Реферат по предмету "Экономика"


Собственность в Украине

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ, ЕЕ ФОРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
1.1 Понятие собственности. Юридическое понятие собственности. Классификация Прав собственности в юридической науке 1.2 Экономическая власть. Экономическая зависимость 1.3 Исторические формы собственности 1.4 Собственность в понятии экономической науки 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 2.1 Признаки классификации форм собственности 2.2 Классификация форм собственности 3 ВЛИЯНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА. СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 3.1 Влияние форм собственности на формирование рынка 3.2 Способы разгосударствления предприятий: коммерциализация, аренда и приватизация 3.3 Приватизационный процесс в Украине ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОКИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Не будем отрицать того факта, что в настоящий момент в Украине, как и во всех странах бывшего постсоветского пространства, рынок формируется, но в экономике еще не сформировалось стабильного и процветающего рынка. Когда закончится его формирование сказать довольно сложно, тем более человеку, который недавно начал изучать экономику, к тому же полностью сформированным рынок не бывает, так как находится в постоянном развитии, и процесс этот непрерывен. Страны с переходной экономикой переживают период всесторонних и радикальных изменений. Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, в том числе и экономической теорией, однако экономическая теория по-особому подходит к анализу и содержанию опыта, накопленного экономистами. Экономическая теория анализирует основные закономерности тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразования, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости. Рыночная экономика достаточно сложна. К тому же, как показывает практика, введение западных моделей, которые с успехом применялись в иностранных государствах, не всегда дает положительный эффект и «приживается» в местных условиях. Не будем забывать, что рыночная экономика на Западе формировалась, преобразовывалась на протяжении более 200 лет, а страны постсоветского пространства идут по этому пути только десять лет. И поэтому проблему собственности, и способы ее влияния на формирование рынка необходимо рассматривать, в основном, с точки зрения национальной экономики, однако, не исключая опыта, накопленного зарубежными экономистами. Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика Украины служит подтверждением этой исторической традиции. Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатые традиции и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, но, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной. Отсюда следует вывод, что данная проблема довольно актуальна на сегодняшний день. Несмотря на огромный багаж накопленной экономической мысли, в экономике, как и в любой другой отрасли человеческих знаний, еще существуют «белые пятна», но необходимо признать, что данная проблема «terra incognitа» не является. Целью данной курсовой работы будет являться рассмотрение форм собственности, и каким образом они воздействуют на формирование рынка. Для того чтобы понять, как формы собственности влияют на процесс формирования рынка на Украине, в данной курсовой работе необходимо будет рассмотреть такие понятия как собственность, формы собственности, право собственности, экономическая власть и экономическая зависимость, а также ряд других понятий, непосредственно с ними связанных. Необходимо детально разобраться в данных экономических категориях, поскольку без этого невозможно будет достичь цели курсовой работы. Необходимо рассмотреть исторический процесс развития форм собственности, так как знание истории помогает прогнозировать будущее. Также будут сделаны выводы о том, каким образом формы собственности влияют на формирование рынка, оценены положительные и отрицательные моменты этого процесса. В работе над курсовой работой автор собирается пользоваться различной литературой. Среди используемой литературы можно встретить как учебники и пособия по экономики и экономической теории, так и периодические издания, так и нормативную базу, которая представлена в виде законодательных актов государства, в котором мы живем. Надеемся, что это поможет достичь цели курсовой работы с максимальной эффективностью. 1 ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ, ЕЕ ФОРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 1.1 Понятие собственности. Юридическое понятие собственности. Классификация прав собственности в юридической науке В традиционном понимании собственность трактуется чаще всего как юридическое понятие, отражающее законодательное регулирование имущественных отношений. Менее отчетливо определено ее экономическое содержание. Понятие собственности в определенном смысле превратилось в собирательный образ сложной системы экономических отношений. Можно дать следующее понятие, согласно которому, «собственность – это присвоение благ в социально определенной форме». [23] Это краткое определение охватывает одновременно сложную систему юридических и экономических отношений в силу их неразрывного единства в реальной действительности. Согласно Закона Украины «О собственности» собственности дается следующее понятие: «Право собственности - это урегулированные законом общественные отношения относительно владения, пользование и распоряжение имуществом».[4] Раскрытие содержания собственности необходимо начать с наиболее очевидно воспринимаемых характеристик. На поверхности явлений «собственность выступает как имущественное отношение, фиксирующее, что, кому и в каком количестве принадлежит».[15] Юридическое содержание собственности описывается традиционными со времен римского права терминами – пользование, владение, распоряжение. Нормы права, во-первых, фиксируют статику имущества физических и юридических лиц, определяя основания законной принадлежности имущества и гарантируя ее суверенность. Во-вторых, право регулирует динамику имущества, то есть его оборот, в результате чего происходит смена собственников. Следует отметить, что право оперирует с уже существующим имуществом, и поэтому его возможности отражения происхождения благ, превращаемых в имущество, ограничены. Право не отвечает на вопрос о том, как происходит увеличение благ в качестве объектов собственности, как происходит их распределение, в результате чего одни становятся собственниками, а другие по существу лишены собственности. То есть «юридическая наука не рассматривает реальный социально-экономически обусловленный процесс присвоения, происходящего в процессе образования благ, превращаемых в имущество».[17] Законами реального процесса присвоения в производстве и распределении благ занимается экономическая теория.
Необходимость специального изучения прав собственности в экономической теории объясняется, во-первых, тем, что в реальности многие юридические отношения в воспроизводственном процессе переходят в экономические, и наоборот. Во-вторых, «существуют не только юридические, но и экономические права собственности».[9]
Ранее, в курсе истории правовых и политических учений, изучались два основных направления, которые изучают права собственности, - континентальное и англо-саксонское. Что касается континентального права собственности, то в нем абсолютизируется концентрация прав собственности на объекты присвоения у одного владельца. Наиболее ярким примером может служить Кодекс Наполеона (1804 года). В рамках континентальной традиции «частная собственность провозглашалась не только «священной и неприкосновенной», но и «единой и неделимой».[7] В рамках континентальной традиции распределение права собственности на одни и те же объекты среди нескольких лиц считалось пережитком феодальных отношений. Так «континентальное право направлено против феодальных традиций, то оно идеально способствовало мелкотоварному и раннекапиталистическому производству, где один человек мог производить, обменивать, присваивать доход»[7]. При возникновении более сложных форм производства в принципы «единого и неделимого» частной собственности не вмещалось образование акционерных обществ, транснациональных компаний, партнерств, кооперативов и других сложных форм организации предпринимательства. Современное индустриальное и постиндустриальное общество нуждается в более развитой системе прав собственности. Своеобразной реакцией на эту потребность явилось возникновение англо-саксонской традиции в понимании прав собственности. Распределение прав собственности на правомочия нескольких лиц в данной концепции рассматривается как нормальное состояние экономики, которая преследует цель извлечения максимальной выгоды из благ и ресурсов. В рамках этой концепции убедительно доказывается неубедительность стремления во всех экономических решениях к частной собственности и сосредоточению в одном лице всех прав собственности. Например, «аренда земли часто бывает выгоднее ее покупки, а лизинг может быть эффектнее, чем приобретение оборудования и другое».[11] С уверенностью можно заключить, что англо-саксонская концепция прав собственности оказала влияние на экономическую науку и послужила основой формирования теории прав собственности. Суть ее состоит в том, что: «…в экономике нет абсолютных прав собственности. Каждое экономическое решение должно опираться на тот определенный набор прав собственности, который достаточен и необходим для эффективной реализации экономического решения. Стремление каждый раз к абсолютному владению правом собственности может привести к дополнительным издержкам (трансакционным издержкам) по обслуживанию прав собственности, что ведет к снижению эффективности экономического решения».[9] Существуют различные варианты классификации прав собственности классификации прав собственности. В юридической литературе чаще всего приводится классификация французского правоведа А.Оноре, которая «включает следующие компоненты: - право владения; - право пользования; - право управления; - право на доход; - право на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, проматывание, изменение, уничтожение); - право на безопасность (иммунитет от экспроприации); - право на завещание и наследование; - бессрочность; - запрещение вредного использования; - ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга; - остаточный характер, т.е. обязательность возврата переданных кому-либо правомочий по истечению срока». [7] Некоторые из перечисленных правомочий, например, право на капитальную ценность вещи и право на завещание и наследование являются дополнением друг к другу. Некоторые, такие как право владения и право пользования, прямо повторяют основные конструкции римского права. Некоторые, в совокупности, такие как право на капитальную ценность вещи, право на завещание и наследование, ответственность в виде взыскания, остаточный характер, образуют эквивалент «распоряжения», являющегося в континентальном праве высшим полномочием, которое иногда называется полной собственностью или полным правомочием собственности. Динамизм индустриальной и постиндустриальной экономики требует мобильности и подвижности права собственности. Для современной экономики рамки абсолютного права частной собственности оказываются тесными, а англо-саксонское направление в праве собственности было вызвано к жизни требованиями современной экономики. Необходимо отметить, что и юридическая наука не стоит на месте, и в настоящее время, в частности в Украине, постоянно реформируется законодательная база тех отраслей права, которые связаны с собственностью. Следует специально отметить, что столь подробное рассмотрение теории права собственности имеет не чисто юридический, а, прежде всего экономический смысл. Известный ученый С.Н.Сидорович утверждает, что «некоторые правомочия не связаны прямо с экономикой».[9] Например, право на безопасность, право наследования, бессрочность. Но некоторые права и их реализация переводит вещи (имущество) в экономически функциональное состояние, а именно: право пользования, право владения, право управления. А право на доход является важнейшей формой экономической реализации и экономического функционирования собственности на имущество. Из вышесказанного можно сделать вывод, что само понятие собственности, в определенном смысле, превратилось в собирательный образ сложной системы экономических отношений, а собственность – это присвоение благ в социально определенной форме. Право собственности необходимо и важно, ил иначе каким образом можно было бы пользоваться, владеть, управлять вещью (собственностью), получать доход. И еще, уже на примере отношений собственности, можно утверждать, что право (юриспруденция) и экономика теснейшим образом связаны между собой. 1.2 Экономическая власть. Экономическая зависимость Следует отметить, что собственник может обладать над вещью (имуществом) полнотой не только юридической, но и экономической власти, то есть «та степень концентрации прав собственности, которая дает собственнику возможность подчинить себе сам процесс создания объектов собственности, превращает его в особое экономическое лицо, которое может распоряжаться созданным продуктом и доходом».[6] Например, собственниками акций могут быть многие лица (физические и юридические), но распоряжаться результатами деятельности фирмы могут лишь те, кто обладает контрольным пакетом акций. Применительно к фирмам, не являющимися акционерными обществами, право на результат производства и доход имеют те, кто сконцентрировал монопольные права на средства и условия производства, сам процесс производства и его результат. Этот существенный момент реального процесса присвоения не фиксируется правовой наукой и здесь требуется экономический анализ собственности. В результате этого анализа можно установить такое распределение прав, когда одни имеют «право» только создавать собственность (объекты присвоения), а другие – право распоряжаться этим результатом.
Кроме упомянутой выше монополизации факторов производства, следует отметить два особых источника экономической власти: деньги и экономическую политику. Деньги как всеобщая форма богатства могут быть обменяны на любую комбинацию прав собственности, дающих экономическую власть. Концентрация денежного капитала является источником и условием перераспределения прав собственности, дающих экономическую власть.
Вторым существенным источником экономической власти является экономическая политика государства. Посредством экономической политики можно установить условия перераспределения прав собственности и концентрации правомочий владения, перераспределить экономическую власть. Эти процессы актуальны особенно для переходной экономики. Например, либерализация цен привела к тому, что оборотные средства предприятий и денежные накопления граждан стремительно обесценились. Вместе с тем, столь же стремительно увеличился капитал в сфере торговли спекулятивного и теневого капитала. Происходившая на этом фоне приватизация «резко ограничила доступ к экономической власти работников и трудовых коллективов и столь же резко увеличила возможности торгово-спекулятивного, теневого и даже криминального капитала».[20] Правда, в настоящее время, положение дел не так плачевно, и государство постаралось выровнять свою экономическую политику: осуществляется широкомасштабная борьба с экономической преступностью, разрабатываются экономические программы. Экономическая политика имеет и другие возможности для влияния на перераспределение экономической власти. Она может усиливать позиции финансового капитала в ущерб продуктивному функционированию финансового капитала, и наоборот. Например, «в США во время «Великой депрессии» (1929-1933 годы) были созданы условия для эффективного стимулирования производительного капитала. Иная ситуация сложилась в странах СНГ в первые годы преобразований. У экономической политики существует много средств влияния на концентрацию экономической власти или ее коррозию: налоговые льготы и санкция, лицензии и квоты, размещение государственного заказа и другое».[10] Самым существенным моментом экономической власти «является эксклюзивное право на «плодоносящие», т.е. приносящие доход объекты собственности».[17] Речь здесь идет не о природном, а об общественном отношении. На первый взгляд представляется, что доход владельцу приносит не труд и не предпринимательская деятельность, а сам титул собственника. Здесь как бы само право порождает доход. Но этот взгляд поверхностен. Ведь земельный участок сам по себе не приносит дохода его владельцу, какие бы исключительные права собственности он на него не имел. Даже аренда и субаренда дохода не приносят, а создают только право на доход. Первоисточником дохода и собственника и арендатора будет являться только реальный процесс созидательного присвоения. Для этого в ресурсную среду должен подключиться труд непосредственного производителя благ, а производитель должен вступить в отношения с собственником участка. К такому отношению производителя может принудить отсутствие иной возможности реализовать свои профессиональные функции и отсутствие возможности распоряжаться результатами своего труда. Поэтому необходимым спутником и противоположностью экономической власти является экономическая зависимость. Соответственно, в экономике существует присвоение на основе экономической власти, зависимости, или свободы. Для того чтобы осуществился реальный процесс производства, необходимы природные, технологические, информационные и иные условия. Особое место среди них занимают правовые предпосылки. Во-первых, «следует выделять не воспроизводимые правовые (внеэкономические) условия. Они возникают в исключительные экономические периоды и связаны с приобретением или перераспределением прав собственности в объемах, необходимых для экономической власти». [9] Названный вид предпосылок носит разовый и не воспроизводственный характер. Но без них не может сложиться конкретная общественно обусловленная форма производства и реальный процесс присвоения. Примером могут служить периоды географических открытий, завоеваний, национализации, приватизации. Другой тип предпосылок имеет тоже правовой (внеэкономический) характер, но, в отличие от первого, он является постоянно воспроизводимым. Речь идет «о системе прав собственности, сконцентрированных у того, кто владеет экономическим процессом и распоряжается результатом этого процесса».[9] Примером может служить юридическое оформление права аренды и порядка распределения создаваемого дохода. Эти предпосылки могут измениться, но должны постоянно существовать в объемах, необходимых для сохранения экономической власти. В-третьих, следует выделять «экономически воспроизводимые условия».[9] Речь идет об экономических отношениях между участниками реального процесса присвоения. На одном полюсе этого процесса находятся агенты, имеющие экономическую власть, а на другом – экономические зависимые. Между ними могут находиться промежуточные агенты: управляющий, арендатор и другие. Экономические отношения между субъектами собственности обеспечивают общественно-экономическую среду в обществе. Процесс производства и воспроизводства объектов собственности постоянно должен воспроизводить эти отношения и поддерживать общественную среду своего осуществления. То есть «между предпосылками, процессом и результатом присвоения средств и результатов производства складывается взаимная связь».[18] Условия и предпосылки создают социально-определенную среду процессу присвоения, а реальный процесс присвоения воспроизводит условия своей общественной определенности. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока тем или иным способом не будет осуществлено перераспределение прав собственности в объеме, необходимым для изменения экономической власти. То есть речь идет о приведении в действие первого типа предпосылки (невоспроизводимой и внеэкономической) и формирования второго типа предпосылки (воспроизводимой и внеэкономической). На этом основывается процесс воспроизводства всех предпосылок в новой общественной определенности. Следует вывод, что вся человеческая история в определенном экономико-юридическом срезе может быть рассмотрена как последовательная смена системы прав собственности и экономической власти, придающая общественную определенность процессу производства и присвоения. Люди обладают на вещь не только правом собственности, но и экономической властью на нее. В ходе анализа, проведенного в данном параграфе, «назрел» вывод о том, что хотя право и экономика тесно связаны между собой, но в системе отношений собственности право, по сравнению с экономикой, вторично. 1.3 Исторические формы собственности Для того, чтобы более точно представить как формировались формы собственности в экономике предпочтительно рассмотреть как они развивались в историческом процессе. Формы собственности могут быть рассмотрены в вертикально-историческом и горизонтально-структурном разрезах. В вертикально-исторической классификации формы собственности образуют «узловые пункты перераспределения и концентрации форм собственности. Такая классификация близка к традиционной формационной классификации».[7]
Для первобытных форм собственности характерно то, что права собственности еще не сформировались и, соответственно, не было институтов и механизмов их распределения и перераспределения. Следовательно, не было и условий для образования экономической власти и экономической зависимости. Равные права на условия жизни, труд и результат были отличительной особенностью первобытного присвоения.
Античная форма собственности отличается чрезвычайно высокой концентрацией прав собственности у частных лиц, когда право полной собственности распространялось и на людей. Абсолютной концентрации прав собственности у одних лиц соответствовало столь же абсолютное отсутствие прав у других, которые лишались признаков личности. Последующее развитие человеческого общества сопровождалось последовательным движением к равенству личных прав и свободы. В этом историческом движении вслед за античной возникла феодальная собственность. Она характеризовалась абсолютными правами собственности на условия производства и ограниченными правами собственности на людей. Античная и феодальная собственности имеют общим то, что экономическая власть была дополнена властью над личностью людей. Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одной и экономической зависимости других. Если исходить из принятой классификации по формационному критерию, то этими свойствами обладает капиталистическая система. При равном распределении гражданских прав здесь происходит неравное распределение и концентрация прав собственности. Опыт строительства социализма был попыткой уравнять людей не только в правах и свободах, но и в правах собственности на условия и результаты производства. Однако, как мы знаем, в мире практически не осталось стран с ярко выраженной социалистической формацией (Кубу и КНДР можно в расчет не принимать – это режимы). Имеются промежуточные формы собственности, которые предполагают перераспределение прав собственности с целью ограничения экономической власти одних и освобождения от экономической зависимости других. Примером может служить участие работников в управлении, распределении дохода, контроле и другое. Современные тенденции мировой экономики свидетельствуют о том, что «постиндустриальное развитие обществ будет сопровождаться все большим распределением прав абсолютной частной собственности и все большим разнообразием комбинаций прав между экономическими агентами».[16] Из вышесказанного следует, что формы собственности, которые существуют на настоящий момент не возникли мгновенно, а этому предшествовал долгий и мучительный процесс их преобразований через тернии событий исторический формаций. В настоящее время в мире преобладает капиталистическая система хозяйствования с присущими ей формами собственности. 1.4 Собственность в понятии экономической науки Также необходимо отметить, что собственность – одна из наиважнейших категорий экономической науки и «ее формы составляют экономическую основу общества, определяют экономический характер производственных отношений, деятельность хозяйственной системы, всей общественной надстройки».[14] Собственность всегда связана с определенными вещами, так как «без объекта присвоения не может быть собственности».[13] Отсюда вытекает положение, что собственность – это определенная вещь, товар либо деньги. Но это упрощенный взгляд на собственность. На самом деле собственность по своей экономической сути «является отношениями между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами».[8] Процесс обладания собственностью в каждом обществе осуществляется, как бы охватывая два периода. Первый – человек в процессе производства создает продукты, необходимые для проживания, и тем самым их присваивает. Во втором периоде – процесс присвоения и владения охватывает уже все общество, когда созданные материальные блага распределяются между членами общества в соответствии с капиталами, средствами производства и ресурсами. Вот почему в экономическом содержании собственности, собственность определяется как совокупность отношений отдельных индивидов, групп людей и их ассоциаций к вещам, как к своим, и отношений между людьми по поводу принадлежности вещей. Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность несуществующих вне связи между собой таких элементов: - объекты собственности; - субъекты собственности; - отношения собственности; Объекты (материально-вещественное содержание) - присваиваемые, находящиеся в распоряжении людей вещи: факторы производства жизненных благ. Субъекты или носители отношений собственности - это люди, их различные объединения и ассоциации, присваивающие, владеющие и распоряжающиеся объектами собственности. Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности. Отметим, что «отношения собственности берут свое начало в производстве».[18] Производство - не только процесс создания жизненных благ, это также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в производстве. Собственность не только результат и одна из существенных черт производства, а и в связи с непрерывностью производственных процессов, она является непременной предпосылкой производства. Производственное присвоение - это первичное и начало собственности, дальнейшее движение отношений собственности осуществляется в формах отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена. Отношения собственности являются системобразующим фактором во всей системе экономических отношений, а потому и основой существующего строя. В связи с этим они законодательно закрепляются и защищаются государством. В результате экономические отношения собственности приобретают юридическую форму, а их субъекты наделяются правом собственности. Экономические отношения собственности первичны, фундаментальны, т.к. «они возникают в производстве и распределении объектов собственности, в конечном счете, определяется участием людей в производственно- хозяйственной деятельности».[12] Право собственности вторично, производно, однако посредством законодательства государство может активно влиять на распределение материального богатства в стране. Собственность не только результат и одна из существенных черт производства, а и в связи с непрерывностью производственных процессов, она является непременной предпосылкой производства. Собственность представляет собой совокупность элементов – объектов, субъектов, отношений собственности, которые не могут существовать независимо друг от друга. А отношения собственности являются системообразующим стержнем любого общества (ведь без отношений собственности немыслимо даже «идеальное» коммунистическое общество), Здесь также можно четко проследить связь между правовой и экономической наукой, так как, в результате, экономические отношения собственности приобретают юридическую форму в связи с их законодательным закреплением, и субъекты этих отношений наделяются правом собственности.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 2.1 Признаки классификации форм собственности Вопрос о формах собственности относится к числу самых сложных в экономической теории. Как указывалось в разделе 1.3., классификация форм собственности может быть осуществлена в историческом плане путем описания сменяющих друг друга форм собственности. Каждая из исторических форм, в свою очередь, конкретизируется по объектам и субъектам собственности, по характеру присвоения результатов производства и другим признакам.
Функциональный, горизонтальный подход к описанию структуры современных форм собственности требует дополнить исторический подход особыми характеристиками, исходя из изложенного выше содержания собственности как комбинации экономических правомочий, определяющих положение и социально-экономический статус субъектов экономического процесса. Теоретической основой функционального определения форм собственности и их структуры являются экономические правомочия. Необходимо отметить, что «современная теория собственности насчитывает до полутора тысяч правомочий (в дробной классификации). Но далеко не все правомочия можно считать существенными, определяющими социально-экономическое положение субъектов экономического процесса».[15] Однако можно выделить главенствующие. Во-первых, прежде всего, это труд. Труд – это основной фактор всех экономических процессов, в том числе и присвоения, поскольку именно в процессе труда происходит создание объектов собственности и всего общественного богатства. В основе пирамиды отношений собственности и форм собственности стоит субъект труда (рабочий, крестьянин, инженер, программист и т.д.). Но субъектами образования форм собственности трудящиеся и созидатели объектов собственности могут стать лишь тогда, когда их созидательное право дополнено другими существенными правами собственности: на ресурсы, на процесс производства и его результат, на доходы. Также важно отметить, что тот, кто монопольно владеет ресурсами и имеет на них абсолютное право собственности, тот имеет приоритетное право на процесс и результат производства, на доход и управление. На вершине пирамиды процесса присвоения находятся доходы. Они – исходный мотив и конечный результат экономического функционирования собственности. Собственник может уступить функцию управления, наняв менеджеров; он может уступить права пользования условиями производства, сдав их в аренду. Но он никому не уступит право присвоения дохода и распоряжения им. С точки зрения экономических правомочий собственности положение работников. Создающих блага, зависит от других правомочий. Работники, безусловно, вступают создателями объектов или материальной основы собственности. Но это вовсе не означает, что основные права собственности принадлежат тем, кто стоит у истоков реального созидательного присвоения. История и современность свидетельствуют о том, что конечное присвоение отрывается от своих истоков. Здесь возможны следующие варианты: - верховные права собственности оказываются у тех, кто создает объекты собственности и реальное общественное богатство; - трудится один, а хозяевами созданного становятся другие субъекты; - возможны различные комбинации между двумя названными полярными ситуациями. Вторым существенным признаком выделения форм собственности являются правомочия распоряжения созданными объектами собственности. Их особой стоимостной формой является доход. Этот уровень правомочий предлагает экономическую власть. В практике осуществления этих правомочий возможны такие варианты: - доход присваивает тот, кто его создает; -создает один, а присваивает другой. Ближе ко второму полномочию является распоряжение имуществом. По сути, имущество в стоимостной форме есть накопленный (капитализированный) доход. Третьим признаком выделения форм собственности является управление. Здесь необходимо усматривать два обстоятельства. Процесс созидания объектов собственности в каком-либо крупном масштабе нуждается в согласовании и координации всех участников. Но есть и более существенная сторона названного правомочия в связи с собственностью. С образованием акционерных обществ функции и субъекты собственности отделяются от функций и субъектов распоряжения, а «субъекты управления (менеджеры), контролируя движение, экономический оборот имущества и активов, становятся реальными обладателями некоторых правомочий по распоряжению средствами и результатами производства. Реальность переходной экономики Украины полна примеров противоречий и конфликтов между внешними инвесторами и управляющими».[21] Это противоречие является непреодоленной реальностью даже в странах с уже сложившейся и развитой экономикой. На основании вышесказанного, в качестве вывода по параграфу, можно выделить следующие функции собственности, в которых раскрываются ее формы: - экономическое закрепление производственно-хозяйственных ресурсов, жизненных благ за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования, и гражданами. - экономическое соединение работников со средствами производства и обеспечение их производительного функционирования. - возбуждение и обеспечение непрерывного функционирования экономических интересов субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности. - обеспечение прав и свобод каждой личности, экономической самостоятельности, суверенности государства и всех хозяйствующих субъектов. 2.2 Классификация форм собственности Функционированию собственности присуще многообразие ее форм, но как любому исследуемому явлению, собственности присущи объекты и субъекты. В данном разделе необходимо рассмотреть эти категории, так как без них вряд ли можно классифицировать формы собственности. По объектам собственности различают «такие категории как: - собственность на факторы производства, в том числе на средства производства, рабочую силу; - собственность на произведенные продукты (предметы потребления и услуги); - интеллектуальную собственность (патенты на изобретения, лицензии и т.д.)». [4] На этой основе разнообразие форм собственности устанавливает систему производственных отношений. Специфическими государственными объектами собственности в Украине являются: - недра земли; - воздушное пространство; - водные и другие природные ресурсы континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны. Земля может находиться в собственности любого субъекта собственности. Финансовые ресурсы, продукты интеллектуального труда могут быть объектами всех, в том числе и смешанных форм собственности. Государство создает равные условия и юридическую защиту для всех форм собственности. Следует отметить, что «особое место среди форм собственности по ее объектам занимает собственность на средства производства».[23] Материальному производству принадлежит определяющая роль в развитии человеческого общества, поэтому собственность на средства производства является системобразующим фактором, центральным ядром всей системы отношений собственности.
Рабочая сила как личный фактор производства неотделима от личности работника, она является достоянием каждого трудоспособного индивида и находится в его индивидуальной собственности. Рабочая сила может производительно использоваться непосредственно самим ее обладателем в собственной производственно-хозяйственной деятельности или же в законодательно установленном порядке отчуждаться во временное пользование другими юридическими лицами (или физическими) в форме найма.
Предметы потребления первоначально присваиваются производственно-хозяйственными ячейками по месту их производства. Посредством отчуждения и вторичного присвоения они поступают непосредственно к потребителю. Расширение сферы умственного труда и увеличение массы его продукта обусловило его возрастающее значение. Объектами интеллектуальной собственности выступают: - произведения искусства, науки, литературы; - научно-технические разработки; - изобретения, открытия, рационализаторские предложения; - фирменные знаки. По субъектам собственности различаются такие ее социальные формы: - индивидуальная (частная); - коллективная; - государственная. Однако практика показывает, что при обеспечении равных юридических и экономических условий могут органично объединяться частная собственность, коллективная, государственная, коммунальная, собственность гражданских (в том числе и религиозных) организаций, собственность совместных предприятий, иностранных граждан, международных организаций и иностранных государств. Субъектами права собственности в Украине признаются: народ Украины, граждане, юридические лица и государство. Законом Украины «О собственности» определяются следующие формы частной собственности: - «частная собственность, которая формируется за счет трудовых доходов от ведения собственного хозяйства, от средств, вложенных в кредитные способы, акции и другие ценные бумаги; - собственность трудового хозяйства – это собственность членов семьи и других лиц, которые совместно ведут трудовое хозяйство; - собственность крестьянского и личного подсобного хозяйства». [4] Субъектами права частной собственности являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. Коллективная собственность включает: - «собственность арендного предприятия (готовая продукция, полученные доходы и приобретенное за счет денежных средств этого предприятия имущество); - собственность коллективного предприятия (когда имущество государственного предприятия переходит в собственность трудового коллектива путем выкупа арендованного имущества либо приобретения имущества другими законными способами); - собственность кооператива (имущество, которое создается за счет денежных и других имущественных взносов членов кооператива, готовой продукции, доходов, полученных от реализации, и другой деятельности, предусмотренной статусом кооператива); - собственность акционерного общества (имущество, приобретенное за счет продажи акций, а также полученное в результате его хозяйственной деятельности либо приобретенное им другими законными путями); - собственность хозяйственных ассоциаций, объединений (имущество, добровольно переданное им предприятиями и организациями, а также полученное в результате их хозяйственной деятельности); - собственность общественных организаций (здания, сооружения, жилищный фонд, постройки, имущество культурно-образовательного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги); - собственность религиозных организаций (здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и имущество, необходимое для деятельности религиозных организаций). Субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные и хозяйственные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и другие гражданские объединения, религиозные и другие организации, которые являются юридическими лицами».[4] Государственная собственность включает: - «общегосударственную собственность (имущество органов власти и управления; оборонные объекты; энергетическую систему; систему транспорта общего пользования, связи информации, которые имеют общегосударственное значение; деньги республиканского бюджета; республиканские банки; предприятия и народнохозяйственные комплексы; страховые, резервные и другие фонды; культурные и исторические ценности народа; учебные заведения и другое имущество, которое составляет материальную основу суверенитета Украины и обеспечивает ее экономическое и социальное развитие); - коммунальную собственность (собственность административно-территориальных образований – края, области, района), в том числе собственность органов власти и управления, деньги местного бюджета, жилищный фонд, коммунальное хозяйство; могут быть предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные, строительные и другие предприятия, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и другие); - собственность государственных предприятий (имущество и средства, которые закреплены за государственными предприятиями и которыми они могут распоряжаться)».[4] Собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств составляют: - «собственность в виде имущества совместных предприятий, которые создаются в Украины в форме акционерных и других хозяйственных обществ, которое необходимо им для деятельности, предусмотренной учредительными документами); - собственность иностранных юридических лиц и международных организаций, которые имеют право владеть на территории Украины производственными и другими предприятия, зданиями, сооружениями и другим имуществом, необходимым для осуществления ими хозяйственной и другой деятельности, предусмотренной учредительными документами; - собственность иностранных государств и международных организаций в виде имущества на территории Украины, необходимого им для осуществления дипломатических, консульских и других международных акций в соответствии с международными договорами и законодательством Украины».[4] Следует отметить, что в странах Запада в настоящее время «существуют разные формы собственности: корпоративная (акционерная, монополистическая, государственная, разновидности смешанных форм собственности. На основе индивидуальной, коллективной, государственной собственности путем объединения имущества возникают и функционируют различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц».[22] Собственники средств производства и другого имущества могут создавать предприятия, организации, являющиеся особами, субъектами собственности - юридическими лицами. Статус юридических лиц таков, что собственники учредители не отвечают по обязательствам юридических лиц и наоборот.
Индивидуальная (частная) собственность граждан составляет экономическую основу их личной независимости, прав и свобод человека. Она указывает на основополагающую роль гражданина в хозяйственной жизни и на конечную направленность последней на индивидуальное потребление граждан.
Структуру индивидуальной (частной) собственности составляют: - «личная собственность, носящая потребительский характер; - индивидуально- трудовая частная собственность, допускающая применение наемного труда».[19] Объекты индивидуальной (частной) собственности: доходы потребительского назначения, предметы личного и семейного потребления, а также домашнего обихода и удобства (дома, дачи, машины). В современных условиях в пост социалистических странах создаются условия для более интенсивного развития индивидуальных форм производственно- хозяйственной деятельности, особенно в сельском хозяйстве (фермерство), в мелкой розничной торговле, сфере услуг. Однако при современном уровне стать господствующими развития производительных сил эти формы хозяйствования могут. В коллективной собственности субъектами являются: коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица. Коллективная собственность возникает на основе или путем добровольного объединения денежных средств, имущества граждан и других юридических лиц в целях создания кооперативов, акционерных обществ и других субъектов хозяйственной. В имуществе коллективного предприятия определяются доли их членов в виде вкладов, паев, акций в соответствии с которыми распределяются доходы. Объектами собственности профсоюзов, благотворительных и других общественных фондов является имущество культурно-бытового, просветительского назначения, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной уставом. Объектами собственности политических партий и организаций являются здания, денежные средства, сооружения, необходимые исключительно для выполнения уставных функций. Объектами собственности религиозных организаций являются культовые сооружения, предметы религиозных обрядов и другие, необходимые для осуществления деятельности. Государственная собственность функционирует в составе общегосударственной собственности и собственности административно-территориальных единиц, или коммунальной. Объекты (основные) общегосударственной собственности, кроме специфически государственных, - это имущество, обеспечивающее деятельность Верховного Совета, Президентских структур, Кабинета Министров и др. создаваемых ими государственных органов. Имущество Вооруженных Сил, органов Государственной Безопасности, пограничных и внутренних войск, оборонные объекты, единая энергетическая система страны, система транспорта общего пользования, связи и информации общегосударственного значения, средства государственного бюджета, имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений, имущество государственных предприятий, имущество составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие. Объекты коммунальной собственности – имущество, обеспечивающее деятельность соответствующих Советов и создаваемых ими органов, средства местных бюджетов, государственный жилой фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства, имущество основной сети учреждений сети народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания; местные энергосистемы, транспорт, системы связи и др. необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующих территорий. В экономике стран Запада, в российской экономике существует более дробная классификация форм собственности, то есть у них существует больше форм собственности, чем на Украине. Делать здесь вывод о том хорошо ли это или плохо, как мы полагаем, нецелесообразно, так как этот вопрос может послужить темой для отдельного исследования и в рамках данной курсовой работы рассматриваться не будет. Классификация форм собственности несомненна важна, так как она позволяет проследить взаимосвязи между собственниками, четко разграничивает функциональную привязку этих форм к собственникам, позволяет законодательно урегулировать отношения собственности, возникающие в процессе создания и распределения благ и услуг. 3 ВЛИЯНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА. СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 3.1 Влияние форм собственности на формирование рынка Собственность «функционирует и реализуется в процессах: - владения или фактического обладания ее субъектами; - пользования или извлечения из объектов полезных свойств; - распоряжения или определения судьбы ее объектов».[8] Результативное функционирование собственности представляет собой процесс ее реализации. Собственность реализуется в процессе использования ее объектов и, на этой основе, создания и присвоения предприятиями, их работниками, государством и всеми другими членами общества различных доходов, а также в потреблении жизненных благ и услуг, приобретаемых на эти доходы. Обобщенной формой реализации собственности являются: «рост эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей».[9] Важными факторами успешной реализации собственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйствования. В условиях административно-командной экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная общегосударственная собственность, которая отчуждала непосредственных работников от средств производства. Такая экономика характеризуется низкой производительностью труда и экономическим застоем. Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство и общество вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введенbя рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения – отношения собственности – представляются экономически наивными, поскольку рынок есть прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников. Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе. Обосновать это утверждение можно следующими положениями. Во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего, именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка. Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом. В-третьих, необходим экономический механизм, придающий динамизм развития экономики. Таким механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.
В-четвертых, согласно изложенным выше принципам рыночной экономики определяющим из них является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов. Действие механизма собственности проявляется прежде всего через заинтересованность субъектов собственности. Естественным образом возникает интерес собственника к тому, чтобы объект собственности использовался эффективным образом.
В условиях рыночной экономики субъект собственности вынужден предлагать свою собственность как товар на рынке. В связи с отсутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого объекта собственности. Но с другой стороны, в случае успеха он получает возможность нарастить свою собственность на величину оставшейся в его распоряжении прибыли. Таким образом, с одной стороны, действует угроза (возможная потеря собственности), которая представляет наиболее сильный стимул к повышению эффективности действий. В данной ситуации проявляется интерес к экономическому выживанию. С другой стороны, чем эффективнее будет функционировать объект собственности, тем большую плату за риск получит собственник. Таким образом, риск собственностью является определяющим мотивом для побуждения собственника к эффективному пользованию объектом собственности. Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности, где собственник рискует всем своим имуществом, тогда как участие в общей собственности снижает степень мотивации. Однако принципиально важно, что определенный, заведомо не нулевой интерес существует во всех случаях, когда работник ощущает себя собственником. Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Будучи хозяином объекта собственности, собственник заинтересован не только в том, чтобы выжать все возможное из этого объекта в ближайшее время. Подлинный собственник не руководствуется сиюминутными интересами, он прекрасно понимает, что если объект будет принадлежать ему в будущем, то надо думать о его перспективе, развитии и совершенствовании. Необходимо подчеркнуть, что «интерес к перспективе – наиболее действенный мотив и стимул постоянной заботы собственника об объекте собственности, организации эффективной деятельности объекта в течение всего жизненного цикла его существования. Отсутствие собственнического интереса выхолащивает озабоченность о будущем состоянии объекта собственности, приводит к варварскому отношению бесхозяйственности, износу ценностей, огромным потерям».[11] Огромную роль играет конкуренция между формами собственности. Характерно, что само становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу перехода от одной формы собственности к другой, то необходимая, естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает автоматически и будет поддерживаться, хотя определенного регулирования этого процесса извне не избежать. В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности. Отметим, что конкуренция форм собственности сама по себе полезна, ибо побудит каждую из них к совершенствованию. В основе рынка лежат отношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров, денег, факторов производства. Следует взять на заметку, что «проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. В какой мере та или иная форма собственности создает (или не создает) благоприятные условия для принятия эффективных хозяйственных решений рыночными агентами - вот что представляет интерес в первую очередь». [8] Исторически сложилось так, что нормативная регламентация редко бывает нейтральной по отношению к разным формам имущественных прав. Часты случаи введения специальных льготных налоговых или кредитных режимов для фермеров, мелких предпринимателей, кооперативов, групп взаимопомощи и других. Облегчаются или ужесточаются в зависимости от обстоятельств правила образования и функционирования компаний, принадлежащих иностранцам или смешанному капиталу. И хотя прослеживается общая тенденция к универсализации административных и иных подходов к разным юридическим формам собственности, дифференциация, тем не менее, сохраняется, и при необходимости правительство и администрация, не колеблясь, прибегают к введению особых режимов для той или иной группы собственников. В неравенстве государственно-административного отношения к отдельным формам собственности и заложена основная причина различий в хозяйственной эффективности имущественных прав как таковых. Единственным преимуществом, пожалуй, обладают групповые и коллективные формы собственности. Они дают возможность более масштабной и быстрой мобилизации денежных капиталов и потому лучше приспособлены к решению задач научно-технического прогресса и массового производства. Понятно, однако, что это качество связано не с частной природой прав собственности, а с развитием кооперации собственников. В принципе ничто не мешает законодательным и исполнительным властям создать равные условия принятия хозяйственных решений для руководителей производственных ячеек различного собственнического статуса, например, для менеджеров частных акционерных компаний и руководителей государственных предприятий. Как арбитр последней инстанции именно государство определяет круг прав и обязанностей современного собственника, а, следовательно, и меру свободы его хозяйственного поведения. Ведь «любой хозяйственник (менеджер) подчиняется не только “невидимой руке” рыночной конкуренции, но и постоянно осязаемой властной руке государства в лице парламента, производства и администрации. В экономике ограниченных редких благ именно правовые нормы создают институциональную решетку, которая определяет качество конкурентной борьбы как главной движущей силы режима рыночного регулирования». [8] Развитое рыночное хозяйство неотделимо от развитого правового общества. Правовые нормы регламентируют все сферы общественной жизни. Имущественное право как одна из частей общего правопорядка играет предназначенную ему роль, не более. Чтобы понять особенности хозяйственного поведения субъектов, необходимо учитывать весь комплекс общественных связей, а не ограничиваться только одним элементом. Сформулированный таким образом тезис означает, что «не существует принципиального запрета на рынок без частной собственности, даже на рынок с преобладанием - вплоть до абсолютного - государственной собственности».[22] Исторически именно политическая власть признана имущественными правами частным лицам (персоналу и менеджеру государственного предприятия), предоставить рынку возможность заставить этих лиц выбрать оптимальный тип хозяйственного поведения. Ведь именно так поступают акционеры частной корпорации, назначая ее руководителей. Больше того, заметная часть современных крупных корпораций организована на принципах внутреннего контроля, которые вообще исключают влияние владельцев акций на менеджеров. Развитые вторичные финансовые рынки с биржевой торговлей акциями - вполне достаточный инструмент принуждения самых независимых администраторов к эффективному хозяйственному поведению.
Наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность, приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами: 1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;
2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализации; Предпринимательский бизнес исторически и логически возникает на основе индивидуальной частной собственности на средства производства. С индивидуальной частной собственностью, как собственностью одного лица связан мелкий бизнес, а в крупном бизнесе - она явление довольно редкое. Предпринимательский бизнес в мелких фирмах является общедоступным делом, он всемерно поощряется и поддерживается государством. Следует учесть, что «в США и Германии мелкое предпринимательство обеспечивает рабочими местами 60-70% всех занятых граждан».[10] Бизнесмены-предприниматели, реализуя собственные интересы, хотят они того или нет, в конечном счете, работают на более полное удовлетворение общественных потребностей, обеспечение эффективного функционирования всего общественного производства. Предпринимательский бизнес в крупных и средних фирмах основывается на акционерной, кооперативной и других формах собственности - коллективных. В связи с этим в крупном бизнесе имеет место разграничение предпринимательской экономической власти и управления (в форме менеджмента). Считается, что «менеджмент - текущее управление и координация операций предприятия, осуществляемых в соответствии с поставленными предпринимателями-собственниками целями».[16] Функции менеджеров выполняют наемные специалисты, а предприниматели- собственники сохраняют за собой лишь ограниченный круг судьбоносных обязанностей и принятие окончательных решений. Менеджмент призван доводить в конкретизированной форме замыслы предпринимателей-собственников до непосредственных исполнителей. Дух предпринимательства, исходящий от высшего руководства должен пронизывать всю производственно-хозяйственную атмосферу и способствовать высокой результативности работы предприятия. В целях создания подобной атмосферы в акционерных обществах практикуется наделение менеджеров и других работников известным количеством акций, тем самым: - мобилизуются их личные доходы в качестве предпринимательского капитала; - достигается социальное партнерство, т.е. известное единство интересов и собственников, и менеджеров, и работников. Теперь необходимо рассмотреть механизмы изменения сложившихся и образования новых отношений собственности в двух наиболее типичных ситуациях: - формирование новой собственности; - передел существующей собственности. Применительно к формированию новой собственности проблема состоит в том, чтобы определить, установить собственников производимого, создаваемого продукта. Это не только теоретическая, но и сугубо практическая проблема, повседневно возникающая не только в общественном производстве, но и просто в жизни. В ходе производства, рабочая сила, соединяясь со средствами производства, создает результат труда – продукцию, товары, услуги, информацию. Такой результат представляет либо появление самостоятельного продукта (продукции), либо приращение (в случае расширенного воспроизводства) обусловивших это появление факторов производства – труда, капитала (основных и оборотных средств), природных ресурсов. И ответить на вопрос: «Кто будет являться субъектом собственности на произведенный продукт или на стоимость полученного продукта, и кому он будет принадлежать?», можно только анализируя формы и отношения собственности, определяя характер распределительных отношений и образования новой собственности. Если в одном лице «представлен собственник всех факторов производства: рабочей силы, орудий и предметов труда, природных ресурсов, - то право собственности распространяется на продукт, созданный или приращенный в процесс производства».[24] Другими словами, собственник всех факторов производства есть собственник созданного продукта. Если новая собственность возникает посредством передачи старой (продажи, аренды, наследования, дарения), то новая форма целиком определяется исходным владельцем в соответствии с заключенным им актом передачи, за исключением случаев, когда она заранее определена законом. В том случае, когда новая собственность возникает как результат совместного применения факторов производства, имеющих разных собственников, то такая ситуация типична в наиболее встречающихся условиях, когда собственник рабочей силы в лице работника или трудового коллектива не является собственником средств производства, находящихся в распоряжении других собственников. Разрешение подобной ситуации взаимоотношений между собственниками должно опираться на договорной принцип. Собственник средств производства или уполномоченное им лицо, предоставляя средства производства в пользование собственникам рабочей силы, агентам труда, заключает с ними соглашение, вырабатывает договорные, контрактные условия, в соответствии с которыми устанавливается, кто и в какой мере будет владельцем, распорядителем вновь созданной (приращенной) собственности. Иначе говоря, создатели продукта должны договориться между собой, кому и в какой части он будет принадлежать. При этом определенная собственническая доля в денежной форме в соответствии с законом передается в государственный бюджет в виде налогов и платы за используемые государственные природные ресурсы. Таким образом, основной принцип формирования, установления собственности на вновь созданный продукт состоит в том, что собственниками призваны становиться обладатели факторов производства, участвующих в создании продукта, а дележ, распределение между собой они осуществляют по соглашению, выделяя обусловленную законом долю государству. В завершении параграфа считаем нужным выделить некоторые моменты. Так как важными факторами успешной реализации собственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйствования, то на рынке будет конкурентоспособен и выживет только тот субъект хозяйственной деятельности, который будет заинтересован в результате своей деятельности. Ведь в основе рынка лежат отношения между хозяйственно-обособленными субъектами, каждый из которых преследует свою выгоду, участвуя в конкурентной борьбе на рынках товаров, денег, факторов производства. Следует взять на заметку, что проблема соотношения двух категорий - собственности и рынка - в сущности, сводится к вопросу о том, зависит ли обособленность и соответственно самостоятельность хозяйствующего субъекта от формы его имущественных прав. Наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность, приносящая доход.
3.2 Способы разгосударствления предприятий: коммерциализация, аренда и приватизация госпредприятий Еще более сложная проблема передачи существующего объекта одним собственником другому, особенно, «если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, а требует изменения форм собственности. Это с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации предприятий, и, с другой стороны, проблемы национализации объектов негосударственной собственности».[20] Масштабность и специфика этих проблем, их особая острота для экономики Украины побуждают рассмотреть вопросы трансформации форм собственности с учетом их проявления, как в мировой, так и в украинской экономике.
Так как результативность, эффективность деятельности предприятий, компаний зависит от господствующей на них формы собственности, то возникает стремление к преобразованию форм собственности в целях эффективного обеспечения функционирования компании. Это основная причина коммерциализации и приватизации предприятий. Охарактеризовать коммерциализацию можно следующим образом: «коммерциализация, как принято в ряде западных зарубежных стран, означает смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров от воздействия конкурентного рынка».[25] Такой подход к коммерциализации полностью отражает ее суть. Самостоятельный выбор коммерциализированным госпредприятиями объема и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и принципов организации производства способствует максимизации чистого дохода, что немаловажно с точки зрения интересов производителя. Для того, чтобы он мог самостоятельно управлять производством, ему необходимо дать право на осуществление собственных инвестиций. Экономические условия накладывают определенный отпечаток на градацию украинских предприятий. Существующий порядок погашения убытков госпредприятий льготными кредитами, бюджетными субсидиями, по сути, стирает грань между двумя группами предприятий. Теряются также различия и в отношении третьей группы (частные предприятия) в связи с получением приватизированных предприятиями бюджетных дотаций в рамках тех или иных государственных программ. Даже если осуществление программа обоснованно с точки зрения государственных интересов, должны быть задействованы иные, а именно рыночные меры воздействия. Средством разрешения пресловутой проблемы неплатежей между предпринимателями различных форм собственности все еще выступает бюджет, механизм имущественной ответственности не вошел в силу. Коммерциализация предприятий усиливает зависимость получаемого ими дохода от объема продаж, денежной выручки. Однако получение более высокой нормы прибыли представляет собой, прежде всего следствие размещения авансированного капитала. Чтобы производитель мог самостоятельно определять направления структурных сдвигов, необходимы «не только децентрализация финансовых источников капитальных вложений, отделение финансов госпредприятия от бюджета, но предоставление ему права собственности на капитал».[8] С возникновением частной собственности экономические реформы в Украине переходят на качественно новую ступень развития. Так что определяющим моментом на пути перехода к экономике рыночного типа служит приватизация предприятий. В Законе Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» имеется довольно обширное определение аренды данных категорий собственности, но как нам кажется, можно воспользоваться более коротким определением, согласно которому: «Аренда есть предоставление земли, средств производства, имущества их владельцем (арендодателем) во временное пользование другим лицам (арендаторам) на договорных условиях за плату».[10] В западных странах аренда представляет собой одну из форм передачи функций управления частным физическим и юридическим лицам, нацеленную на преодоление низкой эффективности госпредприятий. Установление арендных отношений между государственными органами, распоряжающимися предприятиями, и частными фирмами рассматриваются как приватизация управления, и при этом будущие доходы государства и сохранность имущества гарантируются залогом арендатора. Например, «в Румынии концессия государственных предприятий или сдача внаем госимущества осуществляется путем проведения открытого аукциона».[25] Отечественным законодателем допускается проведение арендатором конкурса на сдачу предприятия в аренду, в котором помимо его трудового коллектива могут участвовать другие претенденты (см. статью 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества»[1]. В условиях Украины арендный договор подразумевает возмездное использование арендованного имущества, но не гарантирует получение арендатором доходов в будущем. Для внесения залога в необходимом объеме у трудового коллектива фактически может не быть средств в достаточном объеме. Отношения субъектов аренды, то есть государства и трудовых коллективов предприятий, строятся как разновидность трудового соглашения, а не как отношения собственников, отвечающих по обязательствам своим имуществом. Аренду можно рассматривать как одну из форм совместного участия частного и государственного капитала в предприятии. На первый взгляд статус арендатора во многих случаях аренды мало чем отличается о положения трудового коллектива обычного государственного предприятия. С другой стороны, соединение в основной массе вещественных элементов собственности государства и собственности арендатора на нематериальные активы – ноу-хау (know-how), маркетинг и т.п. – означает создания предприятия, основанного на смешанной собственности. При аренде с последующим выкупом соединение капиталов происходит также и на уровне материальных элементов имущества предприятия. В целом объективные условия экономической ситуации порождают большое разнообразие моделей перехода от одной формы собственности к другой. Эти современные тенденции отражает широкая трактовка приватизации. Нередко используются положения о том, что «приватизация – это сдача государственного имущества в аренду частным фирмам для производства товаров и услуг, передача производственных функций частному сектору при сохранении финансовых рычагов в руках государства»[9], а также и другие подобные определения. На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества:« она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государству частным лицам прав собственности на имущество при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия».[12] Мировой опыт говорит о множественности задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда «можно отнести: - повышение рентабельности предприятий; - сокращение правительственных расходов; - увеличение поступлений в бюджет;
- ликвидация внутренней и внешней задолженности; - борьба с монополизмом; - расширение рынка капиталов; - увеличение инвестиционного спроса населения; - привлечение работников к участию в капитале компании;
- ослабление профсоюзного движения; - создание широкой социальной базы мелких собственников (в политических целях); - выход из экономического кризиса».[26] Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетными в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при неограниченности традиционных источников поступлений. Еще более сложная проблема передачи существующего объекта одним собственником другому, особенно, если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, а требует изменения форм собственности. В качестве вывода можно отметить, что неэффективную социалистическую форму хозяйствования можно изжить путем коммерциализации элементов экономики государства. Коммерциализация определяет смену статуса государственного предприятия, функционирующего на основе публичного права, на статус частного права при сохранении ограничений в области распоряжения имуществом и одновременном снятии ряда введенных государством искусственных барьеров от воздействия конкурентного рынка».[25] Такой подход к коммерциализации полностью отражает ее суть. Было рассмотрено три основных вида : коммерциализация, аренда и приватизация, и сделан вывод о том, что приватизация на Украине получила наибольшее распространение. О том , хорошо ли это, плохо ли это будет рассмотрено ниже. 3.3 Приватизацизационный процесс в Украине Согласно украинскому законодательству «приватизация – это преобразование государственной собственности в другие ее формы путем продажи, передачи или объединения». [12] При осуществлении приватизации государственные предприятия могут быть преобразованы в арендную, коллективную, акционерную, кооперативную, частную формы собственности, смешанную собственность (с участием иностранного капитала). Процесс приватизации в Украине регламентируется рядом законодательных и нормативных актов. Среди них можно выделить основные: - Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» от 4 марта 1992 года; - Закон Украины «О приватизации малых государственных предприятий» («малая приватизация») от 6 марта 1992 года; - Закон Украины «Об аренде имущества государственных предприятий и организаций» от 10 апреля 1992 года; - Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19 июня 1992 года; - Постановление Верховной Рады Украины «О временном Положении о фонде государственного имущества Украины» от 7 июля 1992 года; - «Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий», утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 года; - ряд других нормативных актов. Согласно содержанию этих законодательных и нормативных документов «приватизация в Украине осуществляется на основании следующих принципов: - законности; - дача льгот на приобретение государственного имущества членам трудовых коллективов предприятий, которые приватизируются; - обеспечение социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации; - приоритетное право граждан Украины на приобретение государственного имущества; - безвозмездной передачи части государственного имущества каждому гражданину Украины; - приватизации государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг; - поддержка антимонопольного законодательства; - полного, своевременного и достоверного информирования граждан о всех действиях, касающихся приватизации; - приоритетного права трудовых коллективов на выбор формы собственности и приобретение имущества своих предприятий». [20] При проведении приватизации разрабатывались государственная и местная программа. Государственная программа разрабатывается срок на три года, включая задание на следующий бюджетный год и прогноз на два следующих. Он определяет задание органам государственного управления относительно приватизации имущества общегосударственной собственности, формы приватизации для разных групп объектов, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов для приватизации, порядок и размеры кредитных ресурсов для приватизации, порядок выпуска и объема приватизационных ценных бумаг, способы вовлечения в приватизацию иностранных инвесторов и другое. Местные программы приватизации содержат задания по приватизации коммунальных предприятий, а также систему способов, которые могут способствовать выполнению Государственной программы приватизации. В соответствии с законодательством «приватизации подлежат предприятия, цеха, производства, участки, другие подразделения, которые могут быть выделены в самостоятельные предприятия, структурные единицы объединений, а также строения, здания, сооружения, материальные запасы, лицензии, патенты, финансовые и другие материальные и нематериальные активы, незавершенное строительство».[12] Здесь следует выделить этапы приватизационного процесса в Украине. Вероятнее всего следует согласиться с мнением экономиста Ларцева В.С., который считает, «что можно выделить следующие этапы приватизационного процесса: a) предприватизационный (1921-1987 годы); б) подготовительный (1988 – 1992 годы).»[23] Здесь следует отметить, что в конце 80-х годов стала происходить «стихийная» приватизация, которая выразилась в разворовывании общегосударственной собственности всеми, кто имел к ней доступ и в образовании частной собственности путем аренды с последующим выкупом; в) «Первый этап (1993-1995 годы)».[23] На этом этапе преобладала смешанная денежная сертификационная форма присвоения государственного имущества, но также продолжала существовать форма аренды имущества с последующим ее выкупом и только «за этот период путем аренды с последующим выкупом было приватизировано 10,5 тысяч предприятий».[23] Также была создана национальная сеть сертификационных аукционов, основными целями которых были: ускорение хода разгосударствления госимущества, формирование широкого слоя негосударственных собственников, обеспечение поступления средств в государственный бюджет. Отрицательным моментом может служить то, что часть имущества попала в руки «теневиков», а порой и самого натурального криминалитета; г) «Второй этап (1996-1999 года)». [23] Национальная сеть центров сертификационных аукционов расширялась. Посредством этой формы было приватизировано имущество 6912 предприятий на общую сумму более 2 миллиардов гривен. Также было вложено 32 миллиона имущественных сертификатов. Позитивным моментом было то, что тысячи предприятий вышли из-под управления государства;
д)«Третий этап (2000-2002 годы)».[23] Здесь можно выделить несколько основополагающих моментов: - рассчитана сроком на три года; - за деньги на продажу выставляются контрольные пакеты акций стратегических предприятий; - «Фонд государственного имущества обеспечил поступление в бюджет средств от приватизации в сумме эквивалентной: в 2000 году – 500 миллионов долларов США, предположительно: в 2001 году – 1 миллиард долларов США, в 2002 году – 1 миллиард долларов США»[23];
- учитываются конкретные характеристики каждого предприятия, его рыночная ценность, значение в обеспечении интересов национальной безопасности, необходимость создания цивилизованных условий для привлечения инвесторов; - «в 2000 году было разгосударствлено 1742 объекта госсобственности»[23]; -14 сентября 2000 года был принят Закон Украины “Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства”, согласно которому отсрочка платежа проводится сроком до пяти лет, а процентная ставка увязывается с ростом инфляции, операции по приватизации объектов незавершенного строительства освобождаются от налогообложения, также не уплачивается налог на землю в период застройки, что, как нам кажется, является позитивным моментом в ходе приватизационного процесса. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что приватизация на Украине полностью еще не прошла, ее процесс продолжается. Можно отнести к отрицательным моментам хода приватизации такие явления как коррупция, которая в процессе приватизации увеличилась до невероятных размеров, подрывая устои государства, экономики и общества, попадание довольно большой части приватизируемых предприятий в руки «теневого» капитала, но все же и в этой криминализации были положительные моменты: - обеспечена работой по сбору приватизационных бумаг огромная армия безработных, то есть было создано множество «рабочих» мест, как официальных, так и неофициальных, причем выплата дохода от деятельности не задерживалась (в отличие от государственной зарплаты); - в страну было привлечено значительное количество инвалюты, что позволило снизить темпы инфляции и укрепить национальную валюту; - значительное количество убыточных предприятий приватизировано и не обременяет Государственный бюджет; - население получило хотя бы какую-то часть стоимости государственного имущества в реальном наличном денежном выражении; - приватизационный процесс был осуществлен вообще, и в его результате возникли частная и акционерная формы собственности в промышленности. К тому же хотелось отметить, что Из данной периодизации хода приватизации можно сделать вывод о том, что приватизационный процесс для экономики и общества явление долгое и мучительное, однако, уже сейчас можно говорить о том, что несмотря на все свои громадные недостатки и «упущения» в ходе приватизационного процесса, приватизация является явлением положительным и оздоровляющим экономику. Но в то же время необходимо отметить, что того эффекта, который прогнозировался в начале приватизации, достигнуть не удалось (в силу многих обстоятельств). Хотя, в настоящее время, государство с учетом опыта прошлых этапов приватизации, кажется повернуло «русло» приватизационного процесса в нужную сторону. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершении работы автор хочет сделать обобщающие выводы по теме исследования. Автору хочется отметить, что в данной курсовой работе просто невозможно, в полном объеме, рассмотреть такую глобальную тему как формы собственности, их многообразие, и какое влияние они оказывают на формирование рыночной экономики. Но, тем не менее, автор, на его взгляд, постарался отразить наиболее существенные моменты данных экономических явлений. Собственность носит двоякий характер, и в юридической и экономической науки может трактоваться по-разному, ведь существуют не только юридические, но и экономические права собственности. Собственник может обладать над вещью (имуществом) полнотой не только юридической, но и экономической власти, то есть той степенью концентрации прав собственности, которая дает собственнику возможность подчинить себе сам процесс создания объектов собственности, превращает его в особое экономическое лицо, которое может распоряжаться созданным продуктом и доходом. Источниками экономической власти будут являться деньги и экономическая политика. Вся человеческая история в определенном экономико-юридическом срезе может быть рассмотрена как последовательная смена системы прав собственности и экономической власти, придающая общественную определенность процессу производства и присвоения. Собственность, по своей экономической сути, является отношениями между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами. Следует отметить, что хотя право на собственность необходимо, но экономические права собственности первичны по сравнению с юридическими. Форме собственности присущи экономические правомочия, без которых она не может существовать. Ими будут являться труд, правомочия на распоряжение созданными объектами собственности и управление. От их взаимосвязи, во многом, зависит эффективность хозяйствования. На сегодняшний день в Украине законодательно определено три формы собственности: индивидуальная (частная), коллективная и государственная. По субъектам различаются такие ее социальные формы: индивидуальная (частная), коллективная, государственная, однако практика показывает, что при обеспечении равных юридических и экономических условий могут органично объединяться частная собственность, коллективная, государственная, коммунальная, собственность гражданских (в том числе и религиозных) организаций, собственность совместных предприятий, иностранных граждан, международных организаций и иностранных государств. Обобщенной формой реализации собственности являются рост эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей; Теперь необходимо отметить каким образом собственность формирует рынок. Учтем, что рынок в принципе невозможен без развитых отношений и разнообразия форм собственности, так как нет рынка без собственников капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта, т.е. без самой собственности, его формы рынка не будет. Механизмом, придающим динамизм рыночной экономике, является конкуренция, а как известно, конкуренция появляется там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, т.е. чем больше форм собственности, тем большая возникает конкуренция, тем более эффективным будет деятельность рынка и с рынка будут удаляться неконкурентноспособные субъекты. Подлинную заинтересованность в результатах хозяйствования обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйственной деятельности, а этого может достигнуть только то хозяйствующий субъект, который обладает экономической свободой. Здесь также нужно учесть, что при наличии экономической свободы собственник может для получения дохода рисковать своей долей вклада и участия в формировании объекта собственности, но он может и получить доход, пропорциональный этому вкладу. Факт возможности получения дохода и заставляет собственника работать на рынке. Также можно отметить, что эффективность работы предприятия на рынке будет зависеть от господствующей на ней формы собственности, и в этом случае преобразование государственной собственности в другие формы собственности служит эффективным средством развития рыночной экономики. Как известно, развитие человеческого общества процесс непрерывный, и возможно, в скором времени потребуются новые отношения собственности, которые смогут образуются путем формирования новой собственности и путем передела существующей собственности. Что касается передела собственности и создания форм собственности, то эффективным способом решения этой проблемы является разгосударствление госсобственности, которое осуществляется в Украине, в основном, путем коммерциализации, аренды и приватизации предприятий. На Украине получил более широкое распространение приватизационный процесс, в ходе которого и появились новые для нашего общества частная и акционерная формы собственности, и можно сделать вывод, что несмотря на все свои недостатки, приватизация явилась полезной для оздоровления экономики и становлении рыночного хозяйства.
Автору остается только надеяться, что проверяющая сторона сочтет его работу достаточно интересной для своего внимания, и оценит его скромный труд по заслугам. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. О Государственном бюджете Украины на 1996 год: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1996.-№16.
1 О предпринимательстве: Закон Украины. Утвержден 7.02.91г. №698-XII (с изм.и доп.)// Баланс.- 2001.- № 35; 2 О предприятиях в Украине: Закон Украины. Утвержден 27.03.91г.№887-XII (с изм.и доп.)// Все о бухгалтерском учете.- 1999.- № 29; 3 О собственности: Закон Украины. Утвержден 7.02.91г. (с изм и доп.)// Бизнес.- 1998.- № 35, ч.2, прил.; 4 О хозяйственных обществах: Закон Украины. Утвержден 19.09.91г.№1576-XII (с изм.и доп.)// Все о бухгалтерском учете.- 1999.- № 29; 5 Введение в рыночную экономику: учебно-справочное пособие./ под ред.А.Я. Лифшица, И.Н.Никулиной. – М.: Высшая школа, 1994. – 518 с.; 6 История политических и правовых учений: учебник./ под ред. Н.В.Бандурко. – Х.: Консум, 1997. – 726 с.; 7 Курс экономики: учебник.- 2-е изд.доп./ под ред.Б.А.Райзберга.- М.: Инфра,1999.-716с.; 8 Курс экономическая теории: учебник. / под ред. С.Н.Сидоровича.- М.: Издательство МГУ, 1996. – 642 с.; 9 Основы экономической теории: учебник./ под ред. С.В.Точерного. – М.: Экономика, 1994. – 348 с.; 10 Экономика: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп./ под ред.А.О.Булатова. - М.: Юристъ,2000.- 896 с.; 11 Бобров В.Я. Основы рыночной экономики: учебно-справочное пособие. – К.: Лебедь, 1995. – 320 с.; 12 Задоя Н.И. Основы экономических знаний: учебно-справочное пособие, Х.: Одиссей, 1998.- 382 с.; 13 Медведев И.В. Политэкономия: учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 14 1990. – 608 с; 15 Рыбалкин В.О., Лазня И.В. Теория собственности: учебник.- К.: Лебедь, 1994. – 216 с.; 16 Самуэльсон П. Экономика: Вводный курс. – М.: Алфавит, 1993. – 154 с.; 17 Суханова Е.А. Лекции о праве собственности.- М.: Юридическая литература, 1992.- 240 с.; 18 Хубиев К.А. Собственность в системе производственных отношений: пособие.- М.: Финансы и статистика.- 1996. – 248 с.; 19 Геш А. Система форм собственности переходных обществ.// Экономика Украины. – 1996. - № 6; 20 Голиков В. Приватизация как фактор перехода Украины к рыночной экономике.// Экономика Украины.-1996. - №8; 21 Зарембо Ю. О собственности в современной экономике// Экономист.-1996.- № 7; 22 Канов А. Госсобственность в экономической системе общества – некоторые теоретические аспекты.// Экономика Украины.-1996.- № 2; 23 Ларцев В. Основные особенности этапов приватизации// Экономика Украины.- 2001.- № 3; 24 Москвин Д., Биншток Ф. О формах собственности на средства производства.// Экономика Украины.- 1994. - №9; 25 Соловьев А. Наиболее общее понятие права собственности.// Предпринимательство, хозяйство и право.- 2001. - № 9; 26 Шевченко А. Теория рыночной экономики и практика перехода Украины к рынку.// Экономика Украины.-1992. - № 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Star Wars Episode I The Phantom Menace
Реферат От средневековья - к "новому времени"
Реферат Взятие берлина
Реферат А. И. Солженицына и В. М. Шукшина. А. И. Солженицын «Матрёнин двор» Вопросы для подготовки к урок
Реферат Уголовный закон и его действие во времени и пространстве
Реферат Анализ источников гражданского права тенденции развития и применение в гражданском праве РФ
Реферат Вдосконалення корпоративного управління на прикладі підприємства ВАТ ВТО Надзбруччя
Реферат Числові характеристики системи випадкових величин та їх граничні теореми
Реферат Когнитивная психология 3
Реферат Concept Cars Essay Research Paper CONCEPT CARSPeople
Реферат Интегральная модель исторической динамики структура и ключевые понятия
Реферат Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине
Реферат Разработка и анализ управленческой системы на примере ОАО "Salsa"
Реферат Анализ структуры ассортимента, оценка качества, конкурентоспособности кожаной галантереи и коммерческая деятельность розничного торгового предприятия (на материалах ОДО "Нестерка" г.Минск)
Реферат Помещение гидротехника на Грушевском водохранилище