Содержание
Введение. 2
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. 3
Количество аэрозолей, поступающих от различных источников 8
Загрязнение атмосферного воздуха в Республике Бурятия. 12
Меры охраны атмосферного воздуха. 16
Предложения по охране атмосферного воздуха в Республике Бурятия. 17
Заключение. 19
Список литературы: 21
Введение.
В наше время во всем мире атмосферный воздух загрязняется вредными веществами. К сожалению, человек сам создает себе то, что его убивает. Например, автомобиль, его выхлопные газы содержат свинец и другие, вредные для здоровья человека вещества. В больших количествах эти вещества осаждаются на землю возле автострад и шоссе. Нельзя собирать грибы, полезные травы, ягоды менее 100м. от дороги, т.к. все растения впитывают в себя ядовитые вещества.
В городах воздух очень сильно загрязняют вредные выбросы промышленных предприятий.
Существуют нормы ПДК (предельно допустимых концентраций) веществ в воздухе. За этим должны следить специальные органы (лаборатория загрязнения окружающей среды) и принимать какие-либо меры: от штрафа до закрытия предприятия.
В последние годы в связи с происходящими процессами в экономике Республики Бурятия намечается тенденция усиления негативного воздействия хозяйственной действия на окружающую природную среду, а именно увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Проблема усугубляется и тем, что республика входит в так называемый Байкальский регион, где экологическому состоянию уделяется особое внимание. Сохранение биоразнообразия экосистемы озера Байкал является основной задачей территорий, входящих в этот регион. В регионе вводится режим жестко организованного природопользования, позволяющий обеспечить защиту акватории оз. Байкал от прямого поступления загрязняющих веществ.
В предлагаемой работе освещены причины загрязнения атмосферного воздуха, в том числе и нашей республики.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.
Интенсивное загрязнение воздуха началось в 19 веке в связи с бурным развитием промышленности, которая стала использовать каменный уголь как основной вид топлива, и быстрым ростом городов. О роли угля в загрязнении атмосферы в Европе было известно давно. Однако в 19 веке он был самым дешевым и доступным видом топлива в Западной Европе, в том числе и Великобритании. Есть на чем работать промышленности, производство дает прибыль, да и продажа угля бытового отопления приносит неплохой доход - скажите, пожалуйста, при чем здесь разговоры о каком-то там воздухе? "Даже в начале текущего столетия, пишет английский ученый Т.С.Уилсон,- находились промышленники, которые уверяли, что дым безвреден для здоровья, что шотландский уголь немыслимо сжигать без дыма и что истинные беды происходят от дыма, который дают домашние печи и камины" Но уголь (удельный вес которого, кстати, в топливном балансе некоторых стран вновь увеличивается) не единственный источник загрязнения атмосферы. Сейчас в атмосферу ежегодно выбрасывается огромное количество вредных веществ, и, несмотря на значительные усилия, принимаемые в мире с целью уменьшить степень загрязнения атмосферы, находится в развитых капиталистических странах. При этом исследователи отмечают, что если над сельской местностью вредных примесей в атмосфере ныне в 10 раз больше, чем над океаном, то над городом их больше в 150 раз.
Вот уж поистине возникли благоприятные условия для деятельности предсказанных фантастами продавцов воздуха!
Сейчас в США и Англии крупные города получают на 15% меньше солнечных лучей, но зато на 10% больше дождя, града и прочих атмосферных осадков, чем несколько десятилетий назад, огромные материальные потери, которые несут ведущие западные страны.
Только экономический ущерб от загрязнения атмосферы США составлял к началу 70-х годов 16млрд. долларов - почти 80 долларов на каждого жителя (в первой половине 60-х годов он оценивался в 11млрд. долларов). Потери Англии по этой же причине равнялись 275млрд. фунтов стерлингов. Но никакими долларами, фунтами или марками не возместить вред, наносимый здоровью людей.
Крупные капиталистические государства несут львиную долю ответственности и за уничтожение запасов атмосферного кислорода. По некоторым данным, за последние 100 лет уничтожено 240млрд. т. "газа жизни", а взамен в атмосферу было выброшено 360млрд. т. ядовитой двуокиси углерода.
Дело дошло до того, что ныне промышленность США потребляет в два раза больше кислорода, чем вырабатывают его основные "поставщики" - зеленые растения страны!
Получается, что значительная часть так необходимого и для жизни, и для нужд техники кислорода изымается из мирового баланса и "контрабандно" перемещается в Америку. Жизнь "в кредит без отдачи"!
Проблема озонового экрана. Подсчитано, что концентрация этого газа на высотах ниже 30км. с 1965 года постоянно снижается. А именно на этом расстоянии от земной поверхности задерживается огромная часть смертоносных ультрафиолетовых лучей.
Пренебрежительное отношение к природе и климату чужих стран наблюдается в США и мирное время. Показательной в этом отношении является проблема "кислотных" дождей, приобретающих все более серьезный характер. Около 26тыс.т. оксидов серы и азота ежегодно выбрасывается в атмосферу предприятиями и теплоэлектростанциями США, соединяются с водяными парами и уносятся на территорию Канады. Там они выпадают вместе с атмосферными осадками в виде ядовитых "кислых" дождей. Подсчитано, что из воздушных потоков, приносимых из США на землю канадских провинций, выпадает, по меньшей мере, 4млн.т. ядовитых веществ.
На суше общие потери углеводородов слагаются из выбросов в атмосферу в результате несовершенной технологии продуктов сгорания в факелах, газов, сжига и обжига, утечек в грунт, потерь со сточными водами. На типовом заводе, перерабатывающем 12млн.т. нефти в год, абсолютные потери составляют 180тыс.т. Если эту цифру принять за 100%, то она складывается из следующих видов потерь - 40% приходится на резервуары, в которых нефть и продукты ее переработки должны надежно храниться. Часть потерь при хранении объясняется "дыханием" емкостей. При повышении давления избыток выходит наружу, а при понижении приходится выпускать наружный воздух. Это происходит при изменении температуры, например, при смене дня и ночи, при резком изменении барометрического атмосферного давления и т.п. Так как такой процесс повторяется ежегодно, то приводит к большим потерям топлива. За одно "дыхание" из емкости 5000м3 уходит в атмосферу около 35кг. бензина, а за год это составляет 12,8т.
Установлено, что при заполнении резервуара на 80% годовые потери составляют 8%, а при его использовании лишь на 20% возрастают до 14%. Около 1/5 всех потерь уносится при испарении с поверхности жидкостей, загрязненных нефтепродуктами.
Ощутимый вклад (до 4% потерь) вносят операции "налива-слива". В этих случаях происходит и испарение и утечка. В летнее время при закачке теряется 0,56кг. на каждый километр продукта, а при скачке - 0,1кг. Представьте себе, сколько на планете различного рода топливных емкостей, резервуаров, цистерн, бензоколонок и баков; Земля давно была бы окутана густым паром летучих углеводородов, если бы они не испарялись в верхние слои атмосферы. Когда условий для их испарения нет (в результате неблагоприятных климатических условий), то наступает смог, однако улетают они не все. По данным ученых Башкирии, 100% потерь распределяются так: 85% попадает в атмосферу, а 15% загрязняют почву и водоемы. Химики здесь видят один рациональный путь - сделать атмосферу источником сырья и использовать находящиеся в ней вредные газы как компоненты химического синтеза полезных продуктов, список возможных органических производных уже сейчас достаточно велик и включает в себя полимеры, искусственное топливо, метиловый спирт, альдегиды, органические кислоты и другие, ценные для народного хозяйства соединения.
За первыми признаками нарушения равновесия в природе встает грозное предупреждение: природа не в силах больше безболезненно выдерживать, ее способность к самоочищению исчерпана! Переступив черту, мы вызовем более опасные последствия, которые необходимо предвидеть и своевременно запланировать борьбу с ними. При расширении производства одновременно с увеличением потерь теплоты возрастает количество углекислого газа в атмосфере. В 20 веке его количество в атмосфере увеличилось почти на 9%, что составляет 2*1011ст. т. Вместе теплота и углекислый газ изменяют теплоотдачу земной поверхности и создают нежелательный "парниковый эффект". Суть его состоит в следующем: в парниках пленка или стекло пропускает солнечный свет, но задерживает теплоту, идущую от нагретой почвы, и тем самым повышает температуру в теплицах. Там этот эффект желателен и заранее запланирован, а в масштабах Земли он приводит к нарушению баланса.
Подъем температуры у поверхности Земли вызывает таяние ледников, льдов полярных морей и океанов. Это вызовет подъем воды на десятки метров с затоплением миллионов квадратных километров суши новым "всемирным потопом". Климат изменится от экватора до полюсов, а это не может не отразиться на нашем с вами "житье-бытье".
Сжигание горючего создает еще одну грозящую человеку опасность - кислородное голодание. Дело в том, что свободный кислород на нашей планете был не всегда, а "приобретен" в процессе существования Земли как побочный продукт жизнедеятельности первичных организмов. Первичные формы жизни были анаэробными, т.е. обходились без кислорода. Он накапливался как продукт их деятельности в результате освобождения из оксидов и других соединений, в которых находился в связанной форме.
По абсолютному выбросу газов автомобиль стоит на первом месте; он источник почти половины загрязнителей воздуха, зарегистрированных в некоторых странах. Главный вред причиняет угарный газ. Выделяемый в основном автомобилями, он почти равен всем другим главным загрязнителям воздуха вместе взятым. При определении негативного влияния автомобилей на качество воздуха, следует учитывать и выброс азота и фотохимических окислителей.
Среди источников загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека, автомобиль играет значительную, но не главную роль. Окись углерода становится опасной при высокой концентрации, но измерения концентрации на больших площадях и в любое время суток показывают, что ее влияние на организм человека, вероятно, не столь велико по сравнению с другими более редкими загрязнителями.
Судя по тому, что известно об их распределении и вредном эффекте, окислы серы и разнообразные мелкие частицы (это могут быть смеси сажи, пепла, пыли, капелек серной кислоты, асбестовых волокон и т.д.), по-видимому, вызывают даже больше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Эти загрязнения поступают первоначально от объектов, именуемых "постоянными источниками" - электростанций, заводов и жилых домов. Окислы серы и тонкие частицы пыли обычно концентрируются в местах наиболее интенсивного сжигания угля и главным образом опасны зимой, когда для обогрева приходится сжигать большие топлива. Фотохимический смог, наоборот, бывает более плотным в летнее время.
Помимо основных загрязнителей, в тех или иных местах в воздухе циркулируют различные вредные вещества, самый распространенный из токсичных тяжелых материалов - свинец - обычная составная часть бензина. Переносимые по воздуху никель, ртуть относительно редки, но в некоторых работах они представляют собой прямую угрозу. Канцерогенные волокна асбеста обнаружены в городском воздухе повсеместно. И, наконец, часть радиоактивных осадков - последствие испытаний ядерного оружия - выпадает на Землю вместе с дождем.
В атмосферу попадают токсичные вещества от тех предметов, которые мы каждый день держим в руках, и не представляем вред, который они могут нанести. Например, сухая батарейка, содержащая ртуть, покупается, используется по назначению и "выбрасывается". Но что происходит с ней дальше? Сначала она попадает в мусорный контейнер. Затем контейнер отвозят на мусоросжигательную станцию. Здесь ртуть нагревается, она образует ртутные пары, которые выбрасываются через трубу. Ртутные пары токсичны. Ветер подхватывает их, и, в конце концов, они оказываются в атмосфере, конечно, потом токсичные пары осаждаются на Землю с дождем или снегом.
Долгое время загрязнения воздуха связывали с экономическим благосостоянием и ростом городов; сегодня эти связи не находят полного оправдания. Но наиболее интенсивное загрязнение воздуха, как и прежде, отмечается в крупных районах, где циркуляция воздуха задерживается и невелика.
В атмосферу ежегодно выбрасываются сотни миллионов тонн различных веществ. Вот сколько их: твердых веществ - 130млн. тонн, двуокиси серы - 180-200; окиси углерода - 350-400; окислов азота - 60-65; углеводородов - 80-90 млн. тонн. Выходит, что вся наша атмосфера представляет собой аэрозоль, так как содержит массу взвешенных частиц. Массу аэрозольных частиц поставляют химические предприятия в процессе превращения газов в твердые тела. Так, при образовании сульфатов из двуокиси серы в воздух за тот же срок уходят 150млн. тонн частиц. Всего из-за деятельности человека в год в атмосферу вносится 350-400млн. тонн пыли.
Таблица 1.
Количество аэрозолей, поступающих от различных источников
(по М.Е.Берлянд).
Непосредственное образование.
Морские соли………………………………… .
Почвенная пыль……………………………… .
Вулканы…………………………………………
Лесные пожары……………………………… .
Сжигание топлива……………………………
Выбросы промышленности……………………
Сельское хозяйство……………………………
Всего…………………………………………….
106 Т/Г.
350-650
200-300
80-70
70-75
24-30
12-15
4-5
730-1145
Превращение газов:
Нитраты из окиси азота………………………
Аммониевы соли из аммиака………………….
Сульфаты из сероводорода…………………….
Гидрокарбонаты………………………………
Сульфаты из сернистого газа…………………
Нитраты из окислов азота…………………… .
Всего…………………………………………….
Итого……………………………………………
200-250
90-170
40-170
110-190
40-100
5-30
485-980
1215-2225
Как мы уже выяснили, существуют два главных источника загрязнения: естественный и антропогенный.
Естественный источник - это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложения растений и животных.
К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, различные машиностроительные предприятия. Т.е. промышленная революция и урбанизация привели к значительному усилению загрязнения воздуха. Развивалась химическая промышленность, в связи с чем стали выбрасываться в атмосферу неизвестные вещества. В 19 веке - нач. 20 века черные облака дыма окутали многие города Европы и Соединенных Штатов. Лидер промышленной революции, Великобритании, занял первое место по загрязнению воздуха.
Таблица 2.
Источники загрязнения атмосферы в разных странах (доля их участия, %).
Источники загрязнения.
ФРГ
США
Мексика
Франция
Италия
Автотранспорт.
Промышленность.
Электростанции.
Отопление.
Сжигание мусора.
3
18
60
6
13
60
17
0
23
0
50
30
0
15
5
25
25
0
50
0
25
25
0
50
0
В 1661г. Джон Эвелин представил Карлу II доклад под названием "Заражение дымом, или распространение дыма в воздухе над Лондоном". На триста лет вперед Эвелин, помимо прочих зол, предвидел сокращение средней продолжительности жизни за счет загрязнения воздуха дымом. Он предложил окружить Лондон поясом зеленых насаждений и вынести за черту города все промышленные предприятия, работающие на угле. Но, как и многие другие предвидения, предложения Эвелина не были приняты во внимание, и только гораздо позднее безотлагательная необходимость и тяжелые события открыли глаза на горькую правду.
До половины 20 века синонимом загрязнения воздуха был дым и содержащие серу соединения. В 1943г. жители Лос-Анджелеса стали жаловаться на периодическое появление в воздухе раздражающей светло-голубой дымки; вызванные из восточных городов эксперты по загрязнению воздуха установили, что это вызвано присутствием сернистого газа. Промышленный выброс этого вещества был сокращен в соответствии с принятым в штате законом по борьбе с загрязнением воздуха, но дымка над городом продолжала появляться, и даже гораздо чаще. Дальнейшие исследователи показали, что углеводороды, содержащиеся в парах бензина, взаимодействуя с другими загрязнителями, под действием солнечных лучей образуют новые соединения, похожие на те, которые наблюдаются в воздухе над Лос-Анджелесом. Надеясь на простое решение этого вопроса, администрация города решила ликвидировать утечку газов из бензохранилищ многочисленных нефтяных заводов Лос-Анджелеса. А дымка над городом все не исчезала. Тогда жители Лос-Анджелеса, так же как и люди других мест, вынуждены были признать, что человечество изобрело новый массовый загрязнитель - автомобиль.
Переменяющиеся периоды застоя в атмосфере и географические условия, вместе с развитым автотранспортом, привели к тому, что Лос-Анджелес познакомил мир с фотохимическими окислителями - соединениями озона с различными веществами, которые образуются при взаимодействии углеводородов (в основном продуктов неполного сгорания топлива в моторах) с окислами азота (выделяемыми автомашинами и энергетическими предприятиями) при солнечном свете.
Автомобили в Лос-Анджелесе занимают половину пространства и внутригородских автодорог, равных по длине всей дорожной сети Франции, 10млн. жителей вдыхают 1800т. углеводородов, 500т. окиси азота и 1100т. окиси углерода, ежедневно извергаемых тремя миллионами автомашин. На улицах этого города можно увидеть прекрасные пальмы. Недостаток у них только один - они искусственные. Приходится "высаживать" пластмассовые пальмы и цветы - живые цветы и деревья на улицах этого города не высаживают.
Имея перед глазами пример Лос-Анджелеса, исследователи загрязнения воздуха повсеместно занялись переоценкой местных проблем, и зачастую обнаруживали фотохимический смог в окружающем их воздухе. С увеличением числа автомашин знакомая дымка стала появляться и над городами - Токио, Анкарой, Мехико и Вашингтоном.
В основном приписывают выбросам серы в атмосферу в Великобритании и Западной Германии: увеличение высоты труб для отвода собственных загрязнителей британскими и западногерманскими предпринимателями отразилось на состоянии деревьев, озер и рыбы в Скандинавских странах. Органы здравоохранения в Мексике обнаружили опасные для жизни дозы свинца в крови тысяч детей в Сьюдад-Хуаресе, и, по-видимому, источником заражения были плавильные заводы в Эль-Пасо, расположенные по ту сторону границы, в США.
В Нью-Йорке на каждую квадратную милю ежемесячно выпадает 80т. сажи, а в центре города автомобили каждый день выбрасывают 3500т. различных загрязнителей.
В Марселе воздух загрязнен еще сильнее, чем в Париже, в Лионе несколько меньше (95% дневных замеров сернистого ангидрида: около 350 микрограммов в Париже, 375 – в Марселе, 300 – в Лионе), в Бордо содержание окиси углерода в воздухе лишь на 20% ниже, чем в Париже. В Токио, самой населенной столице мира, где проживает 11500000 человек, только треть города имеет современную канализацию.
Токийский залив заполнен заводами и особенно предприятиями тяжелой индустрии. Поблизости от очень бойкого перекрестка Усигоме Янагико организмы местных жителей содержат в 8 раз больше свинца, чем положено здоровому человеку; они страдают от серьезных расстройств, порождаемых этими отравлениями. В июле 1970г. появилось новое бедствие: фотохимический туман в результате воздействия ультрафиолетовых лучей на несгоревшие углеводороды, взвешанные в воздухе; в течение нескольких дней он сделал больными более 10000 человек. В столице цвели вишни, вишни погибли, им нечем было дышать. Теперь уже и школьники из порта Йоккаити к юго-западу от Токио, носят защитные маски. В Осаке большой прибрежный природный парк окружен сегодня промышленными комбинатами, построениями у залива, обнесенного дамбой.
В Туннии под Западной автодорогой загрязнение воздуха часто бывает настолько велико – 150 см.3 окиси углерода на кубический метр в воскресенье и даже от 200 до 250 см.3 в дни больших выездов, что иногда здесь приходится запрещать движение. Жилые кварталы в центре столицы загрязнены сильнее, чем некоторые промышленные районы пригорода. 16 округ опережает пригород Женвилье по загрязненности сернистым ангидридом на 50% и по задымленности на 15%.
Все эти загрязнения образуют «атмосферную тину», и Париж покрыт им.
Загрязнение атмосферного воздуха в Республике Бурятия.
Загрязнение атмосферного воздуха на территории Республики Бурятия обусловлено антропогенной деятельностью и естественными природными явлениями (пылевые бури, лесные пожары и т.д.). антропогенные загрязнения атмосферного воздуха происходит за счет выбросов загрязняющих веществ в результате производственной и иной деятельности предприятий, организаций и учреждений, от передвижных транспортных средств, от отопительных котельных, печей частного сектора. Загрязнение атмосферного воздуха происходит в некоторой степени за счет регионального переноса воздушных масс.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от станционных и передвижных источников загрязнения в 2001г. по Бурятии составили 167,132 тыс. тонн, в том числе:
Твердые вещества - 46,448 тыс. тонн
Диоксид серы - 23,971 тыс. тонн
Оксид углерода - 65,181 тыс. тонн
Окислов азота - 21,936 тыс. тонн
Углеводороды - 7,042 тыс. тонн
Динамика выбросов загрязняющих веществ за пятилетний период по республике Бурятия.
Основной вклад в выбросы от стационарных источников загрязнения вносят предприятия электроэнергетики – 43,952 тыс. тонн, жилищно-коммунального хозяйства – 19,997тыс. тонн, транспорта – 8,601 тыс. тонн, подразделения Минобороны и МВД – 7,541 тыс. тонн, машиностроения и металлообработки – 6,052 тыс. тонн.
Вклад автотранспорта в суммарные выбросы по республике составил 54,482 тыс. тонн (32,6%), в том числе:
- по окислам азота – 8,629 тыс. тонн (39,3%);
- окиси углерода – 38,26 тыс. тонн (58,7%);
- углеводородам – 6,663 тыс. тонн (94,1%);
Уровни загрязнения воздушного бассейна в городах и промышленных центрах Республики Бурятия продолжают оставаться высокими. Формирование высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха обусловлено наличием в холодное время года длительных периодов с неблагоприятными для рассеивания вредных примесей в атмосфере метеорологическими условиями.
По данным наблюдений Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городах и населенных пунктах, где ведется мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха, среднегодовые концентрации взвешенных веществ и диоксида азота несколько превышали предельно допустимые концентрации (ПДК). Среднегодовое содержание формальдегида, фенола и бенз(а)пирена в атмосферном воздухе превышает ПДК в г. Улан-Удэ и п.Селенгинск. Так, средний уровень содержания формальдегида в атмосферном воздухе г. Улан-Удэ и п. Селенгинск превысил ПДК соответственно в 2 и3 раза, бенз(а)пирена – 4,7 и 4,1 раза.
Наибольшее количество выбросов от стационарных источников загрязнения выпало на развитые в промышленном отношении районы: Селенгинский, Кабанский, Северо-Байкальский. Суммарная доля этих районов в общем объеме эмиссии загрязняющих веществ в атмосферный воздух по республике составляет 44,8%. По сравнению с 2000 годом уменьшились выбросы от стационарных источников в Бичурском, Курумканском, Тарбагатайском районах и г.Гусиноозерске за счет снижения отпуска тепловой и электрической энергии на Гусиноозерской ГРЭС.
Валовые выбросы от стационарных источников загрязнения в районах республики сведены в таблицу.
Таблица 3
ВАЛОВЫЕ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО РАЙОНАМ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ЗА 2001 г.
Наименование района
Количество предприятий, представивших отчеты
Выбросы загрязняющих веществ, тыс.тонн/год
Снижение (-)
Увеличение (+) выбросов по сравнению с предыдущ.годом
Всего
В том числе
Твердые
Газообразные
Баргузинский
17
1,260
0,477
0,783
+0,070
Баунтовский
22
2,094
0,584
1,51
+0,777
Бичурский
17
0,374
0,168
0,206
-0,183
Джидинский
9
0,09
0,019
0,071
-1,001
Еравнинский
19
0,748
0,294
0,455
0,359
Заиграевский
25
3,557
1,64
1,917
-0,084
Закаменский
38
0,773
0,212
0,561
-0,740
Иволгинский
14
0,88
0,452
0428
-0,315
Кабанский
20
9,389
4,502
4,888
-1,092
Кижингинский
12
0,277
0,146
0,131
-0,074
Курумканский
19
0,943
0,406
0,537
-0,036
Кяхтинский
25
4,535
2,009
2,526
+0,059
Муйский
9
3,866
1,335
2,531
-2,150
Мухоршибирский
24
2,783
1,255
1,527
-0,528
Окинский
7
1,787
0,185
1,602
+0,180
Прибайкальский
23
2,168
1,177
0,991
+0,059
Северо-Байкальский
29
8,026
2,892
5,134
-0,746
Селенгинский
20
30,983
12,710
18,273
-1,823
Тарбагатайский
17
0,900
0,266
0,694
-0,177
Тункинский
32
0,946
0,255
0,691
-1,446
Хоринский
34
0,643
0,190
0,453
+0,015
В 2001 году вклад городов и основных поселков в суммарные выбросы загрязняющих веществ по республике составил 65,1%, а выбросы от стационарных источников-72,5%.
Основными вкладчиками в выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в городах и поселках РБ являются следующие отрасли хозяйства:
по г. Улан-Удэ – электроэнергетика, выброс 14,25 тыс.тонн (42,39%)
по г. Гусиноозерск - электроэнергетика, выброс 28,304 тыс. тонн (95,92%)
по п. Каманск – промышленность строительных материалов, выброс 2,11 тыс.тонн (60,05%)
по г. Кяхта – подразделения МО РФ и МВД, выброс 3,34 тыс.тонн(79,05%)
по п. Селенгинск – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, выброс 4,87 тыс. тонн (98,7%).
Республика Бурятия остается одним из регионов России с неблагоприятной экологической обстановкой. Наибольшее количество загрязняющих веществ попадает в атмосферу с выбросами промышленных предприятий. На одного жителя республики в 2001 году в среднем приходилось около 100 кг загрязняющих веществ, в том числе по районам: Селенгинский – 293, Кабанский – 69, Муйский – 157, Окинский – 177, г.Северобайкальск – 125 и г. Улан-Удэ – около 40 кг.
Меры охраны атмосферного воздуха.
Москва - это один из самых "зеленых" городов мира. На каждого москвича приходится более 18кв.м. зеленых насаждений, а озелененной территории - скверов, парков и газонов - еще больше: в среднем 45кв.м. Это в 2 раза превышает научно обоснованные гигиенические нормы. Москва не исключение. В Харькове на каждого жителя приходится 84 кв.м. зелени, а в Свердловске еще больше - 150кв.м. "Контроль чистоты атмосферы" - такие надписи на специально оборудованных постах можно увидеть во многих городах России. Лесопарковые пояса шириной 5-10км. окружают Москву, Харьков, Ленинград, Киев, Минск, Челябинск и другие крупнейшие города нашей страны. Однако увеличение зеленых насаждений - это лишь пассивная мера борьбы за чистоту воздуха.
Когда стоит безветренная погода , а температура воздуха у поверхности Земли ниже температуры вышележащего слоя воздуха, возникает смог – повышенная концентрация смеси загрязняющих веществ. Именно смог служит причиной многих катастроф, вызывающих смерть и заболевания людей.
Нужна активная борьба со смогом. Он состоит из двух частей: дыма и пыли от заводов и выхлопных газов автомашин. Уменьшить долю смога, создаваемую промышленностью, можно с помощью пылеуловителей, если оборудовать ими предприятия. Далеко не всегда это удается. Промышленника в первую очередь волнуют вопросы: принесет ли это прибыль и сколько? Вырастет ли доходность предприятия? Сколько нужно заплатить и сколько можно получить? При таком подходе к проблеме видишь, что ее корни не только технического, но и социального характера.
Автомобиль ровесник ХХ века. Он был изобретен, чтобы облегчить жизнь людей, но постепенно превратился в источник опасности. Принимаются специальные меры для снижения этой опасности. Грузовой транспорт в городах движется только по отделенным для него магистралям, по кольцевым дорогам в объезд городов. В самом городе строятся подземные переходы и тоннели для машин. Над тротуарами возникли автомобильные эстакады. Все менее токсичным стараются сделать горючее для автомашин. К бензину добавляют различные добавки, снижающие токсичность выхлопных газов, делаются смеси из воды, спирта и бензина. Водяные пары способствуют более полному сгоранию топлива. Присутствие спиртов в горючем снижает содержание угарного газа в выхлопах. На улицах городов появились в большом количестве автомобили, работающие на природном газе. Их двигатель дает меньше вредных выбросов. К тому же газ примерно в 2 раза дешевле бензина.
Полностью решить проблему загрязнения воздуха можно только при перестройке технологий действующих и вновь строящихся предприятий, путем организации безотходного производства. Постепенно появляется все большее количество заводов, работающих по замкнутому циклу. Например, в Ленинграде внедрена система очистки промышленных выбросов с одновременным использованием улавливаемых газов для получения серной кислоты. Таким путем полностью ликвидировали выбросы в атмосферу на ряде заводов Урала, Украины и много других регионов нашей страны.
Создание безотходного производства во всех отраслях промышленности требует решения ряда сложных инженерно- технологических задач, огромных капиталовложений.
Предложения по охране атмосферного воздуха в Республике Бурятия.
Загрязнение воздуха в Республике должно контролироваться для поддержания хорошей видимости в этом регионе для предотвращения выпадения токсичных и кислотных осадков, приносимых с воздухом, а также для улучшения здоровья и состояния населения в целом.
На стационарных источниках загрязнений смонтировать установки для контроля за влиянием воздушных выбросов, а также пылеуловители , которые будут отделять твердые частицы.
Горючие вещества, содержащие много загрязнителей, должны использоваться для сжигания только в смеси с горючими веществами с малым содержанием загрязнителей, чтобы соответствовать установленным стандартам.
Там, где возможно, использовать альтернативные источники энергии, такие как солнечная, ветровая.
Загрязнители, поступающие в воздух из подвижный источников, должны контролироваться более эффективно. Один из методов – использование очищенного от свинца и/или обогащенного кислородом топлива. Установка оборудования на всех транспортных средствах и введение системы ежегодного контроля всех транспортных средств. Строго соблюдать нормы воздушных загрязнений на всей территории региона. Все новые транспортные средства должны быть оборудованы каталитическими конвертерами (поглотительными фильтрами).
Поддерживать организацию совместных предприятий с иностранными фирмами, специализирующиеся в области технологии контроля за выбросами.
Вести непрерывное изучение воздействия воздушных загрязнений на состояние здоровья населения.
Заключение.
Техногенная цивилизация оказала разрушительное влияние на биосферу и человека. Богатства природы и ее способность самовостанавливаться оказались не безграничными. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Мировое сообщество уже решает задачу гармонизации взаимодействия человека с природой. Только объединенные усилия всего человечества приведут к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума – ноосферы, когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и значения человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Россия,на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.
Солнечному свету труднее всего пробиться сквозь загрязненную атмосферу. Следовательно, человечество смотрит на свою звезду – Солнце – как бы сквозь грязное окно. Кроме того, пыль в воздухе и избыток газов задерживают ультрафиолетовые лучи. Все это вместе ведет к уменьшению температуры на освещенной Солнцем стороне планеты. В конечном счете, это влияет на тепловой баланс Земли. Пыль в атмосфере задерживает ультрафиолетовые лучи, то вода и особенно углекислый газ препятствуют уходу в космическое пространство теплового излучения. Оно накапливается у поверхности Земли. В итоге наша планета недополучает солнечного света и не может избавиться от избытка теплоты, и природное тепловое равновесие оказывается под угрозой.
Формирование на территории Бурятии высокого уровня загрязнения атмосферы обусловлено выбросами предприятий теплоэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, автотранспорта, а так же наличием в холодное время года длительных периодов с неблагоприятными для рассеивания вредных примесей в атмосфере метеорологическими условиями.
Проблема охраны окружающей среды тесно взаимосвязана с вопросами жизнедеятельности и состояния здоровья населения. Данные регулярных наблюдений окружающей среды показывают, что население республики подвержено воздействию загрязнителей воздуха, средние концентрации которых превышают предельно допустимые. При низкой способности атмосферы к самоочищению, загрязняющие вещества, долго оставаясь в атмосферном воздухе, в конце концов почти полностью оседают над очагом загрязнения и воздействуют на все звенья экосистемы и организма человека.
В настоящее время наиболее распространенный способ борьбы с загрязнениями воздуха заключается в удалении загрязняющих веществ как можно дальше от места выброса. Это осуществляется строительством высоких труб на заводах и тепловых станциях. Трубы выбрасывают сажу, золу и газы в струйные потоки воздуха, которые выносят грязь на большие расстояния от мест выброса и рассеивают ее в больших объемах воздуха. Но с ростом выбросов в связи с концентрацией промышленности на относительно небольших территориях этот способ удаления отходов стал неприемлем. Поэтому во все более широких масштабах проводится строительство разного рода очистных сооружений, уменьшающих выбросы в атмосферу. Но все самые совершенные очистные установки не могут полностью уловить загрязняющие вещества, и какая-то их часть всегда поступает в воздух. Поэтому новые заводы и тепловые станции должны сооружаться с подветренной стороны городов и населенных пунктов.
В охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, расположенным вокруг от пыли, улучшают его газовый состав.
Однако все выше названные способы не могут полностью решить проблему охраны атмосферы. Фильтры, газо-и пылеуловители приводят к скоплению огромных масс вредных веществ, которые куда-то надо складировать. При этом происходит загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод. Часть загрязняющих веществ не улавливается на фильтрах и попадает в воздух.
Воздушные массы не знают государственных границ. Проблемы охраны воздуха затрагивают интересы всех стран.
Список литературы:
1. Атмосфера должна быть чистой. Детри.1973г.
2. Загрязненное небо. Баттан.Л.Д. 1967г.
3. Окружающая среда и здоровье человека. Экхольм.
4. Доклад. «Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Республике Бурятия в 2001 году.» под редакцией В.И.Бахтина.
5. Энциклопедия для детей. Экология, Том 19, Москва «Аванта +» 2001
6. Региональное развитие и экологический менеджмент на предприятии. И.И. Думова. Новосибирск 2001.
7. Аналитическая записка №09-02-01 «о загрязнении атмосферного воздуха в РБ» г. Улан-Удэ. Июль 2002 г.
8. «Частные и общественные выгоды и потери сохранения биоразнообразия в байкальском регионе». Иркутск. Издательство Института географии СО РАН 2002.