Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Прыжки в воду как вид спорта и учебная дисциплина

Прыжки в воду как вид спорта пользуются у нас в стране большой популярностью. Как средство развлечения и прикладной навык они интересны и доступны всем. Спортсмен, выполняющий в воздухе головокружительные вращения и входящий в воду без брызг, всегда вызывает восхищение у зрителей.
Международные соревнования, проходящие за рубежом, привлекают множество зрителей и проходят очень эмоционально. В соревнованиях по прыжкам в воду различного ранга разыгрывается от 4 до 16 комплектов медалей (трамплины 1 и З м, вышка, синхронные прыжки с трамплина и вышки, синхронные прыжки микс, командное первенство — и все это отдельно среди мужчин и женщин). В системе физического воспитания прыжки в воду представлены как: 1) средство закаливания, оздоровления и активного отдыха населения; 2) средство профессионально-прикладной подготовки; З) вид массового детского и юношеского спорта и спорта высших достижений. Соревнования по прыжкам в воду проводятся как среди взрослых спортсменов, так и среди юных прыгунов в воду (4 возрастных группы: А,В,С,D). Возрастная группа А объединяет спортсменов 16 -18 лет; группа В — 14 - 15 лет; группа С — 11 — 12 лет; группа до 10 лет и моложе. Занятия прыжками в воду невозможны без хорошего умения плавать, поэтому на начальных этапах занятия включают в себя обучение этому жизненно необходимому навыку. Следует отметить, что уверенно держаться на воде, занимаясь прыжками в воду в глубоком бассейне, дети начинают быстрее, чем при обучении плаванию в мелком бассейне. Кроме того занятия прыжками в воду включают в себя общеразвивающие, акробатические, гимнастические, хореографические упражнения, упражнения на батуте, что способствует гармоничному физическому развитию подрастающего поколения. Спортивная работа но прыжкам в воду проводится в ДЮСШ, спортивных клубах и в других физкультурно-спортивных организациях. Дальнейшее развитие прыжков в воду немыслимо без популяризации этого прекрасного вида спорта через привлечение к занятиям всех слоев населения: от младших школьников до людей зрелого возраста. Однако массовые занятия прыжками в воду затруднительны из-за отсутствия большого числа бассейнов и водных станций, приспособленных для прыжков в воду и необходимого инвентаря (трамплинов и вышек). В США и других странах мира трамплины и вышки установлены почти в каждом бассейне, имеющем достаточную глубину для прыжков в воду, в то время как в нашей стране не все бассейны, глубина которых позволяет культивировать прыжки в воду, имеют специальное оборудование. Одной из важнейших задач Федерации прыжков в воду России должно быть расширение сети бассейнов, оборудованных для занятий прыжками в воду,и организация в них работы по прыжкам в воду. Развитие прыжков в воду в стране координирует и направляет Федерация прыжков в воду России. Она входит в состав Международной федерации любителей плавания (FINA). FINA объединяет представителей всех видов водного спорта: плавания, прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. На сегодня в нее входит 135 стран. FINA организует и проводит крупные международные соревнования, разрабатывает правила, способствует популяризации и развитию прыжков в воду в мире. Как предмет познания и учебная дисциплина прыжки в воду включают в себя разделы: техника исполнения и методика обучения учебным и спортивным прыжкам в воду, изучение особенностей спортивной деятельности прыгунов в воду, отбор спортсменов для спорта высших достижений. Объектом изучения являются спортсмены от 7—9 до 25—28 лет, а также тренер-педагог по прыжкам в воду. Как и все спортивно-педагогические дисциплины, прыжки в воду входят в систему наук о физической культуре и спорте, являясь одновременно теоретической и прикладной дисциплиной. Выявляя общие закономерности отбора, тренировки, обучения и техники выполнения движений при исполнении прыжков, наука о прыжках в воду решает общетеоретические вопросы, а используя выявленные закономерности в повседневной практической деятельности — прикладные. Обобщая передовой опыт профессиональной деятельности тренера, наука о прыжках в воду вновь выступает как теоретическая дисциплина. Как учебный предмет теория и методика прыжков в воду ставит перед собой следующие задачи: 1) вооружить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми в тренерско-педагогической деятельности; 2) развить в студентах — будущих тренерах творческие способности и педагогическое мышление; 3) воспитать у студентов активную жизненную, гражданскую позицию, интерес к профессии тренера-педагога. Цель курса специализации — всесторонне подготовить выпускаемого специалиста к работе тренером-педагогом по прыжкам в воду в области детско-юношеского спорта, преподавателем-методистом физкультурнооздоровительной работы в коллективах физической культуры, на спортивных сооружениях и в местах развлечения и отдыха детей и взрослых на воде, а также преподавания физической культуры и плавания в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. В процессе подготовки специалиста курс рассматривается как основная дисциплина, вокруг которой группируются остальные дисциплины учебного плана. В учебном плане специализации отражены межпредметные связи с циклами медико-биологических, психолого-педагогических и общетеоретических дисциплин, изучаемых в вузах физической культуры. Основными аудиторными формами обучения являются лекции, методические, практические, семинарские занятия и учебная практика. На лекционных занятиях излагаются теоретико-методические сведения по истории развития прыжков в воду, технике, классификации, методике научно-исследовательской работы, организации и проведению занятий и соревнований по прыжкам в воду. На методических занятиях углубляются знания, полученные на лекциях, на конкретных примерах детально разбираются и обобщаются вопросы, связанные с разделами дисциплины; систематизируются знания, полученные студентами во время самостоятельной работы. На практических занятиях формируются следующие умения и навыки: показа, объяснения и выполнения основных упражнений; методики обучения; страховки и помощи в организации проведения занятий в условиях зала и на воде; составления и оформления основных рабочих документов; организации и судейства соревнований. Учебная практика проводится в целях формирования у студентов необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических умений и навыков, которые совершенствуются и подкрепляются в процессе непрерывной педагогической практики. На семинарских занятиях расширяются и проверяются знания материала лекционного курса, методических и практических занятий, учебной практики, оценивается самостоятельная работа студентов, контролируется их текущая успеваемость. На этих занятиях студенты выступают с докладами и сообщениями. Часть семинарских занятий может отводиться для выполнения контрольных работ с целью проверки и оценки знаний по теме. Индивидуальная работа преподавателей со студентами проводится в форме консультаций по содержанию учебного материала, дополнительных занятий, собеседований, составлений индивидуальных планов и заданий по содержанию обучения и контролю за их выполнением.
Важным разделом подготовки специалиста в области теории и методики прыжков в воду является написание курсовых и дипломных работ по специализации. Темы курсовых и дипломных работ должны быть связаны с актуальными вопросами теории и практики прыжков в воду и носить максимально творческий для данного уровня, исследовательский, экспериментальный характер.
Внеаудиторной формой работы является самостоятельная работа студентов, в которую входит изучение и реферирование рекомендованной литературы составление документов планирования (планов-графиков, конспектов урока и др.), проведение педагогических наблюдений и их регистрация проведение методической и научно-исследовательской работы по избранной теме курсовой или дипломной работы, подготовка к педагогической или организационной практике. Важной формой учебной деятельности студентов является непрерывная производственно-педагогическая практика в школах, ДЮСШ, ШВСМ и сборных командах. Непрерывная практика способствует формированию и совершенствованию у студентов всех профессионалъно-педагогических функций тренера-преподавателя по виду спорта: познавательной, конструктивной, организаторской, коммуникативной, предметно-практической. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЫЖКОВ В ВОДУ Характеристика прыжков в воду Виды прыжков Прыжки в воду можно рассматривать как прикладной навык, как физическое упражнение и как вид спорта. В зависимости от целей выполнения прыжков в воду их принято разделять на следующие виды: прикладные, учебные, спортивные и показательные. Прикладные прыжки в воду связаны с необходимостью погружения в воду во время выполнения различных видов практической деятельности человека. Бытовой, трудовой и военной. Прыжки в воду выполняются с набережных, мостов, теплоходов и других возвышений, расположенных над водой, с целью преодоления водных преград, спасения тонущих, при необходимости покинуть тонущее судно, а также в военной деятельности при выполнении десантных операций. Прикладные прыжки в воду выполняются часто в обычной или специальной одежде (обмундировании, специальных костюмах, легких водолазных костюмах, с аквалангами и т-п.) Кроме того, в военной деятельности приходится выполнять прыжки с оружием, а при спасении тонущих — со спасательным инвентарем. В зависимости от задач и условий прикладные прыжки могут выполняться с погружением в воду ногами или головой. Чаще всего в военной и трудовой деятельности прыжки выполняются ногами вниз, и только при спасении тонущих в местах, где глубина достаточная, возможны прыжки головой вниз, для того чтобы быстрее подплыть к тонущему и оказать ему помощь. Учебные прыжки в воду — это физические упражнения, направленные на изучение техники прыжков в воду. Они являются подводящими к изучению более сложных спортивных прыжков. Число учебных прыжков и вариантов их исполнения неограниченно. Тренеры с целью совершенствования отдельных элементов техники прыжков применяют разработанные ими упражнения и прыжки, и число их огромно. К учебным прыжкам относятся: — соскоки — прыжки в воду без вращения тела вокруг поперечной оси. Соскокив можно выполнять с вращением вокруг продольной оси (соскоки с полувинтами и винтами). Соскоки выполняются с целью изучения техники отталкивания от опоры, совершенствования согласования движений рук и ног в отталкивании, изучения и совершенствования постановки корпуса и принятия положений «группировки« и «согнувшись в полете; — спады — прыжки в воду, выполняемые без отталкивания от опоры, но с вращением тела вокруг поперечной оси на 180 градусов. Для изучения и совершенствования входа в воду вниз головой с вращением тела вперед и назад спады выполняются с платформ различной высоты и входят в тренировку как начинающих, так и сильнейших спортсменов; — седы — прыжки в воду, выполняемые, как правило, с небольшой высоты (с борта бассейна). При выполнении седов спортсмен отталкивается и принимает изучаемое положение (Г или С) и в этом положении садится на воду или без отталкивания, с вращением тела на 180°,садится на воду в положении Г или С. Седы, используются, как правило, для изучения техники полуоборотов II и III классов; — кувырки — прыжки из низкого приседа или полуприседа с вращением тела вокруг поперечной оси более чем на 180 градусов, при исполнении кувырков отталкивании выражено неярко; — учебные полуобороты — прыжки с отталкиванием от опоры (но без движений руками или с неполной координацией рук в отталкивании) и вращением тела вокруг поперечной оси на 180 градусов. К учебным прыжкам можно отнести все прыжки, выполняемые спортсменами с неполной координацией движений рук в отталкивании, а также прыжки с кача или с дополнительного подскока. Показательные прыжки в воду — это прыжки, выполняемые с целью и пропаганды прыжков в воду, а также демонстрации спортивного мастерства спортсменами на водных праздниках и показательных представлениях. Показательные прыжки очень эмоциональны и всегда вызывают большой интерес у зрителей. К показательным прыжкам можно отнести — спортивные прыжки, выполняемые с целью демонстрации спортивного мастерства спортсменов, в том числе синхронные парные прыжки с трамплина и вышки; — групповые прыжки — прыжки, выполняемые несколькими спортсменами либо одновременно с различных трамплинов и вышек, либо последовательно с одного снаряда, например прыжок в одну точку; — трюковые прыжки — новые сложные прыжки, не внесенные в официальные таблицы, а также прыжки, выполняемые после акробатических упражнений на опоре, например рондат на опоре и полтора сальто назад с полувинтом и прочие более сложные прыжки; — прыжки с использованием различных предметов (лент, колец, факелов, воздушных шаров и др.) и гимнастических снарядов (перекладины, колец, трапеции, батута, гимнастического мостика и др.); — комические прыжки, выполняемые одним или группой прыгунов в воду, - комические прыжки могут передавать индивидуальную манеру исполнения прыжков известными спортсменами или черту, характерную для определенной группы спортсменов. Такие прыжки называются пародийными, или гротескными. Комические прыжки выполняются также в эксцентрической форме, в виде сцепки, связанной определенным сюжетом или темой, как правило, в костюмах, группой или одним спортсменом. Спортивные прыжки в воду — это прыжки, выполняемые на соревнованиях, занесенные в официальные таблицы FINA и имеющие коэффициент трудности. Они выполняются с жесткой, неподвижной опоры — вышки (высотой 5, 7,5 и 10 м) и с упругой опоры — трамплина (высотой 1 и З м над поверхностью воды). Спортивные прыжки выполняются из передней и задней стоек с вращением тела вперед и назад, а также с одновременным вращением тела вокруг поперечной и продольной оси тела. Прыжки из передней стойки могут исполняться с места или с разбега, а с вышки прыжки в воду выполняются также со стойки на руках. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРЫЖКОВ В ВОДУ Общие основы обучения и тренировки прыгунов в воду. Обучение — основной и наиболее важный раздел теории и методики прыжков в воду. Мастерство прыгуна в воду формируется в процессе многолетней подготовки. На начальных этапах ведущее место занимает процесс обучения, качество которого определяет уровень спортивных достижений и успешность дальнейшего тренировочного процесса. Цель обучения — накопление знаний, умений и навыков в прыжках в воду и упражнениях вспомогательных видов подготовки прыгунов в воду (акробатики, прыжков на батуте, «сухом» трамплине и т. п.). От качества обучения зависит обеспечение «школы» движений прыгуна в воду, которая понимается как система управления движениями при выполнении основных фаз и элементов прыжков в воду.
Процесс обучения тесно связан с процессом тренировки и имеет общие задачи, которые зависят от этапа подготовки. Так, например, задачами начального этапа подготовки являются: 1) обеспечение «начальной школы движений», т.е. обучение управлению относительно простыми движениями при выполнении основных фаз и элементов прыжков в воду; 2) обучение упражнениям общей, специальной физической и технической подготовки, составляющих базу для развития специальных физических качеств и освоения более сложных прыжков в воду; З) освоение простых спортивных прыжков в воду и совершенствование в них. Часто упражнения, применяемые при обучении, используются также для совершенствования техники прыжков. Основной целью тренировки является достижение возможно более высоких результатов. Предметом обучения и тренировки в прыжках в воду являются двигательные действия, составляющие технику прыжков I—VI классов, и связанные с ними подготовительные упражнения. Отечественная теория обучения процесс освоения двигательных действий условно разделяет на четыре уровня: на первом уровне происходит осмысление двигательного действия и формирование умений и навыков узнавания действия без его выполнения. На втором уровне обучаемый осваивает выполнение двигательного действия в стандартных условиях; третий уровень характеризуется способностью выделения в данном двигательном действии определенных закономерностей, способствующих правильному выполнению движений, обнаружению и исправлению ошибок; четвертый уровень подразумевает освоение двигательного действия на уровне проявления ловкости и способности изобретать или формировать новые движения на базе данного двигательного действия. Первый и второй уровни освоения движений требуют от занимающихся запоминания и воспроизведения изучаемого движения (прыжка), что соответствует начальным этапам обучения, на третьем и четвертом уровнях у занимающихся развивается способность к анализу движений, обобщению и самостоятельному выделению ориентировочных опорных точек (ООТ), на которых формируется правильное и стабильное выполнение прыжков, что характерно для этапов спортивного совершенствования. Таким образом, процесс освоения и совершенствования техники прыжков в воду происходит на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов, переходя от одного уровня освоения двигательного действия к другому. Дидактические принципы обучения и тренировки Процесс освоения и совершенствования техники прыжков в воду, как и любого двигательного действия, опирается на дидактические принципы, которые делают процесс обучения и тренировки стройной системой, а приобретаемые знания, умения и навыки — прочными и разносторонними. В спортивной педагогике принято выделять следующие принципы обучения: доступности, систематичности, наглядности, прочности, сознательности и активности, научности. Принципы взаимосвязаны между собой логическими связями. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Принцип доступности подразумевает соответствие изучаемого материала, средств и методов освоения и форм организации обучения возрастным особенностям, физической, двигательной, психологической, образовательной подготовленности и умственному развитию занимающихся. При обучении прыжкам в воду необходимо учитывать уровень физического развития и физической подготовленности занимающихся. Уровень развития физических качеств определяет возможность освоения не только сложных, но и простых прыжков, поэтому для формирования правильного движения при недостаточном уровне физического развития и физической подготовленности рационально применять специальное оборудование (облегченные трамплины, мостики, лонжи и т. п.). Двигательная подготовленность занимающихся также должна соответствовать сложности изучаемого движения (прыжка). В основе двигательной подготовленности лежит уровень развития мышечного чувства, т. е. способность контролировать и дифференцировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Для прыгунов в воду двигательная подготовленность в самой высокой степени определяет качество и стабильность исполнения прыжков. Двигательная подготовленность включает в себя как двигательный опыт, полученный в процессе предыдущих занятий, так и врожденные психофизиологические качества. Поэтому при определении доступности изучаемого движения для каждого спортсмена необходимо учитывать оба эти фактора. Кроме того, принцип доступности включает в себя соответствие изучаемого движения психической подготовленности спортсмена. Психическая подготовленность заключается в способности контролировать движения, которая, в свою очередь, определяется уровнем объема, распределения и подвижности внимания занимающегося. Следует запомнить, что согласно проведенным исследованиям (М. М. Богев, 1968), в стадии освоения двигательного действия занимающийся не способен контролировать более трех элементов движения. Поэтому при обучении тренер должен делать акценты только на наиболее важных элементах прыжка, а их количество не должно превышать трех. При освоении нового прыжка в воду особенно важно наличие у спортсмена смелости и решительности. Чувство страха снижает оперативную память и сковывает движения. Чем выше вероятность получения ушиба или травмы, тем сильнее чувство страха, тем ниже доступность данного упражнения или прыжка. Для исключения возможности получения ушиба или травмы при освоении новых, особенно сложных, прыжков применяются различные страховочные средства. По мере освоения прыжка со страховкой смелость и решительность ученика повышаются, и, в конце концов, он может выполнить его без страховки. Принцип систематичности предполагает последовательность в регулярность обучения. Правильная последовательность обучения сокращает сроки освоения техники прыжков. Последовательно и качественно осваивая упражнения, логической цепочкой связанные с изучаемым движением или прыжком, можно быстрее и лучше освоить технику прыжка, снять или уменьшить чувство страха и неуверенности при первом его исполнении. В этом наблюдается взаимосвязь принципа систематичности с принципом доступности. Для прочного усвоения движений необходимо определенное количество повторений, которое обусловливается индивидуальными особенностями занимающихся и реализуется в планировании учебно-тренировочного процесса в разработке обучающих программ. В практике принцип систематичности реализуется на основе следующих правил:
— «от известного к неизвестному»; — «от легкого к трудному»; — «от простого к сложному». Данные правила подразумевают освоение прыжков посредством последовательного увеличения их сложности. Современная теория обучения двигательным действиям, разрабатывая принцип систематичности, выдвигает еще четыре правила:
— «от знания к навыку»; — «от основы к деталям»; — «от частного к обобщенному»; — «от обобщенного к частному». Правило «от знания к навыку» требует обоснования обучения знанием. То есть занимающийся должен четко знать смысл, условия и способы решения данного двигательного действия. Согласно данному правилу обучение строится следующим образом: во-первых, у обучаемого формируются представления о каждой из так называемых основных опорных точек (ООТ), затем об операциях и действии в целом. При этом логические, зрительные и кинестетические компоненты реализуются в едином идеомоторном представлении. Причем тренер должен обратить внимание занимающихся на элементы, от которых зависит успешность выполнения данного прыжка или упражнения. После этого выполняются подводящие упражнения, а затем проговариваются схемы ориентировочной основы действия (ООД), сначала во внешнеречевой, а затем во внутреннеречевой форме формируются умения и навыки. Обучение, построенное по такой схеме, как показали проведенные эксперименты, приносит хорошие результаты в кратчайшие сроки (О.Н. Степанова, 1995). Правило “от основы к деталям” предполагает освоение сначала базовых движений, составляющих основу двигательного действия и определяющих успех выполнения упражнения или прыжка в целом. Основой двигательных действий при выполнении прыжков в воду являются, как правило, пространственные и силовые характеристики движений, поскольку они являются предметом оценки качества исполнения прыжков и в значительной степени определяют возможность их исполнения вообще. Правило «от частного к обобщенному» предусматривает отработку отдельных элементов прыжка или подводящих прыжков до высокой степени автоматизированности навыка, что позволяет правильно выполнять данное движение или прыжок того же класса в измененных условиях. Правило «от обобщенного к частному» предполагает изучение относительно сложных элементов или прыжков, являющихся «базовыми» при дальнейшем освоении более сложных прыжков. Такой подход к обучению широко применяется в практике прыжков в воду. Так, например, для освоения прыжка 205 С необходимо освоить прыжки 203 С, поскольку они включают в себя все элементы, необходимые для исполнения прыжков в 2,5 оборота, а именно: отталкивание, движения для создания вращения тела, вращение тела, остановку вращения, подготовку к погружению и вход в воду. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает двустороннее взаимодействие тренера и ученика. Тренер должен уметь своими действиями, объяснениями, показом упражнений, организацией занятий, активным поведением на тренировке увлечь занимающихся и привить им любовь к этому виду спорта. Тренер должен четко и понятно объяснять задания и требования, предъявляемые к занимающимся, сознавать возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход и активно стимулировать работу спортсменов. В свою очередь, спортсмен любого уровня мастерства всегда должен иметь четкое представление об изучаемом движении: почему данное движение можно выполнять только так, как учит тренер. Осознанное выполнение движений быстрее приносит положительные результаты. Кроме того, спортсмен должен проявлять активность и стремление к обучению, поскольку без желания освоить то или иное движение невозможен процесс обучения. Занимающийся должен иметь потребность в обучении, которая, в свою очередь, определяется наличием мотива к занятиям данным видом спорта. Мотивы занимающихся формируются под воздействием личности тренера, семьи, школы и других организаций и коллективов, с которыми повседневно контактирует спортсмен. Проведенные исследования показали, что в процессе возрастного развития изменяется значимость мотивов, направляющих физкультурно-спортивную активность человека. Так, в возрасте 5—7лет преобладают эмоциональные мотивы. Интересно организованные занятия с элементами игры привлекают детей к занятиям спортом и стимулируют их активность в обучении. В возрасте 7—9 лет наиболее значимым мотивом является потребность в движении, а у старших школьников на передний план выступают мотивы, связанные с социальными факторами, потребностью к познанию и укреплением здоровья. У взрослых мотивации определяются стремлением к самоутверждению, совершенствованию, заботой об укреплении здоровья или организацией досуга. Звание мотивов и их возрастной субординации позволяет тренеру активно формировать и регулировать стремление занимающихся к обучению в процессе многолетней подготовки, управлять процессом обучения и тренировки, стимулировать занимающихся к обучению, тем самым, повышая их активность в достижении каждым максимально возможных для него результатов. Для того чтобы процесс обучения проходил активно и сознательно, необходимо подбирать задания, доступные каждому занимающемуся, т.е. последовательное соблюдение принципа доступности является стимулирующим фактором активности и сознательности. Принцип наглядности предполагает использование различных средств, обеспечивающих создание представления об изучаемом движении. Применение наглядных средств обучения следует сопровождать словесным комментарием, акцентируя внимание занимающихся на наиболее важных моментах (элементах) прыжка. Речь тренера-педагога должна быть четкой, ясной, лаконичной, образной. Термины, применяемые при объяснении, должны быть понятны занимающимся и отражать сущность изучаемого движения. Принципы наглядности реализуются в применении различных средств и приемов: 1) показ движений (демонстрация упражнения тренером или хорошо подготовленным спортсменом, просмотр кинопленок, кино- или видеофильмов, показ движений на моделях или специально изготовленных куклах и т. п.); 2) моделирование ритма движений, акцентирование голосом отдельных элементов; З) фиксация различных положений тела спортсмена с применением различных средств помощи и страховки. Принцип научности заключается в осознании учащимися основных признаков данного прыжка, понимании закономерностей отталкивания, создания и остановки вращения тела и гидродинамики входа в воду. Принцип научности подразумевает использование в процессе обучения и тренировки наглядных методов и объяснение на их примере основных закономерностей выполнения прыжков, что позволяет глубже проникнуть в суть движения, а иногда и находить наиболее рациональные пути выполнения двигательной задачи. Осмысление техники прыжков в воду, выделение в ней ключевых моментов (элементов) позволяет оптимизировать процесс обучения и тренировки, творчески подходить к применению уже известных подводящих упражнений и вспомогательных средств и на их основе создавать новые, еще более эффективные. Принцип прочности предполагает воспитание у занимающихся устойчивого качества выполнения движений. Становление прочного двигательного навыка выполнения прыжков в воду происходит в процессе многократного их повторения. Благодаря повторности выполнения прыжков и их элементов вырабатываются стабильность и надежность их исполнения в экстремальных условиях соревнований.
Принцип прочности взаимосвязан с принципом систематичности. Так, оптимальные периодизация занятий и повторность упражнений позволяют прочно освоить изучаемый прыжок и довести до совершенства, составляющие его движения. Слишком частые занятия или многократные повторения одного и того же прыжка или движения могут вызвать сильное утомление и связанные с ним негативные изменения психики занимающегося. Слишком редкие занятия и малое количество повторений изучаемого упражнения или прыжка не принесут нужного эффекта. В связи с этим важна оптимальность тренировочных нагрузок и повторности выполнения прыжков и изучаемых упражнений как на одном или нескольких занятиях в недельном цикле подготовки, так и во все периоды тренировочного цикла.
Этапы обучения Условно весь процесс обучения и совершенствования прыжков в воду, как и любого двигательного действия, можно разделить на три этапа, которые различаются педагогическими задачами и методикой применения средств обучения. Этап начального разучивания. Цель этапа — обучить основам техники прыжков в воду, сформировать умение выполнять прыжок в «грубой» форме. Задачами этого этапа обучения являются: 1. Создание представления о двигательном действии (об изучаемом прыжке). 2. Освоение фаз и элементов прыжка. З. Освоение последовательности и ритма движений в прыжке. 4. Избежание возникновения грубых искажений техники прыжка. На данном этапе обучения прыжку используются все методы создания представления об изучаемом движении. Педагогическое мастерство тренера состоит в умении с помощью рассказа, объяснения и показа упражнений и прыжка в целом создать у обучающихся представление о выполнении движений прыжка. Правильно созданное представление о выполнении элементов, фаз или прыжка в целом, опирающееся на личный двигательный опыт, вызывает у спортсмена идеомоторные реакции, а проговаривание вслух и про себя усиливает их, вызывая готовность к выполнению упражнения. Однако обучение прыжкам в воду нельзя начинать без достижения соответствующего уровня физической и двигательной подготовленности (включая навыки вращений вокруг поперечной и продольной осей тела, а также преодоления страха перед высотой и глубиной). Стремление как можно раньше изучить спортивные прыжки без достаточной физической и двигательной основы, как правило, не приводит к успеху. Поэтому для упрощения выполнения сложного двигательного действия, которое представляет собой прыжок, необходимо по возможности разделить его на составные элементы. Это облегчает образование условно рефлекторных связей и помогает избежать закрепления ошибок, которые могут возникнуть при обучении. При изучении учебных и спортивных прыжков следует стремиться из- бегать излишней опеки и физической помощи, так как только то, что спортсмен может выполнить сам, позволяет ему хорошо прочувствовать движение и уверенно переходить к освоению более сложных элементов и прыжков. Однако при обучении сложным и опасным движениям рекомендуется по возможности использовать вспомогательные средства подготовки, страховку и физическую помощь во избежание травматизма. Наиболее сложным моментом при освоении техники прыжка является создание правильной ритмической структуры движения, т.е. согласование движений в пространстве и времени. Для формирования правильных пространственно-временных связей используются идеомоторные представления, тренажеры и подача звукового сигнала. дозировка упражнений при начальном разучивании имеет огромное значение для эффективности процесса обучения. На первых этапах разучивания не рекомендуется большое количество повторений одного и того же движения или упражнения. Число повторений подбирается индивидуально, ухудшение выполнения движения является сигналом к перерыву, а утомление — к прекращению его выполнения. Чем сложнее прыжок, тем больше должен быть перерыв между повторными попытками, однако — в пределах сохранения функциональной активности спортсмена. При разучивании нового прыжка следует включать его в занятия как можно чаще, так как длительные перерывы задерживают процесс обучения. Знание причин возникновения ошибок в технике изучаемого прыжка поможет тренеру избежать их образования. Этап углубленного разучивания Цель этапа заключается в детализированном освоении прыжка и доведении его до относительно совершенного исполнения. Основными задачами на этом этапе являются: 1. Углубление понимания закономерностей выполнения изучаемого прыжка. 2. Улучшение пространственных, временных и динамических характеристик техники выполнения прыжка в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. З. Совершенствование согласования и ритмической структуры движений в изучаемом прыжке. 4. Создание предпосылок к вариативному исполнению движений в прыжке. Основным методом обучения на данном этапе становится метод целостного упражнения с избирательной отработкой деталей. Расчленение прыжка на фазы и элементы проводится лишь для отработки плохо усвоенных элементов, основное внимание обращается на совершенствование всей его динамической структуры. По мере усвоения движений возможно увеличение количества повторений данного прыжка в процессе занятий. Однако следует помнить, что, подвергал обучаемого сильному нервному утомлению, которое развивается при многократных повторениях одного и того же двигательного действия, можно получить обратный результат, т.е. расстройство движения и закрепление ошибок. Иногда это приводит к возникновению так называемых заскоков, от которых бывает очень трудно избавиться. Если все же заскок возник, необходимо сделать длительный перерыв в совершенствовании техники изучаемого прыжка, для того чтобы создать условия для угасания возникших неправильных пространственно-временных рефлекторных связей, а затем начать процесс обучения сначала, не злоупотребляя повторениями. Иногда причиной возникновения «заскоков» становятся лишние движения головой или корпусом в начальных фазах прыжка, которые дают дополнительное возбуждение вестибулярному анализатору, нарушал при этом ориентировку в полете. На данном этапе обучения с целью улучшения качества исполнения изучаемого прыжка используется соревновательный метод. Соревнование заставляет активизировать внимание спортсмена на изучаемом прыжке и более качественно его исполнять. Кроме того, на данном этапе широко применяется сочетание словесных и наглядных методов обучения для углубления понимания закономерностей исполнения данного прыжка. Для этого используются просмотры видеозаписей исполнения прыжков спортсменом на тренировках, а идеомоторная тренировка в сочетании с основными упражнениями способствует повышению точности движений. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования Цель обучения на данном этапе заключается в достижении совершенного владения техникой прыжка и качественного исполнения его в условиях соревнований. Задачи этапа: 1. Закрепление навыка исполнения прыжка. 2. Достижение вариативности техники исполнения прыжка и устойчивости ее к различным неблагоприятным факторам при максимальных приложениях физических качеств.
3. Совершенствование индивидуальных особенностей техники исполнения прыжка. Закрепление и дальнейшее совершенствование техники прыжков достигается применением метода стандартно-повторного и вариативного упражнения. Закрепление навыка происходит в единстве совершенствования навыка исполнения прыжка как целостным, так и расчлененным методами.
Особое значение на данном этапе приобретает рациональное сочетание различных методов обучения и спортивной тренировки, что позволит избежать отрицательного переноса навыка, утомления и возникновения на их основе ошибок в технике исполнения прыжка. Основными приемами совершенствования техники прыжков в учебно-тренировочном процессе являются: — выполнение прыжков на оценку; — выполнение изучаемого прыжка без подводящих и подготовительных упражнений; — выполнение прыжков с различными интервалами отдыха между ними и в различной последовательности прыжков и серий прыжков; — выполнение прыжков самостоятельно, без указаний тренера и с самооценкой качества исполнения; — выполнение прыжков в регламенте соревнований. Методы обучения прыжкам в воду Метод — это совокупность способов и подходов для решения задач обучения. При решении задач обучения на различных этапах подготовки применяются методы, которые группируются обычно следующим образом: 1) методы оценки подготовленности занимающихся к обучению; 2) методы создания представления об изучаемом движении; 3) методы практического разучивания; 4) методы закрепления и совершенствования двигательных навыков; 5) методы тренировки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Микробная экзема, стадия обострения, сопровождающаяся вторичными аллергическими высыпаниями алле
Реферат Анализ эффективности использования основного и оборотного капитала на примере строительного предприятия
Реферат Почему Америка наступает книга
Реферат Фоносемантические особенности лирики М.Ю. Лермонтова
Реферат 1. 1 Сущность ассортимента товара и ее основные характеристики
Реферат Ferma-pifagor- 2m © Н. М. Козий, 2007 Украина, А. С. №22108, №27312, №28607 доказательство великой теоремы ферма для четных показателей степени
Реферат Об опыте развития экологического туризма в Монголии
Реферат Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы
Реферат Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа"
Реферат Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках технологии при изучении раздела
Реферат «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Деятельность предприятия на рынке меховых изделий
Реферат Радиационные пояса
Реферат Периодический закон и периодическая система химических элементов
Реферат Возможности использования франчайзинга как формы увеличения капитала в современной России