Реферат по предмету "Экономическая география"


Методы краткосрочного прогнозирования развития регионов РФ

ВВЕДЕНИЕ Мы живём в стране, которая приятно поражает масштабами своей территории, богатством и разнообразием природных ресурсов. Но вместе с тем исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику.
Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. По мере продвижения реформ и формирования рыночной среды обнаружились различия в степени адаптации к новым условиям хозяйствования регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в основной капитал и в отмене региональных социально-экономических компенсационных механизмов. В результате по величине среднедушевого производства ВРП и среднедушевым реальным доходам населения субъекты РФ стали различаться более чем в 16 раз. Резкая дифференциация привела к расширению ареалов депрессивности и бедности, ослаблению механизмов межрегионального экономического взаимодействия. Всё это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики. Именно поэтому стратегически важным является развитие региональных исследований. Исходя из вышеизложенного, я считаю, что тема моей курсовой работы неоспоримо актуальна. Объектом исследования является социально-экономическое развитие регионов, предмет – методы прогнозирования развития регионов. Целью моей курсовой работы является исследование методов развития регионов РФ. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: выявлены сущность и особенности прогнозирования, выявление показателей краткосрочного прогнозирования, особенности методов краткосрочного прогнозирования и их анализ, использование методов краткосрочного прогнозирования развития субъектов Российской Федерации.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 1.1. Назначение региональных прогнозов, их содержание и особенности Государственное регулирование рыночной экономики опирается в основном на информацию о текущей хозяйственной конъюнктуре и на про­гнозы экономического развития. Региональные экономические прогнозы — это система обоснованных научных представлений о направлениях развития и будущем состоянии эко­номики регионов. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочного перио­дов, вытекает из долговременности территориальных проблем, их комплексного характера (экономический, социальный, экологи­ческий и другие аспекты), большого влияния макроэкономичес­кой политики на регионах. Региональные средне- и долгосрочные прогнозирования развития и размеще­ния производительных сил дают государству и регионам ориентиры, позволяющие им лучше определить господствующие тенденции в формировании территориальной структуры национальной эко­номики, ориентировочные количественные параметры социально-эко­номического развития, свое участие в общегосударственном и международном территориальном разделении труда. Государственные прогнозы проходят экспертизу и законодательную апро­бацию, например, при утверждении федерального бюджета, в постановлениях Правительства и т. д. Реализация прогнозных проектировок в регионах опирается на систему стимулов и санкций, отраженную в нормативных актах, договорах и т. п. В основном прогнозы имеют индикативный (рекомендательный) характер. Главное назначение прогнозов – оценка развития происходящих и ожидаемых явлений и процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, тех или иных управленческих решений. Иначе говоря, активный прогноз – это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если … или что необходимо сделать для получения определенного результата. При подготовке прогнозных материалов, как правило, руководствуются об­щими положениями Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического раз­вития Российской Федерации» и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования яв­ляются руководящие положения, установки и рекомендации го­сударственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных факторов. Обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяй­ства проводится исходя из стратегических целей и задач государства с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывает­ся соответствующая система качественных и количественных ха­рактеристик. В ней отражаются: ü особенности перехода к рыноч­ным отношениям и интеграции России в мировое хозяйство при стабилизации ее экономического развития; ü формирование и эф­фективное использование производственного потенциала, воз­действие нового геополитического положения; ü состояние окру­жающей среды; ü необходимость коренных организационно-ры­ночных преобразований и т. д. К проблемным регионам содержание разрабатываемых прогнозов включают весьма широкий круг вопросов таких как: ü приоритеты и масштабы структурно-рыночных преобразо­ваний, возможные уровни развития в целом, а также важнейших секторов и отраслей многоукладной экономики; ü дальнейшей специализации, комплексного развития, инте­грации и межрегиональных связей хозяйства; ü реконструкция производственно-технологической структу­ры и формирование крупных производственно-коммерческих объединений; ü направления сохранения и улучшения окружающей среды и природных ресурсов; ü совершенствование внутрирайонной территориальной орга­низации производительных сил, формирование и развитие про­мышленных центров и городов, ТПК, технополисов и свободных экономических зон; ü формирование перечня ключевых региональных проблем экономического роста, структурных изменений, социального развития и экологического оздоровления; ü оценка экономической, социальной и экологической, коммерческой, региональной и бюджетной эффективности региональной инвестиционной политики развития на перспективу; ü мероприятия по государственной поддержке приоритетных региональных проектов и программ и по стимулированию дело­вой активности частного предпринимательства. При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйствен­ный комплекс, рассматриваются варианты их максимального (или оптимального) роста как на базе собственного производст­венного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциала, так и с привлечением ресурсов других регионов, а также стран, в первую очередь СНГ. По важным видам промышленной и сель­скохозяйственной продукции прогнозируются зоны формирова­ния активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков.
Предусматривается, что подобная система прогнозирования как ба­зовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства и экономики регионов выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регионального развития. Она отражает также индикативную (рекомен­дательную) сущность планирования рынка и может выполнять разрешительно-запретительные функции, «дирижируя» (через прямые и косвенные регуляторы) предпринимательско-инвестиционной деятельностью (при невмешательстве в нее по существу). Особенно ярко это выражено в прогнозных параметрах целевых комплексных программ.
1.2. Анализ, классификация и методов прогнозирования развитие хозяйственных комплексов региона Разработка и использование прогнозов являются одним из важных направлений совершенствования индикативного планирования в современных условиях, повышения его научного уровня. При разработке региональных прогнозов возникает ряд как теоретических, так и методологических проблем. Одна из них – это соотношение индикативного планирования и прогнозирования, место прогнозирования в рыночной экономике. По этому вопросу существуют различные мнения. По мнению некоторых авторов, прогнозы могут иметь лишь ограниченное значение. Так как планирование развития экономики регионов является индикативным, прогнозированию отводиться роль вспомогательного средства. «Объектом» прогнозирования выступают такие явления и процессы, которые в данных конкретных условиях не поддаются непосредственно регулированию с помощью рыночного саморегуляции или находятся пока еще на стадии предвидения. Подобная точка зрения основана на противопоставлении факта и прогноза. Она рассматривает прогноз как альтернативу индикативному плану. В настоящее время известно более 130 различных методов, моделей и типовых приемов, используемых или предложенных к использованию в прогнозировании. Отдельные методы даны в литературе, где подробно описаны преимущества и недостатки, области применения, степень точности и надежности, а также другие параметры различных методов. При таком значительном количестве методов проблема их классификации, систематизации и оценки выступает как одна из центральных. Имеются различные системы классификации методов экономического прогнозирования[1] развития хозяйственных комплексов, отдельных регионов и экономики территории. В основном в этих классификациях выделяют качественный метод, основанный на теории информации и количественные - экономическое моделирование, методы системного анализа, сочетающие интуитивные и формальные методы анализа. По степени пространственной и временной согласованности результатов прогноза выделяют четыре ступени интеграции прогнозировании. Одномерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов без последующего согласования результатов разрозненных прогнозов; Многомерное – параллельное прогнозирование отдельных объектов с попыткой последующего согласования результатов во времени и пространстве; Перекрестное – установление причинно-следственных связей между переменными и дальнейшая имитация пространственной и временного взаимодействия этих переменных и их воздействие на прогнозируемый процесс; Сквозное – имитация поведения большой системы в целом, включая пространственное и временное ее исследование и полное согласование результатов. Методический арсенал региональных прогнозов довольно широк. При обосновании прогнозных показателей используются основанные на современной теории региональной экономики и комплексного размещения производства традиционные и новейшие методы экономического и технико-экономического анализа. Надо заметить, что они могут отражать не только чисто количественные, но и качественные методические приемы, обозначать направления и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен в схемах развития и размещения производительных сил, в других территориально-прогнозных разработках и соответствующих методических мате­риалах. Прямые методы прогнозирования опираются на закономер­ности изменения состояния данного объекта, косвенные — выво­дят его изменение из других явлений и процессов. На практике методы прогноза используются в разных комбинациях, подразделяясь в основном на четыре группы: ü методы экспертных оценок, в том числе метод Дельфы — вы­явление совпадающих оценок при автономном опросе экспертов; ü методы экстраполяции (использование генетического под­хода); ü графический способ, метод математических функций; при­ем, основанный на соотношении с эталоном и корреляционных связях; способ географических аналогов; сюда же примыкает сравнительно-оценочная методика с помощью индексов — терри­ториальных (база — средний уровень по стране) и динамических (база — уровень отчетного периода); ü нормативный метод (конкретизация целевого и сценарного подходов); ü балансовый и оптимизационный методы, включая экономи­ко-математическое моделирование. Прогнозные расчеты параметров динамики и структуры экономики строятся обычно на основе факторного метода оп­ределения вначале влияния отдельных, а затем всех воздействую­щих факторов (например, рост производства в зависимости от увеличения производительности труда и численности работников и т. п.). Предвидение на перспективу помимо факторного анализа могут базироваться на целевом (нормативном) или генетиче­ском (экстраполяция) методах. Сущность генетического (или дескриптивного) прогнозирования состоит в рассмотрении и анализе возможных направлений развития процесса, учитывая те закономерности которые были выявлены при анализе периода ретроспекции, причем связь и последовательность явлений рассматриваются в направлении от настоящего к будущему. При нормативно-целевом прогнозировании предполагается известным конечное состояние объекта прогноза, поэтому целью прогноза является ответ на вопросы о том, какими средствами или возможностями нужно обладать в настоящем, чтобы достигнуть этого состояния, и какие трудности при этом встретятся. Понятно, что связь и последовательность явлений рассматриваются здесь в направлении от будущего к настоящему. Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, од­нако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и ре­гионов. Ибо при регулируемом рынке важное значение приобре­тают национальные и региональные цели, приоритеты и стандар­ты, достижение которых не только желательно, но нередко и крайне необходимо. Все же «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговремен­ные стратегические цели и тенденции и ближайшие, требующие неотложных мер. Системный подход в региональном прогнозировании затрагивает, прежде всего, отношения страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем, от общего к частному, от нацио­нального уровня к экономике отдельного региона (с использо­ванием преимущественно целевого метода). На практике в ры­ночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (с применением в основном генетического подхода).
Обоснование строится по расчетной «цепочке»: отбор эффек­тивных отраслей — определение темпов их роста — дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру, — формирование целостного районного комплекса и оценка его эф­фективности — механизм реализации. 1.3. Анализ и техника прогнозирование развития экономики региона
В основе концепции (замысла) развития региона всегда нахо­дятся его приоритетные, узловые проблемы. Районы Центра при­званы, прежде всего, использовать свои уникальные интеллекту­альные, информационные и высокотехнологичные ресурсы для развития отечественного научно-технического, наукоемкого по­тенциала. В Восточной Сибири узловая проблема — формирова­ние эффективного комплекса топливно-энергетической, лесной и энергоемких отраслей промышленности на базе дешевых Канско-Ачинских углей, Ангаро-Енисейской гидроэнергии, рудных и лесных богатств для укрепления российского стратегического потенциала сырьевых и конструкционных материалов. Традиционные и новые методы исследования региона «снизу» применяют, когда отсутствуют предварительные прогнозы по от­раслям и по стране в целом (обычно так и бывает в рыночной эко­номике). В этих случаях исходят из прогноза основных факторов региональной динамики (трудовые ресурсы, производственные фонды, природные богатства и т. д.). Учитываются ключевые ус­тановки политического и экономического курса государства (не­редко подкрепленные определенными стимулами), оценки ситу­ации в важнейших отраслях и в других регионах. Уже первая свод­ка таких проектировок по всем регионам дает определенную об­щую «картину» территориальной структуры национального хо­зяйства. Пользуясь ею, вносят коррективы и проводят новую сводку проектировок, т. е. вторую итерацию, и т. д. Ныне эти опе­рации на современных ЭВМ проводят весьма оперативно и до­стоверно. Распространенным обобщающим способом прогнозирования является разработка сценариев будущего с вариантной проработ­кой на альтернативной основе, с использованием вероятностного подхода (т. е. с учетом предполагаемого воздействия тех или иных факторов). Некоторые авторы предлагают включать в сценарии схемы (матрицы) взаимодействия экономических, социальных, научно-технических и других интересов, возникающих при реше­нии региональной проблемы. Так, можно построить сценарий трех вариантов территори­ально- отраслевой структуры экономики страны: 1) при опережа­ющем развитии отраслей топливно-энергетического комплекса; 2) при форсировании отраслей машиностроения и высоких тех­нологий; 3) при доминировании отраслей потребительского комплекса. Учитывая специфику современной рыночной экономики, ее регулирование государством, рекомендуется оценку результа­тов регионального развития производить по трехкритериаль­ной системе показателей — коммерческой, региональной и межрегиональной эффективности. Эффективность какой-либо формирующейся отраслевой составляющей территориального комплекса можно выявить из результатов предстоящих территориальных сдвигов размеще­ния отрасли с учетом региональных различий основных показа­телей (капиталовложений, заработной платы, производитель­ности труда и т. д.) Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах — природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, вклю­чающий характеристики его функционирования, получения и ис­пользования доходов от распоряжения государственным имуще­ством, содержащий оценку эффективности использования феде­ральной и региональной собственности и т. д. Данные долгосрочного прогноза должны закладываться в ос­нову подготовки прогнозов и программ на среднесрочную пер­спективу, а последние — в основу краткосрочных прогнозов и программ. Региональный аспект прогнозирования отражается в правительственных программах углубления экономической ре­формы, стабилизации и развития экономики России. Методы общего и регионального прогнозирования в условиях рыночной экономики крайне нуждаются в обсуждении и дополни­тельной разработке. В 90-е годы проведен, главным образом силами СОПСа и его соисполнителей, ряд капитальных исследований по прогнозам ре­гионально-экономического развития. Комплексный прогноз развития и размещения производи­тельных сил Российской Федерации на период до 2000 г. с более детальной проработкой показателей на 1994—1995 гг., наряду с во­просами, которые ранее рассматривались в составе генеральных схем (предпосылки развития регионов, развитие и размещение межотраслевых комплексов, региональные экономические, со­циальные и экологические проблемы), охватил и новые пробле­мы. Это пути обеспечения России отдельными видами природ­ных ресурсов, добыча которых сконцентрирована в бывших со­юзных республиках; оценка влияния на размещение производи­тельных сил рыночных факторов (цены на топливо и энергию, транспортные тарифы, конкурентоспособность предприятий) и т. д. Наибольшее внимание уделено прогнозам социально-эконо­мического развития регионов (охвачены все субъекты Федера­ции), причем особо рассмотрены перспективы регионов различ­ных проблемных типов. Работа базировалась на материалах 40 от­раслевых схем и более чем 50 схем субъектов Федерации. В рамках комплексного проекта «Анализ и прогнозирование социально-экономического развития и состояния финансов в двухуровневой системе: федеральный центр — субъекты Федера­ции» (среди его основных разработчиков — ИЭ и ОПП СО РАН) велась работа над моделью материально-финансового баланса Российской Федерации и региональной макромоделью оценки и прогнозирования направлений экономической политики. Работа реализует «управленческий» вариантный подход к определению финансовых показателей регионов. С этой целью определяется система индикаторов экономического развития регионов и сис­тема управляющих показателей (размер тех или иных налогов, нормативы амортизационных отчислений и т. п.). Разработанные модели адаптируются к базам данных, построенным в системе на­циональных счетов. Тема исследования нацелена на формирова­ние полнокровных прогнозов территориального развития с взаи­моувязкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ори­ентировок и определением механизма согласования территориального аспекта развития Российской Федерации с прогнозами ее субъектов. Итоговые (рекомендуемые) государственные прогнозы, в отличие от научных, одновариантные.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Разработка прогнозов социально-экономического развития состоит из двух этапов: • ретроспективного анализа функционирования и развития экономики и социальной сферы муниципального образования; • разработки, собственно, прогнозов развития экономики и социальной сферы муниципального образования. Основной целью ретроспективного анализа является подготовка (сбор, обработка и систематизация) информации о функционировании и развитии экономики и социальной сферы с использованием данных за ряд лет, предшествующих прогнозному периоду.
Получение такой информации предполагает: • анализ реализации федеральных, областных и муниципальных целевых программ; • анализ исполнения муниципального бюджета; • выявление основных тенденций развития; • анализ степени достижения целей развития территории и обеспеченности населения потребительскими товарами и услугами;
• выявление неиспользованных резервов и ресурсов, а также определение потенциальных ресурсов; • разработка краткосрочного прогноза (оценки) развития до конца текущего года (т.е. года, в котором заканчиваются прогнозные исследования, как правило, это последний год перед началом прогнозного периода); • определяются методы осуществления прогнозных расчетов. Основные требования, предъявляемые к разрабатываемым прогнозам: • достаточно высокая степень вероятности прогнозных оценок; • комплексность, т.е. в прогнозе должна быть дана достаточно полная характеристика важнейших сфер экономики и социальной сферы, динамика происходящих процессов в социально-экономической жизни территории; • вариантность прогноза; • непрерывность прогнозирования, т.е. прогнозы различных периодов прогнозирования должны быть логически, функционально и информационно связаны между собой; • методологическая совместимость с прогнозами социально-экономического развития. Проблема повышения качества прогнозно-аналитических расчетов во многом зависит от их информационного обеспечения. Основные требования к используемой информационной базе следующие: • достоверность количественных характеристик показателей; • достаточность и комплексность предоставляемой информации, подразумевающая достаточно полные характеристики основных сфер экономики; • системность представляемой информации, предполагающая возможность взаимной увязки показателей различных информационных блоков; • сопоставимость количественных характеристик различных показателей. Прогнозно-аналитические расчеты основываются на статистической информации, получаемой от органов государственной статистики, а также данных налоговых и финансовых органов и информации, получаемой непосредственно от хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду следующее: Уровни динамического ряда должны быть сопоставимы между собой по методике учета, по кругу охватываемых объектов. Например, если в качестве исходной информации используется динамический ряд показателя в стоимостном выражении, то такой ряд необходимо привести к одному основанию, т.е. к одному и тому же периоду времени, уровень которого принимается за базу сравнения. Для этого могут быть использованы индексы цен. Система методов прогнозирования включает: · Методы экспертных оценок, сущность которых заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте; · Методы экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза, прогнозная экстраполяция увязывает фактическое развитие с гипотезой о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе. Методы экстраполяции являются наиболее распространенными. Основу экстраполяционных методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов. Однако эти методы используются преимущественно при краткосрочном прогнозировании и для прогнозирования параметров экономического и социального развития, имеющих более или менее стабильный характер. Основным методом экстраполяции является метод подбора функций. Главным этапом экстраполяции тренда является выбор оптимального вида функции, описывающей эмпирический (фактический) ряд. Для этого проводятся предварительная обработка и преобразование исходного динамического ряда с целью облечения выбора вида тренда путем сглаживания и выравнивания динамического ряда. Задача выбора функции заключается в подборе по фактическим данным (xt, yi) формы зависимости (линии) так, чтобы отклонения (Di) данных исходного ряда yi от соответствующих расчетных , находящихся на линии, были наименьшими. При прогнозировании в качестве фактора используется независимая переменная времени t, т.е. y = f(t). Наиболее часто при моделировании процессов используются функции: линейная (y = a + bx), гиперболическая (y = a + b/x), экспоненциальная, степенная и др. (табличный процессор Excel позволяет проводить экстраполяцию данных с использованием линейного тренда или экспоненциального сглаживания, логарифмической и других функций; тренд – достаточно плавное и устойчивое изменение уровня явления во времени, более или менее свободное от случайных колебаний). [2] Метод подбора функций целесообразно использовать при разработке краткосрочных прогнозов обязательно в сочетании с методами экспертных оценок. · Методы математического моделирования. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными, корректировку и уточнение модели. Наиболее часто при прогнозировании применяются экономико-статистические модели. Экономико-статистические модели используются для установления количественной характеристики связи и зависимости экономических показателей. Система таких моделей включает: одно-, многофакторные и эконометрические модели. Примеры однофакторных моделей: где y – значение прогнозируемого показателя, x – значение фактора, (a, b) – коэффициенты регрессии (показывают, насколько изменится в среднем значение результативного признака при увеличении факторного на единицу собственного измерения). Многофакторные модели позволяют одновременно учитывать воздействие нескольких факторов на уровень прогнозируемого показателя. При этом последний выступает как функция от факторов: где x1, x2, x3,…,xn – факторы. При линейной зависимости многофакторные модели могут быть представлены следующим уравнением: где ao – свободный член; a1,…,an – коэффициенты регрессии, показывающие степень влияния соответствующего фактора на прогнозируемый показатель при фиксированном значении остальных факторов. К экономико-математическим моделям относятся и эконометрические модели. Эконометрической моделью называют систему регрессионных уравнений и тождеств, описывающих взаимосвязи и зависимости основных показателей развития экономики и служащую для описания сложных социально-экономических процессов. Эконометрические модели используются при прогнозировании макропоказателей.
· Метод экономического анализа. Экономический анализ является одним из основных элементов прогнозирования на всех уровнях. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, метод корреляционно-регрессионного анализа и др. Метод группировок предполагает объединение объектов экономического анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, выявить тенденции развития. Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики. Индексы показателей могут отражать фактические и прогнозируемые темпы их изменения.
Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования предполагает разработку двух вариантов будущего развития: реалистичный и оптимистический. При составлении оптимистического прогноза исходят из предположения о том, что в прогнозируемом периоде произойдут положительные изменения в экономической базе, инвестиционной сфере, на местном рынке труда, увеличатся собственные доходы местного бюджета, повысится бюджетная самообеспеченность муниципального образования. Реалистичный прогноз представляет собой наиболее вероятный в складывающихся условиях и обстоятельствах сценарий развития экономики, социальной инфраструктуры и местного бюджета. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии территории, по крайней мере, за три года (для краткосрочного прогноза) или за шесть и более лет (для среднесрочного прогноза), предшествующих текущему, оценки развития территории до конца текущего года, тенденций развития экономики и социальной сферы на прогнозный период и предшествует составлению проекта бюджета муниципального образования. Кроме того, при разработке прогноза муниципального образования следует учитывать предварительные варианты прогноза социально-экономического развития региона и важнейшие макроэкономические показатели (темпы инфляции, уровень безработицы, индексы-дефляторы цен по отраслям экономики и др.) Прогноз социально-экономического развития муниципального образования должен включать текстовую часть и основные показатели с пояснением источников информации и используемых методов их расчета.
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2006-2008 годах социально-экономическое развитие Российской Федерации будет характеризоваться: • повышением уровня социально-экономического развития значительной части регионов; • переходом в группы с более высоким уровнем развития более четверти субъектов Российской Федерации, • увеличением количества регионов со средним уровнем социально-экономического развития, • стабилизацией темпов роста социально-экономических показателей в наиболее развитых субъектах Российской Федерации, что приведет к сокращению межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития. 3.1. Уровень социально-экономического развития регионов. В течение прогнозируемого периода ожидается повышение уровня социально-экономического развития в 69 регионах России (Рис.1). Это произойдет на фоне стабилизации темпов роста основных показателей социально-экономического развития регионов-лидеров, которые в предыдущие годы по темпам развития значительно опережали другие регионы. Поэтому к 2006 году многие регионы перейдут из групп с низким уровнем социально-экономического развития в группы с более высоким уровнем развития. В прогнозируемом периоде три группы наиболее развитых регионов России составят более 58% от общего числа регионов (рис. 1). Рис. 1 В рассматриваемом периоде повысится значение практически всех среднероссийских показателей, определяющих комплексную оценку уровня социально-экономического развития регионов. Эти показатели составляют три блока - производственный, ресурсно-инфраструктурный и социальный. К 2006 году вдвое увеличится группа регионов России с высоким уровнем социально-экономического развития. Число регионов с уровнем развития ниже среднего, низким и крайне низким уровнем развития сократится более чем на 10% (Рис. 1). Группа регионов с высоким уровнем социально-экономического развития к 2006 году будет состоять из субъектов Российской Федерации в основном с экспортоориентированной направленностью экономики. В этой группе останутся Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ, специализирующиеся на нефте- и газодобыче, основные финансово-экономические центры страны – гг. Москва и Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская и Липецкая области, Республика Татарстан (Таблица 1, Рис.2). Для регионов этой группы будут характерны самые высокие показатели душевого валового регионального продукта, объемов инвестиций в основной капитал, основных фондов отраслей экономики, финансовой обеспеченности, вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной способности населения и более низкой, чем в среднем по России, доли бедного населения. Однако темпы развития регионов данной группы замедлятся по сравнению с предыдущим периодом. Это связано с тем, что положительная динамика развития показателей производственного и социального блоков интегральной оценки будет наблюдаться лишь у части этих регионов (Таблица 1). К 2006 году группа регионов с высоким уровнем социально-экономического развития пополнится 7 регионами (Вологодская, Свердловская, Московская, Пермская области и республики Башкортостан и Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ). Последние два региона повысят свой рейтинг за счет увеличения значений показателей валового регионального продукта, объема розничного товарооборота, повышения финансовой обеспеченности, Вологодская область – за счет роста объемов инвестиций в основной капитал и розничного товарооборота, Свердловская область – в основном за счет опережающего развития инфраструктуры и повышения доходов населения по отношению к прожиточному минимуму, а Московская, Пермская области и Республика Башкортостан– за счет роста валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал и увеличения внешнеторгового оборота. Табл. 1
Доля регионов, повысивших уровень социально-экономического развития в 2004-2006 гг., по группам, в %
Группы регионов


Интегральный показатель комплексной оценки
В том числе
Производственный блок
Ресурсно-инфраструктурный блок
Социальный блок Регионы с высоким уровнем развития
64
57
71
57 Регионы с уровнем развития выше среднего
47
42
52
32 Регионы со средним уровнем развития
53
42
58
58 Регионы с уровнем развития ниже среднего
65
71
65
47 Регионы с низким уровнем развития
71
43
57
50 Регионы с крайне низким уровнем развития
67
50
17
67 В прогнозируемом периоде вгруппу регионов с уровнем социально-экономического развития выше среднего будут постоянно входить 8 регионов. В основном это крупные промышленно развитые регионы, многие из которых специализируются на экпортоориентированных отраслях металлургии, машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и химической промышленности. Это Белгородская, Омская, Нижегородская, Ярославская, Смоленская, Ленинградская области и др. (Таблица 1, Рис.2).
В 2006 году в эту группу также войдут еще 11 регионов - Ненецкий, Чукотский автономные округа и Оренбургская область – за счет роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота, Сахалинская, Рязанская, Челябинская, Калужская и Новгородская области – за счет повышения инвестиционной привлекательности регионов, увеличения доли занятых на малых предприятиях и роста основных фондов отраслей экономики, Астраханская область– за счет роста ряда социальных показателей, Псковская область – за счет повышения инвестиционной привлекательности, сокращения доли бедного населения. Кемеровская область перейдет в вышестоящую группу за счет роста доходов населения и сокращения доли бедного населения, относительно высокого темпа роста валового регионального продукта. В группу регионов со средним уровнем социально-экономического развития в прогнозируемом периоде будут постоянно входить 10 регионов России. В основном это - промышленные регионы с развитой инфраструктурой, преимущественно специализирующиеся на машиностроении и металлургии, имеющие выгодное географическое положение, некоторые из которых одновременно являются крупными сельскохозяйственными производителями: Тульская, Орловская, Тверская, Волгоградская области, Республика Карелия, Красноярский край и др. (Таблица 1, Рис.2). К 2006 году в эту группу из нижестоящей группы прогнозируется переход Краснодарского края, Курской, Ростовской, Тамбовской, Костромской, Архангельской областей, республик Мордовия и Чувашия, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В большинстве регионов этому будет способствовать активизация промышленного производства, розничного товарооборота и повышения бюджетно-финансовой обеспеченности, доходов населения и снижения доли бедного населения. Вгруппу регионов с уровнем социально-экономического развития ниже среднего на протяжении прогнозируемого периода будут постоянно входить 13 регионов. Среди них Воронежская область, Брянская область, Республика Северная Осетия-Алания, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Хабаровский край, Корякский автономный округ и др. (Таблица 1, Рис.2). К 2006 году к ним присоединятся Приморский край, Владимирская и Амурская области, Республика Марий Эл. Повышение уровня их развития будет обусловлено более высокими темпами роста объемов внешнеторгового и розничного товарооборота, доли занятых на малых предприятиях, улучшением соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, снижением зарегистрированной безработицы. Табл. 1
Прогноз изменения уровня социально-экономического развития регионов России в 2006 г. по сравнению с 2004 г.
2004 г.
Регионы с высоким уровнем развития
Регионы с уровнем развития выше среднего
Регионы со средним уровнем развития
Регионы с уровнем развития ниже среднего
Регионы с низким уровнем развития
Регионы с крайне низким уровнем развития
Итого в 2006 г.
2006 г.
Регионы с высоким уровнем развития г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская область, Липецкая область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан Свердловская область, Вологодская область, Республика Коми, Московская область, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермская область
14
Регионы с уровнем развития выше среднего Нижегородская область, Омская область, Ярославская область, Смоленская область, Томская область, Белгородская область, Ленинградская область, Магаданская область Ненецкий автономный округ, Сахалинская область, Челябинская область, Астраханская область, Рязанская область, Псковская область, Кемеровская область, Оренбургская область, Чукотский автономный округ, Новгородская область, Калужская область
19
Регионы со средним уровнем развития Тверская область, Республика Саха (Якутия), Калининградская область, Республика Карелия, Тульская область, Мурманская область, Новосибирская область, Орловская область, Красноярский край, Волгоградская область Чувашская Республика, Краснодарский край, Курская область, Республика Мордовия, Ростовская область, Тамбовская область, Костромская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Архангельская область
19
Регионы с уровнем развития ниже среднего Воронежская область, Хабаровский край, Брянская область, Ставропольский край, Удмурдская Республика, Республика Хакасия, Саратовская область, Республика Северная Осетия – Алания, Корякский автономный округ, Кировская область, Камчатская область, Пензенская область, Иркутская область Республика Марий Эл, Приморский край, Владимирская область, Амурская область
17
Регионы с низким уровнем развития Еврейская автономная область, Ульяновская область, Алтайский край, Эвенкийский автономный округ, Республика Калмыкия, Республика Алтай Ивановская область, Курганская область, Читинская область, Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ
14
Регионы с крайне низким уровнем развития Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чеченская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия
6
Итого в 2004 г.
7
15
21
22
10
14
89 - понижение уровня социально-экономического развития регионов - сохранение уровня социально-экономического развития регионов - повышение уровня социально-экономического развития регионов Рис. 2
Уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2006 году
Регионы этой группы характеризуются главным образом промышленной направленностью экономики, но уступают многим регионам России по конкурентоспособности производимых товаров на внешнем и на внутреннем рынках. Большинство этих регионов обладают достаточным потенциалом для саморазвития – сложившейся инфраструктурой, накопленным человеческим потенциалом. Вгруппу регионов с низким уровнем социально-экономического развития в прогнозируемом периоде постоянно будут входить 6 субъектов Российской Федерации (Таблица 1, Рис.2), в основном, национальные республики с сильным отставанием в уровне экономического развития - республики Калмыкия и Алтай, а также некоторые регионы Поволжья и Дальнего Востока - Ульяновская область, Еврейская автономная область и др. В регионах этой группы душевые показатели объема производства валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, объема внешнеторгового и розничного товарооборота и основных фондов в 2-5 раз будет ниже среднероссийских показателей. Для большей части регионов этой группы также будет характерно заметное превышение доли бедного населения и уровня безработицы (в 1,5-1,7 раза по отношению к среднероссийскому уровню). Однако общим для этой группы регионов будет являться относительно высокая доля регионов (71%), повысивших уровень социально-экономического развития (Таблица 2). К 2006 году в группу регионов с низким уровнем развития из группы с крайне низким уровнем развития перейдут 8 регионов России, расположенных в центральной части Европейской территории России (Ивановская область), на Северном Кавказе (Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики), а также в Сибири (Курганская, Читинская области, Республика Бурятия и др.). Повышение уровня развития этих регионов будет связано с предполагаемым ростом бюджетно-финансовой обеспеченности региона, душевого валового регионального продукта и покупательной способности доходов населения, уменьшения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, сокращения безработицы. В течение прогнозируемого периода в группе регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития ожидается сохранение положения 6 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень социально-экономического развития по сравнению со среднероссийским (Таблица 1). Это национальные республики - Адыгея, Тыва, Дагестан, Ингушетия и Чеченская, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Регионы, находящиеся в этой группе, следует относить к категории экономически слабых, нуждающихся в постоянной федеральной поддержке в связи с отсутствием значимого экономического потенциала и развитой инфраструктуры, необходимых для самост. развития. Таким образом, к 2006 году общие тенденции территориального социально-экономического развития Российской Федерации будут характеризоваться: - повышением уровня социально-экономического развития значительной части регионов и переходом в группы с более высоким уровнем развития почти половины субъектов Российской Федерации, - расширением состава групп регионов с высоким и выше среднего уровнем социально-экономического развития, - существенным сокращением количества регионов в группе регионов крайне низкого уровня развития; - стабилизацией темпов роста наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации, в значительной мере определяющих среднероссийские показатели, что может привести к некоторому сокращению межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития. 3.2. Валовой региональный продукт. В территориальном экономическом развитии Российской Федерации в 2006 году больше половины добавленной стоимости будет производиться в 16 субъектах Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития (приложение №1). Доля этой группы регионов в совокупном ВРП страны в прогнозируемом периоде несколько снизится от 54,1% в 2006 году до 53,7% к 2008 году. Более 60% совокупного ВРП этой группы будет производиться в г. Москва (38,4% от объема ВРП этой группы), Московской области (7,6%), г. Санкт-Петербург (7,5%) и Ханты-Мансийском автономном округе (11,3%) (Рис. 3). Рис.3
Структура совокупного ВРП по группам регионов с разным уровнем социально-экономического развития, 2006 год
В группе регионов с высоким уровнем развития к 2008 году увеличится доля Ямало-Ненецкого автономного округа - на 1,1%, Свердловской области – на 0,4%, Республики Башкортостан – на 0,3%. В то же время роль г. Москвы значительно снизится – на 1,6%. Остальные регионы свою долю в совокупном ВРП этой группы существенно не изменят. В группе с уровнем развития выше среднего возрастет доля Челябинской области – на 0,5% - региона с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, а также динамично развивающейся в последние годы Сахалинской области – на 1,1%. В группе со средним уровнем развития возрастет роль в производстве добавленной стоимости Калининградской области (на 0,4%) и Новосибирской области (на 0,7%) при снижении долей Республики Саха (Якутия) (на 0,6%), Мурманской области и Красноярского края (на 0,4%). В группе регионов с уровнем развития ниже среднего не прогнозируется значительного изменения вклада составляющих ее регионов в производство совокупного ВРП. Но доля Ставропольского края и Хабаровского края увеличится на 0,4% и на 0,5%, соответственно, а Удмуртской Республики, Воронежской области и Иркутской области снизится на 0,5%, 0,4% и 0,4%. Доля регионов в совокупном ВРП в группах регионов с низким уровнем развития существенно не изменится, за исключением регионов Забайкалья - Республики Бурятия, которая увеличит свою долю на 1,0%, а Читинская область уменьшит долю на 0,6%. Среди регионов с крайне низким уровнем развития заметно увеличит свой вклад в совокупный ВРП группы Республика Дагестан – на 1,9%, а понизят республики Адыгея и Тыва – по 0,5%. Наибольшая положительная динамика темпов роста объемов ВРП прогнозируется в группах регионов с крайне низким уровнем развития и уровнем развития выше среднего (рис.4). В наиболее развитых регионах России, в которых концентрируется основной экономический потенциал, к 2008 году темпы роста немного снизятся. Только в г.Санкт-Петербурге и Тюменской области темпы роста ВРП сохранятся на уровне 2006 года. Рис.4
Объемы и темпы роста совокупного ВРП
Темпы роста ВРП, %
14 субъектов 19 субъектов 19 субъектов 17 субъектов 14 субъектов 6 субъектов
ВРП (в ценах 2004 г.), млн. руб.


Динамика ВРП на душу населения показывает снижение дифференциации между группами регионов с разным уровнем развития в рассматриваемом периоде. Так, для регионов всех групп кроме группы с высоким уровнем развития будет происходить стабилизация темпов роста ВРП на душу населения на уровне от 104,8% до 106,7% в год (Рис.5). Рис.5
Темпы роста ВРП на душу населения Среди всех регионов максимальные темпы роста ВРП на душу населения в 2006 году будут в Калининградской области – 113,4% и Ненецком автономном округе – 111,2%. По объему ВРП на душу населения существенная межрегиональная дифференциация сохранится к 2008 году. На протяжении всего прогнозируемого периода будут лидировать добывающие регионы - Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа – с объемами ВРП около 1 млн.руб. на душу населения, тогда как минимальный ВРП на душу населения за весь период будет наблюдаться в Чеченской Республике и Республике Ингушетия – с 11,6 и 12,5 тыс. руб. на душу населения в 2004 году до 12,9 и 13,4 тыс.руб. на душу населения к 2008 году, соответственно. 3.3. Промышленное производство. По уточненным оценкам, в России к 2006 году сохранится тенденция увеличения объемов промышленного производства во всех группах регионов. При этом значительных различий в темпах роста промышленности между группами с разным уровнем развития не ожидается (рис.6). Рис.6
Средневзвешенные темпы роста и суммарные объемы промышленного производства по группам регионов с разным уровнем развития
(в сопоставимых ценах) Наиболее активная динамика в 2006 году по сравнению с 2004 годом прогнозируется в группах регионов с высоким и средним уровнем экономического развития (до 117,2%). Это объясняется преобладанием в них таких отраслей промышленности, как топливная, машиностроительная, пищевая и строительных материалов, развивающихся с опережающими темпами по сравнению с другими регионами России из-за повышенного спроса на их продукцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также модернизацию производства. Высокие темпы роста промышленного производства ожидаются также в группе регионов с крайне низким уровнем развития (Усть-Ордынский автономный округ, республики Адыгея, Тыва, Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика)- до 115,7% за счет активизации в целом промышленного производства при незначительном его объеме. В остальных группах регионов показатели темпов роста промышленного производства прогнозируются на уровне 111,0-112,4%, при наименьших темпах роста промышленного производства (108,3%) в группе регионов с низким уровнем экономического развития. В большинстве регионов этой группы промышленность имеет наиболее слабый потенциал и не обеспечивает собственные потребности, а темпы роста отраслей специализации промышленности будут отставать от среднероссийских показателей. К 2006 году во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Усть-Ордынского Бурятского, Эвенкийского и Корякского автономных округов и Республики Калмыкия, прогнозируется рост промышленного производства. Рис.7
Регионы России с максимальными и минимальными темпами роста промышленного производства, 2006 г. к 2004 г., в %

Наиболее высокие показатели роста промышленного производства прогнозируются в 2006 году в Калининградской области - 178,1% к уровню 2006 года за счет увеличения выпуска, освоения новых видов и повышения качества продукции технологического назначения и бытовой техники предприятиями машиностроения и металлообработки, такими как ООО «М.Н. Балтика» - ввод 2-й линии по производству комплектующих для автомобилей БМВ; ЗАО "Автотор" - организация совместного с «Дженерал Моторс» автомобилей Хаммер Н2; ООО "Техпроминвест" - производство бытовых холодильников; ООО "Телебалт" - ввод новых производственных мощностей по производству телевизионной аппаратуры и бытовой техники; ООО "Стела Плюс" - организация производства корпусов и других комплектующих для телевизоров; ООО «Балтмоторс Групп» - организация сборочного производства мототехники; ООО «Завод Спутник» - организация производство холодильного оборудования коммерческого назначения и другие. Существенный рост объемов промышленного производства в Сахалинской области (150,6%) будет обусловлен высокими темпами развития предприятий топливно-энергетического комплекса, в частности нефтедобывающей промышленности. К 2006 году прогнозируется увеличение объемов добычи нефти по проекту «Сахалин 2», а также начало добычи нефти на месторождении Чайво по проекту «Сахалин 1». В 2007-2008 годах ожидается увеличение объемов добычи газа по проектам «Сахалин 1» и «Сахалин 2» для поставки в Хабаровский край и на экспорт. Однако, в последующие годы объемы добычи будут сокращаться в связи с тем, что большинство месторождений нефти и газа находятся в поздней стадии разработки, для которой характерно ежегодное снижение уровней добычи. Значительный рост промышленного производства в Ненецком автономном округе (148,4%) обусловлен динамичным развитием топливной промышленности за счет освоения нефтяных месторождений и роста инвестиций в данную отрасль. Высокая динамика промышленного производства ожидается также в Московской области – 130,4% за счет стабильной работы действующих предприятий промышленности, реконструкции и модернизации производств, ввода новых производственных мощностей, развития инновационной деятельности, а также привлечения значительного объема инвестиций, в том числе иностранных, при этом опережающий прирост производства ожидается в пищевой, медицинской промышленности и промышленности строительных материалов. Высокие показатели прироста промышленной продукции в Ленинградской области (129,9%) также будут обусловлены продолжающейся модернизацией производства, вводом новых производственных мощностей на предприятиях машиностроения, металлургии и промышленности строительных материалов и реализацией инвестиционных проектов, в числе которых ЗАО «Форд Мотор Компани», ОАО «Лужский абразивный завод», ООО «Хелкама Форсте Виипури», ООО «Мерлони ТермоСанитари Русь» и другие.
Наиболее медленно по сравнению с большинством регионов России будет наращиваться производство в Курганской области – 103,6%, Республике Коми – 103,3%, Читинской и Томской областях – 103,0% и 100,6% соответственно, и Республике Алтай – 100,3%. Столь низкие темпы роста связаны в значительной степени с невысокими темпами развития отраслей специализации данных регионов в результате сокращения количества действующих предприятий, высокой степени износа основных производственных фондов, низкого уровня загрузки производственных мощностей и использования устаревших технологий и оборудования.
Падение темпов роста в Корякском (81,6% в 2006 году к уровню 2004 года), Эвенкийском (97,6%) и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах связано в первую очередь с крайне низким уровнем развития экономики в данных субъектах и высокими инвестиционными рисками. К 2006 году сохранится концентрация промышленного производства в 14 субъектах Российской Федерации, составляющих группу регионов с высоким уровнем экономического развития (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская, Липецкая, Тюменская, Свердловская, Вологодская, Московская и Пермская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, республики Татарстан, Коми и Башкортостан). На данные регионы приходится около 50% от общего объема промышленного производства России, при этом в последующие годы будет прослеживаться тенденция незначительного уменьшения их доли в общероссийском объеме произведенной промышленной продукции: от 48,9% в 2006 году до 48,5% в 2008 году. Группа регионов с крайне низким уровнем развития (Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Чеченская Республика, Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия и Тыва) будет производить лишь около 0,3% от общероссийского объема промышленной продукции, в дальнейшем ее доля будет постепенно сокращаться. Рис.8
Доля регионов с разным уровнем развития в общем объеме промышленного производства в 2006 и 2008 гг., в % Наибольшую долю в общероссийском объеме промышленной продукции составит Ханты-Мансийский автономный округ (9,8%), добывающий 2/3 нефти страны. Несмотря на уменьшающееся значение промышленности в г. Москве, ее доля будет высокой (5,4%). Повысится роль Московской области (около 4,7%), в основном в связи с бурным строительством на территории региона. В перспективе до 2008 года существующая тенденция к увеличению объемов промышленности во всех группах регионов России сохранится, при этом межрегиональная дифференциация по темпам роста усилится (рис.6 и рис.9). Наиболее высокие показатели темпов ожидаются в регионах с уровнем развития выше среднего и средним уровнем развития, 148,1% и 134,4% соответственно. Это обусловлено в значительной степени наличием экспортоориентированных отраслей промышленности в регионах, составляющих эти группы - нефтяной, газовой, угольной, черной и цветной металлургии, а также машиностроения, которые отличаются более высокими темпами развития по сравнению со среднероссийскими в прогнозируемом периоде. Наиболее низкие темпы роста по-прежнему будут наблюдаться в регионах с низким уровнем развития экономики – 116,6% к уровню 2004 года. По-прежнему наиболее высокие темпы роста ожидаются в Сахалинской и (447,7%) Калининградской областях (241,4%), Ненецком автономном округе (210,7%), Московской (158,6%) и Ленинградской (153,3%) областях. Высокие показатели темпов роста промышленной продукции прогнозируются также в Тверской (157,1%), в основном за счет значительного наращивания объемов производства в химической и пищевой отраслях, а также открытия новых крупных предприятий, таких как, ОАО «Сибур – ПЭТФ» и ООО «Завод «Хэппилэнд») и Новосибирской (146,3%), за счет предполагаемого создания в области особой экономической зоны по развитию наукоемких и высокотехнологичных производств. Сильное падение темпов роста промышленного производства в 2008 году к уровню 2004 года ожидается в Корякском автономном округе – 76,7%. Рис.9
Регионы России с максимальными и минимальными темпами роста промышленного производства, 2008 г. к 2004 г., в %

Темпы указаны без Сахалинской обл. (447,7%) Рост объемов промышленного производства в России по-прежнему будут определять регионы с относительно высоким уровнем развития экономики за счет увеличения выпуска промышленной продукции в таких отраслях, как топливная и пищевая промышленности, машиностроение и металлообработка, металлургия и промышленность строительных материалов. 3.4. Инвестиционная деятельность. По прогнозным оценкам, в России к 2006 году ожидается увеличение объемов инвестиций в основной капитал. В структуре инвестиций по-прежнему будут доминировать собственные средства предприятий при снижении доли бюджетных средств. Ликвидация административных барьеров на пути инвесторов, инфраструктурное развитие, снижение налогового бремени будут способствовать привлечению иностранных инвесторов в регионы. Наибольшие объемы инвестиций будут направляться в строительство, модернизацию инфраструктуры и обновление основных фондов предприятий. Намечается тенденция к росту инвестиций в социальную инфраструктуру и сферу услуг. Увеличение объемов инвестиций ожидается в 2006 – 2008 годы во всех группах регионов. Однако в 2006 году объемы инвестиций в наиболее экономически развитые регионы несколько снизятся (рис. 10). Рис. 10
Средневзвешенные темпы роста и суммарные объемы инвестиций по группам регионов с разным уровнем развития (в сопоставимых ценах)
Среди этих регионов будут г. Москва и г. Санкт-Петербург, а также Вологодская область. Однако предпринимаемые субъектами Российской Федерации меры по повышению инвестиционной привлекательности приведут к росту объемов инвестиций в основной капитал в 2008 году. Темпы роста объемов инвестиций не будут существенно различаться по группам регионов в 2006 году. Но в группе регионов с крайне низким уровнем развития они будут значительно выше, чем в других группах регионов (2 раза к уровню 2004 года) за счет финансирования инфраструктурного развития этих регионов через федеральные целевые программы. К 2008 году несколько увеличится дифференциация по темпам роста инвестиций в основной капитал между группами регионов с разным уровнем социально-экономического развития. Максимальными темпами объемы капитальных вложений будут расти в группе регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития (2,5 раза в 2008 году к уровню 2004 года), что явится положительной тенденцией прогнозируемого периода. Однако, несмотря на то, что темпы роста инвестиций в этой группе регионов будут самыми высокими, ее доля будет составлять не более 1,5% всех инвестиций в основной капитал в России. В группе наиболее экономически развитых регионов прогнозируется более медленный по сравнению с другими группами рост объемов капитальных вложений (125% к 2004 году). В регионах остальных групп будет наблюдаться рост инвестиций на уровне 144 – 165% по отношению к 2004 году.
В прогнозируемом периоде сохранится концентрация инвестиций в 14 субъектах Российской Федерации, составляющих группу наиболее экономически развитых регионов: г. Москве, г. Санкт-Петербурге, республиках Татарстан, Коми, Башкортостан, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Самарской, Липецкой, Тюменской, Свердловской, Вологодской, Московской и Пермской областях. Будет прослеживаться тенденция небольшого снижения их доли в общероссийских капитальных вложениях от 46,5% в 2006 году до 46,2% в 2008 году. Также понизится доля группы регионов с уровнем развития выше среднего (с 21,4% в 2006 году до 20,8% в 2008 году) (рис.11).
В прогнозируемом периоде лидерами в общем объеме инвестиций в России будут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (6,9% и 5,8% в 2006 году и 6,3% и 5,3% в 2008 году соответственно), ведущие нефте- и газодобывающие регионы России. Инвестиции будут направляться в основном в модернизацию инфраструктуры нефте- и газодобычи, а также в сферу услуг и жилищное строительство при наличии высокого платежеспособного спроса населения. Увеличение доли этих автономных округов в общем объеме инвестиций в значительной степени будет связано с ослаблением позиций г. Москвы в инвестиционном процессе (снижение доли с 5,7% в 2006 году до 5,1% в 2008 году). Рис. 11
Доля регионов группы с высоким уровнем развития в общероссийском объеме инвестиций в 2006 – 2008 гг., %

В 2006 году лидерами по темпам роста привлекаемых инвестиций будут Чеченская Республика (до 3 раз к уровню 2004 года) и Магаданская область (2 раза к уровню 2004 года) (рис. 12). Такой значительный прирост инвестиций в Чеченской Республике будет обусловлен причинами нерыночного характера: средства будут привлекаться за счет федерального бюджета в рамках федеральной программы по восстановлению социально-экономической сферы Республики. В Магаданской области прогнозируется инвестирование развития угольной и нефтедобывающей промышленности. Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются в республиках Ингушетия и Тыва, Камчатской, Мурманской и Кемеровской областях (159-187% в 2006 году к уровню 2004 года). Инвестиции в этих регионах будут направляться в жилищное строительство и развитие социальной сферы, а в Камчатской области также на строительство газопроводов. В Кемеровской области предполагается модернизация инфраструктуры для развития угольной промышленности, электроэнергетики, черной металлургии и химии. Значительный прирост инвестиций в Мурманской области будет обусловлен началом активных работ по строительству Кандалакшского алюминиевого завода, а также увеличением объемов иностранных инвестиций, связанных с приграничным сотрудничеством и охраной природы. Таким образом, лидерами по темпам роста инвестиций в 2006 году в основном будут регионы, не относящиеся к экономически развитым. Основными отраслями, представляющими интерес для инвесторов, в этих регионах будут промышленность, строительство и сфера услуг. Государственные инвестиции будут направляться в жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Прогнозируется увеличение финансирования мероприятий, направленных на модернизацию основных фондов, которые будут осуществляться преимущественно за счет собственных средств предприятий. К 2008 году темпы роста объемов инвестиций возрастут во всех субъектах Российской Федерации. Лидерами будут Чеченская Республика и Республика Тыва. Замедлится рост инвестиций в Камчатскую область (до 137% в 2008 году к уровню 2004 года) вследствие прогнозируемого завершения работ по строительству газопровода в г. Петропавловск-Камчатский. Рис. 12 Регионы России с максимальными и минимальными темпами роста объемов инвестиций Снижение объемов инвестиций в основной капитал в 2006 году прогнозируется в 12 регионах России: г. Санкт-Петербурге и г. Москве, Краснодарском крае, Коми-Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском и Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области, Читинской, Смоленской, Томской, Тверской и Вологодской областях. В Санкт-Петербурге некоторое снижение объемов капитальных вложений в 2006 году будет связано с завершением финансирования программ в рамках празднования 300-летия города, в то время как основные крупные инвестиционные проекты находятся на начальной стадии реализации – строительство завода «Тойота», модернизация производства на Ижорском трубном заводе, а также строительство комплекса недвижимости «Балтийская жемчужина» общей стоимостью более 1 млрд. долларов. К 2008 году темпы роста инвестиций во всех этих регионах возрастут. Незначительное снижение объемов капитальных вложений прогнозируется в Чукотском автономном округе, что будет вызвано сокращением бюджетных инвестиций, но при этом несколько увеличится доля иностранного капитала, направленного на освоение минерально-сырьевой базы региона. В наиболее развитых регионах инвестиции будут направляться в основном в предприятия сферы услуг, строительство, технологичные отрасли промышленности – телекоммуникации, автомобилестроение. Источниками финансирования будут преимущественно иностранные инвестиции и собственные средства предприятий. В регионах среднего уровня развития для повышения инвестиционной привлекательности будет финансироваться инфраструктурное развитие в основном за счет средств бюджетов разных уровней, выделяемых в рамках федеральных или региональных программ. 3.5. Уровень жизни населения. Общий экономический рост в прогнозируемом периоде приведет к увеличению численности занятых в экономике практически во всех группах регионов. В группах регионов с высоким уровнем социально-экономического развития, выше среднего и среднего уровня развития этот процесс будет обусловлен развитием промышленности и сферы услуг, в группах регионов с более низким уровнем развития – созданием рабочих мест в промышленности и сфере услуг (рис.13). В 2006 году максимальный прирост численности занятых в экономике ожидается в группе регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития (на 4,1%) в основном за счет реализации федеральных целевых программ. Наибольшее увеличение численности занятых в экономике прогнозируется в Агинском Бурятском автономном округе и Республике Тыва (на 38% и 13% соответственно) за счет создания новых рабочих мест в сфере производства лесной и пищевой промышленности, а также Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе (на 9% и 24% соответственно) за счет развития сферы нематериального производства, газовой отрасли, химии и нефтехимии, промышленности стройматериалов. Снижение численности занятых в экономике прогнозируется в 28 субъектах Российской Федерации; максимальное – в Чукотском автономном округе ( на 20%), Курганской области, Корякском автономном округе (на 12% и 10% соответственно), что свидетельствует о низкой экономической активности регионов.
К 2008 году темпы роста численности занятых в экономике во всех группах регионов будут расти. В группе регионов с крайне низким уровнем развития темпы роста по-прежнему будут высокими. Здесь рост количества рабочих мест будет обеспечен за счет наращивания объемов производства в машиностроении, производстве строительных материалов, реализации ряда инвестиционных проектов.
Рис.13
Средневзвешенные темпы роста численности занятых
в экономике по группам регионов, %
14 субъектов 19 субъектов 19 субъектов 17 субъектов 14 субъектов 6 субъектов
Общий уровень зарегистрированной безработицы в прогнозируемом периоде в большинстве групп регионов в целом не изменится или возрастет незначительно (на 0,2-0,7%). Наиболее низкий уровень зарегистрированной безработицы ожидается в группе наиболее развитых регионов России (1,4-1,3% в 2006 и 2008 годах) (Рис. 14). Наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы прогнозируется в группе наименее экономически развитых регионов (8,8 % в 2006 году и 7,6 % в 2008 году), что связано с опережающими темпами роста населения по сравнению с темпами создания рабочих мест. В прогнозируемом периоде ожидается сохранение значительных межрегиональных различий по уровню безработицы. Максимальный уровень зарегистрированной безработицы в 2006 и 2008 годах будет наблюдаться в Республике Ингушетия (28% и 24%), Кабардино-Балкарской республике ( 9,6% и 8,2%), Корякском автономном округе (10,5% и 10%), так как в этих регионах не прогнозируется создание достаточного количества новых рабочих мест. Самый низкий уровень зарегистрированной безработицы сохранится в гг. Москва и Санкт-Петербург, Смоленской, Калужской и Липецкой областях (0,6-0,9%). Рис.14
Уровень зарегистрированной безработицы, %
14 субъектов 19 субъектов 19 субъектов 17 субъектов 14 субъектов 6 субъектов В прогнозируемом периоде во всех группах регионов доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет сокращаться (рис. 15). Снижение доли бедного населения ожидается вследствие роста численности занятых в экономике, повышения заработной платы в бюджетной сфере. Кроме этого, повышение МРОТ, пенсий и других социальных выплат окажет существенное влияние на сокращение доли бедных и в тех группах регионов, в которых не ожидаются высокие темпы роста занятых. В группах регионов с высоким уровнем социально-экономического развития и уровнем развития выше среднего доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет в 2006-2008 годах наименьшей – около 14% и 11% в соответствующие годы. Максимальная доля бедного населения сохранится в группе регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития и составит 37,7% в 2006 году и 34,8% в 2008 году. Хотя во всех группах регионов в прогнозируемом периоде ожидается снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, в различных группах регионов оно будет происходить с разными темпами. К 2008 году наиболее быстрое сокращение доли бедного населения ожидается в группах регионов с низким уровнем социально-экономического развития и в группе регионов с уровнем развития ниже среднего, в которых она снизится на 11,1 и 9,7 процентных пунктов соответственно. В группе регионов с высоким уровнем социально-экономического развития доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшится на 5,5 процентных пункта в основном в связи со стабилизацией экономического развития. Межрегиональные различия по доле бедного населения в прогнозируемом периоде останутся существенными. Наименьшее значение этого показателя будет в наиболее развитых регионах России - Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Тюменской и Омской областях, в которых он прогнозируется от 7,2% до 13% в 2006 году и от 6,3% до 9% в 2008 году. Максимальная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2006-2008 годах сохранится в наименее экономически развитых регионах: Усть-Ордынском Бурятском (60% и 62% соответственно), Коми-Пермяцком (60% и 58%), и Эвенкийском (40% и 40%) автономных округах, республиках Ингушетия (75% и 73%), Тыва (44% и 43%) и Калмыкия (48% и 40%). Рис.15 Доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, %
14 субъектов 19 субъектов 19 субъектов 17 субъектов 14 субъектов 6 субъектов Величина оборота розничной торговлиотражает уровень доходов населения. Более высокие значения этих показателей соответствуют группам регионов с более высоким уровнем социально-экономического развития (рис. 16). В группе регионов с высоким уровнем социально-экономического развития в 2006-2008 годах среднедушевой оборот розничной торговли будет наибольшим – 95,0 и 125,8 тысяч рублей (в ценах 2004 года), так как регионы этой группы отличаются более высокими доходами населения, наименьшей долей бедного населения и низкой безработицей. Минимальное значение этого показателя (23,1 и 29,8 тысячи рублей в 2006 и 2008 годах соответственно) прогнозируется в группе регионов с крайне низким уровнем социально-экономического развития и отражает общий низкий уровень жизни населения в регионах этой группы. В 2006-2008 годах прогнозируется рост объема розничной торговли во всех группах регионов. В прогнозируемом периоде наибольшими темпами объем розничной торговли будет расти в группе регионов с уровнем социально-экономического развития выше среднего - 139% и 183% в 2006 и 2008 годах соответственно. Наиболее медленный рост объемов торговли ожидается в группе регионов с низким уровнем социально-экономического развития - 120% и 155% в 2006 и 2008 годах. В прогнозируемом 2006 году максимальный среднедушевой объем розничного торгового оборота прогнозируется в г. Москве (около 167,5 тысяч рублей), Самарской (около 94,83 тысяч рублей) и Свердловской областях (около 91 тысячи рублей). Высокие значения этого показателя в этих регионах обусловлены увеличением доходов населения с усилением ориентации потребителей на покупку все более качественных и дорогих товаров. Минимальный объем торгового оборота ожидается в Республике Ингушетия, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах (от 6 до 12 тысяч рублей), в которых высока доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Рис.16 Средневзвешенный объем розничной торговли на душу населения, тыс. руб. и темпы его роста

14 субъектов 19 субъектов 19 субъектов 17 субъектов 14 субъектов 6 субъектов


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ практического опыта администраций субъектов РФ показывает, что традиционные технологии прогнозирования регионального развития имеют следующие недостатки: – прогнозирование ведется по разрозненным группам показателей (население и трудовые ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, капитальные вложения, доходы и расходы бюджета, финансовые ресурсы и затраты,– применяются, в основном, статистические (трендовые) методы прогнозирования; – используемая статистическая информация неполна и непоследовательна. В итоге результаты прогнозирования период, оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется», и тем изящнее, чем искушеннее аналитик-прогнозист. И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализуемой процедуры. Возможен и другой подход, основанный на составлении общего списка прогнозируемых параметров, выписывании отношений и причинно-следственных связей между ними. Последнее требует введения субъектов региона как действующих агентов и описание стратегий их поведения. Задав сценарно траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент – априорная сбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозирования по отдельным показателям или их группам. Рассматриваемый подход, несмотря на его очевидность, непрост и требует решения ряда научных и технических проблем. В частности, он подразумевает решение фундаментальной проблемы экономического моделирования, связанной с проведением комплексных теоретических исследований производственных, инвестиционных, финансово-кредитных, социальных и других процессов, протекающих на территории региона и определяющих его состояние и развитие. Как показывают литературные источники, наиболее стандартный подход к моделированию поведения экономических систем состоит в использовании моделей общего равновесия[3] В работе С.М. Гуриева, И.Г. Поспелова рассматривается макроэкономическая динамическая модель, построенная на идеях общего равновесия[4]. Согласно теории равновесия, экономические агенты (производители и потребители), действуя в эгоистических интересах, составляют индивидуальные планы производства и потребления продукции. Этот процесс описывается моделями поведения, характер которых зависит от технологии производства, системы предпочтений и системы цен. Если технология и система предпочтений фиксированы, то существенной оказывается только система цен. Перечислим факторы, не позволяющие, на наш взгляд, надеяться на эффективность применения методов теории общего равновесия для анализа и прогнозирования региональной социально-экономической ситуации: – теория общего равновесия применима по отношению к мелким производителям и потребителям в условиях совершенной конкуренции, когда ни один из экономических агентов не в состоянии самостоятельно влиять на систему цен и воспринимает ее как заданную, что не соответствует ситуации в России; – для условий быстро меняющегося общества теория общего равновесия в лучшем случае может дать только дрейфующую асимптоту, к которой стремятся экономические процессы; – регион является открытой системой, однако многие процессы, связанные с его экономикой, протекают за его пределами (например, экономический гигант АвтоВАЗ (Тольятти) имеет основных контрагентов за пределами региона); – методы теории общего равновесия не обеспечены в достаточной степени региональной социально-экономической статистикой. Кроме того, отношения спроса и предложения сами по себе не в состоянии ничего объяснить. Важны процесс установления равновесия между ними, законы формирования цен на товары и доходов различных классов общества, а также динамика движения к равновесию. Другая важная проблема – верификация и коррекция региональной социально-экономической статистики[5]. В большинстве работ по региональному моделированию эта проблема даже не упоминается. И, наконец, не последнюю роль играет выбор инструментальных средств моделирования. Не секрет, что имеющиеся в распоряжении разработчиков несовершенные методы и вычислительные средства приводят к намеренному огрублению модели, отказу от тех или иных идей в угоду используемому инструменту. Правда, в последнее время в экономическом моделировании стали использоваться идеи искусственного интеллекта и мультиагентного моделирования, позволяющие по-новому взглянуть на социально-экономические процессы как на интерференцию поведения субъектов территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гуриев С.М., Поспелов И.Г., Модель общего равновесия экономики переходного периода // Математическое моделирование. 1994. Т.6. № 2 Евченко А.В., Кузьбожева Э.Н. "Прогнозирование и программирование социального развития региона в переходной экономике: ресурсный подход". Курск: Изд-во РОСИ, 2000. 216с. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2002 Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации / Албегов М.М., Бурса Б.И., Истомина Р.П. и др. – М., 2001. – 160 с. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2002 Урунов А.А. Курс лекции по дисциплине «Региональная экономика». Москва – 2005. Уточнённый прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 год (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации) Фурсов В.А., Цыбатов В.А. Методы и алгоритмы верификации статистической информации при составлении балансов. V Международная конференция «Региональная информатика–96». СПб. 1996. [1] Федоренко Н.П. О методах социально-экономического прогнозирования. – В кн.: Методы прогнозирования экономического развития СССР. М., Экономика, 1971, с.80-122. Лисичкин В.А. Отраслевое научно-техническое прогнозирование. М., Экономика, 1971. – 231с. Кириченко В.Н. Долгосрочный план развития народного хозяйства СССР. Вопросы методологии. М., Экономика, 1974. -305с.
[3] Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990. [4] Гуриев С.М., Поспелов И.Г., Модель общего равновесия экономики переходного периода // Математическое моделирование. 1994. Т.6. № 2 [5] Фурсов В.А., Цыбатов В.А. Методы и алгоритмы верификации статистической информации при составлении балансов. V Международная конференция «Региональная информатика–96». СПб. 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственный долг субъекта РФ его динамика и структура на примере республики Башкортостан
Реферат Современное понятие культуры Основные концепции культурологии
Реферат Метафизическая доктрина Фомы Аквинского
Реферат Общие свойства открытых иерархических систем
Реферат Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи И
Реферат Антуан де Сент-Экзюпери
Реферат Метод моделирования в философии
Реферат Каллиграфия Китая, Японии, мусульманских стран
Реферат Demographics Essay Research Paper DemographicsWho Are Your
Реферат Война за флагшток
Реферат Бурятские праздники
Реферат 68. у правление нововведениями в организации
Реферат Othello Essay Research Paper In William Shakespeare
Реферат Privacy Essay Essay Research Paper Privacy is
Реферат Изменения лесистости и гидрографической сети в бассейне верхнего течения Оскола с начала XVII века до наших дней