Реферат по предмету "Финансы"


Денежная система Евросоюза, становление и развитие

Содержание: Введение 1. История становления Европейского Союза 1.1 Идея создания Евросоюза 1.2 Главные цели
2 Введение Евро 2.1 Переход к единой валюте 2.2 Банки ЕС 2.3 Последствия введения единой европейской валюты 2.3 Денежно-кредитная и валютная политика 3. Зоны евро 3.1 Основные события ЕС 3.2 Расширение ЕС 4. Современный этап развития ЕВС 5. Евросоюз и Россия 5.1 Начало взаимоотношений 5.2 Сотрудничество РФ и ЕС Заключение Список использованных источников

Введение Я решила взять тему курсовой: «Денежная система Евросоюза (зоны евро):становление и развитие» потому что, Европейский Союз является одной из крупнейших экономических организаций в мировой экономике. Привлекательность Европейского Союза (ЕС) основана, в первую очередь, на ее экономической мощи и потенциале развития. Почти полувековая история формирования и становления ЕС очевидно доказывает, что практически все страны ЕС независимо от уровня экономического развития в той или иной степени столкнулись с проблемами модернизации и развития национальных экономик, но во многом благодаря общим и согласованным усилиям, эффекту интеграции решали и решают эти проблемы с минимальными социальными и экономическими издержками. Опыт развития европейской цивилизации, к которой бесспорно принадлежит и Россия, убедительно показал, что динамичное развитие общества главным образом зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов, общественных организаций, повседневной жизнедеятельности каждого гражданина и его готовности воспринимать перемены. Именно этим объясняются интеграционные достижения ЕС и стремление других восточноевропейских стран, в т.ч. и бывших республик СССР, войти в состав Европейского экономического и валютного союза (ЭВС). Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает и другие финансовые, экономические и социальные задачи. В 1999 г. был создан Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) с исключительно важными функциями для всего сообщества, а с 1 января 2002 г. члены ЕС ввели в обращение единую (single) наличную (а еще раньше и безналичную) валюту евро взамен своим национальным денежным единицам, которые в течение столетий в разных формах были не только главным экономическим инструментом и богатством, но и не менее важным атрибутом государственного суверенитета, таким как герб, флаг или гимн. Наличные деньги всегда были визитной карточкой страны. Теперь у 27 европейских государств, которые образовали зону евро, имеется единая визитная карточка. На глобальном уровне введение Евро упростило жизнь бизнесменам, ведущим дела с Европой, так как введение единой валюты сделало ненужным закупку разных валют и снимет риск падения той или иной валюты по отношению к рублю. С другой стороны, существует связанный с этим один принципиальный риск для российской экономики в целом. В личном плане для россиян, едущих за рубеж, есть и хорошее и плохое. Хорошее: при поездках за границу можно не маяться с обменом валюты в каждой стране. При введении евро, эта валюта действует на всем пространстве EC. Так что, например, проезжая по маршруту Германия - Бельгия - Франция, вам не придется менять сперва рубли на марки, потом на бельгийские, а в конце и на французские франки. Плохое: при единой валюте и едином экономическом пространстве цены на товары и услуги в разных странах уравниваются. Соответственно цены в относительно дешевой Португалии и возмутительно дорогой Швеции двигаются примерно к равным значениям, - а, как известно, цены имеют привычку расти, но редко снижаются. С другой стороны, для “долларовых” россиян падение курса Евро к доллару может привести к увеличению их покупательной способности. В этой курсовой работе мы рассмотрим денежную систему Евросоюза. В соответствии с поставленной целью мы определим : - становление и главные цели ЕС; - ввод евро, особенности денежной системы Евросоюза; - последствия введения единой европейской валюты; - зоны Евро; - выявим проблемы развития экономики стран зоны Евро;
- и конечно затронем взаимоотношения Евросоюза и России. 1. История становления Европейского Союза 1.1 Идея создания Евросоюза Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе. К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
1.2. Главные цели Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС. Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. 1.3. Этапы становление Европейского экономического сообщества Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов: – создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968); – создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987); – создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992); – создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро. Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА). ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»): – «первая опора» – Экономический и валютный союз (ЭВС); – «вторая опора» – Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая – Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО); – «третья опора» – сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия. Формирование ЭВС происходило в три этапа и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки. Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п. Возможность предоставления сил и средств НАТО для проведения европейских операций ЕС обсуждалась в ходе непростых переговоров между двумя организациями, которые завершились 16 декабря 2002 подписанием совместной Декларации НАТО и ЕС по Европейской политике безопасности и обороны (ЕПБО). Признавая за НАТО ведущую роль в поддержании безопасности в Европе, ЕС получило в рамках ЕПБО признание и право доступа к средствам планирования НАТО, включая доступ к штабу Главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе в г.Монсе (Бельгия). Что касается доступа ЕС к военным ресурсам НАТО, то здесь проблема еще очень далека от своего разрешения. 2 Введение Евро 2.1 Переход к единой валюте. Мировая валютная система выражает форму международных валютных отношений, юридически закрепленную межгосударственными соглашениями. Она объединяет в себе золоторезервные (ключевые) валюты, международные счетные денежные единицы, состав и структуру международной валютной ликвидности, режим международных кредитов и курсов, условия взаимной обратимости валют, а также международные валютно-кредитные организации, например, Международный валютный фонд (МВФ). Мировой валютный рынок является составной частью мировой валютной системы. Анализируя ситуацию на этом рынке, можно сделать заключение о состоянии всей мировой валютной системы. Сейчас на мировом валютном рынке появилась новая денежная единица — единая европейская валюта Евро. С 1 июля 2002 года выходят из употребления: французский и бельгийский франки, немецкая марка, ирландский фунт, финская марка, испанская песета и португальское эскудо, итальянская лира и австрийский шиллинг, голландский гульден. Греция, чья валюта пока не включена в этот список имеет возможность еще раз попытаться стать одной из стран полностью переходящих на Евро. Хождение старых валют сохранится в Британии, Дании и Швеции. Все упомянутые страны (а также издавна пользующийся бельгийскими деньгами Люксембург) согласились подчиниться исключительно жестким правилам поддержания финансовой дисциплины и передать право выпуска денег централизованному органу — Европейской Монетарной Администрации в Брюсселе. В целях борьбы с инфляцией они договорились жестко контролировать бюджет и налоговую политику. Чтобы избежать санкций, слабые страны должны укрепить свои банковские системы. Начало процесса, введения Евро было положено в декабре 1991 года, когда руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал реальностью. 1 января 1999 г. страны — участницы ЭВС ввели единую валюту Евро. Новая валюта заменила ЭКЮ. Предшественница Евро, Европейская валютная единица ECU (European Currency Unit — дословно “Европейская Денежная Единица”) — синтетическая валюта, взвешенная комбинация двенадцати Европейских валют была принята еще в 1979 году. Но не смотря на это, она все еще заслуживает особого внимания, так как служит основой Европейского режима обменных курсов (ERM - exchange rate mechanism), который указал ориентиры при введении международной валюты Евро. ЭКЮ уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза ("зоне Евро"). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность и будут все более тесно привязываться к Евро. Процесс создания новой валюты окончательно завершился 1 января 2002 года, когда были введены в обращение банкноты и монеты Евро, а национальные валюты постепенно прекращают свое существование. Правовой статус Евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на принципах и нормах международного частного права. Однако одновременно Евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.
В правовых актах ЕС, касающихся Евро, выделяются следующие положения: 1.Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в Евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в Евро. 2.Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к Евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за Евро.
3.Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на Евро. 4.Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран - участниц ЭВС размещаются только в Евро. 5.Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в Евро. 6.Вне указанных выше областей, в которых переход на Евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило "никаких запретов, никаких ограничений". 7.В полном соответствии с нормами международного частного права введение Евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются. 8. 1 января 2002 года в обращение выпущены купюры и монеты Евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в Евро и прекратят свое существование. После этого Евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран. В частности, только наличный евро планируется использовать в банкоматах и при выдаче сдачи независимо от валюты платежа. Данная схема показывает этапы принятия евро в обращение (Рисунок 1). Рисунок 1. Схема перехода на единую валюту 2.2 Банки ЕС Европейский центральный банк Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро. Управляющий совет Европейского центрального банка является частью Европейской системы центральных банков. В его подчинении находятся управляющие наднациональными центральными банками, члены исполнительной дирекции. ЕЦБ направляет деятельность национальных центральных банков и своих уполномоченных контрагентов. Главной целью Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности цен. Для этого в ее обязанности включена денежно-кредитная политика ЭВС, валютные операции с третьими странами, хранение и управление ликвидными международными резервами стран-участниц, обеспечение бесперебойной работы платежных и расчетных систем. Единственными акционерами Европейского центрального банка являются национальные центральные банки. Создание ЕЦБ является важным шагом в движении к единой Европе. Он, как и национальные центральные банки в настоящее время, должен быть независимым от политической власти, и обладать достаточной свободой. Полномочия передаются ЕЦБ от национальных правительств, при этом у этих правительств остается немного способов влиять на денежно-кредитную политику. Реальной власти на оперативное управление банком у них нет. Это может затруднять работу, если национальные интересы встанут вразрез с политикой ЕЦБ, в таком случае возможно возникновение ситуации, выход из которой произойдет по принципу "все или ничего", станет возможным выход участников из экономического и валютного союза. В то же время независимость ЕЦБ необходима для деполитизации валютно-финансовой сферы: по опыту прошлых десятилетий известно, что политика часто оказывала негативное, плохо предсказуемое с экономических позиций влияние. Центральному европейскому банку необходимо завоевать свою легитимность, для этого требуется, по меньшей мере, успешно бороться с инфляцией, не оказывая при этом отрицательного влияния на производство товаров и услуг. При определении типа построения модели ЕЦБ создатели имели выбор между американской и германской моделями денежно-кредитной политики. В результате ЕЦБ первоначально должен был получить главную черту германской модели: стабильность цен, поддержание их возможно более низкого уровня превалируют над остальными целями. По требованию Европейского валютного института, ежегодные темпы инфляции не должны превышать 2%. В отличие от США, германская модель основана на минимальных нормах резервирования и редких операциях на открытом рынке для уменьшения колебаний ликвидности, стабильности процентных ставок. Недостатками такой модели является фактическое обложение банков дополнительным налогом в случае, если процент по резервным вкладам не выплачивается или существенно ниже рыночного; возникает желание снизить в отчетности итоги за прошедший период, чтобы снизить потери от высоких норм резервирования при низких нормах процента. В результате летом 1998г. было принято решение о совмещении германской и американской моделей. Вводится обязательное резервирование, однако активы менее 100 тыс. евро освобождаются от него, а для более крупных норма резервирования составит 2%. На резервы будут начисляться проценты. Поддержка стабильных цен может осуществляться как регулированием краткосрочных процентных ставок, так и промежуточным регулированием денежной массы. Эти меры характеризуются сложной предсказуемостью воздействия на экономику в каждом конкретном случае, однако ЕЦБ заявил, что будет использовать положительный опыт центральных национальных банков. Европейская система центральных банков В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков — наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза. Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. Европейский инвестиционный банк Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов. Введение единой валюты потребовало создания новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ. Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дня дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживается всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране. Наряду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе является Банковская ассоциация евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданная пятьюдесятью коммерческими банками. Расчеты внутри ЕВА проводятся через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставляет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дня. ЕВА выполняет только евро-номинированные операции. 2.3 Последствия введения единой европейской валюты
С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком – американским. Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки для его развития и углубления, улучшения инфраструктуры и приближения его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использования евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках.
Во-первых, в результате исчезновения валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразования на финансовом рынке — в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличения роли этих факторов явилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие, усиление конкуренции между ними. Во-вторых, появление единой валюты привело к значительным изменениям правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к повышению роли институциональных инвесторов. До 1999 г. страховые компании (а в некоторых странах и пенсионные фонды) были ограничены в своей деятельности установленным в рамках ЕС нормативом, согласно которому пассивы в иностранной валюте должны на 80% покрываться активами в той же валюте, а круг первичных эмитентов ценных бумаг в отдельно взятой стране ограничен филиалами компаний, зарегистрированных в данной стране (“принцип якоря”). Устранение этих ограничений придало дополнительный импульс развитию западноевропейских институциональных инвесторов (число которых в государствах—членах ЕС существенно превышает численность аналогичных институтов в США). Последние смогли значительно увеличить объем операций и диверсифицировать их в рамках зоны евро. Созданы более благоприятные условия для развития системы частных пенсионных фондов, доля акций которых в общем обороте финансовых рынков составляет от 20% в Германии, Франции и Италии до 30—50% в Великобритании и Нидерландах. В-третьих, немаловажным следствием введения евро является изменение принципов формирования портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфелями приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансирования, государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро проявляют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не входящих в эту зону, — к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг. В-четвертых, введение евро привело к существенным изменениям на рынке деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные ставки, акции, биржевые индексы и другие. Поэтому вопросы перехода к евро для этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они обращаются. С введением евро в обороте появились фьючерсы и опционы, выраженные в новой валюте, которые обращаются наряду с опционами в национальных валютах, но постепенно заменяют их. То же самое относится к рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов. В-пятых, введение единой европейской валюты создало стимулы для ускорения концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь специализируясь на работе с ценными бумагами компаний с низкой капитализацией. Тем не менее рост объемов международных инвестиций на европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от увеличения инвестиций на рынке государственных облигаций, основным результатом чего станет более низкая рыночная капитализация западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпорациями. 2.4 Денежно-кредитная и валютная политика Осуществление денежно-кредитной и валютной политики как формы реализации валютного (денежного) суверенитета следует включать в предмет науки финансового права, поскольку отношения, входящие в его содержание, являются публично-правовыми отношениями, осуществляемыми в рамках финансовой деятельности государства, направленной на удовлетворение потребностей общества в эффективном и стабильном функционировании денежного обращения. Именно существенное ограничение валютного (денежного) суверенитета определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики государствами - членами ЕС. Причем самое существенное ограничение валютного (денежного) суверенитета произошло у государств - членов ЕС, которые вошли в европейский валютный союз, то есть перешли на третий этап построения Экономического и валютного союза. Вместе с тем целый ряд государств-членов ЕС, не входящих в европейский валютный союз, также осуществляют свою денежно-кредитную и валютную политику в условиях ограниченного валютного (денежного) суверенитета. Это связано с тем, что европейский валютный союз и, соответственно, единая валюта, рассматриваются как «общее» дело всех государств-членов ЕС. Следовательно, государства-члены, не перешедшие к единой валюте, должны стремиться к этому и в этой связи вынуждены принимать участие в механизмах согласования своих денежно-кредитных и валютных политик с Европейским Союзом. Евро рассматривается как единая валюта европейского валютного союза. Соответственно, порядок выпуска ее в обращение, изъятия из обращения и особенности регулирования обращения определяются спецификой этого валютного объединения, а также статусом евро как коллективной валюты для всего ЕС, для всех без исключения его членов. Из этого следует, что евро как единая валюта является законным платежным средством на территории государств-членов, участвующих в европейском валютном союзе, и расчетной коллективной единицей для всего ЕС, включая государства-члены, не участвующие в европейском валютном союзе. Для регулирования обращения евро, для осуществления денежно-кредитной и валютной политики денежным властям ЕС необходимы финансовые ресурсы. Степень участия государств-членов в формировании, распределении и использовании этих финансовых ресурсов определяется их статусом относительно европейского валютного союза. Национальные центральные банки государств-членов, участвующих в европейском валютном союзе, входят в Европейскую систему центральных банков, следовательно, участвуют в осуществлении единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС, а значит и в формировании, распределении и использовании соответствующих финансовых ресурсов. Государства-члены ЕС, не участвующие в европейском валютном союзе, фактически имеют только статус наблюдателя с точки зрения осуществления единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС. 3. Зоны евро 3.1 Основные события ЕС. С 1951г. по декабрь 2009г. произошло множество важных событий в ЕС. Для более ясного и четкого представления рассмотрим Таблицу 1.
Таблица 1. Основные события в истории углубления интеграции ЕС 1951 — Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1957 — Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома 1965 — договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома 1973 — первое расширение ЕЭС (Присоединились Дания, Ирландия, Великобритания) 1978 — создание Европейской Валютной Системы 1979 — первые всенародные выборы в Европейский парламент 1981 — второе расширение ЕЭС (Присоединилась Греция) 1985 — подписание Шенгенского соглашения 1986 — третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия) 1986 — Единый европейский акт — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС 1992 — Маастрихтский договор и создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза 1995 — четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции к ЕС) 1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002) 2004 — пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты) 2004 — подписание Конституции ЕС (в силу не вступила) 2007 — подписание Договора о реформировании в Лиссабоне 2007 — шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии) 19 ноября 2009 — избран первый постоянный председатель Европейского совета 1 декабря 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным
В настоящее время действует три соглашения, предполагающих разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции: Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты. Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону. Черногория и Республика Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах. 3.2. Расширение ЕС Теперь проследим объединение стран в ЕС и сопоставим с годами вступления. Рассмотрим Таблицу 2. Таблица 2. Расширение Европейского союза
Год
Страна
Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция
6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия
9
1 января 1981 Греция
10
1 января 1986 Испания, Португалия
12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция
15
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония
25
1 января 2007 Болгария, Румыния
27 Из Германии присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГ 3 октября 1990 года. Франция тоже вошла частично, это заморские департаменты Гваделупы, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана. Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 год. Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года, вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора. Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 году. В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами, Островом Мэн и Гибралтаром 17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии. Определён срок начала переговоров о вступлении с Хорватией. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции, Молдавии, Грузии и Украине, но конкретные перспективы вступления в ЕС этих государств пока ещё не ясны. По заявлению комиссара ЕС по вопросам расширения Оли Ренн, Исландия, Хорватия и Сербия могут вступить в ЕС в 2010―2011 году 28 апреля 2008 года официальную заявку на вступление в ЕС подала Албания. 22 декабря 2009 года официальную заявку на вступление в ЕС подала Сербия. На сегодняшний день в состав ЕС входит 27 стран (Таблица 3.) Таблица 3. Страны-члены Евросоюза на 1 января 2010г. Австрия Бельгия Болгария Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Испания Италия Кипр Латвия Литва Люксембург Мальта Нидерланды Польша Португалия Румыния Словакия Словения Финляндия Франция Чехия Швеция Эстония
4. Современный этап развития Европейской валютной системы Понять ситуацию в Евросоюзе на февраль 2010г. нам поможет сайт «Голос России» (www.rus.ruvr.ru/2010/02/02/) Вот несколько тем рассматриваемых на этом сайте: - "Черная дыра" Евросоюза Как руководство ЕС собирается предотвратить угрозу финансовой катастрофы ЕС, вызванную преддефолтным состоянием Греции?
Своим первым официальным рабочим днем глава Евросовета Херман Ван Ромпей решил считать 11 февраля. На эту дату намечен неофициальный саммит ЕС, созываемый по его инициативе. О содержании встречи «президент» Евросоюза высказался предельно общо: обсуждение социально-экономических проблем, обострившихся в период кризиса, и поиски их решений. Если конкретнее, то ожидается очередная "порка" руководства Греции, тянущей за собой в трясину европейскую валюту. Хотя проявлять жесткость надо было значительно раньше. Еще в 2005 году информационные агентства сообщали: «ЕС устанавливает финансово-политическую опеку над Грецией». По причине того, что Афины представляли в Брюссель приукрашенные бюджетные данные. Но то ли контроль оказался формальным, то ли эллины набили руку на очковтирательстве, только далекую от реальности картину финансового положения Греции каждый год послушно тиражировал Евростат. Пока дело не дошло до кризиса и реальной угрозы финансового дефолта страны. Ряд европейских финансовых экспертов поспешили похоронить евро. Их аргументы: в Европе и без Греции предостаточно проблемных государств вроде Португалии, Испании, Ирландии, Венгрии или Латвии. Рухнет экономика Афин, посыплются и они. "Загремят" и многие залоговые и ипотечные европейские банки, которым задолжала Греция. А это - финансовый коллапс, конец единой валютной системы. Греческое правительство подготовило план шоковых мер по выходу из кризиса. Среди мер - сокращение зарплат чиновникам, увеличение пенсионного возраста, кары за уклонение от уплаты налогов и введение новых обложений. Эксперты-скептики склонны считать все это дробиной для слона: на этом много не сэкономишь. Казна пуста. При этом только в апреле-мае правительству потребуется 20 миллиардов евро для оплаты по старым госзаймам. Удастся ли разместить на международных финансовых рынках новые долговые обязательства - большой вопрос. В любом случае инвесторы потребуют высокий процент за риск. Позднее за это придется расплачиваться ростом инфляции. А если не удастся раздобыть денег, то Греция - банкрот. Сам Евросоюз по Маастрихтскому договору не вправе оказывать финансовую помощь тонущему собрату. О чем на днях не преминул напомнить главный экономист ЕЦБ Юрген Штарк: не должно быть никаких иллюзий, будто кто-нибудь из членов Евросоюза раскошелится в пользу Греции. Есть другой вариант: обратиться к МВФ. Но тот, получив сигнал SOS, начинает собирать искомую сумму из взносов национальных центробанков. Стало быть, европейцы из данного процесса заведомо исключены. К тому же, выдав кредит, МВФ в лице крупнейших спонсоров США и Китая получает право влиять на финансовую политику ЕЦБ. А это для европейцев - нож острый. Как ни крути, но сократить за два года бюджетный дефицит с 12,7 до трех процентов ВВП не удавалось еще никому. Страдающей малокровием экономике Греции подобная задача тем более кажется не по плечу. Если только опять прибегнуть к манипуляции цифрами, однако вряд ли на этот раз Брюссель проявит снисходительность к подобным «шалостям». Теперь по требованию Еврокомиссии греки должны будут отчитываться в реализации «шоковой терапии» каждые три месяца. Но какой-то выход должен же быть? На него указал в интервью "Голосу России" Павел Медведев, член Национального банковского совета России: «Ситуация с Грецией тяжелая, но не думаю, что она тупиковая. МВФ собирает ресурсы, но он всегда собирает ресурсы и эти ресурсы использует так, как хочет. Не слышал, чтобы были серьезные проблемы для МВФ в использовании своих ресурсов. Кроме того, если уж совсем будет плохо в Европе, Европа соберется и передоговорится внутри себя. Потому что она не может допустить катастрофу». Одна вполне законная лазейка для оказания помощи все же существует. Греции полагается финансовая поддержка из структурного фонда ЕС на реализацию различных проектов. Радиокомпания ARD называет и цифру субсидий, полагающихся Афинам до 2013 года: 20 миллиардов евро. Сумма, достаточная для погашения первоочередных выплат по госдолгу. Ареопагу ЕС остается только санкционировать ускоренную выдачу средств, и острота проблемы на какое-то время будет снята.( Голос России 11.02.10 ) - Распад "еврозоны". Кто виноват? По мнению ряда экспертов, "зону евро" ждет неминуемый развал. Причиной тому станет шаткое экономическое положение Испании. На Всемирном экономическом форуме в Давосе возникла острая полемика, касающаяся судьбы "еврозоны" - финансового объединения 16 государств Евросоюза, официальной валютой которых является евро. «Еврозона неминуемо распадется, и вину за это прежде всего следует возложить на Испанию»,-заявил американский экономист Нуриэль Рубини. Свое первое пессимистическое предсказание на этот счет ученый сделал еще три года назад. Однако вчера он уверенно подтвердил свой давний прогноз, который в сегодняшнее кризисное время звучит уже не как предположение, а как угроза. На его взгляд, основной риск еврозоне увеличивается по вине Греции, Ирландии, Португалии, но прежде всего-Испании, экономическое положение которой ему видится особо шатким. «Если нашу зону покинет Мадрид, это будет настоящей катастрофой».- повторяют вслед за Рубини некоторые его коллеги. Зато другим влиятельным участникам форума идея всеобщего краха представляется абсурдом. Директор московского Центра иберийских исследований Петр Яковлев в интервью "Голосу России" прокомментировал дискуссию, возникшую в Давосе: "Если угроза еврозоне и существует, то исходит она отнюдь не из самой Испании. Ибо там существует одна из самых прочных в Европе систем, которая не допускает таких оплошностей, как в США и некоторых европейских странах. Банки и сберегательные кассы, играющие в стране огромную роль, в самые сложные моменты кризисной ситуации в целом оказались на высоте. Повлияло введение дополнительных налогов, сокращение средства на содержание государственного аппарата и на непроизводительные расходы. На мой взгляд, идеи, высказанные в Давосе о крахе еврозоны, носят спекулятивный характер. Трудности у испанцев есть. Это прежде всего почти 5-миллионная безработица, но правительство их довольно успешно преодолевает. Причем кабинет Родригеса Сапатеро старается, чтобы принимаемые им меры по возможности не затрагивали социальный сектор, а важнейшие отрасли промышленности несли по возможности меньшие потери. Финансовая ситуация в Испании продиктована не столько проблемами ее банковской активности, сколько несбалансированным государственным бюджетом, а также мировым кризисом, который ударил по стране особенно больно. В испанской промышленности произошел перекос, а в национальном бюджете расходы превалировали над доходами. Это было вызвано меньшим взиманием налогов, сокращением экспорта, банковскими, финансовыми проблемами. В итоге производство в ряде ведущих отраслей за последние полтора-два года резко упало, что привело к сокращению ВВП на 10 процентов. Это потребовало изыскивать срочные меры, что привело к укреплению стабильности. Так что многие нападки на Испанию мне видятся несправедливыми. А главное, ее руководство вовремя замечает свои ошибки, пытаясь выправить нынешнюю непростую ситуацию и постепенно выводит страну из сложного положения, добиваясь все большей стабильности. Так что ни о какой угрозе еврозоне со стороны Мадрида я не вижу".
- Когда рухнет евро? Нобелевский лауреат, предсказавший финансовый кризис, прогнозирует крах единой европейской валюты Бюджетные проблемы ряда государств еврозоны, в первую очередь Греции и Испании, представляют реальную опасность для европейской, а в целом и для глобальной экономики. Таково мнение профессора экономики Нью-Йоркского университета, лауреата Нобелевской премии Нуриэля Рубини. Видный американский эксперт, предсказавший в свое время грянувший в 2008 году мировой финансовый кризис, теперь прогнозирует скорый крах евро. По мнению Рубини, основную угрозу для евро несет финансовая ситуация в двух из 16 стран еврозоны - Испании и Греции. Экономики этих стран страдают из-за снижающейся конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг, у них большие дефициты бюджетов и государственные долги. А поскольку Испания - это четвертая экономика в Еврозоне, значит, слабость ее банковской системы вкупе с растущей безработицей чрезвычайно опасна. Однако не стоит забывать, что именно в Испании власти помогли банкам пережить худшие дни, возражает проректор Российской академии госслужбы Игорь Костиков: "В Испании наиболее сильная на сегодняшний день банковская система, которая не испытала никаких серьезных потрясений, несмотря на все проблемы этого кризиса. И здесь надо отметить роль испанского правительства в поддержке банковской системы. Оно обеспечило стопроцентные гарантии на все вклады населения в испанских банках, поэтому в стране не возникли панические настроения."
Впрочем, по мнению Рубини, паника вот-вот начнется. Испания и Греция скоро упрутся в бюджетный дисбаланс. А вот возможности девальвировать валюту, чтобы выйти из рецессии, опираясь на экспорт, у этих стран нет. Ведь речь идет о девальвации евро. И тогда эти страны могут просто захотеть выйти из валютного союза, который был и остается весьма неоднородным - с сильным центром и слабой периферией. Между тем проблемы накопились и у лидеров Евросоюза, но вот чтобы все закончилось распадом - весьма сомнительный сценарий, уверен Игорь Костиков. "И во Франции долговая нагрузка на сегодняшний день больше, чем того требуют основные критерии европейского валютного союза, и Германия перешла через эти критерии. Странам европейского валютного союза на период выхода из кризиса следует выработать некие совместные походы для преодоления данной проблемы. Безусловно, это скажется на курсе евро в среднесрочной перспективе. Но это ни в коем роде не предпосылка для выхода отдельных стран из еврозоны". Не верит в распад и глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише. Хотя такие страны, как Испания, Греция, Ирландия, Португалия, доставляют сейчас Европе немало проблем, эксперты ЕЦБ уверены, что участникам европейского валютного союза удастся сохранить евро как нацвалюту. И хотя в последние дни интерес к евро в мире заметно упал, не стоит забывать, что еще в начале этого года аналитики прочили непростые времена отнюдь не евро, а американскому доллару. Возможно, все дело в том, что в мире сегодня нет такой резервной валюты, к которой инвесторы могли бы испытывать полное доверие. Посмотрим что нам скажет «Евростат» по поводу уровня инфляции: «Уровень инфляции в странах зоны евро в первые месяцы 2010 г будет повышаться. Париж, 10 января. /ПРАЙМ-ТАСС/. В странах зоны евро инфляция достигла в минувшем декабре самого высокого уровня в 0,9 % за последний год. Такие данные опубликовал 6 января 2010 г Евростат - управление статистики Евросоюза. По предварительным данным, в декабре уровень инфляции в Италии достиг 1 %, в Испании 0,9 % и в Германии - 0,8 про%. До этого показатель инфляции был негативным в связи с падением цен на нефть и серьезной рецессией в большинстве стран этого региона. По сообщению ИТАР-ТАСС, на данный момент инфляция в странах зоны евро довольно далека от поставленных Европейским центральным банков цели достижения уровня чуть меньше 2 % в среднесрочном плане. ЕБЦ остается гарантом стабильности цен в зоне евро. Инфляция также далека от исторического пика, который составил в 2008 г 4 %. По данным экспертов ЕС, в первые месяцы 2010 года уровень инфляции в зоне евро будет повышаться и в январе перейдет порог в 1 %, но это не создаст "опасных инфляционистских процессов". Как сообщает Евростат, в минувшем ноябре впервые за семь месяцев в 16 странах зоны евро потребительские цены выросли на 0,5 %, что свидетельствует о начавшемся подъеме экономики. Экономисты считают, что рост потребительских цен сильно зависит от цен на энергоносители, которые резко упали год назад, а потом начали постепенно подниматься.» Судя по мнению специалистов, угроза распада ЕС есть, но также есть много способов это предотвратить. 5. Евросоюз и Россия 5.1 Начало взаимоотношений 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР. После распада СССР Россия стала самостоятельно строить отношения с Евросоюзом. В 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В Коллективной стратегии Европейского союза в отношении России, одобренной Европейским советом в июне 1999 г., говорится о необходимости интеграции России в общеевропейское и социальное пространство. Эта же идея содержится во встречном документе — Среднесрочной стратегии развития отношений Российской Федераций с Европейским союзом (2000—2010). ЕС и Россия ведут на регулярной основе политический диалог на всех уровнях двусторонних отношений, от встреч на высшем уровне между Главами государств до встреч дипломатов высокого ранга и политических экспертов. С 2001 года Россия является единственной страной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации на уровне послов. Член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи, г-жа Бенита Ферреро-Вальднер, Верховный Представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности г-н Хавьер Солана и Министр иностранных дел России также проводят регулярные консультации по международным событиям и вопросам управления кризисами. Политический диалог между ЕС и Россией сосредоточен на обмене мнениями и сотрудничестве в решении международных кризисов и конфликтов (включая Грузию, Молдову, Ближний Восток, Ирак, Иран, Западные Балканы и Афганистан). ЕС и Россия также согласны с необходимостью укреплять многосторонние механизмы для разрешения конфликтов, особенно с учетом центральной роли ООН и ОБСЕ. Растет взаимопонимание в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. Все большее внимание в двусторонних консультациях уделяется борьбе с терроризмом. 5.2 Cотрудничество РФ и ЕС Десять лет назад Россия, с экономической точки зрения, была интересна Евросоюзу как поставщик энергоресурсов и потенциальный рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому рынку трансформировался в реальный. Более того, отечественная промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества.
У России и ЕС есть совпадающие долгосрочные интересы: обеспечение политической стабильности в регионе «большой Европы» и повышение конкурентоспособности национальных экономик на глобальном рынке [29]. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.
Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) России и ЕС обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития «экологического» сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ. ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон. Однако авантюра Грузии в Южной Осетии и разразившийся полномасштабный политический кризис в отношениях России и стран Запада закрыли имевшееся окно возможностей. Падение взаимного доверия практически до нуля; эскалация конфронтационных настроений в общественном мнении; политическое решение США и ряда стран ЕС (Великобритания, Польша, Финляндия, страны Балтии) «наказать» Россию и добиваться её изоляции; сужение пространства для маневра у «пророссийских» кругов в странах ЕС; рост изоляционистских настроений в российской элите – все это практически ставит крест на возможностях интенсификации экономического сотрудничества. Торговля Вступление в 2004 и 2007 гг. в ЕС стран Центральной Европы, имеющих традиционно интенсивные торговые связи с Россией, привело к абсолютному доминированию Евросоюза в российской внешней торговле, – его доля превысила 50%. Товарооборот между Россией и ЕС на протяжении 2000-х годов рос очень высокими темпами и в 2007 г. достиг 232,6 млрд. евро (см. Табл. 1). При этом начиная с 2003 г. российский экспорт увеличивался опережающими темпами, преимущественно благодаря повышению цен на энергоносители. Положительное для РФ сальдо торгового баланса достигло максимума в 2006 г. (68,2 млрд. евро). Ситуация изменилась в 2007 г., когда российский импорт из ЕС вырос на 23%, в то время как объем экспорта остался почти на прежнем уровне (+ 2%). Рост объемов российского импорта обусловлен увеличением поставок машин, транспортного оборудования и готовой продукции. Крупнейшими российскими торговыми партнерами в ЕС являются Германия, Италия, Нидерланды и Финляндия. Таблица 1. Торговля Россия – ЕС (млн. евро) Экспорт РФ Импорт РФ Сальдо торгового баланса РФ 2000 63 777 22 738 41 039 2001 65 875 31 602 34 272 2002 64 493 34 420 30 073 2003 70 663 37 206 33 457 2004 83 954 46 030 37 924 2005 112 613 56 880 55 733 2006 140 586 72 360 68 226 2007 143 520 89 050 54 470 Источник: Eurostat. Сохраняется асимметричная торговая зависимость между Россией и ЕС. На долю ЕС приходится 44-46% российского импорта и 56-58% российского экспорта. В свою очередь, Россия обеспечивает 7% экспорта стран ЕС и 10% их импорта. В целом в начале 2000-х годов Россия замыкала десятку основных торговых партнеров объединенной Европы. Сегодня она занимает третье место, уступаю Китаю и США по импорту в ЕС, США и Швейцарии – по экспорту из ЕС. Таким образом, за последние годы важность России как поставщика и рынка сбыта для ЕС существенно выросла, однако ключевое значение для Евросоюза по-прежнему имеют лишь поставки российских углеводородов: Россия обеспечивает более 40% импортируемого в ЕС природного газа и более 30% сырой нефти. Основной продукт, экспортируемый из России в ЕС, – энергоносители (65,7%). Доля готовой продукции в экспорте по-прежнему крайне невелика – 14,2%, экспорт промышленных товаров состоит из довольно узкого перечня относительно простых изделий (трубы, прокат, удобрения), менее 1% экспорта приходится на машины и транспортное оборудование. И наоборот, импорт в Россию из ЕС состоит преимущественно из машин и транспортного оборудования (48,6%) и иной готовой продукции (39,7%). Следует отметить резкий рост поставок оборудования – с 8,3 млрд. евро в 2000 г. до 43,3 млрд. евро в 2007 г. Таким образом, ЕС является основным поставщиком оборудования для обновления основных фондов. При этом сам по себе рост спроса на машины и оборудование – это положительный фактор, свидетельствующий о развитии несырьевых секторов российской экономики.
Повышение цен на энергоносители «замаскировало» хоть и слабый, но все же начавшийся процесс диверсификации российского экспорта. Таблица 2 показывает, что начиная с 2005 г. экспорт готовой продукции рос опережающими темпами, в то время как объем поставок природного газа стабилизировался в 2004 г., а сырой нефти – 2005 г. Наметившаяся динамика пока не дает серьезных оснований для оптимизма, но все же налицо положительная тенденция роста экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. И эта тенденция может и должна быть поддержана грамотной промышленной и торговой политикой.
Таблица 2. Динамика экспорта из РФ в ЕС отдельных товаров (2000 год = 100%)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007 Готовая продукция, млн. евро*
100,0
91,5
77,4
84,6
105,8
114,4
132,6
141,9 Сырая нефть, тонны
100,0
116,2
131,4
145,1
160,5
159,7
160,1
159,5 Природный газ, ТДж
100,0
97,4
100,3
107,8
109,1
109,1
н.д.
н.д. * Скорректировано по дефлятору ВВП зоны евро. Источник: Eurostat Высокая степень зависимости России от одного экономического партнера несет в себе потенциальную угрозу и заставляет задуматься о диверсификации торговых потоков. Вместе с тем зависимость от ЕС как основного поставщика промышленного оборудования вряд ли может быть снижена в настоящее время, когда для развития российской экономики необходимо увеличение импорта оборудования. А вот диверсифицировать российский экспорт в среднесрочной перспективе возможно путем наращивания поставок готовой продукции в страны СНГ и экспорта углеводородов в страны АТР. Инвестиции В последние годы Россия переживает бум иностранных инвестиций, еще недавно считавшийся невозможным. По прогнозу развития российской экономики, обнародованному правительством в конце 2003 г., приток прямых иностранных инвестиций должен был составить 7,8-8,5 млрд. долларов в 2005 г. и 9-11 млрд. долларов в 2007 г. [2] Реальные цифры оказались существенно выше (см. Табл. 3). Характерно, что осложнение обстановки на мировых финансовых рынках, вызванное кризисом системы ипотечного кредитования в США, вплоть до августа-сентября 2008 г. практически не сказалось на уровне иностранных вложений в российскую экономику. Более того, по данным Merill Lynch, в июне 2008 г. портфельные инвесторы оценивали российский рынок как самый перспективный в мире; 84% респондентов – управляющих глобальными инвестиционными фондами – наращивали вложения в Россию [3]. Очередной виток мирового финансового кризиса, последовавший за банкротством американского банка Lehman Brothers и падением доверия к крупнейшему американскому страховщику AIG, вкупе с ростом политических рисков, связанных с военным кризисом вокруг Южной Осетии, привел к массовому оттоку иностранных капиталов с отечественного фондового рынка и критическому падению фондовых индексов [4]. Однако макроэкономические показатели экономики РФ и фундаментальные характеристики российских компаний не дают оснований для паники. С рынка, поддавшись эмоциональным настроениям, бегут портфельные инвесторы. В то же время стратегические иностранные инвесторы сохраняют интерес к российским активам. Причем, если использовать биржевую терминологию, эта заинтересованность проявляется не только в стратегии «держать», но и в стратегии «покупать»: например, Fortum, к середине сентября 2008 г. консолидировавший чуть более 90% акций ТГК-10, по-прежнему намерен приобрести все 100% акций компании. Сегодня и Россия, и Евросоюз вынуждены взять паузу. Насколько продолжительной будет эта пауза, зависит преимущественно от военно-политических факторов. Быть может, через год-полтора, «посчитав» окончательные последствия мирового экономического кризиса, лидеры Евросоюза найдут смелость трезво оценить стратегические перспективы партнерства с Россией и переформулировать всю стратегию отношений с Россией. Но это будет уже совсем другая история.
Заключение Создание Экономического и валютного союза в рамках Европейского Союза является уникальным по своему масштабу опытом интеграции государств Европы в денежно-кредитной и валютной сфере, которая привела не просто к созданию механизмов международного регулирования соответствующих отношений, а к формированию правопорядка, который по заключению многих исследователей обладает практически всеми чертами национального (внутригосударственного)правопорядка. При этом деньги представляют собой один из важнейших инструментов взаимодействия в обществе. Они опосредуют обмен благами, создаваемыми различными институтами общества. Денежные отношения вплетаются во все сферы экономической жизни, в том числе и в публичные финансы. В ходе выполнения деньгами присущих им функций возникают не только денежные отношения, но также и расчетно-платежные, кредитные, банковские отношения. Неоспорима органическая связь денежных и валютных отношений. В рамках расчетно-платежных отношений деньги выполняют свою основную экономическую функцию: служат орудием обмена. Функционирование денег в указанных отношениях определяет особую заинтересованность государства в их регламентации. Причем актуальность имеет даже не столько вопрос об участии государства в указанных отношениях, сколько его воздействие на динамику этих отношений посредством осуществления денежно-кредитной и валютной политики. И, учитывая денежный характер современной экономики, такое воздействие имеет прямые и косвенные последствия для большинства сфер экономической активности. Изложенное выше позволяет еще раз подчеркнуть особое значение и актуальность финансово-правового анализа опыта государств-членов ЕС по воздействию на соответствующие отношения. В этих государствах существовали основные денежные стандарты (металлический, золотодевизный), а функционирование денег в них осуществлялось при различных формах государственного и политического устройства. Они активно участвовали и участвуют в международно-правовой регламентации денежно-кредитных и валютных отношений и, прежде всего, в деятельности Международного валютного фонда. И, наконец, как уже было отмечено процессы интеграции государств Европы привели к созданию Экономического и валютного союза. То есть государства Европы на протяжении истории своего развития не просто взаимодействовали в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики, но и часть из них создали наднациональную систему реализации валютного (денежного) суверенитета, систему, обладающую верховенством в соответствующей сфере.
Я думаю, что все сконструировано таким образом, что вне этой коалиции добровольно согласившихся вступить в нее стран ни одна из них существовать не сможет – страна-диссидент обречена на неминуемую гибель. В итоге объединенная Европа, крепко стянутая обручами взаимных обязательств и единых для всех правил поведения во внутренней жизни и внешних делах, по своей мощи и влиянию может стать чем-то более значимым, чем сверхдержава. Она имеет шанс обрести ведущее, главенствующее место в мире.
Что же касается самой Европейской валюты, то, на мой взгляд, тут много противоречий. Как уже было сказано ранее, Единая Европа – это множество государств с глубокими традициями. Введение евро, таким образом уничтожает все традиционные валютные связи. Франки, марки, фунты стерлингов… Теперь это всё в прошлом, но в сознании многих людей ещё долгое время будут оставаться истинными национальными валютами. Список использованных источников 1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: учебное пособие. М.: «Дашков и К.», 2006. 2. Внешнеэкономическая деятельность Смитиенко Б.М., Поспелов В.К. М.: Академия,2006. 3. Кудров В. Экономика России в мировом контексте. Экономика «ТРЁХ ЕВРОП» на подъеме (сопоставительный анализ) 1999.№3 Также использовалась информация сайтов в Интернете: 5. www.evro.ru 6. www.e-reports.hut.ru 7.www.perspektivy.info(Кавешников Николай Юрьевич – заведующий Центром политической интеграции Института Европы РАН; доцент кафедры европейской интеграции МГИМО МИД РФ, кандидат политических наук.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.