Реферат по предмету "Философия"


Теория Франкла

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистен­циального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы кор­рекции аномалий в развитии личности. В своем теоретиче­ском здании Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и разви­тия личности. Для того, чтобы жить и активно действо­вать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл - если не жизни, то смерти». В противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюде­ниям Франкла, подкрепленным многочисленными клини­ческими исследованиями, является причиной, порождаю­щей в широких масштабах специфические «ноогенные не­врозы», распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США, хотя некоторые разновидности таких неврозов (например, «невроз безработицы») были описа­ны еще раньше. Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, воз­никающего между человеком, с одной стороны, и локали­зованным во внешнем мире объективным смыслом, кото­рый ему предстоит осуществить, с другой стороны: «Сегодня люди избавлены от напряжения. Этим они обязаны, прежде всего, той утрате смысла, которую я опи­сываю как экзистенциальный вакуум, или фрустрацию стремления к смыслу». «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, ли­бо нездоровые формы. Что касается здоровых форм, то функция спорта как раз и видится мне в том, чтобы позво­лить людям реализовать свою потребность в напряжении, добровольно предъявляя к самим себе требования, кото­рых они лишены нетребовательным обществом. Более то­го, спорт, как мне кажется, включает в себя некоторую до­лю аскетизма. Что касается нездоровых форм создания напряжения, в частности, молодыми людьми, можно обратиться к то­му типу людей, которых называют битниками и хулига­нами. Эти люди рискуют своей жизнью так же, как и те, которые увлекаются серфингом и с этой целью уходят из школы и прогуливают занятия». Сказанное позволяет сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обре­сти смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Учение о смысле жизни учит, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиоз­ных убеждений». Однако нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит во­прос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он вы­ступает для человека как императив, требующий своей ре­ализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое, «поэтическое измерение», в ко­тором локализованы смыслы. Это измерение, как явствует из построенной Франклом чрезвычайно нагляд­ной «димензиональной онтологии», несво­димо к измерениям биологического и психологического существования человека; соответственно, смысловая ре­альность не поддается объяснению через психологические и тем более, биологические механизмы и не может изуча­ться традиционными психологическими методами. «Бессмысленно искать единство человеческого способа бытия, преодолевающее многообразие различных форм бытия, а также разрешение таких противоречий, как антиномия души и тела, в тех плоскостях, на которые мы проецируем человека. Обнаружить его можно лишь в высшем измере­нии, в измерении специфически человеческих проявлений». «Человек на био­логическом уровне отображается как закрытая система физиологических рефлексов, а на психологическом уровне - как закрытая система психологических реакций. Эта проекция вновь содержит противоречие. Ведь сущность человека характеризуется также и тем, что он открыт, что он «открыт миру» (Шелер, Гелен и Портман). Быть чело­веком - значит выходить за пределы самого себя. Я бы сказал, что сущность человеческого существования за­ключена в его самотрансценденции. Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, че­ловеку, которого он любит, или богу, которому он слу­жит». Франкл приводит следующий пример: «Допустим, я проецирую не просто трехмерное изо­бражение на двумерную плоскость, а такие фигуры, как Федор Достоевский или Бернадетт Субиру, - в плоскость психиатрического рассмотрения. Тогда для меня как пси­хиатра Достоевский - это не более чем эпилептик, подоб­ный любому другому эпилептику, а Бернадетт - не более чем истеричка со зрительными галлюцинациями. То, чем они являются помимо этого, не отражается в психиатри­ческой плоскости. Ведь и художественные достижения од­ного, и религиозное обращение другой лежат вне этой плоскости. На психиатрическом же уровне рассмотрения все остается многозначным до тех пор, пока через него не становится видным что-то другое, что стоит за ним или над ним». Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл тем не менее отвергает некоторые из «философий жизни». Так, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состоя­ние субъекта. По той же логике человек не может стреми­ться к счастью, он может искать лишь причины для сча­стья. Борьба за существование и стремление к продолже­нию рода также оправданны лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом. Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возмо­жных позитивных смыслов. Для этого он вводит пред­ставление о ценностях - смысловых универсалиях, кри­сталлизовавшихся в результате обобщения типичных си­туаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возмо­жные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посред­ством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответ­ственно этому членению, выделяются три группы ценно­стей: ценности творчества, ценности переживания и цен­ности отношения. «Каждый раз жизнь предоставляет человеку возмож­ность реализовать ценности то одной, то другой группы. То она требует от нас реализации созидательных ценнос­тей, то мы ощущаем необходимость обратиться к катего­рии ценностей переживания. В отдельные моменты жизнь призывает нас обогатить собственными действиями мир, в другое же время мы обогащаем переживаниями себя. Для выполнения своего предназначения человек то должен действовать, то - предаваться очарованию переживаемого. Испытывать радость может быть также «обязанностью» человека. В этом смысле можно обвинить в пренебрежительном отношении к своим обязанностям человека, который, сидя в трамвае, имеет возможность созерцать великолепие заката или вдыхать благоухание цветущих акаций, а вместо этого продолжает, не отрываясь, читать газету». «Понятие ценности отношения вытекает не из моральных или этических предписаний, а из эмпирического и фактического описания того, что происходит в человеке, когда он оценивает собственное поведение или поведение другого. Логотерапия основывается на утвер­ждениях о ценностях как фактах, а не на суждениях фактах как ценностях». «В определенном смысле понятие ценностей отношения шире, чем смысл, который можно найти в страдании. Страдание - это лишь один аспект того, что я называю «трагической триадой» человеческого существования. Эта триада состоит из боли, вины и смерти. Ни один человек не может сказать, что он не терпел неудачи, что он не страдал и что он не умрет».
«Первая триада состояла из свободы воли, воля к смыслу и смысла жизни. Смысл жизни представлен вто­рой триадой - ценностями творчества, переживания и отношения. А ценности отношения подразделяются на тре­тью триаду - осмысленное отношение к боли, вине и смерти». «Логотерапия скорее - оптимистическое отношение к жизни, потому что она учит тому, что нет трагических и негативных аспектов, ко­торые не могли бы посредством занимаемой по отноше­нию к ним позиции быть превращены в позитивные до­стижения.
Но есть различия в позициях, которые человек может занять, но отношению к боли и вине. В случае боли чело­век занимает определенную позицию по отношению к своей судьбе. Иначе страдание не будет иметь смысла. В случае же вины человек занимает позицию по отноше­нию к самому себе. Что еще более важно, судьба не может быть изменена - иначе это не была бы судьба. Человек: же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Спо­собность формировать и переформировывать себя - прерогатива человеческого существования. Иными сло­вами, это привилегия человека - становиться виновным, и его ответственность - преодолеть вину». «Человек видит обычно лишь стерню бренности и не обра­щает внимания на полный амбар прошлого. В прошлом ничто не является непоправимо утраченным, но все неот­торжимо сохраняется в полной безопасности и надежно­сти. Никто и ничто не может лишить нас того, что мы со­храняем в прошлом. То, что мы сделали, не может быть переделано. Это увеличивает ответственность человека. Перед лицом бренности жизни он отвечает за использова­ние возможностей для актуализации потенций, реализа­ции ценностей - будь то ценностей творчества, пережива­ния или отношения. Иными словами, человек отвечает за то, что он делает, кого он любит и как страдает. Если он реализовал ценность, если он осуществил смысл, то осу­ществил его раз и навсегда». «Homo patiens, страдающий человек, который посредством своей человеческой сути способен подняться над своим страданием и занять позицию по отношению к нему, движется в измерении, так сказать, перпендику­лярном предыдущему, в измерении, позитивным полю­сом которого является осуществление, а негативным - отчаяние. Человек, даже если он стремится к успеху, не за­висит от своей судьбы, которая допускает или не допу­скает успех. Человек посредством отношения, которое он выбирает, способен найти и осуществить смысл даже в безнадежной ситуации. Этот факт понятен только в многомерном подходе, который отводит ценностям от­ношения более высокое положение, чем ценностям творчества и переживания. Ценности и отношения – самые высокие из возможных. Смысл страдания – лишь неизбежного страдания, конечно, - самый глубокий из всех возможных смыслов». Приоритет принадлежит ценностям творчества, основ­ным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. «Важна не работа, которую человек делает, а то, как он делает эту работу. И не от нашей профессии, а от нас самих зависит, найдут ли свое выражение в работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и, таким образом, наполняют смыслом нашу жизнь». «Естественное отношение человека к своей работе как сфере возможной реализации созидательных ценностей и самовыражения часто искажается из-за того, что на че­ловека «давят» условия его труда. Некоторые, к приме­ру, жалуются, что работают по восемь и более часов на своего работодателя и исключительно в его интересах и вся работа состоит в том, что они складывают бесконеч­ные столбцы цифр или стоят у линии конвейера и про­изводят одно и то же движение, нажимают один и тот же рычаг у станка. И чем меньше в работе личностного, чем ближе она к стандарту, тем милее она нанимателю. В по­добных условиях, верно, работа может восприниматься лишь как необходимость заработать деньги, то есть полу­чить необходимые средства для настоящей жизни. В этом случае настоящая жизнь у человека начинается только в свободное от работы время, и смысл жизни состоит в том, чтобы организовать этот досуг». «Наиболее ярко значение работы для человеческого бы­тия проявляется в тех случаях, когда работа полностью исключается из жизни человека, как, к примеру, при без­работице. Психологические исследования безработицы породили такое понятие, как невроз безработицы. Приме­чательно то, что наиболее явным симптомом подобного невроза является не депрессия, а апатия. Безработный ста­новится все более и более безразличным ко всему, все ре­же и реже проявляет инициативу. Такая апатия таит в себе большую опасность, ибо под ее влиянием безработные оказываются не в состоянии ухватиться за руку помощи, которую им могут протянуть». «Человек, не имеющий работы, переживает пустоту своего времени как свою внутреннюю пустоту, как пус­тоту своего сознания. Будучи безработным, он чувствует себя ненужным. Он считает, что раз он лишен работы, то и жизнь его лишена смысла. Подобно тому как на бездействующих частях тела начинают развиваться опасные опухоли, и духовное бездействие ведет к заболева­нию психики. Безработица, таким образом, становится пи­тательной средой для распространения неврозов». «Наряду с невротизированным типом безработного суще­ствует и другой тип людей, которые, хотя и вынуждены жить в таких же неблагоприятных экономических усло­виях, как и невротики, тем не менее неврозу не подверже­ны. Такой человек не производит впечатления впавшего в депрессию или апатию, по сути дела, он даже сохраняет жизнерадостную безмятежность духа. Почему же так про­исходит? Если мы как следует займемся этим вопросом, мы обнаружим, что такие люди находят занятие где-то еще, пока не получат постоянного места. Например, они заняты в различных общественных организациях в каче­стве добровольных помощников, на образовательных курсах для взрослых, они бесплатно оказывают помощь публичным библиотекам. У них выработалась привычка ходить на лекции и слушать хорошую музыку. Они много читают и обсуждают прочитанное с друзьями. Если они молоды, они принимают активное участие в работе моло­дежных клубов, выступают в спортивных соревнованиях по месту жительства, занимаются гимнастикой, ходят в походы, играют в различные игры. Такие люди наполняют смыслом свое свободное время, которого у них в избытке, и содержанием — свое сознание и жизнь. Нередко они вынуждены туже затяги­вать пояса, так же как и безработные, страдающие невро­зом, но тем не менее к жизни они относятся оптимистично и далеко не безнадежны. Они умеют наполнить свою жизнь интересом, сделать ее осмысленной. Они поня­ли, что смысл человеческой жизни не только в оплачивае­мой работе, что бессмысленность существования - вовсе не обязательный удел безработного. Они перестали ста­вить знак равенства между жизнью и занятостью. То, что и действительности повергает неврогизированного безра­ботного в состояние апатии, что, в конечном счете, лежит в основе невроза безработицы,— это ошибочная точка зрения, что только работа может наполнить смыслом на­шу жизнь. Человек совершенно неверно отождествляет свое профессиональное призвание с той жизненной зада­чей, для которой он в этот мир призван».
Смысл труда человека заключается, прежде всего, в том, что человек делает сверх своих предписанных слу­жебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее пережива­ние. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь - это взаимоотноше­ния на уровне духовного, смыслового измерения, пережи­вание другого человека в его неповторимости и уникаль­ности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, кото­рый никогда не любил и не был любим, тем не менее, мо­жет сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом. «То, что человек внешне неприв­лекателен, еще не является достаточной причиной для то­го, чтобы его отвергли. Любая покорность судьбе имеет плохой побочный эффект чувство обиды (злобы). Ибо невротический человек, которому не удается реализовать себя в какой-то конкретной сфере ценностей, кончает тем, что, либо переоценивает, либо недооценивает этот кон­кретный аспект жизни. Невротическое напряжение после «счастья» в любви приводит, как раз из-за этого напряже­ния, к «несчастью».
«В легком, никого не оби­жающем поведении человека, который искренне, но не безвозвратно отказался от попыток найти счастье в любви, неизбежно проявляется вся яркость его личности, и, таким образом, для него не исключается возможность добиться успеха в любви. В древнем афоризме: «Воздерживаясь, мы приобретаем» - большая доля истины». Основной пафос и новизна подхода Франкла связаны у него, однако, с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание, - ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах че­ловек свободен занять осмысленную позицию по отноше­нию к ним и придать своему страданию глубокий жизнен­ный смысл. Как только мы добавляем ценности отноше­ния к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое суще­ствование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания. Пожа­луй, наибольшие практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, пред­ставляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высо­кими, хотя их приоритет наиболее низок - обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможно­сти более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны. Правильной постановкой вопроса, однако, является, со­гласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а во­прос о конкретном смысле жизни данной личности в дан­ный момент. «Ставить вопрос в общем виде — все равно что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: „Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?"». Каждая си­туация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от си­туации к ситуации этот смысл меняется. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, являе­тся ключевым для практики логотерапии. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не со­здаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обре­тем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. В самом процессе усмотрения смысла Франкл не видит ничего, что бы не сводилось к общепсихологическим зако­номерностям человеческого познания. Из закономерностей нахождения смысла человеком вытекают и специфические задачи и ограничения логотерапии. Никто, и логотерапевт в том числе, не может дать нам тот единственный смысл, который мы можем найти в нашей жизни, в нашей ситуации. Однако логотерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может со­держать в себе любая ситуация. «Все, что мы можем де­лать, - это быть открытыми для смыслов, сознательно стараться увидеть все возможные смыслы, которые пре­доставляет нам ситуация, и затем выбрать один, который, насколько нам позволяет судить наше ограниченное зна­ние, мы считаем истинным смыслом данной ситуации». Однако найти смысл - это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осу­ществление уникального смысла своей жизни. Осуществ­ление смысла - процесс не простой и далек от того, что­бы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смы­слом, в отличие от влечений, порождаемых потребностя­ми, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее, человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни. Поскольку стремление к реализации уникального смы­сла своей жизни делает каждого человека уникальной лич­ностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, его индивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества в свою оче­редь конституируется существованием индивидов. «Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается - и отказом от идеальности. Однако значимость этой индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует Подобно тому как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целост­ному мозаичному изображению, неповторимость челове­ческой личности обнаруживает свой внутренний смысл, в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Таким образом, смысл человеческого индивида как личности трансцендирует его собственные границы в на­правлении к сообществу: именно направленность к сообще­ству позволяет смыслу индивидуальности превзойти соб­ственные пределы. Людям присуще чувство некоторой эмоциональной стадности; однако человеческое сообщество этим не огра­ничивается: перед ним стоит более общая, выходящая за пределы этой «стадности» задача. Но не только личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем ее существова­ние обретает смысл; но и, наоборот, сообщество, чтобы иметь смысл, не может обойтись без отдельных лично­стей. Именно в этом существенное различие между сооб­ществом и просто толпой. Толпа отнюдь не обеспечивает человеку такой сферы отношений, в которой он мог бы развиваться как личность, масса не терпит индивидуаль­ности». «Но коль скоро общество само должно иметь смысл, оно вынуждено «ринься с индивидуальными особенностями людей, его оставляющих». «Смысл сообщества держится на индивидуа­льности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества, «смысл» толпы разрушается ин­дивидуальными особенностями составляющих ее людей, а смысл отдельной личности топится толпой (в то время как сообщество помогает этому смыслу проявиться). Неповторимость каждого человека и своеобразие всей его жизни являются неотъемлемыми составляющими смысла человеческого бытия. Следует отличать своеобразие, о котором идет речь, от чисто внешней непохожести на других, ибо последняя сама по себе ценности не представляет. Тот факт, что один чело­век отличается от другого по рисунку отпечатков пальцев, еще не выделяет его как личность».
Франкл вводит понятие сверхсмы­сла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого при­обретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Все­ленной, о смысле бытия, о смысле истории. Этот смысл трансцендентен человеческому существованию, поэтому никакой ответ на вопрос о сверхсмысле дать невозможно. Франкл подчеркивает, что из этого не следует вывод о бессмысленности или абсурдности бытия, с чем якобы приходится мириться человеку. Человеку приходится ми­риться с другим - с невозможностью охватить бытие в целом, с невозможностью познать его сверхсмысл. Есте­ственно, что сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. Так, « .история, в которой осуществляется сверхсмысл, происходит либо через по­средство моих действий, либо наперекор моему бездей­ствию».
Говоря о сверхсмысле, нельзя обойти вопрос о пони­мании Франклом религии. С одной стороны, бог зани­мает почетное место в теории, а религиозная вера - в практике логотерапии. «Логотерапевт, - пишет Франкл, - должен быть озабочен тем, чтобы его логотерапевтическая мето­дика и техника применялись к любому больному, верую­щему или неверующему, и могли применяться любым врачом, вне зависимости от его мировоззрения». Совесть и ответственность, к которым апеллирует логотерапия, присущи и религиозным, и нерелигиозным людям. Отличие, согласно Франклу, заключается лишь в том, что нерелигиозный человек не задается последним вопро­сом - перед кем он несет ответственность за реализацию смысла своей жизни. Для человека религиозного этой по­следней высшей инстанцией является бог. Бог для Франкла - это тот собеседник во внутреннем диалоге, к кото­рому обращены наши наиболее сокровенные мысли. Тем самым бог в логотерапии - это персонализированная со­весть, а совесть — это «подсознательный бог», таящийся в каждом человеке, - в каждом, поскольку у каждого че­ловека, по Франклу, существует глубинное стремление к общению с подобным собеседником (хотя у многих это стремление глубоко вытеснено). Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в тео­рии Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть най­ден. Основной тезис третьего учения Франкла - учения о свободе воли - гласит, что человек свободен найти и ре­ализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведе­ния, Франкл отрицает его пандетерминированность. «Не­обходимость и свобода локализованы не на одном уров­не; свобода возвышается, надстроена над любой необхо­димостью». Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды. Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их. Даже когда человек действует под влиянием непосред­ственной потребности, он позволяет ей определять свое поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Ана­логичным образом обстоит дело и тогда, когда речь идет о детерминации человеческого поведения ценностями или моральными нормами,- человек позволяет или не позво­ляет себе быть ими детерминированным. «Человек обладает влечениями, однако влече­ния не владеют им. Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтвер­ждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать. Признание влечений не только не противоречит свобо­де, но даже имеет свободу их отрицания своей предпосыл­кой. В сущности, свобода - это как раз свобода по отно­шению к чему-либо: «свобода от» чего-то и «свобода для» чего-то (ведь и если мое поведение определяется не влечениями, а ценностями, я все равно свободен сказать «нет» и этическим требованиям: я именно позволяю им определять мое поведение). Психологические факты свидетельствуют, что у чело­века никогда не проявляются «влечения как таковые». Влечения всегда принимаются или отвергаются, они всег­да каким-то образом - так или иначе - оформлены. Вся сфера влечений у человека преобразуется под влиянием его духовной установки, так что эта подчиненность сферы влечений формирующим влияниям сферы духовного при­суща ей, можно сказать, априорно. Влечения всегда на­правляются, пронизываются и пропитываются лично­стью, они всегда персонифицированы. Ведь влечения человека, в противоположность влече­ниям животных, находятся во власти его духовности, они вросли в сферу духовного, так что не только тогда, когда влечения тормозятся, но и тогда, когда они растормажи­ваются, дух не бездействует, а вмешивается или же от­страняется. Человек - это существо, которое всегда может ска­зать «нет» своим влечениям и которое не должно всегда говорить им «да» и «аминь». Когда он говорит им «да», это происходит всегда лишь путем идентификации с ними. Это и есть то, что выделяет его из мира животных. Если человек должен каждый раз идентифицироваться с влече­ниями (в той мере, в какой он желает их принять), живот­ное идентично своим влечениям». «У человека нет влечений вне свободы и нет свободы вне влечений. Напротив, как уже было выяснено, влече­ния всегда, прежде чем проявиться, как бы пересекают зону свободы; вместе с тем человеческой свободе нужны влечения, можно сказать, как основание, на котором она покоится, но и как основание, над которым она; может подняться, от которого она может оттолкнуться». Свобода по от­ношению к наследственности - это отношение к ней как к материалу, возможность свободного духа строить из этого материала то, что ему необходимо. Франкл харак­теризует организм как инструмент, как средство, кото­рым пользуется личность для реализации своих целей. Похожие отношения существуют между личностью и ха­рактером, который также сам по себе не определяет пове­дения. Напротив, в зависимости от личности характер мо­жет претерпевать изменения или сохранять свою неизмен­ность. Свобода человека по отношению к внешним об­стоятельствам хотя и не беспредельна, но существует, вы­ражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоя­тельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним. Таким образом, человек - это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек, в конечном счете, сам решает за себя! Попытаемся теперь обрисовать наи­более важные из вообще возможных измерений человече­ского бытия. Одним из этих измерений является то, что можно обозначить как витальная основа; ее изучают как биология, так и психология. Во-вторых, необходимо на­звать социальное положение человека; это предмет социо­логического анализа. Витальная основа вместе с социаль­ным положением образуют естественную заданностъ че­ловека. Эту заданность можно всегда установить и зафик­сировать средствами трех наук: биологии, психологии и социологии. Но нельзя при этом упускать из виду, что собственно человеческое бытие начинается лишь там, где кончается любая установленность и фиксируемрсть, лю­бая однозначная и окончательная определенность. А на­чинается там, прибавляясь к естественной заданности че­ловека, где есть его личностная позиция, установка, его личное отношение ко всему этому, к любой витальной ос­нове и к любой ситуации. Эта установка, конечно, уже не может быть предметом какой-либо из названных наук; скорее она существует в особом измерении. Кроме того, эта установка принципиально свободна; в конечном счете она представляет собой решение».
Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, лока­лизованными в ноэтическом измерении и не испытываю­щими детерминирующих воздействий со стороны рассмо­тренных выше факторов. «Человек - это больше, чем психика: человек — это дух». В этом своем качестве че­ловек характеризуется двумя фундаментальными онтоло­гическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и способностью к самоотстранению. Первая выражается в постоянном выходе человека за пределы са­мого себя, в направленности его на что-то, существующее вне его. Вторая выражается в возможности человека под­няться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Эти две способности позволяют человеку быть (не абсолютно, а в определенных пределах) самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерми­нации принадлежат к поэтическому измерению человека.
Феномен, который Франкл считает фундаментальным для понимания человека - Самотрансценденция человеческого существования. За этим поня­тием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к друго­му человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким об­разом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той ме­ре, в какой он забывает про себя, не обращает на себя вни­мания. Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов. На самом деле нормальное ощу­щение счастья не выступает в качестве цели, к которой че­ловек стремится, а представляет собой скорее просто со­путствующее явление, сопровождающее достижение цели. Наконец, важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. В разных работах Франкл предлагает несовпадающие формулировки, однако общий их смысл - это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судь­бе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл опреде­ляет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода - это не то, что он имеет, а то, что он есть. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую ха­рактер, которым я обладаю. В результате формируется личность, которой я становлюсь». Принятие такого решения - акт не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а ка­кие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность челове­ка за свою жизнь. Проблема ответственности является уз­ловой проблемой логотерапии. Осталось сказать несколько слов о собственно психо­терапевтическом аспекте логотерапии. Существуют специ­фическая и неспецифическая сферы применения логотера-певтических методов. Специфической сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к откры­тию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. Неспецифи­ческая сфера применения логотерапии - это психотера­пия разного рода заболеваний с помощью методов, по­строенных на соответствующем подходе к человеку. Механизм действия этих техник основывается на двух названных выше фундамен­тальных онтологических характеристиках человека: спо­собности к самоотстранению и к самотрансценденции. Экзистенциалистская ориентация Франкла несомнен­на. Основной тезис экзистенциалистской философии - «существование предшествует сущности» - находит в ра­ботах Франкла последовательное, продуманное и ориги­нальное воплощение. Вместе с тем к ряду положений экзи­стенциализма Франкл относится более чем критически. Франкл аргументированно отстаивает позицию, что мир не сводится к нашим субъективным «проектам», а существует объективно и независимо от нас. Обосновы­вая эту позицию, которую он называет реализмом. Экзистенциальный анализ Франкла вобрал в себя, помимо экзистенциалистских и психоана­литических идей, многое из довольно разных философ­ских течений нашего столетия. Именно своеобразная преемственность экзистенциального анализа Франкла, вобравшего в себя многие гуманистиче­ские идеи и традиции как западной, так и восточной фи­лософской мысли, позволила ему претендовать на выра­жение запросов своего времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Б.Н.Ельцин как публицист
Реферат Алексеева М. А. Библиография. 2005. Библиография России / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой
Реферат Альтернативна енергія 2
Реферат Аспекты безвредности пищевых продуктов
Реферат Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа "Город Заринск" Алтайского края)
Реферат Римский период истории Египта
Реферат Treatment Of Women Around The World Essay
Реферат Принципы психодиагностики группового субъекта
Реферат Роль Кёнигсберга в творческом становлении Гофмана
Реферат Is The Us Policy On Drug Prohibition
Реферат Глобальные, национальные информационные ресурсы
Реферат Особенности системы разделения властей в РФ как смешанной республике.
Реферат Основные расчетные модели грунтов
Реферат Предупреждение преступлений среди персонала ОВД Украины. Организационно-управленческий аспект
Реферат Оценка целесообразности выхода предприятия "Вероника" на рынок