Реферат по предмету "Экономика"


Ф. Бродель. Динамика капитализма

Фернан Бродель — один из виднейших историков современности, почетный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Кембриджа, Мадрида, Женевы, Лондона, Чикаго, Флоренции, Сан-Паулу, Падум и Эдинбурга. Ф.Бродель родился во Франции, учился в Париже, окончил Сорбонну. Преподавал в Алжире, Париже, Сан-Паулу. С 1949 г. заведовал кафедрой современной цивилизаций в Коллеж де Франс, а с 1956 г. ру­ководил VI Секцией Практической школы высших исследо­ваний. В 1946 г. Ф.Бродель стал одним из директоров журна­ла “Анналы” и вскоре возглавил представленное этим журна­лом направление в историографии. В 1947 году защитил дис­сертацию на тему “Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II”, а двумя годами позже вышла его книга под тем же названием. Этому труду автор посвятил двадцать лет напряженной работы. Интересы Броделя-исто­рика связаны с экономическим направлением в исторической науке.
Из других его работ следует выделить трехтомное исс­ледование "Материальная цивилизация, экономика и капи­тализм XV — XVIII вв”. Работа Ф.Броделя “Динамика капитализма” представляет собой обобщенное изло­жение основных идей этого масштабного и оригинального ис­следования. В этой небольшой книге воспроизведен текст трех лекций, прочитанных Ф.Броделем в университете Джонса Гопкинса (США) в 1976 году. Эти лекции в англий­ском переводе получили заголовок "Afterthoughts on Material Civilization and Capitalism", а затем были пе­реведены на итальянский под заголовком "La Dinamica del Capitalismo". Работа “Динамика капитализма” состоит из трех глав, каждая из которых представляет собой краткий пересказ соответствующего тома исследования Ф.Броделя "Материальная цивилизация, экономика и капи­тализм XV — XVIII вв”. Итак, первая глава работы Фернана Броделя “Динамика капитализма” носит название “Переосмысливая экономическую и материальную жизнь”. В данной главе автор делает попытку взглянуть на глобальный исторический процесс с точки зрения экономиста, представить историю развития человечества как процесс развития “общественных масс и структур, претерпевающих медленную эволюцию в лоне длительной временной протяженности”. Свой анализ исторических событий автор делает на “постоянной игре глубинных тенденций к равновесию и его нарушению в длитель­ной исторической перспективе”. Исходным моментом для Ф.Броделя была повседневность, т.е. та сторона жизни, в которую человечество оказывается вовлеченым, даже не отдавая в том себе отчета, — привычка, или набор действий, протекающих и заканчивающихся как бы сами собой, выполнение которых не требует ничьего решения и которые происходят, по правде говоря, поч­ти не затрагивая сознания. Автор считает, что че­ловечество более чем наполовину погружено в такого рода повседневность. Говоря о повседневности, автор подразумевает побуждения, импульсы, стереотипы, а также приемы и способы действия, различные типы обязательств, вынуждающих действовать, которые по­рой, вос­ходят к самым незапамятным временам. Все это, Ф.Бродель охватывает термином “материальная жизнь”. “Материальная жизнь . это то, что за долгие века предшествующей истории вошло в плоть самих людей, для которых опыт и заблуждения прошлого стали обыденностью и повсед­невной необходимостью, ускользающей от внимания наблюдателя". Таким образом, основная цель первой главы исследование упомянутых сторон жизни людей, изучение материальной жизни современников той или иной исторических эпох. Вначале автор проводит историко-демографический анализ: “Суще­ствуя в тех или иных общих условиях, люди каждый раз оказываются то слишком многочисленными, то недостаточно многочисленными; конечно, демографиче­ские колебания стремятся к равновесию, однако последнее достигается редко”. Ф.Бродель считает, что лишь с XVIII века будет преодолен до той поры недо­ступный предел: с этого времени рост численности на­селения не прекращается и тенденция эта не менялась. Затем исследователь пытается ответить на новые вопросы что они ели? что пили? как одевались? “Пшени­ца, рис и кукуруза явились результатом очень древне­го отбора и бессчетного ряда экспериментов, опреде­лив, в результате многовековых "отклонений", выбор цивилизации. Пшеница, зани­мающая огромные площади, требующая, чтобы земля регулярно отдыхала, позволяет и предполагает заня­тие животноводством; можно ли вообразить историю Европы без домашних животных, плугов, упряжек, повозок? Культура же риса возникает на основе своего рода огородничества, интенсивного земледелия не ос­тавляющего места для животных. Что касается куку­рузы, то это, несомненно, самая удобная культура, из нее легче всего готовить повседневные блюда, ее воз­делывание оставляет немалый досуг — отсюда привлечение кpecтьян к государственным работам и циклопические памятники индейских цивилизаций. Так не­востребованная рабочая сила была употреблена обще­ством для своих целей". Далее, в своей работе автор обращается к истории техники. Высокая концентрация экономики, по мнению автора, вызывает концентрацию техни­ческих средств и развитие технологии. Этот процесс автор прослеживает на примере Арсенала в Венеции XIV века, примерах Голландии XVII века, Англии XVIII века. “Издавна все технические приемы, все элементы научного знания являлись предметом постоянного об­мена, непрерывно распространяясь по всему миру. Од­нако есть вещи, которые распространяются с трудом — навесной руль плюс использование соединения "стык внакрой" при обшивке корпуса судна, плюс ар­тиллерия на борту, плюс плавание в открытом море и на дальние расстояния. Таков и капитализм, представ­ляющий собой сумму привычек, способов, ухищрений, достижений. Не дальнее ли плавание вкупе с капита­лизмом обеспечили превосходство Европы — просто в силу того, что эти новшества не получили массового распространения?” Далее, автор переходит к детальному рассмотрению субъектов обмена, их формирования, развития, а также местных особенностей (Европа:Англия, Голландия - неевропейские страны, Африка, Америка, Индия, Китай, исламские государства). Ф.Бронан солидарен с К.Бринкманом, “что экономическая история сводится к ис­тории рыночной экономики — от ее возникновения до ее возможного конца”. Нельзя не согласиться с Ф.Бронаном в том, что “Все, что осталось за пределами рынка, имеет лишь потребительскую стоимость, все, что сумело пройти в его тесные врата, приобретает обменную стоимость. В зависимости от того, с какой стороны элементарного рынка находится индивид, он будет или не будет участником обмена, того, что я называю эконо­мической жизнью, в отличие от материальной жизни, но также и в отличие от капитализма”. Автор структурирует субъекты обмена: “По отношению к рынкам и субъектам обмена эле­ментарного уровня более высокое положение занима­ют ярмарки и биржи (ярмарки проводятся регулярно в одном и том же месте в определенное время и продол­жаются несколько дней, а биржи открыты ежедневно). Даже если на ярмарках обычно находится место для мелкой розничной торговли и купцов с небольшим ка­питалом, на них, как и на биржах, господствуют крупные дельцы, получившие вскоре название негоциан­тов, которые розничной торговлей не занимаются”. Таким образом автор выделяет два уровня рыночной экономики - нижний, т.е. мелкие торговцы, рынки и лавки, и верхний, представленный ярмарками и биржами. Сравнивая европейскую экономику с экономикой остального мира, автор отмечает что, более интенсивное развитие Европы обязано превосходству своих экономических инструментов и институтов - биржам и различным формам кредита
Во второй главе работы, которая называется “Игры обмена”, автор сделал попытку оценить позиции, занимаемые рыночной экономикой и капитализмом. “Над огромной массой повседневной матери­альной жизни растянула сеть своих очагов рыночная экономика, постоянно поддерживающая жизнь своих структур. И обычно лишь еще выше, наслаиваясь на рыночную экономику, развивается и процветает капи­тализм. Можно сказать, что при таком подходе видна экономическая жизнь всего мира как бы на настоящей рельефной карте”. Ф.Бронан проводит различия между терминами рыночная экономика и капитализм. Автор считает, что до 18 века эти два рода деятельности оставались в меньшинстве, а огромная масса человеческих действий охватывалась, поглощалась огромной сферой материальной жизни. “Если рыночная экономика и распространялась вширь, если она и покрывала уже обширные пространства и достигла зримых успехов, то слой ее был все еще по-прежнему тонок. Что же касается той реальности Ста­рого Порядка, которую я — правильно или не вполне правильно — называю капитализмом, то она принад­лежит блестящему, усложненному, но весьма узкому слою, не охватывающему всей экономической жизни, и не создававшему — здесь исключения лишь подтвер­ждают правило - собственного "способа производст­ва", который обладал бы внутренней тенденцией к са­мораспространению. И даже так называемый торговый капитализм был пока еще далек от того, чтобы овла­деть и управлять рыночной экономикой в целом, хотя последняя и является необходимым предварительным условием его господства. И все же роль капитализма на национальном, международном и мировом уровне становилась уже очевидной”.
Автор считает, что капитализм и рыночную экономику обычно не различают потому, что они развивались одновременно - со Средних веков до наших дней, а также потому, что капитализм часто представляли как двигатель или вершину экономического прогресса. “В действительно­сти, все несет на своей широкой спине материальная жизнь: если она набирает силу, то все движется вперед; вслед за ней, в свою очередь, быстро усиливается рыночная экономика, расширяя свои связи. Однако от этого роста всегда выигрывает капитализм”. Ф.Бронан отмечает, что капитализм развивается максимально динамично лишь тогда, когда идентифицирует себя с государством, когда сам становится частью государственной политики. Аналогичны отношения капитализма с культурой и религией. Он полемизирует с Максом Вебером, утверждавшим, что капитализм является порождением протестантства, или точнее, пуританства. По мнению автора, ошибка Макса Вебера коренится в первоначальном преувеличении роли капитализма как двигателя со­временного мира. Автор выдвигает следующее положение: росту и успеху капитализма сопутствуют определенные общественные условия. Капитализм для своего развития требует определенной стабильности общественного устройства, а также опреде­ленного нейтралитета или слабости, или потворства государства. И даже на Западе встречаются различные степени такого попустительства: во многом в силу со­циальных и уходящих в прошлое причин, Франция всегда была страной менее благоприятной для капита­лизма, чем, скажем, Англия. Наиболее ярко процесс капитализации проявляется в торговле на дальние расстояния (Fernhandet), в которой усматривают высшую сте­пень обмена. Торговля на дальние расстояния преиму­щественно является областью свободного маневра, она действует на расстояниях, которые не дают осуществ­лять над ней обычный контроль, или позволяют максимально осла­бить его. У торговцев есть возможность выбора, и они делают выбор, доводя до возможного максимума при­быль. Из этих крупных прибылей складываются значи­тельные накопления капиталов, тем более, что доходы от торговли на дальние расстояния делятся между всего несколькими партнерами. Напротив, местная торговля распылена меж­ду множеством участников. Во всех странах мира идет процесс выделения группы крупных негоциантов из массы торговцев, с одной стороны, весьма немногочисленная а с другой — по-прежнему связанная, помимо прочих ви­дов деятельности, с торговлей на дальние расстояния. “Эти капиталисты на му­сульманском Востоке или в христианском мире были друзьями государя, поддерживая или эксплуатируя го­сударство? Очень рано, еще в незапамятные времена, они перешагнули национальные границы, действуя за­одно с чужестранными купцами”. “Именно благодаря весу своих капиталов капита­листам удается сохранять свои привилегии, удержи­вать в своих руках крупные международные торговые дела той эпохи”. В то же время Бронан отмечает интересную особенность - разделение труда, быстро воз­растающее по мере развития рыночной экономики, за­трагивает все торговое сообщество за исключением его верхушки — негоциантов. Вначале это дробление функций проявляется лишь на нижнем уровне: оформляется специализация ремесленников, лавочников, торговцев вразнос. Однако, вплоть до XIX века купец высо­кого полета никогда не ограничивался каким-либо одним родом деятельности; он занимается торговлей, но никогда не связан одним направлением бизнеса. В зависимости от обстоятельств он — судовладелец, хозяин страховой конторы, заимодавец или получатель ссуды, финан­сист, банкир или даже промышленник или аграрий. В Барселоне XVIII века лавочник, торгующий в розницу (botiguer), обязательно специализируется: он продает либо полотно, либо сукно, либо пряности. Стоит ему, достаточно разбогатеть, чтобы стать негоциан­том, как он тут же отказывается от специализации: любое доступное ему выгодное дело будет относиться к его компетенции. В качестве объяснения настоящего феномена, автор считает, что купец не специализируется потому, что ни одна из доступных ему отраслей не является достаточно ем­кой, чтобы поглотить всю его энергию и капитал. Исторические источники тех лет (переписка купцов и записи торговых па­лат) довольно часто свидетельствуют о том, как порой тщетно капиталы ищут возможностей вложения. Частая смена сфер деятельности крупных негоциантов свидетельствует, что возможность получе­ния большой прибыли постоянно перемещается из одного сектора в другой. Капитализм по своей сути конъюнктурен. До настоящего времени, одним из важнейших его пре­имуществ является та легкость, с какой он перестраи­вается и приспосабливается к обстоятельствам. В то же время, в коммерческой жизни иногда проявлялась тен­денция к сосредоточению на единственном виде спеку­ляции - торговле деньгами. Однако, как показывает исторический опыт, ее успех никогда не был долговременным. Флорентийские банки после краткого периода расцвета терпят крах с падением Барди и Перуцци в XIV веке, а затем Медичи в XV. С 1579 года генуэзские ярмарки в Пьяченце обеспечива­ли клиринг почти для всех европейских расчетов, од­нако удивительное начинание генуэзских купцов про­длилось менее полувека, до 1621 года. В XVII веке Ам­стердам будет, в свою очередь, блистательно господст­вовать над потоками европейских кредитов, однако в следующем веке и этот опыт потерпит крах. Финансо­вый капитализм добьется успеха лишь в XIX веке, по­сле 1830-1860 гг., когда банк подчинит себе всю промышленность и торговлю, и когда экономика в целом обретет силу достаточную, чтобы надежно поддерживать эту конструкцию.
В третьей главе своей работы, озаглавленной “Время мира”, Ф.Бронан попытался связать связать капитализм, его развитие и средства, ко­торыми он располагает, с мировой историей в целом. Деление мировой цивилизации на ведущие богатые державы и слаборазвитые бедные государства, характерное на рубеже 2-3 тысячелетий, Ф.Бронан прослеживает уже с XV века. Конечно, время не стоит на месте и страны, служившие эталоном богатства и величия во времена Адама Смита или Жака Кёра, сегодня трудно причислить к сверхдержавам. В тоже время, законы движущие миром, в целом не изменились, и он продолжает быть струк­турно разделенным на привилегированную и лишен­ную привилегий части. Очевидно, что структура мирового сообщества, столь же иерархична, что и структура обычного общества. Почему? На этот вопрос и пытается ответить Ф.Бронан в третьей части своей работы.
Автор различает понятия мировая экономика и мир-экономика. Под мировой экономикой понимается экономика мира, взятого в целом, "рынок всего мира", а под выражением мир-экономика (Weltwirtschaft), Ф.Бронан понимает экономику лишь некоторой части нашей планеты в той мере, в какой она образует экономиче­ски единое целое. Скажем, Средиземно­морье в XVI веке само по себе представляло мир-экономику, мир для себя. Мир-экономика может быть определен с помощью трех существенных признаков: · он занимает определенное географическое про­странство; у него имеются границы, которые, медленно изменяются. Периодически, происходят резкие изменения этих гра­ниц: эпоха Великих географиче­ских открытий конца XV века или реформы Петра Великого, в результате которых Россия от­крыла свои границы для европейской экономики. К этому списку можно смело добавить политические преобразования в СССР в середине 80-х, результатом которых явилось изменение границ мирового экономиче­ского пространства; · мир-экономика всегда имеет полюс, центр, представленный господствующим городом, в прошлом городом-государством, ныне — столицей, экономической столицей; · любой мир-экономика состоит из ряда концентрически расположенных зон. Срединную зону образу­ет область, расположенная вокруг центра — таковы Соединенные провинции в XVII веке, когда над миром господствует Амстердам; такой зоной становится Англия, когда, начиная с 80-х годов XVIII века, Лон­дон окончательно занимает место Амстердама. Далее, вокруг срединной зоны располагаются промежуточные зоны. И, наконец, следует весьма обширная периферия, которая в разделении труда, характеризующем мир-экономику, оказывается не участницей. а подчи­ненной и зависимой территорией. В качестве примера мира-экономики можно привести Россию до Петра Великого илиОттоманскую империю до конца XVIII века. Далее, Ф.Бронан высказывает предположение, что эти типичные миры-экономики и явились матрицами европейского, а затем и мирового капитализма. Автор подробно рассматривает концепцию мира-экономики и рассуждает о смещениях центра мира-экономики, а также о делении любого мира-экономики на концен­трические зоны. По Бронану, каждый раз при утрате прежнего центра происхо­дит возвышение нового, как если бы мир-экономика не мог существовать без центра тяжести, без некоего полюса. Однако, такие утраты старого и обретения нового цен­тра происходят достаточно редко, что еще более подчер­кивает значение этих событий. В случае Европы и примыкающих зон, которые она как бы аннексирова­ла, возникновение единого центра произошло в 80-е годы XIV века, и таким центром стала Венеция. Около 1500 года произошел внезапный гигантский скачок, в результате которого центр переместился из Венеции в Антверпен, затем, в 1550-1560 годы, центр вернулся в Средиземноморье, но на этот раз в Геную, наконец, в 1590-1610 — новое перемещение — в Амстердам, ос­тававшийся устойчивым экономическим центром ев­ропейской зоны в течение почти двух веков. Лишь в период между 1780 и 1815 годами этот центр переме­стится в Лондон. В 1929 году, преодолев Атлантиче­ский океан, он оказывается в Нью-Йорке. Каждый раз изменения центра сопровождались острыми экономическими кризисами. Автор считает, “что обычно именно экономическая непогода наносит решающий удар по старому, уже ослабленному центру и утверждает возвышение нового”. В тоже время “кри­зис, который стучится в двери, — это испытание, ко­торое сильные выдерживают, а слабые — нет”. Далее, Бронан совершенно точно определяет направление вектора развития мировой экономики на ближайшие двадцать лет (если учитывать, что научный материал, лежащий в основе настоящей работы, был опубликован в середине 70-х годов XX века) говоря, что “если Соединенные Штаты сохранят свое место — а это нетрудно предвидеть, — то они могут выйти из этого испытания еще более сильными, поскольку другие экономики, по-видимо­му, значительно больше пострадают от той неблагоп­риятной конъюнктуры, которую мы переживаем”, а также “Те, кто живет в центре или вокруг центра мира-экономики, по-прежнему обладают всеми правами над другими”. Максимальный уровень жизни достигается в центре мира-экономики, именно здесь высокий уровень цен и доходов, надежные банки и качественные товары, наиболее выгодные промышленные производства и организованное на капиталистический лад сельское хозяйство, наиболее сильная валюта и ценные бумаги. Здесь формируется передовая экономика опережающая по своему развитию другие регионы, здесь же развиваются самые передовые технологии и их неизменная спутни­ца — фундаментальная наука. Здесь же максимального уровня развития достигает правовая и судебная система. Это высокое качество жизни заметно снижается в соседних странах промежуточной зоны, постоянно соперничающих, конкурирующих с центром. Там большинство крестьян лишены свободы, мало свободных людей; обмены несовер­шенны, организация банковской и финансовой систе­мы страдает неполнотой и нередко управляется извне, промышленность и ремесла относительно традиционны. На периферии ситуация еще хуже: “вся Восточноевропейская периферия, включая Польшу и лежащие за ней земли, представляет собой зону повторного закрепощения крестъян, т.е. крепо­стного права, которое, почти исчезнув, как на Западе, в XVI веке было снова восстановлено”. Другими словами, европейский мир-экономика в 17 веке являет собой соединение, в котором сосуществуют самые разные общества — от уже капиталистического в Голландии до крепостнических и рабовладельческих, стоящих на самой низшей ступени лестницы общественного прогресса. Очевидно, само существование капитализма зависит от этого закономерного расслоения мира: внешние зоны питают промежуточные и, особенно, центральную. То есть центр мира-экономики представляет собой вершину капи­талистической суперструктуры всей конструкции. По закону взаимности, если центр зависит от поставок с периферии, то и она зависит от потребностей центра, диктующего ей свою волю. “Ведь именно Западная Европа как бы вновь изобрела и экспортировала ан­тичное рабство в Новый Свет, именно ее экономиче­ские нужды вызвали вторичное закрепощение крестьян в Восточной Европе”. Бронан делает вывод, что “капитализм является порождением неравенства в мире; для разви­тия ему необходимо содействие международной экономики. Он является плодом авторитарной организации явно чрезмерного пространства. Он не дал бы столь гу­стой поросли в ограниченном экономическом про­странстве. Он и вовсе не смог бы развиваться без ус­лужливой помощи чужого труда”.
Подводя итоги, Ф.Бронан проводит параллели между днем вчерашним и днем настояшим. Несмотря на то, что масштаб и пропорции современного ка­питализма фантастическим образом изменились природа капитализма при этом осталась прежней. В качестве доказательства, автор приводит следующие доводы:
· капитализм по-прежнему основывается на ис­пользовании международных ресурсов и возможностей, он существует в мировом масштабе, он стремится заполнить весь мир; · он всегда с необыкновенной настойчивостью опирается на монополии де-факто, несмотря на ярост­ное противодействие, с которым он при этом сталкива­ется; · капитализм не распространяется на всю экономи­ку, на все занятое трудом общество; он никогда не за­ключает ни того, ни другого в свою замкнутую и совершенную систему. Разделение на материальную жизнь, рыночную и капиталистическую экономику сохраняет удивительную разрешающую способность и объяснительную силу. В самом деле, на самом нижнем уровне даже в Европе можно без труда обнаружить еще множество примеров самодостаточности, услуг, не учитываемых официальной статистикой, массу ремесленных мастер­ских. На среднем этаже — производство и сбыт продукции подчинены строгому и даже жесткому закону конку­ренции. На самом верху несмотря на якобы жесткую конкуренцию интересы фирм сливаются. Таким образом, капитализм вырастает преимущественно на вершинных видах эко­номической деятельности или во всяком случае, тяготеет к таким вершинам. Такой капитализм возвышается над двойным низлежащим слоем — материальной жизнью и связной рыночной экономикой, являясь зоной высоких прибылей. ­


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.