Реферат по предмету "Экономика"


Интеграционные Процессы в Мировой Экономике

СОДЕРЖАНИЕ

Интеграционные процессы в мировой экономике 1. Понятие и сущность международной экономической интеграции 2. Виды международной экономической интеграции
3. Современные интеграционные объединения Список литературы 1. Понятие и сущность международной экономической интеграции Интеграция в переводе с латинского, означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое. Важнейшим признаком сегодняшней действительности является интенсивное развитие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях. Процесс интернационализации хозяйственной жизни обусловлен развитием и углублением международного разделения труда и означает формирование устойчивых связей в производственной, научно-технической и других сферах. Экономическая взаимозависимость государств, интернационализация производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей являются более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики. Экономическая интеграция определяется следующими важнейшими факторами: § интернационализация производства и создание международных монополий нового типа - к началу 90-х гг. примерно 50% промышленного производства, а также более 90% прямых частных вложений за рубежом, около 80% патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау приходилось на ТНК, причем около 34% из них были американские; § глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда, когда производственные связи образуют тесное взаимодействие между фирмами и внутри отдельных компаний, составляя "цеха одного завода" с широко развитой внутриотраслевой специализацией; § научно-техническая революция, которая выводит интернационализацию рынка и производства на качественно новый уровень, обуславливая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники, формирования нового технологического базиса; § открытость национальных экономик и свобода торговли, поскольку либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала более активному их включению в международное разделение труда и кооперацию, в процесс широкого межгосударственного сотрудничества. Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации. Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики. В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в экономической литературе и особенно в периодической печати бытует утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран. Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо. 2. Виды международной экономической интеграции Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты. В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками. Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз. В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия: - выровнять уровни налогов - устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям - преодолеть различия в законодательствах - унифицировать национальные технические и санитарные стандарты - скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать. Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства. Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза. 3. Современные интеграционные объединения Характерной особенностью интеграционных объединений сегодня является их развитие на региональном уровне. Региональная интеграция проходит при этом ряд этапов, каждый из которых имеет свои специфические черты. Причем на каждом из этапов устраняются определенные ,барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идет процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления. Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, отличающихся разной степенью интенсивности, масштабами и специфичностью, проявляющейся в отдельных регионах: 1. зона свободной торговли - самая простая форма экономической интеграции: страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле; такой вид интеграции применяется странами ЕАСТ, НАФТА и некоторыми другими; 2. таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; такой вариант интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского союза западноевропейских стран; 3. общий рынок - более сложный вид интеграционных объединений, когда ликвидируются барьеры между странами не только по взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг и капитала, обеспечивается согласование экономической политики; 4. экономический союз - наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которая предполагает проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координацию национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер; для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 г. принял в г. Маастрихте решение ускорить выполнение вышеназванных целей и ввести единую валюту евро с образованием единого эмиссионного центрального банка; 5. политический союз - высшая ступень региональной интеграции - предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование; в самых общих чертах речь может идти о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает от имени всех участников этого союза. Список литературы 1. Мировая экономика: Учебное пособие для Вузов. Под ред. Проф. И.П. Николаевой. –2-е изд. Перераб. Доп.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 2. Мировая экономика. Учебник для Вузов. Под. ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001. 3. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник – М.: «Экономистъ», 2003.
5. Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов Жуков Е.Ф., Капаева Т.И Москва.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационное обеспечение процесса управления материально-техническим снабжением производства
Реферат Великая смута 2
Реферат Базаров – лицо трагическое
Реферат Субъект преступления в КР
Реферат Молуккский какаду
Реферат "зусилля радянського союзу в створенні системи колективної безпеки напередодні другої світової війни. Радянсько-німецькі договори 1939 року та їх сучасні оцінки"
Реферат Леонардо да Винчи 4
Реферат Стихи это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений
Реферат Sola Fide Vs Sola Gratia Essay Research
Реферат Hamlet 9 Essay Research Paper There have
Реферат Принцип действия полевого транзистора
Реферат Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
Реферат Технология производства товарных яиц на птицефабрике
Реферат Азербайджанский легион
Реферат Юридические факты в административном праве. Виды контроля органов исполнительной власти