Реферат по предмету "Экономика"


Государственная поддержка малого предпринимательства

План 1. Особенности малого предпринимательства. 2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах. 3. Практика регулирования малого бизнеса в России.
1. Особенности малого предпринимательства.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений, противодействия монополизму. Функции малого бизнеса: 1. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса. Особое значение в условиях большой дифференциации потребительского спроса, НТП, возрастание номенклатуры товаров и услуг. 2. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не были использованы. 3. Формирование конкурентной среды. 4. Решение проблемы занятости (в развитых странах до 70-80% вновь созданных рабочих мест). 5. В условиях современной НТР малый бизнес осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений науки и техники (США - » 50% Нтразработок в рамках малого бизнеса). 6. Смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений (создание среднего класса). Однако малые предприятия объективно находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с мелкими сериями выпускаемой продукции, они располагают худшими возможностями накопления средств для обновления оборудования, сложнее с информационным обеспечением, с подготовкой кадров. Следовательно, создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - необходимое условие его развития.
2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства
в экономически развитых странах В истории развития малого бизнеса в экономически развитых странах в послевоенный период можно выделить два этапа: 1) с середины 50-х до середины 70-х гг.: зависимость малого бизнеса от крупного, оценка малого предпринимательства как устаревшего элемента экономической системы. Объективно эти процессы были обусловлены развитием массового, крупносерийного производства; 2) с середины 70-х гг. по настоящее время: экономическая политика государства характеризуется поворотом к поддержке малого бизнеса, ставшего одной из важнейших форм реализации современного этапа НТР. Два направления государственной поддержки: 1. Широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с элементами протекционизма. 2. Умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для жесткой конкурентной борьбы, в результате которой выживает сильнейший (естественный отбор). Элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран: 1) прямые дотации через бюджет; 2) при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса; 3) государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом; 4) налоговые льготы; 5) специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело; 6) законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий; 7) участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес; 8) государственная информационная помощь малому бизнесу; 9) государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров. США. В 1953 году создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). АМБ помогает в организации деятельности, менеджменте, представляет образовательные программы, специальные пособия, знакомит с механизмом открытия и ведения бизнеса, помогает в приобретении оборудования, при получении прямых гарантированных займов, а также страховых полисов при чрезвычайных ситуациях. АМБ не только выступает гарантом для банков, но и сама субсидирует предпринимателей, несет ответственность за долю малого бизнеса в получении контрактов в сфере производства. Бюджет АМБ - свыше $ 600,000,000. В США создано 53 региональных центра развития малого бизнеса и 600 пунктов помощи малому бизнесу. Их задача - координация федеральных ресурсов, ресурсов штатов, университетов и частных фондов для оказания управленческой и технической помощи. При центрах организованы курсы обучения и консультационные пункты. Кроме того, при колледжах и университетах организованы институты малого бизнеса. Великобритания. Основной координирующий орган - Отдел мелких фирм в Министерстве промышленности и торговли. Кроме этого, сложилась сеть организаций, предоставляющих помощь за невысокую плату или бесплатно. Это: 1) служба мелких фирм; 2) местные предпринимательские агентства (состоят из представителей выборных органов власти и делового мира); 3) центры труда; 4) коммунальные объединения содействия развитию местного предпринимательства. Служба мелких фирм занимается организационно-практическими вопросами мелкого бизнеса, имеет региональные отделения по всей стране и действует в контакте с другими организациями. Она не занимается непосредственно финансированием малого бизнеса. Ее цель - защита интересов мелких предпринимателей, помощь в организации своего дела, помощь в получении контрактов, субсидий, необходимых знаний к квалификации. Она предоставляет юридические, организационно-управленческие и информационные услуги, помогает в ведении делопроизводства. В Великобритании существует ряд специализированных программ, предназначенных для различных категорий населения, и программы регионального развития малого бизнеса. Программ “Схема содействия предпринимательству. Цель - привлечение безработных к организации собственного дела. Могут участвовать безработные от 18 лет, не имеющие работу свыше 13 недель и обладающие первоначальным капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов. Участники схемы в течение года получают еженедельную субсидию в размере 40 фунтов стерлингов, которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. Число участников данной программы возросло с 25000 в начале 80-х до почти 90000 в начале 90-х гг.
3. Практика регулирования малого бизнеса в России В доперестроечный период малый бизнес существовал в крайне не развитых и полукриминальных формах (т.н. шабашки, мелкая торговля с рук, фарцовка, спекуляция, индивидуальный ремонт автотранспорта и т.д.). Во второй половине 80-х гг. становление малого предпринимательства проходило крайне противоречиво. Начало этому процессу положило кооперативное движение, развитие ИТД, центры научно-технического творчества молодежи и т.д. Часто созданные при государственных предприятиях малые предприятия превращались в кормушки для дирекции, позволяли обналичивать денежные средства, сбывать дефицитные материалы и уходить от контроля со стороны государства. Впоследствии, в результате приватизации и разукрупнения предприятий произошло выделение из их структуры отдельных подразделений и цехов, ставших еще одной составляющей малого бизнеса. Значительная часть малых предприятий была создана людьми, впервые решившимися заняться производством. Радикальные экономические реформы начала 90-х гг. болезненно ударили по малому бизнесу, особенно в производственной сфере. Сейчас предприятия этого сектора сосредоточены в основном в сфере торговли и в сфере услуг.
Факторы, тормозящие развитие малого бизнеса: 1) недостаточная развитость правовых и организационных вопросов развития малого предпринимательства, слабость государственной поддержки; 2) политика финансовой стабилизации и бездефицитного бюджета на основе изъятия через высокие налоговые ставки прибыли предприятий и доходов населения ведет к снижению стимулов к производству и резко ограничивает платежеспособный спрос;
3) практически ликвидированы источники финансирования первоначального капитала для массового малого производства (собственные сбережения населения, кредиты); 4) неразвитость рыночной инфраструктуры; 5) давление коррупции и преступности. 12 мая 1995 года принят федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса”. Он определил, что понимается под малым предприятием. Малый бизнес: промышленность, строительство, транспорт - до 100 человек; сельское хозяйство и научно-техническая сфера - до 60 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - до 30 человек; оптовая торговля и другие отрасли - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Основные направления государственной поддержки: 1) формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; 2) создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; 3) установление упрощенного порядка регистрации, представление статистической и бухгалтерской отчетности; 4) поддержка внешнеторговой деятельности; 5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства. Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития малого предпринимательства. Объем обязательных финансовых ресурсов выделяемых на поддержку малого предпринимательства указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства. Создание системы фондов поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступивших от приватизации, доход от собственно деятельности, добровольных взносов и т.д. Руководство и устав федерального фонда утверждаются решением правительства РФ. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку в организации союзов субъектов малого предпринимательства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Моё лето
Реферат Русские летописи как важнейший источник сведений о необычайных явлениях природы
Реферат Установки ожижения и разделения газовых смесей
Реферат Акация белая как перспективное древесное растение в озеленении и защитном лесоразведении
Реферат Гринев и Швабрин по роману А. С. Пушкина Капитанская дочка 1 й вариант
Реферат Тема родины в творчестве Сергея Есенина
Реферат Устойчивость прямоугольных пластин судового корпуса
Реферат Технологии в производстве мониторов
Реферат Европейский Суд по правам человека 2
Реферат Загрязнение атмосферы на территории России
Реферат Основные качества полупроводников
Реферат Сили цивільної оборони
Реферат Places of interest in Kyiv
Реферат Установки погружных центробежных насосов для добычи нефти из скважин
Реферат Усовершенствование технологии разливки трансформаторной стали по кислородно-конвертерному цеху