Реферат по предмету "Экономика"


Становление могущества США в послевоенное время

Содержание 1. Факторы экономического лидерства после оконча­ния войны. Особенности развития экономики в первое послевоенное десятилетие 2. Влияние НТР на экономику страны. Развертывание социальных программ во второй половине 60-х гг Список используемой литературы
1. факторы экономического лидерства после оконча­ния войны. Особенности развития экономики в первое послевоенное десятилетие. Соединенные Штаты Амери­ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас­полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми­ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире. За годы войны национальный доход США удвоился, бо­лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна­родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти­мулировали обновление основного капитала. Сумма воен­ных подрядов составила 175 млрд дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприя­тий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо­зяйства: механизация и химизация производства стимулиро­вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы. Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени­ем почти в 150 млн человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа­те после войны США давали 60 % промышленной продук­ции капиталистического мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % - нефти, 53 % — выплав­ки стали, 17 % — производства зерна, 63 % — кукурузы. Со­единенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золото­го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира. Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар­та, за долларом была закреплена роль мировой конверти­руемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резер­вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га­рантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международ­ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал. С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мир­ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо­билизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Тру­мэн подписал закон, сокращавший налоги на б млрд дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот­кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее обору­дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус­таревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура. После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризи­су 1920 — 1921 гг. Это объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд дол. ликвидных накоплений, готовых соз­дать стимул для производства товаров широкого потребле­ния и для капитального строительства. Наступление мирного времени повлекло за собой свер­тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо­мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от­ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные занятость, производство и покупательную способность". В соответ­ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо­зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док­лад президенту. Глава государства должен был в свою оче­редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима­телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений. Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после­довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон­троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин­фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо­мическом послании Конгрессу в январе 1948 г. В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру­ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про­мышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн человек в 1948 г. до 3,4 млн в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред­ложила программу реформ, получивших название "спра­ведливого курса". Она предусматривала повышение мини­мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме­рам и финансовую поддержку штатам на цели образова­ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар­тир для низкодоходных семей в течение шести лет. Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу­ществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар­шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже­годных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" сог­ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве­ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Кон­гресс США выделил 13 млрд дол., 2/3 из которых было ис­трачено на закупки американских товаров. Благодаря "пла­ну Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели­чить инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую экономи­ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За­кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен­ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных само­летов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения ~ в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше пред­приятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за­воды строились в расчете на смешанное военное и граж­данское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; рас­ширилась занятость, повысились заработки за счет увели­чения основных ставок и сверхурочных работ. Несмотря на благоприятную экономическую конъюн­ктуру! война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре­допределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны ге­нерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва­ли надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена. Республиканская администрация придерживалась кур­са на умеренное государственное вмешательство в эконо­мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, вве­денные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство при­бегло к финансовым рычагам регулирования: был пони­жен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок­ращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения досту­па к кредиту; правительство выбросило на рынок часть ва­лютных запасов для активизации бизнеса. В целях стиму­лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо­рации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг. Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче­видно, что для поддержания расширенного воспроизвод­ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас­штабного дорожного и жилищного строительства, в соот­ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи­тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого. Таким образом, в течение первого послевоенного деся­тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра­ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос­левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста­новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер­жав и "холодной войны". 2. Влияние НТР на экономику страны. Развертывание социальных программ во второй половине 60-х гг. Вступление США во вторую половину 50-х гг. XX в. озна­меновалось сдвигами в экономическом и социальном раз­витии, вызванными началом научно-технической револю­ции. Она происходила на фоне демографических измене­ний и дальнейшего углубления процесса урбанизации. С 1950 по I960 г. население США выросло на 19 %, достиг­нув 180,5 млн. Городское население за этот же период уве­личилось на 30 %, составив 125,3 млн человек, а фермер­ское резко сократилось — с 37 млн в 1950 г. до 15,6 млн в I960 г., что составило 8,7 % населения страны. Существен­но изменилась и география урбанизации: ее наивысшие темпы наблюдались в районах Юга и Юга-Запада. Стремление США любой ценой обеспечить за собой ми ровое лидерство было одним из ведущих стимулов научно-технического прогресса. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника в октябре 1957 г. заставил правя­щие круги США критически оценить уровень научных ис­следований, степень подготовленности преподавательских кадров и состояние системы образования в стране. Еще одним важным фактором, стимулирующим науч­но-технический прогресс, стала усилившаяся конкурен­ция со стороны других капиталистических стран. Начав­шаяся интеграция европейских государств и возрождение промышленного потенциала Японии поставили перед аме­риканскими монополиями проблему серьезной конкурен­ции на внешнем, а затем и на внутреннем рынке. В 50-е гг. США стали отставать от других капиталистических стран по темпам роста валового национального продукта. Так, если в США с 1950 по 1960 г. средний ежегодный прирост ВНП равнялся 3,2 %, то во Франции — 4,9, в Японии -8,2, в Западной Германии — 8,6 %. С ростом экономичес­кой мощи других государств стало уходить в прошлое аб­солютное господство американского доллара на мировых рынках, сокращались валютные фонды США. Одним из решающих инструментов ускорения научно-технического прогресса было изменение темпов, объемов, направленности и структуры капиталовложений. Если в 1929—1945 гг. общий объем частных инвестиций увеличил­ся с 26,5 млрд до 30,2 млрд дол. в неизменных ценах 1958 г., то с 1946 по 1965 г. он вырос с 30,2 млрд до 72,8 млрд дол. Эти огромные средства позволили полностью модернизиро­вать целые отрасли американской экономики. Промышленность, а вслед за ней и сельское хозяйство стали функциони­ровать на совершенно иной технической основе. Благодаря электрификации и химизации производственных процессов резко повысилась производительность труда, изменился подход к проблеме использования сырьевых ресурсов, по­лучили развитие новые отрасли экономики. Характерной чертой НТР стала автоматизация произ­водства, в частности создание и использование в производ­стве, банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники. Коммерческое использование ЭВМ в США относится к началу 50-х гг., в 1960 г. было установлено уже 4267 ЭВМ. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финанси­ровании научных исследований и опытных конструктор­ских работ (НИОКР). Поскольку крупным корпорациям было легче решать проблему инвестиций, необходимость расширения которых усилилась в связи с НТР, с середины 50-х гг. ускорился процесс концентрации производства. За период с 1955 по 1960 г. статистика зарегистрировала 3300 слияний монополий. Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих моно­польный контроль за совершенно не связанными по произ­водственно-техническому принципу фирмами. Концерны-конгломераты выступали наиболее активными поглотителя­ми разорившихся, а иногда и успешно действовавших, но более мелких корпораций. Интенсификация и концентра­ция производства в сельском хозяйстве привели к сокраще­нию фермерских хозяйств 50-е гг. с 5,3 до 3,7 млн.
НТР внесла изменения в структуру рабочей силы. В традиционных отраслях добывающей промышленности, а также на транспорте происходило сокращение занятости, в то время как в наиболее передовых наукоемких произ­водствах, в сфере обслуживания, контроля и учета, а так­же в государственном секторе увеличение численности ра­бочей силы шло быстрыми темпами. США стали первой капиталистической страной, в которой число рабочих неп­роизводственной сферы превысило количество занятых непосредственно физическим трудом. Удельный вес спе­циалистов высшей и средней квалификации экономически активного населения США за 1950—1960 гг. вырос с 7,5 До 11 %, а доля рабочих физического труда сократилась с 39 до 36 %.
Воздействие НТР на социально-экономическое разви­тие страны было противоречивым. С одной стороны, она создала новые возможности для ускоренного развития производства, повышения уровня и качества жизни, а с другой - порождала новые проблемы, с которыми дол­жно было считаться государство при проведении экономи­ческой политики. К таким проблемам относились: быстрое, часто неконтролируемое внедрение техноло­гических новшеств, сопровождавшееся хищнической эк­сплуатацией природных ресурсов, что губительно сказы­валось на окружающей среде; рост безработицы, вызванный изменениями в структу­ре производства и, как следствие, новыми требованиями к уровню квалификации рабочей силы; разрыв между предложением товаров и услуг и плате­жеспособным спросом населения; снижение темпов экономического роста на фоне уси­лившейся конкуренции со стороны европейских госу­дарств, взявших курс на интеграцию. Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управ­ления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "новых рубежей", предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В основу социально-экономической программы прави­тельства Кеннеди была положена идея стимулирования темпов экономического роста. Предполагалось, что для обеспечения полной занятости, на уровне 4 % рабочей си­лы, рост ВНП США должен составлять не менее 5 % в год. Важнейшие принципы "новых рубежей" были разрабо­таны группой неолиберальных экономистов во главе с профессором Миннесотского университета У.Геллером, назначенным председателем Совета экономических кон­сультантов. Главным стержнем программы должен был стать "последовательный курс на поддержание равнове­сия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансиро­ванного экономического роста при высоком уровне заня­тости и необходимой стабильности цен". Однако среди экономических советников президента не было единого мнения о том, какими методами следовало добиваться поставленной цели. Выделились два направления в подходе к решению этой задачи. Представители пер­вого из них считали, что для повышения деловой актив­ности и достижения нормального соотношения между спросом и предложением нужно увеличить государствен­ные расходы, в том числе и на социальные нужды. Сторон­ники второго подхода полагали, что важнейшим сред­ством ликвидации диспропорции между спросом и предло­жением является сокращение налогов, в первую очередь на доходы корпораций. И те, и другие были сторонниками кейнсианской идеи дефицитного финансирования, кото­рая вошла в практику в годы "нового курса". В 1961 — 1962 гг. правительству Кеннеди удалось про­вести через Конгресс ряд важных мер в социальной облас­ти, предусмотренных в программе "новых рубежей". Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол. Были выделены ассигнования на помощь районам хронической депрессии и фермерам, продлена на три месяца выплата пособий по безработице. В марте 1962 г. был принят закон, впервые в истории страны ставивший перед государством задачу подготовки и обучения рабочей силы. В арсенале средств государственного регулирования ад­министрация широко использовала рычаги бюджетной, на­логовой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сок­ращен срок амортизации основного капитала для всех кор­пораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвести­ций. Увеличились государственные ассигнования на НИ-ОКР, особенно в военной области. Чтобы не допустить рез­кого увеличения инфляции, администрация Кеннеди впер­вые в мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой в виде так называемых "ориентиров" для предпринимателей и профсоюзов. Они предполагали ограничение роста заработной платы и цен уровнем достигнутого прироста производительности труда. Начало президентства Кеннеди совпало с фазой цикли­ческого подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это бы­ло вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой "ориентиров" в области цен. Кульминацией этого недовольства стало столкновение администрации со сталелитейными компаниями во главе с "Юнайтед Стейтс стил корпорейшн", которые демонстративно заявляли о намерении резко повысить цены на сталь, несмотря на сня­тие профсоюзом сталелитейщиков своих требований о по­вышении заработной платы. Угроза стачечной борьбы и усиления инфляции заставила президента вмешаться в конфликт. Использовав все рычаги власти, он вынудил "Стальной трест" отказаться от повышения цен. Однако конфликт Белого дома с корпорациями сталелитейной промышленности резко обострил отношения между прави тельством Кеннеди и верхушкой бизнеса. В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориен­тацию своей политики в угоду крупному бизнесу. В 1963 г. были снижены налоги на прибыль корпора­ций с 52 до 47 % и ставки подоходного налога с граждан на общую сумму около 14 млрд дол. Объем расходов государ­ства на социальные нужды в 1963—1964 гг. был заморо­жен на уровне 1962 г. Это беспрецедентное в условиях циклического подъема сокращение налогов явилось пер­вой в истории США мерой стимулирования экономическо­го роста средствами налоговой политики. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результа­ты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г. В условиях благоприятной экономической конъюнктуры президент Л.Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы "ве­ликого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения бед­нейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные доходы бы­ли ниже "уровня бедности". К их числу относились цветные американцы, престарелые, не имеющая постоянной работы молодежь, низкоквалифицированные сельскохозяйствен­ные рабочие, многодетные и неполные семьи.
Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в услови­ях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых кон­фликтов, обострения социальных проблем, роста преступ­ности, безработицы и т.д.
В августе 1964 г. в США был принят закон об экономи­ческих возможностях, определивший основные направле­ния деятельности правительства по борьбе с бедностью. Он включал четыре вида мероприятий: 1) профессиональ­ную подготовку и обучение; 2) программу так называемых "общинных действий" под руководством местных органов власти; 3) специальные программы для сельской местнос­ти и мелкого бизнеса; 4) деятельность миссионерских ор­ганизаций типа "Добровольцы на службе Америке". Для реализации большей части программы учреждалось Уп­равление экономических возможностей. Главное внимание уделялось профессиональной подго­товке и обучению, прежде всего среди молодежи, особенно страдавшей от безработицы. Были созданы "трудовые корпуса", в которых за 1965 —1968 гг. прошли подготовку 195 тыс. человек, из них более половины — негры. Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах предусматривали выдачу льготных зай­мов бедствующим фермерам и сельскохозяйственным ра­бочим, оказание им медицинской и юридической помощи, обучение грамоте и самым простым профессиям мигриру­ющих и сезонных сельскохозяйственных рабочих. Особая роль в законодательстве по борьбе с бедностью отводилась программам и тактике "общинных действий". Замысел нововведения состоял в усилении эффективности и улучшении координации различных программ "помощи бедным" на местном уровне, путем участия местной общес­твенности. В муниципалитетах и штатах создавались аген­тства "общинных действий", которые распределяли и кон­тролировали использование помощи. На долю программ "общинных действий" в 1965—1968 гг. пришлось около 2,5 млрд дол., или 45 % всех расходов Управления эконо­мических возможностей. Из федеральных программ важное место принадлежа­ло программе дошкольной подготовки детей бедняков. Специальные средства выделялись также для учебных ок­ругов со значительным числом учащихся из бедных семей. Эти меры способствовали повышению образовательного уровня малообеспеченной молодежи. В области обслужи­вания была принята специальная программа "Медикейд" в виде поправки к закону о социальном страховании. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" по­лучили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам. Наибольшее значение в социальной политике демокра­тов середины 60-х гг. имело то, что впервые за многие де­сятилетия была сделана попытка ограничения расовой дискриминации. По законам 1964 и 1968 гг. была запреще­на дискриминация при найме и обслуживании в местах об­щественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья. Известный шаг вперед администрация Л.Джонсона сделала и в области трудового законодательства. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Это законодательство распространялось на новые катего­рии рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных сельскохозяйственных рабочих Кроме того, была активизирована политика регулиро­вания сельского хозяйства. С 1965 г.увеличивались субси­дии и кредиты федерального правительства фермерам для поддержания цен. В 1968 г. на эти цели было израсходова­но около 3,5 млрд дол. Всего же на "борьбу с бедностью" за период 1964—1968 гг. было израсходовано 10 млрд дол., общая сумма социаль­ных расходов составила к концу 60-х гг. около 40 % расход­ной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961 —1966 гг. ВНП возрос на 4 —6 % в год, что в 2 раза пре­вышало темпы в предшествовавшие 5 лет. Впервые за мно­гие годы США стали опережать страны Западной Европы по темпам экономического роста. Индекс общего объема промышленного производства возрос до 156 (1959г. — 100). Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были: а) высокий уровень капиталовложений, необходи­мый для обновления основного капитала в условиях НТР; 6) рост потребительских расходов населения; в) возрастание роли и масштабов государственного регулирования. Однако не все обещания программы "великого общес­тва" были выполнены. В 1965 г. началась эскалация вой­ны во Вьетнаме, что потребовало увеличения военных рас­ходов и замораживания средств на социальные програм­мы. Потребности военного бюджета вынудили прави­тельство ввести 10%-ные надбавки к подоходному налогу. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уров­ня жизни населения. Непопулярная война вызвала невиданное по масшта­бам антивоенное движение, которое вместе с другими акциями социального протеста создало напряженную поли­тическую обстановку в стране, что привело к поражению демократов на выборах 1968 г. Список используемой литературы 1. Конотопов М.В., Сметании С.И. История экономики: Учебник для вузов. - М.: Академ. Проект, Изд-во научно-образоват. литературы РЭА,1999.-367с. 2. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина - М.: Информ. - год. Дом "Филинъ", юрид. дом "Юстицинформ", 1998. -432 с. 3. Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Поле­таева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997. - 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.