Реферат по предмету "Экономика"


Кривые Энгеля и эластичность спроса по доходу

Оглавление: Введение Спрос, кривая спроса Изменения в спросе Эластичность спроса
Эластичность спроса по доходу Кривые Энгеля. Список использованной литературы и электронных ресурсов
Введение Основной целью данной работы является изучение влияния дохода на эластичность спроса, а также кривых Энгеля. Но их изучение невозможно без рассмотрения более широких, основополагающих понятий, к которым я предлагаю обратиться прямо сейчас. Спрос и предложение являются основными элементами экономической теории, с помощью их графической интерпретации познаются закономерности рыночного механизма, описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей. Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Ин­ст­ру­ментом, или ме­ха­низмом, сво­дя­щим вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (по­став­щи­ков) от­дель­ных то­ва­ров и ус­луг, является рынок. Ры­нок — кос­вен­ная, опо­сре­до­ван­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции в фор­ме ку­п­ли-про­да­жи то­ва­ров, сфе­ра реа­ли­за­ции и то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний, а так­же вся со­во­куп­ность средств, ме­то­дов, ин­ст­ру­мен­тов, ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых норм, струк­тур т.д., обес­пе­чи­ваю­щих функ­цио­ни­ро­ва­ние та­ких от­но­ше­ний. Также необходимо дать определение и доходу. Доход - поток денег или общая сумма денег, поступающая экономическим агентам в виде заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, процентов, предпринимательской прибыли в течение определенного периода времени.
Спрос, кривая спроса Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, с одной стороны, и ценами, сложившимися на рынке, с другой. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов. Экономический закон, предложенный британским экономистом А.Маршаллом, согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены , лежит в основе построения кривой спроса. Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными. Об­рат­ную за­ви­си­мость ме­ж­ду це­ной про­дук­та и ве­ли­чи­ной спро­са мож­но изо­бра­зить в ви­де про­сто­го двух­мер­но­го гра­фи­ка (рис. 1), по­ка­зы­ваю­ще­го ве­ли­чи­ну спро­са на го­ри­зон­таль­ной оси, а це­ну на вер­ти­каль­ной оси. По­ме­ще­ние це­ны на вер­ти­каль­ной оси и ве­ли­чи­ны спро­са на го­ри­зон­таль­ной стало эко­но­ми­че­ской тра­ди­цией, хотя не совсем верно математически. Ма­те­ма­тик по­мес­тил бы це­ны на го­ри­зон­таль­ной оси, а ве­ли­чи­ну спро­са на вер­ти­каль­ной, так как це­на — это не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, а ве­ли­чи­на спро­са — за­ви­си­мая. Рис. 1 Графическое изображение спроса Ка­ж­дая точ­ка гра­фи­ка пред­став­ля­ет со­бой кон­крет­ную це­ну и со­от­вет­ст­вую­щее ко­ли­че­ст­во про­дук­та, ко­то­рое по­тре­би­тель ре­шил ку­пить по дан­ной це­не. Гра­фик от­ра­жа­ет все воз­мож­ные ва­ри­ан­ты со­от­но­ше­ния це­ны и ве­ли­чи­ны спро­са в сво­их при­де­лах. За­кон спро­са на­хо­дит от­ра­же­ние в нис­хо­дя­щем на­прав­ле­нии кри­вой спро­са. Гра­фик по­зво­ля­ет чет­ко пред­ста­вить оп­ре­де­лен­ную связь це­ны и спро­са, а так­же ма­ни­пу­ли­ро­вать раз­лич­ны­ми ее ком­би­на­ция­ми.
Из­ме­не­ния в спро­се Це­на слу­жит са­мой важ­ной определяющей ко­ли­че­ст­ва лю­бо­го по­ку­пае­мо­го про­дук­та, но су­ще­ст­ву­ют и дру­гие фак­то­ры, ко­то­рые влия­ют на по­куп­ки. Они на­зы­ва­ют­ся не­це­но­вы­ми де­тер­ми­нан­та­ми. Ко­гда они дей­ст­ви­тель­но из­ме­ня­ют­ся, про­ис­хо­дит сдвиг кри­вой спро­са. По­это­му их так­же на­зы­ва­ют фак­то­ра­ми из­ме­не­ния спро­са. Из­ме­не­ние од­ной из де­тер­ми­нант ­ме­ня­ет по­ло­же­ние кри­вой спро­са (рис. 2). Ес­ли по­тре­би­те­ли об­на­ру­жи­ва­ют же­ла­ние и спо­соб­ность по­ку­пать боль­шее ко­ли­че­ст­во дан­но­го то­ва­ра по ка­ж­дой из воз­мож­ных цен, то про­исходит уве­ли­че­ние спро­са, и кри­вая спро­са сме­щается впра­во. Умень­ше­ние спро­са про­ис­хо­дит то­гда, ко­гда из-за из­ме­не­ния в од­ной его де­тер­ми­нан­те (или бо­лее) по­тре­би­те­ли по­ку­па­ют мень­шее ко­ли­че­ст­во про­дук­та по ка­ж­дой из воз­мож­ных цен, это вле­чет со­кра­ще­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во. Уве­ли­че­ние спро­са, при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях (не­из­мен­но­сти пред­ло­же­ния), по­ро­ж­да­ет эф­фект по­вы­ше­ния це­ны и эф­фект уве­ли­че­ния ко­ли­че­ст­ва про­дук­та. Умень­ше­ние спро­са об­на­ру­жи­ва­ет как эф­фект сни­же­ния це­ны, так и эф­фект со­кра­ще­ния ко­ли­че­ст­ва про­дук­та. Мы об­на­ру­жи­ва­ем пря­мую связь ме­ж­ду из­ме­не­ни­ем спро­са и вы­те­каю­щи­ми от­сю­да из­ме­не­ния­ми рав­но­вес­ной це­ны и ко­ли­че­ст­ва про­дук­та.
Рис. 2 Изменение положения кривой спроса в системе координат Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(P) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматься сдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево на одно и то же значение ΔQ, параметрическая зависимость в общем случае предусматривает и некоторую графическую трансформацию кривой спроса).
Во избежание путаницы под термином «изменение спроса» принято понимать изменение самой функции Q=D(P) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины спроса» - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса). К неценовым факторам относятся: 1. По­тре­би­тель­ские вку­сы. Бла­го­при­ят­ное для дан­но­го про­дук­та из­ме­не­ние по­тре­би­тель­ских вку­сов или пред­поч­те­ний, вы­зван­ное рек­ла­мой или из­ме­не­ни­ем мо­ды, бу­дет оз­на­чать, что спрос воз­рос по ка­ж­дой це­не. Не­бла­го­при­ят­ные пе­ре­ме­ны в пред­поч­те­ни­ях по­тре­би­те­лей вы­зо­вут умень­ше­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во. Тех­но­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния в ви­де про­яв­ле­ния но­во­го про­дук­та спо­соб­ны при­вес­ти к из­ме­не­нию по­тре­би­тель­ских вку­сов. При­мер: здоровый образ жизни ста­но­вит­ся все бо­лее по­пу­ляр­ным, а это по­вы­ша­ет спрос на крос­сов­ки и ве­ло­си­пе­ды. 2. Чис­ло по­ку­па­те­лей. Уве­ли­че­ние на рын­ке чис­ла по­ку­па­те­лей обу­слав­ли­ва­ет по­вы­ше­ние спро­са. А умень­ше­ние чис­ла по­тре­би­те­лей на­хо­дит от­ра­же­ние в со­кра­ще­нии спро­са. При­ме­р: сни­же­ние уров­ня ро­ж­дае­мо­сти умень­ша­ет спрос на об­ра­зо­ва­ние. 4. Це­ны на со­пря­жен­ные то­ва­ры. При­ве­дет ли из­ме­не­ние це­ны на со­пря­жен­ный то­вар к по­вы­ше­нию или сни­же­нию спро­са на рас­смат­ри­вае­мый про­дукт, за­ви­сит от то­го, яв­ля­ет­ся ли этот род­ст­вен­ный то­вар за­ме­ни­те­лем на­ше­го про­дук­та (взаи­мо­за­ме­няе­мым то­ва­ром) или со­пут­ст­вую­щим ему (взаи­мо­до­пол­няю­щим то­ва­ром). Ко­гда два про­дук­та взаи­мо­за­ме­няе­мы, ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Ко­гда два то­ва­ра яв­ля­ют­ся взаи­мо­до­пол­няю­щи­ми, ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь. Мно­гие па­ры то­ва­ров яв­ля­ют­ся не­за­ви­си­мы­ми, са­мо­стоя­тель­ны­ми то­ва­ра­ми, из­ме­не­ние це­ны на один очень ма­ло по­влия­ет или во­все не по­влия­ет на спрос на дру­гой. При­ме­ры: сни­же­ние та­ри­фов на пас­са­жир­ские авиа­пе­ре­воз­ки со­кра­ща­ет спрос на по­езд­ки железнодорожным транс­пор­том (взаи­мо­за­ме­няе­мые то­ва­ры); со­кра­ще­ние це­ны на цифровые фотоаппараты по­вы­ша­ет спрос на flash-карты памяти (взаимодополняющие товары). 5. Ожи­да­ние. По­тре­би­тель­ские ожи­да­ния относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем. Ожи­да­ние па­де­ния цен и сни­же­ния до­хо­дов ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры. Об­рат­ное ут­вер­жде­ние так­же вер­но. При­мер: не­бла­го­при­ят­ная по­го­да в Юж­ной Аме­ри­ке по­ро­ж­да­ет ожи­да­ния в бу­ду­щем бо­лее вы­со­ких цен на ко­фе и тем са­мым по­вы­ша­ет те­ку­щий спрос на не­го. 3. До­ход. Воз­дей­ст­вие на спрос из­ме­не­ния де­неж­но­го до­хо­да бо­лее слож­но. Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.
А. Товары высшей категории (нормальные блага). Большинство товаров относится к этой категории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачественные продукты питания и т.д.). Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода. В. Товары низшей категории (инфериорные блага). К этой категории можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного доход. Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые. При­ме­ры: уве­ли­че­ние до­хо­дов по­вы­ша­ет спрос на та­кие нор­маль­ные то­ва­ры, как сли­воч­ное мас­ло, ома­ры, фи­ле, и сни­жа­ет спрос на та­кие то­ва­ры низ­шей ка­те­го­рии, как ка­пус­та, ре­па, маргарин и оде­ж­да second-hand. Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).
Эластичность спроса Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен: где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене. Аналогично можно определить показатель эластичности по другим экономическим величинам. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается). Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
, ü Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
ü Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. ü При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса. Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 3,а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Рис. 3 Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси (рис. 3,б). Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.
Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования. Это безразмерная величина, отражающая процентное изменение в спрашиваемом количестве товара в ответ на каждый процент изменения доходов потребителей: где - эластичность спроса по доходу; I- первоначальный размер доходов потребителей; - величина, на которую возросли или уменьшились доходы по сравнению с первоначальным уровнем; Q - первоначальный уровень спроса, т.е. количество продукции данного вида, выкупаемое потребителями при первоначальном размере их доходов; - величина изменения спроса на данный товар, вызванного изменением доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров высшей категории, спрос на которые растет с увеличением доходов, эластичность спроса по доходу является величиной положительной. Для товаров низшей категории спрос на которые снижается с ростом доходов, эластичность спроса по доходам отрицательна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность. В табл. 1 приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг ) Таблица 1 Группа товаров Наименование товаров Значение 1 2 3 Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью Цельное молоко Свинина Картофель -0,5 -0,2 -0.2 Неэластичные товары Кофе Птица Сыр Говядина Сигареты 0,0 0,3 0,4 0,5 0,8 Эластичные товары Бензин Вино Товары длительного использования 1,1 1,4 1,8 Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля.
Кривые Энгеля. Зависимость объема спроса на товары от дохода потребителя в условиях стабильных цен, представленная в графическом виде, называется кривой Энгеля. Знаменитый немецкий статистик Эрнст Энгель (1825 – 1896), работая над статическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Можно привести его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития». На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно сказать, что при предположении о неизменности цены, расходы на приобретения благ напрямую зависят от уровня дохода потребителя. По Энгелю все блага можно разделить на три категории: ü Блага, на которые увеличение (уменьшение) спроса превышает увеличение (уменьшение) дохода, называются предметами роскоши ED>1. ü Блага, спрос на которые с ростом доходов снижается, называются низкокачественными товарами 0ü Блага, кривая спроса на которые при увеличении дохода (выше среднего) становится более пологой, называются нормальными товарами EDИтак, кривая Энгеля – это кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости от роста дохода, она полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах. При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной (рис. 4).
а) б) в)
Рис.4 Кривые Энгеля Кривая на рис. 4,а отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода I. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения I превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей. Кривая на рис. 4,б характерна для эластичных товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже I'. Если доход достигает величины I', то по мере роста I приращения QDxзначительно превосходят приращения I, и кривая резко поднимается вверх. Кривая на рис. 4,в описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины I", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QD подобных товаров сокращается. Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. Таким образом, знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. А кривые Энгеля, в свою очередь, как раз являются эффективным методом их анализа. Если экономика переживает подъем и средние доходы потребителей возрастают, то отраслям, производящим товары с эластичностью больше 1 предстоит расширение, а отрасли с Ed
Список использованной литературы и электронных ресурсов: 1. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. М., “Республика”, 1994 2. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., “Республика”, 1993 3. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. С-Пб, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 4. Ф. Котлер. Основы маркетинга, М., 1995 5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика. Учебник. М. «Юрайт», 2003 http://economics.wideworld.ru http://microeconomica.economicus.ru http://www.businessvoc.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.