Реферат по предмету "Философия"


Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни. Реферат

ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА Предисловие Состояние дел с качеством во всех отраслях хозяйства страны сложное. Отставание уровня качества российской продукции от продукции наших конкурентов приобретает угрожающий характер и при незащищенности федерального рынка существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, образ жизни россиян.
Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию — "цивилизацию качества", XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества. Качество, по существу, стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником националь­ного богатства и, что особенно важно, фактором выхода из социального и экономиче­ского кризисов. Историческое подтверждение тому — послевоенное развитие Японии и Германии. Для обеспечения требуемого качества в различных областях жизни России необходи­мо перейти к новой системе, гармонически сочетающей использование механизмов рыночной конкуренции, целевых инвестиций, совершенствования форм организации производства, стандартизации, сертификации, законодательства и др. Необходима также кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследова­тельского плана. Все это должно привести к корректировке проводимых в стране реформ. Они должны быть ориентированы на повышение качества отечественных товаров и услуг, что сделает их целенаправленными и понятными широким слоям населения, так как в улучшении качества заинтересованы все — и товаропроизводители, и потребители, и предприни­матели, и руководители страны. И тогда крупномасштабная государственная деятель­ность по качеству может стать организующим элементом общественного единства и возрождения Следует усилить работу по междисциплинарному исследованию проблем качества, использовать разные подходы и методы (в том числе и философско-аксиологические, ориентированные на духовные ценности), что было особенно характерно для выдаю­щихся русских философов. 1. ОБРАЗ КАЧЕСТВА 1.1 Что такое качество Качество принизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей. Качественная характеристика имеет также фунда­ментальное значение для понимания человеческой сущности, духовной культуры. Качеством, таким образом, обу­словлена целостность природного и социального мира и его многообра­зие. Качество есть определенность вещи, предмета, явления, процесса, но основе которой они приобретают свое специфиче­ское бытие и выделяются из много­образия других вещей, предметов, процессов и явлений. Тем самым качество выражает неотделимую от бытия предмета его сущностную оп­ределенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным предметом. Обычно на этом и останавливается анализ понимания качества. Но что такое определенность предме­та? Во-первых, у предмета есть внеш­няя определенность, его форма, те ли иные свойства, признаки. Но уровне чувственного восприятия на основе внешней определенности у человека (и у животных тоже) имеет­ся способность различать и выделять предметы. Различие предметов прежде всего воспринимается на осно­ве их свойств. Во-вторых, что более важно и су­щественно, у предметов (явлений, процессов) имеется внутренняя определенность, раскрываемая но основе ряда категорий: система, струк­тура, функция и т. д. Синтетической характеристикой внутренней опре­деленности предмета является цело­стность, придающая ему качествен­ное своеобразие. Итак, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундамен­тальная характеристика его целост­ности. 1.2 Генезис понятия "качество" Для уяснения сути категории "качество", ее логического содержания остановимся на рассмотрении ее генезиса. В весьма сложной и много­гранной истории человеческой мыс­ли в обобщенном виде можно выделить следующие качественно различные вехи понимания качества: - субстратное — характерное для древних культур и сводимюе к характеристике основных космических сти­хий, "стихий бытия": огонь, вода, земля, воздух и т. п.; - предметное—обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и тех­нических дисциплин; - системное — которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практи­ческой деятельности являются систе­мы образования; - функциональное — выражает тенденцию определять качество через количественные показатели; - интегральное — ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов. Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мне­нию, то, что существует само по себе, и образует качество. И качество стоит на втором месте после сущности. Качество рассматривается Ари­стотелем в следующих значениях: 1) как видовое отличие сущности; 2| кок характеристика состояний сущности; 3) кок свойство вещи. Таким образом, по Аристотелю, категория «качество»проявляется во многие отношениях. Первый вид качества выражает устойчивость пред­мета, его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства, которые способны изме­ряться и переходить друг в друга тепло — холод, болезнь — здоровье и т. п.). Аристотелевское понимание ка­чество на многие столетий определило последующее развитие мысли. Основное внимание обращалось на предметный характер качества. Идея системного понимания каче­ства принадлежит Гегелю и Марксу. В философской системе Гегеля ис­ходными логическими моментами бы­тия выступают качество, количество и мера. "Качество, — подчеркивает Гегель, — есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, на­против, внешняя бытию, безразлич­ная для него определенность . Тре­тья ступень бытия, мера, есть единст­во первых двух, качественное количество" [2]. Гегель выявил диалектику качества и количества, их взаимоопределяемость. Качество есть в-себе-количество, а количество — в-себе-кочество. Такое понимание соотношения качества и количества открывало возможности функ­ционального подхода к каче­ству, выражению его через ко­личественные показатели, что стало значимым в XX столетии. Идея качества присуща рус­ской культуре. Качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского на­рода были постоянно в поле зрения творцов философии, науки и религии, Русские философы уделяли большое внимание проблемам качества, подчеркивая его ценностную (аксиологическую) значимость, его системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно прежде всего связывалось с духовностью, Так, В.С. Соловьев широко исполь­зует понятие качественной опреде­ленности при анализе нравственно-философских проблем [З]. Наличие качества приобретают добродетели, проявляющие свои свойства че­рез должные (нравственные) отно­шения.
Добродетель как качество есть должное отношение человека ко все­му многообразию. При этом отно­шение качественно, оно имеет свои качественные различия. Так, инди­вид, отличая свою качественную определенность по отношению к дру­гому, вступает в следующие типы отношений: отношение к низшему, к себе подобному, к высшему. Не бу­дет должным отношение, если мы, например, к подобному себе будем относиться как к низшему или как к высшему.
Русский философ Л. П. Карсавин связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязатель­ностью его качества. 'Бескачественный субъект, бескачественное "я" просто не существует и как такового себя никогда не сознает. Самосоз­нание бескачественности — чистей­шая фикция: вне конкретных качествований самосознания нет, хотя на­личествует оно и с размой степенью интенсивности или опознанности ." [4]. В то же время Л. П. Карсавин часто использует термин "'кочествование" как выражение деятельной стороны качества, поскольку оно присуще активно действующему и познающему субъекту в ситуациях качествования. Под этими ситуация­ми понимается процесс активного проявления качество, реализация возможностей (потенций) одного из качеств (условием этого является многообразие качество) при направ­ленности его на другое, "иное". "Качествование, — отмечает философ, — есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов— личностей — всеединства мы не взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования". Карсавин тем самым подчеркивает многогранность качества. И полноценным субъект может быть только тогда, когда он познает и действует через множество и единство. В то же время П. Б. Струве отмечал важную роль духовных, психологиче­ских факторов в Экономическом по­ведении, в обеспечении хозяйствен­ного подъема. Он писал: "Более производительная система не есть нечто мертвое, лишенное духовно­сти. Большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность. А личная годность есть совокупность определенных духовных свойств: выдержки, самооб­ладания, добросовестности, расчет­ливости. Прогрессирующее обще­ство может быть построено только на идее личной годности кок основе и мериле всех общественных отношений" [5]. Качество нового ("экономического") человека автор обозначает термином "годность", что, по его мнению, соответствует таким значениям, как направленность, действенность, эффективность, продуктивность. Индивидуализированная годность — это главная конструи­рующая экономического развития, ключевая характеристика работни­ка. С более широких мировоззренче­ских позиций к проблеме качества подошел И. А. Ильин, который увя­зал в одно целое качество и судьбу России. Это позволило увидеть мно­гогранность качества, необходимость целостного, синтетического подхода к решению проблемы качества. 'Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые лю­ди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный первосортный продукт; высокий уровень жизни, Новая, качественная эпоха нужна ношей Родине, эпоха, которая исцелила бы, зарастила бы все язвы револю­ционного времени" [б]. Предпосыл­кой такому развитию, по мнению И. А. Ильина, является природная даровитость и духовная гениальность русского народа. Функциональное понимание каче­ства, закономерность выражать ка­чественные характеристики через ко­личественные показатели было тес­но связано с экономическими про­цессами, практикой хозяйствования. В этой связи поучителен мировой опыт, опыт ряда стран, вставших уже в первые десятилетия XX века на путь интенсивного экономического развития. 20-е годы ознаменовались из­менением отношения к проблеме качества продукции. Начинает раз­виваться инженерная наука управ­ления качеством в процессе произ­водства, начинают применяться ста­тистические методы управления на основе контрольных карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом. В 30-х годах в мировой практике промышленного производства вы­двигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и ме­неджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших условий повышения качества про­дукции выдвигается качество "рабочей жизни", то есть условий, в кото­рых работает производственный персонал. В конце 50-х годов, когда в ряде развитых стран были удовлетворены первые жизненные потребности на селения, важнейшим условием вы­живания фирм стало качество изде­лий. В это время Дж. Джураном, американским специалистом в об­ласти управления качеством, выдви­гается идея бездефектности как ос­новного показателя качеств про­дукции. В 1 976 г. известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются мето­ды построения причинно-следственных диаграмм для решения пробле­мы качества. В это же время другой не менее известный японский уче­ный Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества. путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий. Итогом этих процессов стало ут­верждение в мировом производстве идеи приоритета качества. Обост­ренное внимание к качеству продук­ции вызывалось не только конкурен­цией товаров, но и рядом других факторов: эргономических, экологи­ческих, технологических. Конец 80-х годов отмечен формированием идеи всеобщего управления качеством (Total Quality Management — ТQМ), главным содержанием которой явля­ется ответственность за качество всех работников предприятия, на всех стадиях создания изделий. В практику внедряется система ИСО 9000, в соответствии с которой ка­чество определяется как "совокупность свойств и характеристик изде­лий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или пред­полагаемых потребностей". Опыт решения проблемы качества в хозяйственной практике имеет­ся и в России, где обращается вниманий на интеграцию усилий всех участников технологического про­цесса по изготовлению изделий и на системные и функциональные свой­ства качества. Это важный рубеж в решении про­блем качества. Однако его недоста­точно. В российской культуре есть все возможности для более всесто­роннего, интегрального понимания качества, для возрождения России на качественной основе, охваты­вающей все стороны жизни талант­ливого, самобытного народа. 1.3 Цель качества Цель качества — внести осмыслен­ность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Че­ловек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмыслен­ность и свободу его действиям. Цель качества, таким образом, определяется: - мировоззренческими ориентира­ми: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют со­бой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и мето­дологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые ста­новятся объектом для научного ис­следования, мы прежде всего стре­мимся выявить их качественную оп­ределенность, раскрыть их свойст­ва, связи и отношения. Применяе­мые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуе­мого объекта,
- психологическими факторами: ка­чественная, хорошо организован­ная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека; - этическими и эстетическими нор-мами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организу­ет свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстети­ка качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества; - социальной основой: человек стре­мится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум дол­жен иметь такие качественные ха­рактеристики: целостность, духов­ность, демократичность, гуманистичность и т. п.; - технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, тех­нологий, работающего персонала и т. д. Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг. 2. СТРУКТУРА КАЧЕСТВА проблема качества в методологическом плане содержит широкие возможно­сти для изучения. На для этого категория качество должна быть со­отнесена не только с такими традиционными категориями, как количество, мера, но прежде всего с категориями система, структура, организованность. Это вполне отвечает современной научной парадигме, на­учной картине мира. Наука в своем историческом развитии совершила в XX в, переход от парадигмы механизма, для которой было характерно механическое по­нимание мира и качество сводилось к вещественным характеристикам, к парадигме организованности. Одним из первых, кто осознал необхо­димость перехода к новой парадиг­ме, был русский ученый А. А. Богда­нов, провозгласивший концепцию организованности как новый способ мышления [2]. Толкование идей организованности но основе общесистемных представлений и термодинамики неравновесных процессов привело к возникновению ряда но­вых научных дисциплин — общей теории систем, теории самоорганизации синергетики. Принципы и идеи организованности всесторонне разрабатывались в биосферно-ноосферной концепции о роботах В. И. Вернадского [З], В. Н. Сукачева, С Н. В. Тимофеева-Рессовското и их последователей. В результате развития отмеченных идей выявляется новое понимание качества, в котором ведущее значение приобретают системные и структурные характеристики. Система представляет собой со­вокупность элементов и их связей, образующую определенную целостность (внешнюю и внутреннюю). Качественные же характеристики сис­темы несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов и связей. Структурный аспект качества вы­ражает способ связей, расположения и порядка элементов содержания системы. Это позволяет дать более емкую характеристику качества. Категория организованности вводит в характеристику качества осо­бенности пространственно-временных соотношений, уровни и формы вещественного, энергетического и информационного обмена между со­ставляющими целостности системы, а также между системой и средой. Все это позволяет дать всестороннюю типологию качества, выделить основания ее классификации. 2.1 Типы качества Классификацию типов качества можно проводить по том или иным основаниям: 1). Через соотношение внешнего и внутреннего можно выделить: - качество как внешнюю определенность, раскрываемую через совокупность свойств; - качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики; 2). По природе носителей качество различается на: - природное качество, детерминированное естествен­ными закономерностями; - социаль­ное качество, обусловленное осо­бенностями социальных отношений; - духовное качество, характеризующее духовный мир ценностей; 3). Структурный подход позволяет раз­личать структуры качества: природное, социальное и духовное; 4). Системный подход различает сис­темы самоорганизующиеся и несамоорганизующиеся. Любая сложная система включает три уровня: субстратный (уровень материальных носителей), структурный (уровень взаимосвязей элементов системы) и информационный (уровень обмена информацией); 5). По функциям качество, во-первых, выражает и закрепляет определенный уровень целостности предмета, стабилизирует его и упорядочивает; во-вторых, стимулирует творческий поиск в совершенствовании качество; в-третьих, ориентирует на инте­грацию различных подходов, видов деятельности. 2.2 Системное качество В современных условиях как в нау­ке, так и в практике приходится иметь депо со сложными системными образованиями. В связи с этим и возникают теоретические трудности с определением уровней качества и с выделением в данной типологии системного качества. Первый род качества — природный. материально-структурный. В его основе лежат свойства сомой при­роды. Любое природное тело — почва, вода, воздух и т. п. — опреде­ляется прежде всего по своему материально-структурному качественно­му статусу. На этом уровне исследования нас интересуют те или иные свойства, состояния этих природных сил. Как правило, теряется из виду их системное качество, их целостность, самобытность, законы функциони­рования. С первым родом качества связан второй —функциональный. В основе этого типа качественной определен­ности лежит принцип специализа­ции, назначения. Это прежде всего видно на примере предметов (ве­щей, процессов), созданных челове­ком. Все предметы, созданные чело­веком, определяются по этому прин­ципу. Здесь нас интересует их на­значение, их функции. С этими же мерками мы зачастую подходим и к самобытным природным образованиям, давая им то или иное функцио­нальное качество, например, почве — биопродуктивность, не придавая значения тому, чем и какими систем­ными факторами она обусловлена. К сожалению, функциональный под­ход широко распространен и по отношению к человеку. Для работо­дателя функциональные качества че­ловека превыше всего. Третий род качество —системный. Он значим для рассмотренияприродных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование ость прежде всего системное образование, для которого ведущее зна­чение имеет его целостность, харак­тер взаимосвязи составляющих его элементов. Современная наука синергетика, развивая идеи системности и орга­низованности, большое значение придает описанию сложных систем [4]. Любая сложная система имеет внутреннюю структуру и функциони­рует с большим числом степеней свободы. Это обусловливает то, что эти системы являются стохастическими — вероятностными в своем опи­сании. Уже при наличии нескольких десятков элементов число возмож­ностей весьма велико/ что затрудняет процесс управления системой, а ее поведение делает близким к хао­тическому.
Для противодействия этому слож­ные системы строятся по иерархиче­скому принципу, когда каждый уро­вень системы оказывается самостоятельным и саморегулируется. 2. 3 Элементы системного качества Качество системы во многом оп­ределяется ее элементами, а также способом их взаимосвязи, т. е. струк­турой. В таком понимании элемент рас­сматривается как неделимый компо­нент целостности системы, ее неделимая
целостная единица. Напри­мер, по отношению к человеческому организму, его элементами являются нервная, кровеносная, пищеварительная и другие системы. По отно­шению к человечеству как общепла­нетарному образованию, качеством неделимой целостной единицы обладают этносы. В биосфере как в сложном системном образовании функции неделимой целостной еди­ницы выполняют биогеоценозы. Элемент в подобном аспекте все­гда несет в себе свойство системно­го качества, представляет ему систе­му в "сжатом" виде. Совокупность элементов системного качества не­обходима для полноты проявления ее свойств. Всякая сложная система имеет оп­ределенное число элементов, связанных между собой по законам системного качества, что и опреде­ляет структуру системы. При этом в системе могут быть выделены различные уровни ее структуры: физи­ческий (субстратный), термодинами­ческий, информационный и др. Количественно состояние системы оп­ределяется понятием энтропия, т. е. мерой внутренней неупорядоченно­сти системы или, другими словами, накопления хаоса. 3.ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 3.1 Качество хозяйства Понятий "хозяйство" наиболее точно отражает целевую направленность общества, особенности его ментальности, со­пряженность экономической деятель­ности с духовно-нравственными нор­мами и идеалами. Оно позволяет отразить качественную определенность процесса организации жизни общества в его соотнесенности с социальным качеством и качеством жизни. Если социальное качество обобщает качественные моменты со­циальных связей и отношений, рас­крывает природу их целостности, системности, структурности и упоря­доченности, а качество жизни рас­сматривает в интегральном единстве социальные. природные и духовные факторы жизни индивидов, те; качество хозяйства акцентирует внимание на том, как, каким образом организована жизнь общества и ин­дивидов. Следует обратить внимание и на понятие "экономика", которое во многом пересекается с понятием "хозяйство". В библейских (новозаветных) тек­стах широко использовался термин oeconomica как обозначение боже­ственного установления или всеоб­щего устроения бытия. В богослов­ской, в том числе и русской тради­ции, данный термин записывается как "икономия". "Божественная экономия" применяется для характеристики всего качество творения во внутренних и внешних проявлениях. Очевидно, что токая трактовка прежде всего применимо к понятию "хозяйство" Следует отметить, что вторая часть термина "экономика" — "номос" оз­начает в переводе с греческого распорядитель, управитель. Управитель (эконом) — лицо, поддерживающее определенный (добрый) порядок в жилище/ доме. Понятие "управление" связывалось с понятием "ответственность". Экономическое управ­ление увязывается с "ответственно­стью за икономию", что характери­зует "экономический порядок" как одно из свойств хозяйства. Извест­но, что в исследованиях ведущего западного социолога и экономиста XX В. М. Вебера хозяйство, по сути, экономический порядок, соотнесен­ный с удовлетворением потребно­стей как с целью, обусловливающей рациональную организацию пове­дения. В отечественной научной и фило­софской мысли хозяйство рассматривалось как единый целостный организм, не сводимый в своем качестве к совокупности его частей. Хозяйство, по мнению русского эконо­миста и философа С. Н. Булгакова, есть органическая, синтезирующая целостность, и отдельные ее прояв­ления, " вступая в этот круг, получают в нем свою качественную опреде­ленность" []]. Другой, не менее известный рус­ский экономист, специализирующий­ся на проблемах хозяйства, Н. Д. Кондратьев также подчерки­вал, что хозяйство охватывает круг явлений, проникнутых внутренним единством [2], т. е. представляет со­бой специфическое качество. Хозяй­ство есть одно из первых и необхо­димых условий бытия людей, тесно связанное с качеством и уровнем жизни. Удовлетворяя материальные и духовные потребности, человеческое сообщество тем самым развивает свое хозяйство. Категория "хозяйство", таким образом, представляет собой широ­кое, синтетическое обобщение всей совокупности факторов организа­ции жизни общества, а категория "экономика" выделяет лишь один из способов ведения хозяйства. Хозяй­ство способствует приданию эконо­мической деятельности духовно-нравственной направленности, стимули­рует творческие возможности чело­века и развивает его качества. Эко­номика ориентирует прежде всего на вещные отношения, активно ис­пользуя их закономерности в своих целях, она более утилитарно и праг­матична. В определенном аспекте понятия "хозяйство" и "экономика" можно рассматривать кок различные пара­дигмы организации жизни общества. В основе хозяйства находится поня­тие "организм", а в основе экономи­ки — "механизм". Соответственно этому различны и способы регуляции, управления. Регуляция хозяйст­ва осуществляется как органическая организованность, включающая структурность качества, иерархичес­кую соподчиненность частей и под­систем. Регуляция экономики есть выражение механизма действия ры­ночных отношений и представляет собой мерность качества, переход от одного экономического цикла к другому. В силу своих особенностей про­цесс регуляции хозяйства направлен на совершенствование форм его целостности, на развитие творчес­ких качеств у человека, на осмысле­ние высших целей и ценностей. По мнению сторонников модели социального рыночного хозяйства, существует иерархия ценностей: - ориентир для экономики — человек; - ориентир для человека — его отно­шение к Богу. Процесс становления эффектив­ной социально ориентированной ры­ночной экономики, как показывает опыт ряда стран, весьма сложен и длителен. Он подобен органическо­му процессу, где все взаимосвязан­но: духовные и материальные по­требности, экономическая выгода и общественная целесообразность. Иные мотивы наличествуют в эко­номической модели ведения хозяй­ства, где экономическая выгода, при­быльность определяют смысл и со­держание деятельности. Факторами, стимулирующими экономическую деятельность, выступают инвестиции, потребление и безработица. Регу­ляция экономических отношений про­изводится но основе биржи и ры­ночного механизма. Современные споры и дискуссии об экономическом курсе страны есть по сути спор о разных типах организации общества. Экономический механизм более прост, количественно измеряем, легче поддается процессу регуляции. Этот механизм вполне приемлем на начальных этапах, но этапе старта, но ни в коем случае — для организации жизни общества. Ибо он порождает больше про­блем, чем их решает. Для организа­ции жизни общества необходимы иные факторы: качества индивиду­ума, качество ментальное™ обще­ства, качество культуры и т. д. На основе этих качеств и создается качество хозяйства.
Качество хозяйства — это такой способ организации жизни общест­ва, который имеет своей целью как достижение материального благо­получия своих граждан, так и духовно-нравственной осмысленности ими своего бытия. Созидать такое качес­тво — это значит привести в дейст­вие не только и не столько экономические факторы, сколько прежде всего факторы социальные, духов­ные, нравственные, создать условия для творческого человека, оказать ему содействие в осмыслении целей и задач деятельности.
Реформирование современного российского общества должно быть ориентировано на хозяйство в его качественной целостности, на куль­тивирование и воспитание соответствующих качеств у его граждан Русский мыслитель И. А. Ильин в сис­тему национального воспитания подрастающего поколения России включал приобщение их к определенным установкам ("сокровищам"), тесно связанным с духовной компо­нентой. В число таких "сокровищ" включается и хозяйство. Необходи­мо пробудить интерес к русскому национальному хозяйству, к русско­му национальному богатству как ис­точнику духовной и экономической независимости и духовного и эконо­мического расцвета русского народа. Это поможет, по мнению И, А. Ильина, заложить основы "духовной почвенности и хозяйственного патриотизма" [З]. С позиций категорий хозяйства и экономики необходимо подходить к бизнесу, предпринимательской дея­тельности с учетом не только факто­ров рыночных отношений, но и ряда других: социальных, этических, эко­логических. В широком смысле бизнес и предпринимательская деятельность есть выражение качества хозяйство, творческий процесс созидания, влияющий на все стороны жизни социального организма . Исходным звеном структуры бизнеса является предпринимательская активность. Бизнес может рассматриваться как качественный тип деятельности, включающий всю совокупность, целесообразность активных действий, начиная от замыслов выдвижения идей и кончая процессом их реализации. При этом предпринимательская активность во многом определяется рядом факторов: - средоструктурных (прежде всего закономерности рынка); - ситуационных событий (колебания спроса и предложения, наличие нуж­ных инвестиций и т. д.); - определенных свойств личности (активность, решимость и т. п.). В целом в структуре бизнеса четко выделяются две его важнейшие стороны: субъект и объект. Субъект — это участник предпринимательской деятельности, активно влияющий на нее. Важнейшим зве­ном предпринимательской деятель­ности является общение — взаимо­действие субъектов этой деятельно­сти, что предполагает постоянный обмен как материальными, так и духовными ценностями. Качество бизнеса прежде всего определяется качеством субъекта, его способностями и умениями: - управлять окружающими условиями; - выбирать лучшие решения; - концентрировать усилия на главном; - уметь адаптироваться. Для того, чтобы деловая жизнь не превратилась в рутину, необходим риск, изобретательность, способность выдвигать новые идеи. Менед­жер должен постоянно воздейство­вать на других, уметь обучать их, формировать коллектив. Эту спо­собность выбирать и распоряжаться своей судьбой эксперты определяют как ответственность за себя. Объектом предпринимательской активности является рынок, его механизм и законы функционирования. Маркетинговая деятельность долж­на обеспечить: - надежную, достоверную и свое­временную информацию о рынке, структуре и динамике конкретного спроса вкусах и предпочтениях покупателей т. е информацию о внеш­них условиях функционирования; - создание такого товара, набора товаров [ассортимента], который более полно удовлетворяет требова­ниям рынке, чем товары конкурен­тов; - необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы реализации. В целом предпринимательская дея­тельность есть творчество — созда­ние новых товаров и услуг, форми­рование новых потребностей у по­купателей. Мотивами такого творчества выступают коммерческая выгода и благо людей общества. Цивилизо­ванный предприниматель должен преодолеть противоречие в мотивации своей деятельности, которой, с одной стороны, движет расчетли­вость, ясное понимание своей выгоды, умение ее достичь и закрепить; с другой — важное значение имеет мотив бескорыстия. Только на основе диалектического сочетания коммерческой выгоды и бескорыстия предпринимательское творчество социально значимо, только в этом случае оно активно влияет на качественное совершенствова­ние хозяйственных отношений, фор­мирует не только материальные, но и духовные ценности, оказывает влияние но качество жизни. Чем выше в обществе иерархический уровень потребностей, тем ост­рее ощущается потребность в маркетинге, ориентированном на об­новление деятельности. Благодаря этой нацеленности на систематическое обновление, маркетинг как сис­тема рыночной саморегуляции существенно отличается от традиционных типов экономической деятель­ности. При этом для маркетинга приоритетное значение имеют социаль­ные потребности: предоставляемые товары и услуги, предназначенные для формирования личности, прояв­ления ее способностей. Отсюда вы­текают высокие требования к качес­тву товаров и услуг. Поскольку по­требности маркетинга ориентиру­ются на социально-этические нова­ции, учитывающие приоритет покупателей, стремящихся к улучшению качества своей жизни, то маркетинг можно рассматривать как один из методов хозяйствования, имеющий не только экономическую, но и социальную значимость. 3.2 Философия управления качеством Исключительно важное значение в современных условиях имеет про­цесс управления, посредством кото­рого возможно достижение тех или иных целей, придание системности проводимым изменениям. При этом существенно то, что цели, средства и методы управления сориентирова­ны на качество, т. е. речь идет об управлении качеством. И этот фак­тор становится ведущим для харак­теристики развитости современных стран и государств. Те страны и государства, которые осознали значимость фактора качества в сво­ем развитии, разрабатывают и при­меняют соответствующие системы управления качеством, {Э. Деминга, Дж. Джурана, ТОМ). Проблема качества особенно актуальна для России, для процессов ее преобразования. Фактор качества был упущен из виду, не были сформулированы качественные це­ли реформ, такие как улучшение условий жизни и рост жизненного уровни население, повышение качес­тва и оптимизация ассортимента вы­пускаемых товаров и оказываемых услуг [4]. По нашему мнению, необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опытов подойти к формированию интегральной системы управления качеством. Нами предлагается его интегральная модель (эллипсоид), завершающая форма­лизацию процесса исследования про­блем качества {схема 3). Устремленность к качеству есть всеобщая составляющая всего мироздания. Мир, Вселенная, Космос как порядок, организованность есть качественная определенность, на­ходящаяся в динамическом состоя­нии. И эту устремленность к качеству человек может выразить своим творчеством, своей культурой, а так­же и хозяйственной деятельностью.
Имеется взаимосвязь между тем, как понимается качества, как оно рассматривается, и тем, как и каки­ми методами решается вопрос об управлении им. Субстратному и предметному пониманию качества соответствует технологический уро­вень управления, воздействие на вещь (предмет) с целью придания ему соответствующих свойств; сис­темному и функциональному — со­временные системы управления, по­строенные на принципах ТQМ. В этой системе управления учитывается обусловленность качества не толь­ко экономическими и технологичес­кими факторами, но и организационными, психологическими.
В этих системах подчеркивался, что только систематическая и целе­направленная работа может при­нести успех. Над качеством нельзя работать эпизодически, на предпри­ятии необходимо сформировать ус­тановку на качество и недопусти­мость дефектов в материалах, про­дукции, технологии, квалификации персонала. Иначе говоря, качество технологически, организационно, психологически должно быть задано. Категория "качество" — это кате­гория и технологическая, и органи­зационная, и психологическая, и нравственная. Типичная ошибка — сужение качества до проблем технологии. Качест­во начинается с качества работни­ка, его квалификации, ею раскрепо­щенности. Э. Деминг в своей концеп­ции качества обращает внимание и на такой психологический фактор, как страх. Поэтому предлагается изгонять страх, так как он разрушает качество человека, его достоин­ство, его гордость. Раскрепощение людей, создание условий для творчес­кой роботы, поддержка и стиму­лирование их инициативы создают ориентацию на качество. Другая типичная ошибка — оцен­ка результатов работы по количест­ву. Конечно, оценить количество про­ще, ибо оно измеряемо и наглядно. Сложнее увидеть всю систему факторов, взаимоотношений, которые обеспечивают качество. Результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации про­цесса производства, состояния обо­рудования, качества взаимоотношений между людьми, качества ком­плектующих, материалов и т. п. Управление — это не только качес­твенный вид деятельности, на что обычно больше обращают внима­ние, но прежде всего — системное качество. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системе полнее выявляют свои возможности все слогаемые процесса управления. Субъекты управления: - - участники процесса управления; - специфические органы управления; Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все участники. Средства и методы управления: - человеческие качества; - властные отношения; -информационные ресурсы. Качество методов и средств управления определяется прежде всего тем, насколько и как матевируются человеческие качества. Но властные отношения имеют абсолютное значение лишь в критических ситуациях, а человечкский фактор - ведущий фактор процесса управления. Объекты управления: - - отношения между людьми; - технологические процессы. Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами. Цели управления: - достижение нового качества организованности, нового порядка; - костижение более вымсоких показателей качества в работе. Качества целей управления зависит от того, что является приорететным в работе фирмы, коллектива. Добиваясь сиюминутного успеха, можно упустить главное, слаженность в работе коллектива. Таким образом, субъекты управления, объекты и методы управления, средства управления должны быть поставлены в системную взаимосвязь, что и обуславливает управление качеством. Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды. Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности, духовное творчество русского народа - питательная почва, на основе которой могут быть решены все и другие проблемы, связанные с качеством. Итак хозяйство как целостный организм может развиваться лишь на основе ориентированности на качество, что и определяет необходимость решения проблемы управления качеством. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель. -- Соч. в 4-х томах. — Т.}. — Метафизика. —• М-: Мысль, 1976. 2. Гегель. Энциклопедия философских на­ук. Т. 1. Наука логики. М: Наука, 1 974. 3. Соловьев В.С Соч. в 2-х томах. — М.: Мысль, 1990, 4. Карсавин Л[1. Философия истории. — С.-Пб.: АО "Комплект", 1993. 5. Струве П Б. Интеллигенция и народное хозяйство. — С-П6., 1911. и Ильин И.А. Спасение в качестве// Русский колокол. — 1928. — № 4. — С 3-7. 7. Ивлев Ю.В. Логика. - М,: Изл-во МГУ, 1992. 8- Живая Этика: Избранное — М.: Республика, 1992.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИ1ЬРА1УРЫ 1 Бялойрпгин В.Я Современные пробле­мы Юр^иЮриО! (,1ЮГО упроппрния Эффектив­ностью производства и качеством пр^к ции в условиях становления рынка М Изд(^^^^ 11 то I '• 199/1 4 Концепция самоорганизации станов ление нового оброзцо научного мышления - М Аргус 1994 Булгаков С.Н. Филисофия хозяйства. Соч. В 2-х т. - Т.1. - М.: Наука 1993. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. - М.: Наука , 1991 Ильин И.А. Избанное - Смоленск : Посох, 1995 Гличев А.В. Реформирование экономики и фактор качества / Стандарты и качество. - 1997, 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.