Реферат по предмету "Философия"


Образовательная политика России

ПЛАН: Введение Основная часть Особенности образовательной политики России на современном этапе 1. Приоритеты государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ 2. Особенности развития и функционирования Национального проекта «Образование» 2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня 2.2 Модернизация региональных систем образования 2.3 Интернетизация образования 2.4 Инновационные программы вузов 2.5 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования 2.6 Инновационные школы 3. Реализация государственной образовательной политики России в 2007-начале 2008 г Заключение Список литературы
Введение Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. «Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство», - в этой краткой фразе из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров в декабре 2002 года выражена вся суть современной государственной политики в области образования. В обосновании приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики видна ясная цель формирования модели образования, отвечающей вызовам XXI века, а также признание ведущей системообразующей роли образования в строительстве новой России. Столь высокая планка общественных ожиданий требует от системы образования, от органов управления им четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования. В связи с этим была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010. г.[1] В ней определены основные задачи, решение которых должно существенно повысить уровень качества, доступности и эффективности образовательного комплекса в РФ. Модернизация системы общего образования позволит улучшить функционирование рынка труда в нашей стране. Важнейшим инструментом реализации Концепции стал национальный проект «Образование». В настоящее время одним из его приоритетных направлений является осуществление региональных комплексных проектов модернизации общего образования. В ходе реализации комплексных проектов наибольшее внимание уделяется: ¾ совершенствованию региональной системы оценки качества образования; ¾ введению более эффективной системы оплаты труда работников общего образования; ¾ переходу на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; ¾ развитию сети общеобразовательных учреждений российских регионов. Цель работы – проанализировать модернизацию российской образовательной системы в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010. г. Задачи:
- определить приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ;
- проанализировать особенности развития и функционирования Национального проекта «Образование» как инструмента для выявления и приоритетной поддержки лидеров - "точек роста" нового качества образования и внедрения в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов;
- подытожить результаты реализации государственной образовательной политики России в 2007-начале 2008 г.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социально экономической, политической, культурной – затронули и систему образования в целом, и отношения между людьми, включенными в различные сферы производства в частности. На современном этапе развития России основным ресурсом является высококвалифицированный человек, способный принимать решения и работать в быстро меняющихся условиях[2]. Обозначим основные направления и приоритеты государственной политики в области образования России. Обеспечение доступности качественного общего образования Конституционный принцип доступности качественного общего образования независимо от места жительства реализуется через: повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования и тем самым выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования; развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов); их концентрацию в базовых школах; совершенствование организации доставки обучающихся к месту обучения и учителей к месту работы (в том числе, размещения образовательных учреждений и ресурсных центров, маршрутов и расписания движения школьного транспорта, поставки и эксплуатации транспортных средств для перевозки школьников, ремонта дорог); нормативно-правовое сопровождение организации "всеобуча", законодательное обеспечение обязательного полного общего образования; соблюдение прав детей при поступлении в образовательное учреждение, организация соответствующего контроля и надзора; создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности; обновление содержания общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию, разработку стандарта общего образования нового поколения, включающего требования к условиям организации образовательного процесса; модернизацию подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе, организацию подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита; совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений). Повышение качества школьной учебной литературы С целью повышения качества школьной учебной литературы усовершенствована процедура формирования федеральных перечней учебников. По решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию с 2005 года экспертиза учебников для формирования федеральных перечней проводится с участием экспертных организаций, прежде всего Российской академии наук и Российской академии образования. Ранее она проводилось относительно более узким кругом экспертов федерального экспертного совета.
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год утверждены приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2006 г. N 321 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2006 г. N 8656). Они опубликованы в "Российской газете" (N 4270 от 17 января 2007 г.), "Вестнике образования" (Тематическое приложение N 1, 2007 г.), направлены в региональные органы управления образованием. Электронная версия перечней размещена на официальном сайте Минобрнауки России.
В 2006 году экспертизу прошли 515 изданий. 359 из них получили положительные заключения на предмет соответствия содержания учебника современным научным представлениям, и на предмет соответствия структуры и методического аппарата учебников возрастным и психологическим особенностям учащихся. Данные учебники в перечень включены. В 156 учебных изданиях, претендовавших на включение в перечень, обнаружены ошибки, и они не включены в перечень учебников. Всего в федеральные перечни на 2007/2008 учебный год вошло 1120 учебников (по всем предметам и для всех классов, включая коррекционные), из которых более половины (52%) включено по результатам экспертизы с участием экспертных организаций. Остальные 48% - это учебники, прошедшие экспертизу по старой процедуре, но имеющие действующие грифы "Допущено" / "Рекомендовано"[3]. С 2007 года основанием для включения учебников в перечни являются только заключения экспертных организаций[4]. Значит, уже с 2008-2009 учебного года к использованию в образовательном процессе будут рекомендованы (допущены) только учебники, прошедшие строгий отбор экспертных организаций. Научный потенциал, авторитет академий, возможно, обеспечат высокое качество экспертизы и не позволят допустить к использованию в школе учебники, качество которых вызывает нарекания. В 2007 году на экспертизу издательствами направлено более 700 учебников. Это и новые учебники, и те, которые должны подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Федеральный перечень на 2008/2009 учебный год будет опубликован в декабре 2007 г. Ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" относит выбор учебников из утвержденных федеральных перечней к компетенции и ответственности образовательного учреждения. Выбор учителями и образовательными учреждениями прочих учебных изданий: учебных пособий, дополняющих и расширяющих учебники, тетрадей, атласов, хрестоматий, задачников, а также справочной и энциклопедической литературы не ограничивается какими-либо нормативными актами и является вопросом профессиональной ответственности педагогов. Повышение уровня оплаты труда работников образования Только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус, материально защищенный педагог может быть воспитателем молодого поколения и проводником современных образовательных технологий. Поэтому достойная и стимулирующая качественную работу зарплата педагогов, учитывающая современные условия и требования к образовательной деятельности - главный фактор и значительный резерв повышения качества образования. Для этого в условиях комплексной модернизации образования вводятся новые системы оплаты труда. Основные направления модернизации образования, неотъемлемо связанные с новой оплатой труда: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, система оценки и мониторинга качества образования, развитие сети учреждений, обеспечивающее доступность качественного образования независимо от места жительства, общественное участие в управлении образованием. Ключевые принципы новой системы оплаты труда, при которой зарплата учителя зависит в первую очередь не от количества проведенных уроков, а от результатов: ¾ разделение фонда оплаты труда и зарплаты работников на базовую и стимулирующую части; ¾ рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда. При этом стимулирующие надбавки - это не доплаты за дополнительно выполняемые виды работ, а дополнительные выплаты за достижение высоких результатов; ¾ наличие механизмов учета в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, работа с родителями и другие виды деятельности, определенные должностными обязанностями); ¾ наличие механизма увеличения базовой части оплаты труда с учетом числа обучаемых; ¾ участие органов самоуправления образовательных учреждений (совета учреждения, попечительского совета и др.) в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; ¾ обновление системы аттестации педагогических и управленческих кадров в соответствии с новой системой оплаты труда. Реализация этих принципов во взаимосвязи с нормативным финансированием и остальными направлениями модернизации ведет к установлению оптимального соотношения между количеством педагогических работников и административно-вспомогательным персоналом; прекращению "погони за часами" в ущерб качеству образования. Региональный опыт комплексной модернизации демонстрирует, что повышение стимулирующих надбавок и изменение механизмов их распределения, введение доплат за воспитательную и методическую работу, учет наполняемости классов позволяют существенно повысить доходы работников образования и их мотивацию. При этом только за счет более эффективного использования потенциала отрасли заработная плата может повыситься на 30 и более процентов. Поддержка в 2007 - 2009 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, обеспечит переход к 2010 году всех общеобразовательных учреждений этих регионов на систему оплаты труда, отвечающую ключевым требованиям, и обеспечит современное качество работы учителей и общего образования в целом. Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования Для того чтобы система подготовки педагогических и управленческих кадров обеспечивала их соответствие современным потребностям российского образования, реализуются следующие меры: проведение в рамках приоритетного национального проекта "Образование" конкурсов с участием общественных экспертов по выявлению и поддержке инновационного опыта в системе образования; опора на лидеров среди образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, развитие на их базе методических и ресурсных центров повышения квалификации, проведения стажировок педагогов и руководителей, учебной практики студентов педагогических специальностей; привлечение лучших учителей - победителей приоритетного национального проекта "Образование" к методической работе, в том числе, в дистанционной форме;
создание условий для получения руководителями образовательных учреждений, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации "менеджер в образовании"; совершенствование технологий педагогического образования и повышения квалификации: развитие блочно-модульной и кредитно-зачетной систем, дистанционных и интерактивных методов обучения;
модернизация тематики научно-педагогических исследований на основе ключевых направлений модернизации образования; разработка и совершенствование современного профессионального педагогического стандарта и соответствующего стандарта профессионального образования; развитие конкурентной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, в том числе, с использованием механизмов нормативного финансирования соответствующих образовательных услуг. Повышение качества профессионального образования Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения - основа социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. Россияне сегодня стремятся получить более высокий уровень профессионального образования, что должно привести к значительному росту человеческого капитала. Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, в том числе обеспечение полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, в Комплексе межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ. На национальном уровне система обеспечения качества предусматривает - пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие: а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций); б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе); в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки. - формирование эффективных механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей и пр.) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами; - полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.); - совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов; - усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях; - совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров; - разработка стандарта учебно-материальной базы, регламентирующего необходимые и достаточные материально-технические нормы; - создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях. Расширение общественного участия в управлении образованием Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам. Основной механизм развития государственно-общественного характера управления образованием - разработка нормативной правовой базы передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций. Расширению и повышению эффективности общественного участия в управлении образованием способствует реализация следующих мер: - Обязательное участие общества, профессионального сообщества, деловых кругов в выработке и реализации основных направлений образовательной политики, стратегических управленческих решений по ключевым вопросам развития российского образования. Согласование государственного, общественного и корпоративного заказов образовательной системе. - Ежегодная публикация по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам деятельности. - Систематическая государственно-общественная экспертиза и поддержка на конкурсной основе инновационных образовательных программ, распространение инновационных технологий. - Функционирование управляющих, попечительских советов образовательных учреждений с привлечением в них представителей педагогов и обучающихся, родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т.п.). Наделение этих советов полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений, разработке и реализации программ развития, определения содержания и организации образовательного процесса, хозяйственно-экономической деятельности и др. - Развитие современных форм ученического и студенческого самоуправления. - Развитие государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений. - Развитие системы образовательных публикаций и программ в СМИ. - Поддержка формирования гражданских институтов образовательной политики, институтов участия граждан в оформлении общественного заказа системе образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. - Стимулирование деятельности профессиональных ассоциаций (лучших учителей-предметников, руководителей инновационных образовательных учреждений и т.п.) по экспертизе образовательных инноваций. - Стимулирование и поддержка региональных "точек роста", проектов комплексной модернизации образования. - Подготовка менеджеров образования, компетентных в вопросах взаимодействия с общественными институтами по вопросам управления образованием. Развитие сети общеобразовательных учреждений
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся в сфере образования ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах.
Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. При этом стоимость обучения одного учащегося в таких школах неоправданно высока (не соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг) и может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе. Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования. Обеспечению качественного общего образования независимо от места жительства способствует реализация следующих мер по развитию сети общеобразовательных учреждений: - Разработка и реализация новых моделей организации общего образования (школа - образовательный центр, школа возрастных ступеней обучения, сетевое взаимодействие образовательных учреждений и т.д.) с учетом современных целей и задач системы образования и основанных на этих моделях муниципальных и региональных программ развития общеобразовательных сетей. - Обеспечение возможности получения качественного образования в пределах пешеходной доступности для всех дошкольников и младших школьников, транспортной доступности для учащихся средней и старшей ступени: разработка региональных нормативов и регламентов организации подвоза учащихся, реализация системы "школьный автобус" (формирование школьных маршрутов, обеспечение специализированным транспортом), учет логики развития общеобразовательных сетей при разработке региональных и муниципальных планов дорожного строительства и ремонта. - Содействие, в том числе через разработку соответствующей региональной нормативной правовой базы, становлению новых форм предоставления образовательных услуг в рамках развития сети общеобразовательных учреждений: реализация некоторых программ общего образования учреждениями дополнительного и профессионального образования, социальное партнерство учреждений образования и необразовательной сферы, более активное использование дистанционных и информационных образовательных технологий. - Создание новой институциональной формы оказания первичных социальных, в том числе образовательных, услуг населению - социального интегрированного учреждения, что позволяет консолидировать и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы социальной сферы для повышения качества оказываемых услуг. - Учет данных мониторинга деятельности образовательных учреждений при реализации и корректировке программ развития общеобразовательных сетей. Регулярное информирование и привлечение широкой общественности к обсуждению процедур и результатов такого мониторинга с целью стимулирования и повышения конкурентоспособности общеобразовательных учреждений, снижения риска негативных социальных последствий изменений сети. Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений Суть нормативного подушевого финансирования - принцип "деньги следуют за учеником". Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации, для каждого учащегося. В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) посредством выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации. Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений - региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ. Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется в три этапа: - формирование субвенций на нормативной основе; - выделение этих средств муниципалитетам; - доведение средств по подушевому нормативу до образовательного учреждения. Передовая региональная практика свидетельствует о значительном позитивном влиянии механизма нормативного подушевого финансирования на решение ряда важнейших задач обеспечения качественного образования: - появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия; - развитие региональной и муниципальной сети образовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования через формирование центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей; - повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений; - выравнивание бюджетной обеспеченности территорий; - повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в образование, - оптимизация, концентрация образовательных ресурсов, укрепление и модернизация материально-технической базы и организационной структуры качественного образования. Итак, девиз государственной политики в сфере образования «доступность-качество-эффективность» определяет главный приоритет образовательной политики – «политику качества». В Докладе Госсовета Российской Федерации (2001) одна из целей образовательной политики до 2010 года определена как «достижение современного качества образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Это и обозначено в основных приоритетах государственной политики в сфере образования.
2. Особенности развития и функционирования Национального проекта «Образование» 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала"[5].
Приоритетный национальный проект "Образование"[6] призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса. Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием. Рассмотрим основные направления более подробно. 2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня Идея создания двух бизнес-школ мирового уровня в Санкт-Петербурге и Московском регионе, поддержанная бизнес-сообществом, вошла составной частью в приоритетный национальный проект "Образование". Разработчики данного направления нацпроекта ставят перед собой амбициозную цель - создать новый формат бизнес-школы XXI века и сосредоточить внимание на знаниях и опыте, необходимых для работы в условиях неопределённости на развивающихся рынках. В настоящее время российская экономика испытывает дефицит грамотных управленцев, в первую очередь - руководителей среднего и крупного звена, поэтому перед новыми бизнес-школами стоит задача подготовки управленческих кадров нового поколения, способных достойно представлять интересы России на мировых рынках. Бизнес-школы будут работать в тесном партнёрстве с признанными зарубежными центрами делового образования и выдавать дипломы международного образца. Открытие новых бизнес-школ напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики. Бизнес-школы смогут принять около 1000 студентов каждая. Высшая школа менеджмента создаётся на базе факультета менеджемента Санкт-Петербургского государственного университета. Проект ВШМ реализуется по "университетской модели", типичной для ведущих школ бизнеса - Гарвардской, Стэнфордской, Лондонской. Планируется, что к 2012-2014 годам Школа станет обладателем основных международных аккредитаций. В 2015 году в Школе смогут одновременно учиться 1800 студентов, из них около 30% - иностранных. Число преподавателей составит около 130, примерно четверть из них - иностранные специалисты. Слушателями краткосрочных программ станут от 3,5 до 4 тыс. менеджеров в год. Высшая Школа менеджмента будет располагаться в дворцово-парковом ансамбле "Михайловская дача" в Петергофе. Концепция загородного кампуса Высшей школы менеджмента предполагает реконструкцию имеющихся исторических зданий и строительство нового современного образовательного учреждения с учётом требований, предъявляемых к подобным комплексам в мире. Реконструкция и новое строительство позволят увеличить площадь зданий и сооружений почти втрое - общая площадь зданий после реконструкции и строительства составит около 60 тыс. кв. м. Объём средств из федерального бюджета на развитие Высшей школы менеджмента в 2006-2007 годах составляет 1,5 млрд. руб. Кроме того, планируется привлечение средств из фондов с целевым капиталом, создаваемых предпринимательским сообществом. Проект Московской школы управления "Сколково" реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. К настоящему моменту в число партнёров-учредителей бизнес-школы входят шесть частных инвесторов и восемь компаний (российских и зарубежных), которые в течение трёх лет планируют вложить в проект по 5 млн. долл. каждый. Частные инвестиции в создание школы оцениваются в $300 млн. Получен и зарегистрирован участок земли общей площадью 25,6 га для строительства кампуса. Разработана концепция и финансовая модель бизнес-школы, зарегистрировано некоммерческое партнерство "Московская школа управления", сформирована рабочая группа, обеспечивающая текущую работу по проекту. Инвесторы обязуются помогать школе и методически - преподавать ряд дисциплин, организовывать для слушателей стажировки в своих компаниях. В пилотном режиме Московская школа управления "Сколково" уже работает, а основной учебный процесс стартует в 2008 году. В бизнес-школе будут преподавать лучшие бизнес-специалисты, а мастер-классы со слушателями каждый год будут проводить топ-менеджеры ведущих российских компаний. 2.2 Модернизация региональных систем образования Поддержка регионов является направлением приоритетного национального проекта "Образование", введённым с 2007 года. Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.
Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 года, повышение квалификации педагогических кадров.
Победителям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. В 2007 году объём софинансирования данного направления нацпроекта из федерального бюджета составил более 4 млрд. рублей. При этом общий объём средств составил 11,7 млрд. рублей. В 2008-2009 годах объём средств софинансирования из федерального бюджета составит по 5,25 млрд. рублей. Кроме того, в 2008 году дополнительно выделяется 650 млн. рублей на повышение квалификации педагогических кадров. В январе - марте 2007 года состоялся первый конкурс субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На конкурс поступили заявки от 53 субъектов Российской Федерации, 51 заявка допущена к экспертизе. Решением конкурсной комиссии на основе обсуждения результатов экспертизы путём тайного голосования для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007-2009 годах отобран 21 субъект Российской Федерации. В отобранных регионах обучается 4,2 млн. школьников, что составляет порядка 30% обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Кроме того, трём субъектам Российской Федерации - участникам отбора (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область) конкурсная комиссия присвоила статус победителей-консультантов, имея в виду использование их опыта и возможностей при методическом сопровождении реализации комплексных проектов модернизации образования. В ноябре 2007 года стартовал второй конкурс регионов, на который поступили заявки от 33 субъектов Российской Федерации, 31 заявка допущена к экспертизе. После обсуждения представленных региональных комплексных проектов на заседании конкурсной комиссии было проведено тайное голосование, по результатам которого определились 10 регионов-победителей второго конкурса. Они получат софинансирование из федерального бюджета на реализацию представленных проектов в 2008-2009 годах. 2.3 Интернетизация образования Обеспечение всех российских школ доступом к сети Интернет Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно к всемирной паутине подключается от 150 до 300 российских школ. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" до конца 2007 года будет обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны. Основной задачей данного направления нацпроекта является не столько подключение школ к сети Интернет, сколько обеспечение доступа школьников и учителей на всей территории России к современным информационным образовательным ресурсам. Создав доступ детям в "виртуальное пространство" в школах, общество в первую очередь обеспечивает равные образовательные возможности для всех ребят. Кроме того, с появлением бесплатного доступа к сети Интернет в школах появляются новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания, дополнительных учебно-методических и наглядных материалов, что приведёт к существенному повышению доступности качественного образования. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, новости науки и техники - вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны российским школьникам. Согласно перечню подключаемых к сети Интернет образовательных учреждений наряду со средними общеобразовательными школами в рамках нацпроекта доступ в Интернет получают учреждения дошкольного и младшего школьного образования, школы-интернаты, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, детские дома, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционные школы, школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, а также вечерние (сменные) образовательные учреждения. Вместе с тем, в жизни ребят должно быть место не только для учёбы. В сети дети смогут общаться, заводить новых друзей, знакомиться с музыкальными новинками. В октябре 2006 года Минобрнауки России объявило о запуске информационного проекта - "Задай вопрос звезде!". Его цель - показать школьникам, которые впервые приобщаются к паутине, возможности Интернета, научить их ориентироваться на бескрайних просторах всемирной сети. В рамках данного информационного проекта на сайте "Большая перемена" регулярно проходят Интернет-конференции для учащихся школ, впервые получивших доступ к сети. На вопросы детей и подростков отвечают известные люди из области кино, литературы, научной и образовательной сферы. Одним из наиболее актуальных вопросов в рамках данного направления нацпроекта является повышение компьютерной и информационной грамотности самих учителей. Для них в настоящее время создаётся специализированный Федеральный центр информационных образовательных ресурсов, где сконцентрированы лучшие образцы учебных программ и методик, разработанных в рамках федеральных и региональных целевых образовательных программ. Кроме того, подготовка педагогов к работе с Интернетом проводится на базе региональных учреждений повышения квалификации. В данный момент активно ведётся разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам (физика, химия, биология, иностранный язык, география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, естествознание, математика). В настоящее время разработаны и опубликованы в сети Интернет более 5 тыс. образовательных ресурсов по более чем 20 общеобразовательным предметам; к концу 2007 года число таких ресурсов превысит 10 тыс., обеспечив учителей и учеников достаточным количеством новых учебных материалов. Уже в ближайшем будущем школьники смогут выполнять лабораторные работы по физики, химии и биологии дома, учителя и ученики смогут на уроке при помощи интерактивной доски путешествовать по российским и зарубежным музеям, ребята из отдалённых населённых пунктов получат возможность просмотреть лекции лучших учителей страны. Общий объём средств, выделенных на данное направление ПНПО, составляет 3 млрд. рублей. 7 июня 2006 года был объявлен конкурс на обеспечение доступа к сети Интернет образовательных учреждений Российской Федерации. Согласно правилам конкурса минимальная скорость подключения образовательного учреждения к сети Интернет составляет 128 Кбит/с, с использованием технологий xSDL, Wi-Fi, WiMAX, а также спутниковых каналов связи там, где это необходимо. Метод подключения к сети определяется исходя из возможностей конкретной школы - проводным (по телефонной линии), беспроводным и спутниковыми методами.
Исполнителем государственного заказа по итогам открытого конкурса стала компания ОАО "РТКомм.ру". В соответствии с госконтрактом компания предоставляет круглосуточный неограниченный доступ к сети, а также обеспечивает техническую поддержку компьютеров, серверов, локальных сетей в школах. Также "РТКомм.ру" проектирует централизованную систему контентной фильтрации, исключающую доступ к ресурсам, не совместимым с задачами воспитания и образования. Для поддержки проекта созданы разделы технической поддержки на сайтах www.rtcomm.ru и www.ntf.ru, а также круглосуточный телефон информационно-справочной службы 8-800-333-02-50. Контролируют качество работ и расход бюджетных средств Россвязьнадзор и Росфиннадзор.
В течение срока реализации проекта все школы будут иметь неограниченный доступ к информационным образовательным ресурсам, что позволит существенно повысить качество образовательных услуг и доступность качественного среднего образования во всех регионах страны, за счёт приобщения педагогов и учащихся к современным технологиям обучения. До конца 2009 года всем подключенным в рамках нацпроекта школам будет предоставляться бесплатный трафик за счёт средств федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации должны оборудовать школы автоматизированными рабочими местами. Таким образом, мероприятия по подключению общеобразовательных учреждений к Интернету в рамках национального проекта призваны создать благоприятную среду для образовательных инноваций, повышения профессионального уровня педагогов, что обеспечит повышение доступности качественного образования в России. Интернетизация школ является залогом лидерства России в информационно-технологическом сегменте мировой экономики уже в недалёком будущем. 2.4 Инновационные программы вузов Поддержка инновационных образовательных программ вузов Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования является направлением приоритетного национального проекта "Образование", направленным на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах. Поддержка высших учебных заведений осуществляется на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могут участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года. Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых побеждают в конкурсе, получают государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Объём финансирования из федерального бюджета составляет 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году. Инновационные образовательные программы должны предусматривать: введение в образовательную практику новых и качественно усовершенствованных образовательных программ; применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню; высокое качество обучения, обеспечиваемое в рамках современных систем управления качеством; интеграцию образования, науки и инновационной деятельности; формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда. Победителям конкурса оказывается государственная поддержка посредством предоставления субсидий. Субсидии выделяются для приобретения лабораторного оборудования, разработки и приобретения программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической учебной базы, повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогического и другого персонала вуза. В конкурсной комиссии по отбору инновационных образовательных программ вузов в равной степени представлены бизнес, научное сообщество и государственные органы. В ходе проведения конкурса все члены конкурсной комиссии имеют возможность знакомиться со всеми заявками участников конкурса. Кроме того, на итоговых заседаниях каждый член конкурсной комиссии представляет собственный анализ закреплённой за ним заявки вуза-финалиста. Поданные на конкурс заявки проходят экспертизу специально привлечёнными сторонними экспертами. Экспертиза предлагаемых проектов осуществляется по двум основным критериям: анализ качества представленной вузом инновационной образовательной программы и оценка состояния инновационного потенциала высшего учебного заведения. Первый конкурс инновационных образовательных программ высших учебных заведений состоялся в апреле-мае 2006 года. Двести вузов, представляющих все федеральные округа, подали заявки на участие в конкурсе (3 заявки были отклонены по формальным причинам). На заседании конкурсной комиссии 15 мая были определены финалисты конкурса - 28 инновационных образовательных программ. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования члены конкурсной комиссии выбрали 17 высших учебных заведений, представляющие классические, технические и экономические университеты, медицинские и сельскохозяйственные вузы. Победители конкурса получили поддержку из средств госбюджета в объёме 10 млрд. рублей на реализацию своих инновационных образовательных программ в 2006-2007 годах. Второй конкурс инновационных образовательных программ вузов был объявлен 1 декабря 2006 года и проходил в январе-феврале 2007 года. В новом конкурсе могли принять участие все вузы, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. Общий объём финансовых средств из федерального бюджета на реализацию программ победителей второго конкурса, составляет 20 млрд. рублей в 2007-2008 годах. На конкурс было подано 267 заявок высших учебных заведений (16 заявок были отклонены по формальным основаниям). В конкурсе принимали участие высшие учебные заведения 13 типов из всех федеральных округов. На заседании конкурсной комиссии 20 февраля были определены финалисты конкурса - 71 вуз. На основе детального анализа конкурсных заявок финалистов в ходе тайного голосования были определены 40 инновационных образовательных программ вузов, которые получают поддержку из федерального бюджета. В настоящее время 57 инновационных образовательных программ российских вузов получают поддержку из федерального бюджета. Благодаря реализации данного направления нацпроекта "Образование", в 2006 году была проведена существенная модернизация более 300 лабораторий во всех 17 вузах-победителях первого конкурса, около 2000 преподавателей приняли участие в программах повышения квалификации и стажировках, было закуплено уникальное оборудование, в т.ч. Суперкомпьютер (Томский государственный университет), оборудование для виртуальной лаборатории клинический практики (Московская медицинская академия), запущен многофункциональный нано-технологический комплекс "Нанофаб-5" (Московский государственный институт электронной техники), оборудованы 3 полигона для проведения полевых практик (Санкт-Петербургский государственный горный институт), создан Центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений (Нижегородский государственный университет) и др. Кроме того, дополнительно к 5 млрд. рублей средств федерального бюджета вузами было привлечено 1,4 млрд. рублей в качестве софинансирования, большая часть которых была направлена на модернизацию материально-технической учебной базы вузов.
2.5 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования С 2007 года в приоритетный национальный проект "Образование" включено новое направление "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
Стратегической задачей данного направления нацпроекта выступает преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие агропромышленного комплекса", "Здоровье", "Образование". Конкурсный отбор проводится с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объёме от 20 до 30 млн. рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. При отборе образовательных учреждений одним из важнейших факторов являлась поддержка средствами работодателей подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Условием участия учреждений НПО/СПО в конкурсе выступает софинансирование их образовательных программ за счёт средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения. На участие в первом конкурсе было подано 266 заявок, в том числе 162 - от учреждений среднего профессионального образования, 104 - от учреждений начального профессионального образования. Конкурсной комиссией по формальным признакам было отклонено 55 заявок. Кроме того, Калининградский технический колледж попросил снять свою заявку с участия в конкурсе в связи с невозможностью софинансирования. Таким образом, к участию в конкурсе было допущено 210 заявок. 11 мая 2007 года по итогам представления экспертиз заявок участников конкурса, конкурсная комиссия путём тайного голосования определила 76 инновационных образовательных программ, которые получат финансирование из федерального бюджета в общем объёме 1,8 млрд. рублей. В числе победителей 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенных в 40 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов. 2.6 Инновационные школы Конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений проводится в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Данное направление нацпроекта предусматривает ежегодное оказание государственной поддержки 3 000 общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, по 1 млн. руб. каждому. Государственная поддержка осуществляется из средств федерального бюджета в объёме 3 млрд. рублей. Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений. Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями при участии родителей, ассоциаций выпускников, профессиональных объединений работодателей, журналистов, экспертов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзной организации работников народного образования и науки и других общественных организаций. Списки учреждений - победителей региональных конкурсов не позднее 15 июня должны быть направлены в Минобрнауки России, издающего приказ об учреждениях - победителях, которым предоставляется государственная поддержка на реализацию программ развития. Победители конкурса также награждаются Дипломами Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2006 году государственная поддержка по итогам конкурсного отбора оказана 3 тыс. общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, внедряющих инновационные образовательные программы в объёме 3,0 млрд. рублей. Объём средств софинансирования субъекты определяли самостоятельно. Предусмотренные средства федерального бюджета были направлены в субъекты Российской Федерации в полном объёме в июне-июле 2006 года. В соответствии со ст. 52, п. 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства, не освоенные в 2006 году школами-победителями в 25 субъектах Российской Федерации, перенесены на эти же цели в 2007 году. В 2007 году государственная поддержка на конкурсной основе была оказана 3 тысячам общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в объёме 3,0 млрд. руб. В конкурсе 2007 года могли принять участие общеобразовательные учреждения, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе. В мае-июле 2007 г. направлены в субъекты Российской Федерации субсидии в объеме 3,0 млрд. руб., что составляет 100 процентов годового объёма средств. Таким образом, в 2006-2007 годах государственная поддержка оказана 6 тысячам общеобразовательных учреждений (в том числе 161 общеобразовательное учреждение приняло участие в конкурсе и стало повторно победителем), внедряющих инновационные образовательные программы, в том числе часть школ-победителей 2006 года (161) стали победителями конкурса 2007 года вторично, что не противоречит Порядку и критериям конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 марта 2006 г. N 46. Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд. рублей. В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18-20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12 процентов пенсионеров до 11 процентов); улучшилась материальная оснащенность школ. Один из конкурсных критериев заключается в том, что школа, претендующая на государственную поддержку, должна стать ресурсным центром для других школ, организаций социальной сферы или местных жителей. Таким образом, в ходе конкурсного отбора поддержана практика создания опорных школ, предоставляющих доступное качественное образование возможно более широкому кругу граждан, школ, оказывающих методическую помощь педагогам из других учреждений, способствуя их профессиональному росту.
Таким образом, приоритетный национальный проект стал практическим инструментом запуска системных изменений в сфере образования. Направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены"[7].

3. Реализация государственной образовательной политики России в 2007-начале 2008 г. В прошедшем году Министерство образования и науки РФ за счет совершенствования нормативной базы и введения новых организационно-финансовых механизмов, в соответствии с приоритетами государственной политики, создало нормативную основу для решения большинства проблемных вопросов в сфере образования и науки. Так, только в 2007 году разработано и принято свыше 20 законов, направленных на модернизацию сферы образования и науки. Это позволило повысить качество общего образования и доступность высшего и среднего профессионального образования за счет введения единого государственного экзамена, приблизить высшее образование к потребностям рынка труда за счет введения уровней высшего профессионального образования, расширения участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, изменения структуры федерального государственного образовательного стандарта, внесения в него требований к условиям реализации основных образовательных программ. Принятие поправок в законы о науке и образовании позволило полноценно использовать образовательный потенциал академической науки и обеспечить вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность за счет усиления степени интеграции образования и науки, повысить эффективность деятельности государственных академий наук за счет большей экономической самостоятельности, дополнительных академических свобод и повышения ответственности за результаты их деятельности. Принятые нормативные акты Правительства и Министерства позволили повысить требования к подготовке кадров высшей квалификации за счет усовершенствования системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров путем повышения транспарентности работы диссертационных советов, экспертных советов ВАК. Однако за последнее десятилетие количество защит по так называемым модным гуманитарным специальностям увеличилось в разы. Благодаря принятым мерам удается упорядочить этот процесс. В частности, за 2007 год количество диссертационных советов уменьшилось вдвое, в первую очередь за счет советов именно по этим направлениям Реализация системных изменений, заложенных в созданной нормативной базе, обеспечивалась за счет введения новых институтов в указанных сферах. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" позволила на практике начать переход на новые механизмы финансирования, обеспечивающие структурные и институциональные изменения, которых требует от системы образования инновационная экономика. При этом средства на поддержку программ развития образовательных учреждений выделялись на конкурсной основе и были обусловлены как четко сформулированными обязательствами со стороны учреждений, так и значительным софинансированием со стороны заинтересованных партнеров. Одним из таких примеров в рамках создания новых институтов образовательной деятельности является работа по поддержке на конкурсной основе региональных комплексных проектов модернизации образования. Эта работа началась в 2007 году, реализуя принцип партнерства регионов с федеральным центром. Яркий пример эффективности партнерских отношений: к выделенным в 2007 году из федерального бюджета 4 млрд.рублей регионы добавили почти в 2 раза большую сумму, а в Краснодарском крае на 1 рубль федеральных средств приходится 7 рублей региональных[8]. Был сделан ряд практических шагов по продвижению принципов нормативного подушевого финансирования в образовании. Такой подход реализован при обеспечении школьников учебным оборудованием и автобусами, при поддержке классных руководителей, лучших школ и учителей, а также при распределении средств между регионами, внедряющими комплексные проекты модернизации образования. Во всех этих проектах деньги выделялись пропорционально количеству учеников с учетом особенностей сельских школ. Утвержденный Правительством Российской Федерации устав Российской академии наук существенно расширил ее права, позволив ей самой определять основные направления фундаментальных исследований по естественным, техническим, гуманитарным и общественным наукам, распоряжаться правами на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности. Министерством разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. При этом запланированный объем финансирования программы на 5 лет составляет более 250 млрд.рублей[9]. Кроме того, Российской академии наук предоставлено право самостоятельно определять численность работников и систему оплаты труда. Министерством в течение всех четырех лет активно внедрялся метод программного финансирования науки с привлечением финансовых ресурсов заинтересованных партнеров со стороны бизнеса. Эти подходы были опробованы в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы, и получили свое развитие в новой ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", которая реализуется исключительно с использованием принципов государственно-частного партнерства, включая привлечение существенных средств из внебюджетных источников. Проект подключения всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет позволил существенно продвинуться в обеспечении доступности качественного образования школьникам вне зависимости от того, где они живут. Это во многом перевернуло представления и школьников, и учителей о современных образовательных технологиях. Новое поколение учащихся предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными и образовательными технологиями, формирующий в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду, то есть именно ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании. Для обеспечения профессионального и карьерного роста граждан был начат в этом учебном году эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Помимо кредита на оплату образования введено понятие "сопутствующего кредита", обеспечивающего покрытие затрат на жилье, питание, транспорт во время учебы, что позволит повысить доступность качественного высшего профессионального образования, в том числе для малообеспеченных семей.
Безусловно, важнейшим принципом в нашей работе является ставка на лидеров, на формирование и развитие прорывных направлений. Эти лидеры выявлены и поддержаны во всех направлениях в рамках национального проекта. Лучшие школы стали базовыми в своих регионах, в том числе в комплексных проектах модернизации образования. Поддержка начального и среднего профессионального образования с участием бизнес-партнеров позволила создать ресурсные центры. В рамках приоритетного национального проекта начато формирование научно-образовательных комплексов на базе создаваемых федеральных университетов, которые должны обеспечить реализацию задач социально-экономического развития Южного и Сибирского федеральных округов. Интеграционные процессы в образовании, науке и промышленности наиболее ярко проявились в вузах - победителях конкурсов инновационных проектов. Важно отметить, что начатая практическая работа по созданию новых образовательных стандартов также возглавляется лидерами национального проекта. Так, ведущими университетами России на конкурсной основе разработано 66 проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по уровням "бакалавриат", "магистратура". Эффективность нашей политики в сфере образования и науки во многом зависит от правильного видения глобальных тенденций. В 2007 году Министерство образования и науки РФ завершило разработку прогнозной потребности в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием до 2015 года. Этот прогноз согласован с РСПП, Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. Благодаря увеличению финансирования сферы образования расходы федерального бюджета на одного студента выросли с 2004 года почти в три раза и составили 78 тыс. рублей в год. В 2007 году впервые был разработан проект долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года, содержащий информацию о важнейших внешних и внутренних тенденциях, определяющих развитие мировой экономики; направления технологического развития мировой экономики; место Российской Федерации в мировом научно-технологическом пространстве; национальные приоритеты научно-технологического развития. Касаясь международной политики России в сфере образования, можно сказать, что достигнутый уровень договорно-правовых отношений с зарубежными странами позволил обеспечить меры по расширению экспорта российских образовательных услуг, совершенствованию и развитию сети совместных образовательных учреждений и филиалов российских вузов за рубежом Развитию экспорта образовательных услуг служат также последовательные усилия по подготовке международных соглашений о признании документов об образовании. Работа в этом направлении ведётся в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, а также с рядом стран ближнего и дальнего зарубежья на двусторонней основе. В целях последовательного укрепления позиций российских ученых в мировом научном сообществе предпринимаются усилия по обеспечению более активного участия научных коллективов в проектах 7-й Рамочной программы Евросоюза на 2006-2013 годы. В течение 2007 года Министерством образования и науки РФ и научным директоратом Европейской комиссии были сформированы четыре рабочие группы по направлениям: нанотехнологии, науки о жизни, аграрное и пищевое и энергетика. По двум из них уже объявлены совместные конкурсы. Возрастает объём международного сотрудничества, направленного на усиление позиций русского языка за рубежом, чему во многом способствовала инициатива Президента России В.В.Путина о провозглашении 2007 года Годом русского языка в мире. Вопросы преподавания и изучения русского языка стали составной частью программ двустороннего и многостороннего сотрудничества. Итак, во второй половине десятилетия, как и было запланировано, в 2006-2010, действительно обозначились первые результаты модернизации образования: ¾ рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков; ¾ реальное повышение качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и профессиональной школы на международный уровень; повышение экспорта образовательных услуг России (хотя и незначительно); ¾ снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности; ¾ на основе повышения заработной платы работников образования обеспечивается рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение; ¾ повышение конкурентноспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда. Основные направления деятельности государства в сфере образования в 2008 году и на предстоящий период: - создание в перспективе (в 2010 году) федерального нормативного акта, интегрирующего на новом качественном уровне все законодательство об образовании. - в наступившем году будет продолжена реализация всех направлений приоритетного национального проекта "Образование". В частности, в полтора раза возрастет количество регионов, получающих поддержку на внедрение комплексных проектов модернизации образования. Наряду с введением новой системы оплаты труда учителей, переходом на нормативное подушевое финансирование школ и другими ключевыми направлениями, в рамках комплексных проектов в 2008 году будет отработана новая модель повышения квалификации работников образования, в первую очередь, руководителей. Только на эти цели в 2008 году предусмотрено 650 млн. рублей. - Кроме того, с этого года в рамках приоритетного национального проекта будет реализовываться эксперимент по совершенствованию организации школьного питания. В дальнейшем ряд ключевых направлений национального проекта лягут в основу государственных программ. - В самое ближайшее время планируется перевести все учреждения общего образования на нормативное подушевое финансирование и одновременно начать введение нормативного финансирования в профессиональном образовании. К 2010 году планируется установить нормативы по всем профилям и направлениям подготовки. В настоящее время Министерство завершает разработку федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", целью которой является привлечение молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепление ее в этой сфере. Начало реализации ФЦП планируется в 2009 году.
Одновременно готовится необходимая нормативная база для запуска в 2009 году не менее 50 проектов поддержки интеграции вузов и научных учреждений с реальной экономикой. - В 2008 году будут продолжены работы по созданию федеральных университетов. С учетом этого опыта в последующие годы на конкурсной основе будет формироваться система научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов.
- 2008 год - переходный для введения ЕГЭ в штатном режиме на всей территории Российской Федерации. Достижение определенных результатов по ЕГЭ должно стать как пропуском на бюджетное место в вузе, так и обусловливать саму возможность получения высшего образования. - В 2008 году продолжатся работы и по созданию новых стандартов в профессиональном образовании. К 2009 году предстоит осуществить необходимые подготовительные работы по созданию национальной рамки квалификации и системы общественно-профессиональной сертификации. - Предстоит создать нормативную базу для проведения оценки результативности деятельности научных организаций государственного сектора. - Начнется реализация пилотного проекта по созданию научно-исследовательского центра на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт", направленного на отработку механизма деятельности НИЦ, как "центров превосходства" в научно-технической сфере по прорывным направлениям технологического развития. - Министерство образования и науки нацелено на получение РФ статуса ассоциированного члена 7 Рамочной Программы ЕС в рамках интеграции отечественной науки в глобальные процессы научно-технологического развития, позволяющей получить доступ к европейским "технологическим платформам". - Важнейшим направлением станет вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, разработанных за счет средств федерального бюджета, отработка процедур передачи исполнителям прав на технологии, принадлежащие РФ и субъектам РФ, а также решение вопросов, связанных с передачей технологий гражданского назначения за рубеж. Соответствующие проекты нормативных правовых актов уже подготовлены и внесены в Правительство. - Заканчивается разработка законопроектов, позволяющих бюджетным учреждениям в сфере науки и образования учреждать малые предприятия с целью внедрения результатов научно-технических разработок и разрешающие вносить в качестве вклада в уставный капитал указанных предприятий внебюджетные средства, имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому можно быть уверенными, что успешная реализация системных изменений в сфере образования, науки и инноваций позволят нашей стране стать лидером в "экономике знаний", сформировать эффективную национальную инновационную систему, развить человеческий потенциал нации.
Заключение На основе изложенной информации можно констатировать, что главные задачи, стоящие перед системой образования по обеспечению запуска процесса модернизации образовательной отрасли, в основном решены. Благодаря поддержке Президента Российской Федерации, всех органов законодательной и исполнительной власти Минобразованию России и органам управления образованием удалось осуществить ряд мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования. Произошло кардинальное изменение отношения всех государственных структур к проблемам образования. Намеченный Государственным советом Российской Федерации и нормативно закрепленный Концепцией модернизации российского образования курс на обновление образовательной отрасли успешно реализуется. Положительно оценивая результаты выполнения указанной Концепции, следует подчеркнуть, что еще предстоит масштабная работа по развитию образования, которая требует мобилизации сил государства и общества. Однако существуют и некоторые отрицательные стороны реализации образовательной политики. Так, «существенным дефектом управления процессами развития образования в регионах Российской Федерации и отдельных муниципалитетах является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований. Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием»[10]. Действительно, подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: "В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип "управление по результатам". В связи с этим Национальным фондом подготовки кадров предлагаются индикаторы результативности деятельности органов управления образованием в регионах. Они отражают эффективность деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием по обеспечению доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Итак, Национальный проект "Образование" в образовательной политике России позволил заложить основы для эффективного развития этой сферы с учетом современных требований и реалий. По словам министр науки и образования Андрея Фурсенко "в результате национального проекта заложены основы современной модели образования и интегрированного наукой и экономикой, и отработаны эффективные механизмы содействия программам социального развития"[11].
Список литературы: 1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. – 2002. - №4. – С. 3 – 31. 3. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. – 2002. - №2. – С. 2 – 50. 4. Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/ 5. Административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России N 5 от 11 января 2007 г. 6. Национальный проект «Образование» (Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/ ) 7. Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год \\ Доклад Министра А.Фурсенко на заседании коллегии Министерства об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год. – М., 15 февраля 2008 г.
8. Методические рекомендации по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования //Проект «Реформа системы образования».
http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project 9. Доклад Министра науки и образования А. Фурсенко на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008 10. Борисов, П.П. Компетентностно - деятельный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №1. – С.58-61. 11. Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. – 2003. - №2. – С.113-120. 12. Звенигородская Г.П. Содержание образования в контексте идей модернизации // Управление в образовании. – 2003. - №1. – С.11-17. [1] О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. №393. [2] Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. – 2003. - №2. – С.113-120. [3] Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/ [4] Административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России N 5 от 11 января 2007 г. [5] Из выступления В.В. Путина, 5 сентября 2005 года [6] Национальный проект «Образование» (Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/ ) [7] Сайт Министерства образования и науки РФ // http://www.mon.gov.ru/work/obr/prior/ [8] Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачи на 2008 год \\ Доклад Министра А.Фурсенко на заседании коллегии Министерства об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2007 году и задачах на 2008 год. – М., 15 февраля 2008 г. [9] Там же. [10] «Методические рекомендации по использованию индикаторов эффективности деятельности органов управления образованием в регионах России по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования» //Проект «Реформа системы образования». http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/rso/about/about_project [11] Доклад на заседании Совета по национальным проектам// Пресс-центр Министерства образования и науки. Итар-Тасс 28.02.2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухучет в банках
Реферат Организация кредитного процесса 2
Реферат Социальные функции морали
Реферат Статистическое изучение расходов и потребления населения
Реферат Статистика населения 5
Реферат Практическое применение дидактических игр на уроках английского языка
Реферат Актуальные проблемы, возникающие в практике арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц
Реферат Статистические методы уровня доходов населения
Реферат Статистический анализ спроса и предложения рабочей силы
Реферат Статистическое изучение взаимосвязей общественных явлений
Реферат Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе
Реферат Статистика денежного обращения 3
Реферат Анализ текущего состояния накопительной пенсионной системы на 1 апреля 2010г. По состоянию на 1 апреля 2010 год
Реферат Створення бізнес плану більярдного клубу Космо 2
Реферат Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО