Реферат по предмету "Педагогика"


Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы

/>/>/>Оглавление
Введение
глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников
1.1 Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников
1.2 Методы и формы организации эстетического воспитаниядошкольников
1.3 Сущность экологического воспитания
1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологическойкультуры
Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников
2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников вразличные времена года
2.2 Ребенок и прекрасное
2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников
Глава 3. Экспериментальнаячасть
3.1 Первая часть эксперимента
3.2 Вторая часть эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Чрезвычайно большиевозможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д. Ушинскийназывал ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокоевлияние на развитие эстетических чувств[1]. Экскурсии, походы,прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционныедела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно.Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способностьпостепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участкевоспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы,совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоватьсяприродой, но и бережно к ней относиться.
Опасность надвигающейсяэкологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной икардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизньтребует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянныхприродоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в такихвоспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированиюнеобходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местнымматериалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатываютубеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бычастично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет,что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзейзависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, онвстанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл такойработы — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами еестановятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух,животные, растения. Потребности региона, местные условия определяютнаправленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательныхдел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса,защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
Поэтому можно сформулироватьследующую гипотез. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возрастаможно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественнуюлитературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическомувоспитанию учащихся. Объектнашего исследования дошкольники, аименно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира:природы, различных природных связей. Предметом данной работы являетсявоспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшиеобразцы русской классики.
Целью данной работы является рассмотрениеи решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе удошкольников на материале художественной литературы.
В ходе исследования мыпопытаемся решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержаниеэстетического воспитания дошкольников.
2. Показать сутьэкологического воспитания дошкольников, формирование норм и правилэкологического поведения.
3. Показать воспитаниелюбви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественнойлитературы.
4. Представить плантакого занятия.
В своей работе мыиспользуем труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В.В. Зеньковского,А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.В. Субботского, Л.Я. Пэрну, Т.А. Репиной, Л.А.Венгера, З. Матейчика, Н.И. Непомнящей, А.А. Рояк, В.Л. Лола, В.К. Котырло идругих.
Композиционно работасостоит из трех глав. В первой главе рассматривается эстетическое воспитаниедошкольников. Подробно рассмотрены содержание и средства эстетического воспитаниядошкольников, методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников.Далее мы рассмотрели сущность экологического воспитания и цели и задачивоспитания у дошкольников экологической культуры.
Во второй главерассматривается вопрос воспитания у дошкольников любви к природе. Подробнорассматриваются вопросы воспитания любви к природе у дошкольников в различныевремена года и роль художественной литературы в воспитании дошкольников.
В третьей главепредставлена экспериментальная часть. В ней приводится план тематической работыс дошкольниками по эстетическому воспитанию. Дается подробная беседа с детьми иее анализ, проводится диагностика детей до и после работы с ними.
В заключении подводятсянекоторые итоги данной работы.
Глава1. Эстетическое воспитание дошкольников
 
Эстетическоевоспитание– целенаправленный процессформирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать,оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве,жить и творить «по законам красоты».
Эстетическое воспитаниевозможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оноспособствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности,влияет на познание нравственной стороны действительности, повышаетпознавательную активность и даже влияет на физическое развитие.
Цели эстетического воспитания иобразования[2]:
— развитие готовностиличности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве идействительности;
— совершенствованиеэстетического сознания;
— включение в гармоничноесаморазвитие;
— формирование творческихспособностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитаниядошкольников, исходя из его целей, можно сформулировать как приобретениетворческих знаний. Это – группа задач приобщения к эстетическим ценностям:
— формированиеэстетических знаний;
— воспитание эстетическойкультуры;
— овладение эстетическими культурным наследием прошлого;
— формированиеэстетического отношения к действительности;
— развитие эстетическихчувств;
— приобщение школьников кпрекрасному в жизни, природе, труде;
— развитие потребностистроить жизнь и деятельность по законам красоты;
— формированиеэстетического идеала;
— формирование стремлениябыть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.
Вторая группа задачсвязана с формированием практических умений. Решение этих задачсодействует активному включению ребенка в эстетическую деятельность.
Задачи формирования:
— обучение детейрисованию, лепке, конструированию;
— обучение пению,движениям под музыку;
— развитие словесноготворчества;
— воспитание любви кприроде.
Данные группы задач дадутположительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессереализации.1.1 Содержание и средства эстетического воспитаниядошкольников
 
Содержание эстетическоговоспитаниядошкольников включает[3]:
— изучение элементовтеории эстетики;
— систематическое общениес художественной культурой;
— организованное участиев художественном творчестве.
Базисная программаразвития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспитанияв следующих блоках (старший дошкольный возраст):
— художественнаялитература (приобщение детей к высокохудожественной литературе, формированиезапаса литературно-художественных впечатлений);
— изобразительноеискусство (развитие способности к изобразительной деятельности);
— художественнаядекоративная деятельность, детский дизайн;
— дети в музееизобразительного искусства (развитие художественной культуры дошкольников вусловиях социокультурной среды музея);
— музыка (слушаниемузыки, игра на музыкальных инструментах).
Процесс эстетическоговоспитания осуществляется с помощью определенныхсредств: быта,природы, искусства, деятельности.
Эстетика быта становится средством эстетическоговоспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторонубыта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослыепривлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: житьв красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя –делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.
Важным средствомэстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидетьгармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.
Сама по себе природа –это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средствомэстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленноиспользует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.
Средством эстетическоговоспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература,архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусствуспособствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятиядействительности.
Каждый вид искусстваценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусстваребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному[4].
Средством эстетическоговоспитания является и художественная деятельность дошкольников, какорганизованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельностьназывается тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видамиискусств (театрализованные игры, словесно-художественное творчество,музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн).
В художественной деятельности,как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок неможет творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные вышесредства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность –эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. Приотборе средстввоспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальныепедагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которойизбирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные ииндивидуальные особенности развития детей.
При этом важно помнить,что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.Необходимо искать и находить «золотую середину». Перенасыщение также вредно дляразвития, как и недостаток эмоционального воздействия.

1.2 Методы и формы организации эстетического воспитаниядошкольников
Каждой группе задачэстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, перваягруппа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие удошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущимиметодамидля решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ,пример взрослого.
Показ как метод воспитания используетсяпри знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важноопределить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей былососредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этихметодов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, своеотношение, владел способами выражения чувств.
Вторая группа задачсвязана с формированием навыков художественной деятельности. Для решенияэтих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Особенно полезны творческиезадания. Их можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям,в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисованиипри подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективныйпедагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительныйэмоциональный настрой и интерес.
Но творческие задания ивсякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкамхудожественной выразительности[5].
Общий принцип отбораметодов – находитьтакие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведенияискусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать),участвовать в художественной деятельности разных видов.
Эстетическое воспитаниедетей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости отпринципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, видадеятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей.
1.Художественнаядеятельность –процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения кокружающему миру и к себе (в посильной для него форме).
Самостоятельнаяхудожественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает поинициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, то есть детисоединяют в ней разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
Признакамисамостоятельной деятельности являются: внимание ребенка к средствамвыразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переноситьусвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
2.Организованныезанятияпроводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку»недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанномуплану и в порядке нарастания сложности.
Организованные занятиямогут проводиться по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.
3. Важным средствомэстетического воспитания являютсяэкскурсии. Природа, памятники,музеи, празднично украшенная улица – места проведения экскурсий. Задачапедагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия,воспитательных задач.
Следует заранееопределить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокругобъекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новыезнания, но и вызвать у них эстетические чувства.
4.Организованныеразвлечениядошкольников также являются одним из средств воспитания. Развлечения как формаработы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели.
Содержание развлеченийразнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера[6].
Полезны для эстетическогоразвития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбираетсяразнообразный материал (литературный, музыкальный, изобразительный и т. п.) наодну тему, например: «Поет зима – аукает…». Дети читают стихи, поют песни,водят хороводы и т. д. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникамрадость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Одна из форм детскойдеятельности, способствующих эстетическому воспитанию, -театрализованныеигры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководствомвоспитателя.
5.Праздники, организуемые в дошкольномучреждении, — также важное средство эстетического воспитания. Их можноразделить на:
— праздники, связанные собщественной жизнью (23 февраля – День защитника Отечества, 9 Мая – День Победы,12 июня – День независимости России);
— праздники, связанные снародными и религиозными традициями (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год);
— праздники, отражающиесобытия местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилейдошкольного учреждения, день рождения воспитанника группы и др.).
При проведении праздниковрешается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, атакже задач физического развития. Реализуются задачи эстетического воспитания.
Праздник должен быть эмоциональнонасыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятоенастроение – все это повышает восприимчивость к эстетической сторонедействительности.
6. Совместно-раздельнаядизайн-деятельность – одно из средств эстетического воспитаниядошкольников. Эта деятельность способствует:
— воспитаниюэмоционального отклика;
— эстетическому отношениюк природному окружению и дизайну быта;
— созданию аранжировки изприродных и искусственных материалов;
— приобщению детей кдизайн-деятельности.
Выбор формы организацииэстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами,возрастными и индивидуальными особенностями детей./>1.3 Сущность экологического воспитания
Экологическое воспитание— составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому подэкологическим воспитанием понимается единство экологического сознания иповедения, этичного с природой. На формирование экологического сознанияоказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представленияформируются у дошкольников в первую очередь на материале художественнойлитературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведениескладывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретныхдействий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которыеоказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующиеэтапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности экологическоговоспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая —экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологическоговоспитания, выделяют, во-первых — особенности этого процесса[7]:
1)      ступенчатыйхарактер:
а)      формированиеэкологических представлений;
б)      развитиеэкологического сознания и чувств;
в)      формированиеубеждений в необходимости экологической деятельности;
г)       выработканавыков и привычек поведения в природе;
д)      преодоление вхарактере дошкольников потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых — огромноезначение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитиеэкологического сознания;
2) формированиесоответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработкунравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивойволи;
5) формирование значимыхцелей экологической деятельности.
Поэтому формированиеэкологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшегодошкольного возраста.

/>1.4 Цели и задачи воспитания удошкольников экологической культуры
Создание нового отношениячеловека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, нои нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическуюкультуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывнойсвязи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становитсяэкологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимаетсяобразование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель экологическоговоспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, котороестроится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдениенравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей егооптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своейместности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению кчеловеку среда — она включает в себя, человека.
Отношение к природе тесносвязано с семейными, общественными, производственными, межличностнымиотношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую,идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Онаозначает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется всоблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активнойсозидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идейправильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается наокружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организациявзаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практическойдеятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений междуприродой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения кокружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологическоговоспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
— образовательных —формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути ихразрешения;
— воспитательных —формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразногоповедения и деятельности, здорового образа жизни;
— развивающих — развитиесистемы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния иулучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активнойдеятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности канализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как куниверсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны конкретныетребования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовомуровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание,основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человекрассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологиичеловека (науки о системных связях человека с окружающей средой).
Содержание экологическоговоспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которыевытекают из ценностных ориентации, принципиально отличающихся отгосподствующих.
С традиционной точкизрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, меройже природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности исамоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а прихарактеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Выявляетсямеждисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можносгруппировать в четыре компонента — научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный — ведущие идеи, теории и концепции,характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания;происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектовиспользования и охраны.
Ценностный — экологические ориентации человекана различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующиечеловека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценкиокружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на еевосстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный — система нравственных и правовыхпринципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. '
Критерием эффективностиэкологического воспитания и образования могут служить как система знаний наглобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшениеокружающей среды своей местности, достигнутое усилиями дошкольников.
Глава2. Воспитание любви к природе у дошкольников
Удивительный мир природы.Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн,заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Есть свои секреты и уполя, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся наглинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будитлюбознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видетьинтересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни небыло и не будет ничего достойного внимания.
Строя свою «школурадости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой,Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводитьмалышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-тоновое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — кчудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем иисследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю»[8].
Необходимо вместе сдетьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке,отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересоватьдошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости. 2.1 Особенностивоспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
Летом. Далеко ли можно уйти летом смалышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «попрямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многоеведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы ивесьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом,сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привалавприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.
Июль — макушка лета.Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большойпростор для развития наблюдательности дошкольника.
Гроза нередко вызывает уребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратитьих внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовымраскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение.Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, какветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая отземли.
Разноцветье луга таит всебе немало интересного. Травянистые растения — основной объект летнихнаблюдений на лугу. Уже в 4 — 5 лет большинство детей знает названия несколькихцветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребятаназывают обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Надо обратить вниманиеребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» — желтый. Ивасильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.
Отличать одно растение отдругого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю.Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного итого же предмета.
В солнечный день можнопоказать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаютсяодуванчики, через час — полевой осот, в восемь — вьюнок, в девять — полеваягвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика — в час пополудни. В это жевремя одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час— закрываются маки, около пяти часов вечера — незабудки, в шесть опускаются подводу закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов»нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместес малышами о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями,проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением зажизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.
Много радости принесутдетям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а накакие — шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на этии десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишьостановиться и присмотреться.
Громче всего кузнечикистрекочут в июле — августе. Но не всегда. Погода сухая — концерт в полномразгаре. Затихли — погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда лиоправдывается эта народная примета? Надо помочь малышам заметить, какие ещеперемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступленияненастья.
Дорога поворачивает клесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи?Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода нажизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши?Что несут?
Уходя в лес, надозахватить с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возлемуравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышам радость, муравьям —вкусный корм.
Много радости приносятребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки,оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики.
Только необходимо сразусказать малышам: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки»по-своему красивы, главное — никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалыелюди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательносшибать ногами.
Осенью. Первые приметы близкой осени —«золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще вавгусте. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня.
Листопад — яркое,незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни,скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другиесоставляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушитьчерез бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрытьсверху целлофаном.
Пока осенняя погода неизмяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь малышам заготовить впроки вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков.Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении,когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.
Можно предложить детямсравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев.Попробуйте вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету,и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большойлист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком.Обратите их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов иоттенков.
Семена большинстварастений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди удуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины икруглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекциюсемян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этотматериал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названиярастений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево иликустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.
Разложите на столе листьяи семена: около дубового листочка — крылатка клена, рядом с еловой веточкой —желудь, на листе орешника — липовая лодочка с орешком… Чем разнообразнеематериал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена илистья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайтематериал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья «нашли» своисемена, а лист клена и лесного ореха остались — им нет пары. Путаница можетбыть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включаюткарточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снятьс пеньков, со спиленных или погибших стволов).
Надо обратить внимание,что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, ужеисчезли. Зато появились зимние гости — синицы: московки, лазоревки, гаечки.Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротатьсуровое время).
Малыши с удовольствиемподкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, икорм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, чтокормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужнобыло начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не былонужды.
Зимой. Малыши, которые летом укладываются впостель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать ивстают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины световогодня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпаласьлиства с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многиептицы.
Можно попробоватьобратить внимание детей на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому,а за окном — ночь. И вечером свет в помещении приходится зажигать прямо спорога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и толькопотом щелкали выключателем?
Ну а мороз? Можно начинаяс трехлетнего возраста регулярно проводить с малышами наблюдения за погодой,приучать их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идетснег. Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды,доступно его восприятию.
Дошкольников можнопознакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияетна объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показываеттемпературу). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомитьс движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научитьмалышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление — один градус. Самыйобычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель— научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля.Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время —снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.
Снег — он очень ранопривлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки:каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть.Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне.Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг другаострыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкаязвездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкуюзвездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну — две минутыстанет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку,сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментальнопревратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит?Постарайтесь ему доступно объяснить.
Обратите внимание детей:в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуляснег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежкиполучаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а послеоттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.
Много радости и удивительныхоткрытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняютнекоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают назиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевываютрябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).
Надо объяснить детям, какважно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучшеначинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечкас бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку.Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюденийза птицами, чем кормушка, вы не найдете.
Порой говорят: для тогочтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужнонепременно бывать за городом[9]. Спору нет, в условияхбольшого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянныхнаблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглыйгод заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированнойдорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби — всегда рядом. Иесли мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интереск огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачивыполненной.
Весной. Природные события сменяют сейчасдруг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожиеодин на другой праздники природы.
Резкие перепады температурыособенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледянаякорочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что всамом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, анекоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша ужеукрашена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, чтостаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.
Отчего так происходит?Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание нанеравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром концеледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегуямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает,и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капельпрекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.
А вот и проталины-лункипоявились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В несколькихшагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее,что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает игладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагреваетпо-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять наприпеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другуюрядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково.Темные — сильнее, светлые — меньше. Потому-то и белая кора березы холоднеетемной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его стволасильнее стаивает.2.2 Ребенок ипрекрасное
Маленький человек пришелв большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом имногоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы,поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму,осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь,выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд,природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетическиепереживания ребенка.
Яркое, привлекательноепрежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радуетребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения,симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступаютперед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явленийдействительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться кзвукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаютсявпечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, еслиприложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашиватьящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природнымматериалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладываютрисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.
Так же широко, интересно,увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающаяребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке,в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весьуклад жизни семьи (и детского сада).
И, наконец, искусство —особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя ирадуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее,внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.
Любое художественноеявление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорнойготовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия.Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основыхудожественных восприятии[10]. Чем активнее будут, поих мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будетвосприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.
Развитиемузыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальныхинструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает вниманиеребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже,длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значениемузыкальных звуков.
В процессе обучениярисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета,определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрическойфигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все этоприводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенкахудожественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок долженмногое изменять под влиянием возникшего у него замысла.
В целом развитие идет отвосприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальныхсочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.
Развитие сенсорныхспособностей — основа для развития восприятия художественного образа.Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядныхпредставлений, умения жить радостью и печалью героев художественныхпроизведений.
Здесь мы подходим ктакому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.
Можно ли говорить оналичии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковыего содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям иотличие от них?
Бытовые предметы иявления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств,которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также вформе наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии инеобычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавныедвижения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями,цветом, линиями.
Следует оговорить однообстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннегодетства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие,броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитыватьвозрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса вправильном направлении.
Эстетическое чувство,вызываемое действиями человека, его отношением к труду и быту, ко всей жизни,приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственномуидеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оновозникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может оченьгорячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянутьсявсей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, нонеосознанные.
Зная особуювпечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимсяокружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразныемогут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет,например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, таккрасочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение к персонажуи самого писателя («можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него»). Этозаставляет и детей почувствовать отвращение, негодование.
Эстетическое чувствовключает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве —прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркиваетактивную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душуребенка.
Соотношение эстетическогои нравственного порой истолковывается неверно[11].
В одном случае вэстетическом переживании недооценивается его нравственная сторона. В другомслучае в эстетическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишнийдидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числеискусства) на моральный облик ребенка.
Это две крайности,которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний.Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.
Дети поют, читают стихи,танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки,воплощают свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления.Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е.они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задаютбесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании илирассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.
Все виды художественнойдеятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений спервыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявитьсебя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка кразнообразным видам художественной практики.
Все понимают, что в своейзрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ковсем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннеговозраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь истановлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все видыискусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь.Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни иинструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинаетсязнакомство ребенка с искусством.2.3 Рольхудожественной литературы в воспитании дошкольников
Отбирая произведения длядетей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство.Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках,мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесногофольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становитсяего достоянием.
Классика выступает каксвоеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих нашихпоколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданныемного десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжаюттак волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.
Развивая лучшие традициипрошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросыобщества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения наактуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живойсовременности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способовхудожественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычныедля слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказоки рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. Вживописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поискисовременного стиля — доступного и яркого.
Эта триада, включающаянародное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность вхудожественное воспитание маленьких детей.
Какие виды художественнойпрактики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка кхудожественной деятельности?
Художественно-речеваядеятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы;пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почемутак важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видовдеятельности.
Какие можно рекомендоватьпроизведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания —преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальныепереживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и наюмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебныепревращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А.Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.-Х. Андерсена.
Что касается литературыдля чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из нихпомогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К нимотносятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова,и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М.Пришвина и многих других.
Особое место занимаютстихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, вних подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизнимогли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осеньюдышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин обелой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».
Образность и точностьпоэтического выражения сильно воздействуют на детей[12].Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В ихопыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная вдошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, поройна всю жизнь.
Глава3. Экспериментальная часть
Нами был проведен годовойэксперимент с группой детей в количестве 12 человек детского сада № 9 г.Колпашево. Мы проводили беседу в начале года, потом занимались поразработанному нами индивидуальному плану, а в конце года провели повторнуюбеседу по тем же вопросам. Результаты данного эксперимента представленыграфически в виде диаграмм.
Целью данногоэксперимента являлось стремление показать необходимость эстетическоговоспитания детей, обогащение их словарного запаса и осознанно правильное ихотношение к природе.3.1 Перваячасть эксперимента
 
Подготовкаисследования.Приготовиться к выразительному чтению сказки В. Бианки «Сказка несказка».Нарисовать старика и сову из сказки «Сказка несказка» (размер рисунка 50 х 100см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки» от детей.
Проведениеисследования.Исследование проводится с одними и теми же детьми 5 — 6 лет и состоит из 3серий.
Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппедетей прослушать сказку В. Бианки «Сказка несказка».
Вторая серия. Работа ведется индивидуально.Каждому ребенку напоминают в чем смысл пословицы «Вместе тесно – а врозь, хотьбрось».
Третья серия. Работа ведется индивидуально. Детямпредлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко персонажу, которыйбольше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце»одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два героя: старик исова. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».
Обработка данных. В первой серии наблюдают внешниеэмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы,вопросы, мимика. Во второй серии оценивают правильность объяснения детьмиданной пословицы. По итогам выбора в третьей серии эксперимента судят о содержательнойстороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний.Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессевыбора.
 
Таблица 1
№ п/п
Имя ребенка
Эмоциональное состояние
Правильность объяснения пословицы
Степень уверенности в выборе 1 Вера П. равнодушие понял неуверенно 2 Лариса Г. интерес понял неуверенно 3 Максим Е. равнодушие не понял неуверенно 4 Дима Н. равнодушие не понял уверенно 5 Сережа К. интерес понял неуверенно 6 Настя Ц. равнодушие не понял уверенно 7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно 8 Аня М. равнодушие понял неуверенно 9 Рома Щ. интерес не понял уверенно 10 Нина Ф. равнодушие понял неуверенно 11 Даша С. равнодушие не понял уверенно 12 Андрей В. интерес не понял неуверенно
 
Результаты обработкиданных Табл. 1. представлены на диаграммах.
 
/>
Таким образом, мы видим,что в большинстве своем у детей была негативная реакция на прочитанную сказку,что говорит о необходимости работы с детьми в данном направлении. У детейпрослеживается непонимание прочитанного текста, низкий словарный запас,неумение сделать правильный нравственный выбор. Поэтому нами был разработанплан работы с детьми на год по данной теме. 3.2 Втораячасть эксперимента
Перспективный планработы на год
Месяц
Мероприятие Сентябрь Экскурсии в библиотеку «Чей это дом». Создание библиотек как в группе. Октябрь Музыкальная гостиная «Золотая осень». Ноябрь «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Сова». Декабрь Выставка книг Чарушина. Январь Экскурсия в ЭБЦ. Февраль Родительское собрание по теме «Роль сказки в эстетически-нравственном воспитании ребенка». Март Создание книжки-самоделки «Путешествие мышонка Пика». Апрель Акция «Березкины слезки». Праздник «День Земли». Май «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Теремок».
Дети данной группы из 12человек занимались по разработанному нами перспективному плану в течение года.В середине мая месяца нами была проведена беседа по произведению В. Бианки«Теремок» по представленному выше плану беседы по произведению В. Бианки«Сказка несказка». Результаты повторного эксперимента представлены в Табл. 2.
 
Таблица 2
№ п/п
Имя ребенка
Эмоциональное состояние
Правильность объяснения пословицы
Степень уверенности в выборе 1 Вера П. интерес понял уверенно 2 Лариса Г. интерес понял неуверенно 3 Максим Е. равнодушие понял уверенно 4 Дима Н. интерес не понял уверенно 5 Сережа К. интерес понял неуверенно 6 Настя Ц. интерес понял уверенно 7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно 8 Аня М. интерес понял неуверенно 9 Рома Щ. интерес понял уверенно 10 Нина Ф. равнодушие понял уверенно 11 Даша С. интерес не понял уверенно 12 Андрей В. интерес понял уверенно
Результаты обработкиданных Табл. 2. представлены на диаграмме.
/>
Таким образом, мы видим,что после работы с детьми по разработанному нами перспективному плану, всепоказатели у них гораздо улучшились. Использование разных форм работы в течениегода способствовало общему поднятию эстетической культуры детей. Дети сталиболее осознанно воспринимать прочитанные им произведения, выносить из них соответствующийсмысл. Использование в процессе работы произведений природоведческойнаправленности способствовало повышению общей экологической культурыдошкольников. Дети научились видеть прекрасное в природе, бережно относится кживым объектам природы. Кроме этого был расширен общий словарный запас детей,они научились более адекватно выражать свои внутренние чувства и мысли.
Заключение
Воспитание любви кприроде у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самихвпечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных формискусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русскойклассики учат детей любви к природе, окружающему миру.
Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательнонужно формирование экологического сознания[13]. Экологическиобразованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия,формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о ихправомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правилаэкологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станутубеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольниковна материале художественной литературы.
Постоянное внимание воспитателя к раскрытиюэкологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественнымтекстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучиваниистихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходитнеизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты,загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываютсяразнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретическийуровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные переддошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей способствует повышениюэкологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения кприроде.
Без знания экологических связей трудно представитьвозможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этогоневозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.
Не существует однозначных рецептов по поводу того,какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и какименно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий вконкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учестьнеобходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданийразной степени сложности.
Проведенный нами эксперимент показал необходимостьпривлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. Приправильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшиеобразцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимостибережного отношения к родной природе, показывается ее красота.
Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашугипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитаниюбережного отношения к природе и любви к ней.
Списокиспользованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте. — М., 1968.
2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольныйвозраст). — М., 1969.
3. Волков И.П. Цельодна – дорог много. – М., 1990.
4. Выготский Л.С. Избранные психологическиеисследования. — М., 1956.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М., 1960.
6. Гальперин П.Я. Развитие исследований поформированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — М.,1959.
7. Гарбузов В.И. Отмладенчества до отрочества. – Л., 1991.
8. Деятельность ивзаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
9. Дольто Ф. Настороне ребенка. – СПб., 1997.
10. Зеньковский В.В.Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
11. Изучение развитияи поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения удошкольников. – Киев, 1971.
13. Лола В.Л. Учимвоспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. — № 1. – 1988.
14. Матейчик З.Родители и дети. – М., 1992.
15. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1992.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже.Избранные психологические труды. — М., 1979.
17. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитаниедошкольника. — М., 1972.
18. Психологияличности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.– М., 1965.
19. Пэрну Л.Я. Явоспитываю ребенка. – СПб., 1992.
20. Развитие личностии деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.,1965.
21. Развитие личностиребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.
22. Развитие познавательных и волевых процессов удошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. — М., 1965.
23. Развитиепознавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1986.
24. Репина Т.А.Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.
25. Рояк А.А.Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личностиребенка. – М., 1988.
26. Сапогова Е.Е.Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. – Тула, 1992.
27. Субботский Е.В.Ребенок открывает мир. – М., 1991.
28. Трусова Т.М.Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. – 1986.
29. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред.А.В. Запорожца. — М., 1990.
30. Флэйк-Хобсон К.,Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений сокружающими. – М., 1992.
31. Фромм А. Азбукадля родителей. – Л., 1991.
32. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитиеребенка от рождения до семи лет). — М., 1980.
33. Эриксон Э.Детство и общество. – СПб., 1996.

Приложение
 
Планзанятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства
 
Программноесодержание:
1. Через синтез искусств(музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.
2. Учить детей искусствуслушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлятьрассказы по картинкам.
3. Обогащать словарныйзапас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.
4. Побуждать детей вдвижении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Предварительнаяработа:
1. Наблюдение природы впериод осени.
2. Слушание музыки натему «Осень» П.И. Чайковского, А. Вивальди.
3. Рассматривание картинна тему «Осень», заучивание стихов об осени А.С. Пушкина.
Дети входят в зал, в«музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.
Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодняя приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи,полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Детирассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).
«Сладкая греза» П.И.Чайковского. Воспитатель(под музыку):
Тихо — тихо сядемрядом
Входит музыка в нашдом
В удивительном наряде
В разноцветном,расписном.
И раздвинулись вдругстены
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкойпенной
Тихо дремлет лес илуг…
Вдаль бегут лесныетропки
Тают в дымке голубой
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Вслед за нею можемсразу
В дальний путьпуститься мы
Побывать в гостях усказок,
У весны, среди зимы.
Тихо — тихо сядемрядом
Входит музыка в нашдом.
В удивительном наряде
В разноцветном,расписном!
Не правда ли прекрасныестихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем онарассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П.И.Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этогокомпозитора.
«Осенняя песнь» П.И.Чайковского (в оркестр, исполнении)
Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется этопроизведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).
Что вы услышали в ней?(шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннегодождя).
Какая это музыка похарактеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).
Ребята, а когда мы слушалиэто произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (нафортепиано).
А в чьем исполнениипрозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).
П.И. Чайковский написалэту замечательную музыку, прочитав стихи А.К. Толстого. Послушайте и вы этистихи:
Осень, обсыпается весьнаш бедный сад
Листья пожелтелые поветру летят.
Лишь вдали красуются,там на дне долин
Кисти ярко-красные,вянущих рябин...
На меня тоже произвеливпечатления стихи об осени замечательного поэта.
Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа настихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинитьсвою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку?(композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.
А.Н. Плещеев.
Скучная картина, тучибез конца
Дождик так и льется,лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнетпод окном
Смотрит деревушкасереньким пятном.
Что ты рано в гости,Осень к нам пришла?
Еще просит сердцесвета и тепла.
Муз. руководитель: Какое настроение у этогостихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).
О чем нам оно рассказало?(об осени).Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а какон идет? (тихо, неторопливо, но долго).
Музыкальная импровизацияна музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.
Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у насполучилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли своипроизведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года,какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди,которые рисуют картины. Как их называют? (художники).
Посмотрите сколько картиннарисовано об осени. И все они очень разные.
Осень иногда называютхудожницей. Какие краски она принесла с собой? (называют цвета осеннейпалитры).
Ребята, вы уже обратиливнимание, что эти картины все разные, хотя все художники рисовали одно и то же- осень. И это не спроста, ведь осень бывает разная.
Вот деревьяразукрашиваются желтыми и красными красками. Природа как бы наряжается истановится сказочно-красивая, солнце еще светит ярко и рядом с зеленымилистьями вспыхивают оранжевые, багряные. Такую осень называют «золотая»,«ранняя осень», «бабье лето».
Исполняется песня«Падают листья». М. Красева.
Музыкальныйруководитель: Какаяэто песня по характеру (ласковая, нежная, мягкая, задумчивая, светлая).
А теперь посмотрите накартины и выберите ту, на которой изображена «Золотая осень» («Золотая осень»И. Левитана, «Золотая осень» И. Остроухова).
Какие цвета использовалхудожник? Теплые или холодные? Назовите теплые тона.
Импровизационно-творческаяигра «Смотрите, смотрите, падает лист».
Но «Золотая осень», увыскоро пройдет: листья потемнеют, опадут, оголив деревья, все чаще и чаще будутлить дожди. Как грустно видеть, что природа теряет свои краски яркие,разноцветные.
Она как бы затихла,замерла, ожидая, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.
Исполняется песня«Листопад» Т. Потапенко.
Музыкальныйруководитель:
Ребята, какая песня похарактеру? (печальная, грустная, ненастная). Эта песня рассказывает нам опоздней осени. А теперь посмотрите на картины и найдите среди них те, накоторых изображена поздняя осень.
Репродукции: «Раннийснег» В. Пеленова, «Осень» М. Башкирцевой.
Какие краски использовалихудожники, рисуя позднюю осень? А кто из вас знает стихотворение, в котором быговорилось о поздней осени?
Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Музыкальныйруководитель:Ребята, а вы хотите стать художниками? Закройте глаза, (дети закрывают глаза,звучит спокойная осенняя музыка). Постарайтесь придумать печальную, но красивуюосень. Представьте дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов ипарков, ветер, который кружит опавшие листья, осенние цветы на клумбах: астры, георгины,напоминают нам, что они цветут последними. (Дети располагаются на полу иливокруг соседних столов, можно одной или несколькими группами, используяприродный материал — листья, выполняют коллективную работу).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :