной капитал. Для того, чтобы предприниматели произвели крупные инвестиции, требуется побуждение, а без него производство основного капитала в широких масштабах не будет иметь место. Ответ на этот вопрос, какой вид предпринимательской деятельности наиболее перспективен, тривиален: тот, что отвечает потребностям рынка, и в котором вы являетесь профессионалом. Дело не в виде деятельности – все они нужны обществу. Главное - в организации предпринимательства и связей организации с клиентами. С экономической точки зрения здесь на первый план выступает понятие рентабельности. К такому выводу пришли делегаты IV Всероссийской конференции «Взаимодействие крупного и малого бизнеса», организованная Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Московской ассоциацией предпринимателей в городе Москве в 2003 году [24; с. 3].
Показатели рентабельности (доходности) бизнеса являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико - экономических факторов (см. рис. 5) [28; с. 24].
┌───────────────────────────────────────────────────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────┴────────┐ │материалоемкость├─┤ производительность ├─┤ предоплата│ │оборачиваемость│ └─────┬──────────┘ │ труда │ └─────┬┬────┘ │нормированных │ │ └──────┬─────────────┘ ││ │средств │ │ │ ┌───────────────────┘│ └──────┬────────┘ ┌──────┴───────┐ │ │ ┌───────────┴──────────────┴───────┐ │ себестоимость├───────────┘ │ ┌────┤ общая рентабельность предприятия │ │ продукции ├─────────────┘ │ └─────┬──────────┬─────────────────┘ └──────┬───────┘ │ ┌─────┴──────────┴─────────┐ └─────────────────────────┼────┤ рентабельность продукции │ │ └─────┬──────────┬─────────┘ │ ┌─────┴──────────┴──────┐ └────┤ рентабельность изделия│ └───────────────────────┘ Рис. 5. Принципиальная схема рентабельности предприятия Рентабельность предприятия является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей-факторов: - структуры и фондоотдачи, -основных производственных фондов, -оборачиваемости нормируемых оборотных средств, - рентабельности реализованной продукции. Это один из распространенных подходов к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д. Шереметом [50; с. 87]: 1 1 Р = Е / ──── + ───, где УМ К Р - общая рентабельность предприятия %; Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции; У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов, доли единицы; М - коэффициент фондоотдачи активной части основные производственных фондов; К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств. Методика анализа общей рентабельности может быть по следующим критериям: 1) по факторам эффективности; 2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов. Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно - финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Итак, любой предприниматель отлично осознает, что под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала [45; с. 2]. Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: - оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, - определить и оценить факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; - выявить и изучить причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно - хозяйственной деятельности предприятия;
- вскрыть и подсчитать резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предпринимательской деятельностит. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле: прибыль до начисления процентов х 100 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = ──────────────────────────────────────── валовая выручка Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: валовая выручка ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ────────────────── ; активы Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала [11; с. 37]. В итоге следует, что уровень общей рентабельности малого предприятия есть произведение рентабельности оборота на число оборотов капитала. Итак, для достижения успеха в области предпринимательства необходимы не только внешние условия, диктуемые государством и состоянием развития рыночных отношений в стране, регионе, конкретном населенном пункте, но и внутренняя готовность кадров бизнеса к активной и творческой деятельности. Для этого необходима подготовка документа, предваряющего создание и финансирование предприятия, в котором рассматриваются все аспекты будущей предпринимательской деятельности. Этот документ называется бизнес – план. Его цель – подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с организацией нового бизнеса, практически осуществимы. Если правильно организовать дело, можно увидеть, что практически всегда существуют возможности коммерческой реализации продуктов уставной деятельности и ННО, полученных при выполнении некоммерческих грантовых проектов. Кроме того, реализация проектов по грантам международных организаций дает возможность ННО развить организационный потенциал и информационные ресурсы, модернизировать техническую базу, а так же способствует росту профессионализма членов ННО и совершенствованию методов работы. Этот потенциал может быть использован в предпринимательских целях. Это касается, прежде всего, тех организаций, которые создавали по грантовым проектам долговременную ресурсную базу и вкладывали средства в обучение технического или тренингового персонала. Некоторые из них стали тренинговыми и ресурсными центрами и имеют возможность обеспечивать себя средствами для работы и развития [38; с. 3]. Пример такой организации - Молодежный центр творчества в Санкт-Петербурге - оказывающая платные полиграфические услуги, услуги по переводу, проведению тренингов, уроков компьютерной грамотности [16; с. 5]. Другой пример - центр «Уссури» в городе Владивостоке с сильной командой тренеров и хорошо разработанными методиками тренингов для ННО, проводящий обучающие тренинги по заказам различных организаций. Еще один пример – учебный центр по переобучению уволенных в запас офицеров Российской Армии, имеющий филиалы во многих городах России, в том числе в городе Хабаровске - создавший с помощью грантов ресурсную базу. Здесь есть учебные классы, юридический отдел для оказания платных консультаций, издательство для оказания типографских и издательских услуг и многое другое [35; с. 4]. Как показывает опыт успешных ННО, для организации предпринимательской деятельности перспективнее выбрать направление, созвучное ее основной миссии, набираться опыта и квалификации, развивать базу для выполнения проектов в качестве профессиональной ННО, а не бросаться из одной области деятельности в другую в поисках средств к существованию. Из анализа деятельности зарубежных и отечественных ННО видно, что наиболее эффективна предпринимательская активность ННО, объединяющих специалистов в той или иной области, когда она связана с их основной профессиональной ориентацией [37; с. 54]. Речь идет об оказании юридических, психологических, маркетинговых, консалтинговых, образовательных и т.п. платных услуг в соответствии с профилем деятельности организации. Для этого у многих ННО есть возможности: специалисты, информационные и технические ресурсы, методики и отработанные технологии. Если выбор направления предпринимательской деятельности связан с миссией организации, тогда ННО сможет избежать нежелательных трудностей в организации предпринимательской деятельности, легче ориентироваться на рынке услуг. Специализирующиеся на определенном виде деятельности ННО легче найдут себе заказы, так как под проект профессионалов охотнее дадут средства, а их услуги будут востребованы и оценены, тогда как новичкам на рынке нужно еще доказывать свою способность в оказании качественных услуг. Вывод. Развитие предпринимательства в России возможно в самых различных сферах человеческой деятельности и по многим направлениям, находящимся в правовом поле. Отечественные предприниматели имеют фактически все условия для развертывания активной деятельности: исторические традиции, законодательную базу, кадры, научно обоснованные теории предпринимательского дела, рыночную среду, определенный опыт.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время многое говорится о возрождении рос­сийского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Рос­сии, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 года) была предпринята в процессе реализации так называемой но­вой экономической политики (НЭП), единственной — как пред­ставлялось в то время — формы вывода России из экономиче­ского и социального кризиса. Анализируя проблемы предпринимательства в России, я прихожу к некоторым выводам: 1. Наличие в любом обществе условий для предприниматель­ства — это не дань моде, а показатель уровня экономической свободы граждан, отражение понимания про­грессивного характера предпринимательства со стороны пред­ставителей властных структур, определяющих, разрабатыва­ющих и реализующих экономическую политику. 2. Будущее России — за всеми ее гражданами, особенно молодежью, и оно во многом будет опреде­ляться нашей способностью выработать эффективную концеп­цию развития экономики страны. Поэтому требуется профессиональный подход каждо­го, кто решил заняться такой формой экономической деятельно­сти, как предпринимательство.
3. Реформы по повышению эффективности деятельности предпринимателей «пробуксовывают». Основные причины такого положения дел: а) не выполняется действующее законодательство; б) искусственно создаются новые административные барьеры; в) чиновники находят лазейки в нормативных актах, чтобы не ослабить, а усложнить разрешительно-согласовательную практику.
4. Для успешной предпринимательской деятельности на рынке порой необходимо преодолевать существующие препятствия. Это, прежде всего, инерция сохранившихся иждивенческих настроений, отсутствие навыков работы по-новому в условиях рынка и конкурентной борьбы, административные барьеры, и, конечно, постоянный дефицит финансовых средств. 5. Предпринимательскую деятельность ННО следует рассматривать в переходный период как своего рода ступень вхождения в систему рыночных отношений. К стратегии успешной предпринимательской деятельности ННО следует отнести необходимость специализации и постоянного роста профессионализма. ННО, прежде всего, должны открывать для себя внутренний рынок, научиться добиваться успеха, формировать потребности рынка в своем интеллектуальном продукте.

















БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации. М., Юристъ. 1993. 2. Закон РФ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах» // СЗ РФ, 1996. Ст. 1224. 3. Закон РФ от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях»//СЗ РФ, 1995, Ст. 1114. 4. Закон РФ от 2.12.1994 г. «О защите прав потребителей» // В ред. Федерального Закона РФ от 9.01.1996 г. //СЗ РФ, 1995. 5. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., Владос. 2002. С. 345. 6. Александрова В.Ф. Малый бизнес – надежда и реальность // Текстильная промышленность. 1991. № 1. С. 23. 7. Алексеев С.С. Путь к рыночному праву // Закон, 2001. С. 15. 8. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. Пер. с фр. – М.: Международные отношения, 1995. С. 34.35. 9. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 1995. 10. Бьем рекорды по банкротству // Парламентская газета. 2003. 22 мая. С. 3. 11. Ворст Й., Ревентлоу П.Экономика фирмы. М., Высшая школа. 1999. С. 34-65. 12. Глазьев С. Что нам мешает лучше жить // Знание - сила, 1993. №1. С. 6. 13. Головачев В. Бюрократия не отступает // Труд. 2003. 5 марта. 14. Гончаров Н. Как взыскать убытки в виде упущенной выгоды // Хозяйство и право, 1995, № 9. С. 23. 15. Даурова Т.К. Предпринимательская деятельность: запрет для должностных лиц. М., Крон-пресс. 2002. С. 47-78. 16. Журман О. Семейный бизнес на морозе // РГ. 2004. 11 января. С. 5. 17. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учеб. Пособие.- Киев: Вища шк.Знання, 2001. С. 123-145. 18. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Практикум акционирования. Бюллетень. 2001. № 2. С. 32. 19. Зинченко С.А., Шапсугов Д.Ю., Корх С.Э. Предпринимательство и статус его субъектов в современном российском праве. Ростов-на-Дону, издательство СКАГС. 1999. С. 85-87. 20. Зинченко С.А., Галов В.В. О природе правосубъектности в гражданском и предпринимательском праве// Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. № 1. С. 47 – 61. 21. Ичитовкин Б.Н. Сегодняшние реалии малого бизнеса// Экономические науки. 1990.№ 5.С. 29. 22. Кашанина Т.В. Предпринимательство: правовые аспекты. М., Юристъ. 2002. С. 34. 23. Крашаков А. Зачем бизнесу ЖКХ? // АиФ. 2004. № 3. С. 6. 24. Кубеев М. Крупный бинес в окружении // Парламентская газета. 2003. 22 мая. С. 3. 25. Куликов В. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России: Комментарий к ГК РФ // М.:ИНФРА, 2001. С. 25. 26. Лаптев В.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 2002. с. 89. 27. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности// Хозяйство и право. 1999. № 11. С. 18. 28. Михеев Ю.И. Поиск средств для некоммерческих организаций. Омск. 2001. Выпуск №4, 1999. С. 23-29. 29. Мишин А.И. Мелкий бизнес: сущность и практика.//Малый бизнес, рынок и общество. 1992. № 3-4. С. 20 30. Национальный доклад «Стратегические ресурсы России». Информационно-аналитические материалы. М., 2004. С. 34. 31. Пилдич Дж. Путь к покупателю. М., ПРИОР. 2001. С. 23-24. 32. Пирогов Г. Прыжок через пропасть // Знание – сила. 1991. №1. С. 9. 33. Платонов Д.И. Экономика предприятия. М., ПРИОР. 2003. С. 17. 34. Политическая экономия современного капитализма: учебное пособие / Под ред. В.С. Торкановского.- СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1999. С. 78-80. 35. Полунин А. Страна безработных менеджеров // Труд. 2003. 21 ноября. С. 4. 36. Послание президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году // РГ. 2004. 27мая. 37. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель. М.: «Ось — 89», 2001. С. 54. 38. Пронин В. Богатеют господа «перекупи поле» // Единая Россия. 2004. 9 февраля. С. 3. 39. Раку Ю.И. Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 1992. С. 35. 40. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт. Институт проблем гражданского общества, М., Инфра-М. 1998. С. 57. 41. Русанов А.В., Ложникова О.В. Грани общественных инициатив. Успешные истории омских НКО. Омск. Изд-во «Сибирь». 2002. С. 87. 42. Рудник Б.Л. Поддержка третьего сектора в регионах России, ЗАО "Сигналъ". Москва, 1997. С. 76. 43. Сборник материалов «Налогообложение некоммерческих организаций». Киев-Алматы. Издательский дом Китап. 2002. С. 34-56. 44. США: государство и рынок. - М., БЕК. 2003. С. 132. 45. Тулеев А. Только высокотехнологичные отрасли могут обеспечить экономический рост в стране // Труд. 2003. 21 мая. С. 2. 46. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров. АСА. 2001. С.7, 16, 34. 47. Халфина Р.О. Современный рынок: правила игры. М.,1993. С. 65. 48. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство.- М., Прогресс-Универс, 1999.С. 65. 49. Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., Приор. 2000. С. 57. 50. Шеремет А.Д. "Экономический анализ в управлении производством" 1984. М., Прогресс. С. 76-123. 51. Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России. Материалы социологического исследования. М., БЕК. 1997. С. 45. 52. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И Волкова. - М.: Инфра - М, 2002. С. 67. 53. Экономика и бизнес / Под. ред. В.В. Кашаева. М., МГТУ им. Баумана. 2000. С. 145. 54. Экономический атлас предприятия (фирмы)/ Под ред О. И. Волкова. – М., ИД ФБК- ПРЕСС, 2002. С. 158 – 164. 55. Юрченко Л.В. Найти свою нишу: коммерческие организации как клиент НКО. "ИнКварто", Новосибирск, 1999. С. 15.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.