Реферат по предмету "Экономика"


Инструменты регулирования международной торговли

План ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА1. ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 1.1 Виды тарифов 1.2. Применение тарифов в международных торговых отношениях России.
ГЛАВА2. ВИДЫ НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЕ 2.1. Количественные ограничения. 2.2. Примеры применения ограничений 2.3. Финансовые методы 2.4. Международное регулирование ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Введение Международная торговля занимает особое место в системе мирового хозяйства. Несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений становится зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. По оценке ВТО «…мировой объем торговли товарами после 1-процентного падения в 2001 году вырос на 2.5% до $6.24 трлн. Рост был достигнут в первую очередь за счет высокого спроса в США и крупнейших экономиках Азии. В частности, Китай в 2002 году увеличил объем импорта на 21%, доведя свою долю в структуре мирового импорта до 4.4%. Первое место по этому показателю по-прежнему с большим отрывом занимают США - 18% против 7.4% у Германии.»[1] Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и со­вершенствование всемирной инфраструктуры. Открытость экономики обеспечивает странам такие положительные эффекты как углубление специализации, и ее следствие - рост производительности и эффективности труда, распространение мирового опыта через систему международных отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке и в конечном счете - рост благосостояния населения страны. Тем не менее несмотря на все выгоды свободной торговли практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли применяя ее государственное регулирование. В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле ГАТТ(General Agreement on Tariffs and Trade) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фик­сирующего принципы и правила мировой торг­овли и его современной преемницы Всемирной торговой организации – ВТО (World Trade Organization). Членами ГАТТ с 1996 г. являются 134 государства, на которые приходится более 90% мирового объема торговли. Более тридцати стран имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них включая Россию находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ - ВТО, призва­на противостоять периодически усиливающемуся протекционизму как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регули­рованию внешнеэкономической сферы. ВТО функционирует во многом аналогично ГАТТ , но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. В России, курирующими международную торговлю органами являются Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство экономического развития и торговли, а также Государственный таможенный комитет (ГТК) Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на две большие группы: — таможенные тарифы; — нетарифные ограничения; Уже из названия следует, что все они имеют изначально про­текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут­ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж­дународных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование
Глава1. Тарифные методы и особенности их использования. 1.1 Виды тарифов Таможенные тарифы являются наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики. Целью их применения наряду с ограничением свободы торговли является получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков, защита отечественных производителей. Тариф – это налог или таможенная пошлина, представляющая собой государственный денежный сбор с товаров , пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Иногда под тарифом понимают систематизированный по группам товаров перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары. По товарному обращению таможенные пошлины (тарифы) бывают: - импортная , взимается при перевозке товаров в таможенную зону. - экспортная , облагаются товары при их выпуске за пределы таможенной территории ; - транзитная – взимается с товаров, провозимых через таможенную территорию транзитом. По способу взимания таможенные тарифы делятся на три основных вида: - специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) импортируемого или экспортируемого товара. Внутренняя цена после обложения специфическим тарифом равна : Pd = Pw + Ts , где Pd – внутренняя цена импортного товара после обложения специфическим тарифом; Pw –таможенная стоимость товара; Ts – ставка специфического тарифа. Так например с 1 июня 2002 года В России была повышена более чем в два раза экспортная пошлина на нефть с 9,2 доллара за тонну до 20,7 долларов за тонну, что отражает реакцию на колебания мирового спроса на нефть. - адвалорные пошлины (от лат. ad valorem–по стоимости), устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена на импортируемый товар составит: Pd = Pw (1 + TAV ), где TAV – ставка адвалорного тарифа. - смешанная пошлина – это объединение адвалорного и специфического налогов, например : «…как сообщили "Агентству бизнес-новостей" в пресс-службе Союза российских пивоваров, согласно принятому постановлению правительства РФ "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", ввозная пошлина на банку определена в размере 20%, но не менее 41 евро за 1000 штук…» По происхождению различают : - автономная - пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами - партнерами по торговле; - договорная(конвекционная) - устанавливается на базе двух или многостороннего торгового договора и распространяется только на товары, оговоренные в данном договоре. Срок применения определяется сроком действия соответствующего документа;
- преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционных группировки. Возможность получения преференциальных пошлин имеют развивающиеся страны, поставляющие свои товары в более развитые страны. Система льгот со стороны экономически более развитых стран названа общей системой преференций (ОСП). Она была установлена на основе решения Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в начале 70-х годов для содействия увеличению экспорта из экономически менее развитых стран.[2]
По характеру применения существуют следующие виды пошлин: - Специальные пошлины, применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и условиях могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны со стороны других государств или союзов; - Компенсационные пошлины, накладываемые на ввоз тех или иных товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт нанести ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства. - Антидемпинговые – устанавливаются для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. - Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли товарами сезонного характера, сельхозпродукцией. На время действия сезонных тарифов(несколько месяцев) действие основных тарифов приостанавливается. Первоначально в мировой практике применялась одна ставка пошлины и тариф был одноколонным (простым). Величина пошлины была едина вне зависимости от страны происхождения товара. С развитием экономики и обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. В настоящее время распространены многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Это позволяет использовать таможенные пошлины дифференцированно в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране или группе стран. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на: - минимальные(базовые); - преференциальные; - максимальные (генеральные). В настоящее время средний уровень ставок тарифов раз­витых стран около 6%, развивающихся — 30—40%, при этом на отдельные товары пошлины могут колебаться в значитель­но более широких пределах. Рассмотрим частичный анализ равновесия экономической системы при импортном тарифе: P Dd (долл.) Sd Е 25 15 J F Т 1 K 2 H 3 G 4 C Тариф 10 5 6 Sw M N A B 0 30 45 125 150 Q (тыс.шт.) Dd – кривая спроса на товар на внутреннем рынке; Sd - кривая внутреннего предложения товара; Е– точка равновесной цены (25 долл); Sw – линия предложения товара на мировом рынке ( абсолютно эластичное, 10 долл) В условиях свободной торговли внутренняя цена на товар упадет до мировой (10 долл), объем спроса возрастет до т. С (150 тыс.шт), а внутреннее производство снизится до К (30 тыс.шт). Объем импорта составит 120 тыс шт (150 – 30) что отражено отрезком КС. Допустим, что правительство страны вводит таможенную пошлину, составляющую 5 долл или 50% от цены товара (страна достаточно мала, чтобы введение тарифа не оказало влияния на мировую цену). Это значит, что условия торговли не меняются, вырастает лишь внутренняя цена импортного товара на размер пошлины (на 5 долл) Итак после введения тарифа линия мирового предложения товара Swпереместится вверх на величину равную размеру введенной пошлины – линия Т. Пока отечественный товар будет конкурировать с импортным, отечественные производители смогут назначить цену 15 долл за ед. продукции. Т.о. введение тарифа влечет за собой повышение цены до 15 долл как на импортную, так и на отечественную продукцию. При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внешнего и внутреннего) предложения достигается в точке F, в которой под защитой импортного тарифа объем внутреннего производства увеличивается на отрезок КН (15 тыс шт.), а объем внутреннего потребления сокращается на отрезок GC (25 тыс. шт.) Соответственно объем импорта сокращается до 80 тыс штук - отрезок JF(125-45). Итак, введение тарифа влечет за собой повышение цены на защищаемую продукцию и сопровождается следующими последствиями: - потребительский эффект, возникает при сокращении потребления товара в результате повышения цены на него. Ему соответствует фигура 4 (ущерб нанесенный потребителю импортирующей страны в результате вынужденного сокращения потребления товара); - производственный эффект, С повышением цены из-за введения пошлины отечественным потребителям становится выгодно увеличить объем производства данного товара на 15 тыс. шт. (MN) Т.о. введение тарифа приводит к перераспределению ресурсов из других отраслей экономики в отрасль, находящуюся под защитой импортных ограничений. Кроме того, если до введения тарифа потребители тратили на приобретение этих 15 тыс.шт. объем средств, равный фигуре 5 , то после введения тарифа их затраты возрастут на величину площади треугольника 2 , это связано с тем, что потребительский спрос переключается с более дешевой импортной на более дорогую, отечественную продукцию. Эти дополнительные издержки называют производственным эффектом; - торговый эффект, сопровождается сокращением объемов импорта. Если цена на импортную продукцию после введения тарифа станет выше автаркической цены, объем импорта снизится до нуля и тариф станет запретительным; - эффект дохода, представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как произведение объема импорта на размер пошлины и соответствует на графике фигуре 3. эффект дохода является потерей для потребителей т.к. их доходы изымаются государством в доход бюджета;
- эффект перераспределения представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортной. Т.е. пострадают потребители импортной продукции. Вследствие обложения налогом этого товара потребитель будет вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму средств, либо приобретать его в меньших количествах, что в конечном счете ведет к ухудшению потребительских возможностей.
Потери покупателей графически отражены суммой площадей 1,2,3 и 4. часть потерь перераспределится в пользу других категорий населения страны . в частности дополнительный излишек производителей будет соответствовать площади фигуры 1, а доход от введения тарифа равный фигуре 3 поступает в распоряжение правительства данной страны. В результате чистые потери и покупателей и производителей страны в результате введения пошлины будут соответствовать сумме площадей фигур 2 и 4. Использование таможен­ных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию. «В России ставки таможенных пошлин систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для целей их применения товары определяются исключительно кодом ТН ВЭД, а для удобства использования приводится краткое наименование товара. Каждому товару присваивается свой девятизначный код, позволяющий четко идентифицировать данный товар. Код включает в себя следующие данные: - первые шесть цифр – код товара по НГС[3] - первые шесть цифр + седьмая и восьмая – образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского союза (КН ЕС); - девятая имеет резервное значение для возможной детализации товарных позиций. Импортными таможенными пошлинами облагаются все товары, ввозимые на территорию страны. В Российской Федерации импортный таможенный тариф применяется дифференцированно к товарам из разных групп стран: - Минимальные ставки ввозных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов которым в России предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Они являются базовыми ставками. В импортном тарифе содержится перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет этот режим. Он включает 125 стран, а также Европейское экономическое сообщество и Европейское объединение угля и стали. - На товары, происходящие из стран и их союзов, в отношениях с которыми Россия не применяет режим наибольшего благоприятствования , используются базовые ставки, увеличенные в два раза. Максимальной пошлиной облагается товар, страна происхождения которого не установлена. Такие ставки называются максимальными или генеральными. - Особый режим таможенного обложения используется в отношении товаров из развивающихся стран: а) из наименее развитых стран – не облагаются таможенной пошлиной; б) освобождению от таможенного обложения распространяется на товары из государств, образующих с Россией экономическую группировку в виде зоны свободной торговли или подписали соглашение о намерении создать такую зону; Так например «…Главы стран-членов Евразийского экономического сообщества на сегодняшнем саммите договорились о неприменении антидемпинговых мер по отношению друг к другу. О чем этом сообщил на пресс-конференции председатель Межгосударственного совета ЕвразЭС президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. »[4] в) при ввозе товаров из развивающихся стран – пользователей российской системы преференций применяется 75% от базовой ставки импортного таможенного тарифа. Перечень стран-пользователей дополняется списком товарных изъятий из национальной системы преференций.»[5] Например, не так давно в рамках договора ЕвразЭС было подписано соглашение о создании Союза безопасности в который вошли Россия ,Киргизия, Белоруссия, Армения и Туркмения в рамках, которого кроме политического сотрудничества, также были оговорены особые условия поставки странам участницам договора вооружения производимого в России. Из договора следует, что Россия будет продавать вооружение этим странам по специальной льготной цене, равной цене, по которой вооружение покупают Российские ВС. В данном случае имеет место особый режим таможенного обложения. . 1.2. Применение тарифов в международных торговых отношениях России. Использование странами таможенных тарифов вызывается разными причинами. Защита национальных интересов - одна из таких причин. Например «… Россия провела удачный "размен" с Китаем: для российских экспортеров стальной продукции Китай по итогам антидемпингового расследования выделил более чем достаточные квоты, а Россия отказалась от намерения ввести спецпошлину на поставки китайского кремния. Евросоюз, планирующий ограничить импорт зерна, до сих пор не рискнул установить для России не устраивающую ее квоту в 600 тыс. т, опасаясь, что наше правительство введет ограничения на поставки европейской говядины и свинины…»[6] Фактически Россия применяла на практике один из механизмов ВТО, где за ухудшение торгового режима пострадавшей стране положена денежная компенсация. Ее размер равен сумме ущерба, а платить должно то государство, которое вводит защитные меры для поддержки своих производителей. Минэкономразвития подготовило список польских товаров, ввоз которых в Россию предполагается ограничить путем двукратного повышения пошлин. В список польских товаров, подлежащих ограничению по импорту, входят кисломолочные продукты, сахар, концентраты кофе, чая и готовый продукт на их основе, табачное сырье, мебель и косметика. «… это станет эффективной мерой на действия Польши, которая решила продлить квотирование поставок российского угля на 2003 год - Польша ввела квоты на российский уголь в объеме 1,6 млн. тонн в год с 1999 года. В России считают это дискриминацией, поскольку ограничения были установлены только на поставки из России. Требования отменить квоты ни к чему не привели. Квота на 2003 год была установлена на уровне всего 800 тыс. тонн. Доведение же объемов поставок до прошлогоднего уровня обусловливалось обязательной закупкой в Польше горно-шахтного оборудования …»[7] Анализируя реальную информацию, можно сделать вывод о том, что несмотря на все недостатки тарифного регулирования отказываться от него в настоящее время пока рано. Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения собственных национальных интересов, в том числе и за счет протекционистских мер. Практически любая страна мира применяет в настоящее время те или иные торговые ограничения. Тем не менее использование тарифов в настоящее время становится все более проблематичным. Одной из главных причин такого положения дел является жесткий контроль за тарифными ограничениями с стороны международных организаций и прежде всего ВТО. Существуют и другие обстоятельства, затрудняющие использование странами тарифно-таможенного регулирования в протекционистских целях. Например общим недостатком стоимостных методов регулирования является их косвенное воздействие на национальную экономику. Так иногда иностранные экспортеры идут на выплату повышенного тарифа за счет снижения собственной прибыли, искажая таким образом прогноз относительно объемов импорта. При низкой эластичности товара, каким например является нефть, изменение тарифа может не повлиять на объемы поставок.
Эти и другие недостатки таможенных пошлин привели к разработке и использованию альтернативных мер регулирования импорта, воздействующих непосредственно на количественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара.
Глава2. Виды нетарифных методов их применение
Наиболее часто используемые нетарифные методы ограничения делятся на количественные и финансовые. 2.1. Количественные ограничения. Количественные ограничения представляют собой административную форму государственного регулирования внешнеторгового оборота, определяющую номенклатуру и количество товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они включают : - квотирование; - лицензирование; - «добровольное» ограничение экспорта Самыми распространенными в настоящее время являются импортные квоты, т.е. «количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну за определенный срок.»[8] Большую предпочтительность импортных квот по сравнению с тарифами составляют следующие моменты: - импортная квота дает возможность национальному производителю сохранить за собой определенную долю рынка вне зависимости от ценовой конкуренции со стороны иностранных поставщиков; - фиксированный объем импорта дает возможность точного прогнозирования валютных расходов страны; - применение квот дает правительству больше свободы в области управления внешнеторговой политики, так как введение тарифов регламентируется международными торговыми соглашениями; - отраслям отечественной экономики, нуждающимся в защите легче добиться введения квот, чем импортного тарифа. По причине формирования квоты подразделяются на: - общие, определяются для государственных нужд; - естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, портовых терминалов и т.п. - исключительные – вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка , выполнением международных обязательств. По области применения существуют квоты экспортные и импортные. Основанием для ввода экспортный квоты могут являться : - международные стабилизационные соглашения, устанавливающие долю каждой страны в общем экспорте определенного товара ( экспорт нефти из стран ОПЕК); -потребность в обеспечении отечественных производителей и потребителей достаточными запасами товаров; -ограничение экспорта для предотвращения повышения цен данного товара на внутреннем рынке; - охрана природных ресурсов; - достижение военно-политических целей. Квота вводимая страной экспортером представляет собой «добровольное» ограничение. Импортные квоты ограничивают количество продукции, разрешенной для ввоза. Они могут вводиться для: -защиты национального производства; -достижения торгового баланса; -регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке; -компенсации дискриминационной политики сторонних государств. Тарифная квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам, товары возимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. Квотирование импорта является средством воздействия при ведении переговоров по сбыту национальной экспортной продукции, позволяет избежать зависимости от другой страны в отношении необходимых продуктов. В странах ЕС например применяются импортные квоты по отношению к сторонним странам в отношении ввоза стальной продукции, табака-сырца, химической продукции, текстиля и др. Квотируется в частности ввоз из России стальных изделий и др. Квота и пошлина по своим последствиям на экономику страны во многом эквивалентны. Для анализа экономического воздействия проведем построим графическую модель: P K S2 ( долл.) D S1 1560 1300 F 1200 E 1000 H 0 50 60 (тыс.ед)Q В условиях свободной торговли равновесие достигается в точке Е (пересечение линий внутреннего спроса на импорт D и зарубежного предложения экспорта S1) страна ввозит 60 тыс. ед. импортной продукции по цене 1200 долл. за единицу. При введении квоты 50 тыс.ед. (линия К) цена на внутреннем рынке возрастает до1300 долл. за ед., что соответствует новой точке равновесия F. Цена на мировом рынке при этом будет определяться соответствующей координатой точки Н и составит 1000 долл. за единицу продукции. Можно проверить, что тот же результат по ценовым и количественным параметрам можно получить введением 30% адвалорной пошлины (линия S2) Главное различие импортной пошлины и квоты состоит в том , что доходы полученные в результате их введения распределяются по-разному: - в случае введения импортной пошлины доходы распределяются от потребителей в государственный бюджет; - при введении импортной квоты, доходы распределяются в соответствии с принятыми в стране правилами распределения импортных лицензий, дающих право импортировать товар в рамках квоты. Существует два основных вида лицензий - генеральная, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода и разовая, которая выдается как индивидуальное разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара. Основными способами распределения импортных лицензий являются: Открытый конкурс (аукцион) - лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену. Аукционный метод позволяет внести конкуренцию в процесс распределения и дает государству возможность получить доход от их продажи. Система явных предпочтений – правительство предоставляет лицензии наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратный метод – передача лицензий в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и др. В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений как правило осуществляются путем проведения конкурса или аукциона (причем как открытого, так и теневого) или в порядке фактического проведения операций по экспорту-импорту до суммарного исполнения квоты.
Кроме того лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий двойного (военного и мирного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов. 2.2. Примеры применения ограничений
В качестве примера применения количественных ограничений можно привести данные по Росийско-Австрийскому международному сотрудничеству и некоторые экономические события: «…Для структуры торговли между Россией и Австрией характерна топливно-энергетическая направленность российского экспорта с доминирующим положением природного газа. Колебания в поставках газа во многом определяют динамику российского экспорта и товарооборота в целом. На нефть и нефтепродукты в российском экспорте в 2001 году пришлось около 18 %. Удельный вес природного газа составил 57 %. Важной позицией экспорта (около 11%) оставались цветные металлы. Экспортная квота в Австрии (доля экспорта в ВВП) в 2001 году была равна 35%, а импортная квота 38%…»[9] , что говорит о достаточно активном товарообороте, и хотя баланс смещен в сторону импорта, правительство Австрии не старается препятствовать свободному движению товаров. С вступлением в ЕС с 1 января 1995 года Австрия полностью восприняла внешнеторговый режим Евросоюза, включая его тарифные и нетарифные меры. Основным инструментом тарифного регулирования в торговле Австрии со странами – не членами ЕС является Единый таможенный тариф ЕС в редакции Австрийского таможенного тарифа практического пользования. В нетарифной сфере действуют количественные ограничения и специальные нормы регулирования ЕС для ряда товаров, а также применяются антидемпинговые меры Евросоюза. Кроме того, ввозимые в Австрию товары облагаются импортным налогом с оборота (соответствует внутреннему налогу на добавленную стоимость) и потребительскими налогами (налог на нефтепродукты, налог на табачные изделия, налог на спиртные напитки, пиво, игристые и некоторые другие вина). Австрийский контрольный банк относит Россию к странам с высоким уровнем риска для бизнеса, что, соответственно, связано с предоставлением австрийским экспортерам в РФ весьма жестких условий. Эти условия формально не изменились и после 17 августа 1998 года. Для получения гарантии АКБ на срок свыше 12 месяцев на поставку товара в Россию австрийский экспортер должен иметь встречную гарантию, как правило, российского банка. Процент собственного риска австрийского экспортера при получении им гарантии АКБ по сделкам с Россией установлен в размере 10%. Условия контракта должны предусматривать не менее чем 15% авансовый платеж (который не включается в гарантируемую сумму), а также оплату российским импортером товара не позднее, чем через 6 месяцев после поставки. Срок предоставляемого гарантирования - до 5 лет, а его рамки на одну сделку - до 8 млн. евро при процентной ставке за политический риск 3%. «…С 1992 года по июнь 2001 года число ограничительных мер против российских экспортеров со стороны ЕС возросло с 13 до 120 и еще не меньше десятка прибавилось за 2002 год. Размер потерь, понесенных в 2002 году, превысил уровень 2001 года в 4 млрд. долл. В 2001 году Россия попробовала вести себя по-другому. Первым серьезным успехом было введение "симметричного" (равного по сумме и чувствительности) ограничения на поставки сельхозпродукции из Венгрии в июле 2001 года, которая до этого установила импортные барьеры для российских минеральных удобрений. В 2002 году российские политики превратили торговые санкции в нормальный переговорный инструмент.»[10] Тарифы и квоты не являются единственными методами ограничения торговли, в экономической политике страны также могут применять различные косвенные методы воздействия, так например: « Приостановлено действие приказа ГТК России о доставке под таможенным контролем товаров, перемещаемых белорусскими перевозчиками. Российским таможенникам предписано временно, до особого указания, не применять данный приказ, отметила пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций РБ Элла Курило. Напомним, что своим приказом ГТК России ужесточил требования только к белорусским перевозчикам, разрешив им доставку грузов по процедуре МДП лишь на девять складов временного хранения (СВХ), расположенных в Москве и Московской области. Такое решение поставило в неравные условия белорусских перевозчиков по сравнению с перевозчиками других государств. Более того, это не только значительно снизило их конкурентоспособность, но и вело к потере российского рынка, так как получатели стали отказываться от услуг белорусских перевозчиков. Министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии приняло все необходимые меры по пересмотру принятого ГТК России приказа. Значительное содействие, по словам Эллы Курило, в разрешении сложившейся ситуации оказал премьер-министр нашей республики Геннадий Новицкий. В результате действий Минтранса Белоруссии и БАМАП, а также оказания содействия в решении этого вопроса правительства Беларуси и посольства РБ в России действие приказа временно отменено. В министерстве надеются, отметила Элла Курило, что данное решение ГТК России будет окончательным.»[11] 2.3. Финансовые методы В практике международной торговли кроме пошлин и количественных нетарифных методов, достаточно широко применяются методы, которые можно обобщить в группу финансовых. В первую очередь к ним относятся субсидии и демпинг. Субсидии являются одной из форм стимулирования экспортных отраслей национального производства. Различают несколько видов субсидий: Прямые – непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных форматах – выплата надбавок или премий за экспорт, возврат экспортеру разницы между внутренней и моровой ценой (если внутренняя выше), финансирование государством некоторых затрат экспортера (исследование рынков, льготные транспортные тарифы и др.) Косвенные – предоставляются посредством участия в капитале предприятий взносов в финансовые фонды, предназначенные в для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании. По регламенту использования субсидий в рамках ГАТТ – ВТО субсидии делятся на три категории: Запрещенные - предоставление которых законодательно увязывается с экспортом продукции или использованием отечественных товаров вместо импортных. Допускаемые – к ним относятся все виды субсидий не запрещенных в принципе, однако некоторые виды могут стать основанием для судебного преследования, если их применение наносит серьезный ущерб интересам других стран - участниц организации. Разрешенные – средства выделяемые на : проведение НИОКР, решение проблем рационального развития, адаптацию предприятий и отраслей к новым требованиям в отношении охраны окружающей среды, помощь пострадавшим районам. В рамках соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ГАТТ – ВТО, для нейтрализации действий субсидии страной-экспортером своим производителям, страна-импортер имеет возможность принять ответные меры введя компенсационную пошлину.
Крайней мерой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например эмбарго - т.е. запрещение государством или союзом государств (например ООН) ввоза или вывоза в какую-либо страну товаров. Применение санкций как правило носит политический характер.
Демпинг – это международная дискриминация в ценах , при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом, как правило с целью вытеснения конкурентов. Различают типы демпинга: Устойчивый – объясняется разницей в эластичности спроса на внутреннем и мировом рынках. Т.к. эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, максимизирующие свою прибыль производители устойчиво используют данный фактор; Преднамеренный – характеризуется как несправедливый метод конкуренции, имеет своей целью уничтожение конкурентов для обеспечения монопольной власти на рынке, с последующим ростом цен, компенсирующем все затраты и обеспечению максимизации прибыли в долгосрочном варианте; Случайный – связан как правило со сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка. Кроме рассмотренных наиболее часто используемых методов регулирования международной торговли существует множество других методов явного и скрытого протекционизма, к которым периодически прибегают правительства многих государств. К их числу относятся: Технические и административные барьеры, например - требования о соблюдении национальных стандартов ( например в США применяется своя система мер, дюймы, мили и т.п.), получении сертификатов качества импортной продукции, специфической упаковки и маркировки товаров, соблюдения определенных санитарно-гигиенических норм и др. В последнее время многие страны стали уделять большее внимание обеспечению своей экологической безопасности. В результате стали появляться новые ограничения, например обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов, которые не поддаются рециркуляции. Так для ввоза в Германию кофе, колумбийские экспортеры были вынуждены использовать вместо привычной джутовой упаковки пластмассовую. Лишь после того как в Германии возник рынок для рециркулированного джута (в автомобилестроении, строительстве, производстве мебели), у колумбийских фирм появилась возможность использовать обычную упаковку. Политика государственных закупок – правительства всех стран, являясь субъектами соответствующих экономических систем, осуществляют в процессе деятельности закупки значительных объемов товаров и услуг, во много м определяя структуру и интенсивность товаропотоков во внутренней и внешней торговле стран. При этом практически все государства стремятся закупать продукцию преимущественно отечественного производства, даже если она является более дорогой, чем аналогичная импортная продукция. Внутренние налоги и сборы – являются одним из широко используемых способов создания искусственных барьеров на пути импортной продукции в страну. Введение внутренних налогов и сборов повышает внутреннюю цену импортной продукции и тем самым снижает ее конкурентоспособность на внутреннем рынке. Накладываемые налоги могут быть как прямыми (акцизные налоги) так и косвенными (портовые сборы). Последствия внутренних налогов особенно негативны, когда их ставка превышает по стоимости размер соответствующей импортной пошлины. Контроль обоснованности размера внутренних налогов практически невозможен, так как в отличие от тарифов они не регламентируются законодательно. Причиной использования налогов может быть необходимость поддержания торгового баланса в товарообороте страны. Так например освобождение экспортируемых товаров от НДС компенсируется в свою очередь начислением импортного налога с оборота на импортируемые товары. Еще одной распространенной формой административного контроля являются декларации, визы, разрешения. 2.4. Международное регулирование К инструментам регулирования международной торговли более высокого порядка, также можно отнести различные экономические и торговые соглашения создаваемые странами для регулирования международных взаимоотношений. В частности к ним можно отнести уже упоминавшиеся ранее ГАТТ и ВТО, а также Конференцию ООН по торговле и развитию ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) ,учрежденную в 1964 г., Совет таможенного сотрудничества переименованный в 1995г во Всемирную Таможенную Организацию. Данная организация призвана гармонизировать таможенные процедуры между странами-участницами. Правительство России приняло 2 ноября 1995г. постановление №1084 о присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА и Конвенции о временном ввозе от 26 июля 1990г. В сферу действия этого соглашения попадают товары для демонстрации и использования на выставках, ярмарках и проч. – образцы продукции, рекламные средства, приборы, оборудование, контейнеры и различное оборудование, товары, ввезенные для образовательных, научных или культурных целей и т.п. Применение карнетов для временного ввоза(вывоза) товаров и транспортных средств может принести пользователям выгоду, позволяя экономить время и средства упрощая таможенные процедуры. С 1968г. функционирует Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли – ЮНИСИТРАЛ (United Commission on International Trade Law ) в функции которой входят – содействие согласованию и унификации права международной торговли, координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права в международной торговле, содействие более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых документов, подготовка кадров и оказание помощи в области права международной торговли развивающимся странам, изучение и подготовка единообразных норм права в областях: международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного торгового арбитража и др.
Заключение В процессе написания курсовой работы я познакомился с различными методами регулирования торговых отношений между странами, а также с данными по экономике России, Германии, Австрии и др. Были изучены основные виды инструментов торговой политики и способы применения этих инструментов на практике. В результате написания данной работы мною были сделаны следующие выводы: Современные процессы в мировой экономике такие как глобализация и интеграция постепенно переносят деятельность государства как органа управления страной из сферы прямого регулирования рынка, в сферу заключения соглашений и союзов государств, позволяя тем самым рынку свободно развиваться, вместе с тем имея возможность направлять его движение. Тенденции в современной экономике по постепенному отказу от применения прямого регулирования экономики (на примере ЕС) являются тому подтверждением. Разнообразие различных форм ограничений говорит о развитой системе регулирования товаропотоков, что дает возможность предположить последующее качественное изменение в подходе к регулированию международной торговли. Литература 1. Михайлушкин А.И. Шимко П.Д. «Международная экономика» /учебник для вузов/М.: Высш.шк., 2002; 2. Новокшонова Л.В. Трифонов Ю.В. «Мировое хозяйство» /учебное пособие/ М.: Юристъ, 2000; 3. Киреев А.П. «Международная экономика в 2-х ч. –Ч.II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование» /учебное пособие для вузов/М.:Межд. Отношения,1999;
4. http://www.maprf.ru/ru/International_activities/ 5. http://www.economy.gov.ru/ 6. http://www.interfax.ru/ 7. http://www.news.battery.ru/ 8. http://www.inves/info/online 9. http://www.cbr.ru/ 10. http://www.wko.at/ 11. http://www.iftr.ru/news
[1] "AK&M", 23.04.2003 [2] Л.В.Новокшенова Ю.В.Трифонов «Мировое хозяйство» [3] Национальная Гармонизированная Система описания и кодирования товаров. Создана после вступления России во Всемирную таможенную организацию в 1992 г. , позволяет предоставлять информацию в удобной для сбора передачи и обработки форме, дает возможность использования ЭВМ. [4] http://www.iftr.ru/news [5] Л.В.Новокшенова Ю.В.Трифонов «Мировое хозяйство» [6] " Ведомости", 30.12.2002, " Око за око" [7] газета «Время новостей» [8] Л.В.Новокшенова Ю.В.Трифонов «Мировое хозяйство» [9] по материалам Статистического ведомства Австрии http://www.economy.gov.ru/svti/countries/austria [10] «Ведомости», 30.12.2002, " Око за око [11] Финансовые Известия, 24.04.2003


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функции и экономическая сущность страхования. Договор страхования
Реферат "Психосинтез: формирование или перестройка личности
Реферат Кредитно-денежная политика и ее влияние на общее экономическое равновесие
Реферат Development Of The Human Zygote Essay Research
Реферат Фонд социальной защиты населения
Реферат Сетевые устройства и средства коммуникаций
Реферат Роль СМИ
Реферат Центральный банк Российской федерации 4
Реферат Функціонування грошово кредитної системи в умовах трансформації ек
Реферат Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады. Моральные принципы и социальная практика начального периода
Реферат Польша, Финляндия и Столыпин
Реферат Ценные бумаги 2
Реферат Функционирование активных операций коммерческого банка
Реферат Ценные бумаги Основные положения
Реферат Центральный банк России функция денежно-кредитного регулирования