Реферат по предмету "Экономика"


Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы становления

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Сущность свободной экономической зоны 1.1. Общие сведения об СЭЗ 1.2. Подходы, используемые в создании СЭЗ
1.3. Цели создания СЭЗ 1.4. Льготы, используемые в СЭЗ 2. Становление свободных экономических зон в Молдове ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Получение, использование и распределение созданных материальных благ требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть немало подтверждений тому, что, несмотря на относительно успешный рост мировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся на международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами. Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание свободных экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: Ø Стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств; Ø Рост занятости; Ø Превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства. Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. 1. СУЩНОСТЬ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 1.1. Общие сведения о СЭЗ За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон (СЭЗ) стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. В мировой практике они появились в конце 50-х – начале 60-х годов и получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х годов по разным оценкам в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. Через них проходит 1/10 мирового торгового оборота, а работает в них более 3 миллионов человек. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не существует единой оценки и даже общепринятого определения свободной экономической зоны. В самой общей форме можно утверждать, что свободная экономическая зона – это территория, обладающая выгодным географическим положением, наделенная своим политическим центром более льготным по сравнению с общепринятым для данного государства режимом хозяйственной деятельности. Иными словами, она являет собой анклав[1], где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства. Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в свободную экономическую зону из-за границы, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в тоже время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами. 1.2. Подходы, используемые в создании СЭЗ История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода – территориальный и функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места из размещения. Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»). Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободных экономических зон. Так, территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития какого-то региона, а функциональный – при крупной перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. В силу этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, не ограничивая их местоположением соответствующей фирмы в стране. Однако в реальной жизни преобладает территориальный подход. 1.3. Цели создания СЭЗ Мировая практика организации и функционирования специальных экономических зон свидетельствует, что они создаются для достижения разнообразных целей. Во-первых, главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. И эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранных предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии[2], то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон, когда ее правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных вкладчиков.
Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь, импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели на анклавной территории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее производство.
В-третьих, организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение в МРТ не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений. В-четвертых,СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны. В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров. В-шестых, важная цель организации СЭЗ – стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например, в США и Великобритании специальные экономические зоны создавались в начале 80-х гг. для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. На этих территориях предпринимателям предоставлялось большая, чем в других местах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовые льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С той же целью превращения ранее отсталых регионов в динамично развивающиеся проходила организация свободных экономических зон в слаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитых стран при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранного капитала. Наконец, в-седьмых, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае специальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер. В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы к рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономики в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на примере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы вытесняют отношения, основанные на государственной собственности, они более эффективны, динамичны. Следует отметить, что при создании свободных экономических образований число целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требования предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. 1.4. Льготы, используемые в СЭЗ Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны. Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот: Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин; Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов; Фискальные льготы, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности; эти льготы могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг. Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач. Все упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения свободных экономических зон более важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур. Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в стране размещения СЭЗ. Организация специальных экономических зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции. Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было в Либерии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшим тормозом в развитии экономических зон является и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы.
2. Становление СЭЗ в Молдове Свободные экономические зоны широко распространены в мире. Эти точки экономического роста привлекательны для иностранного капитала с точки зрения налогообложения, гарантий о неизменности нормативной базы, а также упрощение бюрократических процедур и надежной безопасности. Они оказывают на экономику страны как прямое, так и косвенное благоприятное влияние. Это имидж страны, новые рабочие места с возможностью обучения новым технологиям и новой культуре производства. К этому необходимо добавить и отчисления в бюджет, возможность получения деловых услуг на современном международном уровне, производство импортозамещающих товаров, увеличение экспорта, высокие темпы развития конкретной территории, объявленной свободной экономической зоной.
Именно это послужило основой для принятия в 1995 году закона «О Зоне свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau». Был еще один фактор, повлиявший на это решение – территория бывшей ВДНХ приходила в страшный упадок, на ее содержание только 30-50% необходимых для этого средств. Последние инвестиции на развитие были направлены еще в 1984 году. Поэтому было решено отработать новую для нашей республики форму хозяйствования именно на этой территории. Организация свободной экономической зоны классического типа требует на этапе ее создания серьезных затрат на развитие инфраструктуры. Однако если по каким-либо причинам не могут быть выделены такие средства, то используются иные варианты организации зоны с целью создания особой привлекательности для капитала. В период становления применяются отличные от «классики» виды деятельности, например, розничная торговля. Подобного рода зоны действуют во многих странах Латинской Америки. Наше государство выбрало именно такой путь для создания первой СЭЗ, в том числе по причине прозрачности молдавских границ, высокого уровня теневой экономики и т.п. Другое отличие от классической схемы заключается в том, что резиденты свободной Зоны, обязательно должны были стать резидентами РМ. Таким образом, они включались в существующую в стране систему контроля за соблюдением действующего законодательства. А за Администрацией свободной Зоны оставался, в основном, контроль за исполнением специфических положений законодательства. При этом государство предоставило инвесторам гарантии того, что законодательство о свободной экономической зоне не будет меняться в течение 10 лет. Это все дало большой импульс для предпринимательской инициативы. В Молдову пошли инвестиции, ЗСП «Expo-Business-Chisinau» в условиях всеобщей депрессии стало точкой экономического роста. За два года резидентами ЗСП стали 64 иностранные фирмы, представляющие 22 страны. По состоянию на 30 сентября 1998 года было инвестировано почти 62 млн. леев, причем из них 1/5 безвозмездно в развитие инфраструктуры зоны. К концу 1998 года ожидалось получение инвестиций на 100 млн. леев. Активно осваивались новые виды деятельности. Производство товаров достигло уже 11% от общего объема оборота в свободной Зоне. Наладился выпуск компьютеров, электронных газовых горелок для табакосушилок, телевизоров, кассовых аппаратов и др. Объем поступлений в бюджет с этой территории с учетом ряда совместных предприятий, ранее работавших в РМ и прошедших по конкурсу в свободную Зону, увеличился в 15 раз. Интересна динамика. Так, если в первом полугодии 1997 года платежи в бюджет составили 2,4 млн. леев, то во втором полугодии уже 6,5 млн. леев. За это время было создано почти 1500 новых рабочих мест. К ним можно прибавить около 400 новых рабочих мест, созданных у подрядчиков. Благодаря целенаправленной работе порядка 150 местных производителей реализовали товары через торговую сеть свободной Зоны, довольно успешно конкурируя с импортерами. Организация ЗСП изначально рассматривалась как способ, модель выхода экономики республики из глубокого экономического и социального кризиса. Первая задача – приостановить разрушительный процесс на территории ВДНХ – была решена буквально за полгода. Далее, в соответствии с утвержденной концепцией и генеральной схемой развития была заложена основа создания в ЗСП бизнес – центра. Вторая задача – организация производства товаров, в первую очередь, на территории субзон. В первом полугодии1998 года (до внесения поправок в законодательство) восемь резидентов собирались открывать производство в субзонах, закупали оборудование. Этому способствовала торговля, и в первую очередь, розничная, которая занимала менее 40% от всего оборота в свободной Зоне. Но именно она послужила главным прикрытием начала борьбы против свободной Зоны. Согласно законодательству 1998 года, одно физическое лицо было вправе приобрести товары без НДС и таможенных пошлин на сумму 250 долларов США в месяц. Доля товаров, реализуемых в свободной Зоне, не превышала 3-4% от объема легальной торговли в республике, при этом магазины Зоны давали 35% от всех доходов в торговле республики. Еще одна задача, решаемая свободной Зоной – это борьба с черным рынком. Наступление государства на свободную Зону на этом фронте вызвало объединение против ЗСП сил, имеющих прямой интерес на черном рынке. А черный рынок в РМ очень значителен – более ½ количества всей торговли. Появление торговли в ЗСП разрушило монополию черного рынка и вызвало снижение на нем цен. Но покупатели отдавали предпочтение свободной Зоне, так как здесь не было риска в качестве пищевых продуктов, а при покупке сложной техники клиент получал гарантии на последующее ее обслуживание. Заработал экономический механизм борьбы с черным рынком, но государство не воспользовалось им для дальнейшего наступления. Под воздействием влиятельных сил теневой экономики началось формирование общественного мнения на тему: «ЗСП наносит ущерб бюджету». Стал проповедоваться лозунг несправедливости различных условий для резидентов в свободной Зоне и остальных предпринимателей. К этому была подключена и легальная торговля, хотя, как показывает статистика, ЗСП на товарооборот легальной торговли не повлияла. Был найден предлог и возможности для вовлечения в борьбу против свободной Зоны и международных структур. В результате 8 августа 1998 года поправки в закон о бюджете лишили розничную торговлю налоговых и таможенных льгот, несмотря на 10-летние гарантии, предоставленные законом. Потом последовал ряд противоречащих закону инструкций Минфина. В развитии свободной экономической зоны наступил период спада: бюджет получил на 1 млн. леев меньше, большее количество работников ЗСП ушли в принудительный отпуск или были уволены, застыли стройки, нарушились заключенные контракты, остались невозвращенными банковские кредиты, обанкротились многие резиденты и Администрация. В течение 2,5 – 3 последующих лет в результате выжидательной и нерешительной политики правительства РМ ЗСП не развивалась, но и не умерла окончательно, так как были отменены льготы только в отношении розничной торговли. Все остальные преимущества, которые предоставляет резидентам закон о ЗСП, остались. В настоящее время деятельность и инвестиции некоторых резидентов продолжаются. ЗСП сохранила свою привлекательность для инвесторов и может стать хорошим трамплином для развития. Во многом это обусловлено сохранением ряда льгот и преимуществ при осуществлении производственной деятельности, оптовой торговли и оказании различного вида услуг. Например, товары, произведенные в ЗСП, при вывозе с ее территории освобождаются от акцизов и НДС, они также освобождаются от таможенных пошлин при их вывозе на таможенную территорию Молдовы. При этом примечательно, что освобождение от таможенных пошлин применяется при временном вывозе товаров из Зоны, без их реализации, а также и при ввозе обратно в переработанном или доработанном виде, если степень переработки не превышает 50%. Такая возможность способствует стимулированию работы, как резидентов, так и их партнеров за пределами Зоны, но на территории Молдовы. Полностью освобождены от уплаты таможенной пошлины и товары, вывозимые через ЗСП за пределы таможенной территории Молдовы, независимо от места их происхождения. Это способствует развитию оптовой торговли. Сохранился и порядок освобождения от уплаты НДС и акцизов на товары и услуги, ввозимых на территорию ЗСП из-за пределов Молдовы, а также происходящих из Молдовы и предназначенных для конечного потребления. Товары, произведенные в Молдове и ранее импортированные в ЗСП, могут продаваться на территории Зоны без уплаты таможенных процедур.
На территории ЗСП ведется активное строительство офисных помещений. Работа в сфере оказания услуг на территории ЗСП – одно из самых выгодных и перспективных направлений деятельности. При открытии офиса на территории Зоны фирма получает возможность оказывать услуги без НДС. Также резиденты Зоны получают налоговую льготу по уплате подоходного налога в размере 45% от установленной в Молдове ставки в течение первых пяти лет своей деятельности. Т.е. ставка подоходного налога составит всего 12,5%, всю остальную прибыль можно использовать на развитие. Кроме того, резиденты, инвестировавшие в развитие ЗСП капитал, эквивалентный не менее $250000, на пять лет полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Именно поэтому все больше фирм, как на территории Молдовы, так и за ее пределами прибегают к услугам резидентов Зоны. Зарубежные партнеры чаще используют возможности складского хранения своих товаров с последующим их реэкспортом или оптовой продажей. Молдавские фирмы, кроме этого, стремятся и к установлению партнерских отношений с резидентами по переработке различных товаров.
Все это активизирует деятельность резидентов зоны, способствует растущему спросу на складские и офисные помещения. Выше мы подробно рассмотрели одну из свободных экономических зон Республики Молдова. Кроме этого, на территории РМ образованы и функционируют следующие зоны: "Производственный парк "Отачь-бизнес", "Производственный парк "Тараклия", зона свободного предпринимательства "Твардица", "Производственный парк "Валканеш". Все вышеперечисленные ЗСП находятся на начальном пути своего развития, т.е. на стадии становления. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цели, преследуемые другими странами при создании СЭЗ, преимущественно не отличаются друг от друга. Специальные экономические зоны могут служить: Ø Фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортно-ориентированного или импортозамещающего производства; Ø Стимулом развития отдельных регионов страны; Ø Средством совершенствования специальных отраслевых производств; Ø В качестве территории свободного производства, где апробируется особый механизм перехода к рынку; Ø Способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории; Ø Методом образования в национальной экономике так называемых центов развития, или центров роста. Однако все эти цели сразу не могут быть достигнуты. Да и стремиться к этому вовсе не обязательно. Молдове, как и другим странам, находящимся на стадии перехода к рыночным отношениям, в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижении всего лишь нескольких приоритетных целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну. Мне представляется, что на нынешнем этапе участия Молдовы в мировой экономике главной целью создания свободных экономических зон является глубокое включение республики в международное разделение труда посредством привлечения в эти зоны иностранного капитала. Хотя бы приближенное достижение этой цели предполагает решение многих важных экономических задач. Прежде всего, необходимо разработать государственную программу организации специальных экономических зон на территории республики Молдова. При этом целесообразно саму программу развития СЭЗ составить из ряда частей. Изначальной ее составляющей должен быть сектор регламентации условий функционирования специальных экономических зон. Зарубежные инвесторы заинтересованы иметь четкое представление о таможенных льготах, т.е. об освобождении их от импортных пошлин или их существенном снижении по сравнению с обычными. Их необходимо ознакомить с налоговыми льготами, т.е. со снижением или полным снятием налогов на добавленную стоимость и на прибыль, а также акцизов. Инвесторы должны быть информированы о предоставлении разного рода бюджетных субсидий, об упрощенном правовом режиме учреждения и регистрации своих предприятий, о банковском льготном кредитовании и полной либерализации валютных операций. Со всеми этими и другими условиями зарубежные предприниматели должны без каких-либо проволочек ознакомиться в информационном центре зональной территории. В литературе, посвященной вопросу создания СЭЗ, большое внимание уделяется предоставлению зарубежным инвесторам различного рода льгот – таможенных, налоговых, правовых и др. Это закономерный подход, отражающий практику формирования свободных экономических зон в других странах мира. Однако этим ограничиваться нельзя. Дело в том, что, по мнению многих зарубежных экспертов, наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют не дополнительные прибыли от предоставленной им каких-либо льгот, а скорее обеспечение доступа к национальному рынку. Видимо, это последнее обстоятельство должно находиться в центре внимания государственных программ по составлению определенных проектов СЭЗ, так как это стремление предполагает установление экономических связей предприятий СЭЗ с отечественными предприятиями на территории РМ и, так или иначе, затрагивает основы структуры национальной экономики и механизма ее функционирования. Анализ зарубежного опыта создания СЭЗ, а также горький опыт функционирования зоны свободного предпринимательства «Expo-Business-Chisinau», показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является обеспечение страхования иностранных инвестиций. Поэтому неотъемлемой составной государственной программы организации зон на территории РМ является необходимость страхования молдавских и зарубежных капитальных вложений от различных рисков, в том числе и политических. Страхование также должно гарантировать неприкосновенность капитала, вложенного отечественными и зарубежными предпринимателями в развитие данной зональной территории. Актуальной задачей государственной программы организации и развития свободных экономических зон на территории РМ является разработка эффективной системы управления зонами в центре и на местах. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, правительство заинтересовано не только в удовлетворении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому ключевым вопросом создания СЭЗ является определение баланса этих взаимосвязанных интересов. Однако на каком бы уровне – макроэкономическом или местном – ни разрабатывалась система управления специальными экономическими зонами, во всех случаях она должна придерживаться основополагающего принципа – быть эффективным инструментом для инвестора при решении всех организационных вопросов. Рассматривая свободные экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики. Вряд ли и в Молдове образование и функционирование спецзон следует поднимать до уровня самостоятельного направления социально-экономических преобразований. При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики свободные экономические зоны будут длительное время оставаться «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.
Свободные экономические зоны призваны выполнять свою специфическую роль, концентрируя экспортоориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя «ловушки» для иностранных инвестиций. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Маркетинг, 2003. 2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи. – М.: Финансы и Статистика, 2004. 3. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом. – М.: Анкил, 2004. 4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2003. 5. Райкова Л.И. Мировая экономика и международные экономические связи. – М.: Институт мировой экономики, 2001. [1] Анклав – территория или часть страны, окруженная со всех сторон территорией другого государства. [2] Экспансия экономическая – расширение сферы экономического влияния, экономических действий страны, концерна, фирмы посредством вытеснения других стран, фирм, захвата рынков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.