Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.
Страны Латинской Америки прошли сложный и тернистый социально-экономического развития — от бывших колоний конгломерата независимых государств, различающихся по уровню социально-экономического развития, характеру и степени участия в мирохозяйственных связях. Ныне данный регион, прежде всего его ведущие государства и в первую очередь три гиганта – Бразилия, Мексика и Аргентина, занимает промежуточное положение между развитыми государствами Севера и развившимися странами Юга. Причем состояние экономики трех латиноамериканских гигантов (На них приходится 2/3 регионального ВВП, в том числе на долю Бразилии 31%) оказывает решающее воздействие на динамику региональных макроэкономических показателей (табл.1).
Таблица 1. Социально-экономические показатели ведущих стран Латинской Америки (данные за 1997 г.)
Страны
Население,
млн чел.
ВВП (по ППС)
общий,
млрд долл.
на душу
населения,
долл.
темпы прироста
в 1990-1997 гг.,
%
Аргентина
36
55,0
9950
4,5
Антигуа и Барбуда
0,1
0,6
8720
…
Багамские о-ва
0,3
…
11830
…
Боливия
8
6,3*
2860*
…
Белиз
0,3
0,9
4110
…
Бразилия
164
1020,0
6240
3,1
Венесуэла
23
194,3
8530
1,9
Ганти
7
8,6
1540
-3,8
Гватемала
11
43,1
3840
4,1
Гайана
0,8
2,4
2890
Гондурас
6
13,8
2200
3,4
Доминиканская республика
8
36,8
4540
5,0
Колумбия
38
251,7
6720
45
Коста-Рика
4
22,5
6410
3,7
Куба
11
Мексика
95
770,3
8120
1,8
Никарагуа
5
11,0
2370
5,7
Панама
3
19,2
7070
4,8
Парагвай
5
19,7
3870
3,1
Перу
25
108,7
4390
6,0
Сальвадор
6
16,7
2810
5,8
Тринидад и Тобаго
1
8,4
6410
1,5
Уругвай
3
27,3
8460
3,7
Чили
15
176,6
12080
7,2
*Данные за 1996 г.
Источник: The World Bank. World Development Report. Wash. 1 998 . P-190-191, 232
Основные черты социально-экономического развития
Серьезные сдвиги в экономическом развитии большинства стран латиноамериканского региона начались практически лишь после Второй мировой войны. Социальная обстановка в регионе – нищета, хроническая безработица и аграрное перенаселение — требовали ускорения социально-экономического развития на базе индустриализации. В то же время обеспечению такого роста мешал крайне низкий уровень внутренних накоплений. Это объяснялось недостаточностью не только иностранных инвестиций, но и экспортных доходов из-за резких колебаний мировой конъюнктуры и тенденции к ухудшению условий сбыта традиционных товаров Латинской Америки в 50-е гг.
Импортозамещающая модель 50-70-х гг.
Из двух моделей стратегии индустриализации — экспортоори-ентированной и импортозамещающей — страны Латинской Америки в создавшихся условиях выбрали в принципе вторую (при всех страновых различиях). Хотя реализация этой модели в 50— 70-е гг. не означала курса на автаркию или изоляцию от мирового рынка, акцент был сделан на импортозамещающую индустриализацию на базе богатых сырьевых ресурсов и при помощи протекционизма внутреннего рынка с одновременным форсированием экспорта.
В связи со слабостью национального предпринимательства решающую роль в претворении этой стратегии в жизнь сыграло государство, которое вплоть до 90-х гг. являлось основным предпринимателем и регулятором всей хозяйственной жизни в Латинской Америке. За счет инфляционного финансирования был создан крупный государственный сектор, прежде всего в промышленности (энергетика, металлургия, химия, машиностроение), производственный потенциал которого составил основу латиноамериканской промышленности. В результате заметно возросла роль внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних источников финансирования по-прежнему остается высокой.
Прирост ВВП в странах — гигантах Латинской Америки в период 60—70-х гг. характеризовался данными, приведенными в табл. 2.
Таблица 2. Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих
латиноамериканских стран, в %
Страны
1961-1970 гг.
1971-1980 гг.
Бразилия
6,3
9,6
Мексика
7,8
7,4
Аргентина
4,6
2,8
Латинская Америка в целом
6,3
6,8
В итоге, несмотря на серьезные издержки (инфляция, низкая конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Латинская Америке располагает ныне солидным производственным потенциалом. При этом наибольших успехов в этом отношений добились Мексика и Бразилия. Последняя по абсолютному объему ВВП к концу 90-х гг. заняла 9-10-е место в мире. Наряду с развитием традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии ускорилось формирование наукоемких производств (электроники и робототехники, производства новых материалов, беотехнологии, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привел к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с Мексикой лидируют в мире.
Особенности модели развития малых латиноамериканских стран
Что касается малых государств Центральной Америки и Карибского бассейна, то они по-прежнему в принципе придерживались экспортоориентированной модели развития с узкой товарной специализацией. Заметное развитие в этом субрегионе получил туризм, а в промышленности — сборочных производств импортных компонентов изделий электроники, бытовых приборов, поставляемых затем в основном на североамериканский рынок.
Экономическая интеграция в регионе
Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стал рост внутрирегионального сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Еще в начале 50-х гг. была выдвинута концепция создания общего латиноамериканского рынка как важного импульса ускорения экономического роста. Однако вместо единого рынка были учреждены две торгово-экономические группировки: Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Ценральноамериканский общий рынок (ЦАОР).
Главной целью ЛАСТ являлось учреждение к 1973 г, зоны свободной торговли путем либерализации взаимного товарооборота. Однако и эта цель оказалась столь же амбициозной, как и образование общего рынка, прежде всего с точки зрения менее развитых членов ЛАСТ, которые стремились сохранить защитные меры в отношений главных отраслей их экономики перед экспансией более сильных членов ассоциации.
Рост противоречий привел к тому, что уже в 1969 г. группа в основном среднеразвитых (по меркам региона) стран учредила в рамках ЛАСТ субрегиональную группировку — Андский пакт (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия; в 1973 г. в пакт вступила Венесуэла, а в 1976 г из него вышла Чили). Ответной peaкцией со стороны других участников ЛАСТ стало формирование блока во главе с Аргентиной и Бразилией, позднее оформившегося в МЕРКОСУР (см. 12.5).
В конечном счете ЛАСТ в 1980 г. была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ) в целях содействия либерализации внутрирегиональной торговли, но без каких-либо конкретных обязательств со стороны стран-участниц. Схожие цели преследует и ЦАОР.
Новой и достаточно активной интеграционной группировкой стала организованная Карибскими островными государствами Карибская зона свободной торговли, которая в 1973 г. была преобразована в Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) с целью создания более тесной интеграционной группировки.
Важным новым моментом латиноамериканской интеграции является ее все большее соприкосновение с североамериканской. На базе быстро растущей взаимной торговли и сокращающегося разрыва по уровню развития между наиболее ведущими странами Латинской Америки и США идея интеграции между двумя американскими регионами становится все более популярной. Развитие этой идеи будет зависеть от того, насколько успешно будет идти интеграция между США и одним из латиноамериканских гигантов — Мексикой в рамках НАФТА. Пока же реальной представляется реализация первого шага на этом пути — создание панамериканской зоны свободной торговли, от Аляски до Огненной Земли.
Кризис прежней модели
80-е гг. стали «потерянным десятилетием» для большинства стран Латинской Америки. Курс на импортозамещение при высоком уровне протекционизма и форсировании экспорта уже к середине 70-х гг. практически исчерпал свои возможности, экономический рост Латинской Америки начал терять свой динамизм. На это наложился Долговой кризис и громадные платежи в счет погашения внешнего долга, поглощавшие 1/3 экспортной выручки региона. Ситуация ухудшалась также из-за падения цен на основные экспортные товары. К снижению темпов роста ВВП добавилось увеличение дефицита государственного бюджета (дефицит бюджета центрального правительства возрос с 1—2% от ВВП во второй половине 70-х гг. до 4-9% в 80-е гг.) и подскочившая на этой основе и без того немалая инфляция (12,5% — в 1970 г., 55 - в 1980 г. и 521% - в 1990 г.) (табл.3).
Таблица 3. Среднегодовая динамика ВВП, инфляции и цен на экспортируемые товары стран Латинской Америки
Показатели
1980-1989 гг.
1990-1999гг.
(прогноз)
ВВП
В том числе на душу населения
Потребительские цены
Цены на экспортируемые товары
2,2
0,0
116,7
-0,6
3,4
1,6
91,2
-0,4
Источник: IMF. Wortd Economic Outlook. May 1998. Wash. 1998. P. 151, 15t 175
Основные черты современной модели
На рубеже 80-90-х гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста.
Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80-90е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90-х гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии, Уменьшился дефицит государственного бюджета - до 0-2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция 44% — в 1995 г. и около 10% — в 1998 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин понизился в середине 90-х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине — до 11%, в Мексике — до 13%.
Уменьшение государственного вмешательства в экономику, приватизация значительной части государственного сектора (часть его активов была приобретена иностранными инвесторами), ужесточение финансовой политики и совершенствование налоговой системы, а также возобновившийся экономический рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала. В рамках «плана Брейди» внешний долг большинства латиноамериканских стран во второй половине 80-х гг. был реструктурирован, в результате чего он снизился более чем на 55%.
Тем не менее хронической проблемой Латинской Америки остается ситуация в ее финансовой и валютной сферах. Из-за растущего в 90-е гг. дефицита, торгового баланса, вновь увеличивающегося внешнего долга (758,5 млрд долл., по прогнозу МВФ в 1999 г. по сравнению с 441 млрд долл. в 1990 г.) и быстро растущих на этой основе расходов по его обслуживанию (более 100 млрд.долл. в год, то есть около 46% экспортной выручки по сравнению с 33% в 1990 г.) платежный баланс Латинской Америки по текущим операциям систематически сводится со все большим отрицательным сальдо/Так, если в 1990 т» оно составляло 1 млрд долл., то, по прогнозу МВФ, в 1999 г. оно будет равно 70 млрд долл. Попытки привлечь к обслуживанию дефицита платежного баланса «горячие деньги» помогли временно смягчить проблему, но обернулись финансовыми кризисами в 1994-1995 и 1998-1999 гг.
Внешние факторы развития
Внешняя торговля
В 90-е гг. доля Латинской Америки в мировом экспорте росла, составив почти 5% (правда, еще быстрее росла ее доля в мировом импорте, превысившая 5%). Темпы роста латиноамериканского экспорта в указанные годы равнялись 9%, т.е. они намного опережали темпы роста ВВП, и при этом происходили прогрессивные сдвиги в структуре экспорта: роста доля машин и оборудования и снижалась доля сырья и топлива. Экспорт был ориентирован в первую очередь (70%) на развитые страны (в том числе 50% — на США), а во вторую (21 %) — на взаимную торговлю. Тем не менее острейшей проблемой Латинской Америки остается быстро растущий в условиях либерализации внешней торговли отрыв импорта от экспорта и нарастающий дефицит внешнеторгового баланса.
Импорт капитала
В 90-е гг. резко увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку. Так, со среднегодовой в 1986-1991 гг. величины в 9,5 млрд. долл. он возрос до 56 млрд. долл. в 1997 г:, прежде всего за счет Аргентины (6,3 млрд. долл.), Бразилии (16,3), Венесуэлы (4,9), Колумбии (2,4), Чили (5,4) и Мексики (12,1 млрд.долл.). В результате объем накопленных на континенте прямых иностранных инвестиций возрос с 48 млрд. долл. в 1980 г. и 124 млрд. долл. в 1990 г. до 375 млрд. долл. в 1997 г., причем 1/3 из них приходится на Бразилию (126 млрд. долл.) и 1/4.— на Мексику (87 млрд. долл.). В результате прямые иностранные инвестиции обеспечивали в 1996 г. около 13% всех капиталовложений в основной капитал на континенте.
Тем не менее основным видом притекающего на континент иностранного капитала вплоть до последнего времени являлись портфельные инвестиции, причем, как и в России, преимущественно в покупку государственных ценных бумаг, а не в акции компаний. При наступлении признаков ухудшения экономической ситуации эти «горячие деньги» быстро уходят из страны, придавая возможному финансовому кризису уже неизбежный характер. Так, в конце 1998 г. иностранный инвесторы, подгоняемые сомнениями в способности бразильского правительства покрыть 65-миллиардный дефицит бюджета, увели из страны 40 млрд. долл.
Экономические отношения России с Латинской Америкой
Эти отношения имеют давнюю историю, но в последние десятилетия они во многом определялись связями нашей страны с Кубой. В 1989 г. доля Латинской Америки во внешней торговле СССР составляла 6,5%, в том числе с Кубой — 5,5%. С распадом СССР эта торговля резко упала, но в последние годы имеет тенденцию к росту. В 1997 г. доля Латинской Америки во внешнеторговом обороте России составили 1,8%, подавляющая часть которого приходится на Кубу, Бразилию, Аргентину, а также Панаму и другие оффшорные центры Латинской Америки.
Еще в советские времена сложилась структура товарооборота с указанными странами. Наша страна традиционно закупает там товары, которые либо не производятся в России по природно-климатическим условиям, либо их производство дефицитно в определенные годы (кофе, какао-бобы и продукты их переработки, бананы, растительные масла, сахар, шерсть, кожи, бокситы и др.)
Что касается отечественного экспорта, то в 90-е гг. он претерпел существенные изменения. Если раньше 4/5 и более советского экспорта в Латинскую Америку составляла продукция машиностроения, то в последние годы российский экспорт в страны этого региона включает в основном материалы и полуфабрикаты (удобрения, лесоматериалы, цемент, металлы и т.д.), т.е. товары с низкой степенью обработки. Исключение составляют поставки автомобилей в Панаму, где через свободную экспортную зону г.Колон они реэкспортируются в другие латиноамериканские страны, а также поставки авиатехники в Перу.
При оценке перспектив экономических связей следует учитывать возможности использования уже созданного задела, в том числе в виде ранее построенных с нашей помощью промышленных объектов (особенно на Кубе), ранее проданного энергетического оборудования и авиационной техники, которые нуждаются в модернизации и запасных частях.
Выводы
1. Латиноамериканский регион, прежде всего его ведущие государства — Бразилия, Мексика и Аргентина, занимает промежуточное положение между развитыми государствами Севера и развивающимися странами Юга.
2. В 50—70-е гг. латиноамериканские страны в основном развивались в рамках импортозамещающей модели с сильным протекционизмом и одновременным формированием экспорта. В итоге Латинская Америка располагает ныне солидным производственным потенциалом, но вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга.
3. На рубеже 80-90 гг. в большинстве латиноамериканских стран были проведены либеральные экономические реформы. В результате ускорились ранее упавшие темпы экономического роста, снизились дефицит государственного бюджета и инфляция, была либерализована внешняя торговля.