СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Финансовое планирование и его место в управлении предприятием
2. Финансовое планирование
2.1 Планирование выручки и финансовых результатов
2.2 Амортизация и мобилизация внутренних ресурсов
2.3 Прирост устойчивых пассивов как источник финансирования плановых мероприятий
2.4 Распределение прибыли и взаимоотношения с бюджетом и банками
2.5 Порядок составления и контроль за исполнением баланса доходов и расходов
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Введение. Финансовое планирование и его место
в управлении предприятием.
Каждое предприятие в обязательном порядке составляет бизнес-план - описание места предприятия в том секторе рынка, который выбран фирмой. Это в какой-то степени даже маркетинговое исследование.
Финансовое планирование обеспечивает предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылки укрепления финансового состояния предприятия. Финансовое планирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но не следует считать финансовое планирование пересчетом тех или иных производственных показателей.
Этапы планирования:
- определяются затраты на реализацию продукции;
- рассчитывается величина выручки от реализации продукции;
- исчисляются денежные накопления;
- ведется расчет источников финансирования, имеющих узкую направленность (например, амортизация);
- предполагается определение размеров распределяемой в течение года прибыли;
- рассчитываются отчисления в бюджеты, различные внебюджетные фонды.
Основные задачи, решаемые финансовым планированием:
- обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами основной хозяйственной деятельности предприятия;
- определение прибыли и возможных факторов ее увеличения;
- определение финансовых взаимоотношений с бюджетами и банками;
- обеспечение сбалансированности между доходами и расходами нашего предприятия;
- контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Основой любого финансового плана является баланс доходов и расходов предприятия. Работа по его разработке включает в себя несколько этапов:
- дать оценку исполнения баланса доходов и расходов в периоде, предшествующем планируемому;
- рассмотрение проектируемых производственных показателей на основе осуществления маркетингового исследования, делается вывод о возможном объеме производства в планируемом периоде;
- непосредственная разработка финансового плана на предстоящий период.
План составляется на квартал с помесячной разбивкой.
Принято различать три вида финансовых планов:
- баланс доходов и расходов плановый;
- предварительный (на ожидаемый период);
- исполнительный (заключительный).
Существует еще так называемый проверочный баланс доходов и расходов, который представляет собой шахматную ведомость (шахматный баланс).
Разделы финансового плана:
I. Доходы и поступления.
II. Расходы и отчисления.
III. Взаимоотношения с бюджетами, внебюджетными фондами и банками.
В первый раздел включают:
- выручка от реализации продукции:
* НДС;
* прибыль от реализации.
- доходы от внереализационных операций;
- прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;
- амортизация;
- средства ремонтного фонда;
- мобилизация внутренних ресурсов в строительство;
- средства, отчисляемые от себестоимости продукции:
* на уплату налогов, относимых на себестоимость;
* плата за воду;
* взносы во внебюджетные фонды;
* проценты по кредитам.
- прирост устойчивых пассивов;
- излишек оборотных средств на начало планируемого периода;
- доходы от первоначальной эмиссии акций предприятия;
- прочие доходы.
Во второй раздел включают:
- затраты на реализованную продукцию (включая убытки реализации);
- НДС, уплаченный поставщикам;
- затраты на ремонт основных фондов;
- капитальные вложения;
- финансирование прироста норматива собственных оборотных средств предприятия;
- прибыль, направленная на стимулирование производства;
- арендная плата;
- операционные расходы;
- отчисления в резервные фонды.
В третьем разделе:
- налог на прибыль предприятия;
- НДС;
- налог с имущества;
- платежи за воду;
- погашение долгосрочных ссуд банка;
- уплата процентов по полученным кредитам.
Очевидно, что доходная часть баланса должна балансировать с расходной.
2. Финансовое планирование.
2.1 Планирование выручки и финансовых результатов.
Планирование выручки на предприятии преследует цель исчисления в дальнейшем величины финансового результата, то есть прибыли. Методы:
- прямого поассортиментного счета;
- метод, основывающийся на выпуске товарной продукции в ценах реализации, скорректированных на изменение в остатках (входных и выходных).
Поступление выручки от реализации распрделяется по трем направлениям:
- возмещение ранее авансированных оборотных средств;
- образование прибыли от реализации продукции;
- уплата в бюджет налогов, сборов и прочих платежей.
Расчет прибыли: это есть разница между выручкой предприятия и понесенными им расходами.
Балансовая прибыль - прибыль от реализации продукции и от прочих видов деятельности.
Исходной точкой финансового планирования является рентабельность. Должны выявить те внутрихозяйственные резервы, которые были не использованы в текущем периоде.
Планирование балансовой прибыли
Сначала надо рассчитать прибыль по определенным видам деятельности:
- прибыль от основной деятельности промышленного предприятия;
- прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации);
- прибыль от внереализационных результатов (операции на фондовом рынке);
В основе прибыли от реализации лежит сумма средств от проданной продукции (выручки от реализации над полной себестоимостью).
Такой метод планирования - “метод прямого счета”. Им пользуются около 99 % предприятий.
Существует “поассортиментный метод” планирования прибыли”.
При незначительном ассортименте выпускаемой продукции:
продукция А - количество (шт.) * цена реализации = размер выручки.
себестоимость = количество * себестоимость единицы
размер выручки - себестоимость = прибыль
“Аналитический метод” или “проверочный метод”
Прибыль на предстоящий период исчисляется исходя из базовой рентабельности, которая сложилась в базовом периоде.
Сначала надо исчислить базовую прибыль: для этого надо скорректировать ожидаемую прибыль текущего периода и сделать сопоставимым текущий и плановый период в части воздействия тех или иных превходящих факторов.
Базовая прибыль - не абсолютный, а условный показатель. Составляется базовая прибыль с ожидаемой реализации продукции по полной себестоимости за текущий период, получаем процент базовой рентабельности:
Rбаз = Пбаз/Р
Все допущения (Rбаз) относятся только к сравнимой продукции (выпускалось ранее). Поэтому исчисляя прибыль мы ведем расчет прибыли по сравнимой продукции. Плановая прибыль по сравнимой продукции равна объему реализации сравнимой продукции по полной себестоимости умножить на базовую рентабельность:
Пср.п = Рср.п.полн с/с * Rбаз
Несравнимая продукция также принимает участие в этом методе, но незначительно. Мы распространяем на эту продукцию какой-то средний уровень рентабельности, сложившийся на предприятии.
При использовании этого метода имеет большое значение как складывается ассортимент продукции предприятия, так как неодинакова рентабельность по разным видам продукции.
Надо учесть как изменяется ассортимент и как на это влияет рентабельность:
Наименование
текущий период
плановый период
продукции
Уд вес в общ V вып: %
R
Крентаб
Уд вес в общV вып %
К рент
А
25
8
20
20
1.6
Б
40
10
4
50
5
В
30
15
4.5
10
1.5
Г
5
50
2.5
20
10
100
-
13
18.1
Прибыль от прочей реализации
Работы непромышленного характера:
- включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту
- реализация продукции и товаров заготовительной организацией; операции по заготовке и откормке скота;
- реализация транспортных услуг;
- операции по лесосплаву и лесозаготовке;
- реализация покупных видов энергии (электричество, вода, газ, пар, пневматическая энергия).
- реализация предприятий подсобного с/х.
Внереализационные результаты
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы в виде дивидендов, %, которые получены по ценным бумагам, собственником которых является наше предприятие
2.2Амортизация и мобилизация внутренних ресурсов
Амортизация - обязательная статья затрат, которая фигурирует в любой смете.
Амортизация является сейчас только доходным источником нашего предприятия, не направляется на финансирование воспроизводства.
Затрат как таковых нет в текущем месяце, мы покрываем прошлые издержки.
Для планирования амортизации на предприятии на плановый период все оборудование сводиться в группы в соответствии с существующим сборником единых норм и правил амортизации в РФ.
Надо также знать ежегодную стоимость конкретного вида.
S амморот = На * Ср, где
Ср = С1 + С2 - С3
С1 - балансовая стоимость на начало периода;
С2 - среднегодовая стоимость вводимых ОФ;
С3 - среднегодовая стоимость выводимых ОФ.
Среднегодовая стоимость С2 исчисляется - С2 = (Сб * М) / 12
Сб - балансовая стоимость выбывающих ОФ; М - число полных месяцев нефункционирования ОФ;
По каждому виду оборудования необходимо ввести поправочные коэффициенты в зависимости от среды функционирования ОФ.
Некоторым категориям предприятий, а также по некоторым видам ОФ разрешено начислять ускоренную амортизацию.
Средневзвешанная норма амортизации, как отношение начисленной амортизации за период к среднегодовой стоимости ОФ.
Мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве
Это означает, что в ходе строительства высвобождается часть оборотных средств, которые представляют собой финансовые ресурсы.
М = А - Н ± К
М - мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве
А - ожидаемое наличие оборотных активов на начало планируемого периода
Н - плановая потребность в оборотных средствах строительства на конец планового периода
К - изменение кредиторской задолженности в течение планового периода
2.3Прирост устойчивых пассивов как источник финансирования плановых мероприятий.
Устойчивые пассивы используются для удовлетворения потребности в собственных оборотных средствах, т.е. это т.н. оборотные средства предприятия, приравнянные к собственным. Они образуются в результате постоянной задержки в расчетах (задолженности) с постоянными контрагентами.
Сюда относятся:
·задолженность по З/П перед рабочими и служащими предприятия
·все начисления на фонд З/П, сопровождающие ее выплату
·резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей
·кредиторская задолженность, образующаяся в результате осуществления расчетов по частичной готовности
·средства покупателей в виде залоговых платежей за оборотную (возвратную) тару
·средства ремонтного фонда, предназначенные для формирования переходящих запасов материалов и запчастей, необходимых для ремонта.
ПРИМЕР: Если на предприятии два выплатных периода - 5 и 20 числа, то
промежуток с 1 по 15 -это отработанное время, за которое выплачивается З/П 20 числа;
а с 15 по 20 - временной разрыв, необходимый для подготовки документов и получения наличных на выплату З/П, в этот период и образуется задолженность , формирующая устойчивый пассив.
2.4. Распределение прибыли, взаимоотношения с бюджетом и банками.
После расчета и уплаты налогов а распоряжении предприятия остается прибыль, которая используется на собственные нужды, ее сумма отражается в финансовом плане.
Основные направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:
·НИОКР
·затраты капитального характера, связанные с развитием производства
·техническое перевооружение и реконструкция
·обновление действующего и приобретение нового оборудования
·финансирование прироста потребности в оборотных средствах
·уплата % по ссудам
·расходы по выпуску ценных бумаг
·инвестиционная деятельность при формировании уставных капиталов других предприятий, если не предполагается выпуск ценных бумаг
·уплата налогов, установленных в законном порядке, источником уплаты которых является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
·содержание объектов социально-культурной сферы
·собственное жилищное строительство и возведение других нежилых объектов
Платежи по налогам за филиалы, не имеющие самостоятельного баланса, осуществляются пропорционально численности занятых или фонду З/П в филиале по отношению ко всему предприятию.
Отношения с банками
В финансовом плане отражаются только отношения по получению долго- и среднесрочных кредитов и % по ним.
При составлении финансового плана на полугодие лучше делать разбивку по месяцам.
2.5.Порядок составления баланса доходов и расходов.
Работа по финансовому планированию носит творческий характер.
Задачи финансового планирования:
1. Необходимо заложить в финансовый план резервы предприятия и мобилизовать его ресурсы.
2. Более полный учет факторов планирования прибыли и наиболее полного ее использования.
3. Обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности предприятия.
Разработка финансового плана начинается с доходов и поступлений, т.к. они являются основой для разработки расходной части плана. Важно учесть как изменяются доходная и расходная части в процессе реализации финансового плана.
Направления использования средств должны увязываться с источниками их финансирования. Т.е. должно быть полное покрытие всех расходов по финансированию за счет реальных источников (а не возможных кредитов). Для проверки составляется шахматная таблица, где сказуемое - источники; подлежащее - направления использования.
Финансовый план - документ, в соответствии с которым организуется жизнедеятельность предприятия.
Для оперативного управления составляются оперативные финансовые планы, которые представляют собой дальнейшую детализацию финансовых планов и разрабатываются в виде баланса доходов и расходов на 5-10 дней, с предполагаемыми источниками и направлениями использования средств по конкретным датам. Оперативный финансовый план строится также исходя из доходных сторон , на основе чего строится график платежей на конкретную дату. Если необходима уплата % по ссуде и т.п., то платежи надо перегруппировать, чтобы избежать дефицита средств.
3. Заключение
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования. [3]
Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [4]
4. Список использованной литературы
1. Финансы предприятий. Москва 1995г. [1]
Е.И.Бородина, Ю.С.Голикова, Н.В.Колчина, З.М.Смирнова.
2. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Москва 1988 г. [2]
В.А.Раевский.
3. Экономика фирмы. Москва 1994г. [3]
Й.Ворст, П.Ревентлоу.
4. Введение в бизнес. Ижевск 1991г. [4]
Под общей редакцией Б.И.Домненко, В.Д.Камаева.
5. Финансы. Москва 1993г. [5]
Под редакцией В.М. Родионовой