План
1. Особенности малого предпринимательства.
2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства в экономически развитых странах.
3. Практика регулирования малого бизнеса в России.
1. Особенности малого предпринимательства.
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма реализации предпринимательской деятельности. Развитие малого предпринимательства является необходимым условием конкуренции товаропроизводителей, развития рыночных отношений, противодействия монополизму.
Функции малого бизнеса:
1. Оперативное реагирование на изменение конъюнктуры спроса. Особое значение в условиях большой дифференциации потребительского спроса, НТП, возрастание номенклатуры товаров и услуг.
2. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его отсутствие не были использованы.
3. Формирование конкурентной среды.
4. Решение проблемы занятости (в развитых странах до 70-80% вновь созданных рабочих мест).
5. В условиях современной НТР малый бизнес осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений науки и техники (США - » 50% Нтразработок в рамках малого бизнеса).
6. Смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений (создание среднего класса).
Однако малые предприятия объективно находятся в худших конкурентных условиях по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с мелкими сериями выпускаемой продукции, они располагают худшими возможностями накопления средств для обновления оборудования, сложнее с информационным обеспечением, с подготовкой кадров. Следовательно, создание развернутой и всесторонней системы государственной поддержки малого бизнеса - необходимое условие его развития.
2. Опыт государственного регулирования малого предпринимательства
в экономически развитых странах
В истории развития малого бизнеса в экономически развитых странах в послевоенный период можно выделить два этапа:
1) с середины 50-х до середины 70-х гг.: зависимость малого бизнеса от крупного, оценка малого предпринимательства как устаревшего элемента экономической системы. Объективно эти процессы были обусловлены развитием массового, крупносерийного производства;
2) с середины 70-х гг. по настоящее время: экономическая политика государства характеризуется поворотом к поддержке малого бизнеса, ставшего одной из важнейших форм реализации современного этапа НТР.
Два направления государственной поддержки:
1. Широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с элементами протекционизма.
2. Умеренное государственное регулирование с созданием рыночных условий для жесткой конкурентной борьбы, в результате которой выживает сильнейший (естественный отбор).
Элементы поддержки малого бизнеса, применяемые в большинстве развитых стран:
1) прямые дотации через бюджет;
2) при размещении государственных заказов на крупных предприятиях оговаривается определенный процент субподрядов для малого бизнеса;
3) государство выступает гарантом при получении банковских кредитов малым бизнесом;
4) налоговые льготы;
5) специализированные государственные программы помощи всем желающим начать собственное дело;
6) законодательный контроль над процессами концентрации капитала с тем, чтобы предотвратить необоснованное поглощение малых предприятий;
7) участие государства во всех объединениях, кредитующих и финансирующих малый бизнес;
8) государственная информационная помощь малому бизнесу;
9) государственное финансирование подготовки и переподготовки кадров.
США. В 1953 году создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). АМБ помогает в организации деятельности, менеджменте, представляет образовательные программы, специальные пособия, знакомит с механизмом открытия и ведения бизнеса, помогает в приобретении оборудования, при получении прямых гарантированных займов, а также страховых полисов при чрезвычайных ситуациях. АМБ не только выступает гарантом для банков, но и сама субсидирует предпринимателей, несет ответственность за долю малого бизнеса в получении контрактов в сфере производства. Бюджет АМБ - свыше $ 600,000,000.
В США создано 53 региональных центра развития малого бизнеса и 600 пунктов помощи малому бизнесу. Их задача - координация федеральных ресурсов, ресурсов штатов, университетов и частных фондов для оказания управленческой и технической помощи. При центрах организованы курсы обучения и консультационные пункты. Кроме того, при колледжах и университетах организованы институты малого бизнеса.
Великобритания. Основной координирующий орган - Отдел мелких фирм в Министерстве промышленности и торговли. Кроме этого, сложилась сеть организаций, предоставляющих помощь за невысокую плату или бесплатно. Это: 1) служба мелких фирм; 2) местные предпринимательские агентства (состоят из представителей выборных органов власти и делового мира); 3) центры труда; 4) коммунальные объединения содействия развитию местного предпринимательства.
Служба мелких фирм занимается организационно-практическими вопросами мелкого бизнеса, имеет региональные отделения по всей стране и действует в контакте с другими организациями. Она не занимается непосредственно финансированием малого бизнеса. Ее цель - защита интересов мелких предпринимателей, помощь в организации своего дела, помощь в получении контрактов, субсидий, необходимых знаний к квалификации. Она предоставляет юридические, организационно-управленческие и информационные услуги, помогает в ведении делопроизводства.
В Великобритании существует ряд специализированных программ, предназначенных для различных категорий населения, и программы регионального развития малого бизнеса. Программ “Схема содействия предпринимательству. Цель - привлечение безработных к организации собственного дела. Могут участвовать безработные от 18 лет, не имеющие работу свыше 13 недель и обладающие первоначальным капиталом не менее 1000 фунтов стерлингов. Участники схемы в течение года получают еженедельную субсидию в размере 40 фунтов стерлингов, которая выплачивается в дополнение к пособию по безработице. Число участников данной программы возросло с 25000 в начале 80-х до почти 90000 в начале 90-х гг.
3. Практика регулирования малого бизнеса в России
В доперестроечный период малый бизнес существовал в крайне не развитых и полукриминальных формах (т.н. шабашки, мелкая торговля с рук, фарцовка, спекуляция, индивидуальный ремонт автотранспорта и т.д.).
Во второй половине 80-х гг. становление малого предпринимательства проходило крайне противоречиво. Начало этому процессу положило кооперативное движение, развитие ИТД, центры научно-технического творчества молодежи и т.д.
Часто созданные при государственных предприятиях малые предприятия превращались в кормушки для дирекции, позволяли обналичивать денежные средства, сбывать дефицитные материалы и уходить от контроля со стороны государства. Впоследствии, в результате приватизации и разукрупнения предприятий произошло выделение из их структуры отдельных подразделений и цехов, ставших еще одной составляющей малого бизнеса. Значительная часть малых предприятий была создана людьми, впервые решившимися заняться производством. Радикальные экономические реформы начала 90-х гг. болезненно ударили по малому бизнесу, особенно в производственной сфере. Сейчас предприятия этого сектора сосредоточены в основном в сфере торговли и в сфере услуг.
Факторы, тормозящие развитие малого бизнеса:
1) недостаточная развитость правовых и организационных вопросов развития малого предпринимательства, слабость государственной поддержки;
2) политика финансовой стабилизации и бездефицитного бюджета на основе изъятия через высокие налоговые ставки прибыли предприятий и доходов населения ведет к снижению стимулов к производству и резко ограничивает платежеспособный спрос;
3) практически ликвидированы источники финансирования первоначального капитала для массового малого производства (собственные сбережения населения, кредиты);
4) неразвитость рыночной инфраструктуры;
5) давление коррупции и преступности.
12 мая 1995 года принят федеральный закон “О государственной поддержке малого бизнеса”. Он определил, что понимается под малым предприятием. Малый бизнес: промышленность, строительство, транспорт - до 100 человек; сельское хозяйство и научно-техническая сфера - до 60 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание - до 30 человек; оптовая торговля и другие отрасли - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Основные направления государственной поддержки:
1) формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
2) создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
3) установление упрощенного порядка регистрации, представление статистической и бухгалтерской отчетности;
4) поддержка внешнеторговой деятельности;
5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства.
Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития малого предпринимательства. Объем обязательных финансовых ресурсов выделяемых на поддержку малого предпринимательства указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства. Создание системы фондов поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступивших от приватизации, доход от собственно деятельности, добровольных взносов и т.д.
Руководство и устав федерального фонда утверждаются решением правительства РФ. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку в организации союзов субъектов малого предпринимательства.