СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел І. Техника дзюдо
1.1. Основные движения в дзюдо
Раздел П. Спортивные тренировки борцов
2.1. Тренировки - цели, задачи, содержание
2.2. Организационные формы тренировок
Раздел Ш. Специальные упражнения борцов на примере дзюдо
3.1. Упражнения, направленные на общее развитие
3.2. Специальные упражнения
3.3. Упражнения, направленные на развитие двигательных
способностей
3.4. Упражнения, направленные на развитие психических качеств
3.5. Учебные поединки
3.6. Упражнения, направленные на активный отдых
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня борьба дзюдо - составная часть физического воспитания в японских средних общеобразовательных школах, и направлена она прежде всего на укрепление здоровья, развитие силы и двигательных функций. Основная задача - научить школьников системе тренировок и подготовить их к выступлениям на соревнованиях, научить атаковать и защищаться. В ходе обучения реализуются следующие цели:
- ученик, одетый в дзюдоги (специальное кимоно для борьбы дзюдо), в единоборстве с партнером совершенствует технику и мастерство;
- тренировки и соревнования дисциплинируют партнеров, учат взаимоуважению, воспитывают в них чувство справедливости, способствуют проведению тренировок и соревнований в духе взаимного доверия;
- заниматься дзюдо не опасно, так как опасные приемы запрещены, борьба идет на матах татами. Кроме того, существует особая система страховки и самостраховки;
- история развития дзюдо имеет свою специфику. Рожденное из боевых видов борьбы дзю-дзюцу, оно стало средством закаливания тела и духа, Лучшие качества дзюдзюцу были трансформированы Дзигаро Кано в дзюдо.
Борцы должны уметь:
- бороться с атакующим и обороняющимся противником, судить соревнования;
- уважать противника, соблюдать этику борьбы, ставить цели и задачи в соответствии со своими тактико-техническими возможностями, самостоятельно планировать свои тренировки;
- следить за безопасностью занимающихся, чистотой борцовского зала и спортивного инвентаря, не использовать запрещенные приемы, тренировки направлять только на укрепление здоровья.
Техника дзюдо состоит из трех разделов: бросков, борьбы лежа и боевого раздела. Для того чтобы овладеть ею, борцы должны уметь хорошо выполнять основные элементы борьбы. К ним относятся страховка (у к э м и) - умение падать после бросков, не повредив партнера и себя; перемещение нормальными шагами (аюмиаси) и подшагиванием (цугаиси); умение выбирать верный захват и неприступную стойку; владеть всеми способами выведения из равновесия противника (кудзуси) и уметь выполнять все повороты (тайсабаки). Броски используются в обоюдной схватке, когда партнеры, ловко перемещаясь, пытаются вывести друг друга из равновесия и провести тот или иной прием. Например, стараясь сохранить равновесие, один из борцов пытается изменить центр тяжести партнера. Рационально используя точку опоры и точку приложения сил, он бросает противника в направлении выведения того из равновесия. В борьбе лежа партнеры также ищут возможность вывести друг друга из устойчивого положения и, используя ошибки противника, стремятся подавить его сопротивление. С повышением мастерства переходят к изучению комбинаций приемов. Обучающиеся начинают участвовать в соревнованиях. По мере усвоения основных элементов борьбы, роста индивидуального мастерства приходит умение держаться на татами, страховать партнера и себя. Сегодня дзюдо - один из популярнейших видов борьбы. Тот, кто ценит в единоборстве не только физическую силу, но и ум, благородство, взаимное уважение, отдает свои симпатии дзюдо. Не случайно слово "дзюдо" можно перевести еще и как "искусство добиваться победы с помощью ума".
Тема курсовой работы "Специальные физические упражнения борцов на примере нового стиля борьбы" рассмотрена на примере борьбы дзюдо.
Цель работы - показать какие специальные физические упражнения должны знать борцы при изучении дзюдо.
Раздел І. Понятие о различных видах боевого искусства
Существует 3 раздела техники дзюдо - нагэ-вадза - техника бросков, катамэ-вадза - техника удержания, болевых приемов и удушений на земле и атэми-вадза - техника ударов в уязвимые точки человеческого тела, что же касается отдельных приемов, то можно сказать, что их неисчислимое количество. Эти виды техники отрабатываются в виде рандори - учебных схваток и ката - фиксированных парных форм, причем отдельные приемы представляют собой очень сложные действия. Если проанализировать и обобщить все эти технические приемы, разделяемые на множество видов и имеющие множество вариантов, мы поймем, что во всех них используются единые базовые действия (кихон доса). В качестве таких основ обычно указывают на: 1) сисэй (позиция, положение тела) и кумиката (классическая техника захвата); 2) синтай (передвижения вперед и назад) и тай-сабаки (повороты, развороты); 3) тикара-но схо (способы использования силы); 4) кудзуси (выведения из равновесия); 5) цу-кури (подготовка приема) и какэ (проведение приема); 6) укэми (приемы самостраховки) и др. В любом виде спорта подчеркивается важность основ. Осо-бенно большое внимание основам традиционно уделялось в дзюдо, кэндо и других видах спорта, которые издревле существовали в Японии в виде воинских искусств. В связи с этим в начале изучения дзюдо считалось необходимым, прежде всего, выработать соответствующий образ мыслей, настрой (кокоро-гамаэ), и наставники не передавали ученикам никаких технических приемов до полного овладения ими основами техники. Величественное здание, видимое глазу, возводится после завершения работ над созданием фундамента, который невидим. Точно также и в дзюдо следует строить правильную технику на прочном фундаменте основ. Если не заложить этот фундамент, то, сколько бы сил ты ни приложил, большей частью потратишь их зря и не добьешься ожидаемого результата, трудно будет добиться больших успехов. Изучающий дзюдо сначала должен хорошо понять важность основ, затем приложить силы для овладения ими, а после усовершенствования своей техники постоянно возвращаться к их отработке. 1.1. Основные движения в дзюдо
Основные движения в дзюдо - двигательные действия сложной структуры: приемы в положении стоя (нагэвадза) и приемы в борьбе лежа (катамэвадза). Внешняя форма и внутренняя динамика отдельных приемов часто отличаются друг от друга. Определенные приемы имеют одинаковую биохимическую основу и похожи друг на друга по внешней форме. В зависимости от проявления приемы делятся на группы (см. классификацию приемов), высшей степенью техники являются комбинации приемов в положении стоя и в борьбе лежа. Двигательные действия, приведенные ниже, имеют основное значение, так как постоянно повторяются: стойка, движения по татами, повороты, броски, падения.
Основные элементы техники:
- стойка (сизэи);
- захват (кумиката);
- передвижения (синтаи);
- повороты (таисабаки);
- падения (укэми).
Приемы:
- в борьбе в стойке (нагэ-вадза);
- в борьбе лежа (катамэвадза);
3. Комбинации приемов:
- в стойке;
- в борьбе лежа;
- переходы из борьбы в стойке в борьбу лежа.
Приемы служат для броска соперника прямой атакой или как защита против нападающего. Движения по татами и повороты тела используются в процессе подготовки атаки, но также и в защите.
Комбинации приемов - это сложное, целенаправленное, усвоенное двигательное целое. Они возникают соединением двух или более приемов. Высоко ре-зультативные дзюдоисты при-меняют различные комбинации приемов, создают их в процессе борьбы в зависимости от возник-шей ситуации. Эта способность требует совершенного усвоения техники и большого тактического опыта
1.2. Разучивание основных элементов техники
Стойка - сизэи
Один из основных принципов дзюдо - принцип максимальной эффективности. Важное значение имеет выпрямленная стойка. При разучивании приемов и других элементов техники исходим из естественного положения (сизэн-хонтаи); стоять, ноги на ширине плеч, вес тела перенести на передние части стоп, колени и плечи расслабить. Не сгибать спину, не напрягать мускулы живота и груди (подбородок наклонить к груди).
Защитное положение (зигохонтаи) - ноги широко расставлены, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперед.
Захваты - кумиката
Для того чтобы осуществить прием, надо сначала сделать захват. Одна из главных технико-тактических задач - применение захватов. Захват надо разучивать в нескольких вариантах. Если соперник опытный, он не позволит нападающему взять удобный захват, и в таком случае прием не получится.
Исходное положение при разучивании - правый захват. Правой рукой держим левую часть отворота кимоно соперника приблизительно на уровне плеч, локоть прижимаем к правой стороне груди. Левой рукой, приблизительно по середине, держим правый рукав соперника с внешней стороны. При левом захвате все наоборот.
При разучивании индивидуальной техники исходным будет захват, который лучше всего отвечает анатомо-морфологическим данным спортсмена. Важен способ захвата. Если на захват затрачивается большая сила, то руки напряжены, и в результате борьба носит защитный характер. Самый эффективный способ захвата, когда руки расслаблены, сила захвата сосредоточивается в пальцах - мизинце, безымянном и среднем. Способ эффективного захвата можно усвоить только длительной тренировкой. Опытный дзюдоист знает, как регулировать интенсивность захвата. Соперник в большинстве случаев не чувствует его захват и только когда он пытается атаковать, сталкивается с прочной блокировкой рук.
Передвижения - синтаи
Статический способ борьбы не всегда действенен. Поэтому надо с самого начала усвоить правильный способ передвижения.
Движение осуществляется мягким перемещением стоп (цуги-аси). Неопытные спортсмены часто начинают сначала движения туловищем, потом стопами. Это неправильно, так как легко можно попасть в неустойчивое положение. Расстояние между стопами должно быть неизменным. Стопы по мере возможности отрываются от татами. Вес тела никогда не переносится на одну ногу, а распределяется на обе ноги. Эти принципы надо соблюдать при движениях во всех направлениях. .
Повороты и подвороты - таисабаки
Повороты и подвороты важные элементы атаки и защиты. При подворотах, нужных для подготовки к атаке, надо все время быть в контакте с соперником. Руку, которая держит рукав соперника, тянуть вращением к туловищу. Другой рукой, которой придерживаем воротник соперника, притягиваем его к своему плечу. Повороты и подпороты также эффективный защитный элемент, если рывком освободить руку, которую тори держит за рукав в момент подготовки атаки.
Падения - укэми
Самостраховка имеет в дзюдо большое значение. В первую очередь - это одна из форм защиты. По своему значению падения принадлежат к самым важным элементам. Потенциальные способности и предпосылки у начинающих можно определить, наблюдая укэми. Ловкость и решительность дзюдоиста проявляется в том, каким способом он осуществляет падения. Степень усвоения техники падений в значительной мере зависит от того, каким способом осуществляются броски. Если дзюдоист не умеет правильно падать, то он неуверенно и атакует. И наоборот, если не боится падать, он будет атаковать соперника решительно, точно, уверенно. На тренировках техника падения должна быть отработана до автоматизма. Различают 3 основных вида падений:
- назад - усироукэми или когоукэми;
- на бок - йокоукэми или сокугоукэми;
- кувырком вперед - маукэми или зэнпокаитенукэми.
Все эти падения носят подготовительный характер. Они помогают усваивать технику падений в ситуациях, которые часто встречаются и повторяются в процессе тренировки.
Классификация приемов
На основе общих биомеханических принципов, сходства структуры движения и динамики приемы в дзюдо делятся на следующие группы и подгруппы
Вадза - техника приемов
1. Нагэвадза - приемы в борьбе стоя.
1. Тацивадза-броски:
а) тэвадза - техника рук (например, сэоинагэ);
б) госивадза - техника бедер (например, огоси);
в) асивадза - техника ног (например, дэасибараи).
2. Сутэмивадза - броски с падением проводящего прием:
а) масутэмивадза - броски с падением на спину (например, томоэнаге);
б) екосутэмивадза - броски с падением на бок (например, йокоотоси).
Катамэвадза - приемы в борьбе лежа.
1. Осаэвадза - техника удержания (например, кэсагатамэ, камисигогатамэ).
2. Зимэвадза - техника удушения (например, хадаказимэ).
3. Кансецувадза - техника болевых приемов (например, удэгарами).
Для приемов в борьбе на татами на практике часто используется термин нэвадза (это только приемы в борьбе лежа). Термин катамэвадза включает в себя и некоторые приемы в положении стоя.
Первоначальная классификация техники дзюдо включала в себя и атэвадза - технику ударов по болевым точкам, но сейчас применение этих приемов в соревновании запрещено.
Структура движений отдельных приемов представляет собой единое целое, состоящее из нескольких частичных двигательных актов.
Для всех приемов характерны три основные фазы:
- кудзуси - выведение из равновесия;
- цукури - подготовка броска;
- какэ - бросок.
Кудзуси - выведение из равoсия - очень важно для эффективности захвата в целом. Соперника можно выводить из oювесия двумя способами. Первый - характеризуется включением силы в одно из восьми направлений выведения из равновесия, при котором укэ не прочно стоит на ногах. Основные направления выведения из равновесия показаны на рис. 30. (Этот мюсоб называется хаппонокудзуси).
При втором способе укэ выведен из равновесия реагированием на атаку тори (хандонокудзуси).
Цукури - подготовка броска - характеризуется достижением тесного контакта с телом соперника. Способ подготовки специфический для каждого броска. Очень важен непрерывный перенос силы на соперника. Руки - это связь, при помощи которой переносится на соперника сила всего тела, После достижения контакта на сoерника действует и сила всех остальных мышечных групп.
Какэ - бросок - окончательная фаза, в которой укэ падает на спину или на бок.
При правильном проведении приема невозможно на глаз выделить отдельные фазы, воспринимается только одно очень быстрое унижение.
Важный момент при проведении захватов - скорость. В большинстве захватов скорость движения динамически возрастает с начала атаки.
Раздел П. Спортивные тренировки борцов
Известно, что спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). Эффект тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности, а она сама составляет основу подготовленности спортсмена к спортивным достижениям. При этом различают общую и специальную тренированность. Последняя характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта, а общая - к комплексу различных видов деятельности.
2.1. Тренировки - цели, задачи, содержание
Во всех видах спорта человек стремится победить соперника, достичь высоких результатов. В системе социалистической физкультуры спортивная тренировка имеет более широкие задачи: воспитание здоровых, всесторонне и гармонически развитых граждан общества, которое осуществляется посредством специализированной спортивной деятельности.
Еще в самом начале Кано (Дзигаро Кано (1860-1938) - основатель школы дзюдо) выдвинул три главные задачи тренировки: духовное и физическое развитие, ловкость. Первоначально дзюдо должно было выполнять функцию целостной системы физического воспитания. Эта цель не осуществилась, и сегодня дзюдо считается прежде всего видом спорта. Современная концепция дзюдо выдвигает на первый план цель - постоянно повышать результативность в соревнованиях.
Главными задачами спортивной тренировки являются: физическая, техническая, духовная подготовка и воспитание.
Физическая подготовка направлена на развитие двигательных способностей: скорости, силы, выносливости, ловкости, гибкости суставов.
Основным содержанием технической подготовки является усовершенствование приемов, которые способствуют достижению лучших результатов.
Духовная подготовка ведет спортсмена к самостоятельности, творческому решению различных задач. Воспитание является неотделимой частью тренировки. Оно означает единство идейного, морального и волевого воспитания.
Содержанием спортивной тренировки является комплекс движений, которые с течением времени сформировались в системы, названные физическими упражнениями. Они повышают способность человека работать дольше и интенсивнее.
Целесообразность физических упражнений определяется отношением их формы и структуры к специфике движения. Выделяются несколько основных групп физических упражнений:
1) общеразвивающие;
2) специфические;
3) соревнования;
4) упражнения, направленные на активный отдых и восстановление сил.
Всякое деление физических упражнений на группы имеет свои недостатки, но оно является основой для разработки новых комплексов. Систематизация облегчает на практике выбор соответствующих упражнений с учетом возраста спортсмена, его индивидуальной техники, времени и задачи тренировки и т. д
В спортивной борьбе можно обнаружить два подхода к средствам (упражнениям) специальной физической подготовки борца:
1. С упражнениями в выполнении фрагментов борьбы, т. е. проявляемых в исполнении специфических для борьбы действий.
2. С координационными упражнениями (подводящими - без и со снарядами, с манекеном, штангой, гирями и т. д.), с кондиционными - (развивающими - без снарядов, с манекеном, на тренажерах, партнером) и с сопряженными.
Кроме того, до настоящего времени в подготовительной части занятия (разминка) основное время уделяется различным общеподготовительным упражнениям с целью постепенной подготовки мышц, суставов, связок и систем организма к повышенной нагрузке и лишь затем - специальные (страховка и самостраховка, с партнером, простейшие виды борьбы).
В действующих до настоящего времени Программах в специальную физическую подготовку при разминке не включено ни одного упражнения, связанного со спортивной борьбой на ковре, обучение которой является нашей основной целью. При этом, соотношение объема общей и специальной подготовки на первых 7 годах обучения в среднем больше объема изучения и совершенствования техники и тактики борьбы, включая тренировочные поединки. Например, в работе это соотношение нормируется от 192% (новички), т. е. больше почти в два раза, до 80% (первый разряд), в - соответственно от 152% до 58% (авторы дополнительно включили в специальную физическую подготовку имитационные упражнения - выполнение структуры приемов борьбы), а в - соответственно от 320% до 87%.
Проведенные исследования показали, что объем "разминки" колеблется в занятиях различной направленности, например, в группах дзюдо второго года обучения от 30 до 45 мин и более. С учетом того факта, что в подготовительном периоде (основной) второго года обучения обучению отводится 8 часов в неделю (три-четыре занятия), то становится очевидным, что тренировка имеет основную направленность на упражнения не адекватные спортивной борьбе на ковре.
2.2. Организационные формы тренировок
В течение развития и совершенствования дзюдо выделились различные организационные формы подготовки спортсменов.
Основной формой считается тренировка. Она делится на три части: подготовительная, главная и заключительная, которые между собой тесно взаимосвязаны.
В течение подготовительной части необходимо привести организм из спокойного состояния в положение повышенной функциональной активности, достичь равномерного снабжения кровью всех мышечных групп и подготовить организм к высокой нагрузке. Для этого процесса характерным является повышение пульса до 120—130 уд/мин. Содержанием этой части являются упражнения общего характера и специальные подготовительные.
Главная часть направлена на реализацию намеченной тренировкой задачи. Содержание составляют собственные упражнения, обычно рандори. В других случаях выбор упражнений определяется характером задачи, например усовершенствование техники, развитие специальной физической закалки и т. п. Раидо-ри включается всегда в главную часть зарядки.
Интенсивность нагрузки должна достичь своего пика именно при рандори. Пульс удерживается обычно на уровне 150— 180 уд/мин. Эксперименты в Ко-докане показали, что у выдающихся дзюдоистов при рандори пульс достигает величины 180— 195 уд/мин и держится в течение 27 минут без значительного падения.
В заключительной части наступает постепенный возврат всех функции организма на уровень, близкий к исходному. Содержанием заключительной части являются различные упражнения общего или специального характера, которые производятся с меньшей интенсивностью, например расслабляющие упражнения в парах, не очень сложные формы учикоми и т. п.
Динамика нагрузки не должна укладываться точно в приведенную схему. Главные задачи, пики тренировки, могут быть две и больше. Выбор упражнений, определение главных задач и соотношение отдельных частей зависит от тренера.
Тренировка должна длиться не менее 60 минут и не более 180 минут. Самое оптимальное время — 90—120 минут.
Тренировка носит индивидуальный или коллективный характер. В первом случае подготовка проходит индивидуально. Это дает возможность педагогу обратить внимание на своеобразие стиля ученика.
Хотя дзюдо индивидуальный спорт, подготовка спортсменов проходит в коллективе.
Большое значение имеет достаточное количество упражняющихся спартинг-партнеров. Этим обеспечивается пестрота и сила импульсов, действующих на формирование необходимой техники.
Важным требованием является высокий уровень дисциплины спортсменов, их инициатива, т. к. тренер не может в течение тренировки уделить много внимания каждому спортсмену.
На тренировку лучше подбирать приблизительно одинаковый состав дзюдоистов по возрасту и уровню подготовки. Полезно иногда соединять в процессе тренировки спортсменов разного возраста и подготовки, чтобы предоставить возможность начинающим и более слабым приобрести опыт. Но такая практика не должна стать правилом.
Преимущество коллективной тренировки — систематическая, постоянная взаимосвязь и взаимопомощь спортсменов, воспитание чувства коллективизма.
Сборы — вторая специфическая организационная форма подготовки дзюдоистов.
Сборы имеют большое преимущество перед обычной тренировкой, создают оптимальные условия для повышения эффективности подготовки спортсменов. Сборы носят характер обучения, которое направлено на углубление знаний, совершенствование техники в процессе состязаний.
Каждые сборы требуют основательной организационной подготовки, в которой занято большое количество людей. Необходимо обеспечить сборы совершенным тренировочным оборудованием, медицинским обслуживанием (врач, массажист и т. д.), достаточным количеством квалифицированных тренеров. К числу основных требований относится организация хороших условий для размещения и качественного питания спортсменов.
Сборы должны проходить спортсмены всех возрастов и разрядов. К числу особых организационных форм относятся также кан-гэико (зимние упражнения) и шочу-гэико (летние упражнения). Но они характерны только для фанатичных дзюдоистов Японии. Проходят на протяжении 30 дней: зимой во время самого большого мороза — с 4.00 до 7.00, летом—с 13.00 до 16.00 во время самой большой жары, с целью подвергнуть дзюдоиста жестокому испытанию, проверить его преданность дзюдо, физическую и психическую стойкость. Надо заметить, что в японских дожо (места для тренировки дзюдо) не топят.
Современная жизнь внесла свои коррективы и в тренировочные процессы в Японии. Здесь тоже время тренировки выбирается самое удобное для спортсменов.
.
Раздел Ш. Специальные упражнения борцов на примере дзюдо
3.1. Упражнения, направленные на общее развитие
Эту группу составляют упражнения, заимствованные из других видов спорта. Их значение заключается в том, что они способствуют гармоническому развитию мышц и всех функциональных систем организма.
Типичные двигательные действия и функциональная нагрузка в дзюдо характеризуются разнообразным и динамичным ходом схватки. Поэтому дзюдоист должен заниматься и другими видами спорта. Упражнения должны быть направлены на развитие выносливости, силы и ловкости. Примеры подходящих упражнений:
- легкая атлетика: бег (400 - 3000 м), фартлек, спринт, прыжки и т. п.;
- общеразвивающие упражнения: гимнастические с гирями, со штангой, на шесте; акробатические; упражнения на батуте;
- длительные походы, короткие трассы (3,5; 7 км) с максимальной скоростью, средние трассы (10, 15 км);
- скоростное катание на лыжах;
- игры с мячом, футбол, баскетбол, волейбол;
- софтбол, теннис;
- плавание, прыжки в воду.
3.2. Специальные упражнения
Специальные упражнения направлены на развитие мышечных групп, участвующих в непосредственном проведении приемов. Структура их движения и динамика близки к техническим действиям дзюдо. Они способствуют усовершенствованию приемов самостраховки и приемов в стойке. К специальным относятся и упражнения, направленные на развитие двигательных способностей и психики.
Тандоку реншу: имитация технических действий без партнера. Эта форма прежде всего носит информативный характер, дает представление о разучиваемом приеме. Движения несколько раз повторяются, т. е. создается двигательный стереотип. Эта форма упражнений включает в себя и комбинирование приемов борьбы в стойке. Но разучиванию этой формы не уделяется много внимания, особенно у начинающих, т. к. она не способствует выработке правильного передвижения и выполнению технических действий. Тандоку реншу применяется попозже для быстрой зарядки перед встречей с соперником.
Учикоми, или бутсукари: быстрое и координированное выполнение повторяющихся действий для проведения приемов без отрыва укэ от татами. Названия учикоми и бутсукари идентичны. Подготовка к проведению приема в схватке - слияние двух фаз: кудзуси, т. е. выведение из равновесия, и цукари, т.е. подготовка броска. Тори после каждого подхода возвращается в исходное положение. Этот процесс ритмически повторяется в нескольких сериях.
Наступления в схватке выполняются без сопротивления укэ, стоящего прямо, свободно. Укэ не должен мешать тори проводить приемы.
Учикоми имеет большое значение для разучивания и усовершенствования приемов на всех уровнях технической зрелости и является основой повышения результативности. Существует много вариантов учикоми, они подробно описываются в главе о технической подготовке.
Якусоку-гэико: проведение приемов в непроизвольном движении, как при рандори, но без большого сопротивления. Тори старается привести укэ в положение, выгодное для осуществления нужного приема, и бросает укэ с фиксацией приемов борьбы лежа при падении на татами. Тори и укэ меняются ролями после каждого броска. Приемы определяет тренер или они заранее оговариваются.
Нагеками: повторяющиеся броски при постоянной смене партнеров. В этом упражнении тори бросает разных партнеров, которые его постоянно атакуют.
Укэ не сопротивляется, он находится в выпрямленном положении. Броски должны быть быстрыми, упражнение требует большой сосредоточенности и усилия. Используются только достаточно усвоенные приемы, подчеркивается технически правильное выполнение приема в целом.
Количество бросков зависит от числа участников тренировки, и все упражнение длится 5 - 10 минут. Лучше оставлять его на конец тренировки.
Сутэ-гэико: Технически лучше подготовленный дзюдоист принимает без сопротивления атаки своего соперника, разрешает ему бросать себя, исправляет даже ошибки в технике атакующего.
Кумиката рандори: тори старается применить лучший прием индивидуальной техники. Цель тори - навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное положение. При этом тори не должен сгибаться. Разрешено бросать соперника.
Упражнение с одним партнером длится обычно 2 минуты.
Укэми (самостраховка при падении): тренировка основных видов падений: вперед, назад, на бок. Очень важно, чтобы падения отрабатывались в обстановке, приближенной к соревнованиям.
Лучше всего техника падений совершенствуется при проведении технических действий.
Ведущие дзюдоисты всегда стараются избежать классических падений: не падать на спину или на бок. Эту способность они приобретают обычно после длительных тренировок. Поэтому укэ-ми надо уделять особое внимание.
3.3. Упражнения, направленные на развитие двигательных способностей
Своей внешней структурой и динамикой специальные упражнения приближаются к техническим действиям и непосредственно влияют на рост спортивного мастерства. В тренировке дзюдо применяется большое количество упражнений этого типа. Простые формы, направленные на развита элементарных двигательных способностей или главных мускульных групп, японцы называют дзюнбиундо (разминка) или таисо (подготовительные упражнения). Более комплексные формы тоже обозначаются как специальные подготовительные упражнения. Запас такого рода упражнений большой. Самые важные приведены в главах о физической и технической подготовке.
Эти упражнения включаются практически в каждую тренировку в качестве разминки или как самостоятельная часть, предшествующая технической подготовке или рандори.
3.4. Упражнения, направленные на развитие психических качеств
К этой группе относятся упражнения, рассчитанные на восстановление всех функций организма после максимальной физической нагрузки. Используются упражнения из серии общеукрепляющих упражнений, учикоми, нагеками и т. п., которые включаются всегда в конце тренировки, когда дзюдоисты устали. Подобные упражнения длятся обычно около 10 минут. Важен последовательный контроль за их проведением.
Тренировка дзюдо в целом требует от спортсмена большой волевой активности. Большинство упражнений и двигательных действий направлены на преодоление сопротивления соперника, от этого зависит успех спортсмена в поединке.
3.5. Учебные поединки
Эту группу составляют упражнения, которые применяются непосредственно в ходе поединка. Главное отличие их от специальных упражнений состоит в том, что они носят комплексный глобальный характер. От соревновательного поединка они отличаются разным уровнем интенсивности, которая обычно бывает ниже в тренировочной встрече.
В тренировке дзюдо соответствуют этой форме два характерных упражнения: какари-гэико и рандори.
Какари-гэико: вид односторонней или обусловленной борьбы, в которой тори должен пробить оборону укэ и бросить его. Он использует для этого все способы атаки, захваты, комбинации. Укэ применяет все приемы защиты, кроме контрприемов, главным образом приемы блокировки и уклонения от борьбы.
Соблюдая эти условия, тори может постоянно нападать на соперника, не боясь, что его бросят. Главная задача какари-гэико - привести партнера в положение, подходящее для решающего приема. Бросок не является конечной целью этого упражнения, необходимо приобрести определенные навыки в применении техники нападения.
Одновременно с тори укэ тоже совершенствуется в защите, блокировке и развитии способности соблюдать равновесие при изменениях положения центра тяжести.
Упражнение длится 3—5 минут, затем партнеры меняются ролями.
Рандори: форма свободной тренировочной борьбы, в процессе которой оба партнера применяют все допущенные приемы в положении стоя и в борьбе лежа. Достижение иппона (чистой победы) не является целью тренировки, здесь характерны динамичный ход поединка, успешные действия и неудачные попытки в применении приемов, интенсивная нагрузка.
Рандори является комплексным упражнением, способствует совершенствованию отдельных элементов, гармоническому их соединению, процессу физического и психического приспособления человека к специфическим условиям поединка.
Важным фактором является подход спортсменов к тренировке. В первую очередь необходимо обратить внимание на учебный характер рандори. Хотя рандори — это напряженный и сложный поединок, в нем не определяется "победитель" и "побежденный". Целью является взаимное и многостороннее совершенствование обоих партнеров. Рандори длится обычно 4-10 минут, но поскольку рандори занимает в тренировке одно из ведущих мест, доля его постоянно увеличивается. В подготовке начинающих доля рандори меньшая.
3.6. Упражнения, направленные на активный отдых
Эти упражнения направлены на восстановление сил. Опыт показал, что активный отдых помогает снимать усталость. В тренировку дзюдо часто в конце занятия включаются серии подходящих упражнений, похожих на те, которые используются при разминке. Они производятся не так интенсивно, спокойно, но с соблюдением полного объема движения, дыхание глубокое.
Хорошие результаты приносит короткий взаимный массаж партнеров.
После укрепляющих упражнений рекомендуется включать бег на местности, мини-футбол и т. д.
Активный отдых положительно влияет и на психику спортсменов.
Приведенные примеры не могут быть обязательной схемой. Для успеха тренировки большое значение имеет творческая работа тренера.
Заключение
В последнее время дзюдо приобретает в мире все большую популярность. Занятия дзюдо благотворно влияют на организм человека. Они ведут к равномерному развитию всех двигательных способностей, функциональной выносливости организма и одновременно к развитию моральных и волевых качеств характера. Дзюдо воспитывает в человеке чувства дисциплинированности, самообладания, ответственности, коллективизма. Изучение приемов самозащиты и самостраховки входит в учебные программы по физвоспитанию. Этот вид борьбы подходит и мужчинам, и женщинам, и детям.
После включения дзюдо в программу олимпийских игр возрос интерес к этому виду спорта во многих странах. Международная федерация дзюдо (ФИД) объединяла в 1976 году 104 страны.
Постоянно растет число спортсменов, вместе с тем и улучшается качество их подготовки. Большое место отводится технике и тактике дзюдо, совершенствованию приемов.
В процессе работы я стремился подойти к основе тренировки дзюдо с точки зрения сегодняшнего дня. Опыт и методы, приведенные здесь, не только соответствуют современным требованиям, но проверялись и на практике. Они опираются на опыт известных специалистов разных стран.
Особое внимание обращено на основные принципы тренировки, систему и содержание ее, на характер физической, технической, тактической и психической подготовки.
Список использованной литературы
1. Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.пед.наук. М., 1982.
2. Дементьев В.Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1986.
3. Дементьев В.Л., Малков О.Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах/Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10.
4. Коблев Я.К., Письменский И.А., Черминт К.Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.
5. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Черминт К.Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: 1979.
6. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н.,Невзоров В.М., Дутов В.С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов/Спортивная борьба. – М.: ФиС, 1983.
7. Коблев Я.К., Черминт К.Д., Рубанов М.Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985.
8. Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед.наук. – М.: РГАФК, 1999.
9. Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М.: 1998.