Реферат по предмету "Экономика"


Отчет о производственной практике на ОАО “Заря”

1. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Общая характеристика предприятия Открытое акционерное общество "Казанская кондитерская фабрика "Заря" учреждено в соответствии с Законом Республики Татарстан "О преобразовании государственной и коммунальной собственности в Республике Татарстан (о разгосударствлении и приватизации)" и Указом Президента Республики Татарстан "О мерах по преобразованию государственных объединений, предприятий и организаций в акционерные общества" от 26 сентября 1992 года N УП-466, планом приватизации Казанской кондитерской фабрики "Заря", утвержденным постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом от 28 июля 1993 года, N 32. Общество зарегистрировано без ограничения срока. Общество является правопреемником государственного предприятия "Казанская кондитерская фабрика "Заря". Предприятие принадлежит к отрасли пищевой промышленности. По сравнению с другими отраслями она имеет ряд особенностей, которые определяются прежде всего назначением вырабатываемой продукции; характером перерабатываемого сырья; значительной зависимостью количества и качества сырья от погодных условий, не транспортабельностью многих видов сырья. Общие черты, объединяющие различные отрасли пищевой промышленности, - широкое применение химических, биохимических и тепловых процессов, повышенные требования к санитарным и техническим условиям производств, особенности организации производственных потоков. Пищевая промышленность отличается от других отраслей сравнительно высоким удельным весом оборотных средств в общем объёме производственных фондов, высокой рентабельностью многих производств, обложением НДС большего количества видов продукции.
Основной целью общества является удовлетворение общественных потребностей в кондитерских изделиях, получение прибыли и использование ее в интересах акционеров, для развития производства и решения социальных задач трудового коллектива ОАО “Заря”. Основными видами деятельности предприятия являются: ¨ производство и реализация кондитерских изделий и других товаров; ¨ организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления и продукцией производственно-технического назначения; ¨ осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других грузов на территории Республики Татарстан и за ее пределами; ¨ реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, разработка, освоение и реализация передовой техники и технологии другим юридическим и физическим лицам; ¨ посредническая производственно - коммерческая деятельность, не запрещённая законодательством, действующим на территории РТ; ¨ оказание платных услуг физическим и юридическим лицам; ¨ изыскание дополнительных финансово - кредитных ресурсов, в т. ч. осуществление финансовых операций по привлечению личных сбережений акционеров и работников фабрики, использование их в установленном порядке в качестве собственных кредитных ресурсов, начисление и выплата процентов по заёмным средствам. Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность: ¨ производит экспортно - импортные операции; ¨ участвует в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов пищевой промышленности за рубежом на условиях генерального подряда, технического содействия и кооперации; ¨ осуществляет научно - техническое сотрудничество с зарубежными странами в целях эффективного решения проблем развития пищевой промышленности; ¨ создаёт за рубежом технические и технико - коммерческие центры (бюро), ремонтные и сервисные организации, базы и склады, открывает представительства. Производственный профиль предприятия – выпуск кондитерских изделий (конфет, тортов, печенья и т. п.) Итоги деятельности предприятия за отчетный период: · объём выпуска – 17600 тонн; · объем продаж – 190230 млн. руб.; · номенклатура ­­­­­–­ кондитерские изделия (сахаристые: карамель, конфеты, ирис, драже, восточные сладости, мармелад; мучные: печенье, вафли, торты­); · фонд оплаты труда –­­ ­­­­18015 млн. руб. (в т. ч. промышленно – производственный персонал – 17422 млн. руб. и непромышленный персонал – 573 млн. руб.); · затраты – 171207­ млн. руб.; · чистая прибыль – 5850 млн. руб.; · рентабельность – 3,4%; Уставный капитал – 3033500 млн. руб. (после деноминации рубля и дополнительной эмиссии); Распределение имущества по формам собственности: - государственная – 99,99967 % - частная – 0,00033 % Состав участников ОАО: - физические лица – 1355 , размер доли - 466790 руб. - юридические лица – 6 , размер доли -2566710 руб. 1.2 Производственная структура предприятия ОАО “Заря” имеет сложную многоуровневую организационную структуру (см. приложение 1). Производственная структура предприятия приведена в приложении 2. В состав АО “Заря” входит шесть основных производственных цехов по выработке кондитерских изделий (карамель, конфеты, ирис, драже, мармелад, печенье, вафли, торты). Основное производство обслуживают вспомогательные цеха: котельная, компрессорная, ремонтно-механическая мастерская, электроцех, тарный, коробочный, транспортный. Общая и производственная структуры предприятия обуславливаются несколькими факторами: - организационно-правовая форма предприятия (влияет на структуру управления предприятием) - принадлежность предприятия к отрасли пищевой промышленности (предприятие имеет особенности в МТС и в организации сбыта, т.к. сырье и готовую продукцию нельзя долго хранить на складе) - рыночная инфраструктура в месте расположения фабрики (наличие энергии, воды, удобных подъездных путей и т.д. Например, доставка сырья и готовой продукции может осуществляться только автомобильным транспортом, из-за чего на фабрике существует транспортный цех.) - масштаб производства (производство носит массовый поточный характер, в связи с чем, например, на фабрике организован двух- и трехсменный режим работы. На предприятии применяется предметная производственная структура, это прослеживается в структуре цехов (отдельно конфетные, карамельный и мучные цеха). 1.3 Управление предприятием. На предприятии применяется линейно-функциональная структура управления, которая сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют. Деятельность того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности предприятия (см. приложение 3, функции отдельных подразделений и их взаимосвязь там же). Организационная структура управления цехом приведена в приложении 4 (на примере конфетного цеха №2). В настоящее время уровень компьютеризации на фабрике довольно низок, не все отделы обеспечены необходимой техникой, отсутствует внутрифабричная компьютерная сеть. Однако в ближайшее время планируется оснащение фабрики необходимой техникой и создание единой информационной сети в рамках внедрения бюджетирования в системе финансового планирования (более подробная информация о бюджетировании в разделе “финансы, денежное обращение и кредит”).
1.4 Планирование деятельности предприятия В связи с экономическим кризисом и постоянным снижением объемов производства в данный момент на предприятии стратегические планы на 3-5 лет не составляются. Система планирования на ОАО “Заря” в основном состоит из оперативного планирования, которое представляет собой планирование выпуска продукции по её видам. Процесс планирования можно разделить на несколько этапов и представить в виде схемы.
1. планиро- 2. выполнение 3. контроль вание планов результатов итоги анализ различий выполнения между 1 и 2 пунктами Процесс составления планов - есть процесс принятия решений о выпуске определённого количества продукции необходимого ассортимента каждым из цехов предприятия в соответствии с производственной мощностью и планом маркетинга, ориентированного на спрос. Результатом деятельности по осуществлению плановых решений является фактический объём выпуска продукции. Контроль результатов. Здесь сравнивается фактически полученные результаты с плановыми показателями, а также создаются предпосылки для корректировки деятельности фабрики в нужном направлении. Основным планом работы фабрики является бизнес – план, составляемый на 1 год с разбивкой по кварталам. На ОАО “Заря” бизнес - планирование решает следующие проблемы: определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития; привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов. Учитывая эти цели, бизнес-план включает в себя следующие разделы и показатели (см. приложение 5). В бизнес–плане на 1998 год не были заполнены следующие разделы: - развитие рыночной деятельности в планируемом году (это серьезный недостаток, т.к. данный раздел должен содержать не только состояние рыночной конъюнктуры, но и весьма важные маркетинговые позиции) - инвестиционная деятельность (в настоящее время на предприятии не ведется капитальное строительство) В приложениях 6,7,8 приводятся одни из самых важных планов – финансовый план, план по прибыли, план по численности и фонду оплаты труда. На основании бизнес–плана на предприятии разрабатываются производственные планы на 1 месяц в разрезе цехов (см. приложение 9). Базой для составления производственных планов служат производственные мощности, производственные площади, наличие трудовых ресурсов, а также план сбыта. Производственные планы ежедневно корректируются с учетом заявок от отдела сбыта и маркетинга. 1.5 Производственная программа и производственные мощности предприятия На ОАО “Заря” расчет производственных мощностей является основой для составления производственных планов, а также используется для разработки и составления плановых и отчетных балансов производственных мощностей (см. приложение 10). Под производственной мощностью цехов предприятий кондитерской промышленности понимается максимально возможный годовой выпуск продукции, отвечающий требованиям ГОСТа и техническим условиям, в номенклатуре и ассортименте для отчётного периода, соответствующих фактическому выпуску, для планового периода - установленных планом, при полном использовании производственного оборудования и площадей, фонда времени работы оборудования, а также применение передовой технологии, наиболее совершенной организации производства и труда. Пример. Мощность карамельного производства определяется производительностью основного оборудования: 1) непрерывно - поточные механизированные линии для формования карамели на штампующих / режущих машинах; 2) прерывно-поточные или не поточные механизированные линии производства карамели, или карамелеформующие агрегаты с штампующими и режущими цепями, не включённые в линию; 3) агрегаты типа ИЗМ - 2 для выработки карамели; 4) таблеточные и другие карамелеформующие машины. Годовая производственная мощность по каждому типу машин рассчитывается следующим образом: М год = О * С час * Т сут. * Д * К э (т / год), где М год - годовая производственная мощность (в тоннах); О - кол -во единиц однотипного оборудования, принимаемого для расчёта; С час - средняя (с учётом ассортимента) часовая техническая норма производительности единицы оборудования, принимаемого для расчёта мощности (в кг); Т сут. - кол -во часов работы в сутки согласно установленному режиму сменности (за минусом регламентированного нерабочего времени); Д - число дней в году (согласно фонду раб. времени); К э - поправочный коэффициент для расчёта годовой мощности учитывающий: а)для основного технического оборудования - снижение производительности в летнее время в связи с повышенной температурой наружного воздуха; б)для упаковывающего оборудования - поочерёдный вывод завёртывающих и фасующих машин в кап. ремонт. Общая мощность карамельного производства определяется суммированием мощностей всех типов машин. Согласно Инструкции по определению производственных мощностей необходимо рассчитать по специальным формулам мощности различных линий производства карамели, таких как: не прерывная поточно - механизированная линия производства штампованной карамели, карамельное производство по завёртке и других. Пример расчета производственной мощности по производству ириса приведен в приложении 11. По итогам года производится расчет показателей использования производственных мощностей, а также расчет коэффициентов использования мощности, сменности, загрузки оборудования и др. (см. приложение 12).
При расчете плана производства применяют групповой и развернутый ассортимент (см. приложение 9). Для контроля качества продукции на предприятии существует ряд лабораторий: внутрицеховые лаборатории для контроля качества продукции непосредственно на конвейере в процессе производства продукции и центральная лаборатория для выборочного контроля готовой продукции и более широких исследований. Периодически продукция ОАО “Заря” проходит сертификацию в государственных центрах сертификации.
1.6 Организация и планирование МТС и сбыта На фабрике “Заря” применяется в основном оптовая форма снабжения. Важной особенностью является то, что многие виды сырья не производятся на территории РФ, поэтому на фабрике налажены связи с зарубежными поставщиками (именно поэтому себестоимость продукции зависит от колебаний курса доллара). Исходной базой для определения потребности в материально-сырьевых ресурсах являются производственные планы на 1 месяц в разрезе цехов. На основании этих планов составляются таблицы для расчета потребности в материально-сырьевых ресурсах в разрезе цехов и видов сырья и определяется общая потребность в сырье (см. приложение 13). Далее составляется план объема поставок с учетом остатков сырья на начало и конец месяца (см. приложение 14), затем определяются источники финансирования закупок сырья и составляется бюджет отдела снабжения (см. приложение 15). Рынок сбыта фабрики “Заря” поделен на следующие сегменты: - “Город ООО\АО” – 150 крупных покупателей - “Город мелкий опт” - “Город – сети” - различные торговые сети - Районы РТ - Регионы РФ – различные близлежащие регионы - Фирменные магазины ОАО “Заря” - Франчайзинг – продажа технологий и оборудования другим предприятиям Сбыт продукции организуют менеджеры по продажам, ответственные за каждый сегмент рынка, причем в их функции также включается и контролирование дебиторской задолженности. Планирование сбыта производится путем составления месячных, квартальных и годовых планов по сбыту на основании заявок покупателей. В настоящее время на предприятии налажена маркетинговая служба по продвижению продукции на рынок РТ и сбыту кондитерских изделий в РФ. На ОАО “Заря” применяется следующая стратегия маркетинга: * увеличение объёмов продаж по г. Казани через оптовых и мелкооптовых покупателей (система гибких скидок, поддержание расширенного ассортимента и т. п.), организация хозрасчётного подотдела по г. Казани; * расширение числа фирменных магазинов по г. Казани - до 60, районам РТ - до 43 (в настоящее время успешно функционируют 26 и 10 соответственно); * широкая сеть дилерской и дистрибьюторской сети в районах РТ, и по регионам России; * агрессивная рекламная поддержка данных проектов (реклама по радио, телевидению, сеть рекламных щитов, выставки, презентации). 2. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА 2.1 Производительность и эффективность труда Показатели План Факт % выпол. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1998 г. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1998 г. плана ТП в млн руб 36700 43650 50100 59780 190230 7731,2 7980 5618,4 17166,8 38495,9 20,24 ССЧ ППП,чел 850 971 1006 1407 1110 152 147 149 150 150 13,51 Вырботка ТП на 1 чел 43,18 44,95 49,8 42,49 171,38 50,86 54,28 37,71 114,45 256,64 149,75 Данные таблицы показывают, что в 1, 2, 4 кварталах производительность труда по сравнению с планом увеличивалась. Уменьшение производительности труда в 3 квартале по сравнению с планом не повлияло на общий уровень производительности труда за год, которая составила 256,64 х 1000 = 256640 тыс. руб на 1 человека, т.е. превысила план на 49,75 %. По итогам работы предприятия за год составляется баланс рабочего времени одного рабочего (см. приложение 16), в котором указывается фактически отработанное количество часов одним рабочим за год, причины потерь рабочего времени в течение года. Ежемесячно и ежегодно предприятие заполняет и отправляет в органы Госстатистики отчеты по труду (см. приложение 17, 18). В годовой форме кроме сведений о численности работников, средств, направленных на оплату труда и движении работников приводятся также данные об использовании календарного фонда времени промышленно-производственных рабочих. 2.2 Организация трудовых процессов На организацию трудовых процессов на ОАО “Заря” влияет применяемая технология производства. Во всех цехах установлены поточные или полупоточные линии по производству отдельных видов продукции, которые в настоящее время имеют значительный моральный и физический износ и требуют замены. Часть работ выполняется вручную при высоком уровне шума и вибрации, что отрицательно сказывается на работоспособности рабочих. Поэтому нельзя говорить о достаточном уровне организации труда на предприятии. По каждой поточной линии разработан свой типовой проект, в котором подробно описана расстановка рабочей силы по ходу технологического процесса, организация рабочих мест, условия труда.
2.3 Нормирование и условия труда Установлением норм выработки в цехе занимается нормировщик, который получает задание на выработку определенного количества продукции от планово-финансовой службы предприятии. Нормировщик исходя из мощности оборудования самостоятельно разрабатывает и устанавливает нормы выработки.
На ОАО “Заря” действуют нормативы, установленные в 1990/1991 гг. С тех пор они не изменялись и не уточнялись. Это связано с отсутствием нового оборудования, внедрение которого существенно повлияло бы на изменение норм. В настоящее время в связи с удорожанием сырья, низким спросом на готовую продукцию происходит постоянное снижение объемов производства. В связи с чем предприятие не ставит своей целью повышение производительности труда. Поэтому на предприятии не ведется наблюдение затрат рабочего времени по отдельным его элементам с помощью хронометража и фотографии рабочего дня (последняя ФРД датируется 1978 годом). Нормы рабочего времени рассчитываются на основе законодательных актов (см. приложение 19). На кондитерской фабрике “Заря” в 1998 году повысилась дисциплина труда (в связи с ужесточением контроля за рабочими). В 1998 году на фабрике был один несчастный случай со смертельным исходом. 2.4 Численность и состав рабочих кадров Планируемые показатели численности в 1998 году, отраженные в бизнес-плане, составили: численность всего персонала 1154 чел, в том числе промышленно-производственного персонала 1110 чел, из него рабочих 944 чел, служащих 166 чел. Фактические данные показателей численности за 1998 год не рассчитаны. В настоящее время из-за резкого сокращения объемов производства на предприятии наблюдается избыток рабочей силы. Ввиду того, что большая часть рабочих – женщины, имеющие детей и часто являющиеся единственными кормильцами в семье, руководство фабрики старается не проводить политику массового увольнения рабочих (это также требует значительных денежных средств), а переводит рабочих на неполную рабочую неделю и отправляет их в отпуска за свой счет. Если возникает потребность в дополнительной рабочей силе, предприятие использует контрактную форму найма работников (то есть нанимает временных рабочих). До настоящего времени для удовлетворения потребности в дополнительной рабочей силе принимались на работу выпускники подшефного профессионально–технического училища по подготовке кондитеров. Сейчас ОАО “Заря” не трудоустраивает выпускников данного училища. Необходимая численность рабочей силы на предприятии рассчитывается на основе типовых проектов расстановки рабочих мест по каждой поточной линии, применяемой на фабрике. Коэффициент текучести кадров в 1998 году составил 32,6%. Всего в 1998 году было уволено 378 человек. Данные о текучести рабочей силы в 1998 году и причинах увольнений см. в приложении 20. 2.5 Оплата труда работающих На ОАО “Заря” применяются тарифные ставки для рабочих основных и вспомогательных цехов предприятий пищевой промышленности от 17 сентября 1986 года №1117. На их основе рассчитываются комплексные расценки в разрезе отдельных цехов и отделов (см. приложение 21). На предприятии применяются сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда. В рамках внедрения концепции бюджетирования в системе финансового планирования изменяется и система премирования работников предприятия(см. приложение 22). Новая система стимулирования работников строится на основе системы центров ответственности. Руководители и сотрудники центров ответственности получают материальное вознаграждение в зависимости от результатов работы только их центров ответственности. Как было сказано в предыдущем параграфе, на фабрике в настоящее время широко применяется контрактная система оплаты труда, при этом все условия оплаты труда оговариваются в контракте при приеме на работу (см. приложение 23). 3. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 3.1 Организация финансовой работы на предприятии В конце 1998 года на ОАО “Заря” была произведена реформация планово-экономического отдела, отдела труда и заработной платы, подотдела экономического анализа и стратегического планирования в единую Планово-финансовую службу (ПФС), которая состоит из подотдела бюджетного планирования, подотдела Оценки и анализа результатов деятельности и подотдела стимулирования. Основной целью ПФС фабрики является обеспечение эффективного функционирования: - процесса бюджетного планирования; - процесса оценки результатов деятельности; - системы стимулирования; - системы управленческого контроля. Для достижения данных целей ПФС решаются следующие задачи: 1. обеспечение регулярности и периодичности циклов бюджетного; планирования, анализа результатов деятельности и стимулирования 2. обеспечение соблюдения временных графиков выполнения отдельных процедур и процессов в целом; 3. разработка необходимой инструктивной базы в поддержку данных процессов 4. обеспечение единообразия и интегрированности используемых форм отчетности; 5. обеспечение точности и непротиворечивости финансовой информации, используемой в каждом из процессов; 6. формирование у руководителей фабрики ясного понимания о роли, возлагаемых ими подразделений, в каждом из процессов. Реализуемая в настоящее время программа реструктуризации финансового планирования на фабрике базируется на концепции бюджетного планирования. Набор бюджетов, формируемых на фабрике, охватывает всю основную, финансовую и инвестиционную деятельность предприятия. Процесс бюджетного планирования предусматривает функционирование и использование на фабрике двух видов бюджетов: бюджеты центров ответственности и бюджеты, отражающие деятельность предприятия в целом или бюджеты общефабричного уровня. Процесс бюджетного планирования состоит из следующих этапов: Подготовка планов деятельности. Корректировка и формирование предварительных бюджетов центров ответственности и фабрики, их утверждение. Корректировка и утверждение бюджетов. Исполнение бюджетов. Анализ исполнения бюджетов. В качестве примера в приложении 15 приведен бюджет отдела снабжения. 3.2. Взаимоотношения с государственным бюджетом. ОАО “Заря” рассчитывает и уплачивает федеральные налоги, налоги республики и местные налоги и сборы, а также налоги во внебюджетные фонды в соответствии с инструкциями ГНИ РФ. В структуре бухгалтерии существует подотдел, возглавляемый заместителем главного бухгалтера, по начислению и уплате налогов в федеральный, республиканский и местный бюджеты, в обязанности которого входит контроль за своевременностью уплаты налогов, а также налоговое планирование. В настоящее время ОАО “Заря” платит следующие виды налогов: - налог на прибыль - НДС - налог на имущество юридических лиц - транспортный налог - отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости и т.д.) - налог на пользователей автомобильных дорог - сбор на содержание милиции
- сбор на нужды образовательных учреждений (отменен с сентября 1998 года) - налог на содержание жилищного фонда - целевой налог на ликвидацию ветхого жилья - налог на уборку территории - отчисления в фонд НИОКР
- налоги в экологический фонд и т.д. В приложении 24 приводятся примеры расчетов отдельных налогов по итогам 1997 года. В приложении 25 приводится пример расчета авансового платежа налога на прибыль. В настоящее время налоговых льгот кондитерская фабрика “Заря” не имеет. 3.3. Прибыль. ОАО “Заря” использует фондовый вариант распределения и использования чистой прибыли. На фабрике за счет чистой прибыли создаются фонд накопления, фонд потребления и фонд социальной сферы (см. приложение 38). Из чистой прибыли формируется специальный фонд акционирования работников общества в размере 250.000 рублей. Его средства расходуются на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам. Синтетический и аналитический учет формирования и распределения прибыли в течение года ведется в журнале-ордере 15 (см. приложение 26). По данным журнала-ордера 15 составляется отчет о прибылях и убытках (форма №2 – см. приложение 38). Основным источником прибыли является выручка от реализации продукции за вычетом полной себестоимости реализованной продукции. Эта сумма корректируется на величину операционных и внереализационных доходов и расходов, получается валовая прибыль предприятия (которая составила 3702 тыс. руб., за 9 месяцев 1998 года). Эта прибыль является основой для исчисления налогооблагаемой прибыли, а после уплаты налога на прибыль – чистой прибыли отчетного периода. 3.4 Капитальные вложения и инвестиционная деятельность В настоящее время на ОАО “Заря” не ведется капитальное строительство, а производится замена устаревшего оборудования на новое ( поэтому данные по строке 130 бухгалтерского баланса за 9 месяцев 1998 года сформированы в основном за счет данных счета 07 “оборудование к монтажу”). Финансирование капитальных вложений производится за счет средств фонда накопления, сформированного из чистой прибыли предприятия. Номинальная стоимость акций ОАО “Заря” составляет 10 рублей. В 1997-1998 годах на ОАО “Заря” по решению собрания акционеров дивиденды владельцам акций не выплачивались, поэтому рассчитать рыночную стоимость акций не представляется возможным. Балансовая стоимость 1 акции на 1 января 1998 года составила 206 рублей, на 1 октября 1998 года – 274 рубля. Рост балансовой стоимости акций несмотря на уменьшение валюты баланса связан с ростом чистых активов предприятия, что было обусловлено прежде всего ликвидацией задолженности учредителей по взносам в уставный капитал и уменьшением кредиторской задолженности предприятия. 3.5 Оборотные средства предприятия Величина оборотных средств ОАО “Заря” по данным бухгалтерского баланса за 9 месяцев 1998 года на конец отчетного периода составила 75662 тыс. руб, или 66,44% по сравнению с началом 1998 года. Снижение величины оборотных средств, прежде всего, связано со снижением объема производства продукции. Определение потребности предприятия в оборотных средствах начинается с анализа производственного плана на отчетный период, который предоставляется в разрезе цехов. На основе производственной программы определяется потребность в денежных средствах на приобретение материальных ресурсов: сырья, вспомогательных материалов, заверточных материалов, тары. Для этого данные сначала представляются в натуральных единицах, затем умножаются на цену за 1 кг. Учитываются запасы на складах, время движения в пути, запас в днях (см. приложение 13). Для определения потребности в денежных средствах на погашение кредиторской задолженности поставщикам, для уплаты налогов, оплаты услуг, процентов за кредит и т.п. анализируются данные за прошлый отчетный период и составляется смета затрат на производство продукции по плану на месяц. При нехватке собственных источников для формирования оборотных средств фабрика использует заемные средства. На 1 октября 1998 года оборотные средства ОАО “Заря” размещались следующим образом: 30% - в производственных запасах, 59,1% - средства в расчетах (дебиторская задолженность), 7,5% - в денежных средствах. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 1997 году составил 163 дня, а в 1998 году – 197 дней (он рассчитывается как отношение количества дней в отчетном периоде к количеству оборотов оборотных средств). Рост коэффициента на 34 дня был вызван значительным увеличением дебиторской задолженности предприятию. 3.6 Кредитные операции Так как в последнее время фабрика “Заря” не ведет инвестиционную деятельность и не имеет капитальных вложений, все получаемые кредиты направляются на пополнение оборотных средств, а потребность в кредитах рассчитывается при определении источников оборотных средств предприятия. ОАО “Заря” является финансово устойчивым предприятием, поэтому в настоящее время предприятие может легко получить кредит в любом устойчивом банке РТ. Юридическое оформление получения кредита заключается в составлении кредитного договора (см. приложение 27) и договора залога (см. приложение 28). Кредитный договор содержит в себе сведения о предмете договора, прекращении его действия, обязательствах и ответственности сторон, подписавших договор, а также арбитражную оговорку. Договор залога обязательно содержит сведения о предмете залога, сведения об основном обязательстве, а также об условиях вступления договора в силу. Оформление кредитных операций ведется с использованием специального ссудного счета. В конце 1998 года, например, кондитерская фабрика “Заря” получила кредит в размере 3500000 руб., который был погашен в 3 этапа – с 29 по 31 декабря 1998 года. В приложении 29 приводятся документы, отражающие операции по погашению кредита. 3.7 Расчетные операции В настоящее время ОАО “Заря” имеет 2 расчетных счета: рублевый расчетный счет в Татинвестбанке и валютный расчетный счет в Сбербанке “Татарстан”. Для оформления открытия расчетных и текущих счетов предоставляются следующие документы: - заявление на открытие счета; - карточка с образцами подписей и оттиска печати (2 экземпляра, заверенные нотариально); - учредительный договор (заверенная копия); - Устав (заверенная копия); - Свидетельство о регистрации (заверенная копия); - письмо из статистических органов о присвоении кодов ОКПО; - справка из налоговой инспекции о постановке на учет; - документы о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование; - приказ о вступлении в должность руководителя и о назначении гл. бухгалтера (лиц, внесенных в карточку с образцами подписей); - доверенность на получение выписок с р/с для лиц, не внесенных в карточку с образцами подписей; - бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату для предприятий, переходящих из другого банка;
В приложениях 30, 31, 32 для примера приводятся заявление в ГНИ на открытие расчетного счета, договор банковского счета и карточка со списком лиц, имеющих доступ к расчетному счету с образцами их подписей и печати предприятия. ОАО “Заря” использует стандартные схемы расчетов с помощью платежных требований, платежных требований-поручений и платежных поручений (см. приложения 33,34,35). На предприятии не применяются схемы расчетов с использованием аккредитивов и чеков. Документальное оформление движения денежных средств на расчетном счете предприятия рассматривается в параграфе 4.5 (учет денежных и расчетных операций).
Контроль за поступлением денежных средств (управление дебиторской задолженностью) осуществляется отделом сбыта (см. параграф 1.6) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 4.1 Общая организация бухгалтерского учета Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учётной информации о производственно - хозяйственной деятельности предприятия позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы предприятия. Журнально-ордерная форма основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый отчётный период. Шахматная форма записи означает, что за один рабочий приём сумма хозяйственных операций фиксируется по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, так как все журналы - ордера построены по кредитовому признаку, в корреспонденции с заранее установленными дебетуемыми счетами. Многие из них сочетают данные аналитического и синтетического учёта, в дополнение ведутся вспомогательные ведомости: для расчётов с дебиторами и кредиторами, для учёта производственных затрат и другие. Кроме журналов - ордеров и ведомостей ведётся Главная книга - регистр синтетического учёта, которая открывается на год. На основании Главной книги и части других регистров заполняется баланс и другие формы отчётности. Схема журнально-ордерной формы синтетический первичная документация аналитический учёт учёт журналы - ордера вспомогательная карточки анали- остатки ведомость тического учёта главная книга оборотные ведо- оборотная ведомость мости аналит. учёта (для сверки СУ и АУ) бухгалтерский баланс Учет ведется в следующей последовательности: первичные документы, записи в журналы-ордера и ведомости, перенос итогов журналов-ордеров после взаимной сверки в главную книгу, составление оборотного баланса и составление сальдового баланса и отчетности (см. приложение 37,38). Частично на фабрике применяется и мемориально-ордерная форма ведения учета (например, по счету 90 – см. приложение 39). Бухгалтерская отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю. ОАО “Заря” для внешних пользователей составляет квартальную и годовую отчетность по формам и инструкциям, утвержденным Минфином РФ. Внутренняя (внутрипроизводственная) отчетность предназначена для внутренних пользователей (администрации, различных служб предприятия). Внешние пользователи делятся на 2 группы: - пользователи с прямыми финансовыми интересами (собственники предприятия, потенциальные инвесторы, кредиторы); - пользователи, не проявляющие прямой финансовый интерес (аудиторские фирмы, налоговые органы, различные регулирующие органы и т.д.) Структура бухгалтерии ОАО “Заря” приводится в приложении 36. 4.2 Организация синтетического и аналитического учета Кондитерская фабрика “Заря” применяет систему синтетических счетов и субсчетов в соответствии с Единым планом счетов. Синтетический учет ведется в Главной книге. Организация ведения аналитического учета будет рассмотрена на примере счетов 01, 10, 40, 60. Аналитический учет основных средств ведется с применением инвентарных карточек или инвентарных книг. Кроме того, в местах использования основных средств ведут инвентарные списки, содержащие краткие сведения об объектах. Ввод или выбытие основных средств оформляется соответствующими актами. По данным аналитического учета ежемесячно составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, служат основанием для составления отчетности о наличии и движении основных средств. Аналитический учет материалов ведется в количественно-сортовом выражении на карточках складского учета материалов. По мере поступления на склад сырья кладовщик выписывает приходные ордера и регистрирует их в карточке складского учета. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточках регистрируется расход материалов. В установленные сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов, которые тщательно проверяются и заверяются бухгалтером. Ежемесячно данные об остатках материалов переносятся из карточек складского учета в ведомость учета остатков материалов. Аналитический учет готовой продукции принципиально не отличается от учета сырья и материалов. Аналитический учет расчетов с поставщиками ведется на основании первичной документации (складские приходные ордера, платежные документы поставщиков, выписки с расчетного счета и т.д.) в журнале-ордере №6. Он ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Названия субсчетов: 10 -1 сырьё и основные материалы 10 - 1а отклонение по основным материалам 10 - 2 вспомогательные материалы 10 - 2а отклонение по вспомогательным материалам 10 - 3 тара 10 - 4 упаковочные 10 - 6 ГСМ и топливо 10 - 8 запчасти 12 - 1 МБП на складе 12 - 2 МБП в эксплуатации 18 Спец. налог 20.1.1 мучной цех №1 20.1.2 мучной цех №2 20.2.1 конфетный цех 20.2.2 конфетный цех 20.3 карамельный цех 41 магазин на фабрике, магазин на Приволжском рынке 44 магазин (на Приволжском рынке) - издержки обращения
46 - 1 реализация готовой продукции 46 - 2 реализация розничная (магазин) 76 - 1 взаимозачёты 76 - 3 разные дебиторы и кредиторы 89 - 1 резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год
89 - 4 ремонтный фонд 4.3 Общие принципы учёта хозяйственных процессов - учет процесса снабжения: В учёте процесса снабжения не используются счета 15, 16. В балансе и синтетическом учёте материальные ценности отражаются по фактической стоимости приобретения, которая складывается из: покупной цены материала; ТЗР - наценок и расходов по заготовке и доставке материалов на склад потребления; сюда относят: * таможенные пошлины и налоги на импорт, * оплата перевозки груза, * расходы по доставке на склад и разгрузке (кроме оплаты постоянных складских рабочих), * потери от недостач в пути в пределах норм естественной убыли,. * за сертификацию, экспертизу, санветконтроль. К синтетическому счёту 10 открываются аналитические счета количественно - суммовой формы. Формы основных счетов разрабатываются предприятием самостоятельно и могут быть самыми различными. - учет процесса производства: В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства на ОАО применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции: попередельная и позаказная. Исходя из технологии производства и прохождения обработки сырья и материалов в основном производстве ОАО “Заря” использует попередельный метод учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. Во вспомогательном и подсобном производствах (автотранспорт, котельная, электроцех) применяется простой метод учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. Сводный учет затрат на производство в ОАО “Заря” осуществляется по безполуфабрикатному варианту. Затраты на изготовление готовой продукции учитываются в цехе по месту их возникновения. Передача полуфабрикатов из цеха в цех не отражается на аналитических счетах. При таком варианте себестоимость продукции определяется в целом по предприятию. Существуют особенности оценки НЗП в кондитерской промышленности. НЗП в балансе и отчетности оценивается на основе акта инвентаризации. Остатки пересчитываются в исходное сырье по действующим рецептурным нормам. Остатки упаковочных материалов и тары оцениваются по заранее установленным ценам. Расходы по обработке, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, командировочные расходы на себестоимость НЗП не относятся, а включаются непосредственно в себестоимость товарного выпуска. Счет 20 имеет следующую структуру: - 20.1.1 – мучной цех 1 - 20.1.2 – мучной цех 2 - 20.1.3 – мучной цех 3 (венский) - 20.2.1 – конфетный цех 1 - 20.2.2 – конфетный цех 2 - 20.3 – карамельный цех Остаток по счету 20 на конец месяца показывает стоимость НЗП. - процесса реализации: На кондитерской фабрике “Заря” применяются 2 способа реализации готовой продукции: через крупный и мелкий опт с применением стандартной схемы с использованием 62 счета и через сеть собственных магазинов, торгующих в розницу. Передача готовой продукции для реализации через свои магазины отражается следующим образом: Д 45 К 40 – отпуск продукции со склада по фактической себестоимости Д 79 К 46.1 – реализация готовой продукции в оптовых ценах, включая НДС Д 46.1 К 45 – списывается себестоимость реализованной продукции Д 46.1 К 68 – начислен НДС Д 46.1 К 80 – определен финансовый результат от промышленной деятельности Д 41 К 79 – поступление готовой продукции в магазин в оптовых ценах, включая НДС Д 41 К 42 – начисление торговой наценки Д 50 К 46.2 – поступление в кассу выручки за реализованные товары Д 46.2 К 41 – списывается стоимость реализованных товаров по продажным ценам Д 46.2 К 42 – сторнируется торговая наценка Д 46.2 к 68 – начисляется НДС с валового дохода Д 46.2 К 80 – определяется финансовый результат от торговой деятельности Д 79 К 50 – сдана выручка магазина на расчетный счет предприятия Сумма наценок на остаток нереализованных товаров на предприятии определяется по среднему %. Сумма издержек обращения, относящаяся к остатку товаров на конец месяца исчисляется по среднему % издержек обращения. 4.4 Учет труда и заработной платы Учет труда на фабрике осуществляется нормировщиками. В начале каждого месяца нормировщик на основании производственных планов выдает рабочим наряд-задание (см. приложение 40), в котором по дням расписаны нормы выработки в разрезе отдельных видов продукции. В течение месяца нормировщик ведет табель учета рабочего времени (см. приложение 40). На основании данных табеля учета рабочего времени и данных о выработке готовой продукции (например, накладная на сдачу готовых изделий – см. приложение 41) в конце месяца нормировщик производит расчет заработной платы и передает эти сведения в бухгалтерию фабрики. Бухгалтерия предприятия производит начисление заработной платы с учетом различных доплат и надбавок (премии, доплата за вредность и т.д.), а также вычетов и удержаний (налоги, за брак по вине рабочего и т.д.). На фабрике “Заря” применяется авансовый метод расчетов по заработной плате за первую половину месяца. При этом вместо планового аванса рабочим-сдельщикам начисляется заработная плата за первую половину месяца по фактически выработанной продукции, а работникам-повременщикам – в размере 50% оклада за вычетом налогов. Зарплата повременщика рассчитывается на основе данных Табеля учёта рабочего времени, где учитывается фактически отработанное время, недоработанные часы, дни неявок и их причины, ночные и сверхурочные часы. Таким образом, исходя из оклада и фактически отработанного времени рассчитывается зарплата. Данные заносятся в расчётную ведомость, в которой отражаются все начисления и удержания из зарплаты по цеху, отделу, участку. При выдаче зарплаты составляется платёжная ведомость. Общая сдельная зарплата без надбавок и премий / Общая сумма тарифа всей бригады = 3400461 / 2000785 = 134,6 - коэф. (% выполнения нормы) Тариф за отработанное время * k = 409500 * 134,6 = 551187 - сдельная зарплата; Сдельная зарплата * 1,29 = 551187 * 1,29 = 711031 (129 - k, 10% за каждые 200кг приработка. 35% - премия: 711031 * 0,35 = 248860; Расценок за 1 тонну = Тарифная ставка / Норма ( карамельный цех - 250 человек). Если рассматривать это, как пример расчёт зарплаты рабочего - сдельщика, то в индивидуальной карточке и в расчётной ведомости производятся записи: Начислена зарплата - Д20 К70 959891 Удержания из зарплаты: - пенсионный фонд 959891 * 1% = 9599; Д70 К69 9599 руб.; - подоходный налог (959891 - 9599 - 83490) * 12% = 104016; Д70 К68 104016 руб.; Выдана зарплата - Д70 К50 846276 руб. Расчёт зарплаты повременщика: Гришин Г. Г. Оклад - 29000, отраб. - 24 дня. Начислено поврем.: 29000 * 24 = 696000 руб.
Начислена премия: 696000 * 0,55 = 382800 руб. (55% к заработку). Дотации на питание - 20000, за совмещение - 69600 (10% от заработка). Зарплата - 1168400 руб. Удержано: пенс. фонд 1168400 * 1% = 11684 Д70 К69; Д70 К69 - подох. налог (1168400 - 11684 - 3 * 83490) * 12% = 108750
(двое детей) Выдана зарплата: Д70 К50 1047966 руб. Учет расчетов с рабочими и служащими ведется на основании первичных документов в расчетной ведомости в разрезе каждого табельного номера, по цехам, категориям работников и по видам оплат и удержаний (см. приложение 42). 4.5 Учет денежных и расчетных операций Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам (см. приложение 43), при этом тому, кто внес деньги, выдается квитанция. Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам (см. приложение 44 ) или другим надлежащем образом оформленным документам (в частности, заработная плата, пособия, премии выплачиваются кассиром по платежным ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя, по истечении трех рабочих дней, отведенных на выплату заработной платы, выписывается расходный кассовый ордер на общую выплаченную по платежной ведомости сумму). Записи в кассовую книгу производятся сразу после получения или выдачи денег, в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день и передает в бухгалтерию отчет (см. приложение 45) с приходными и расходными кассовыми документами. Учет кассовых операций ведется в журнале-ордере 1 (см. приложение 46). Основанием для заполнения журнала-ордера 1 служат отчеты кассира. Количество занятых в журнале-ордере 1 строк соответствует количеству сданных кассиром отчетов. Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер 7.Он сочетает в себе аналитический и синтетический учет. Основанием для заполнения журнала-ордера 7 являются расходные кассовые ордера на подотчетные суммы, авансовые отчеты (см. приложение 47), расходные или приходные кассовые ордера на расхождения в суммах полученных и израсходованных. Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании следующих документов: - объявление на взнос наличными – при взносе наличных денег на расчетный счет; - денежный чек – при выдаче наличных денег с расчетного счета; - платежное требование и платежное требование-поручение – при перечислении денег с расчетного счета ОАО “Заря” на расчетный счет получателя. Предприятие ежедневно получает выписку с расчетного счета (см. приложение 48). Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Синтетический учет операций с расчетным счетом ведется в журнале-ордере 2 (см. приложение 49). Обязательное условие ведения данного регистра – использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера 2 должно быть равным количеству выписок за этот период времени. Записи в журнале-ордере 2 ведутся в разрезе корреспондирующих счетов с кредитом счета 51. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 5.1 Общая оценка деятельности предприятия Аналитической работой на предприятии занимается подотдел планово-финансовой службы – отдел анализа результатов деятельности. Из-за недостаточности данных экономический анализ будет проведен на примере мучного цеха №2. Общая оценка деятельности Фабрики “Заря” Показатели Отчетный год % выполнения План Факт плана Объем продукции в дейст.ценах, млн.руб. 51386,5 38495,9 74,91 Объем продукции в сопост.ценах,млн.руб. 51386,5 32855,3 63,94 Производство отдельных видов Продукции (тонн): Сахарное печенье 2900 2441 84,17 Затяжное печенье 1150 826 71,83 Вафли 1400 1076 76,86 Торты 500 448 89,60 Выработка продукции на 1 чел (тыс.руб.) 338069 256639 75,91 Прибыль (млн. руб) 9000 6777,9 75,31 Как видно из таблицы, план выпуска продукции в мучном цехе №2 и в целом по предприятию был недовыполнен примерно на 20%, что, прежде всего, обусловлено низким спросом на продукцию из-за высоких цен. В целом предприятие работает успешно, хотя план по прибыли был недовыполнен на 24,69%. Различие в процентах выполнения плана по выпуску продукции в действующих и сопоставимых ценах объясняется инфляцией и экономическим кризисом в августе 1998 года. Анализируя производство отдельных видов продукции в натуральном выражении, можно сказать, что план по ассортименту не был выполнен. Разный процент выполнения плана по отдельным видам продукции свидетельствует о сдвигах в структуре продукции предприятия.
5.2 Анализ производственной программы - по общему объему производства продукции и ее структуре: Данный анализ был проведен в предыдущем параграфе. - по ассортименту: Для проведения анализа по ассортименту воспользуемся следующей аналитической таблицей:
Анализ выполнения плана по Ассортим енту Виды продукции Выпуск продукции в натуральном выражении Оптовая цена за единицу продукции Выпуск продукции млн. руб. Засчитывается выполнение плана по ассортименту План Факт План Факт Сахарное печенье 2900 2441 6,93 20097,0 16916,1 16916,1 Затяжное печенье 1150 826 6,48 7452,0 5352,5 5352,5 Вафли 1400 1076 9,99 13986,0 10749,24 10749,2 Торты 500 448 19,7 9850,0 8825,60 8825,6 Итого: х х х 51385 41843 41843 Коэффициент ассортимента = 41843 / 51385 = 0,8143 - по качеству продукции: Брак, выявленный в процессе производства, направляется на вторичную переработку и используется в следующем цикле производства. По стоимости окончательно забракованных изделий сведения отсутствуют. - по ритмичности выпуска продукции: Сведения по ритмичности выпуска продукции отсутствуют. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТРУДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ Для анализа обеспеченности предприятия трудовыми кадрами воспользуемся следующей таблицей: Анализ обеспеченности предприятия трудовыми кадрами. Показатели План Факт Абсолютное отклонение % выполнения плана ССЧ, чел. 1154 1148 -6 99,48 Всего персонала ППП 1110 1120 10 100,90 в том числе Рабочие 944 967 23 102,44 Руководители 53 56 3 105,66 Специалисты 105 91 -14 86,67 Прочие 44 34 -10 77,27 Коэффициент текучести = 0,3261 Коэффициент оборота по приему = 0,1018 В целом предприятие было обеспечено в 1998 году трудовыми кадрами. По отдельным категориям работников наблюдались значительные отклонения в численности от плана. В частности, неблагоприятным является недостаток специалистов на предприятии – это ведет к ослаблению технического потенциала фабрики и тормозит ее дальнейшее технической развитие. Очень высок коэффициент текучести кадров (это объясняется широко применяемой на предприятии контрактной формой труда). Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов воспользуемся следующей таблицей: Эффективность использования трудовых факторов № Показатели План Факт Абсолютное отклонение % выполнения плана 1 ТП в сопоставимых ценах 51386,5 32855,3 -18531 63,94 2 ССЧ ППП 152 152 0 100,00 3 В том числе рабочих 147 147 0 100,00 4 Отработанные чел.дни за год 32193 30870 -1323 95,89 5 Отработанные чел.часы за год 246960 257544 10584 104,29 6 Удельный вес рабочих (3/2) 0,97 0,97 0 100,00 7 Количество отработанных дней одним рабочим (Д) (4/3) 219,00 210,00 -9 95,89 8 Продолжительность рабочего дня одного рабочего (П) (5/4) 7,67 8,34286 1 108,76 9 W ср. год. ППП тыс.руб.(10/6) 338069 216153 -121916 63,94 10 W ср. год. Рабочего тыс.руб. (1/3) 349568 223505 -126062,585 63,94 11 W ср. дневн. Рабочего тыс.руб. (10/7) 1596,20 1064,31 -531,889 66,68 12 W ср. час рабочего тыс.руб. (11/8) 208,08 127,57 -81 61,31 Обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции в расчете на одного работающего. Именно по этому показателю и дается общая оценка эффективности использования рабочих кадров на предприятии. Поэтому для анализа эффективности использования трудовых ресурсов необходимо определить влияние факторов на этот показатель. По данным расчета получили следующие результаты:
Объектом анализа является уменьшение фактической выработки продукции на одного работающего по сравнению с плановой выработкой на 121916 тыс.руб. Данное изменение обусловлено влиянием следующих факторов: - уменьшение количества дней, проработанных одним рабочим за год на 9 дней повлекло уменьшение фактической выработки продукции на одного работающего на 13932,85 тыс.руб; - увеличение продолжительности рабочего дня на 0,67 часа повлекло увеличение фактической выработки продукции на 1 работающего на 28519,77 тыс.руб; - уменьшение среднечасовой выработки одного рабочего на 80,51 тыс.руб. повлекло уменьшение фактической выработки продукции на одного работающего на 136821,96 тыс.руб. Обеспеченность предприятия рабочими кадрами и эффективность их использования оказали влияние и на выполнение производственной программы. Поэтому необходимо изучить влияние трудовых факторов на изменение объема выпущенной продукции. По данным расчета получили следующие результаты: Объектом анализа является снижение фактического объема выпуска продукции по сравнению с плановым на 18531 млн.руб. Данное изменение обусловлено влиянием следующих факторов: - уменьшение количества дней, проработанных одним рабочим за год на 9 дней повлекло уменьшение фактического объема ТП на 2111,473 млн.руб; - увеличение продолжительности рабочего дня на 0,67 часа повлекло увеличение фактического объема ТП на 4322,069 млн.руб; - уменьшение среднечасовой выработки одного рабочего на 80,51 тыс.руб. повлекло уменьшение фактического объема ТП на 20734,875 млн.руб. Резерв увеличения выпуска ТП по трудовым факторам Наименование резерва Сумма, млн.руб. Уменьшение целодневных простоев 2111,473 Доведение среднечасовой выработки 1 рабочего до планового уровня 20734,875 ИТОГО: 22846,348 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ Для анализа влияния основных средств на объем ТП составим следующую аналитическую таблицу (тыс.руб): Показатели На начало года На конец года % Остаточная стоимость ОС 44681 44200 98,92 Первоначальная стоимость ОС 96670 90204 93,31 Износ ОС 51989 46004 88,48 Коэффициент износа ОС 0,5378 0,51 94,83 Коэффициент годности ОС 0,4622 0,49 106,01 Из таблицы видно, что в 1998 году произошло уменьшение стоимости основных средств предприятия на 1,08%, но в то же время коэффициент износа уменьшился на 5,17%. Это, прежде всего, связано с выбытием из состава основных средств сильно изношенных средств труда. Соответственно возрос и коэффициент годности основных средств (на 6,01%). АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТОВ ТРУДА НА ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ Для анализа обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования составим следующую аналитическую таблицу: Показатели План Факт % выпол-я ТП в сопоставимых ценах 51386,5 32855,3 63,94 Материальные затраты 32532,2 20409,5 62,74 Материалоемкость, коп. 63,33 62,12 98,09 Материалоотдача, руб. 1,58 1,61 101,9 Из данных аналитической таблицы видно, что в 1998 году материалоемкость продукции снизилась на 1,91%. Это связано, в частности, с переходом производства с иностранного сырья на отечественное (тара, например, сейчас закупается в Санкт-Петербурге, а раньше она закупалась за рубежом). Материалоотдача увеличилась на 1,9%. Для более детального анализа выявим частные показатели материалоемкости. Для этого составим следующую таблицу: Элементы материальных затрат Материальные затраты Материалоемкость план факт план факт Материальные затраты всего, 32532,2 20409,5 63,33 62,12 в том числе: Сырье и основные материалы 24233,8 16442,75 47,16 50,05 Покуп.изд. и полуфабр., РПХ 0,00 0,00 Вспомогательные материалы 6549,46 2728,47 12,75 8,30 Топливо 1154,32 990,48 2,25 3,01 Энергия 594,6 247,16 1,16 0,75 Как видно из таблицы, в 1998 году увеличилась доля сырья и основных материалов в структуре материальных затрат. Это связано со скачком курса доллара, т.к. многие основные материалы покупаются за валюту за рубежом. Для оценки влияния уровня материалоемкости на объем ТП составим следующую таблицу: агентство недвижимости в подмосковье
Влияние уровня материалоемкости на объем выпускаемой продукции № Показатели План Факт 1. Материалоемкость продукции 0,6333 0,6212 2. Коэффициент МЕ в отчетном году по Сравнению с планом 0,98089 3. Изменение коэффициента МЕ -0,01911 4. Перерасход (экономия) в результате Отклонения фактической МЕ от плано- вой в млн.руб -621,569 5. Дополнительный объем ( снижение) Объема продукции за счет снижения (увеличения) показателя МЕ, млн.руб -981,476 Как видно из таблицы, дополнительный объем выпуска продукции за счет снижения материалоемкости продукции составил 981,476 млн. руб. Комплектный резерв увеличения выпуска ТП складывается из резерва увеличения выпуска ТП по трудовым факторам и составляет 22846,348 млн.руб. 5.3 Анализ себестоимости Для анализа затрат на производство составим следующую аналитическую таблицу: Анализ затрат на производство Наименование элементов затрат на производство По плану По факту % выполнения плана Сумма, тыс.руб % к итогу Сумма, тыс.руб % к итогу Сырье и основные материалы за вычетом отходов 24233,8 55,57 16442,75 51,84 67,85 Покупные изделия, Полуфабрикаты, РПХ 0,00 0,00 Вспомогательные материалы 6549,46 15,02 2728,47 8,60 41,66 Топливо 1154,32 2,65 990,48 3,12 85,81 Энергия 594,6 1,36 247,16 0,78 41,57 Итого материальных затрат 32532,2 74,60 20409,5 64,35 62,74 Затраты на оплату труда 4260,54 9,77 3600 11,35 84,50 Отчисления на социальные нужды 1661,62 3,81 884 2,79 53,20 Амортизация ОФ 581,08 1,33 627 1,98 107,90 Прочие расходы 4572,97 10,49 6824,5 21,52 149,24 Итого затрат на производство 43608,38 100 31718 100 72,73 Объем товарной продукции в сопоставимых ценах 51386,5 Х 32855,3 Х 63,94 Затраты на 1 тыс.руб товарной продукции 848,63 Х 965,38 Х 113,76 Для выяснения факторов, повлиявших на себестоимость выпущенной продукции, проводим факторный анализ себестоимости выпущенной продукции. По данным расчета имеем следующее: Объектом анализа является уменьшение фактической себестоимости выпущенной продукции по сравнению с плановой на 11890,38 млн.руб.
На объект анализа оказали влияние следующие факторы: - изменение суммы затрат в зависимости от изменения объема производства - -50537,87 млн.руб. - изменение суммы затрат в зависимости от изменения уровня затрат – 38358,6 млн.руб. В 1998 году значительно возросли затраты на 1 тыс. рублей товарной продукции (на 13,76%). Как было отмечено ранее, это связано с тем, что большая часть основных материалов поставляется из-за рубежа и их цена в связи с финансовым кризисом резко подскочила, что и отразилось на себестоимости выпущенной продукции. Изменилась также и структура себестоимости. Доля материальных затрат снизилась на 3,73%, также значительно возросла доля прочих затрат (на 11,03%). Это объясняется увеличением коммерческих и внепроизводственных расходов предприятия. В целом можно сказать, что увеличение себестоимости продукции происходит по независящим от предприятия причинам (в частности, в связи с повышением цен на сырье).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :