Реферат по предмету "Экономика"


Особенности государственного регулирования на этапе перехода к смешанной экономике

План 1. Зарубежный опыт регулирования экономики переходного периода. 2. Радикально-либеральная концепция реформирования экономики России. 3. Концепция активного государственного регулирования. 1. Зарубежный опыт регулирования экономики переходного периода.
Существующая в современной экономике проблема взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования приобретает еще большую остроту при анализе обществ переходного типа, осуществляющих процесс изменения своих политических и экономических систем. Три основных подхода: 1. Рынок, как саморегулирующаяся система. 2. Государство как движущая сила рыночных преобразований. 3. Выделение секторов в экономике с преимущественно государственным и преимущественно рыночным регулированием (двухсекторная экономика). Первый опыт масштабных реформ в Восточной Европе был предпринят в Югославии и Венгрии в 50-е годы. В 60-е годы попытки рыночных реформ были предприняты в целом ряде других стран Восточной Европы, в т.ч. в СССР. Качественно новый этап хозяйственных реформ начался с конца 70-х годов в Китае и с конца 80-х годов в странах Восточной Европы. Китай. Наиболее привлекательными чертами китайской модели стало сохранение устойчивых темпов экономического роста на протяжении всех лет реформ и существенное повышение на этой основе жизненного уровня населения. В основу тактики преобразований был положен принцип “переходить реку, нащупывая камни”. Реформы начали осуществляться в виде отдельных экономических экспериментов, постепенно складывающихся в целостную хозяйственную систему. Начало реформ положили изменения в деревне. Основой аграрного сектора стали семейные хозяйства, была введена долгосрочная аренда земли, были освобождены цены на с/х продукцию. После этого начались рыночные преобразования в городах и развитие прибрежных открытых экономических зон. Все эти процессы идут под жестким контролем государства и правящей компартии, которые постепенно осуществляют реформы с помощью своих функций и методов управления в рамках перехода от традиционной плановой экономической системы к социалистическому рыночному хозяйству. Важным фактором, способствующим успешному осуществлению реформ, является сохранение политического единства общества и признание абсолютного авторитета государства, чему и способствуют традиции конфуцианства. Противоречия, возникающие при проведении реформ: 1. Периодически возникающие “перегревы” экономики. 2. Низкая экономическая эффективность предприятий государственного сектора, связанная с его ролью в обеспечении хозяйственного и социального развития страны. 3. Недостаточные темпы развития энергетики и транспорта по сравнению с темпами роста промышленности и с/х. 4. Сильная региональная дифференциация между развивающимися прибрежными провинциями и слаборазвитыми районами внутри страны. 5. Высокие темпы прироста населения, что обостряет как проблему занятости, так и необходимость постоянной мобилизации ресурсов для поддержания уровня жизни населения. Подобные экономические системы сложились во Вьетнаме и Лаосе. 2. Радикально-либеральная концепция реформирования экономики России. Радикальная рыночная политика перестройки народного хозяйства проводилась более-менее последовательно с января 1992 года. В ее основе - принцип либерализации всей экономической жизни: цен, хозяйственного управления, внешнеэкономической деятельности. Одновременно реализовывалась жесткая кредитно-денежная и бюджетная политика с целью достижения финансовой стабилизации и подавления инфляции. Предполагалось, что это послужит толчком к экономическому росту, приведет к снижению ставки процента и последующему уходу капиталом из сферы финансовых спекуляций и торговли в сферу производства, возвращению вывезенных за границу капиталов и притоку иностранных инвестиций. При этом подчеркивалось, что экономический рост возможен только на основе частных инвестиций. Сохранение практики государственных капитальных вложений и некоммерческих инвестиционных кредитов приведет лишь к снижению экономической эффективности инвестиций и будет служить основой коррупции государственных чиновников. Такие же последствия ожидаются и при сохранении протекционистских мер во внешней торговле. Обеспечение же максимально либеральных условий для отечественного и иностранного капитала позволит создать конкуренцию в сильно монополизированном отечественном производстве и провести выбраковку экономически неэффективных звеньев, тем самым осуществив структурную перестройку народного хозяйства. Необходимые условия: 1. Запуска механизма банкротства. 2. Создание гарантий частной собственности. 3. Формирование социальной базы радикальных рыночных реформ. С точки зрения сторонников данной концепции государство должно уйти из сферы производства и сосредоточить свои усилия на создании условий для действия рыночных сил (законодательная база, антимонопольная политика, приватизация, регулирование денежного рынка и т.д.). Кроме влияния на теоретиков данного направлений идей современного западного неоконсерватизма следует отметить ряд положений, связанных с цивилизационно-историческим взглядом на проблему. История человечества рассматривается как процесс развития двух мировых цивилизаций: западной и восточной. Первая определяется через отсутствие частной полноценной собственности, переплетений отношений собственности и власти, экономического и политического господства бюрократии. Предполагается отсутствие стимулов для производственной деятельности и возможность экономического развития только в результате давления сверху. Крупные переделы собственности становятся неизбежными вместе со сменой власти, сильное государство склонно быстро разлагаться. Реформы в этом обществе заключаются в возрождении ослабевшего государства на прежней экономической и политической основе. Вторая цивилизация характеризуется отделением права собственности от положения, занимаемого в структуре власти, усложненной социальной организацией, то есть формированием гражданского общества. Таким образом, западное государство в отличие от восточного не порабощает и не поглощает общество, а вырастает из него и служит ему. При этом твердые гарантии частной собственности являются основой динамичного социально-экономического развития. Россия занимает промежуточное положение между этими двумя цивилизациями. В культурном и идеологическом отношении преобладает влияние Запада, политическую и экономическую систему можно охарактеризовать как в основном восточную. Так как существующие различные подходы к роли государства в рыночной экономике (кейнсианство, неоконсерватизм и т.д.) принадлежат к европейской социально-экономической традиции, то и дискуссия о возможности государственного вмешательства до тех пор, пока не сломана восточная модель государства, не продуктивна. Необходимо заложить основы рыночного хозяйства, провести реформу собственности, сформировать гражданское общество, а потом уже дискутировать о роли государства в экономике. Иначе восточное государство задавит ростки рыночной экономики.
3. Концепция активного государственного регулирования. Исходя из той же точки зрения, что и радикалы-либералы, о принципиально нерыночной отраслевой и технико-технологической структуре народного хозяйства, о наличии серьезных воспроизводственных и межотраслевых диспропорциях, о сверхмонополизации экономики, о сложившихся нерыночных “правилах игры” они приходят к прямо противоположному выводу: необходимо усиливать роль государства в процессе рыночных преобразований. Иная политика приведет лишь к серьезному спаду производства с углублением структурных диспропорций. Россия в таком случае входит в мировое разделение труда как поставщик сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки.
Следовательно, государство, не отказываясь от использования монетаристских методов, основной упор должно делать на активную политику в области бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Задача подавления инфляции становится не самодостаточной, а увязывается с интересами развития производства. Для блокирования спада и оживления экономики предлагается стимулировать совокупный спрос (дешевые кредиты, прямые государственные инвестиции, повышение доходов населения и т.д.). В налоговой сфере предлагается снизить ставку налога на прибыль на добавленную стоимость при одновременном увеличении доходов бюджета за счет ренты на природные ресурсы. Предлагается ввести жесткий контроль за ценами на продукцию монополий (транспорт, электроэнергия, топливно-энергетический комплекс), законодательно установить пределы повышения цен для посредников, осуществлять прогрессивное налогообложение доходов, идущих не на инвестиции и т.д. Необходимым считается выделение и активная поддержка тех секторов экономики, которые бы послужили “локомотивами” вывода экономики из кризиса и/или основой прогрессивных структурных сдвигов. Одновременно государство осуществляет политику постепенного свертывания экономики бесперспективных производств, минимизируя при этом социально-экономические издержки. Переход к новой концепции приватизации, целью которой является не максимально быстрый переход к частной собственности, а повышение экономической эффективности приватизируемых объектов и экономики в целом. При этом в государственной собственности остаются объекты, гарантирующие стабильное социально-экономическое развитие общества. Поэтому сторонники данной концепции выступают с предложением пересмотра результатов процесса приватизации. В области антимонопольной политики предлагается не допустить взаимосвязанных производств. Большое внимание уделяется развитию финансово-промышленных групп как основе рыночного хозяйства. Во внешнеэкономической сфере центральной является задача защиты отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности на мировых рынках. Это предполагает проведение умеренной протекционистской политики. Приоритетными признаются отношения со странами СНГ, где ставится задача добиться экономической интеграции и восстановить разорванные ранее хозяйственные связи. Сохраняя существующие экономические связи со странами Западной Европы, США и Японии, предлагается перенести центр тяжести на отношения с государствами Восточной Европы и новыми индустриальными


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи
Реферат Великий шелковый путь на территории Казахстана
Реферат Разработка системы управления асинхронным двигателем с детальной разработкой программ при различных
Реферат Сочетание неосложнённого течения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и дорсопатии остеохондроза
Реферат Динамика работы и расчет времени срабатывания электромагнита постоянного тока с пользованием математического пакета MathCad в среде Windows
Реферат Учет кредитов банка, заемных средств организации
Реферат "Запечатанный буклет": альтернативный метод сбора данных в опросах по сенситивной проблематике
Реферат Uniforms In School Good Or Bad Essay
Реферат Всемирная история в эпоху раннего и классического средневековья
Реферат Учение о праве Фомы Аквинского
Реферат Life Events Essay Research Paper ANALYSE THE
Реферат The fastest computers of the world (english)
Реферат Развитие профессионально важных качеств будущих специалистов по связям с общественностью в процессе профессионально-ориентированного обучения
Реферат Современный механизм реализации функций местного самоуправления
Реферат Приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации