Реферат по предмету "Экономика"


Рыночная структура экономики в России

ВВЕДЕНИЕ. Начиная с 1991 года, в нашей стране проводится курс реформ, направленных на переход от государственной системы регулирования к рыночной системе отношений. За последние несколько лет в России начал развиваться малый и средний бизнес, одной из существенных черт становления которого, принято стать повы­шение качества менеджмента и совершенство­вание его неотъемлемой составляющей — целенаправленной маркетинговой политики. Работа предприятий в условиях рыночных реформ потребовала существенных изменений в подходах к планированию деятель­ности, реализации стратегии управления на но­вых принципах. Актуальными для руководителей стано­вятся такие вопросы, как выявление наиболее эффективных путей сбыта продукции, улучше­ние ее качества, снижение себестоимости това­ров и услуг преимущественно путем сокращения внутренних издержек.
Учитывая актуальность данной проблемы, я решил посвятить свой реферат рассмотрению проблем деятельности фирмы в рыночных условиях. Целью написания работы явилась полная и всеобъемлющая характеристика частной предпринимательской деятельности в условиях переходной и кризисной экономики, а также рассмотрение особенностей рыночной структуры экономики в целом, и видов рыночной конкуренции в частности. Реферат состоит из нескольких частей, в первой из которых я рассматриваю основные виды рыночной конкуренции, анализирую их преимущества и недостатки применительно к российской экономике. Вторая часть работы представляет собой характеристику маркетинга в работе частного предпринимательского сектора и обзор наиболее эффективных методов управления. Последним пунктом реферата является анализ деятельности частных предприятий НПР, работающих в сфере распространения компьютерных технологий и оргтехники. На примере таких организаций как «Инфоцентр», «Ольга», «Мир ПК» и др., я рассматриваю основные концепции поведения частных предприятий в условиях рыночной конкуренции. При написании работы мной было проанализировано большое количество российской периодической литературы, в том числе такие журналы, как «ЭКО», «Экономика и жизнь», «Российский экономический журнал» и др. Изучив основные тенденции и особенности рыночной структуры экономики, я обобщил их в своем реферате. МАРКЕТИНГ В РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА Одной из существенных черт становления в России частного бизнеса призвано стать повы­шение качества менеджмента и совершенство­вание его неотъемлемой составляющей — целе­направленной маркетинговой политики. Она служит целям определения ассортимента про­дукции, планирования выпуска и продвижения товаров на рынок. Российские предприятия формирующегося частнопредпринимательс­кого сектора уже используют на практике от­дельные элементы маркетинга, но далеко не всегда эта деятельность пока охватывается еди­ной стратегией бизнеса, взаимосвязанно учи­тывающей потребительский спрос, рыночную конъюнктуру, поведение конкурентов, особен­ности внешней среды. Таков главный вывод из анализа влияния маркетинга на становление частного бизнеса в трех регионах страны — в Республике Удмуртии, Иркутской и Тульской областях, проводимого с 1996 г. Межведомст­венным аналитическим центром (с участием Ин­ститута стратегического анализа и развития предпринимательства) в рамках проекта «Ре­гиональные исследования по формированию частного сектора», выполняемого по заданию Международного банка реконструкции и раз­вития . Информационную базу исследования составили многократные анкетные опросы ру­ководителей более чем 200 предприятий про­мышленности, торговли и сферы услуг по всем регионам, а также глубокие интервью как с ними, так и с представителями внешней среды. Работа предприятий выборки в условиях рыночных реформ потребовала существенных изменений в подходах к планированию деятель­ности, реализации стратегии управления на но­вых принципах. Опрашиваемые руководители в последние годы все полнее осознают преиму­щества развития предпринимательства, однако большинство из них продолжают сетовать на ряд причин, по их мнению, оказывающих отри­цательное воздействие на состояние предприя­тий. Общими факторами, в наибольшей степе­ни препятствующими развитию бизнеса как ма­лых, так и крупных предприятий, предприни­матели признают: падение платежеспособности потребителей (более 70% респондентов), недо­статок денежных оборотных средств (около 40%). Определенные сложности для становле­ния предпринимательства обусловлены также и некоторыми другими проблемами: отмечается, в частности, банкротство бывших государствен­ных оптовых баз и крупных торговых фирм, т.е. потеря традиционных каналов сбыта. Следует отметить, что даже в нынешних условиях, которые нельзя признать оптималь­ными для развития предпринимательства, про­исходят изменения в поведении руководителей, совершенствуется уровень менеджмента, в том числе вследствие маркетинговых проработок. От внешних причин, объясняющих сложности ведения бизнеса (налоги, тарифы, законы и т.п.), руководство предприятий все больше обраща­ется к внутренним проблемам, к поиску средств противодействия обстоятельствам неблагоприятной общеэкономической ситуации, к плани­рованию своей деятельности в соответствии с потребностями рынка. Актуальными для руководителей стано­вятся такие вопросы, как выявление наиболее эффективных путей сбыта продукции, улучше­ние ее качества, снижение себестоимости това­ров и услуг преимущественно путем сокращения внутренних издержек. Сбыт становится перво­очередной задачей: согласно анкетным опро­сам, в структуре доходов предприятий реализа­ция продукции и услуг стоит на первом месте по рейтингу и по величине вклада почти в 50 раз превышает долю занимающего второе место источника дохода — продажу материальных за­пасов. Иными словами, развитие предприятий их руководители чаще всего связывают с решением прежде всего основных проблем сбыта. Наибо­лее значимыми из них предпринимателям пред­ставляются увеличение объемов продаж и мак­симизация прибыли, иногда акцент делается на расширении экспорта (хотя в абсолютном зна­чении он обычно невелик). Перспективы производства и освоения рынков всерьез сопрягаются и с развитием тех­нологий и диверсификацией деятельности, на­лицо переосмысление руководством предприя­тий роли технологического перевооружения. В 1997 г., согласно планам предприятий, отражен­ным в рейтингах, главными направлениями вло­жения финансовых ресурсов (после пополнения оборотных средств) являются покупка, модер­низация и ремонт оборудования, необходимого как для производства новой продукции, так и для расширения традиционного ассортимента. Что касается формирования нематериаль­ных активов, то руководители переориенти­ровались на покупку передовых технологий и ноу-хау (более 46%), и это соответствует планам диверсификации. Однако для многих предприя­тий данный сюжет пока не столь актуален: дово­льно значительное число респондентов вообще не отвечало на этот вопрос (72% в 1996 г. и 54 в 1997г.). На основе итогов анкетных опросов мож­но попытаться оценить, корреспондируют ли перспективные планы деятельности предприя­тий с реализацией маркетинга (см. рис.).
Как следует из приведенных данных, тре­тья часть предприятий выборки не проводит маркетинговые исследования, и сальдовые оценки подтверждают, что эта тенденция сохра­няется. Маркетинг не стал еще необходимой функцией большинства предприятий: на поло­вине их маркетинговые проработки предпочи­тают выполнять преимущественно силами раз личных выделенных для этих целей сотруд­ников (частота ответов — около 55%).
Лишь 28 (т.е. примерно 20%) предприятий выборки осуществляют регулярные маркетин­говые исследования собственными силами, вы­деляя в своей структуре специальные маркетин­говые службы; 12 заказывают такие исследо­вания специализирующимся на этом фирмам, Предприятия, занимающиеся маркетин­гом, примерно в равных количествах распреде­лены по регионам, однако малое предпринима­тельство представлено 25 предприятиями про­тив 15 крупных и средних. По виду деятельности предприятий, регулярно проводящих маркетин­говые исследования, выборка структурирова­лась следующим образом: производственные — примерно 60%, в сфере торговли и услуг — около 40. Причем предприятия второй группы в большей степени склонны не держать собствен­ные службы маркетинга, а в случае необходи­мости заказывать исследования. Такой подход может быть оправдан в условиях дефицита фи­нансовых средств. Из полученных в интервью ответов рес­пондентов следует: каждое предприятие под­ходит к формированию маркетинговой стра­тегии или отдельных ее программ своим путем, интуитивно, преимущественно собственными силами, поскольку практически все респонден­ты отмечают пока недостаточно высокий уро­вень специалистов по маркетингу и консалтингу. Поскольку на начальных этапах рыноч­ных реформ маркетинг ассоциировался лишь со сбытом продукции, занимались им эпизодиче­ски, силами специально выделенных для этого сотрудников — обычно из отделов сбыта. Такое положение, в общем-то, сохраняется и теперь. Тут сказывается отсутствие не только квалифи­цированного персонала, способного работать в данной области управления, но и менеджеров среднего и высшего звена, имеющих представ­ление об автоматизированных системах пла­нирования и управления. Маркетинговые службы, если они созда­ны, или отделы сбыта, существовавшие и ранее, пока не стали координаторами для производст­венных, технологических и сбытовых подразде­лений обследованных предприятий, и (за ред­ким исключением) не играют заметной роли в принятии стратегических решений по разработ­ке новых изделий или изменениям в производст­ве. Оценивая собственный опыт маркетинга в рыночных условиях, некоторые руководители (как правило, крупных промышленных произ­водств) считают, что от разовых маркетинговых акций необходимо переходить к систематиза­ции и управлению в рамках единой маркетинго­вой стратегии, создавая комплекс отдельных маркетинговых служб. По их мнению, «надо за­глянуть в завтрашний день, перейти к стратеги­ческому управлению маркетингом, активному формированию рынка, для чего необходимы ук­репление связи маркетинговых подразделений с другими, повышение квалификации персона­ла». Но таких предприятий пока единицы, и поэтому не случайно, что по всей выборкев рей­тинге вкладов различных видов активов в реаль­ную стоимость предприятия передовой менедж­мент занимает лишь десятое место. В то же вре­мя руководители отдают должное некоторым специфическим маркетинговым функциям в сфере производства и особенно реализации про­дукции (третье место в рейтинге). Действуя в рыночных условиях, предприя­тия реализуют конкретные решения по следую­щим функциям маркетинга: 1) сбыт продукции; 2) политика ценообразования; 3) меры по про­движению товара на рынок. Как отметили в своих интервью руководи­тели предприятий, они сами обычно вынужде­ны контролировать вопросы сбыта — из-за не­хватки специалистов по маркетингу. Но ведь и сами эти руководители, вышедшие, как прави­ло, из административно-командной системы, подчас ясных представлений о маркетинге не имеют. Критическим для развития и роста произ­водства предприниматели признают катастро­фическое снижение платежеспособности потре­бителей. В этой связи стремление товаропроиз­водителей к ограничению сферы распростране­ния конкурентных товаров и введению барьеров для входа на рынок новых продавцов, к разделу рынков продукции не только импортной, но и отечественной, выглядят не совсем удачными способами борьбы с конкурентами: шансы на успех таких действий в конечном счете невели­ки. В течение последних двух—трех лет именно маркетинг выступает на первый план и при рациональной организации становится для неко­торых предприятий движущей силой развития. Исследование и освоение рынка происхо­дят по нескольким направлениям. Перманент­ным процессом можно считать сегментирова­ние региональных потребительских рынков. Практически все предприятия, производящие и реализующие конечную продукцию, товары на­родного потребления, ориентируются в основ­ном на покупателей среднего достатка. Зависи­мость от такого покупательского спроса застав­ляет предприятия сохранять конкурентоспособ­ность главным образом по цене, сдерживая, если удается, последнюю путем снижения производ­ственных издержек, поиска и использования бо­лее дешевого сырья. Не менее болезненным для предприятий представляется изменение сегмен­тов рынка частных потребителей и государст­венных заказчиков. Несмотря на то, что госза­казчики всегда считались наиболее надежными партнерами, высокая дебиторская задолжен­ность в недавнем времени уменьшила привлека­тельность госзаказа для частного бизнеса. Об этом свидетельствуют респонденты, которые считают, что в современных условиях следует от потребителей-госзаказчиков отказаться и ис­кать новых. Частично решение проблем непла­тежей достигается путем развития многоступен­чатого бартера, когда в него вовлекаются не только товаропроизводители, но и организа­ции, непосредственно не участвующие в произ­водственных процессах (объекты социального назначения, учреждения общественного пита­ния и др.). . То, что сегментирование ведется преиму­щественно по географическому признаку, пока­зывает: обследуемые предприятия ограничива­ются сбытом продукции главным образом на местных рынках. На данном этапе развития локальные рынки оказались наиболее благо­приятной сбытовой средой, поскольку для боль­шинства предприятий здесь более ясна конъюн­ктура, проще проведение маркетинговых иссле­дований. Регионализация сбыта является также следствием высоких тарифов на транспортные перевозки, что приводит не только к обраще­нию на ближние внутренние рынки, но и к отка­зу от экспорта продукции (или к его сокраще­нию). Локальный монополизм товаропроизво­дителей, характерный для современных товар­ных рынков, не способствует формированию конкурентной среды, разобщает единое эконо­мическое пространство страны. В отличие от сбыта география снабжения сырьем и материалами более обширна и развет­влена. Избыток предложений по поставкам, о чем говорят респонденты, предоставляет им свободу выбора партнеров и позволяет удер­живать стоимость производимой продукции на доступном уровне.
В структуре поставок превалирует про­дукция российского производства (около 70%). Пятая часть ресурсов завозится из-за рубежа, включая страны СНГ и Прибалтики. Встреча­ются и парадоксальные случаи. Так, Иркутская меховая фабрика закупает сырье не у собствен­ных заготовителей, а в Московской области, в Прибалтике и даже в Дании и Австралии, что мотивируется более высоким качеством постав­ляемых из этих регионов полуфабрикатов.
Практически все респонденты указывают на сложность освоения новых рыночных ниш. Создание новой продукции проблематично из-за отсутствия оборотных средств и инвестиций. Среди обследованных предприятий лишь не­многим удалось, используя маркетинговые ис­следования, освоить новые рынки. К их числу, пожалуй, можно отнести в основном те, что работают на давальческом сырье. Однако эти предприятия, хотя и осваивают новую продук­цию, не занимаются ее сбытом и практически не имеют на нее прав. В сфере оказания услуг и в торговле дело обстоит лучше, поскольку есть возможность ра­ботать с продукцией, которая, по оценкам мага­зина, имеет спрос, позволяет найти новые ры­ночные ниши, новых покупателей. Респонден­ты, работающие в торговой сети, считают, что для устойчивости положения на рынке жела­тельно развивать несколько направлений дея­тельности, которые изменялись бы по мере изу­чения конъюнктуры. Распространение импортных товаров так­же сужает рыночный сегмент, занимаемый про­изводителями отечественной продукции, что вынуждает их искать пути привлечения новых покупателей или осваивать конкурентоспособ­ную продукцию. Тенденции последнего времени показывают, что отечественного потребителя частично удается вернуть благодаря лучшему качеству производимых товаров. Обследова­ния, однако, показали и то, что многие руко­водители видят выход из создавшегося поло­жения отнюдь не в рыночных способах орга­низации сбыта, а в подавлении зарубежных кон­курентов за счет квотирования. Реализация маркетинговых решений по повышению конкурентоспособности осуществ­ляется на предприятиях на основе изучения рын­ков, оценки деятельности конкурентов, рефор­мирования производственных и сбытовых стра­тегий. Так, малые предприятия для повышения конкурентоспособности продукции пытаются задействовать три наиболее перспективных ва рианта: сохранение позиций на завоеванных рынках путем расширения ассортимента; осво­ение инновационных видов продукции для за­нятия новых высокодоходных рыночных ниш; концентрацию ресурсов на производстве макси­мально прибыльных товаров. Согласно результатам анкетирования, крупные и средние предприятия в большей сте­пени, чем малые, стремятся сохранить позиции на освоенных рынках. Одинаково важным для предприятий любых масштабов является от­крытие новых рыночных ниш. Но в отличие от малых предприятий, крупные и средние не кон­центрируются на максимально прибыльном производстве, а пытаются реализовать свою продукцию, сдерживая отпускные цены в целях сохранения старых партнеров. Среди наиболее предпочтительных мер по повышению конкурентоспособности руководи­тели предприятий называют как расширение ас­сортимента выпуска продукции ради сохране­ния позиций на старых рынках, так и его изме­нение для занятия новых рыночных ниш. Толь­ко на один фактор руководители практически не обращают внимание — на услуги посредников. Респонденты отмечают, что на данном этапе развития контакты с посредниками практиче­ски не играют роли в повышении конкуренто­способности продукции. Выбор стратегии сохранения конкурент­ных позиций получил логическое продолжение в стремлении крупных и средних предприятий к продвижению старой продукции на новые рынки. Такие меры ведения конкурентной борь­бы используются ими почти вдвое чаще, чем ма­лыми предприятиями. С одной стороны, удер­жание завоеванных позиций требует меньших затрат, с другой стороны освоение новой про­дукции — более трудоемкий процесс для круп­ных предприятий, чем для малых, из-за сложно­стей технологического перевооружения и ре­конструкции производства. Сказанное выше относится к производству конечной продукции и товаров народного по­требления. В ином положении находятся высо­котехнологичные производства, производящие инновационную продукцию: спрос на нее сни­зился до критических размеров. Конкуренция между такими предприятиями практически от­сутствует, поскольку их в регионах не так много. Каждое из предприятий, как правило, использу­ет наработки из опыта прошлой деятельности и начинает свой бизнес, проведя маркетинг про­дукции еще до создания предприятия, т.е. оказы­вается относительно готовым к занятию соот­ветствующей рыночной ниши. В сфере услуг конкуренция усиливается из-за появления большого количества частников, занимающихся такими видами деятельности, как ремонт бытовой техники и автомобилей, строительные работы и др. В этой ситуации предприятия стремятся завоевать конкурентные позиции обеспечением лучшего качества работ. Реализация маркетинговых исследований в ценовой политике выражается в различных вариантах формирования цены на продукцию, решения о которых принимаются на основе ис­следования аналогичных товаров, политики конкурентов, оценок доходов постоянных и по­тенциальных потребителей. Ценовая политика остается средством конкурентной борьбы на внутреннем рынке. Динамика изменения подхо­дов к формированию цены в период исследо­вания характеризуется следующими фактами: при первом опросе (июнь 1996 г.) почти 70% рес­пондентов ответили, что стремились лишь пок­рыть производственные издержки, а через год доля давших подобный ответ уменьшилась на 20%. И если решение проблемы снижения внут­ренних издержек зависит от умения руководст­ва, то повышение тарифов, налогов, цен на сырье воспринимается как объективный фактор текущей экономической ситуации и неизбежно приводит к росту цен на продукцию. Почти все обследованные предприятия не являются монополистами на рынке производи­мых товаров и, за небольшим исключением, имеют незначительный или нулевой выход на экспорт. По данным анкет, треть предприятий при установлении цены на продукцию ориенти­руется на цены аналогов. Стремление руководи­телей к максимизации продаж и прибыли всту­пает в глубокое противоречие с отсталостью технологии и изношенностью производственно­го оборудования. Треть опрошенных предпринимателей ста­раются устанавливать на свою продукцию цены более низкие, чем у конкурентов, но это может быть эффективно лишь при больших объемах продаж. Около четверти респондентов реализу­ют стратегию поиска «своего покупателя», что приводит к формированию цены в соответствии с уровнем его доходов. Судя по всему, руководители понимают необходимость выбора других путей для осу­ществления конкурентной борьбы, что возмож­но либо на базе максимизации прибыли при концентрации на выпуске пользующихся наи­большим спросом товаров и свертывании всей остальной деятельности, либо посредством из­менения ее профиля и выпуска качественной продукции в расширенном ассортименте. Выявленная в процессе обследования регионализация сбыта продолжает сохраняться и в 1997 г.: почти 90% производителей осваивают местный рынок или рынки близлежащих обла­стей, и лишь единицы выходят на рынок зару­бежный. В перспективемногиерассчитывают на использование новых схем сбыта, однако в на­стоящее время наиболее распространены пря­мые поставки под заказ. Около двух третейпро-дукции распространяются по прямым хозяйст­венным связям независимо от отраслевой при­надлежности предприятия или от региона. Од­ним из способов улучшения финансового поло­жения и снижения внутренних издержек можно считать попытки производителей изменить схе­мы сбыта и открыть собственные торговые точки, создать специализированные магазины (предприятия легкой промышленности в Тульс­кой и Иркутской областях). Это помогает увели­чить объем товарооборота, сохранить произ­водство на определенном уровне, а также избе­жать повышения цен на продукцию, вызываемо­го дополнительными торговыми наценками.
Существенным средством продвижения товаров на рынок служит привлечение покупа­телей путем оказания дополнительных услуг в период реализации и послепродажного обслу­живания. Их перечень не так велик, и различия в поведении заметны, в основном, по двум груп­пам предприятий. В той группе, где вовсе не про­водятся маркетинговые проработки, третья часть предприятий не оказывает никаких до­полнительных услуг, но тем не менее 26% пред­приятий предлагают скидки, а пятая часть — бесплатную доставку. Если же обратиться к группе предприятий, регулярно занятых мар­кетингом, то основная их часть делает скидки отдельным контингентам покупателей (свыше 70%), а также привлекает клиентов посредством консультирования и информационного обслу­живания (свыше 40%) или обеспечивает послега­рантийное обслуживание (37%), т.е. проводит мероприятия, требующие дополнительных за­трат в сфере маркетинга.
Суммарные расходы на маркетинг и рекла­му не превышают в среднем по выборке 5%, что не соответствует принятым в развитых странах нормам, где в структуре цены такие затраты достигают больших на порядок величин. Ак­тивный спрос на продукцию обследуемые пред­приятия формируют, используя средства массо­вой информации, однако не всегда эффект от проделанной работы соответствует понесенным затратам. Происходящее в последние годы со­кращение рекламы, по мнению опрошенных ру­ководителей, свидетельствует о недостаточной ее эффективности. Но, по-видимому, это связано как с качеством самой рекламы и отсутствием потребностей в продукции, так и с неплатеже­способностью основных потребителей, т.е. с не­достаточно эффективными маркетинговыми проработками. Производители и продавцы не­редко пользуются таким средством рекламы, как ярмарки-продажи и выставки, но и в этом случае респонденты отмечают падение спроса на выставляемую продукцию. Крометого, отме­чается, что подготовка новых выставочных образцов требует затрат, которые, как правило, впоследствии не оправдываются. Несмотря на это производители осознают, что реклама явля­ется атрибутом маркетинговой стратегии, кото­рый необходим для утверждения позиций на то­варном рынке. По мнению респондентов, пока не отвеча­ет современным требованиям инфраструктура товарных рынков. Как правило, низка культура взаимодействия с производителями, отсутству­ют складские помещения с подъездными путя­ми, высока арендная плата при использовании баз, складов. Указывают и на такое осложняю­щее обстоятельство, как уменьшение количест­ва оптовых баз, хотя в то же время некоторые респонденты порицают торговлю за высокие наценки. Инфраструктура информационных услуг, используемых предприятиями в марке­тинговых исследованиях, сформировалась в ре­шающей мере на базе информ ационных органов бывших государственных учреждений. Посте­пенно занимают свою рыночную нишу и част­ные информационные службы, которые входят на рынок, не только используя имевшийся ста­рый запас, но и прокладывая новые направ­ления деятельности, в частности, через оказание консалтинговых услуг по разработке схем опти­мального управления предприятиями, внедре­нию передового менеджмента (Иркутская об­ласть). При проведении маркетинговых иссле­дований используются и такие неформальные методы обобщения и сбора информации, как выявление мнения родственников, коллег, зна­комых. Применение этих методов не требует до­полнительных расходов, связанных с организа­цией и проведением маркетинговых опросов. Хотя к работе отмеченных информаци­онных структур со стороны руководителей предприятий предъявляются определенные пре­тензии, респонденты тем не менее отмечают факты регулярного предоставления конъюнк­турных обзоров, которые подготавливают кон­церны «Росмех», «Легпром» и другие организа­ции, с указанием данных о конкурентах, ценах, технологии производства, объемах поставок и иной информации. Выявленная в процессе обследования регионализация сбыта продолжает сохраняться и в 1997 г.: почти 90% производителей осваивают местный рынок или рынки близлежащих обла­стей, и лишь единицы выходят на рынок зару­бежный. В перспективе многиерассчитывают на использование новых схем сбыта, однако в на­стоящее время наиболее распространены пря­мые поставки под заказ. Около двух третейпро-дукции распространяются по прямым хозяйст­венным связям независимо от отраслевой при­надлежности предприятия или от региона. Од­ним из способов улучшения финансового поло­жения и снижения внутренних издержек можно считать попытки производителей изменить схе­мы сбыта и открыть собственные торговые точки, создать специализированные магазины (предприятия легкой промышленности в Тульс­кой и Иркутской областях). Это помогает увели­чить объем товарооборота, сохранить произ­водство на определенном уровне, а также избе­жать повышения цен на продукцию, вызываемо­го дополнительными торговыми наценками. Существенным средством продвижения товаров на рынок служит привлечение покупа­телей путем оказания дополнительных услуг в период реализации и послепродажного обслу­живания. Их перечень не так велик, и различия в поведении заметны, в основном, по двум груп­пам предприятий. В той группе, где вовсе не про­водятся маркетинговые проработки, третья часть предприятий не оказывает никаких до­полнительных услуг, но тем не менее 26% пред­приятий предлагают скидки, а пятая часть — бесплатную доставку. Если же обратиться к группе предприятий, регулярно занятых мар­кетингом, то основная их часть делает скидки отдельным контингентам покупателей (свыше 70%), а также привлекает клиентов посредством консультирования и информационного обслу­живания (свыше 40%) или обеспечивает послега­рантийное обслуживание (37%), т.е. проводит мероприятия, требующие дополнительных за­трат в сфере маркетинга. Суммарные расходы нам аркетинг и рекла­му не превышают в среднем по выборке 5%, что не соответствует принятым в развитых странах нормам, где в структуре цены такие затраты достигают больших на порядок величин. Ак­тивный спрос на продукцию обследуемые пред­приятия формируют, используя средства массо­вой информации, однако не всегда эффект от проделанной работы соответствует понесенным затратам. Происходящее в последние годы со­кращение рекламы, по мнению опрошенных ру­ководителей, свидетельствует о недостаточной ее эффективности. Но, по-видимому, это связано как с качеством самой рекламы и отсутствием потребностей в продукции, так и с неплатеже­способностью основных потребителей, т.е. с не­достаточно эффективными маркетинговыми проработками. Производители и продавцы не­редко пользуются таким средством рекламы, как ярмарки-продажи и выставки, но и в этом случае респонденты отмечают падение спроса на выставляемую продукцию. Крометого, отме­чается, что подготовка новых выставочных образцов требует затрат, которые, как правило, впоследствии не оправдываются. Несмотря на это производители осознают, что реклама явля­ется атрибутом маркетинговой стратегии, кото­рый необходим для утверждения позиций на то­варном рынке. По мнению респондентов, пока не отвеча­ет современным требованиям инфраструктура товарных рынков. Как правило, низка культура взаимодействия с производителями, отсутству­ют складские помещения с подъездными путя­ми, высока арендная плата при использовании баз, складов. Указывают и на такое осложняю­щее обстоятельство, как уменьшение количест­ва оптовых баз, хотя в то же время некоторые респонденты порицают торговлю за высокие наценки. Инфраструктура информационных услуг, используемых предприятиями в марке­тинговых исследованиях, сформировалась в ре­шающей мере на базе информ ационных органов бывших государственных учреждений. Посте­пенно занимают свою рыночную нишу и част­ные информационные службы, которые входят на рынок, не только используя имевшийся ста­рый запас, но и прокладывая новые направ­ления деятельности, в частности, через оказание консалтинговых услуг по разработке схем опти­мального управления предприятиями, внедре­нию передового менеджмента (Иркутская об­ласть). При проведении маркетинговых иссле­дований используются и такие неформальные методы обобщения и сбора информации, как выявление мнения родственников, коллег, зна­комых. Применение этих методов не требует до­полнительных расходов, связанных с организа­цией и проведением маркетинговых опросов.
Хотя к работе отмеченных информаци­онных структур со стороны руководителей предприятий предъявляются определенные пре­тензии, респонденты тем не менее отмечают факты регулярного предоставления конъюнк­турных обзоров, которые подготавливают кон­церны «Росмех», «Легпром» и другие организа­ции, с указанием данных о конкурентах, ценах, технологии производства, объемах поставок и иной информации.
Для получения конкретной информации о состоянии и результатах деятельности пред­приятий, равно как и об их поведении в рыноч­ной среде в зависимости от осуществления функ­ций маркетинга, выборка была разделена на две основные группы. К первой отнесены уже упо­минавшиеся предприятия, которые выполняли определенныемаркетинговыефункции (всего 40 предприятий). В другой группе маркетинг про­водится эпизодически или вообще отсутствует (примерно 160—170 предприятий). При анализе результатов мы в большей степени ориентиро­вались на крайние случаи (есть маркетинг или нет), поскольку в других случаях тенденции влияния маркетинга на деятельность предприя­тий не прослеживались достаточно определен­но. О том, насколько эффективно выполняют­ся функции маркетинга и как они влияют на основные составляющие деятельности пред­приятий, можно судить по обобщенным данным выборки, которые нет возможности предста­вить в одной статье. Согласно материалам анкетного опроса, а также интервью в трех обследуемых регионах, получены следующие результаты по группиров­кам предприятий, отличающихся функциями маркетинга. Во-первых, в выборке не обнаружены пред­приятия, в которых маркетинг является элемен­том стратегического менеджмента. Речь идет о предприятиях, которые являют собой пример воплощения в функциональном содержании маркетинга моментов планирования, управле­ния, оптимального распределения продукции и услуг с учетом внешних факторов развития. Судя по полученным данным, их число (если та­ковые вообще существуют) в панельной выбор­ке должно быть незначительным. Выявить их, по-видимому, удастся в ходе глубоких интервью на следующих этапах работы, сосредоточив­шись на отдельных наиболее продвинутых в маркетинге предприятиях. Во-вторых, лишь меньшая часть выборки (не более 20 предприятий) характеризуется срав­нительно высокой степенью развитости марке­тинга. Речь идет о тех предприятиях, которые отличают последовательная ориентация на ры­нок, изучение потребительского спроса и конку­рентов, формирование новых схем сбыта. Мар­кетинг здесь частично выполняет функцию уп­равления предприятием. В-третьих, большинство предприятий вы­борки (числом свыше 180) ограничиваются решением простейших маркетинговых задач. Ассортимент производимых ими товаров и ус­луг не требует от предпринимателей особых усилий для изменения вида деятельности. В не­развитой конкурентной среде такие предприя­тия не способствуют прогрессу рыночных отно­шений, поскольку ориентированы, как правило, на внутренние проблемы производства и сбыта; маркетинг здесь в лучшем случае выполняет функцию распределения товарной продукции. Общие итоги описанного анализа таковы. 1. Маркетинг начинает внедряться в прак­тику деятельности предприятий в регионах. Можно констатировать проведение маркетин­говых исследований специальными подразде­лениями или (примерно на 40 предприятиях) независимыми фирмами. Однако пока влияние маркетинговых проработок слабо сказывается на положении предприятий; показатели их дея­тельности за период наблюдений в 1996—1997 гг. не улучшились. 2. В какой-то мере переломным моментом можно считать переориентацию руководства около 15% предприятий всей выборки на такие маркетинговые проработки внутренних проб­лем, которые реально помогают противостоять негативам общеэкономической ситуации (в том числе сокращению платежеспособного спроса), осложняющим становление частного бизнеса. Предприятия, стремящиеся укрепить свои пози­ции в конкурентной среде, характеризуются бо­лее высокой степенью развитости маркетинга, с помощью которого изучаются рынок (потреби­тели, конкуренты), формируется новая структу­ра сбыта, дифференцируются функции произ­водства и распределения посредством передачи последних специализированным сбытовым ор­ганизациям , активизируется процесс индивиду­ализированных продаж. Специфика этой груп­пы предприятий состоит в наличии у них руково­дителей стремления к синтезированию отдель­ных элементов маркетинговой политики в це­лостную стратегию поведения на рынке. Мар­кетинг частично выполняет функцию управле­ния предприятием, ибо воздействует на пере­ориентацию и развитие производства на основе рыночного спроса, а также сам способствует формированию последнего. 3. Другая группа, насчитывающая пример­но 180 предприятий, отличается наименее раз­витым маркетингом. В незрелой конкурентной среде такие предприятия, ориентированные почти исключительно на внутренние проблемы производства и сбыта, не способствуют разви­тию рыночных отношений. 4. Несмотря на позитивные сдвиги в смыс­ле осознания руководителями роли маркетинга в формировании рыночного поведения, дейст­вует ряд факторов, препятствующих выработке и, главное, практической реализации маркетин­говых стратегий. Среди них основные: неразви­тость инфраструктуры товарных рынков; сла­бая подготовленность специалистов, работа­ющих в сферах маркетинга, управления и конт­роля; вмешательство региональных властей в функционирование локальных рынков, уста­новление административных барьеров на пути входа конкурентов на эти рынки; высокие транс­портные тарифы, обусловливающие гипертро­фированную регионализацию, разрыв единого экономического пространства. 5. Выходом из создавшегося положения могут стать: активная поддержка и развитие на региональном и федеральном уровнях системы целенаправленной подготовки специалистов-маркетологов и менеджеров, создание мощной информационной инфраструктуры, проведение антимонопольными органами эффективной по­литики с тем, чтобы не допускать монополи­зации и формировать конкурентную среду на товарных рынках в регионах. ЧАСТЬ II КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ Рыночная структура Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок". Таблица 1-1* Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем вилам информации Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная" продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 1-1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.
Совершенная конкуренция Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стан­дартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы про­изводства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок. Колебания цены могут быть довольно интенсивными — сравните цену яблок в конце лета и весной, — но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. На практике совершенная конкуренция в чистом виде — явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Несовершенная конкуренция Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Монополистическая конкуренция Большинство производителей старается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вир зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25 % общих внутренних поставок, а на восемь — менее 50 %. Например, в США в 1988 г. насчитывалось 1132 независимых продавца мягкой мебели, причем на долю четырех крупнейших приходилось 17 % общих поставок, а на восемь крупнейших — 25 %. Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок" в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами. Следует подчеркнуть, что дифференциация Продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену. Например, стройматериалы — железобетон и кирпич. Олигополия Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точ­ное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, огра­ниченную, с одной стороны, монополией, а с другой — монополистической конкуренцией. Об этом свидетельствуют данные табл. 1-2, где показана также различная степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США. таблица 1-2 Степень концентрации производства в некоторых олигополистических отраслях США, 1989 г. Отрасль Число продавцов Годовые поставки четырех крупнейших компаний, % Алюминиевая 15 64 Свинцовая 5 99 Автомобильная 28 92 Домашние холодильники 18 94 1 Жареный кофе 118 65 Жевательная резинка 9 95 Кукурузный сахар 19 65 Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших — величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью — взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К. Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукция химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на вы­пуске товаров потребительского назначения, это — автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты. К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист. Олигополия в значительной степени имела место в командной экономике СССР и сохранилась в России, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ, на восстановлении хозяйственных связей. До сих пор, несмотря на деятельностьанти монопольных государственных органов, олигополия выступает существенным фактором российского национального хозяйства.
Монополия (частая монополия) Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторе», «Эксон», «Кока-кола» и др. Но есть и другая трактовка понятия «монополия» — это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда по­купателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприя­тие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих' отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить на­значенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т. п. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Каковы же реальные барьеры, препят­ствующие вступлению в отрасль? 1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией», т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента. 2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь» газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения. 3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные Права-4, Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые ком­пании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Алюминиум компани оф Америка» является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания «ИНКО» контролировала около 90 % известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Бирс». Ценовая дискриминация Всегда ли фирма-монополист устанавливает единую цену на свою продукцию? Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с. различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможное силу обособления рынков Друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Во-первых, дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобре­таемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара каждому покупателю по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т. п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.
Ценовая дискриминация, также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезон­ности и т. п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до первой мировой войны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо денег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий: · фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование; · должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепро­дать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен. что подорвет ценовую дискриминацию; · необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с уче­том характера работы, доходов, пола, возраста, семейного поло­жения, вкусов, места жительства и т. д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар. Каковы же последствия ценовой дискриминации? С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рын­ка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те сегменты рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются. Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное' распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничение для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высо­ким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказа­лось на издержках во многих отраслях американской промышлен­ности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливо сберегающим технологиям и сни­зить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистиче­ские объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии — это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Great Gatsby Essay Research Paper The characters
Реферат Наша эра
Реферат Мотивация труда сотрудников
Реферат Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков
Реферат «Історія розвитку Microsoft Word»
Реферат Конституционные процессы в Крыму в 1997 году
Реферат Могучая кучка . Русское музыкальное искусство конца 19 начало 20 века
Реферат Методика преподавания подраздела Электротехника
Реферат Диалог с исламом с православной точки зрения
Реферат Мультимедиа система компьютера
Реферат Итальянские вина
Реферат Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к Централизованному Тестированию
Реферат Международные стандарты в бухгалтерии
Реферат Перспективные композиты XXI века на основе органических и неорганических полимеров. Новые металлические сплавы, приоритетные технологии
Реферат Мышление о мышлении