НЛП – нейро - лингвистическое программирование.
НЛП – это, прежде всего дисциплина, занимающаяся моделированием, т.е. выявлением, формализацией и передачей успешного опыта в самых различных областях, таких как психология, менеджмент, образование и т.д.
Моделирование в НЛП предоставляет нам один из самых эффективных на сегодня методов обучения обучению. НЛП дает нам полезные знания и навыки, с помощью которых мы можем достигать поставленных целей и решать различные проблемы в личной жизни и профессиональной деятельности. По своей сути моделирование есть процесс «обмена идеями». Развитие способности к моделированию открывает человечеству множество недоступных прежде возможностей. Моделированием называется процесс, в ходе которого то или иное сложное событие или явление разбивается на достаточно мелкие элементы, позволяющие воспроизвести или определенным образом использовать это событие или явление.
Механизмы моделирования в НЛП подразумевают выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа шаг за шагом складываются стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
НЛП является наукой о поведении, предоставляющей:
- эпистемологию – систему знаний и ценностей
- методологию – приемы и процедуры применения знаний и ценностей
- технологию – средства, позволяющие применять эти знания и ценности
Компонент «нейро» относится к нервной системе. Существенная часть НЛП связана с пониманием и использованием принципов и паттернов нервной системы. Согласно НЛП, мышление, память, творчество, создание мысленных образов и все остальные когнитивные процессы являются результатом выполнения определенных программ внутри нервной системы человека. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.
НЛП связано также с «лингвистикой». С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы, однако при этом стимулирует и формирует деятельность самой нервной системы. С уверенностью можно сказать, что язык представляет собой один из основных способов, которыми один человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей. Таким образом, эффективное общение и взаимодействие связаны с использованием языка для обучения, стимуляции и вербализации понятий, целей и проблем применительно к той или иной задаче или ситуации.
Наконец, понятие «программирование». В основе нейро-лингвистического программирования лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейро-лингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. Иными словами, мы как человеческие существа осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования. Мы реагируем на проблемы и воспринимаем новые идеи согласно тому типу психологических программ, которые создали внутри себя, - а эти программы далеко не одинаковы. Программирование позволяет построить практическую модель психологических элементов, необходимых для эффективного руководства, мышления и поведения.
Большинство методик и приемов НЛП берут начало в таком процессе, как «моделирование». Первичная задача НЛП заключается в том, чтобы смоделировать эффективное поведение и скрытые за ним когнитивные процессы. Моделирование в НЛП подразумевает определение того, как работает мозг, путем анализа языковых паттернов и невербальной коммуникации. Затем результаты подобного анализа шаг за шагом складываются в стратегии или программы, служащие для передачи навыка другим людям или в другие сферы применения.
Таким образом, несмотря на то, что в НЛП много внимания уделяется определению и признанию индивидуальных различий и индивидуальных стилей мышления, здесь утверждается также, что мы можем учиться на опыте других людей, потому что между нашими нервными системами существует сходство по многим фундаментальным параметрам. Кроме того, для нас могут оказаться полезными программы других людей.
Вероятно, самым важным аспектом НЛП является его практичность. Понятия и тренинга НЛП делают акцент на интерактивных, экспериментальных контекстах обучения, позволяющих с готовностью воспринимать и понимать принципы и процессы. Более того, поскольку механизмы НЛП списаны с эффективных человеческих образцов, даже люди с небольшим или нулевым опытом нередко интуитивно осознают ценности и структуры, лежащие в основе этих механизмов.
Тренинги по НЛП используются во многих крупных корпорациях и организациях мира, включая «Фиат», 1ВМ, Атеriсап Ехрrеss, Армию Соединенных Штатов, Государственную железную дорогу Италии, Арр1е Сотрuter, Xerox, Меrrill Lупсh, Меrсеdеs Вепz, ВМW и др.
Принципы НЛП
В основе НЛП лежит ряд базовых предположений, которые описывают взаимоотношения человека и реальности и играют важную роль во всех сферах человеческой деятельности.
Карта не есть территория
НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория. Людям не дано познать реальность, в том смысле, что нам приходится воспринимать ее с помощью органов чувств, а возможности этих органов ограничены. Пчела, глядящая на эту же самую страницу, воспримет ее совершенно иначе, чем человек, поскольку вся сенсорная организация пчелы отличается от человеческой. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, которую получаем через органы чувств, а также взаимосвязей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями и другими переживаниями. Следовательно, мы реагируем не на реальность как таковую, а на собственные карты этой реальности.
С этой точки зрения, «правильных» или «неправильных» «карт мира» не существует. У каждого из нас есть собственное мировоззрение, основанное на индивидуальных нейролингвистических картах. Именно эти карты, в большей степени чем сама реальность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир, как реагируем на него и каким значением наделяем собственное поведение и переживания. Таким образом, нас ограничивает, сдерживает или наделяет могуществом не «внешняя» реальность, а скорее наша карта этой реальности. Основная идея ЫЛП заключается в том, что если дополнить или расширить свою «карту мира», в той же реальности можно обнаружить гораздо больше возможностей для выбора. Первоочередная задача инструментов и приемов НЛП — помочь нам расширить, дополнить или обогатить наши «карты мира». Базовое предположение НЛП гласит: чем богаче твоя «карта мира», тем больше у тебя шансов справиться с любой житейской ситуацией.
Жизнь и сознание обладают системным характером
Второе допущение НЛП заключается в том, что жизнь и сознание являются системными процессами. Иными словами, мы являемся системой взаимодействий, составленной из множества подсистем, и в то же время мы — система внутри ряда более крупных систем. Взаимодействия, имеющие место внутри человека, а также между людьми и их окружением, носят системный характер и происходят согласно определенным системным принципам. Наши тела, наши межличностные отношения и объединения складываются в определенную экологию систем и подсистем, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
Невозможно на каком-либо уровне полностью изолировать одну часть системы от другой. Люди подвержены влиянию многих аспектов окружающей их системы. Важно учитывать не только процессы, протекающие внутри человека, но и то влияние, которое оказывает на него окружающая система. В частности, личность или процесс, успешно функционирующие в системе или окружении одного вида, могут столкнуться с ограничениями или запретами в системе другого вида. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимодействий, которая стимулирует, поощряет то или иное явление или процесс и воздействует на него.
Закон необходимого разнообразия
В теории систем существует принцип, который называется «закон необходимого разнообразия». Этот принцип имеет большое значение для любой успешной деятельности. Суть его заключается в том, что необходимо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых мы пытаемся достичь результата. Даже эффективные в прошлом приемы могут утратить свою действенность, если изменится окружение или система. Другими словами, одной из ловушек или ограничений для творчества является единожды достигнутый успех. Легко поверить в то, что действия, которые приносили успех прежде, будут успешными и впредь. Однако если в окружающей системе произошли какие-либо изменения, старые приемы уже не будут действовать.
В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что «для успешной адаптации и выживания элемент системы должен обладать определенным минимальным запасом гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна потенциальной вариабельности или неопределенности остальной части системы». Другими словами, если человек хочет достичь определенной цели, ему необходимо найти несколько способов ее достижения. Число вариантов, гарантирующих получение результата, зависит от масштаба вероятных изменений 'внутри системы, в которой находится желаемая цель.
Представим себе, что перед человеком стоит задача: перенести стул на другой конец комнаты. Если изменения в окружающей среде незначительны, для выполнения задачи не потребуется особенной гибкости. Человек поднимает стул и несет его прямо через комнату. Однако если этот же человек находится в Калифорнии в момент землетрясения, то для достижения цели ему придется увеличить потенциал вариабельности, поскольку землетрясение привносит существенные изменения в окружение. Не исключено, что при этом человеку придется увертываться от падающих кусков потолка. Гибкость окажется необходимым условием адаптации и выживания.
Все дело в том, что определение количества гибкости, которого требует ситуация, является результатом оценки взаимоотношений между членами системы и самой системой. Фактически в зависимости от момента и контекста изменений, потребность в гибкости может возрастать.
Другое положение закона необходимого разнообразия заключается в том, что участник системы, обладающий наибольшей гибкостью, является также каталитическим элементом этой системы. Этот принцип имеет большое значение для руководителей. Способность быть гибким и чувствительным к изменениям немаловажна в отношении управления самой системой.
Ключевой вопрос успешности действий — как сохранить равновесие между готовностью к изменению и такими ценностями, как «последовательность» и «конгруэнтность» поведения. Ответ зависит от того, какое место мы отводим гибкости. Если вести себя последовательно по отношению к поставленной цели, необходимо проявлять гибкость в методах ее достижения. Уровни, на которых нам необходима гибкость, в некотором смысле определяются тем, на каких уровнях мы решаем быть ригидными. Например, человек решает достичь компетентности в вопросах управления или мотивирования других людей, и проявляет в этом постоянство. Следовательно, ему необходима гибкость в ситуациях адаптации к новым мотивам людей или новому окружению.
Или представим себе музыканта, который стремится работать с постоянным уровнем звучания и определенной степенью качества. Такому человеку потребуется способность адаптироваться к акустическим различиям концертных залов и музыкальных инструментов. Настоящая компетентность в каком-то вопросе непременно требует гибкости в одних сферах и жесткости в других. Следовательно, понятие гибкости необходимо рассматривать с учетом всей системы. Компетентность подразумевает последовательность. Однако, если вы последовательны в одном вопросе, вам необходима гибкость в других областях, чтобы приспособиться к неизменной части системы.
Еще один конкретный пример: в Калифорнии можно строить высокие здания. Однако чтобы гарантировать устойчивость такого небоскреба во время землетрясения, строителям приходится закладывать фундамент, способный выдерживать линейные колебания до 16 футов в обе стороны. Один из настоящих секретов успешного и творческого управления — умение определить точку гибкости. В конечном счете, это вопрос экологии.
ЭТАПЫ НЕДОЛГОГО ПУТИ
Анатолий Левенчук Статья опубликована журналом "Компьютера" #18(246)
Прежде всего, нужно помнить, что нейролингвистическому программированию всего около 25 лет. Главные отцы-основатели познакомились и начали исследования в 1972 году, а сам термин появился только весной 1976 года. Позиционировалось это новоявленное программирование, как первая прикладная эпистемология (наука о том, как мы что-либо узнаем об окружающем мире).
Начальный этап развития НЛП был основан на исследованиях в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделирования гештальт-терапии, гипнотерапии и семейной терапии. Человек и его языковые (лингвистические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем, стратегий, субмодальностей, отделения намерения от поведения. Далее так закодированный (то есть описанный в этих терминах) человек становился объектом для применения "старых" техник шести шагового рефрейминга, изменения персональной истории, якорения, визуально-кинестетической диссоциации и т.д. Читателю не нужно знание этих древних, но актуальных по сей день техник, чтобы понять простую мысль: все эти техники никак не были связаны с "духовным" началом в человеке. Любому адепту НЛП вручались не слишком совершенные магические очки и магические инструменты - и эти адепты-техники начинали беспорядочно крутить этими магическими инструментами все замеченные в человеке через магические очки винтики и гаечки. И получали критику данного подхода - только ленивый не критиковал НЛП в этот период.
К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что никакого отношения такой подход не имеет к тому, чтобы делать человека методами НЛП мудрым. Дурак знает только один способ изменить что-либо во внешнем мире, умный знает несколько альтернативных способов, а мудрый выбирает - менять что-либо во внешнем мире, или в себе, во внутреннем мире. Второй этап развития НЛП связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, плюс работами Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информации и биологии, книжками Карлоса Кастанеды, а также опытом изучения африканских магических традиций, который получили некоторые отцы и матери-основательницы НЛП Задача ставилась так: какие ДРУГИЕ, нежели в Old Code, описания можно было бы предложить для человека, чтобы переместить акцент чуть-чуть ближе к "мудрости"? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от критики за излишнюю технологичность и бездуховность.
Описания были найдены и получили наименование New Code. Человек описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения сознания и не сознания (unconscious), баланса между практикой и спонтанностью, позиций восприятия, характерологических прилагательных, внимания, множественности описаний. В НЛП густо запахло шаманами и их практиками, разговорами о смысле жизни и предназначении, духовности и т.д. Изучение религиозного опыта, техники сопереживания, любовь и корпоративная культура - почувствуйте разницу в тематике исследований! Рынок искателей духовности захватывался очень легко - моделирование измененных состояний сознания всегда являлось сильной стороной НЛП, шла ли речь о гипнозе на первых порах или "духовной медитации" в этап Нового Кода. Бизнес-консультирование тоже шло в гору, потому что корпорации не слишком хорошо описывались в терминах Старого Кода, но хоть как-то - в терминах Нового. Этот этап шел с 1984 года (появление первой книжки на эту тему) примерно десять лет.
Systemic NLP появился как относительно новый тренд - это попытка собрать достижения "технологов" Старого Кода и "духовных гуру" Нового Кода и построить слегка более стройную систему самого НЛП. На начальном этапе НЛП системный подход означал то, что описываемый человек рассматривался как система. А нынешний этап пытается рассмотреть в качестве системы описания, даваемые человеку НЛП. Это весьма нетривиальная задача, ибо в НЛП появилось довольно много всего разного, и "причесать" этот клубок моделей оказывается очень нелегко. А еще хочется включить самые последние достижения философии, computer science и других не менее симпатичных наук. Дела идут не слишком быстро - тем более что "причесывателей" находится значительно меньше, чем юзеров результатов…
А совсем недавно в бурном НЛП-движении случился раскол. Два главных отца-основателя перессорились на почве прав собственности на НЛП. И один из них (Ричард Бэндлер, Richard Bandler) сделал два нетривиальных шага.
Во-первых, он подал в суд на сообщество нейролингвистических программистов, заявив свои личные права на торговую марку NLP™. Сообщество во главе со вторым главным отцом-основателем (Джоном Гриндером, John Grinder) просто обалдело, ибо НЛП традиционно имело статус области знаний, или области практики - никто же не заявляет права на наименования "Физика" или "Бальные танцы"! Сообщество поэтому ушло в глухую оборону, по ходу дела консолидируясь и выясняя, что же такое "NLP".
Во-вторых, Ричард Бэндлер заявил о том, что НЛП - это уже давно пройденный этап, и он лично изобрел и начал использовать DHE™ - не забыв на этот раз приписать к названию заветный значок trade mark. Design Human Engineering™ призвано маркетингово конкурировать с НЛП. Бэндлер заявляет, что NLP™ позволяет только повторять. Лучшие свои состояния и достижения, или лучшие чужие состояния и достижения - но только повторять. Кроме того, NLP™ - это техники и способы последовательной обработки. Обратили внимание, какое именно НЛП? Правильно, Бэндлеровское же НЛП с трейдмарком (что вызывает жесткое противостояние всех его бывших соратников). И, конечно, в противовес так понимаемому и не слишком пока частному НЛП, Бэндлер переходит к вполне уже частному DHE™ - созданию (сочинению, придумыванию, проектированию) новых невиданных еще техник, получению доступа к небывалым еще состояниям творчества и удовольствия и т.д. Конечно, если НЛП работает последовательно, то DHE™ работает параллельно.
Сама работа Бэндлера не стала хуже - он по-прежнему велик, отзывы его клиентов так же восторженны, он продолжает постоянно придумывать что-то новое, хотя уже не в общественное, а в свое частное пользование.
Принципы моделирования-программирования человеческого мозга и соответствующие этим моделям техники, к которым двадцать лет протаптывалась тропинка, работают - как бы их ни называли, и кто бы их ни называл. Компьютерное программирование всегда включало в себя как компоненту моделирования, так и демиургическую компоненту. Моделирование нужно до того момента, пока модельер чего-то не понимает. После понимания модельер превращается в Творца. И не совсем понятно, почему моделирование и творение в каком-либо программировании должны носить разные имена - разве только из соображений бизнеса…