Введение
Среди множества задач, которые предстоить решить нашему государству при выходе из экономического кризиса, центральное место занимают стабилизация и подъем производства, нормализация товарно-денежных отношений. К сожалению, для решения этих проблем недостаточно внутренних источников. Необходимо привлечение иностранных инвестиций. Самой эффективной и приемлемой формой являются свободные экономические зоны и территории приоритетного развития на территории всей Украины, соединение усилий отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов в достижении взаимовыгодных результатов. Эффективность новой формы внешнеэкономической деятельности будет зависеть от взаимодействия органов государственного управления, местных структур и предприятий, а также от расширения самостоятельности территорий в вопросах управления социально-экономическим развитием.
В условиях глубоких социально-экономических преобразований, когда происходит резкий спад производства, растет инфляция, усиливается дефицит госбюджета, особое значение приобретает государственное регулирование экономики с использованием методов и механизмов, способных увеличить доходы бюджета, улучшить экономическую ситуацию в целом. Одним из направлений активизации предпринимательства и внешнеэкономического сотрудничества есть привлечение иностранных инвестиций при помощи свободных экономических зон.
I. Теоретическая часть
1. Задачи, цели формирования СЭЗ
Свободные экономические зоны (СЭЗ) — ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических н на учно-технологнческих задач.
В документах Киотской конвенции (1973 г.) под свободной экономнческой зоной (или «зоной франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности».
В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят «территориальный подход», то есть рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход — «режимный», то есть зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.
И задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, тоже неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощью зон проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления н распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентноспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи в органичном единстве.
Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи, цели можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический.
1.1 Экономические цели
— привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
— использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания нмпортзамещающего механизма производства;
— ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;
— рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
1.2 Социальные цели
— ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;
— повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
— создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения н внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
— удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.
1.3 Научно-технические цели
— привлечение передовых зарубежных н отечественных технологии;
— ускорение инновационных н внедренческих процессов;
— привлечение зарубежных ученых н специалистов;
— повышение эффективности использования мощностей н инфраструктуры конверсионных комплексов.
Что нужно для создания н успешного функционирования СЭЗ?
Зарубежный опыт н еще весьма скромный опыт Украины свидетельствует, что необходимыми условиями для создания свободных экономических зон являются:
1. Политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются СЭЗ.
2 Стабильная и всестороняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и др. права СЭЗ.
3. Природно-географическпе условия (местоположение территорий, где создаются СЭЗ, близость к транспортным магистралям, учет соседей, агроклиматнческих ресурсов и др.).
4. Хорошо развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики.
5. Развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию СЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги).
6. Наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителем территории овладеть новой культурой управления.
Немалую роль в становлении СЭЗ играет и исторический фактор. Создавая свободные экономические зоны, многие страны испытали ряд трудностей. Одни из них были связаны с необходимостью значительных первоначальных капиталовложений и развитие инфраструктуры СЭЗ, что усиливало нагрузку на государственный и региональный бюджеты. Другие возникли в результате переоценки потенциальной заинтересованности зарубежных инвесторов в сотрудничестве с СЭЗ. Нельзя не обратить внимание и на такой момент: льготные условия (рационализирования капитала в СЭЗ, рост иностранных инвестиций привели к оттоку в зоны ресурсов из других регионов страны, что, в свою очередь, усиливало в других регионах несбалансированность экономики. Заметим, что подобный факт мы отмечаем в нашей стране.
Почему многие свободные экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним — это существенные льготы.
Какие же преимущества создают свободные экономические зоны для иностранного капитала? К их числу прежде всего следует отнести:
— налоговые льготы;
— доступ к национальному н региональным рынкам;
— обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
— возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;
— право собственности на землю.
Ну, а что имеют от всего этого национальная экономика, регионы?
— Более рациональное использование местных природных ресурсов;
— получение новых технологий, в том числе самых современных;
— развитие торгово-экспортных операций, экспортно-товарного производства;
— структурная перестройка национальной н региональной экономики;
— повышение занятости населения, создание рабочих мест и, как результат, снижение уровня безработицы;
— рост благосостояния населения, более высокий уровень доходов, более полное насыщение внутрпзонального рынка высококачественными товарами;
— временная защита национальной и региональной экономики от международной коммерции на внутреннем рынке;
— создание благоприятных условий для международного кредитования, получение новых источников финансирования;
— новые возможности для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.
2. Виды СЭЗ
По данным информационных источников ООН ряда стран в мире существует несколько десятков видов зонально-экоиомических организационных структур, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала.
Среди них:
— зоны беспошлинной торговли;
— беспошлинные экспортно-промышленные зоны;
— экспортные беспошлинные зоны;
— зоны беспошлинного промышленного экспорта;
— экспортные промышленные зоны;
— внешнеторговые зоны;
— зоны свободной экономики;
— зоны беспошлинного производства;
— вольные гавани;
— зоны содействия инвестициям;
— зоны совместного предпринимательства;
— научно-технические зоны;
— свободные торговые зоны;
— банковские н страховые зоны;
— открытые города;
— зоны экономического благоприятствования и др.
В международных документах для обозначения зон применяют и такое название — «свободные зоны поощрения экспорта» (СЗПЭ). По мнению ряда зарубежных ученых, именно СЗПЭ отражают важнейшие черты экономических зон: они создаются для активного участия в деятельности мирового рынка; на них не распространяются многие экономические нормы и ограничения, которые действуют на остальной территории государств; являясь в определенной степени «свободными» зонами, СЗПЭ являются элементом государственного регулирования внешнеэкономических связей.
В одном из французских изданий дается такое определение зоны: «специальный промышленный район, находящийся физически и (или) административно за пределами таможенных барьеров и ориентированный на экспортное производство. Он имеет инфраструктуру, способную привлечь иностранный капитал п помочь им обосноваться в зоне, а кроме того, иностранный капитал обычно находит там дополнительные стимулы и поощрения».
Остановимся подробнее на свободных экономических зонах наиболее распространенных в мировом хозяйстве.
2.1 Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные и таможенные склады на отдельных предприятиях.
Эти зоны базируются на смягчении или отмене таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону, нацелены преимущественно на перевалку. переработку и хранение грузов.
По существу именно зоны свободной торговли (ЗСТ) явились основой для формирования всех типов свободных экономических зон. Ведь ЗСТ появились еще во второй половине XIXв. Правда тогда эти зоны использовались для реэкспорта товаров, а с середины XX в. все больше и больше превращались в инструмент импорта.
Как отмечается в большинстве источников, зоны свободной торговли представляют собой своеобразные «коммерческие центры», деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.
ЗСТ представляет собой ограниченную территорию, которая рассматривается вне таможенной территории государства; она может быть и в морском порту, и на аэродроме, с учетом выгодного расположения и высокотехнологпческого оборудования.
Еще раз подчеркнем, что «свобода» ЗСТ состоит только в смысле освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Другие же законы, инструкции, положения, которые относятся к общественному производств, социальной сфере, различным налогам на физических и юридических лиц, охране окружающей среды, условиям труда и безопасности, действуют в зонах в полном объеме.
Товары, которые ввозятся в зону свободной торговли из-за рубежа, не «декларируются», но таможенные власти имеют право осуществлять контроль внутри зоны: требовать предоставления официальной документации, проводить проверку на местах хранящихся товаров и т.д. Цель одна: не допустить провоз контрабанды, другую антнзаконную деятельность.
Существуют определенные ограничения по видам товаров, ввозимых в свободную экономическую зону. Речь идет о товарах принимающей стороны, обращение которых за пределами ЗСТ запрещено. Это относится к огнестрельному оружию п боеприпасам, наркотикам и т.д. Но в зону может быть запрещен ввоз и товаров. которые представляют опасность для других грузов. Например, легковоспламеняющиеся вещества.
Ввозимые в ЗСТ местные товары, а также иностранные товары. оплаченные пошлиной, как правило, принято считать экспортом с таможенной территории прпнимающеп страны. После ввоза в зону на эти товары распространяются все принятые в зоне экспортные стимуляторы (налоговые скидки, налоговые премии, возврат сделанных ранее платежей и др.).
Товары иностранного производства, которые ввезены в зону для потребления и использования в пределах ее границы, считаются импортом и облагаются как таможенными пошлинами, так и налогами на импорт. Обратим внимание на такую деталь: товары, которые вывозятся из зоны для использования в принимающем государстве, облагаются таможенными пошлинами и налогами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, которые произведены непосредственно в зоне свободной торговли. В большинстве развитых стран приняты законы, предусматривающие снижение таможенного тарифа и на импортные товары, в которые в определенной степени вложены результаты местного производства.
Товары, находящиеся на территории зоны свободной торговли, могут храниться неограниченное время (в соответствии с внесенной платой за хранение). Сумма платы зависит от времени хранения, типа хранилища; сюда же включаются и страховые взносы. Используется и контрактная система. В зонах ведутся складирование, сортировка, упаковка, выборочный контроль качества, маркировка. Эти и другие услуги в пределах зон свободной торговли оказываются разными соучастниками: это могут быть организации ЗСТ, а также местные фирмы, действующие внутри зоны независимо от администрации. Создается сеть складов для кратковременного или случайного использования. Если ЗСТ не располагает достаточными складскими мощностями, нередко стимулируется строительство складов на арендованных у руководства зоны площадях теми, кто регулярно пользуется услугами ЗСТ.
Многие страны организуют в зонах свободной торговли выставочные павильоны для демонстрации товаров и их продажи. Торговля, как правило, носит оптовый характер и осуществляется через аукционы или иными способами. Чаще всего розничная торговля запрещена пли строго контролируется. Иное дело, когда речь идет о реализации товаров для экипажей мореходных п авиационных судов, перевозящих грузы и пассажиров СЭЗ.
Кто управляет зонами свободной торговли? В большинстве стран местными органами создаются специальные административные структуры. В других странах для управления привлекаются коммерческие организации, но обязательно под контролем местных органов власти. В третьих — управленческие функции возлагаются на таможенные органы.
В абсолютном большинстве стран мира проживание в зонах свободной торговли запрещается, а перечень лиц, имеющих доступ в зону, определяется с учетом коммерческой деятельности в ЗСТ.
В настоящее время ЗСТ активно действуют как в развитых странах Запада, так и в «новых индустриальных», а также и в двух десятках развивающихся государств. Общая численность ЗСТ точно не определена: в разных источниках приводятся разные цифры (называют 200, 300 и даже 500). К числу старейших ЗСТ можно отнести немецкие, возникшие в свободных городах Гамбург и Бремен еще в прошлом веке. К концу XIX в. была создана ЗСТ I) морском порту Копенгагена. В США зоны свободной торговли стали создаваться в период президента Ф. Рузвельта, предложишнего в начале 30-х годов «новый курс». По его предложению и 1934 г. Конгресс США принял закон о ЗСТ. К концу 80-х годов здесь уже функционировало около 140 зон общего назначения и свыше 100 субзон. Эти промышленно-торговые структуры дали работу десяткам тысяч американцев.
2.2 Экспортные промышленные зоны (ЭПЗ)
Этот вид СЭЗ основывается не только на применении льготного торгового и таможенного режима, но и на льготном финансировании и налоговом режиме. Это в равной мере относится и к иностранному капиталу. ЭПЗ в основном ориентированы на производство экспортной и частично импортной продукции.
Наиболее активно ЭПЗ стали создаваться после второй мировой войны, когда в странах Запада наблюдалось изменение стратегии экономического развития — от импортозамещення к экспортноорнориентируемому росту. Здесь налицо было стремление привлечь зарубежные инвестиции в экспортные отрасли.
ЭПЗ представляют из себя часть территории государства или региона, имеющую четко определенные административные границы и подготовленную для промышленного освоения.
Какие льготы имеют ЭПЗ? В первую очередь снижение или отмена таможенных пошлин. Заметим, что при этом значительно упрощается сама-процедура ввоза и вывоза товаров, сокращается бюрократическая волокита. Во-вторых, налоговые льготы. Обычно ЭПЗ освобождаются на несколько лет от уплаты подоходного налога. Могут снижаться и другие налоги, причем величина налоговых льгот зависит от разных факторов — величины поступающей иностранной валюты, технологического уровня внедряемого оборудования, количества созданных рабочих мест. Помимо налоговых льгот, во многих странах используются различные вычеты из дохода, подлежащего налогообложению. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), на подготовку рабочих кадров. Чтобы привлечь иностранных специалистов, для них снижается (или вообще снимается) личный подоходный налог, предоставляется возможность перевода полученных доходов за рубеж.
И наконец, еще одно направление — льготы в креднтно-валютных вопросах. Это и получение кредитов под низкие проценты, и свободное обращение в ЭПЗ различных валют, и свободная купля-продажа иностранной валюты по текущему курсу, и право неограниченного перевода 'прибылей, которое может осуществляться уже с первого года промышленной деятельности. Характерно, что установочные (стартовые) капиталовложения обычно возвращаются через 2 - 3 года.
Поскольку для развития промышленного производства в ЭПЗ требуются определенные земельные площади, многие страны практикуют снижение арендной платы на землю, на арендуемые иностранными инвесторами производственные помещения, различные сооружения.
Еще одна важная льгота — право ускоренной амортизации основных фондов. В отдельных странах благодаря разрешению па уско-, ренную амортизацию уже в первый год списывается почти полностью стоимость оборудования. В других странах — в течение 2-3 лет.
Эффективность функционирования ЭПЗ находится в неразрывной связи с тем, насколько плодотворно складываются взаимоотношения с национальными отраслями хозяйства. И здесь ЭПЗ тоже имеет существенные льготы. Например, льготы на поставку из свободной промышленной зоны на внутренний рынок готовой продукции и полуфабрикатов. Или льготы, получаемые ЭПЗ при использовании местных минерально-сырьевых ресурсов.
ЭПЗ успешно функционируют во многих странах мира, в том числе в развивающихся. Например, в небольшом островном государстве Маврикий, расположенном к востоку от Мадагаскара, в соответствии с Законом об экспортной обрабатывающей зоне в 1970 г. было создано несколько ЭПЗ. Эти зоны получили огромные льготы: освобождение на 10 лет от уплаты подоходного налога и, в дальнейшем, льготная ставка — 15%; беспошлинный импорт сырья и оборудования и экспорт готовых изделий; свободный вывоз не только доходов, но и основного капитала; льготные тарифы на потребляемую энергию и аренду производственных помещений. Открывая дорогу иностранным инвестициям, правительство Маврикия вместе с тем всячески способствовало активизации местного предпринимательства, различными льготами привлекая его к участию в ЭПЗ. И результат вскоре дал о себе знать: удельный вес национального капитала возрос до 50% всех капиталовложений ЭПЗ.
2.3 Банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций. Во многих странах эти зоны являются как бы частью ЭПЗ, когда в зонах создаются филиалы иностранных банков, каких-либо финансовых организаций, что открывает промышленным предприятиям, расположенным в ЭПЗ, доступ к международным финансовым рынкам для получения льготных займов.
2.4 Технологические зоны (технологические парки, технополисы), обеспечивающие на основе различных льгот разработку и внедрение современной технологии с помощью не только национальных, но и иностранных предприятий и организаций.
Свободные технологические зоны (СТЗ) наиболее ярко проявились в эпоху НТР, когда практически во всех странах стали активно развиваться наукоемкие отрасли, когда увеличились ассигновання на проведение НИОКР. К примеру, в Японии только в 1975-1985 гг эти расходы возросли более чем в 3 раза. При этом наукоемкие производства в этой стране опираются на мощную поддержку государства, которое предоставляет научным организациям и наукоемким отраслям дешевые кредиты, субсидии, льготное налогообложение, повышенные нормы амортизации и др. В послевоенные годы Япония была самым крупным импортером лицензий и патентов; с 1950 по 1990 г. японские компании закупили и освоили более 55 тысяч лицензий. Но в 80-90-е годы Япония сама является крупнейшим экспортером новых технологий. И в этом немалую роль сыграло создание свободных технологических зон.
Этот вид свободных технологических зон привлек внимание правительств ц компаний «новых индустриальных стран», таких, как Бразилия, Малайзия, Мексика, Индия, Южная Корея — здесь появляются технопаркн.
Технологический парк (ТП) — это региональная система совместного предпринимательства, основанного на сочетании деятельности научных учреждений, осуществляющих фундаментальные капиталовложения, прикладных НИЦентров при организации и осуществлении разработок, в первую очередь в национальных отраслях. ТП функционируют на основе венчурного капитала и имеют целью создание принципиально новых базовых технологий и образцов промышленной продукции. Венчурные (рисковые) операции обычно проводят инновационные банки, связанные с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений.
2.5 Комплексные зоны (свободные, или «открытые», города, особые районы и др.), решающие целый блок экономико-социальных и финансовых вопросов, использующие элементы разных видов зон. Комплексные зоны характерны для Китая.
В отдельных государствах в последние десятилетия функционируют так называемые «предпринимательские зоны», расположенные, как правило, в депрессивных районах (например, в угольных бассейнах Великобритании — Йоркшир и Мидленд; США — Аппалачский). Цель этих зон — оживление хозяйственной деятельности путем предоставления частным предпринимателям значительных финансово-кредитных и налоговых скидок.
Предпринимательские зоны стали активно создаваться в США в конце 80-х годов, когда сразу почти в сорока штатах и в национальном округе Колумбия возникли территории с различными льготами. Так, более полусотни предпринимательских зон возникло в штате Иллинойс, в том числе около десятка в агломерации Чикаго. В этом городе они были созданы в тех городских районах, где уже значительное время шел процесс спада производства, росла безработица, снижались доходы населения. В основном это были-кварталы, где проживало негритянское и латиноамериканское население. Фирмы и компании, которые возникли в этих зонах (или существовали ранее), брали на работу в первую очередь безработных и людей, материальное положение которых было ниже официальной черты бедности. Именно поэтому эти фирмы и предприятия получили различные льготы: пониженный налог на собственность, займы на выгодных условиях, освобождение от городского налога на продажи (когда речь идет о покупке строительных материалов), скидки при уплате подоходного налога. Предприятия зоны были весьма заинтересованы в создании новых рабочих мест, ибо получали также налоговую скидку в размере 500 долларов за каждое новое рабочее место для потерявших работу местных жителей, а если предприятия, осуществляющие инвестиции могут в предпринимательской зоне создать не менее 200 рабочих мест или сохранить 2000 рабочих мест, то они освобождаются от уплаты 5%-ного налога на продажи. Этот налог в том же штате Иллинойс взимается с предприятий при прнобретении ими различного оборудования. Отметим и такую льготу: предприятия, которые в предпринимательской зоне создают не менее 200 новых рабочих мест или сохраняют 1000 рабочих мест, получают освобождение от платы за газ и электроэнергию. В других штатах предоставляются и иные льготы. Все это способствовало созданию значительного количества рабочих мест. Например, В том же Чикаго только за три года (1984-1986 гг.) в предпринимательскнх зонах было создано свыше 80 предприятий с более чем 1800 новых рабочих мест.
Кроме крупных городов, предпринимательские зоны в США получили широкое распространение в небольших городках и в сельских населенных пунктах. Именно сюда предпринимателей прнвлекают наличие свободных земель, не очень высокий уровень стоимости жизни, низкая преступность и ряд других моментов.
3. Законодательная база в области создания свободных экономических зон в Украине
Правовыми основами создания и функционирования свободных экономических зон в Украине являются: Закон Украины "Об общих основах создания и функционирования специальных экономических зон" от 13 октября 1992 года; Постановление Кабинета Министров Украины "О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине" от 14 марта 1994 года; Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по рассмотрению и подготовке документов но созданию специальных (свободных) экономических зон в Украине" от 14 марта 1994 года; Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Положения в Межведомственной комиссии по рассмотрению и подготовке документов но созданию специальных (свободных) экономических зон" от 4 июня 1994 года. Как видно, правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон довольно ограничены. Однако их анализ позволяет рассмотреть порядок создания, ликвидацию и механизм функционирования свободных экономических зон на территории Укранны, общеправовые и экономические основы их статуса, общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности с местными органами власти.
Сущность законодательной базы позволяег определить ее недостатки и противоречия к существующим нормативным актам, в частности Земельному и Таможенному кодексам Украины, относительно особенностей функционирования свободных экономических зон и субъектов се экономической деятельности.
В связи с этим необходимо остановиться на проекте нового Закона в создании и функционировании свободных экономических зон, который частично изменяет существующий порядок создания и функционирования свободных экономических Зон с учетом приобретенного опыта в Украине.
Рассматривая Концепцию, предусматривающую создание свободных экомических зон и создание в них благоприятного инвестиционного климата, необходимо выделить два этапа:
Первый этап (1994-2000 гг.) характеризуется созданием различных типов специальных (свободных) экономических зон, отдавая предпочтение локальным (точечным) зонам, которые размещаются в пределах небольших территорий городов (районов).
Второй этап (от 2000 г. и до .) отличается подходом создания и прогнозируется многофункциональными зонами в границах отдельных регионов, зонами международного типа на смежных территориях нескольких государств. Согласно Концепции были созданы экспериментальные точечные зоны в Бродовском районе (Львовской области), в Сиваше (Республика Крым), таможенный союз Украины и Молдовы. Незначительный промежуток фупкциопирокаиия экспериментальных зон и опыт способствуют введению в законодательную базу нового понятия "точечная зона", которая размещается в пределах специально определенной территории (до 500 га) и имеет только объекты обеспечения жизнеспособности зоны или свободна от застройки. В связи с этим необходимо уточнить определение отдельных типов зон, прежде всего - внешнеторговых зон, торгово-производственных зон, научно-технических зон, туристско-рекреационных зон, банковско-страховых зон, зон приграничной торговли, комплексных зон.
Определение сущности и цели создания свободных экономических зон позволяет отметить, что формирование и функционирование их связано с особенностями исходных факторов, способствующих этому процессу. Имеются в виду предпосылки создания свободных экономических зон.
4. Предпосылки создания свободных экономических зон в регионе
Рассмтривая предпосылки создания и эффективного функционирования свободных экономических зон в Украине, необходимо выделить: наличие благоприятных природно-климатических условий, природных и трудовых ресурсов, транспортную инфраструктуру, научно-технический потенциал. Непременным условием является и то, что Украина - индустриально развитое государство, обеспечена объектами производственной и социальной инфраструктуры, разветвленной системой коммуникаций. Важное значение имеет отсутствие жестких экономических ограничений и запретов относительно создания свободных экономических зон, обусловленных возможными антропогеннымн нагрузками на окружающую природную среду. Поэтому в Украине наиболее перспективным может быть формирование многоуровневой диверсифицированной структуры свободных экономических зон различных типов.
Особое внимание следует обратить на то, что для успешного функционирования свободных экономических зон и воплощения в жизнь экономических программ по их развитию и развитию экономики Украины в целом необходимо отметить:
1. Создание свободных экономических зон является одним из элементов внутренней и внешней политики Украины.
2. Формирование нескольких разнопрофильных зон на территории Украины необходимо рассматривать в качестве эксперимента, прежде всего для отработки механизма их деятельности.
3. Соответствие свободных экономических зон целевой и функциональной направленности, основанной на сбалансированности интересов государства, региона, субъектов предпринимательства, населения.
Выяснив сущность основных требований государственной экономической политики в области создания и функционирования свободных экономических зон возникает целесообразность их создания, подтверждающаяся процессом развития внешнеэкономических связей Украины.
В заключение необходимо отметить, что углубление международного разделения труда, интеграция национальных хозяйств способствуют развитию национальных хозяйств с мировой экономикой. И для Украины свободные экономические зоны являются одним из мощных средств решения этих задач.
5. Формирование государственной политики в области зонирования.
Основные позиции государственной политики в области свободных экономических зон вытекают из оценки состояния развития всего национального хозяйственного комплекса и экономики отдельных регионов, стратегических задач микроэкономической политики. Задачей всякого государства, идущего по пути создания рыночной экономики, согласно теории планиронания развития, является обеспечение более высокого уровня жизни населения, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста путем поэтапного реформирования препятствующих этому архаичных организационно-правовых структур. Выяснение сущности экономическою роста и деятельности правительства по осуществлению планирования развития позволяет определить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный аспект экономической политики в области государственного регулирования экономики. Это позволяет выделить основные задачи государственного регулирования:
1. Разработку, принятие и контроль исполнения законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности и защиту интересов предпринимателей.
2. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции.
3. Обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия.
4. Сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики структурно-инвестиционной и научно-технической политики.
5. Поддержание социального равновесия, приемлемого для большинства населения уровня дифференциации доходов.
Необходимо отметить, что направления, формы и механизмы государственного регулирования подвержены постоянным изменениям, носят гибкий характер, а их реализация осуществляется через законодательные и нснолннтелыиае органы. Так, для современного этапа в развитых странах, где происходит много общих процессов, характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования. Выяснение причин глобальных форм государственного регулирования позволяег рассмотреть инвестиционный механизм регулирования с помощью государства, определить основные задачи деятельности государства в организационно-хозяйственном регулировании производства.
Особое значение государственное регулирование и основные задачи в области зонирования приобретают в условиях проведения коренных политико-экономических преобразований. В центре организационной работы на протяжении всего периода функционирования свободной экономической зоны должна находится оптимизация начальных параметров и конечных результатов деятельности свободной экономической зоны; выявление точек насыщения внутреннего и внешнего рынка товарами, производимыми на территории зоны; организация своевременного перехода на производство новых товаров и услуг; общий мониторинг коньюнктуры региона.
6. Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ
Ранее уже отмечалось, что первые свободные экономические зоны (естественно, их структура и порядок формирования были иными, чем теперь) появились еще во второй половине XIX в. в странах Западной Европы. Но наибольший интерес к их созданию заметен в 20-30-е годы нынешнего столетия и особенно после второй мнровой войны. Этому способствовал ряд причин: развитие НТР, уснление конкурентной борьбы за рынки сбыта и сырья; гигантский рост внешнеторгового оборота; распад колониальной системы, в результате чего на путь экономического развития вступило около ста независимых государств; решительное «вклинивание» в число развитых государств так называемых «новых индустриальных стран» и т.д. В числе государств, проявивших огромный интерес к свободным экономическнм зонам, оказались и некоторые бывшие социалистические страны — Китай, Россия, Украина, Казахстан, Вьетнам. Рассмотрим опыт некоторых стран.
Западная Европа. Как было сказано в первом разделе, старейшими СЭЗ являются Гамбургская и Бременская в Германии, включенные еще в конце прошлого века в Таможенный союз. Позднее, уже в нынешнем столетии, появились зоны в Киле, Куксхафене и других городах. Появление СЭЗ именно в этих городах было не случапным. Гамбург — это город-земля, крупнейший морской и ечной порт, расположенный на реке Эльбе, в ста километрах от Северного моря. Международный аэропорт. Разнообразные отрасли промышленностн. Гамбургская ЗСТ состоит из двух участков в порту, а также части территории другой зоны в Куксхафене (ЗСТ «Куксхафен» управляет администрация земли Нижняя Саксония). Что включает ЗСТ «Гамбург»? Это многочисленные шести- и восьми- этажные склады, пакгаузы (их площади, используемые для хранения товаров, превышают 600 тыс. м), хранилища для фруктов и овощей, хранилища для нефти и нефтепродуктов.
Управление СЭЗ «Гамбург» существенно отличается от управления других зон. В чем это отличие? Администрация свободного Юпорта, которая управляет зоной свободной торговли (входит в состав правящих структур земли Гамбург), имеет право выполнять таможенные функции, за исключением сбора пошлин. Большинство складов и пакгаузов эксплуатируется фирмами и частными лицами самостоятельно, но строительство новых объектов хранения товаров требует обязательного согласования с руководством зоны. Местные власти имеют в своей структуре специальную компанию по сооружениям, которая владеет значительной частью транзитных складов ЗСТ; ей также принадлежат и некоторые пакгаузы.
В Дании зона свободной торговли сформировалась на территории копенгагенского порта в конце прошлого века. Копенгаген не только столица Дании, но и крупнейший порт, международный аэропорт, здесь действуют автомобильный и железнодорожный паром, связанный с Мальме (Швеция). Высоко развита промышленность экспортной направленности, здесь расположены крупнейшие торговые фирмы и банки. В настоящее время территория ЗСТ занимает около 700 тыс.м. Здесь создана разветвленная и мощная сеть складских помещений (зернохранилище на 30 тыс. тонн, около 30 пакгаузов, несколько десятков транспортных депо и .др.), имеющих свыше 280 тыс. м площадей для складирования. Площади складирования расширяются, поскольку предприниматели – соучастники зоны на арендуемых у администраций ЗСТ землях ведут строительство новых складов. Управляет ЗСТ администрация копенгагенского порта через акционерную компанию (администрации принадлежит полный пакет акций). Акционерная компания (а значит, и администрация порта) является хозяйкой всех сооружений, расположенных в зоне.
Необходимо отметить, что деятельность ЗСТ находится под контролем правительства. Специальным законом ЗСТ имеет право хранения, сортировки и перепаковки, маркировки, переработки и экспонирования товаров. Для создания в ЗСТ каких-либо промышленных предприятий, а также организации розничной торговли внутри зоны требуется специальное разрешение Министерства общественных работ. Ограничением является потребление недекларируемых товаров,облагаемых пошлиной.
Несколько свободных экономических зон (практически все по виду ЗСТ) действуют в Австрии: в Линце, Граце, Зольбад-Халле и Вене.
Старейшая из них — в Лннце. Это крупный город на севере Австрии (земля Верхняя Австрия), речной порт на Дунае, аэропорт, важный транспортный узел, развитая промышленность, продукцня которой в значительной степени идет на экспорт. ЗСТ в Лннце располагает значительными производственными площадями: около 40 тыс. м составляет площадь пакгаузов, транзитных депо, складов; около 100 тыс. м — площадки для открытого хранения; склад-холодильник площадью 5,8 тыс. м; промышленное здание площадью около 13 тыс. м; сборочные мастерские — 5 тыс. м.; кроме того, административные здания.
Другие австрийские ЗСТ уступают лннценской по своим масштабам. Согласно законодательству Австрии, зоны свободной торговли могут не только заниматься торговыми операциями, хранением, маркировкой, экспонированием, но и производственной деятельностью. Управляют зонами свободной торговли ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) — в трех зонах и акционерная компания — в одной. Участниками этих управленческих структур являются как местные органы власти, так и банки, торговые палаты, промышленные объединения.
Две зоны свободной торговли активно действуют в Греции — одна в Салониках, другая в Пиреях. Они созданы соответственно в 1925 и в 1932 гг. Управление ЗСТ в Салониках возложено на специальный автономный орган, входящий в состав Министерства торгового флота, а в Пиреях — на администрацию порта.
Наряду со значительными льготами, предоставленными ЗСТ (например, предприятия, созданные в зонах с разрешения администрации, министерств торгового флота и финансов, имеют право беспошлинно ввозить необходимое сырье и материалы, льготы для транзитных грузов и т.д.), существуют и серьезные ограничения: запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет и др.); ввоз в ЗСТ товаров греческого производства требует специального разрешения, так же как и переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.
В 60-е годы стала серьезно заниматься созданием свободных экономических зон Финляндия. Здесь появились ЗСТ в Ханко, Хельсинки, Турку. Они управляются акционерной компанией, причем часть акций принадлежит муниципалитетам. Заметим, что, кроме местных органов власти, деятельность ЗСТ держит под контролем и правительство Финляндии. Причем, государственные органы утверждают ставки в ЗСТ за хранение грузов, погру-зочно-разгрузочные работы.
В конце 50-х годов была создана экспортная зона в районе крупнейшего международного аэропорта Шаннон в Ирландии. Главной задачей, которая была поставлена перед ЭПЗ «Шаннон», являлось создание новых рабочих мест. Руководит зоной правнтельственная «Компания развития Свободной зоны аэропорта Шаннон». Правительство сумело привлечь к деятельности зоны более 100 фирм и компаний с численностью работающих около 5 тыс. человек. В середине 80-х годов начал функционировать технопарк в портовом городе Лимерик, расположенном в 24 км от Шаннона. В технопарке участвует около 80 фирм, занятых разработкой наукоемких производств.
Мы уже отмечали, что значительное число свободных экономических зон возникло в «новых индустриальных странах».
Интересен опыт Республики Корея, которую за гигантский экономический скачок часто называют «азиатским тигром». Равная по площади территории Ростовской области, с 45-миллионным населением, бедная полезными ископаемыми, с малоплоднымн землями и гористым рельефом, эта страна из отсталой в экономическом отношенни стала индустриальным государством с высокоразвитым машиностроением. Например, Республика Корея уже в 1989 г. производила более 1 млн. автомобилей, большая часть которых шла на экспорт, причем в развитые страны. Так, экспорт автомобилей только в США достиг 400 тыс. штук. Высокими темпами развивается электроника, приборостроение, судостроение (в конце 80-х годов республика вышла на второе место в мире). Это один из крупнейших в мире производителей синтетических волокон (80% экспортируется), автошин (входит в первую десятку мира). Успешно развиваются черная и цветная металлургия, атомная энергетика (уже действует 10 АЭС, их доля в энергобалансе составляет 1/3). Эти успехи достигнуты благодаря таким важным факторам, как финансовая помощь США, Японии, западноевропейских государств; благодаря дешевизне рабочей силы (в середине 80-х годов зарплата корейцев искусственно удерживалась на уровне в 9-10 раз ниже американского, продолжительность же рабочей недели, по данным профсоюзов, составляла более 70 часов). Во многом успех южнокорейской экономики связан и с весьма эффективным государственным регулированием. С 1962 г. начали осуществляться пятилетние планы. Сейчас реализуется программа седьмой пятилетки. В Республике Корея в правящих кругах популярен лозунг: «Экспорт—движущая сила экономики». Действительно, если в начале 60-х годов доля экспорта в ВНК составляла 2,5%, то в конце 80-х годов—почти 40%. За счет сбыта товаров на внешних рынках обеспечивается около половины нрироста прбизводства внутри страны. В развитии пронзводственно-экспортных операций правительство страны важное значение придает свободным экономическим зонам. В 1968 г. Управление экономического планирования объявило о создании ЭПЗ в городе Масан. Это крупный морской порт в заливе Чинхеман, здесь крупное судостроение, электротехническое и сталелитейное производства, рыбопереработка.
Первоначально зона имела площадь 538 тыс. м, здесь было размещено около 75 предприятий с числом занятых 10 тыс. человек, производивших на экспорт электронику, приборы, часы, текстиль, обувь, шины. В дальнейшем предполагается расширение площади до 800 тыс. м. В качестве льгот ЭПЗ получила пятилетнее освобождение от подоходного налога с предприятий, расположенных в зоне, п в дальнейшем еще на три года с уменьшением ставки до 50%. Однако эти льготы получили продолжение и в последующие годы. Льготы имеют иностранные работники (они освобождаются от подоходного налога, могут переводить за рубеж полученные прибыли и др.). ЭПЗ в Масане получила скидку на 30% за используемую электроэнергию.
Кроме Масана, были созданы и другие свободные экономические зоны, например в Чинхе, Ири, Инчхоне и др. Всего в ЭПЗ участвует более 120 промышленно-торговых компаний, фирм, предприятий с числом занятых около 50 тысяч человек.
Управление ЭПЗ несколько раз менялось, пока не был создан специальный орган при Министерстве торговли и промышленности. Этот орган имеет значительную автономию н является своеобразным посредником между производственными звеньями и различными государственными ведомствами.
Среди других «новых индустриальных стран», где активно функционируют свободные экономические зоны, отметим также Турцию и Малайзию.
В Турции накоплен значительный опыт, хотя и не всегда он давал положительные результаты. Дело в том, что первый закон «О свободной зоне» был принят в этой стране еще в 1927 г., но первая экспортно-промышленная зона была создана только в 1987 г. вблизи города Мерсин. Это порт на юге Турции, на побережье Средиземного моря, важный промышленный центр (автосборка, нефтепереработка, текстильная и пищевая промышленность). Разрешение на участие в предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне получили более 200 компаний, из них 15% — с участием иностранного капитала. В настоящее время общая площадь ЭПЗ равна примерно 800 тыс. кв. м; в районе Антальи (город на Юго-Западе Турции; машиностроение, пищевая и текстильная промышленность) она составляет более 570 тыс. кв. метров; в районе Адана (город на юге Турции, крупный торгово-промышленный центр) и в районе Измира (второй после Стамбула по импорту и главный по экспорту товаров, крупный промышленный центр, международный аэропорт, расположен в Измирском заливе Эгейского моря) площади промышленных зон равны соответственно 57 тыс. п 12 тыс. кв. км.
В последние годы наблюдается быстрый экономический рост Малайзии — государства в Юго-Восточноп Азии, площадью около 333 тыс. кв. км, с быстрорастущим населением, – его численность около 20 млн. человек, —одного из крупнейших в мире производителей натурального каучука, олова. Переход страны к открытой экономике способствовал созданию здесь экспортно-промышледных зон. Они рождались, вблизи городов, которые располагали солидной инфраструктурой. Так, в 1971 г. Государственное законодательное собрание приняло решение о создании Корпорации развития Пинанга (город и порт на острове Пинанг, выплавка олова, обработка каучука, пищевая промышленность). Вскоре здесь было создано три ЭПЗ. Интерес предпринимателей, в том числе и иностранных, к свободным экономическим зонам объясним, ибо при высоких налоговых ставках, действующих в Малайзии (основная ставка составляет 40%), в ЭПЗ существуют разнообразные финансовые льготы. Первоначально иностранные компании освобождаются от всех налогов сроком на 5 лет. Когда этот срок истекает, компании, в зависимости от объема инвестиций, получают дополнительные льготы. Важной особенностью ЭПЗ в этой стране стала их связь с местной экономикой. Корпорации развития (а их уже в Малайзии несколько) передают местным предпринимателям информацию об импорте действующих в ЭПЗ предприятий и рекомендует им участвовать в наиболее перспективных производствах. Зоны имеют право поставлять на внутренний рынок до 20% своего объема производства. Во второй половине 80-х годов в Малайзии стали создаваться научно-технологические зоны, технопарк. Например, в 1988 г. Корпорацией развития Пинанга совместно с компаниями экспортно-промышленных зон была разработана концепция Центра развития трудовых навыков, задачей которого стало решение проблемы подготовки квалифицированных кадров. Участие в решении кадровых вопросов принимает и Университет естественных наук.
Пожалуй, стоит обратить внимание и на «Промышленный округ свободной зоны Манаус» в Бразилии. Это одна из самых больших СЭЗ. Правительство Бразилии выделило для этой зоны 3,6 млн. кв. м. Основная цель СЭЗ – стимулирование и развитие промышленных отраслей, особенно наукоемких, современных. Как и во всех СЭЗ мира, основной путь решения этой задачи — налоговые льготы.
Зона «Манаус» (Амазония) получила быстрое развитие, что способствовало заметному оздоровлению экономики всей Бразилии. В деятельность СЭЗ вовлечено более 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потребляется в основном в самой стране (только 45% зона экспортирует).
Однако в большинстве стран мира СЭЗ направлены на повышение экспортного потенциала.
Выше мы уже не раз ссылались на опыт Соединенных Штатов Америки. Отмечали ту роль, которую играют СЭЗ в экспорте американских товаров. В этом плане отметим характерную для США деталь: активное сотрудничество свободных экономических зон и руководства штатов. Одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности штатов является именно стимулирование экспорта, ибо экспортное производство — важный источник создание рабочих мест. Например, по данным экспертов США, экспорт на сумму 1 млн. долларов создает дополнительно около 25 тыс. рабочий мест. В США широко практикуется разработка специальных целевых программ создания рабочих мест с помощью экспорта. Среди форм стимулирования экспорта видное место отводится созданию свободных торговых экономических зон. В 1981 году в США насчитывалось 65 СЭЗ, к 1990 году их число увеличилось до 157. Подобные зоны создавались чаще всего на территории города-порта (например, в штате Миссисипи—порт Паскагула; в штате Коннектикут — порт Хартфорд; в штате Нью-Мексико — порт Альбукерке и т.д.), а также на территории международных аэропортов.
Мы уже рассказывали об опыте СЭЗ в развитых и развивающихся странах. К этому добавим и такие данные. Успешно функционируют СЭЗ в Африке—Либерия, Сенегал, Египет, Тунис, Мавритання; в Азии — Индия, Малайзия, Филиппины, Шри-Ланка, Таиланд, Тайвань, Иордания, Сирия; в Латинской Америке — Бразилия, Чили, Колумбия, Мексика, Уругвай, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Ямайка и др.
В большинстве зарубежных стран уже сложилась определенная система управления СЭЗ. Значительный интерес представляет структура Компании развития свободных экономических зон. Во главе компании, как правило, стоит Совет директоров, возглавляемый Председателем. Всю организационно-технологическую работу выполняет Генеральный управляющий, находящийся в подчинении Совета директоров и Председателя. Чаще всего в состав Компании развития СЭЗ включается пять структурных подразделений:
— административный отдел (финансы, бюджет, персонал, планирование, таможня, управление инвестициями);
— отдел маркетинга (изучение конъюнктуры рынка, продвижение товаров, реклама, привлечение инвесторов);
— инженерный отдел (планирование производства, строительство, ремонт и техническое обслуживание, отношение с предприятиями коммунального обслуживания);
— отдел престижной деятельности (связь с населением, с прави тельственными учреждениями, с заграничными офисами компании, с иностранными фирмами);
— секретариат (бюджетный контроль, юридические консультации, подготовка статотчетности).
Естественно, в политике многих зарубежных стран в отношении развития СЭЗ, как и в практике функционирования зон, происходят изменения. Что наиболее характерно в этом плане? Во-первых, Привилегии, которые получили распространение в СЭЗ, все более активно выходят за рамки зон. Во-вторых, идет расширение числа зон «импортно-промышленного» характера, т.е. зон, обращенных внутрь страны, формирующих внутренний рынок. В-третьих, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий (не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал). И, наконец, ориентация СЭЗ не только на производственно-торговые операции, но и повышенное внимание к оказанию услуг (банковских, страховых, информационных).
Режим деятельности свободных зон развивающихся стран отличается от режима развитых государств. В СЭЗ развивающихся стран особое место занимает регулирование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах зоны, приостановление действия трудового законодательства в части фиксирования размеров заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.п.).
Рассматривая зарубежный опыт создания н функционирования СЭЗ с точки зрения использования в Украине, необходимо подчеркнуть, что формальный подход недопустим. Даже самые эффективные, самые перспективные организационные формы СЭЗ в условиях нашей страны могут не дать положительных результатов. В регионах Украины много специфических особенностей, а главное — в нашей стране еще не сложились нормальные рыночные отношения. Но, пожалуй, стоит внимательно присмотреться к китайской концепции многоступенчатой открытости, которая в значительной степени учитывает территориальные, природно-сырьевые и социально-экономические особенности своих регионов.
Говоря о зарубежном опыте деятельности СЭЗ, обратим вннмание на предложения создать межгосударственные зоны, выйти за замки одной страны. Так, в Кабинете Министров США уже обсуждался проект создания в Европе глобальной свободной экономической зоны (зона свободной торговли, общая зона инвестиций и т.д.). Предполагается, что в зону свободной торговли войдет 15 европейских стран, США, Канада н Панама. К 2005 г. планируется также создать зону свободной торговли, объединяющую страны Западного полушарня, то есть весь Американский континент, включая островные государства, кроме Кубы. Насколько этот план осуществим, покажет время.
Еще одно замечание. Не следует забывать, что свободные эконо-мические зоны являются объектом сотрудничества, своеобразного Компромисса между транснациональными корпорациями (ТНК), как инвесторами капитала, и правительствами принимающих стран. Естественно, приоритет за ТНК, ибо в их руках и инвестиции, и современные технологии, и высококвалифицированные специалисты. ТНК достаточно свободны в выборе стран н регионов для размещения своих инвестиций, в то время как развивающиеся страны вынуждены конкурировать друг с другом на базе широкого распространення ресурсов (в том числе и дешевой рабочей силы). Иными словами, зачастую успех создания и функционирования свободных экономических зон зависит от интересов транснацнональных корпораций.
II. Практическая часть
Свободные экономические зоны и территории приоритетного развития в Донецкой области
Более двух лет в Донецкой области действует Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области». С его введением среднегодовой объем иностранных инвестиций в экономику области в 4 раза превысил показатели всех предыдущих лет.
Для реализации в специальном режиме Советом по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности одобрено к реализации 125 инвестиционных проектов на сумму 4,5 млрд. грн. (821,8 млн. долл. США).
По 71 проекту предусматривается реконструкция и модернизация 46 действующих предприятий, по 54 проектам - создание 51 нового производства.
В результате внедрения проектов будет создано 12 тыс. новых и сохранено 27 тыс. рабочих мест.
Отраслевая структура проектов выглядит следующим образом. На долю базовых отраслей промышленности приходится 62 проекта на сумму 2,8 млрд. грн. в том числе в металлургии- 11 (996 млн. .грн.), угольной промышленности -13 ( 529 млн. грн.), химической - 21 (878 млн. грн), машиностроении - 14 (320 млн. .грн.), стройиндустрии - 3 проекта (36 млн. грн.). В легкой и пищевой промышленности принято 34 проекта на 1035 млн. грн, сельском хозяйстве - 10 на 122 млн. грн., транспорте и связи - 14 на 408 млн. грн.), коммунальном хозяйстве - 4 на 157 млн. грн., здравоохранении - 1 проект на 7 млн. грн.
Из числа одобренных проектов -64 с участием иностранных инвесторов, их капитал составляет 329 млн. долл. США. Значительные средства вкладывают в экономику области компании Великобритании ( 67,2 млн. долл. США), США (43,6), Германии (49,9), Нидерландов (36,7), Швейцарии (20,1), Австрии (29,5), Швеции (18,6 млн. долл. США), а также Италии, Сирии, Эстонии.
В стадии реализации находится 84 проекта. По ним фактически поступило 1,9 млрд. грн (348,4 млн. долл. США), в том числе от иностранных компаний -51 проц.
По 56 проектам объекты введены в эксплуатацию. Всего ими произведено продукции (работ, услуг) на 2,7 млрд. грн. Номенклатура ее обширна - это уголь и угольный концентрат, доменный кокс, сталь и прокат, анкерные крепления, полистирол, карбамид, амиачная селитра, гофротара, мягкая упаковка мебель и швейные изделия, хлебопродукты, кондитерские и колбасные изделия, растительное масло, лекарственные препараты, высококачественное туалетное мыло и продукция технического назначения.
Выпускаемая продукция конкурентоспособна - она существенно потеснила на внутреннем рынке импортные товары. Четвертая часть товарной продукции идет на экспорт.
На введенных в производство объектах создано более 4,7 тыс. новых и сохранено 11,2 тыс. рабочих мест, оплата труда на них вдвое превышает среднеобластной уровень.
Благодаря действию Закона Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" угольные предприятия, работающие в рамках Закона ("Шахта "Краснолиманская", "Красноармейская - Западня №1", "Комсомолец Донбасса") по итогам прошлого года дополнительно добыли угля и произвели продуктов углеобогащения -5,2 млн. т.
Найдена возможность реализации проектов на убыточных шахтах. Разработана схема взаимодействия инвесторов с угледобывающими предприятиями. Так, по одному из новых проектов шахта "Ждановская" ГХК "Октябрьуголь" передает в эксплуатацию часть угольных запасов создаваемому акционерному обществу, которое, в свою очередь, оказывает шахте услуги по транспортировке и вентиляции. Таким образом, можно будет увеличить добычу угля, пополнить бюджет города.
В 2000 году были в основном завершены организационно-подготовительные работы по развитию инвестиционной деятельности в специальных экономических зонах.
В СЭЗ "Донецк" в реализации уже 2 инвестиционных проекта, одобренных Советом, общей стоимостью 9,2 млн. долл. США. В марте 2001 года, как и предусматривалось бизнес-планом, введено в эксплуатацию предприятие по производству мясных продуктов. Предприятие "Норд" ведет строительство завода по выпуску электробытовой техники.
В СЭЗ "Азов" выполнены работы по развитию инфраструктуры: построен причал, произведена укладка рельсовых путей к нему, укреплена Восточная дамба и др. Начато внедрение первого инвестпроекта на Азовском судоремонтном заводе, который в прошлом году стал субъектом СЭЗ. Реализация проекта осуществляется за сет собственных средств предприятия (1,5 млн. долл. США)
В регионе специальные экономические зоны и территории приоритетного развития — эффективный механизм экономического оздоровления региона. Эффект от инвестиционных проектов, оказывает непосредственное влияние на бюджет. Для реализации инвестпроектов государством предоставлено налоговых и таможенных льгот на 392,2 млн. грн. Платежи в бюджет за счет инвестиционной деятельности составили 343,5 млн. грн., то есть приближаются к сумме полученных льгот.
За 2000 год инвестиционной деятельности соотношение предоставленных льгот и поступлений в бюджет от реализации инвестпроектов составило почти 1:1 (за 1999 год 5:1). К моменту окончания реализации каждого проекта бюджетные поступления компенсируют льготы в капиталоемких отраслях — в 3-4 раза, в отраслях с быстрой оборачиваемостью капитала - в 9 раз, в среднем в 6 раз. (По 22 инвестиционным проектам платежи в бюджет уже сейчас превышают предоставленные льготы. Например, по проектам шахты «Красноармейская-
Западная №1, ДМЗ и «АВК» - в 4,5-5 раз, ГХК «Краснолиманская» - в 2-5 раз, швейного предприятия «Донбасс» - в 3 раза.)
С развитием инвестиционной деятельности и соответствующим приростом производства расширяются хозяйственные связи предприятий, реализующих инвестпроекты, поскольку в этот процесс вовлекается все больше внутренних ресурсов, поставщиков и подрядчиков. Закон оказывает стабилизирующее влияние как в целом на область, так и на другие регионы. — способствует оживлению экономики их предприятий, наполнению бюджетов и сглаживанию социальных проблем.
Заключение
Были рассмотрены различные аспекты формирования и деятельности свободных экономических зон в Украине, СНГ н странах дальнего зарубежья. Есть немало сходного в их создании и функционировании, но есть и существенные различия. Пожалуй, всез объединяет одна общая цель, общая задача — повышение терр риалыюй эффективности производства через привлечение иностранного капитала, расширение экспорта, создание новых рабочих мест развитие социальной инфраструктуры.
Выше подчеркивалось, что нередко по одной и той же СЭЗ нашей стране принято несколько законодательных актов, что свидетельствует и о сложности пути становления зон, и о возникающих в ходе их формирования в противоречиях, и об изменении самой социально-экономической ситуации в Украине. Существуют и разные взгляды на проблему свободных экономических зон, на их видовой состав, на характер льгот, предоставляемых иностранным и национальным предпринимателям в СЭЗ.