Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Демон и Мцыри М.Ю. Лермонтова (сравнительная характеристика)

А.Б.Мазняк
«ДЕМОН»И «МЦЫРИ» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
(cравнительная характеристика)
В настоящей статье ставится задача сравнительногорассмотрения некоторых тем и образов, получивших отражение в поэмахМ.Ю.Лермонтова «Мцыри» и «Демон».
Известно, что основной конфликт лермонтовского творчества,как правило, строится на антитезе  образов  «неба»  и  земли".Любовь к «земле» и отречение от нее во имя «небесного»идеала, жажда веры и невозможность уверовать, постоянная душевная раздвоенность- все это является типичным для героев Лермонтова" [1].
Контрастные отношения к миру проступают и в поэмах«Демон» и «Мцыри». Особенно они бросаются в глаза присопоставительном анализе пейзажа и его идейно-художественных функций. Можно выявитьнесколько моментов, сближающих эти поэмы и дающих возможность рассматриватьДемона и Мцыри в качестве вариантов одного типа героя, сохраняющего связь сдемоническим  мироощущением. Сравнительный анализ позволяет углубить нашепредставление о лермонтовской трактовке свободы, романтического идеала.
Начнем с сравнительного анализа пейзажа. В обеих поэмах ведущееместо отведено картинам кавказской природы. Прежде всего бросается в глаза ихлексико-семантическая и стилистическая  близость. Приведем несколько примеров.
«Демон»: "… Казбек, как грань алмаза,снегами  вечными сиял";
«Мцыри»: «В снегах, горящих как алмаз, Седойнезыблемый Кавказ...»;
Демон": "… глубоко внизу чернея, Как трещина,жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица… Ревел";
«Мцыри»: «Внизу глубоко подо мной Поток,усиленный грозой, Шумел… Выл, крутясь, сердитый вал»;
 «Демон»: «И золотые облака Из южных стран,издалека Его на север провожали»;
 «Мцыри»: «И облачко за облачком, Покинувтайный  свой  ночлег, К востоку направляло бег — как будто белый караванЗалетных птиц из дальних стран!»;
«Демон»: «И скалы тесною толпой, Таинственнойдремоты полны, Над ним склонялись головой»;
«Мцыри»: «Я видел груды темных скал, Когдапоток их разделял...»
Число таких примеров можно увеличить, однако и указанныеярко демонстрируют схожесть картин, предстающих перед героями.
Исследователями уже отмечена характерная черта поэтики Лермонтова- «самоповторение». Установлено, что оно часто встречается в егоюношеской поэзии. Тем более значим прием  «самоповторения»  в зреломтворчестве поэта. Есть основание думать, что сходство идей, образов«Мцыри» и «Демона» неслучайно и, видимо, оправдано  художественнойцелью автора.
Картины природы в названных произведениях хотя и соотнесены,однако смысл их для читателя неодинаков относительно внутреннего  мира героев,по-разному относящихся к природе. Демон остается  равнодушным к«дикому» и «чудному» «Божьему миру»: он окинул«презрительным» оком «творенье Бога своего, И на челе еговысоком Не отразилось  ничего». Красота земного мира чужда «гордомудуху».
По-иному ее воспринимает Мцыри. Он, в отличие от Демона,всей душой откликается на великолепие природы. Это объясняется тем, что Мцыри,как отмечал С.Ломинадзе, «видит в „образах природы“ отражениесобственной судьбы: прямое, или, чаще, контрастное. Деревья „шумят свежеютолпой“, как „братья“, о которых томится  его  одинокая  душа,»скалы  жаждут встречи каждый миг", «но им не сойтисяникогда» — то же самое, что происходит с Мцыри и от чего он так страдает.Герой мечтает обрести дом, родных, которых «видел у других, а у себя ненаходил», его тревожит то, что никому не мог сказать «священных словотец и мать». Этим раздумьям о реальных родителях, «друге ильбрате», «молодых сестрах» вторит символический мотив дружбы,братских, сестринских объятий: вот и «две сакли, казалось, приросли кскале» «дружною четой» [3].
В этих зарисовках — проекция беспокойного внутреннего мира героя.Рассказ о жизни  природы  является  важной  частью его исповеди, вместе с тем в''метафорах-миниатюрах, возникших из пейзажных  впечатлений, проступает тот жестрой души, что и в обширном фрагменте, где душа эта впрямую занятасамораскрытием" [З]. Картины природы созданы спозиции романтического психологизма: они отражают внутренний мир героя, имеютсугубо субъективную окраску.
В «Демоне» также большое место занимает пейзаж.Однако он    дан в объективном плане, от лица повествователя. Здесь между героеми природой устанавливается непреодолимое расстояние. «Божий  мир» недает окончательную разгадку души  героя, а, напротив, усиливает у читателяощущение ее  непостижимости. Возникает необходимость понять причинувраждебности, отчужденности героя к «чудному „творенью. В“Демоне» связь героя с природой показана по принципу контраста.
Мцыри, напротив, устремлен к многозначному говорящему миру.Он хочет «раствориться» в природе и получает наслаждение от близостис ней: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему...» Именно  картиныприроды вызывают у Мцыри воспоминания о родине: «И вспомнил я отцовскийдом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул...»
Природа пробуждает в герое не до конца осознаваемые им переживанияи вместе с тем символически выраженную в поэме жажду  идеала, гармоническисочетающего «земное» и «небесное». У Демона же при взглядена природу возникает ощущение бесприютности, бездомности. В нем, кроме«зависти холодной», «природы блеск» ничего не возбуждает.Мы видим антитетическое построение образов: Мцыри доступна «небесно-земнаяродина», дом под небесным сводом, Демон же обречен на вселенскую бездомность,космическое одиночество.
Обратим внимание на художественный прием Лермонтова в передачепейзажных зарисовок. В поэме «Демон» процесс реального приближения кземле дан параллельно изображению все углубляющегося внутреннего отчуждениягероя от Божьего мира. В «Мцыри» природа описывается«изнутри», чем подчеркивается, что герой — часть ее и состоит как быв родстве с ней. Это становится очевидным на следующем примере. Мцыривспоминает: «Кругом меня цвел божий сад, Растений радужный наряд Хранилследы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж деревПрозрачной зеленью листов, И грозды полные на них...»
Это описание можно назвать одной строчкой из«Демона»: " Счастливый, пышный край земли!" Находим идругие образно-стилистические параллели. «Мцыри»: «Божийсад»,  «Демон»: " столпообразные раины", «чинарразвесистые сени»; «Мцыри»: «запели   птички»,«дохнули  сонные  цветы»; «Демон»: «и кущи  роз, гдесоловьи поют...»; «Мцыри»: «Порой в ущелии шакал Кричал иплакал, как дитя...»; «Демон»: «Пещеры, где палящим днемтомятся робкие олени»; «Мцыри»: «И снова вслушиваться сталК волшебным, странным голосам, Они шептались по кустам, Как будто речь своювели о тайнах неба и земли, И все природы голоса сливалиеь тут...»;«Демон»: «И блеск, и жизнь, и шум листов, Стозвучный говорголосов, Дыханье тысячи растений...»
Соотнеся картины природы в «Мцыри» и«Демоне», Лермонтов тем самым подсказывает читателю, что перед нимобщая для обоих героев картина мира. Однако Демона природа оставляетравнодушным и холодными: «Но кроме зависти холодной Природы блеск невозбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил, И все,что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». Тогда как Мцырибесстрашно идет ей навстречу: «Но страх не сжал души моей: Я сам, какзверь,… И полз и прятался, как змей».
У Мцыри природа рождает первобытную звериную силу — черта,которая была отмечена еще современниками Лермонтова. Критик журнала«Маяк» Бурачок писал, что поэт воспевает дикую, необузданную волю,естественную в звере, преступную в человеке [4].Сходную мысль выразил и Ап.Григорьев, который указывал на «необузданнуюстрастность» Мцыри, рвущегося на широкий простор, охваченного«безумной силой», вопиющей «против всяких общественных понятий иисполненной  к  ним  ненависти и  презрения». Сила эта, «отчастизверская», по мнению критика., «в лице Мцыри радуется братству сбарсами и волками» [5].
  Максимальной приближенности Мцыри к «дикойприроде» противопоставлена предельная враждебность Демона к«земному». Мцыри  понимает голоса природы: «Хотя без слов мневнятен был тот разговор...» Демона же «стозвучный говор голосов»оставляет без участия.
Мцыри ценой невиданного внутреннего усилия попадает в ритмприродной жизни. «Озолотился восток» — и пробуждается все живое:«запели птички», «ветерок шевельнул листы», «дохнулисонные цветы», и вместе с ними герой стремится «навстречу дню»:«и, как они, я поднял голову мою». Герой говорит, что именно в этимгновенья он жил по-настоя-щему: «Все, что я чувствовал тогда, Те думы — им уж нет следа; но я 6 желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно,опять».
Из всего этого выявляется символический сюжет поэмы. На лонеприроды Мцыри становится доступным мир неземной, у него появляется возможностьобретения «неземной родины»: «В то утро был небесный свод такчист», что можно было увидеть «прилежным взором» полет ангела; внебе он глазами и душой тонул. Подобные ощущения невольно напоминаютстихотворение Лермонтова «Ангел», в котором лирический герой такжевидит, «как по небу полуночи» пролетает ангел. Образ здесь создан награни детского мировосприятия, чистого взгляда на Божий мир.
Если сравнить эту сторону души Мцыри с мироощущением Демона,то выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт  между взглядом намир, осложненным рефлексией и непосредственным восприятием окружающего.
Примечательно, что Тамара после встречи с Демоном,«зараженная думою преступной», тоже перестает видеть красоту природы.Испытав воздействие демонического начала, Тамара постепенно утрачивает непосредственностьмироощущения, становится равнодушной к «живой жизни». «Тамарысердце недоступно Восторгам чистым. Перед ней Весь мир одет угрюмой тенью; Ивсе ей в нем предлог мученью». У Мцыри образ «грузинки молодой»в его соединении со стихией вольной природы рождает безнадежную тоску породине. У Демона после встречи с Тамарой возникает надежда на примирение снебом. Вместе с тем, для Демона красота девушки является случайной в порочном,по его мнению, мире.
 Можно сказать, здесь возможность противопоставления двух лермонтовскихгероев исчерпывается. Обнаруживается общий для Демона и Мцыри парадокс: Демонпо достоинству ценит красоту Тамары, однако противопоставляет ее «Божьемумиру». Родство Мцыри с вольной, стихийной природой заметно отчуждает егоот мира людей. Дает о себе  знать отмеченный исследователями в связи с героямиЛермонтова «внутренний барьер», придающий их поискам идеала особыйхарактер [6]. Ломинадзе писал,что на фоне" «объятий» природы глубже постигается мераодиночества Мцыри. «Возможно, оно  столь безысходно, что душа готова любымспособом прорвать его кольцо» [3, 155]. Герой рад обняться, «как брат, „хоть с грозой,готов слиться с природой даже  через соединение с враждебным началом. Во времябоя Мцыри с барсом “сплетаются », «обнимаются» «крепчедвух друзей». Здесь главным становится само объятье, сам контакт с миром,а какой ценой — не важно. Борются как бы неразноприродные существа: Мцыри«визжал, как барс», а раненый барс «застонал, как человек.»И среди  образов природы, созерцаемых героем, наблюдается отождествление«дружбы — вражды» [3, 156].Герой видит в небе такую картину: «Уж  луна вверху сияла, и одна Лишьтучка кралася за ней, Как за добычею своей». Таким образом, для Мцыри,насильственно отторгнутого от родной почвы, контакт с природой — это возможностьобрести  род, родину, вернуться  к  первоначальным истокам. Образ Демона такжесоздан на идее разрыва с родом и устремленности к идиллии.
Рассмотрим в сравнении встречи Демона и Мцыри с грузинкой. Демон видит владения Гудала, здесь по ступеням в  скале, ведущим  к  реке,«покрыта белою чадрой, Княжна Тамара молодая К Арагве ходит заводой»; Мцыри видит, как «держа кувшин над головой», грузинкасходила к берегу". Эпизод этот, вопреки ожиданию, не противопоставляет, а,напротив, сближает героев. Характерно, что у них образ «грузинкимолодой» рождает воспоминания о небесном рае, неудовлетворенность«земным» рождает ощущение " предсуществования". Тамаранапоминает Демону ''те дни давние", когда он еще не был падшимангелом". Появляется возможность постигнуть «святыню любви, добра икрасоты» через сочувствие земной женщины. Мцыри видит грузинку во«сне», следовательно, переносит ее образ в иную реальность, котораяему дороже «земного рая».
Сон в поэтике Лермонтова — не просто характерная метафора,он в смысловом отношении насыщен. Ученые неоднократно обращали внимание наособое значение мотива сна в творчестве поэта. Д.Мережковский отмечал, что сону Лермонтова — форма перехода к «вечной» жизни. С.Ломинадзе, развиваяэту мысль, дает глубокую  трактовку поэтики сна в художественной системеЛермонтова. «Сон — это возможность незаметно для себя синхронно охватитьпредмет с несовместимых пространственных или хронологических»пунктов", он представляет парадоксальное взаимопроникновениедвижения и неподвижности" [3].
Потому трудно отказаться от мысли, что коллизия образа Мцырисоотнесена Лермонтовым с темой вечности, а не только с противоречиямисоциальной действительности. Попытка прорвать границы данности, выйти запределы «неба» и «земли», достичь свою «родину»,преодолевая логику Божьего мироздания, сближает Мцыри с Демоном.
Справедливо отмечается в поэме «Мцыри» развитие иуглубление идеи «естественного человека» (В. И. Коровин). Вместе стем указывается, что тема эта осложнена трагическим мироощущением и мыслью онедостижимости  гармонии с природой. Здесь уместно напомнить замечаниеЯ.И.Марковича о том что романтический идеал Лермонтова, несмотря на его«вариации», всегда предполагает " невозможное",«совмещение бури и покоя» [7].
В Мцыри мы и сталкиваемся с таким парадоксальным соединением разнородных, несовместимых в обычном понимании начал жизни. Сон, включенностьхотя бы в фантазии, в необыденное  измерение  дает возможность вырваться изграниц «земли» и «неба», освободиться от телесной оболочки.В ином мире, куда стремится Мцыри, устраняются  все  преграды, границы прошлогои настоящего, реальности и ирреальности становятся зыбкими, устраняетсятрагическая дисгармония между «землей» и «небом»,уничтожается пространственно-временная заданность бытия. Вспомним стихотворение«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»). Природа влермонтовской  поэтической концепции не выступает последней инстанцией идеала,она  является  «преддверием  к  идеалу» [8].
Идея свободы связывается в поэме с темой  поисков пути.Герой признается, что его «трудный  путь» ночью  не озаряла ни одназвезда, что он «пустился дорогою прямой», но «с пути сбиватьсястал», что даже конь может его превзойти, найдет «прямой и краткийпуть» на родину, и что Бог (об этом сказано в первой редакции) не показалему, «блуждающему» во «тьме  ночной», «желанногопути». Здесь и вступает в свои права метафора «сна», задающаятему перехода в сверхреальность, в которой снимаются все противоречия.
Монастырь в поэме «Мцыри» обычно объясняется  каксиноним  общества, похожего на тюрьму, сковывающего свободу человека. Нельзяотрицать того факта, что монастырь в поэме выступает в своем прямом значении — это место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречиемежду телом и душой; место, откуда проложен путь к высшим началам.
Герой Лермонтова отрицает такую возможность достижения гармонииименно потому, что она требует смирения, отказа от полноты и свободыромантической личности. Вместе с тем «монастырь» подтверждает иоправдывает необходимость подчинения личности внешним силам. С этим Мцыримириться не может. Здесь и появляется внутренняя установка к сверхреальности.
Первобытное, инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить«миг» иным содержанием, придать ему статус «вечности». Такоказываются совмещенными «буря» и «покой». С одной стороны,«неустанное стремление продлить, растянуть, остановить насыщенный»миг", а с другой — со столь же неизбежным  желанием изжить, избытьпостылую вечность, сжать ее в ценностный «миг», в ту самую«точку, о которой грезит сердце» (С.Ломинадзе).
Итак, очевидными этапами в движении Мцыри к идеалу свободыявляются его заметное отчуждение от собственно  человеческой  природы и попыткаперехода  к  «надмирному» состоянию. Отход от привычной человечностина этом не заканчивается.
Мцыри стремится найти покой в «покое» и«буре». Однако результат оказывается неожиданным: «Я сам, какзверь, был чужд людей», — вот его чувства после дружбы  с«бурей» в ночь побега. Предельное проявление идеи «грозы»заставляет его забыть «слова людей» и родиться словно заново — измира смутных воспоминаний. Исчерпываются возможности контакта с окружающим.Музыка мира, голос свободы до Мцыри доносятся из сверхреальности, и они значатдля него больше, чем только «земля» и «небо», «земнаяродина». Герою  нужен  небесный  рай, его «предсуществование».Свобода, таким образом, оказывается достижимой, однако ценой преодоления своей«естественной» человеческой природы, преодоления отношений«земли» и «неба» в их обычном восприятии. Вспомним еще разслова Ап.Григорьева. Мцыри возвращается к обыденной реальности, где  свободапоставлена в зависимость от условий Божьего мироздания. Смерть подводит итогего блужданиям, она становится желанным выходом из «внутренних» и«внешних» противоречий.
В.И.Коровин полагает, что трагедия Мцыри обусловлена противоречиеммежду мужественностью его духа и слабостью тела [9]. В символическом сюжете поэмы действительно заметны поискиспособов преодоления героем своей «телесности».
Смерть героя можно расценивать как неприятие им реальной логикимироздания. В рамках мира Божьего достижение свободы стало невозможно.Невозможно постоянно находиться в состоянии  " вражды-дружбы" сприродой, одновременно совмещать временное и вечное.
Обнаруживается характерная для героев Лермонтова попытка  любымспособом преодолеть строгую предопределенность «Божьего мира»,победить рок, судьбу, «конструировать» «модель» бытия, котораяснимает противоречие тела и души, мысли и чувства, неба и земли. Создаетсясвоего рода сверхреальность. Это-то и сближает Мцыри с Демоном. Героисоприкасаются в точке, которая неизменна почти для всех произведенийЛермонтова.
Образ Мцыри оказывается связанным не с преодолением демонизма,а, напротив, является одним из глубоко сложных толкований демонической темы.Демона с Мцыри сближает мечта о свободе, «небесном» рае, где он незнал дисгармонии. В рамках «Божьего мира» его свобода, как и  Мцыри,«ущемлена», здесь вступает в свои права необходимость. Демон впоисках неограниченной свободы создает иную реальность, «моделирует»мир, в котором Бог не властен. Именно туда, в «надзвездные края», онхочет увезти Тамару. Только там он является царем  «познанья  и свободы».
Отвержение от мира Божьего предполагает разрыв со всеми егоценностями, но этого-то и не происходит. В исповеди Демона сказано, что оноткроет Тамаре «пучину гордого познанья» и «даст ей всеземное». Тень «земного» повсюду преследует Демона, что и делаетего свободу иллюзорной, неполной. Демон внушает Тамаре мысль, что для свободынеобходимо побороть собственную человеческую природу, однако он сам несвободенот нее.
Мцыри постиг свободу, но для этого потребовалось уйти измира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, так сказать, всторону «озверения», с одной стороны, и преодоления своей«телесности» — с другой. Поэтому-то его свобода сомнительна. Онапросто не нужна, ибо в таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить.В ней нет именно человеческо-земной ценности. В поэме «Мцыри» темасвободы развита и как желанный идеал, и как нечто надмирное, сверхчеловеческое.Она осмыслена как состояние, переживаемое словно во «сне».
В «надзвездном» мире Демона свобода также ненужна. Хотя бы  потому, что она там остается свободой холодного, бесприютногоодиночества. Свобода не имеет смысла, если она вынесена за рамки мира людей,«Божьего мироздания». В своей «небесной» родине геройутрачивает демоничность, так же, как и Мцыри в своем «раю» — естественнуючеловечность. Не может быть демонизма там, где нет Бога. Не может быть«рая» там, где требуется «озверение» человека, где сам райявляется метафорическим воплощением сна, результатом погружения в воспоминание.Судьбы Демона и Мцыри наводят на мрачное, безотрадное раздумье. Герои этиявляются роковыми потому, что они выступают жертвами некой непоправимой ошибки,совершенной, по мысли Лермонтова, в самом основании «Божьего мира».
Вырисовывается грустная картина мира, в котором человеку отведенароль того «неполноценного» существа, которого изобразилЕ.Баратынский  в стихотворении «Недоносок». Человек обречен на вечноескитание между небом и землей, не принадлежа полностью ни небу, ни земле.Тревожное ощущение бесприютности, бездомности   в космическом масштабе, и какследствие стремление к идеалу даже ценой отказа от своей человеческой природыэто, думается, то, что  связывает символический сюжет «Мцыри» сконцепцией «Демона».
ЛИТЕРАТУРА.
1.  Лермонтовская энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1981. — С.635.
2.  Л.М.Аринштейн. Реминисценциии автореминисценции в системе лермонтовской поэтики //Лермонтовский сборник. — Л.: Наука, 1985. — С.28,31,38.
3.  С.Ломинадзе. Куда бежитМцыри // Вопросы литературы, 1984, №10, с.153,154.
4.  Цит. по: ТворчествоМ.Ю.Лермонтова. — М.: Наука, 1964.
5.  Ап.Григорьев. Сочинения: В2-х т. — Т.2. — М.: Худож. лит., 1990. — С.88.
6.  С.Ломинадзе. Поэтический мирЛермонтова. — М.: Современник, 1985. — С.222-225.
7.  В.М.Маркович. СтихотворениеМ.Ю.Лермонтова «Парус» // Анализ одногостихотворения: Межвузовский сборник. — Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1985. — С.122-131.
8.  Д.Е.Максимов. ПоэзияЛермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — С.190.
9.  В.И.Коровин. Творческий путьМ.Ю.Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. — С.79.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.