Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Машинная обработка кинопленок

Машинная обработка кинопленок Химико-фотографические процессы при обработке кинопленок осу¬ществляют в проявочных машинах, представляющих собой сложные агрегаты, в которых не только проявляется изображение, но и производятся все остальные операции вплоть до высушивания ки¬нопленок. Важнейшими требованиями к проявочной машине являются сле¬дующие: широкий диапазон производительности, широкий диапазон технологических процессов, устойчивость и воспроизводимость тех¬нологических процессов,

возможность обработки кинопленок разной ширины, безаварийность и удобство обслуживания. Существующие проявочные машины по конструкции весьма раз¬нообразны и в разной степени отвечают указанным требованиям. Проявочные машины бывают односторонними, двусторонними, секционными, камерными и т. д. Они могут быть установлены в одно¬этажном или двухэтажном помещении и работать при белом или при цветном освещении. Производительность проявочных машин также различна.

На пред¬приятиях, занимающихся тиражированием фильмов, применяют вы¬сокопроизводительные машины (3000—6000 м/ч). В больших цехах кино- и телестудий пользуются машинами средней производительно¬сти (800—2000 м/ч). Малые студии устанавливают машины небольшой производительности (200—600 м/ч). Специальные проявочные машины для работы в экспедиционных условиях имеют еще меньшую производительность (25—100 м/ч). Любая проявочная машина (рис. 1.8) состоит из лентопротяж¬ного и приводного механизмов,

баков для растворов и воды, сушиль¬ного шкафа и многочисленных вспомогательных устройств: кассет, систем терморегулирования растворов и воздуха, дозаторов, влаго¬снимателей и т. п. В одних проявочных машинах узлы собраны на жесткой раме, рассчитанной на определенный технологический процесс обработки кинопленок, например только для черно-белых негативных или для цветных позитивных кинопленок. В других машинах узлы выполне¬ны из унифицированных блоков, позволяющих собирать их в различ¬ных

комбинациях, обеспечивающих проведение любого технологиче¬ского процесса обработки кинопленок: негативного, позитивного, конт-ратипного, обращаемого и т. д. Лентопротяжный механизм служит для транспортирования кино¬пленок во время обработки в проявочной машине. Он может быть однопетельным и мпогопетельным. В проявочной машине с однопетельным лентопротяжным механиз¬мом между верхними и нижними роликами кинопленка образует по одной петле.

С многопетельным — кинопленка располагается в раз¬ных плоскостях, в виде спирали. В этом случае ролики механизма со¬прикасаются только с подложкой кинопленки, что исключает возмож¬ность повреждения эмульсионного слоя. Многопетельный механизм рациональнее, так как при одинаковой длине с однопетельным произ¬водительность машины гораздо выше. Лентопротяжный механизм транспортирует кинопленки с помощью зубчатых или гладких барабанов.

Проявочные машины (особенно старых конструкций) небольшой производительности имеют лентопротяжные механизмы с зубчатыми барабанами, так как они просты в изготовлении и обслуживании. Эти механизмы имеют существенные недостатки — при транспортирова¬нии зубчатыми барабанами перфорации кинопленок испытывают зна¬чительную нагрузку, вследствие чего часто повреждаются. Зубья ба¬рабанов быстро изнашиваются и надкалывают перфорационные от¬верстия.

Шаг зубьев барабана должен быть строго определенным, в противном случае зацепление зубьями ведущих барабанов перфора¬ций будет неполноценным. В результате возможен разрыв кинопле¬нок или их соскакивание с барабана. Для снижения нагрузки на перфорации кинопленок в многопе¬тельных лентопротяжных механизмах предусмотрены помимо зубча¬тых барабанов гладкие ролики, обеспечивающие правильное положе¬ние петель в машине. Нижние грузовые ролики при транспортирова¬нии кинопленки свободно подвешиваются на ее петлях.

В современных проявочных машинах, как правило, применяется фрикционный метод транспортирования кинопленок лентопро¬тяжными механизмами. При фрикционном методе транспортирования кинопленки подвергаются значительно меньшей нагрузке, чем при транспортировании с помощью зубчатых барабанов. Перфорации кинопленок в работе не участвуют. В процессе обработки кинопленок их линейные размеры изменя¬ются: в растворах удлиняются, при сушке — уменьшаются. Разные кинопленки изменяются неодинаково.

Деформация кинопленок зави¬сит не только от их свойств, по и от режимов обработки в проявочной машине. Поэтому конструкция лентопротяжного механизма, особен¬но фрикционного, должна учитывать изменения размеров кинопле¬нок в процессе обработки. В этой связи представляют большой прак¬тический интерес барабаны, имеющие эластичные пружинистые втул¬ки. Такой барабан состоит из жесткого обода с ребордами, централь¬ной втулки — подшипника и упругих пружинообразных элементов, соединяющих обод с втулкой.

Поверхность барабана покрыта присоса-ми из эластичного пластика. Эти барабаны компенсируют изменение длины кинопленок и позволяют обрабатывать кинопленки разной ширины, в том числе и неперфорированные, за счет прочного сцепле¬ния присосов с подложкой. Движение лентопротяжного механизма осуществляется с помощью электродвигателя и передаточного механизма, связанного цепями, зубчатыми колесами, бесконечными ремнями и т. д.

Лентопротяжный механизм может иметь различное количество петель: от 2 до 12 — и может быть рассчитан на разную ширину кинопленки, например на 35 и 32 мм, на 35 и 16 мм или на 35, 32 и 16 мм и т. д. Нижние каретки с грузовыми роликами свободно висят на петлях кинопленки или укреплены жестко. Длина петель регулируется пере-мещением каретки вверх и вниз. Это перемещение может быть вы¬полнено с различными устройствами.

Удлиняя или укорачивая петли кинопленки, регулируют продолжительность операций. Баки проявочной машины делают из нержавеющей стали, титана, полимеров и других материалов, устойчивых к действию растворов, часто очепь агрессивных. Баки могут быть рассчитаны на одну какую-либо операцию: про¬явление, фиксирование, отбеливание и т. п. или на то, чтобы каждая операция выполнялась в нескольких баках, соединенных между собой. Их форма и высота зависят от конструкции машины, материа¬ла, из которого

они изготовлены, и от производительности машины. Проявочные машины, предназначенные для использования в за¬темненном помещении с неактиничным освещением, имеют открытые баки. У проявочных машин, предназначенных для работы при белом освещении, баки имеют светозащитные крышки. Герметически закры¬тые баки применяют в машинах, в которых обработку кинопленок проводят под струями раствора в атмосфере инертного газа — азота. Лентопротяжный механизм проявочной машины может быть час¬тично

или полностью погружен в баки с растворами. При частичном погружении упрощается конструкция механизма и обслуживание ма¬шины. Воздействие растворов на узлы механизма и просачивание смазки почти исключены. Однако обрабатываемые киноплепки в этом случае периодически выходят из растворов и подвергаются действию воздуха, который окисляет проявитель и вызывает воздушную вуаль па изображении. Кроме того, неодинаковые температуры воздуха и раствора, особенно при большом различии, что имеет место

во многих современных методах обработки, могут быть причиной неравномерно¬го протекания процесса. Поэтому при конструировании проявочных машин стремятся сократить расстояние между раствором в баках и верхними барабанами лентопротяжного механизма. Полное погружение лентопротяжного механизма в растворы хоро¬шо предохраняет их от окисления, но значительно усложняет устрой¬ство механизма и его обслуживание. Чтобы облегчить работу на ма¬шине, лентопротяжный механизм иногда делают подъемным.

Подъем из баков механизма, собранного в один жесткий агрегат или блоки, осуществляется различными устройствами. Растворы, температура которых во время работы должна поддер¬живаться постоянной, либо принудительно циркулируют через тепло-обменное устройство, подключенное к бакам проявочной машины, либо нагревают водяными рубашками, окружающими баки с раство¬рами, либо с помощью других устройств. Термостатирование воды в них производится смесителями горячей и холодной воды.

Эти устрой¬ства оборудованы точными приборами, автоматически регулирующи¬ми заданные параметры температуры. В целях стабилизации действия растворов часто в циркуляцион¬ную систему проявочной машины подключают баки дополнитель¬ного объема. Чем больше объем циркулирующего раствора, тем мень¬ше влияют на его свойства различные продукты, накапливающиеся в процессе использования растворов. Увеличенный объем раствора лучше поддерживает и постоянство температуры.

В некоторых проявочных машинах применяют обработку кино¬пленок струями, направленными на эмульсионный слой; эластичпыми устройствами, прикасающимися к эмульсионному слою, и т. д. Такая обработка кинопленок не только устраняет дефекты, возникающие вследствие неравномерного действия раствора, но и ускоряет процесс в эмульсионном слое. Баки в проявочной машине часто устанавливают по системе про¬тивотока раствора.

При противоточном способе обработки раствор перетекает в баках в направлении, противоположном движению ки¬нопленки в машине. Процесс при противотоке идет медленнее, чем при обычном способе, тем более — струйном. Однако противоток целе¬сообразен для всех операций, не требующих строгого соблюдения тем¬пературного и временного режимов. Так, при фиксировании сокра¬щается расход химикатов, увеличивается сбор отработанного серебра, обеспечивается полнота процесса и упрощается оборудование про¬явочной машины.

Во время использования растворов меняется их состав и объем. Одни вещества расходуются (проявляющие, ускоряющие, сохраняю¬щие вещества — в проявителе, тиосульфат натрия — в фиксаже, желе-зосинеродистый калий — в отбеливателе и т. д.), другие — накапливаются (бромиды — в проявителе, серебро — в фиксаже и т. д.). Изме¬няется состав растворов и за счет заноса кинопленками одного раствора в другой и их разбавления заносимой водой.

Изменение состава раствора сказывается на фотографическом процессе, уменьше¬ние объема — на продолжительности операции. Постоянство состава и объема раствора в баках проявочной маши¬ны поддерживают с помощью дозаторов, которые подают компенси¬рующие растворы в рабочие. Конструкции дозаторов весьма различ¬ны: простейшие из них — поплавковые — поддерживают постоянный объем путем введения компенсирующего раствора при изменении уровня в баках машины; порционные дозаторы рассчитаны

на перио¬дическую подачу компенсирующего раствора в рабочие через задан¬ные промежутки времени и в определенных количествах. Дозаторы могут включаться в работу от лентопротяжного механизма проявоч¬ной машины, от специальных датчиков, например автоматических контрольных приборов, оценивающих состояние рабочих растворов. Компенсирующие растворы поступают в дозаторы из напорных баков, расположенных выше уровня баков проявочной машины, или из других емкостей. У баков проявочной машины по ходу кинопленок, после каждого раствора,

а также после баков с промывной водой, установлены вла¬госниматели, уменьшающие занос кинопленкой одного раствора или воды в соседний. Влагосниматели могут быть в виде каплесдувателей, подающих к поверхности кинопленки с большой скоростью поток воз¬духа, сдувающий влагу; эластичных или надувных отжимов, снимаю¬щих влагу за счет контакта с поверхностями кинопленки; вакуумот-сосов, подключаемых к компрессору и отсасывающих влагу, и т. д. Во время работы растворы в баках засоряются различными меха¬ническими примесями, особенно

кусочками желатины. Для очистки растворы фильтруют с помощью различных устройств. Есть проявочные машины, в которых традиционные жидкие рас¬творы заменены вязкими растворами — пастами. Эти растворы представляют собой массу, содержащую кроме обычных веществ спе¬циальный растворитель и смачиватель, обеспечивающий должную вязкость раствора и способность его действовать на светочувствитель¬ный слой кинопленки. Вязкие растворы могут быть проявляющими, фиксирующими, отбеливающими, объединяющими

проявление и фик¬сирование (монорастворы) и т. д. Вязкие растворы на светочувствительный слой наносят различные устройства: экструдеры, купающие ролики и т. д. Такие устройства исключают необходимость иметь в машине циркуляционные системы, дозаторы и прочие вспомогательные узлы, обязательные для жидких растворов, вследствие чего значительно упрощаются конструкция проявочной машины и ее размеры. Вязкие растворы используют при высокой температуре (50° и выше), что сильно увеличивает

произво¬дительность машины. Проявочные машины могут быть рассчитаны на комбинирован¬ную обработку кинопленок, при которой часть операций, напри¬мер проявление, отбеливание, осуществляется вязкими растворами, а часть обычными — жидкими, как-то: фиксирование, промыв¬ка и т. п. Вязкий раствор, содержащий проявляющие вещества в количест¬вах, достаточных для получения заданного значения плотности изо¬бражения, работает выравнивающе: каждая деталь изображения проявляется тем дольше,

чем меньше она экспонировалась. В резуль¬тате темные детали объекта прорабатываются в изображении наилуч¬шим образом, а яркие детали не будут чрезмерно плотными. Изобра¬жение оказывается более резким и мелкозернистым, чем при тради¬ционной обработке кинопленок. Несколько повышается и их свето¬чувствительность. Проявочные машины с вязкими растворами позволяют создать быстрые и стабильные процессы, так как кинопленки

всегда обраба¬тываются свежими растворами. Варьируя толщину наноса раствора и его состав, можно в одной и той же машине вести обработку раз¬личных кинопленок; черно-белых и цветных, негативных и позитив¬ных и т. д. В этих машинах можно использовать вязкие растворы, приготов¬ленные на специализированном предприятии, что освободит цехи по обработке кинопленок от приготовления растворов, их контроля и контроля процесса. Получение готовых растворов в упаковке, рассчи¬танной на непосредственную установку к лентопротяжному

механиз¬му проявочной машины, технологически и экономически целесооб¬разно, особенно для небольших кино-телестудий. Независимо от того, каким способом обработаны кинопленки, пос¬ле окончательной промывки они поступают в сушильный шкаф про¬явочной машины. Фотографический слой и подложка кинопленки несут в сушильный шкаф значительное количество влаги. Условия сушки сказываются на изображении, на состоянии фотографического слоя и подложки.

Может повыситься контрастность и плотность изображения, причем у разных кинопленок эти характеристики изменяются неодинаково. Фотографический слой при удалении из него влаги сокращается в размерах значительно быстрее по сравнению с подложкой из-за раз¬личия в усадочных свойствах. В результате кинопленки имеют тен¬денцию к скручиванию в сторону фотографического слоя. Ч'ем он тол¬ще, тем сильнее скручиваются кинопленки.

Несмотря на то, что скру-чиваемость кинопленок вызвана самой их природой, можно подобрать такие условия сушки, при которых скручиваемость будет сведена к минимуму. Сушку кинопленок осуществляют конвективным и радиа¬ционным способами. При конвективном способе сушка осуществляется подогре¬тым термостатированным воздухом. Он подается на кинопленки из сопел, перфорированных труб или других подобных устройств.

Эти сушильные устройства просты по конструкции и удобны в эксплуа¬тации. В проявочных машинах по этому способу сушку ведут с разомк¬нутой или с замкнутой подготовкой воздуха. Сушка кинопленки с разомкнутой системой идет по такой схеме: центробежный вентилятор через фильтр грубой очистки засасывает воздух из помещения, где установлена проявочная машина, и направляет его в электроподо¬греватель. Здесь воздух нагревается до заданной температуры, после чего сквозь фильтр тонкой очистки подается

в распределяющие возду¬ховоды и обдувает кинопленку. Затем отработанный воздух выбра¬сывается за пределы помещения. При замкнутой системе, обеспечивающей оптимальные и всегда одинаковые условия сушки, проявочная машина снабжается конди¬ционером. Конструктивно установки для кондиционирования воздуха весьма разнообразны и могут работать с использованием воды и других влагопоглотителей.

Ус¬тановка может иметь такую схе¬му (рис. 1.9): отработанный воз¬дух из сушильного шкафа по¬ступает в камеру, в которой вода (температура 10—14°) распыля¬ется с помощью форсунок в мел¬кие капли. Проходя дождевое пространство, воздух охлаждает¬ся и из него конденсируется из¬лишняя влага. Охлажденный и осушенный воздух проходит затем через се¬паратор, где отделяются капли воды, механически увлекаемые воздухом. После этого воздух поступает в нагревательный прибор для подогрева до задан¬ной

температуры. Нагретый воз¬дух с помощью вентилятора по¬дается в сушильный шкаф и, двигаясь навстречу кинопленке, высушивает ее. В процессе высу¬шивания кинопленки воздух вновь увлажняется и снова подается в кондиционер, где весь процесс его подготовки повторяется. В кондиционере воздух не только приобретает постоянные и опти¬мальные параметры, но и очищается от всяких механических загряз¬нений. Установки по кондиционированию воздуха монтируют либо для каждой проявочной

машины, либо для нескольких машин. В этом случае установки снабжают приспособлениями, автоматически регу¬лирующими подачу воздуха в сушильный шкаф каждой проявочной машины. Работу кондиционеров контролируют записывающими и сиг¬нализирующими приборами. В некоторых сушильных шкафах для снятия капель, которые мо¬гут быть причиной появления полос на кинопленке, установлены ро¬лики с поверхностью из мягкой ткани или поролона.

Радиационный способ предусматривает сушку кинопленок путем нагрева инфракрасным излучением или электромагнитным по¬лем сверхвысоких частот. Обработка кинопленок лучистыми источниками значительно уско¬ряет процесс сушки. Лучистый теплообмен стимулирует диффузию влаги из глубины фотографического слоя к его поверхности, тем са¬мым предотвращая образование на поверхности подсохшего слоя, который иногда приводит к деформации кинопленок. Лучистый спо¬соб позволяет вести сушку в малых по размеру шкафах.

Однако при сушке кинопленок этими источниками возникают трудности, заклю¬чающиеся в том, что для каждого типа кинопленок необходимо под¬бирать индивидуальное излучение, так как разные кинопленки не¬одинаковы по поглощению излучений. Проявочные машины имеют следующие вспомогательные устрой¬ства: кассеты — принимающие и подающие, на 300, 600 и более мет¬ров кинопленки. Подающая кассета может быть открытой или свето¬непроницаемой в зависимости от конструкции проявочной

машины; магазин запаса — бак, шкаф или другая емкость, для за¬грузки проявочной машины кинопленкой при смене рулонов в подаю¬щей или принимающей кассете. Магазин запаса, расположенный у подающей и светоизолированной кассеты, называется загрузочным. Непрерывность поступления кинопленки в растворы происходит за счет сокращения количества и длины петель в загрузочном магазине. У принимающей кассеты расположен разгрузочный магазин.

При раз¬рядке количество и длина петель в нем увеличиваются. Магазины за¬паса имеют приспособления для зажима кинопленки на период смены кассет или рулонов; стирающее устройство имеет валики или щетки, которые после замочки кинопленки в специальном растворе стирают противоореоль-ный сажевый слой, нанесенный на наружную сторону подложки; апликаторное устройство для обработки цветных позитивных кинопленок с раздельными процессами для изображения и фоно¬граммы; позволяет наносить вязкий

проявляющий или отбеливающий раствор на какую-либо часть светочувствительного слоя, в зависимо¬сти от технологического процесса; фонарь, которым засвечивают обращаемые кинопленки над ба¬ками или внутри баков, заполненных водой. Фонарь может иметь лам¬пы, регулируемые по силе света. Помимо этих вспомогательных устройств в проявочных машинах могут быть и другие. Большинство проявочных машин имеют централизованный пульт управления узлами и приборами, регулирующими

режим обработки кинопленки. Некоторые из этих пультов снабжены регистрирующими и сигнализирующими устройствами, ЭВМ — контролирующими и уп¬равляющими процессом обработки кинопленки. Наиболее совершенные машины имеют микропроцессоры-компьютеры, представляющие со¬бой математические и логические устройства, управляющие процес¬сом или отдельными операциями.Проявочные машины устанавливают в больших залах или в от¬дельных кабинах.

Помещения должны быть удобными для обслужи¬вания машины. Стены помещения отделываются глазурованной плит¬кой, полы — керамической, потолки — масляной или синтетической краской. Стены и пол до покрытия плитками обклеивают пластиком, предохраняющим помещение от разрушающего действия фотографи¬ческих растворов. Все металлические и деревянные части обрабаты¬вают специальными растворами. Проявочные машины, имеющие светозащитные устройства, уста¬навливают в светлом помещении.

Проявочные машины, в которых предусмотрено проведение некоторых операций в темноте или при цветном освещении, устанавливают в помещениях, имеющих стенку, отделяющую темную часть от светлой. Машины с высокими баками монтируют в помещении, имеющем проемы или кюветы в полу, позволяющие устанавливать баки над рабочим полом на высоте 100—120 см, чтобы удобно было обслужи¬вать машину. Проявочные машины, работающие по одному технологическому процессу, например на кинокопировальных фабриках,

объединяют по системе циркулирующих растворов: проявителю, фиксажу и т. д. Объединение систем растворов нескольких машин способствует ста¬бильности растворов, упрощает контроль процесса, сокращает коли¬чество вспомогательного оборудования. Работа проявочной машины зависит от профилактического обслу¬живания и подготовки кинопленок к обработке. В подготовленной к работе машине баки должны быть залиты растворами и водой, лентопротяжный механизм

заряжен ракордом, представляющим собой утолщенную подложку кинопленки, без ка¬ких-либо слоев или изготовленным из лавсана. Машина заряжается ракордом от подающей до принимающей кассет. Ракорд нужен в на¬чале работы для протягивания обрабатываемых кинопленок по всему тракту. Перед включением машины наружный виток рулона кинопленки скрепляют с копцом ракорда у подающей кассеты. Во время хода ма¬шины ракорд движется по тракту при помощи лентопротяжного механизма и увлекает за

собой кинопленку. Освободившийся ракорд поступает в принимающую кассету. Когда из сушильного шкафа по¬явится первый виток обработанной кинопленки, ее укрепляют в при¬нимающей кассете, освободив от ракорда. Новые рулоны кинопленок подсоединяют, скрепляя их у подаю¬щей кассеты с обрабатываемой кинопленкой. Ракорд включают между двумя рулонами кинопленок и в том случае, если необходимо изме¬нить продолжительность проявления, так как изменение режима не¬посредственно на обрабатываемой

кинопленке приведет к неравномер¬ному проявлению изображения. По окончании обработки кинопленок к последнему витку рулона прикрепляют ракорд, который заполняет весь тракт машины. Есть самозаряжающиеся машины, позволяющие вести обработку рулонами кинопленок, без скрепления и ракорда.Профилактическое обслуживание проявочной машины заключа¬ется в ежедневной проверке растворов и их уровня, лентопротяжного механизма и циркуляционной системы, дозирующих устройств и при¬боров автоматики

и т. д. Баки, барабаны, ролики, сушильный шкаф, влагосниматели и другие детали периодически требуют мойки и чист¬ки, механизмы — смазки и наладки. Многие проявочные машины снабжены блокирующими устрой¬ствами, автоматически выключающими привод при нарушении рабо¬ты лентопротяжного механизма, при обрыве кинопленок или ракорда, а также прочих неисправностях, могущих быть причиной поврежде¬ния обрабатываемого материала. Эффекты проявления При обработке кинопленок в проявочных машинах возможно по¬явление местных эффектов

проявления, часто являющихся причиной получения неполноценных изображений. Наиболее существенны сле¬дующие из них: Эффект влияния смежных деталей изображе¬ния. Он может быть нескольких видов — светлая кайма вокруг рав¬номерно и сильно экспонированных деталей (эффекта бордюра, «ли¬нии Маки»); почернение у границ равномерно и сильно экспониро¬ванных деталей больше, чем в их центре (эффект Эбергарда); рас¬стояние между максимумом почернения двух темных линий в изобра¬жении

увеличено по сравнению с имевшимся в объекте (эффект Кос-типского). Эффект влияния смежных мест тем заметнее, чем круптто-зернистее кинопленки, чем резче граница между деталями различной плотности, чем больше различие в плотности между граничащими деталями, чем меньше размеры детали большой и малой плотности. Появление этих эффектов вызвано состоянием проявителя, т. е. степенью его истощения и характером диффузии

проявителя внутри светочувствительного слоя. Например, при эффекте бордюра диффу¬зия компонентов проявителя в центре детали изображения идет толь¬ко сверху, у границ этой детали — сверху и сбоку. Это приводит к тому, что смежные детали проявляются по-разному. При эффекте Эбергарда в малых деталях изображения образуется меньше броми¬дов, чем в больших, и они легче переходят в проявитель, что ведет к различному проявлению деталей изображения.

При эффекте Костин-ского имеет место недопроявление внутренних частей изображения, вследствие того что в пространстве между этими деталями проявитель оказывается более истощенным, чем с наружной их стороны, и что там в то же время выше концентрация бромидов, возникших во время проявления. Эффект направленного проявления — это тянущиеся полосы за деталями изображения: светлые — за деталями с большим почернением, темные — за деталями с малым почернением.

Эти поло¬сы легко различимы при проекции изображения на экран. Эффект возникает от местных перемещений проявителя, продуктов проявле¬ния и бромида в светочувствительном слое кинопленки, на которомобразуется пограничный слой, мешающий равномерному проявлению всех деталей изображения одинаковым по составу проявителем. Вследствие местных перемещений появляются полосы проявителя и полосы бромида. Полосы проявителя — это относительно темные по¬лосы, которые вызываются потоком свежего,

неистощенного прояви¬теля, стекающего с деталей с малыми почернениями; полосы бро¬мида — светлые полосы, они вызываются потоком истощенного про¬явителя, идущего от деталей с большими почернениями. Вертикальный эффект проявления выражается во взаимном влиянии светочувствительных слоев цветных кинопленок. Явление обнаруживается не только во влиянии верхних слоев на нижние, но и, наоборот, нижних — на верхние. Вертикальный эффект проявления сказывается на цветоделительных свойствах цветных кинопленок (§ 12).

Он зависит от способа обработки в машине и от длительности проявления. Перфорационный эффект — почернения, возникающие вблизи перфорационных отверстий кинопленок. Появляются почер¬нения вследствие того, что проявляющий раствор, прорываясь через отверстия к светочувствительному слою, действует на близлежащие участки более энергично, чем на всю остальную поверхность кино¬пленки. Перечисленные выше эффекты (рис. I. 10) особенно заметны, если изображение подвергалось контратипированию

(стр. 174). Энергич¬ное воздействие проявляющего раствора на светочувствительный слой кинопленок обычно уменьшает местные эффекты. Для этого в про¬явочных машинах применяют душевую обработку кинопленок, турбу¬лентное перемешивание растворов и т. д. При скорости хода проявоч¬ной машины свыше 4000 м/ч за счет перфорационных отверстий соз¬дается такое энергичное перемешивание проявителя, при котором нет необходимости применять душевые или турбулентные устройства. Поэтому проявочные машины высокой производительности предпо¬чтительнее

малых проявочных машин. СВОЙСТВА КИНОПЛЕНОК Качество изображения в фильме в значительной степени зависит от фотографических и технических свойств кинопленок. К фотографическим свойствам кинопленок относятся: светочув¬ствительность, контрастность, плотность вуали, фотографическая ши¬рота, цветочувствительность, зернистость, разрешающая способность и др. К техническим свойствам кинопленок относятся физико-механи¬ческие характеристики и размеры.

Сенситометрия Сенситометрия — учение об измерениях фотографических свойств светочувствительных материалов — представляет собой один из раз¬делов метрологии. Большинство стран, производящих светочувствительные материа¬лы, имеют национальные сенситометрические системы. Наиболее распространены: советская (ГОСТ 10691—73, ГОСТ 9160—59*), не¬мецкая (DIN 4512-1971) и американская (ASA

PH 2,3-1961). Кроме того, есть предложение Международной организации по стан¬дартизации (ICO) создать международную систему сенситометрии. Любая сенситометрическая система предусматривает выполнение следующих операций: экспонирование кинопленки, ее фотографичес¬кая обработка, измерение результатов экспонирования и фотографи¬ческой обработки, выражение этих результатов в сенситометрических величинах. Экспонирование кинопленок производится в сенсито¬метре— приборе, сообщающем светочувствительному слою

ряд нормированных экспозиций. Основные части сенситометра (рис. II. 1): источник света, модулятор экспозиций и кассетная часть. Почти во всех сенситометрах источником света служит вольфра¬мовая лампа накаливания, питаемая стабильным по напряжению и силе электрическим током и излучающая постоянный по мощности и спектральному составу свет. Вольфрамовая лампа накаливания в сочетании со светофильтра¬ми легко имитирует заданное излучение

по спектральному составу, например, по спектральному распределению энергии в дневном свете. Лампу калибруют по эталонам и проверяют в процессе работы под¬ключенными к ее клеммам прецизионными вольтметром и ампермет¬ром. Ток и напряжение, подаваемые к лампе, должны быть неизменными в течение всего срока ее использования. Обычно сенситометры имеют лам¬пу накаливания с цветовой темпера¬турой Тс = 2850±20 К. Сила света лампы должна быть такой, чтобы на испытуемых кинопленках создавалась освещенность,

близкая к практиче¬ским условиям, при которых будут использованы кинопленки. Сенситометр для кинопленок, экс¬понируемых при освещении, близком к дневному, имеет источник света с излучением Тс = 5500 К; для ки¬нопленок, экспонируемых при освещении лампами накаливания, — источник света с излучением Тс = 3200 К. Чтобы создать эти излу¬чения, перед лампой накаливания в сенситометре устанавливают соответствующие светофильтры. Они могут быть жидкими или твер¬дыми, из окрашенных стекол

или желатиновых пленок, помещен¬ных между стеклами. Предпочтение отдается стеклянным светофильт¬рам, представляющим собой плоскопараллельиые пластины цвет¬ного стекла, со строгими спектральными характеристиками. Для ки¬нопленок, чувствительных к инфракрасным лучам, источник света в сенситометре экранируется специальным темно-красным светофильт¬ром. Если в сенситометре есть оптическая система — объектив, зер¬кало и другие

детали, их спектральное поглощение должно быть уч¬тено при подборе светофильтров, приводящих излучение лампы к заданной цветовой температуре. У источника света в сенситометре могут быть помещены и другие светофильтры, например, для определения цветочувствительности, зональной чувствительности кинопленки т. д. Если световой поток в сенситометре необходимо ослабить, напри¬мер, при экспонировании высокочувствительных кинопленок, перед источником света устанавливают нейтрально-серый светофильтр оп¬ределенной плотности.

В сенситометрах можно получить экспозицию по шкале осве¬щенности, при которой время освещения постоянно, а интенсив¬ность освещения изменяется; и по шкале времени, когда интен¬сивность освещения постоянна, а время освещения изменяется. При съемке имеет место шкала освещенности, так как все участ¬ки светочувствительного слоя кинопленки экспонируются при одной выдержке (t) различными освещенностями (Е). Поэтому в целях приближения сенситометрического экспонирования к практическим условиям использования

кинопленок, современ-ные сенситометры построены по шкале освещенности. В сенситометрах со шкалой освещенности применяется моду¬лятор освещенности. Большей частью — это оптические клинья, ступенчатые или непрерывные {рис. II. 2). К таким клиньям предъ¬являются следующие требования: неизбирательность в спектральном отношении к источнику света сенситометра и возможность изменять освещенность (Е) в широких пределах.

Оптические клинья представляют со¬бой желатиновую пленку переменной тол¬щины, содержащую коллоидный графит, иногда нейтрально-серый краситель. Мо¬нохроматические оптические плотности клинаа в диапазоне длин волн от 420 до Рис. П.2. Оптический клин сенситометра 800 нм могут различаться не более чем на 5%. Ступенчатый оптический клин имеет константу (К0)—величи¬ну, показывающую приращение оптической плотности на каждое по¬ле его длины, размер которых не менее чем на 1 м должен превышать световое пятно в измерительном

приборе (денситометре). Ступенча¬тый оптический клин может иметь различное количество полей — ступеней. Непрерывный оптический клин имеет константу (Кл), показы¬вающую приращение оптической плотности на каждый сантиметр его длины. Количественно эту константу можно определить по раз¬ности оптических плотностей двух точек клина, расположенных на расстоянии 1 см друг от друга по длине. При экспонировании оптический клин должен быть плотно при¬жат к светочувствительному слою кинопленки,

чтобы по возможно¬сти снизить светорассеяние во время экспонирования. Время освещения в сенситометрах со шкалой освещенности ре¬гулируют затвором с падающей шторой, движущимся с постоянной скоростью световым штрихом вдоль оптического клина или другими приспособлениями, точно воспроизводящими заданные выдержки. На рис. II.3 и II.4 показаны отечественные сенситометры: ФСР-4 и ЦС-2.

Фотографическая обработка экспонированных в сенси¬тометре кинопленок оказывает большое влияние на их сенситометри¬ческие показатели. Обычно причиной расхождений в показателях свойств кинопле¬нок являются условия проявления. На процесс проявления влияют состав раствора, его температура и объем, продолжительность и спо¬соб обработки кинопленки. Чтобы получать однозначные и воспроизводимые результаты фо¬тографической обработки кинопленок, процесс проявления необхо¬димо стандартизовать.

Пока этой стандартизации нет. Различные сенситометрические системы предусматривают разные условия обра¬ботки кинопленки. Светочувствительный слой кинопленки проявить равномерно повсей обрабатываемой площади и по глубине, особенно если киноплен¬ка имеет несколько светочувствительных слоев, весьма сложно. Объ¬ясняется это тем, что вещества, образующиеся при проявлении, и некоторые другие явления мешают нормальному протеканию про¬цесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :