Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона
1.1 Сущность социально-экономического развития
1.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона
1.3 Методы управления региональным развитием
2. Оценка экономического состояния Свердловской области за период с 1998 года по 2003 год
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Состояние отдельных отраслей хозяйства
2.2.1 Промышленное производство
2.2.2 Транспорт
2.2.3 Информационно-коммуникационные технологии и связь
2.3 Финансовая инфраструктура
2.3.1 Банки
2.3.2 Страховые компании
2.3.3 Малое предпринимательство
3. Проблемы социально-экономического развития Свердловской области и пути их решения
3.1 Основные проблемы социально-экономического развития Свердловской области
3.2 Пути решения проблем социально-экономического развития Свердловской области
4. Перспективы развития Свердловской области
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое, процесс продолжающийся в России уже много лет.
Именно поэтому целью данной курсовой работы являются: выявление проблем социально-экономического развития и определение путей их решения.
Предметом курсовой работы является: «направление социально-экономического развития региона». Объектом исследования выбрано хозяйство Свердловской области.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социально-экономического развития региона.
2. Проанализировать социально-экономическое развитие Свердловской области.
3. На основе анализа обозначить проблемы социально-экономического развития Свердловской области и определить пути решения этих проблем.
4. Рассмотреть перспективы развития Свердловской области.
В соответствии с поставленными целями и задачами определилась логика изложения и структура курсовой работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы социально-экономического развития, в том числе:
· Понятие социально-экономического развития;
· Цели и критерии социально-экономического развития региона;
· Методы управления региональным развитием.
Вторая глава посвящена анализу социально-экономического развития Свердловской области, в том числе развитие транспортной системы, информационно-коммуникационных технологий и связи, финансовой структуры и промышленного производства.
В третьей главе рассматриваются основные проблемы социально-экономического развития Свердловской области и пути их решения.
Четвертая глава посвящена рассмотрению возможных перспектив социально-экономического развития Свердловской области на основе современных тенденций преобразования российской экономики в условиях работы в рыночных отношениях.
Методологической основой написания работы явились конституция Российской Федерации, постановления и программы правительства Свердловской области, научные труды ученных, нормативно-справочная литература, публицистическая литертура, а также конспект лекции по курсу экономической географии.
1. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона
1.1 Сущность социально-экономического развития
Под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
· рост производства и доходов;
· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
· перемены в общественном сознании;
· перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Калининградской области, Свердловской области и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
1.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Международные организации оценивают степень развития регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
· ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
· интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
· величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:
· национальный доход на душу населения;
· уровень потребления отдельных материальных благ;
· степень дифференциации доходов;
· продолжительность жизни;
· уровень физического здоровья;
· уровень образования;
· степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать:
· привлечение новых видов бизнеса;
· расширение существующего бизнеса;
· развитие малого бизнеса;
· развитие центра города;
· развитие промышленности;
· развитие сферы услуг;
· повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
Экономическое развитие многих регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.
Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.
Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
· ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
· средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
· продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
· уровень образования;
· уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
· уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
· состояние окружающей среды;
· равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
· обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
Даже если предположить, что большая часть российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.
В настоящее время ближайшие пригороды многих городов Свердловской области представляют собой одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки расположены в месте складирования собственных же отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором наступающего невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей.
Многие города характеризуются многократным превышением допустимых норм загрязнения воды и воздуха. Значительные площади плодородных земель ежегодно безвозвратно утрачиваются и навсегда выводятся из сельскохозяйственного оборота.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеримая субстанция, как культура жизни населения. Положительная динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурой жизни населения данного региона. Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.
Тенденции развития регионов и городов. Рассмотрим некоторые базовые теоретические представления, лежащие в объяснении основных тенденций экономического развития регионов и городов.
Первое из них — теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах. Так, алюминиевая промышленность тяготеет к источникам дешевой электроэнергии (Каменск-Уральский), металлургические заводы — к местам добычи железной руды и кокса (Нижний Тагил - НТМК), любые производства, сильно зависящие от сырья, располагаются, как правило, близко к источникам сырья. Некоторые производства, ориентированные на местные рынки и предполагающие значительные транспортные издержки, располагаются близко к рынкам сбыта. Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившееся размещение производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение и благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую благодаря агломерационному эффекту (совокупные затраты всех производств в крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации). В крупных центрах возникает дополнительный потенциал их развития благодаря тому, что некоторые виды высококвалифицированной деятельности возможны только в крупных центрах (музеи, крупные театры, медицинские центры и т.п.).
Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.
Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание.
Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.
При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла. Во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основных стадии: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли — машиностроение, легкая и пищевая промышленность. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. По доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы, и к ним применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.
На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.
На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса и новых людей, насколько быстро и эффективно может вся городская инфраструктура приспособиться к новым условиям — все это определяет потенциал постиндустриального развития.
1.3 Методы управления региональным развитием
Местные органы власти любого уровня - региона, города или района - выполняют две основные функции:
1. Предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.);
2. Управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
· создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
· регулирование деловой активности;
· прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.
Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия — объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.
Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.
Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
Данные методы воздействия на предпринимателей нередко подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет.
В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывается эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Более того, информация такого рода обычно утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.
В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.
К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительства стало правилом строительство "с нагрузкой", когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций.
Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.
Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты "Сити" и "Манежная площадь" в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.
Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону в целом.
Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители местной администрации подчас действуют как посредники, как "создатели коалиций", помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.
Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.
Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развитием. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.
2. Оценка экономического состояния Свердловской области за период с 1998 года по 2003 год
2.1 Краткая характеристика объекта исследования
Свердловская область (см. приложение А) с населением 4641 тыс. человек - это пятый по величине в России и крупнейший регион Урала, расположенный на границе между Европой и Азией. Областной центр - Екатеринбург, основан в 1723 г.
Свердловская область (см. приложение Б) - один из наиболее крупных по численности населения, высокоурбанизированный регион России. Лишь менее 13% населения области проживает в сельской местности. Среди населения подавляющее большинство - русские (более 90%). В области проживают также татары, украинцы, немцы и представители других народов.
Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, а Екатеринбург является местонахождением Полномочного представителя Президента Российской Федерации в этом округе.
Область располагает значительными запасами полезных ископаемых: железа, меди, угля, торфа, золота, платины, серебра, марганца, никеля, титана, ванадия, асбеста, бокситов, драгоценных и полудрагоценных камней, редкоземельных элементов. Вместе с тем, в регионе недостаточно собственных энергетических ресурсов.
Свердловская область является одним из крупнейших в стране транспортных узлов, располагает мощным промышленным комплексом и занимает 3-е место в стране по объему промышленного производства после Ханты-Мансийского автономного округа и Москвы. На ее территории работает более 2500 добывающих и перерабатывающих предприятий. Ведущее место в экономике области занимают черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов.
Машиностроение района специализировано на металлоемких отраслях - производстве горного, металлургического, химического и энергетического оборудования. Преобладают предприятия-гиганты, совмещающие производство гражданской и военной продукции, на каждом из которых заняты десятки тысяч человек. Среди таких предприятий крупнейшими являются заводы: Уралмаш, Уралхиммаш, Турбомоторный завод (Екатеринбург), Вагоностроительный завод (Нижний Тагил).
Предприятия Свердловской области являются монополистами в России по производству 50 видов промышленной продукции, в том числе по 10 видам - единоличными производителями.
Сельское хозяйство области занимает 9-е место в России по объему производства, однако этого недостаточно для обеспечения потребностей населения. Главные экономические центры, помимо Екатеринбурга: Нижний Тагил (400 тыс. жителей), Каменск-Уральский (195 тыс. жителей), Первоуральск (165 тыс. жителей), Асбест (118 тыс. жителей), Серов (103 тыс. жителей).
2.2 Состояние отдельных отраслей хозяйства
2.2.1 Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства в текущих ценах в январе-марте 2005 года по полному кругу организаций составил:
· в добывающих производствах – около 7,6 млрд. рублей, или 190,2% к уровню января-марта 2004 года;
· в обрабатывающих производствах – 91,3 млрд. рублей и 131,5% соответственно;
· по производству и распределению электроэнергии, газа, воды – 17,3 млрд. рублей и 117,8% соответственно.
Наиболее высокие темпы роста объема отгруженных товаров собственного производства по полному кругу организаций в отчетном периоде имели организации по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, – 191,9% к уровню первого квартала 2004 года, металлургического производства и производства готовых металлических изделий – 153,5%, химического производства – 131,3%, по обработке древесины и производству изделий из дерева – 130%, по производству неметаллических минеральных продуктов – 129,8%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 128,3%, по производству машин и оборудования – 125,5%, резиновых и пластмассовых изделий – 121,3%, текстильного и швейного производства – 119,9%, по производству транспортных средств и оборудования – 116,3%.
Положительная динамика темпов роста отмечена в организациях по производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака – 107,8%, кожи, изделий из кожи и производству обуви – 101,2%, по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 101,3%, целлюлозно-бумажного производства – 101,8%.
2.2.2 Транспорт
Транспортная сеть Свердловской области является частью транспортных направлений Европа - Азия, обеспечивает существенный объём внутрироссийских грузо-товарных и пассажирских потоков. Это определяет инвестиционную привлекательность территории Свердловской области и инновационный потенциал транспортной инфраструктуры, а также возможность поступления в бюджет области рентных платежей при принятии соответствующих законодательных и нормативных актов и развития современного рынка информационно-логистических услуг.
Положительные тенденции развития экономики Свердловской области в 1999-2002 годах оказали определенное влияние на работу транспорта. В 2003 году объем перевозок грузов всеми видами транспорта общего пользования составил 290,3 млн. тонн грузов, что на 0,3 процента больше, чем в 2002 году.
Железнодорожным транспортом отправлено 117 млн. тонн грузов - на 5,6 процента больше, чем в 2003-м. Автомобильным транспортом всех отраслей экономики (без субъектов малого предпринимательства) перевезено 98,6 млн. тонн грузов.
Перевозка пассажиров за 2003 год предприятий всех форм собственности составила 633 млн.чел., пассажирооборот - 22,1 млрд пасс./км. По сравнению с 2002 годом пассажирооборот увеличился на 5,4 процента.
Вместе с тем, отмечается тенденция снижения объемов перевозок автомобильным транспортом. Основными причинами являются низкое качество автомобильных дорог, старение парка грузового автотранспорта.
2.2.3 Информационно-коммуникационные технологии и связь
Состояние и развитие информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) и связи являются одним из основных факторов развития как экономики России в целом, так и Свердловской области в частности. В современных условиях связь является одной из наиболее перспективных, быстроразвивающихся базовых инфраструктурных отраслей, обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста. Это одна из наиболее стабильно развивающихся в технологическом и финансовом плане отраслей экономики Свердловской области.
Темпы роста объемов услуг связи, рост платежеспособного спроса на эти услуги, финансовое состояние организаций связи, объемы привлекаемых инвестиций позволяют сделать вывод о том, что данная отрасль является наиболее перспективной с точки зрения привлечения инвестиций.
Исходящий годовой междугородный телефонный обмен составляет 51,38 млн. разговоров, что соответствует 11,8 разговоров на 1 жителя в год (средняя величина по России - 9,9), в том числе международный обмен составляет 4,16 млн. разговоров, что составляет 0,96 разговоров на 1 жителя в год.
В соответствии с Концепцией развития связи Российской Федерации цифровая сеть общего пользования в Свердловской области создается по принципу наложенной сети на существующую телефонную сеть общего пользования. Отсутствие цифровой сети, охватывающей все райцентры и города областного подчинения (уровень создания цифровой внутризоновой сети составлял на 1 января 2002 года 6,5 процента), сдерживает внедрение и развитие новых услуг электросвязи и интеграцию Свердловской области в создающуюся цифровую сеть России и мира.
Целями развития ИКТ и связи в Свердловской области являются:
· повышение достоверности и оперативности получаемой информации;
· формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории Свердловской области;
· обеспечение прав граждан на получение, производство и распространение информации;
· повышение эффективности процессов социального развития и поддержки нуждающихся на основах гражданского общества и демократии;
· защита информационных ресурсов и систем органов государственной власти от несанкционированного доступа, развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и средств.
2.3 Финансовая инфраструктура
2.3.1 Банки
На 1 января 2003 г. в Свердловской области действовало 28 коммерческих банков. На каждые 100 тыс. жителей региона приходилось примерно по 0,65 банка, что ниже среднего по России (0,90). За период с середины 1998 по 2003 г. количество действующих банков сократилось с 34 до 28.
Свердловская область характеризуется высоким уровнем развития банковской деятельности. По объему привлеченных банками депозитов (около 20 млрд. рублей на 1 июля 2002 г.) и выданных банками кредитов (31,5 млрд. рублей) регион занимает 4-е место в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Тюменской области с автономными округами. По количеству банковских филиалов (141) Свердловская область также занимает 4-е место в стране, уступая лишь Москве, Московской областью и Тюменской области с автономными округами. При этом регион является одним из немногих в России, где количество филиалов местных банков превосходит количество филиалов инорегиональных банков (учитываются только официальные филиалы, зарегистрированные в ЦБ РФ). Среди банков Свердловской области наибольшую филиальную сеть имеют Уралпромстройбанк (около 30 филиалов), Уральский банк реконструкции и развития (УБРР) и "СКБ-банк" (каждый имеет около 20 филиалов). В регионе также действуют филиалы многих крупных московских банков (всего около 20 "внешних" филиалов, без учета Сбербанка РФ). Из 10 крупнейших (см. приложение В) по активам банков Свердловской области 5 содержат в своем названии слова "Урал" или "Уральский", что подчеркивает их претензии на лидерство в Уральском макрорегионе.
Для банковской системы Свердловской области характерно отсутствие ярко выраженного банка-лидера. Нет в регионе и крупного "опорного" банка областной администрации. Одно время в качестве такого банка выступал "Свердловский губернский банк", входящий вместе с московским "Гута-банком" в группу "Госинкор". Однако уже в конце 1990-х гг. ситуацию изменилась. Областная администрация является крупнейшим акционером "СКБ-банка" (контролирует 25% акций), но работает также с несколькими другими банками региона. Еще два крупных банка Свердловской области Уралсибсоцбанк и Уралвнешторгбанк входят группы московских "МДМ-банка" и Внешторгбанка. Однако оба названных региональных банка сохраняют некоторую степень автономии от своих столичных партнеров. В 2003 г. Промстройбанк из Санкт-Петербурга приобрел контрольный пакет акций Уралпромстройбанка.
Среди акционеров и ключевых клиентов банков Свердловской области преобладают предприятия черной и цветной металлургии, а также машиностроения. На 1 января 2002 г. объем банковских кредитов промышленным предприятиям области составил 20,3 млрд. рублей (64% всех банковских кредитов в регионе). При этом объем просроченной задолженности промышленных предприятий Свердловской области составил всего 178 млн. рублей (менее 1% всей задолженности). Доминирующим банковским центром региона является столичный Екатеринбург. Однако ряд средних и мелких банков "второго эшелона" располагается в других городах Свердловской области. Среди них выделяются Меткомбанк из Каменск-Уральского (активы на 1 января 2002 г. около 870 млн. рублей) и Комнейвабанк из Новоуральска, бывшего Свердловска-4 (623 млн. рублей).
В Екатеринбурге базируется Уральский банк Сбербанка РФ. Помимо Свердловской области его сфера влияния распространяется на Башкирию, Курганскую и Челябинскую области. На территории Свердловской области Уральский банк Сбербанка имеет 41 отделение с подчиненными им низовыми филиалами. На рынке частных вкладов основную конкуренцию Сбербанку составляют УБРР (1,2 млрд. рублей вкладов населения на 1 января 2002 г.), Уралвнешторгбанк (1,1 млрд. рублей) и банк "Северная казна" (1,1 млрд. рублей).
2.3.2 Страховые компании
На территории Свердловской области в 2002 году осуществляли страховую деятельность 32 страховых организации, из них 10 медицинских и 40 филиалов страховых организаций, зарегистрированных за пределами Свердловской области, из них 4 медицинских.
Общая сумма страховых взносов, собранная по добровольным и обязательным видам страхования, за 2002 год составила более 2,5 млрд. рублей, в том числе страховыми организациями области более 1,9 млрд. рублей.
При этом большую часть страховых премий составляют взносы по обязательным видам страхования (более 65 процентов); доля добровольных видов страхования в общем объеме платежей снизилась за счет увеличения доли обязательного страхования, несмотря на рост объемов рынка добровольного страхования (более чем на 55 процентов).
Страховой рынок Свердловской области продолжает динамично развиваться, о чем свидетельствуют показатели за 2002 год, которые превысили аналогичные показатели 2001 года более чем на 70 процентов.
Развитие рынка страховых услуг должно в перспективе обеспечивать содействие инвестиционному процессу.
2.3.3 Малое предпринимательство
Снижены базовые размеры арендной платы за земельные участки под специализированными магазинами детских товаров и книготорговли, а также киосками печатной продукции, досугово - развлекательными объектами и капитальными сооружениями общественного питания. Упорядочены базовые размеры арендной платы за земельные участки под отдельно стоящими, встроенными и пристроенными капитальными сооружениями торговли.
Принятые меры по имущественной поддержке субъектов малого бизнеса способствовали положительной динамике развития малого предпринимательства в Свердловской области в 2002-2004 годах. За этот период число таких предприятий возросло на 31 процент, численность занятых на них работников - на 51 процент, объём производства продукции и рыночных услуг увеличился в 2,3 раза. Кроме того, в минувшем году доходы областного бюджета от аренды зданий и помещений составили 167 миллионов рублей. Что почти в 1,8 раза больше, нежели в 2003 году.
Вместе с тем, координационный совет отметил, что незавершённость процесса разграничения земли между различными уровнями собственности сдерживает развитие малого предпринимательства, затрудняет приобретение земельных участков. Малые предприятия недостаточно используют возможности развиваться на производственных площадях крупных промышленных предприятий, где имеются незадействованные тысячи квадратных метров нежилых помещений, сотни гектаров земельных участков.
Для ряда субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих и неустойчивых в финансово-экономическом отношении, являются обременительными размеры арендной платы за недвижимое имущество. Недовольство предпринимателей вызывает нарушение принципа создания одинаковых условий для конкурентной борьбы крупных и малых предприятий: первые выплачивают арендную плату за земельные участки в размере земельного налога, а вторые — плату, в 8-15 раз превышающую ставку земельного налога.
3. Проблемы социально-экономического развития Свердловской области и пути их решения
3.1 Основные проблемы социально-экономического развития Свердловской области
Анализ социально-экономического положения Свердловской области показывает, что достигнуты определенные успехи и имеются все предпосылки для устойчивого экономического роста.
Основной задачей социально-экономического развития Свердловской области является повышение платежеспособного спроса посредством обеспечения экономического роста; роста ВРП за счет внедрения новых технологий, роста производительности труда, повышения эффективности производства, диверсификации производства и совершенствования региональной нормативной законодательной базы.
Необходимыми условиями дальнейшего экономического развития Свердловской области является решение ряда проблем в приоритетных направлениях.
Несмотря на достаточно высокие темпы роста объемов промышленного производства в 1999 – 2003 годах отмечается их нестабильность.
Основными проблемами в промышленности являются:
· технологическая отсталость производства, высокая степень износа основных фондов;
· неэффективная структура промышленности: значительная доля ВПК в производстве промышленной продукции (что в условиях снижения доли государственных закупок является негативным фактором);
· наличие в структуре промышленности угольной отрасли, где идет процесс реструктуризации;
· невысокая конкурентоспособность продукции.
При положительной динамике в развитии сельского хозяйства общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.
Основными проблемами отрасли являются:
· сокращение объемов производства продукции животноводства, неразвитость системы закупок этой продукции у населения. Спрос на мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не покрывается собственным производством;
· наличие устаревшего оборудования не позволяющего применять современные технологии, повышать экономическую эффективность и конкурентоспособность продукции;
· темпы приобретения сельскохозяйственной техники, не обеспечивающие расширенного воспроизводства, сдерживающие рост производства зерна, технических, овощных и кормовых культур, ведущие к потерям выращенного урожая;
· неразвитость системы сбыта и хранения продукции сельского хозяйства;
· технологическая отсталость производства. Высокая степень износа основных фондов. Уровень развития транспортной системы не соответствует современным требованиям. Сдерживающими факторами развития являются:
· отсутствие современной системы транспортного сервиса;
· высокая степень износа дорог;
· несоответствие пропускной способности существующих автомобильных дорог растущим объемам грузопотоков.
Проблемы строительного комплекса:
· недостаток конкурентоспособных и импортозамещающих строительных материалов;
· технологическая отсталость производственной базы строительной индустрии, высокая степень износа основных фондов;
· необходимость повышения уровня обеспеченности населения Свердловской области качественным жильем, улучшения жилищных условий.
Проблемы в области охраны окружающей среды, природных ресурсов:
· накопление твердых бытовых и других отходов, отсутствие технологической базы для утилизации отходов, предприятий по комплексной переработке опасных отходов;
· ухудшение состояния водных ресурсов Свердловской области;
· загрязнение воздушной среды Свердловской области;
· сокращение биоразнообразия и биоресурсов;
Особенно остро стоит вопрос обновления автобусного парка, пассажирского автомобильного транспорта. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в транспорте и связи составляет более 16 процентов и значительно превышает среднероссийский показатель.
Проблемами в сфере малого предпринимательства являются:
- наличие административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности (по вопросам регистрации предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций, необоснованной частоты проверок, и т.п);
- невозможность получения субъектами малого бизнеса кредитных ресурсов из-за недостаточного залогового обеспечения возвратности средств - недостаточная информированность субъектов малого предпринимательства по вопросам права, в том числе при отстаивании своих интересов;- кадровый дефицит, необходимость повышения квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса.
Сложной остается ситуация на рынке труда. Проблемами в сфере занятости населения являются:
· рост численности официально регистрируемой безработицы;
· увеличение численности иностранной рабочей силы в области при наличии безработицы среди российских граждан.
На протяжении ряда лет сохраняется достаточно высокий уровень общей безработицы от экономически активного населения – в среднем 12,2 процента (в России 8,6), в поселках он еще выше – 20,5.
3.2 Пути решения проблем социально-экономического развития Свердловской области
Региональные целевые программы. В 2002 году на территории Свердловской области реализовывались мероприятия 25 региональных целевых программ, из них 17 - социально ориентированных, 4 - направленных на развитие промышленности, строительства и поддержку малого бизнеса; 3 - экологических; 1 - направленная на развитие культуры и искусства.
Общий объем средств, направленных на реализацию региональных целевых программ в 2002 году из всех источников финансирования, составил 3663,72 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 867,9, областного бюджета – 1122,2, местных бюджетов – 67,26, внебюджетных источников – 1606,32 млн. рублей.
В 2003 году на территории Свердловской области осуществлялась реализация 6 областных целевых программ и 29 целевых мероприятий, из них 15 - социально ориентированных; 7 - направленных на развитие промышленности, строительства и поддержку малого бизнеса; 4 - экологических; 4 - на развитие сельского хозяйства; 5 - направленных на повышение образовательного и культурного уровня населения области.
Общий объем средств, предусматриваемых на реализацию областных целевых программ и целевых мероприятий в 2003 году из всех источников финансирования, составил 3079,5 млн. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 847,2, областного бюджета – 1 548,8, местных бюджетов – 242,5, внебюджетных источников – 436 млн. рублей.
Из них наиболее значимые:
· Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2005 годы;
· Областная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2001-2003 годы;
· Программа повышения уровня социально-экономического обеспечения деятельности милиции общественной безопасности ГУВД Свердловской области;
· Областная целевая программа развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Свердловской области на 2002-2005 годы;
· Областные целевые первоочередные мероприятия по газификации области;
· Строительство и реконструкция сельских автомобильных дорог.
4. Перспективы развития Свердловской области
Шесть лет Свердловская область демонстрирует стабильный долговременный рост практически всех отраслей экономики.
За эти годы объем промышленного производства в сопоставимой оценке увеличился более чем в 1,8 раза. При этом производство продукции машиностроения увеличилось в 2,5 раза, цветной металлургии — в 2,1 раза.
Металлургический комплекс области по основным видам продукции приблизился, а по некоторым и превысил объемы производства начала 90-х годов, так, по производству чугуна, стали, готового проката, труб область в 2004 году вышла за рубежи 1991 года. Производство рафинированной меди, первичного алюминия, проката цветных металлов уже перекрыло уровень конца 80-х годов.
Экономика региона уверенно прошла адаптацию в новых условиях хозяйствования - улучшилась структура валового регионального продукта в сторону существенного роста доли услуг; завершено массовое, но продуманное разгосударствление, на предприятия пришли новые заинтересованные собственники. Заложены основы новой региональной экономической политики.
Сегодня Свердловская область является самодостаточной по финансовому потенциалу территорией. Оставаясь пятой по численности населения в Российской Федерации, Свердловская область стабильно занимает 3-е место по объему промышленного производства (после Тюменской области с автономными округами и города Москвы).
Уровень концентрации промышленности в области в четыре раза выше среднероссийского. Свердловская область занимает 7-е место по объему инвестиций в основной капитал, 6-е место - по объему оборота розничной торговли, 4-е место - по объему платных услуг, 7-е место - по величине поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом зачастую темпы роста экономики и индикаторы социальной сферы являются более высокими, чем в целом по Российской Федерации. Так, в течение всего 2004 года рост промышленного производства Свердловской области опережал аналогичный среднероссийский параметр на 2-3,5 процентных пункта (рис. 1).
Рис. 1 Индекс физического объема проышленного производства Свердловской области и в среднем по России
В то же время необходимо признать, что высокие темпы роста не могут быть единственной целью региона, желающего достойно вписаться в экономический комплекс страны и окружающего мира. Именно поэтому все чаще результаты социально-экономической политики Свердловской области наряду с традиционными показателями оцениваются и качественными характеристиками.
Качественные изменения отмечаются в структуре затрат на производство и реализацию промышленной продукции. Не вызывает сомнений, что только энерго- и ресурсосбережение сможет открыть двери в постиндустриальное общество.
Только за 2003 год энергоемкость промышленной продукции в регионе (удельный расход топливно-энергетических ресурсов на единицу стоимости выпускаемой продукции) снизилась на 4,5% по сравнению с уровнем 2002 года, а за 5 лет снижение составило почти 14%.
Принимая во внимание вступление России в ВТО, наряду с оптимизацией структуры затрат на производство важное место в действиях исполнительных органов государственной власти Свердловской области занимает работа по подготовке к этому предприятий региона. Так, проведена оценка уровня международной сертификации производимой на территории Свердловской области продукции.
Каков же результат? Какова готовность предприятий? Наибольшую долю сертифицированной продукции на соответствие международным стандартам имеет черная металлургия - около 82% в общем объеме реализованной продукции данной отрасли, 55-65% сертифицированной продукции - в цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, менее половины - в машиностроении и металлообработке, 40% - в пищевой промышленности.
Эти цифры говорят о том, что предприятия знакомы с правилами международной торговли, понимают их значимость и активно осваивают.
По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Свердловская область относится наряду с городами Москвой и Санкт-Петербургом, Московской, Самарской, Челябинской, Ростовской областями и Республикой Татарстан к регионам с достаточно высокой степенью готовности к работе в условиях ВТО.
Следует отметить, что процесс создания холдинговых структур и консолидации предприятий промышленности с финансовым капиталом в последние годы активизировался. Доминирующее положение в сформировавшейся промышленной структуре занимает относительно небольшое число крупных промышленных компаний по принципу вертикальной интеграции (холдингов). Как правило, в таких объединениях быстрее осуществляется структурная перестройка, вводится эффективное управление, растет производительность труда.
Уже второй год в области темпы роста производительности труда в промышленности в сопоставимой оценке (113,6%) опережают темпы роста реальной заработной платы (113,4%), то есть рост объемов промышленного производства в области осуществляется в основном за счет роста производительности труда, а не за счет роста ценовых факторов.
Но не только хозяйствующими субъектами сильна область. Это и 72 муниципальных образования, каждое из которых уникально по-своему и приумножает социально-экономический потенциал региона. Это Екатеринбург - мощный промышленный, логистический, деловой центр национального уровня с развитой инфраструктурой для торгового бизнеса. Это северные территории - наша кладовая минерально-сырьевых ресурсов. Это Нижний Тагил - ядро промышленности. Это южные, восточные и западные территории — областная житница.
Готовы стать так называемыми “узлами роста”, центрами инноваций Новоуральск, Заречный, Верхнесалдинский район, Нижнесергинский район и многие другие муниципальные образования области.
Экономический рост в области сопровождается прогрессивными структурными сдвигами, развитием так называемой “новой экономики”. Безусловно, пока он во многом обеспечен за счет промышленного производства, но все более активно развивается сфера услуг, возрастает роль и влияние на экономику потребительского рынка, банковского сектора, услуг связи. Расчеты показывают, что индекс, характеризующий развитие банковской системы, в декабре 2004 года составил 157,2% к уровню декабря 2003 года. В истекшем году к одной из динамично развивающихся отраслей экономики может быть отнесена связь, где объем услуг в текущих ценах увеличился в 1,45 раза.
По итогам 2004 года внешнеторговый оборот составил более 6,2 млрд. долл. США, что на 45% выше уровня 2003 года. Это самый высокий показатель в Уральском регионе. Свердловская область ведет внешнюю торговлю со 109 странами мира, в их числе - США, Тайвань, Нидерланды, Индия, Германия, Турция, Китай, Великобритания, Швейцария и др.
Развита в области и выставочная деятельность, в том числе международная. Большой резонанс и существенное влияние на расширение товарообмена имеет международная выставка вооружений и военной техники "RussianExpoArms", проводимая в городе Нижний Тагил.
Высокой планкой качества управления в Свердловской области является планомерное повышение кредитного рейтинга. В конце декабря 2004 года одно из ведущих мировых рейтинговых агентств “Standard & Poor's” в очередной раз повысило кредитный рейтинг Свердловской области со значения “В” до “В+”. Прогноз изменения рейтинга - “Стабильный”.
Наличие рейтинга свидетельствует о финансовой открытости области, создает более благоприятный имидж и репутацию региону в инвестиционном и банковском сообществе.
Именно инвестиции, а не рейтинг, являются ведущим фактором поддержания высоких темпов экономического роста. Последние пять лет наблюдается стабильный рост инвестиционной активности, повышается капитализация региона, что полностью развенчивает домыслы о якобы нашей неконкурентоспособности (рис. 2).
Рис. 2 Динамика инвестиций Свердловской области и в среднем по России
В 2004 году в экономику Свердловской области направлено порядка 70 млрд. рублей, что превышает уровень 2003 года на 15,7% в сопоставимой оценке.
Одним из механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики Свердловской области является ежегодно утверждаемый Правительством Свердловской области перечень важнейших объектов технического и технологического перевооружения, реконструкции и строек. В 2004 году в данный перечень было включено 260 проектов с объёмом инвестиций 14,6 млрд. рублей (в 2003 году - 134 проекта с объемом финансирования 10,5 млрд. рублей).
В 2004 году продолжилось укрепление материальной базы отелей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, коммунального хозяйства. На строительстве вновь начинаемых, переходящих и пусковых объектов социальной сферы за счет всех источников финансирования в 2004 году освоено более 2 млрд. рублей.
Значительно возросли масштабы газификации городов и населенных пунктов области. Протяженность газопроводов и газовых сетей, построенных в 2004 году, составила более 400 км, из них более 180 км - в сельской местности.
Успешно справилась область с заданием по строительству жилья. Ввод жилых домов составил 893,3 тыс. кв. метров, или 114,7% к уровню 2003 года (против 850 тыс. кв. метров, прогнозируемых на 2004 год). Это свидетельство того, что экономический рост все более ориентируется на внутренний рынок.
Более трети программы жилищного строительства выполнено за счет индивидуальных застройщиков, чему в немалой мере способствует ипотечное кредитование.
Экономический рост в Свердловской области, отмечаемый в последние шесть лет, положительно сказался на повышении жизненного уровня населения.
За 2004 год номинальная начисленная заработная плата в экономике области выросла на 23,2% к уровню 2003 года и составила рядка 7 тыс. рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2004 году возросли на 12%.
В прошедшем году существенно - в 4,1 раза - снизился объем задолженности по выплате заработной платы. Если на начало 2004 года задолженность составляла 826,6 млн. рублей, то на конец года она составила 202,4 млн. рублей.
Увеличившийся платежеспособный спрос населения вызвал потребительский бум: оборот розничной торговли составил 173,7 млрд. рублей, или 119,6% к уровню 2003 года в сопоставимой оценке (рис. 3).
Рис. 3 Динамика оборота розничной торговли в 2004 году (в % к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах)
Оборот общественного питания - 9,8 млрд. рублей, или 112,4% к уровню 2003 года в сопоставимой оценке.
Поддержанию устойчивого экономического роста во многом способствует ответственная, эффективная бюджетная политика, проводимая в области. На протяжении последних лет бюджет принимается бездефицитным (доходы сбалансированы с расходами) и, как правило, завышенным. Но, несмотря на это, в 2004 году удалось перевыполнить первоначальные плановые назначения на 15,1% и собрать 53,2 млрд. рублей консолидированных доходов.
В целом, говоря о социально-экономическом развитии Свердловской области, необходимо помнить, что это многоплановый и комплексный процесс, включающий множество сфер и секторов деятельности. И происходит он не самопроизвольно, а с участием регулирования со стороны губернатора и правительства Свердловской области. Немаловажную роль играет и партнерский диалог G бизнесом.
Ярким примером системности проводимой социально-экономической политики в регионе является тот факт, что на протяжении уже четырех лет развитие региона осуществляется в соответствии с разработанной, выверенной с научной и управленческой точек зрения долгосрочной стратегией - Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года. Методология ее разработки была признана высшей российской экономической школой уникальной, поскольку она объединила лучшие достижения как отечественной, так и зарубежной регионалистики, основана на управлении производительными силами.
При всех рисках и сложностях планирования социально-экономического развития в рыночных условиях на столь длительную перспективу уже в первый период реализации стала общепризнанной ее жизнеспособность.
Пятый год социально-экономическое развитие региона осуществляется в соответствии со стратегией, и результаты говорят о многом - темпы роста экономики региона не только достигают, но и превышают стратегические параметры. В сопоставимой оценке динамика основных макроэкономических индикаторов Свердловской области в 2005 году прогнозируется на следующем уровне: объем валового регионального продукта по сравнению с 2000 годом возрастет в 1,5 раза (в стратегии предусмотрен рост на 28-34%), объем промышленной продукции увеличится на 48,5% (в стратегии - на 23-28%), инвестиции возрастут в 2 раза, как и предполагалось в стратегии, оборот розничной торговли вырастет в 2,1 раза вместо 1,3-1,4 раза согласно стратегии, номинальная начисленная заработная плата увеличится в 3,8-4 раза (в стратегии -3,1-3,3 раза), а реальная заработная плата - в 2 раза (в стратегии - 1,6-1,7 раза).
Следует обратить внимание, что экономические показатели, которыми оперирует Схема развития, характеризуют экономический и социальный комплекс Свердловской области не столько с количественной, сколько с качественной стороны. Валовой региональный продукт, прёдставляющий собой валовую добавленную стоимость, произведенную на территории, является наиболее употребимым в современной мировой экономике индикатором реальной экономической мощи территории. Есть твердая уверенность, что область в последующее пятилетие (2006-2010 годы) выдержит запланированные темпы прироста - на 47-61% и к 2010 году экономика Свердловской области по сравнению с 2000 годом вырастет почти в 2,3 раза (то есть, область справится с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации) к 2015 году - в 3,3 раза.
Динамика инвестиций в основной капитал также говорит сама за себя: стратегия предполагает, что для технологического обновления промышленности скорость роста инвестиций должна вдвое превышать темпы роста объёмов промышленного производства. И экономика области эту высокую планку выдерживает.
Можно резюмировать, что Свердловская область готова для прорыва, губернатор и правительство области представляют себе, что и как делать, и остаются открытыми для экономического сотрудничества с регионами России и зарубежными государствами.
Заключение
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Развитие региона это многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей;
2. На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры;
3. Функция воздействия на развитие региона предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга;
4. Свердловская область характеризуется высоким уровнем развития банковской деятельности;
5. Развитие рынка страховых услуг Свердловской области должно в перспективе обеспечивать содействие инвестиционному процессу;
6. Существует ряд проблем:
· Нерешена проблема с транспортным комплексом. Основными причинами являются низкое качество автомобильных дорог, отсутствие современной системы транспортного сервиса;
· На всех производствах наблюдается технологическая отсталость, высокая степень износа основных фондов;
· Спрос на сельскохозяйственные продукты не покрывается собственным производством;
· Экологическая обстановка Свердловской области остается напряженной.
7. Но разработаны программы для их решения. В 2003 году на территории Свердловской области осуществлялась реализация 6 областных целевых программ и 29 целевых мероприятий, из них 15 - социально ориентированных; 7 - направленных на развитие промышленности, строительства и поддержку малого бизнеса; 4 - экологических; 4 - на развитие сельского хозяйства; 5 - направленных на повышение образовательного и культурного уровня населения области. Из них наиболее значимые:
· Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2005 годы;
· Областная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2001-2005 годы;
· Областная целевая программа развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Свердловской области на 2002-2005 годы;
· Строительство и реконструкция сельских автомобильных дорог.
· Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России 2002-2010»,
Кроме того, в настоящее время наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является увеличение реальных доходов населения, рост производительности труда.
Есть твердая уверенность, что область в последующее пятилетие (2006-2010 годы) выдержит запланированные темпы прироста - на 47-61% и к 2010 году экономика Свердловской области по сравнению с 2000 годом вырастет почти в 2,3 раза (то есть, область справится с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации) к 2015 году - в 3,3 раза.
На основании вышеизложенного и проведенных исследований можно сделать вывод о том, что при правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Свердловская область может достичь достаточно высокого уровня экономики.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации, М.: Книжный мир, 2001.-35 с.
2. Постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2005 г. № 741-ПП «О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2006 год»
3. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2005 годы;
4. Областная целевая программа содействия занятости населения Свердловской области на 2001-2003 годы;
5. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России.
М.: Просвещение, 2001.-176 с.
6. Баринова И.И., Дронов В.П., Физическая и экономическая география России. - М.: Рольф, Айрис – пресс ,2000.-243 с.
7. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. М: Просвещение, 2002.-387 с.
8. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. М.: Дрофа, 2001.-160 с.
9. Раковская Э.М. и др. Природа России. М.: Просвещение, 2000.-315 с.
10. Большая Советская Энциклопедия, т.37. М.: Просвещение, 1998.-384 с.
11. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Ростов на Дону: Янтарный сказ, 2000.-143 с.
12. Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Свердловской области: Сб. науч. лит / Дрофа, 2002.-247 с.
13. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-326 с.
14. Полякова М.О. Чернов А.В. География для абитуриентов, 2003.-327 с.
15. Максаковский В.М., Мировая география, М.: Просвещение, 2003.-392 с.
16. Ковалева Г.В. Доклад, //www.midural.ru
17. Статистические данные с интернет сайта: //www.midural.ru
18. Статистические данные с интернет сайта: //region.investportal.ru
Приложение А
Характеристика Свердловской области
Федеральный округ:
Уральский
Флаг
Герб
Экономический район:
Уральский
Автомобильный код региона:
66
Территория, S кв. км.
194800
Население
Общая численность
4640000 чел.
Городских жителей
86 %
Средняя плотность
23,8 чел. на 1 кв. км
Областной центр / Административный центр
Екатеринбург
Население
1280000 чел.
Административно-территориальное деление
Кол-во городов
34
Кол-во районов
30
Географическое положение
Область расположена в основном на восточных склонах среднего и частью северного Урала и на прилегающих территориях Западно-Сибирской низменности (Зауралье); на юго-западе заходит на западные склоны среднего Урала. Граничит с Тюменской, Курганской, Челябинской, Пермской областями, Республиками Башкортостан и Коми. РАССТОЯНИЕ ОТ ЕКАТЕРИНБУРГА ДО МОСКВЫ 1 903 км.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственные угодья занимают 14% территории области. Выращивают картофель, овощи. В животноводческих хозяйствах разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. В области имеются крупные птицефабрики.
Транспорт
Железнодорожный
Разветвленная сеть дорог, особенно на юге области. Главные магистрали: Москва - Пермь - Екатеринбург, Казань - Екатеринбург, Екатеринбург - Челябинск - Магнитогорск, Екатериинбург - Тюмень - Омск.
Автомобильный
Грузовые и пассажирские перевозки. Водный. Осуществляется речное судоходство по реке Тавда.
Водный
Область располагает густой сетью местных
Продолжение приложения А авиалиний.
Воздушный
Область располагает густой сетью местных авиалиний.
Города региона:
Екатеринбург
Первоуральск
Каменск-Уральский
Нижний Тагил
Асбест
Серов
Алапаевск
Верхняя Пышма
Краснотурьинск
Ресурсы региона:
Золото, мрамор, тальк, асбест, уголь, бокситы, медные руды, железные руды, поделочные камни, драгоценные камни, платина
Отрасли региона:
Черная и цветная металлургия
машиностроение
металлообработка
промышленность стройматериалов
химическая промышленность
лесная промышленность
деревообрабатывающая промышленность
изделия из уральских самоцветов
Крупнейшие предприятия региона:
АООТ Уральский завод тяжелого машиностроения
ОАО Уралмаш
ОАО Турбомоторный завод
ГП Уральское КБ транспортного машиностроения
ОАО Алапаевский металлургический завод
ОАО Нижнетурьинский машиностроительный завод Вента
ФГУП Уральское
ПКБ Деталь
Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов
ОАО Среднеуральский медеплавильный завод
ОАО Нижнетагильский металлургический комбинат
ОАО Уральские самоцветы,
Первоуральская и Среднеуральская птицефабрики
Источник: //www.midural.ru
Приложение Б
Основные показатели социально-экономического развития Свердловской области в 2003 году
Показатель
Единица
измерения
Абсолютное значение
Доля в России, %
Темпы роста к 2002г., % Население на 01.01.2004 г.
тыс. чел.
4448,1
3,09
99,34 Объем промышленного производства
млрд. руб.
303,0
3,57
108,5 Валовая продукция сельского хозяйства
млрд. руб.
24,4
2,15
101,2 Оборот розничной торговли
млрд. руб.
134,1
2,99
113,1 Объем платных услуг населению
млрд. руб.
43,3
3,08
108,3 Объем строительно-монтажных работ
млрд. руб.
23,8
2,05
104,3 Износ основных фондов
%
45,1
103,0*
Инвестиции в основной капитал
млрд. руб.
51,5
2,36
112,0 Прямые иностранные инвестиции
млн. долл.
75,6
1,11
75,8 Доходы на душу населения, в месяц
руб.
5169,7
100,5*
127,2 Доля безработных в экономически активном населении (по методике МОТ)
%
7,6
91,1*
0,99 Зарегистрировано преступлений на 100 000 жителей
ед.
2397
131,0*
119,38 Место среди регионов России по инвестиционному потенциалу в 2004г.
место
4 Место среди регионов России по инвестиционному риску в 2004г.
место
52
* в % к среднероссийскому уровню
Источник: //region.investportal.ru
Приложение В
10 крупнейших коммерческих банков Свердловской области, ранжированных по размеру активов на 1 января 2002 г
Название банка
Год основания
Вид лицензии
Активы, тыс. руб.
Собственный капитал, тыс. руб.
Отношение прибыли к активам (эффективность активов), %
Отношение собственного капитала к активам (достаточность капитала), %
УБРР
1990
генеральная
3 523 443
732 756
0,9
20,8
Уралсибсоцбанк
1992
валютная
3 259 797
412 313
2,5
12,6
Уралвнешторгбанк
1991
генеральная
3 213 466
219 446
3,5
6,8
Северная казна
1992
генеральная
2 990 085
284 110
3,1
9,5
Уралпромстройбанк
1990
генеральная
2 625 663
483 764
1,6
18,4
СКБ-банк
1990
генеральная
2 165 417
78 010
1,8
3,6
Уралтрансбанк
1990
генеральная
1 997 395
364 325
2,3
18,2
Свердлсоцбанк
1990
валютная
1 654 325
197 264
0,6
11,9
Золото-платина банк
1993
генеральная
1 028 191
500 546
0,6
48,7
Свердловский губернский банк
1994
валютная
1 027 668
414 022
1,1
40,3