Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Построение урока физической культуры

содержание ВВЕДЕНИЕ 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2. ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ 3. СТРУКТУРА УРОКА И СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЕЙ УРОКА
3.1. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания школьников 3.2. Характерные черты урока и общие требования к нему 3.3. Содержание урока и его построение ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ Современная школа сегодня—это активно, особенно в последнее десятилетие, развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся. На протяжении всего периода ее функционирования эта система, ранее считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализации его двигательного потенциала, сегодня не справляется со своей основной задачей—оздоровлением учащихся. Школьная программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у них преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако научные исследования (Кончиц Н.С., 1989; Бойков Е.П., 2001, и др.), подтвержденные практическим опытом, показывают, что путь становления двигательных умений и навыков и их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требует значительно большего времени, чем это предусмотрено школьной программой. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка минимизирует этот эффект и негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков за последние 10--15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14--16 % выпускников школ. В основе переживаемого школьной системой физического воспитания в настоящее время глубокого кризиса лежат, на наш взгляд, интенсивные социально-экономические перемены в жизни общества, которые не могли не выявить в этой системе следующие появившиеся противоречия: между заданным видом школьной программы по физической культуре и отсутствием объективных условий для ее полной реализации (отношение общества к физической культуре как «физре», кадры, материально-техническая база и др.); необходимостью построения физкультурного занятия как полноценной педагогической системы и фактическим отсутствием системного подхода в его организации; необходимостью гармоничного физического развития детей и сохраняющейся в программах по физической культуре традиционной установкой «научения» их двигательным умениям и навыкам; необходимостью разнообразить двигательный арсенал школьной программы по физической культуре и превалированием в ней гимнастических упражнений над движениями циклического характера; необходимостью поддержания и развития оздоравливающего эффекта воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма школьников, обеспечивающей их оптимальную работоспособность, и недостаточным количеством часов в учебном плане в школьной программе на физическую культуру, которая сохраняет свою чрезмерно спортивную направленность; необходимостью оценки двигательных способностей конкретного ученика на основе учета индивидуальных особенностей развития его организма и сохраняющейся на физкультурных занятиях жесткой отметочной системой; необходимостью комплексного подхода к системе контроля за физическим развитием и двигательной подготовленностью школьников и недостатком адекватных методик такого рода. Целью курсовой работы является изучение научно-методических основ построения урока физической культуры.
1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Известно, что любой образовательный процесс представляет собой педагогическую систему, состоящую из определенных системообразующих компонентов. По мнению Симонова В.П. (1997), «всякая педагогическая система есть, прежде всего, система деятельностная, а бесцельной деятельности просто не бывает». Рассматривая иерархические уровни в такой педагогической системе, цель, утверждает автор, является их вершиной и началом, своего рода стратегическим направлением, отвечающим на вопрос «Зачем?». Именно с формулирования цели должно начинаться построение любого образовательного процесса как целостной педагогической системы. Вторым, важнейшим по значимости, компонентом в построении педагогической системы являются задачи как комплексный способ достижения поставленной цели или, другими словами, тактика действий, отвечающая на вопрос «Как я собираюсь этого достичь?». Отбор материала, порядок его изложения, организационные формы, методы, приемы, система контроля и т.д. выступают содержательным компонентом в построении такой системы. Содержание всегда подбирается исходя из цели и задач, отвечая на вопрос «Что я делаю для их достижения?». Логически выстроенный порядок действий педагога обусловливает результат его деятельности как неотъемлемый компонент педагогической системы. Данная иерархическая цепочка (цель—задачи—содержание—результат) в любой педагогической системе представляется своего рода аксиомой, не требующей доказательств. Урок физической культуры в школе как основная форма физического воспитания учащихся не является исключением и представляет собой целостную педагогическую систему с аналогичной иерархической цепочкой основных ее компонентов. Отечественными учеными (Матвеевым А.П., Петровой Т.В., Бальсевичем В.К., Ляхом В.И., Кофманом Л.Б., Холодовым Ж.К., Кузнецовым В.С. и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ, особенно последнего десятилетия, показывает, наряду с разработками и внедрением в практику различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий, наличие для многих авторов общей проблемы, которая касается организации и содержания физкультурных занятий. Речь идет о целеполагании в структуре компонентов урока физической культуры, где у подавляющего большинства авторов, к сожалению, сохраняется традиционно формальный подход. Другими словами, у физкультурного занятия как педагогической системы отсутствует конкретная цель, что противоречит основному принципу системности. Вместо нее авторами определяется, как правило, ряд задач. Однако задачи, какими бы они ни были (в логике построения педагогической системы), -– это лишь способы достижения поставленной цели, или тактика, которая по существу не может подменять собой стратегию. Наличие в объяснительных записках подавляющего числа программ по физической культуре общей цели сохранения и укрепления здоровья школьников средствами физического воспитания представляется не более чем программным заявлением (или декларацией) в системе предполагаемого образовательного процесса. Следовательно, отсутствие конкретной цели у конкретного физкультурного занятия разрушает его как педагогическую систему, лишая главного смысла.
Научить ребенка какому-либо двигательному действию или движению несложно. Вопрос – «Зачем этому учить?». Зачем, например, учить девочек лазанию по канату или опорному прыжку через гимнастического козла, которого они, как правило, панически боятся? Зачем, скажем, учить мальчиков стойкам на голове с опорой на руки, на лопатках, «ласточке» в гимнастических комбинациях или опорному прыжку через гимнастического коня и т.д.? Почему именно этим упражнениям надо учить, а не другим? Только потому, что они включены в программный материал, а другие нет! Сегодня в арсенале физической культуры масса физических упражнений, более доступных и эмоционально более интересных для учащихся. Чего должно быть больше или меньше? Где пределы необходимого и желаемого? И, наконец, какова стоимость осваиваемых детьми упражнений жестко регламентированного программного материала, если уровень состояния здоровья детей разный?
Ребенок, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу объективных причин, к которым, чаще всего, относятся индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх. В первую очередь ребенок начинает испытывать, психологический дискомфорт: его заставляют выполнять это действие, стыдят, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят «двойки» в журнал, над ним начинают смеяться одноклассники. В ответ у ребенка срабатывает естественная защитная реакция—инстинкт самосохранения. Он начинает искать лазейки, чтобы не делать этого: лжет, несет «липовые» справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и т.д. Фатальная «неуспешность» снижает у него мотивацию к таким занятиям. В результате у ребенка формируется комплекс неполноценности, что влечет за собой расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные нарушения функций физиологических систем организма. Следовательно, цена, которую дети платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре, -– показатели их здоровья, динамика которых (согласно статистике) оставляет желать лучшего. Если рассматривать соотношение удельного веса часов раздела «Гимнастика» с другими разделами школьной программы по физической культуре, скажем, «Спортивные игры» или «Легкая атлетика», с позиции их эффективности и целесообразности, то выводы будут не в пользу первого. Гимнастика, как превалирующий раздел школьной программы, требует куда более значительных, чем другие разделы, финансовых затрат на приобретение гимнастических снарядов, другого профильного оборудования и их содержания, что экономически крайне сложно в настоящее время по причине ограниченного финансирования учреждений системы образования. Мало эффективным выглядит и соотношение значительного числа гимнастических упражнений (а это, чаще всего, упражнения ациклического или смешанного характера) в сравнении с упражнениями циклического характера по степени воздействия физической нагрузки на организм. Как показывают многочисленные исследования, именно циклический характер физической нагрузки, наблюдаемый в большинстве легкоатлетических упражнений, упражнений спортивных игр, лыжной подготовки и плавания, значительнее других оказывает оздоравливающее действие на основные органы и физиологические системы организма человека, вызывая положительные сдвиги в развитии. Кроме того, упражнения циклического характера являются более доступными детям и по индивидуальным физическим возможностям, и по техническим характеристикам этих упражнений. Что же касается эмоциональности восприятия физической нагрузки этих упражнений, то, в зависимости от подачи их педагогом, они не уступают гимнастическим упражнениям. Таким образом, существующая в настоящее время в школьных программах физического воспитания жесткая регламентация двигательного материала и его ограничение на физкультурных занятиях существенно затрудняет деятельность учителя физической культуры в подборе упражнений, снижая тем самым мотивацию учащихся к реализации естественной биологической потребности в движениях. Нарушение иерархической цепочки компонентов построения педагогической системы, какой является урок физической культуры, привело к появлению определенного перекоса в постановке задач. Известно, что в условиях общеобразовательной школы основу системы физического воспитания учащихся составляет оздоровительная направленность ее организации. Исходя из этого положения, постановка задач на физкультурном занятии должна носить комплексный, здоровьесберегающий характер, где наряду с группой задач образовательной непременно должны быть задачи оздоровительной, а также и воспитательной направленности. Проведенный нами анализ большинства школьных программ по физической культуре свидетельствует о явном доминировании над другими группы задач образовательной направленности: обучить двигательному действию, закрепить двигательное умение, совершенствовать двигательные навыки и т.д. Практика показывает, что на физкультурных занятиях с такой узкодидактической направленностью теряется заложенная в концептуальных положениях этих программ базовая идеологическая установка на гармоничность физического развития ребенка. Данное направление предполагает, прежде всего, качественные изменения жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем, а уже затем, как производное физического развития, а не наоборот, рост его двигательных умений и навыков. Кроме того, такая односторонняя постановка образовательной группы задач существенно ослабила на уроке физической культуры взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, по существу превратив урок в «натаскивание» школьников на выполнение заданных практических нормативов, что является, на наш взгляд, результатом ложным, иными словами—квазирезультатом. В последнее время в организации физкультурных занятий в группу задач образовательной направленности, наряду с «научением» двигательным умениям и навыкам, все чаще стала входить группа задач так называемой развивающей направленности. Однако мы полагаем, что «развитие» как процесс является стратегически более емким, чем относительно локальный в сравнении с ним процесс «научения» непосредственно движениям в контексте группы образовательных задач. Именно «развитие», на наш взгляд, задает то самое целевое направление, в результате которого в организме ребенка происходят качественные сдвиги определенных психофизиологических структур (формируется системный структурный след), что и обеспечивает его поступательную динамику. Следовательно, оно («развитие»), имея более широкий и долговременный диапазон действия, не может (по определению) находиться в образовательной группе задач. Учитывая тенденцию снижения уровня состояния здоровья современных детей и подростков, особенно в последнее десятилетие, недопустимо ошибочным, по нашему мнению, является отсутствие в комплексе групп задач урока физической культуры задач оздоровительной направленности. Данное положение, во-первых, противоречит целевой установке любой программы по физической культуре, где в объяснительной записке выделено «…сохранение и укрепление здоровья ученика…». И, во-вторых, именно эта группа задач, в зависимости от задаваемой педагогом физической нагрузки, в первую очередь способствует сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка (сердечно-сосудистой и дыхательной), опорно-двигательного аппарата, и прежде всего осанки.
Предметом особенного беспокойства является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры, которая, на наш взгляд, также пока остается несовершенной. Практика показывает, что эта система достаточно громоздка и носит, как правило, субъективный характер. Несмотря на это, относительно объективно оценить уровень основ теоретических знаний, а также практических умений и навыков учащихся в каждой возрастной группе все же можно по конкретным, обозначенным в стандартах, критериям: «знает», «умеет», «владеет». Однако усредненные программные требования к такой оценке качества, чаще всего, не соответствуют возможностям детей (физическим, интеллектуальным, психическим, эстетическим и др.) в силу индивидуальности развития их организма. Оценить же отношение ребенка к двигательной активности, его потребность в здоровом образе жизни, желание выполнить то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет. Следовательно, освоить учеником в полной мере весь объем и теоретического, и практического материала на уровне «успешности», равно как и объективно оценить его старания, представляется мало вероятным.
Таким образом, априорная на уроке физической культуры «неуспешность» ученика с обычными способностями и возможностями организма как физическая, так и психологическая, на фоне отсутствия объективной оценки результатов его деятельности существенно снижает мотивацию к уроку и двигательной активности вообще. Известно, что более 80 % веса тела человека составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, а потому именно движение с биологической точки зрения является основной функцией тела человека, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Всякое ограничение двигательной функции (гипокинезия) влечет за собой расстройства обмена веществ, дыхания, кровообращения и других органов и систем, что приводит к снижению умственной работоспособности и резистентности организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Вызываемое гипокинезией относительно длительное, противоестественное для живого организма, ограничение возбуждения анализаторов коры больших полушарий головного мозга, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем в растущем организме ведет к целому ряду функциональных нарушений деятельности внутренней среды: уменьшению физиологических резервов систем организма и росту в связи с этим энерготрат на единицу работы; разбалансировке интенсивности метаболизма в обмене веществ и, как следствие, появлению избыточной массы тела; снижению функциональной возможности сердца адекватно реагировать на физическую нагрузку за счет существенного уменьшения силы миокарда и, как следствие, вынужденной компенсации гораздо меньшей по мощности физической нагрузки непомерно высокой частотой сердечных сокращений, которая, в свою очередь, вызывает уменьшение общего количества крови, эритроцитов и содержащегося в них гемоглобина—основного поставщика кислорода; уменьшению жизненной емкости легких, что снижает резервы вдоха и выдоха, не обеспечивая должного поступления кислорода к тканям организма; снижению резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушению деятельности центральной нервной системы, в результате чего у человека появляется лишняя раздражительность и нервозность, наблюдаются повышенная утомляемость и плохой сон, снижается физическая, а за ней и умственная работоспособность, ухудшаются память, внимание и, как следствие, поведение; снижению эластичности сухожилий и связок, что в результате существенно ограничивает объем движений в суставах; снижению объема мышечной массы, что отрицательно влияет на тонус мышц, ухудшая координацию движений; слабому развитию мускулатуры и, как следствие, нарушению осанки и деформации опорно-двигательного аппарата и т.д. Таким образом, в организме нет ни одной системы, в работе которой гипокинезияне вызывала бы отрицательных последствий. Без необходимого, биологически достаточного объема двигательной активности человек не может успешно пройти все фазы развития организма. В исследованиях Меерсона Ф.З. и Пшенниковой М.Г. (1988) по изучению вопроса адаптации человека к различным факторам внешней среды, включая и физические нагрузки, показано, что человек в процессе индивидуальной адаптации создает запасы (банк) двигательной памяти, составляющие основу приобретенных простых и сложных двигательных реакций. Возникшие в результате систематической физической нагрузки на клеточном уровне синтеза нуклеиновых кислот и белков, биохимические и структурные изменения в организме предопределяют формирование долговременной и устойчивой его адаптации, называемой иначе системным структурным следом, представляющим собой определенный физиологический комплекс. Динамика компонентов этого комплекса обеспечивает существенное расширение функции клетки и тем самым увеличивает физиологическую мощность доминирующей функциональной системы, ответственной за адаптацию организма человека к заданной физической нагрузке. Другими словами, сформированная в результате многократного повторения различных по характеру физических упражнений устойчивая адаптация организма к физическим нагрузкам способствует эффективной защите человека в будущем от неблагоприятных факторов внешней среды. Необходимым условием формирования системного структурного следа является учет биологической закономерности развития детского организма. Данная закономерность характерна тем, что физическая нагрузка каждого последующего занятия должна приходиться на суперкомпенсаторную фазу, наблюдаемую в периоде восстановления. Тренирующий эффект этого занятия должен, по существу, закреплять физиологический «след» предыдущего, обеспечивая в итоге кумулятивный (то есть отсроченный во времени) эффект, выраженный в виде определенных устойчивых адаптационных перестроек функциональных систем организма ребенка. При этом надо иметь в виду, что после прекращения действия характерной физической нагрузки на эти системы активность генетического аппарата в клетках, ответственного за адаптацию конкретных функциональных систем, резко снижается, что ведет к стиранию формирующегося системного структурного следа, составляющего основу тренировочного эффекта занятия.
2. ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ Дозирование нагрузки на уроке. Для урока физической культуры характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность урока. Малые нагрузки не дают необходимого эффекта, слишком высокие могут принести вред здоровью детей. Четкая регламентация необходима и для выполнения образовательной функции занятия. Усвоение каждого упражнения требует определенного количества повторений. Наконец, воспитание физических качеств невозможно без предъявления высоких требований к организму, что достигается правильной дозировкой нагрузки. Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Дозирование нагрузки – изменение ее объема и интенсивности. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и др. Интенсивность нагрузки характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.
Названные характеристики – это внешнее проявление нагрузки. Они используются при подготовке учителя к уроку. Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Интегральным показателем реакции величина частоты сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 уд/мин (возможны случаи для хорошо подготовленных учащихся – и до 200 уд/мин.) Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160уд/мин, и низкой –110-130 уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 мин при ЧСС 90-100% от максимальной. В процессе урока, особенно тренировочного, для решения задач воспитания выносливости, быстроты, силы учитель должен контролировать частоту пульса учащихся. Он должен быть внимателен и к появлению первых внешних признаков утомления. Регламентировать нагрузку необходимо индивидуально в зависимости от реакции организма занимающегося. Учитель должен стремиться не просто к повышению, а педагогически оправданному повышения нагрузки. Естественно, что в тренировочных уроках не обойтись без высокой нагрузки, но при обучении упражнениям она может стать помехой. Нагрузка зависит также от суммарного количества выполненной работы на уроке и от интенсивности этой работы, поэтому ее показателем следует считать и плотность урока. На каждом уроке выполняется много действий: двигательные, обслуживающие, умственные, отдых. Значимость их для решения задач физического воспитания разная, но все они необходимы, и нельзя при обсуждении эффективности работы учителя на уроке все сводить лишь к оценке двигательной активности детей. Необходимо всесторонне оценить целесообразность тех или иных действий педагога, его усилия, направленные на обеспечение образовательного и воспитательного воздействия проведенного урока. В связи с этим все действия следует разделить на педагогически оправданные и нецелесообразные. К педагогически оправданным относятся выполнение физических упражнений, участие в демонстрации, участие во взаимообучении, слушание педагога, наблюдение выполнения задания учителем и товарищами, осмысление воспринимаемого, планирование предстоящих действий, анализ выполнения движений, взаимоконтроль, оценивание, обсуждение, установка и перемещение снарядов, раздача и сбор инвентаря и учебных пособий, подготовка мест занятий, отдых. Для всесторонней оценки уроков прибегают к их хронометрированию и определению реакции организма на предложенную нагрузку. С этой целью под наблюдение берется средний ученик. Со звонком включается секундомер и не останавливается до конца урока. Наблюдающий последовательно в специально подготовленный протокол записывает все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты показатели того же ученика записываются в протокол. Первый замер пульса производится сразу после предыдущего урока и считается нормой, второй – на четвертой минуте, последний – после окончания урока. Ведущий протокол сначала записывает показания секундомера, потом в соответствующей графе – очередное действие. Время, затраченное на каждое действие, определяется путем вычета предыдущего показателя, зарегистрированного в графе 3, от очередного показателя секундомера. В протоколе фиксируется все действия занимающихся (двигательные, умственные и др.) и в зависимости от эффективности деятельности учителя могут быть целесообразными и нецелесообразными. Все нецелесообразные затраты на работу и отдых определяются сразу по ходу хронометрированию и записываются в графу со знаком «минус». После окончания урока время граф суммируется по вертикали, и эти данные служат для определения плотности занятия. Плотность занятия определяется в процентах путем соотношения суммы времени, затраченного рационально (графы со знаком «+») на все виды деятельности, ко времени всего урока (45 мин). Общая сумма времени, затраченного рационально Х 100% плотность = урока 45 минут (время урока) Однако, определяя общую плотность урока, нельзя дать оценку педагогическому мастерству учителя, его организаторским способностям. Разные учителя затрачивают неодинаковое время на установку и уборку снарядов, подготовку мест занятий, перевод группы к следующему месту занятий, постановку задач, сообщение следующего задания и др. Поэтому, кроме общей плотности занятия, определяют и его моторную (двигательную) плотность. Моторная Сумма времени, затраченного на выполнение упраж. Х 100% плотность = урока 45 минут (время урока) Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя. В примечания записывают реплики, позволяющие при анализе деятельности учителя вспомнить и осмыслить наблюдаемое на уроке. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность в тренировочных уроках-70-80 %, в учебных-50 % и ниже. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Плотность урока зависит от многих факторов. Наиболее важные из них следующие: Количество учащихся в группах, командах, играх. Учитель должен стремиться объединять небольшое количество занимающихся в группы, команды при организации основной части урока, эстафет; избегать игр, в которых к двигательной активности привлекается одновременно ограниченное количество детей. Качество материальной базы. На уроке должны использовать много-пропускные снаряды. Следует использовать несколько мест занятий для прыжков, метаний, бросков по корзине, воротам и др. Количество инвентаря. На уроках с использованием легкоатлетических упражнений необходимо обеспечить каждого ученика специальными снарядами, в играх – мячами, на соответствующих уроках – лыжами, коньками, клюшками и др. Использование эффективных методов организации деятельности занимающихся, способов выполнения заданий и управления классом. Интенсификация вспомогательных действий на уроке и подготовка мест занятий до урока. Привлечение к уроку детей, временно освобожденных от занятий. Краткость объяснений, замечаний, обсуждений. Широкое использование дополнительных заданий. После окончания урока величина ЧСС должна приближаться к исходной или быть немного выше, если урок стоит в расписании последний или после него следует большая перемена.
3. СТРУКТУРА УРОКА И СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЕЙ УРОКА
3.1. Урок физической культуры – основная форма физического воспитания школьников Физическое воспитание как учебная дисциплина выполняет важную социальную роль, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения. Система физического воспитания – это совокупность идеологических и научно-методических основ физического воспитания, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан. Физическое развитие-процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни. Признаками, характеризующими развитие, являются: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека. Практическая реализация задач физического воспитания осуществляется на специально организованных занятиях физической культуры. В ходе занятия воплощаются в жизнь средства, методические принципы и методы физического воспитания. На сегодняшний день формы занятий очень разнообразны. Между тем, изъятие хотя бы одной из форм приводит к нарушению непрерывности педагогического процесса, а так же, снижает качество решения задач физического воспитания. Это обстоятельство обусловливает необходимость всемерного развития и использования всех форм физического воспитания учащихся все зависимости от количества занятий. Формы занятий физическими упражнениями на примере школы: Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственно программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников. 3.2. Характерные черты урока и общие требования к нему Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, являются следующие: Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность Уроку присущи все перечисленные черты, что создает благоприятные возможности для достижения цели обучения в школе – подготовки всех учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирования у них потребности и умений регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья и поддержания высокого уровня физической подготовленности в течение всей жизни. Построение такого обучения обусловливает необходимость выполнения определенных требований к современному уроку физической культуры. Учитель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков Современный урок отличает хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля, добивается формирования культуры движений, воспитывая тем самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону Непременным условием эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока Учителю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств Высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим Все эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и являются обязательными при проведении уроков во всех классах. 3.3. Содержание урока и его построение Под содержанием урока часто подразумевается только определенный набор физических упражнений, предлагаемых ученикам. Между тем анализ всего происходящего на уроке показывает, что весьма важным для достижения намеченного результата является процесс выполнения учащимися запланированных упражнений и связанных с этим выполнением многообразная деятельность занимающихся. Она проявляется в слушании педагога, наблюдении и восприятии показанного, осмыслении воспринятого, проектирования собственных действий и их выполнение, организации самоконтроля и самооценки, обсуждении возникших вопросов с педагогом и товарищами, регулировании эмоциональных проявлений и во многом другом. От этих элементов деятельности учащихся и зависит конечный результат урока. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главным содержанием занятия. Однако каждое конкретное действие ученика и класса в целом вызывается определенной деятельностью учителя. Она заключается в постановке задач, намеченных на этот урок, определении конкретных заданий для их решения и создании условий для их выполнения. Учитель осуществляет наблюдение за деятельностью учащихся, оценивает и корректирует их действия, дозирует нагрузку, управляет поведением, налаживает взаимоотношения между детьми и др. вся эта многогранная деятельность педагога, определяющая и направляющая действия занимающихся, составляет весомую часть содержания урока. Результатом деятельности детей, направляемой учителем, являются изменения в физическом и психическом состоянии учащихся, в их знаниях, умения, навыках и поведении. Эти внутренние процессы и изменения, вызванные организованным выполнением физических упражнений, составляют еще одну сторону содержания урока физической культуры.
Таким образом, понятие «содержание урока физической культуры» многогранно. Оно составляет определенный набор физических упражнений, деятельность учащихся, работу учителя и результаты, отражающий эту работу. Содержание урока планируется учителем. Но педагог е может заранее предвидеть все детали рабочих ситуаций и условий, складывающихся в процессе его совместной работы с детьми. Поэтому в практике работы различают содержание урока проектируемое и реально сложившееся в процессе его проведения.
Все элементы содержания урока должны быть спроектированы учителем в процессе построения урока. Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса. Логика учебно-воспитательного процесса требует: Последовательного включения занимающихся в познавательную деятельность Постепенного достижения необходимого уровня физической работоспособности Последовательного решения намеченных на данное занятие образовательных, оздоровительных и воспитательных задач Обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, способствующего успешной последующей деятельности учащихся Это обусловило разделение урока на три части: подготовительную, основную и заключительную. После первого этапа – деления урока на части – наступает второй этап построения урока – определение физических упражнений и их последовательности. Решающим, третьим этапом структуры урока является определение взаимосвязанной последовательности действий педагога и занимающихся при решении каждой педагогической задачи, применении каждого упражнения, определении методов и методических приемов, используемых в процессе проведения урока. Сюда же относятся организации подгрупп, определение им заданий, порядок смены мест занятий, установка снарядов, раздача и сбор инвентаря, т.е. вспомогательные действия, используемые на данном уроке. Определение задач урока. С каждого урока дети должны уносить новые знания, умения, должны видеть, что улучшается их физическое развитие. Это достигается путем постановки конкретных задач на каждый урок. Все задачи, исходя из их направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Решение воспитательных задач дает учащимся знания, умения и навыки выполнять физические упражнения, а также умениями применять их в жизни. Решение оздоровительных задач предусматривает обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятия наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм. Решение воспитательных задач обеспечивает положительное влияние занятий физическими упражнениями на развитие моральных и волевых качеств личности учащегося. Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, дают целенаправленную установку учебной деятельности, позволяют предположить конкретный результат урока. Но этот эффект будет достигнуть только при условии их точной формулировки. Нечеткая, неконкретная постановка образовательных задач приводит к нарушению логики учебного процесса, дезориентирует учащихся, не способствует их активизации. Конкретной является такая задача, в формулировке которой отражен конечный результат данного урока. Наиболее конкретной является задача научить, и к ее постановке учителю нужно стремиться. В связи с этим он должен на каждый урок планировать такую дозу материала, которую могли бы усвоить учащиеся. Кроме того задачи урока могут формироваться словами «ознакомить» (например, с правилами соревнований, нормативами) и «оценить» выполнение отдельных упражнений или комбинаций. Параллельно с решением образовательных задач учитель ставит и оздоровительные задачи. Для этого он осуществляет целый ряд мероприятий, благоприятно воздействующих на организм занимающихся. В этом плане большое значение имеют правильное дозирование нагрузки, надлежащие гигиенические условия проведения занятий, их организация на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание следует уделить осанке и дыханию занимающихся. Ученикам, освобожденным от занятий по состоянию здоровья, пропустившим несколько занятий, отнесенным в специальные медицинские группы, имеющим врожденные физические дефекты следует уделять особое внимание, и они требуют особой организации занятий. Уроки физической культуры имеют большие возможности влиять на становление личности ученика. Если учитель ставит определенные образовательные задачи и выполняет их – то можно получить колоссальные результаты, если же развитие личности идет стихийно и хаотично, то эффект может быть даже отрицательным. Поставленная задача должна вписываться в рамки урока, те соответствовать лимиту времени, а ее формулировка должна быть простой и доступной ученикам, чтобы даже они сами могли оценить уровень ее решения. Также учитель должен формировать убежденность учащихся в целесообразности выполняемых ими упражнений, должен объяснить сущность движений и их воздействие на организм. В начале каждого урока учитель должен объявить две-три основных задачи для данного урока, а также объяснить воспитательную и оздоровительную значимость этого урока. Проведение урока. Успех урока предопределяется уже в процессе подготовки к нему, однако следует помнить о том, что некоторые ситуации не всегда могут быть предусмотрены и требуют перестройки урока в процессе проведения. Опыт и знания учителя помогают оценить и разрешить сложившуюся ситуацию. Подготовительная часть урока. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы: Подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач Подготовить учащихся к овладению некоторыми упражнениями Подготовить организм учащегося к выполнению действий с повышенной нагрузкой Содействовать формированию осанки, ловкости Следовательно, подготовительная часть решает задачи, связанные с обеспечением наилучших условий реализации общих задач урока и одновременно имеет относительно самостоятельное образовательное и оздоровительное значение. Начинается урок общим построением класса и рапортом дежурного ученика о готовности к началу урока. Процедура рапорта необязательна в работе с учащимися младшего школьного возраста. Программой она предусмотрена начиная с 3 класса. Но уже при первом ознакомлении детей с рапортом надо иметь в виду его воспитательное значение и категорически требовать абсолютной дисциплины. Учитель стремится избегать шаблона в построениях и перестроениях, разнообразить формы размещения и перемещения. В младших классах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших классах – дежурный ученик по согласованию с учителем. До начала урока и до прихода учителя к месту проведения занятия учащиеся должны быть построены и готовы к приветствию. После приветствия на первых уроках с целью изучения состава класса учитель делает перекличку. А в дальнейшем приступает сразу к проверке домашнего задания.
Проверка домашнего задания может проводиться по ходу урока, в основной и даже заключительной частях. Далее учитель сообщает задачи урока. Их сущность может уточняться в основной части занятия. Средствами подготовительной части являются построения и перестроения; ходьба мягким, острым, обычным, высоким и пружинящим шагом, с перекатом с пятки на носок, другими способами; различные способы бега и прыжков; подскоки; танцевальные упражнения; преодоления препятствий; упражнения на внимание типа заданий и неожиданностей; обще-развивающие упражнения без предметов, с предметами и на снарядах (стенка, скамейка), в движении и на месте, в парах.
Для выполнения упражнений используются разнообразные формы построения в разомкнутом и сомкнутом строю, кругу, (двух-трех кругах), квадрате, треугольнике, дугами, и др. Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам. Если в зале установлены снаряды, учащиеся занимают места врассыпную, так чтобы было удобно выполнять упражнения, видеть учителя и не мешать товарищам. Подобранные упражнения должны при наименьшей затрате времени обеспечить одновременное и наиболее эффективное решение нескольких задач. Подготовительная часть, проводимая игровым способом, должна быть четко направленной на решение задач подготовки организма занимающихся к предстоящей работе, повышение эмоционального состояния учащихся. В то же время благодаря включению в игры и игровые задания целенаправленных движений и упражнений решаются задачи закрепления пройденного материала и развития качеств. Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении упражнений. Они должны быть разнообразны и эффективны. Учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), пол музыку, по заданию на результат и т.д. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. Основная часть урока. Задачами основной части урока являются: приобретение учащимися знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения, предусмотренные планом данного урока обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями формирование осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений воспитание физических качеств, способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям и жизнедеятельность организма содействовать моральному и эстетическому воспитанию, укрепление воли занимающихся повышение уровня спортивных достижений учащихся Эти задачи и определяют особенности проведения основной части урока. В основной части учитель должен обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки путем достижения оптимальной интенсивности и необходимого количества повторений упражнений, доводя их до 15-20 при разучивании и 30-40 при закреплении. Для этого следует максимально использовать все имеющиеся условия материальной базы. Проводя уроки на свежем воздухе, надо помнить, что в холодную погоду следует избегать длительных объяснений, ограничиваясь краткими указаниями, командами, насыщать урок интенсивными упражнениями. В жаркую погоду нужно опасаться перегрева, для чего место занятий выбирают по возможности в тени, внимательно наблюдают за состоянием учеников, чередуют упражнения повышенной интенсивности с малоинтенсивными. Некоторые школы страны имеют опыт круглогодичного проведения уроков на свежем воздухе даже с учащимися младших классов. Тротуары и тропинки, естественные горки и многоступенчатые ярусные лестницы, гимнастический городок и лужайки, кроссовая дистанция вокруг пруда и даже белки, прыгающие на деревьях,– все это учитывается в организации занятий с детьми. Здесь и нагрузка, и эмоциональная разрядка. Расстановка и уборка снарядов должны осуществляться по ходу урока без выделения на это специального времени. Убирать следует только те снаряды, которые мешают дальнейшему ходу занятий. Устанавливать снаряды, готовить оборудование и инвентарь рекомендуется до начала урока силами временно освобожденных от занятий и дежурных учеников. На специальных стендах у мест занятий выставляются учебные карточки, регулирующие деятельность учащихся. Весь ход урока должен подчиняться образовательной направленности. В этом отношении наряду с формированием умений и навыков особую значимость приобретают теоретические сведения. Основываясь на теоретических сведениях. Учителю необходимо находить возможность в ходе каждого урока пополнять знания учащихся применительно к специфике изучаемого материала. Большой эффективности при этом можно добиться, если при сообщении теоретических сведений использовать межпредметные связи. При этом сообщение сведений не должно быть формальным (как и усвоение), оно должно вытекать из потребностей урока (усвоение материала). Учащиеся должны прочувствовать необходимость этих занятий. Обязательным условием эффективности основной части урока является обеспечение оптимального эмоционального состояния. Положительные эмоции содействуют не только обучению. На их фоне успешнее совершенствуются физические качества. Каждый урок должен содействовать воспитанию физических качеств учащихся. Непременное условие результативности основной части занятий – внимательное наблюдение учителя за правильностью выполнения учениками заданий, упражнений и их оценка. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, педагоги должны тут же исправлять допускаемые ошибки, вносить необходимые корректив. Ведь плотность не самоцель, а одно из условий успешного решения задач уроков. Заключительная часть урока. Заключительная часть урока используется для постепенного снижения уровня физического и эмоционального возбуждения. Но этим задачи заключительной части не исчерпываются. Главной задачей заключительной части является подведение итогов урока, которое немыслимо без оценки деятельности учеников со стороны учителя и их самооценки. При подведении итогов учитель нацеливает учеников на последующий урок, дает задания на дом, проверяет выполнение предыдущих, выставляет оценки. Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения так называемых образных или сюжетных уроков в младших классах. Положительная эмоциональная обстановка на уроке обеспечивает каждому возможность добиться успеха, испытать чувство радости и удовлетворения от своей деятельности и работы всего класса. Новизна такого урока достигается своеобразной организацией класса: изменением начала урока, места построения, включением песен, речитативов, элементов ритмики, музыки.
В такой урок можно внести элементы и атрибутику различных профессий, что одновременно будет способствовать профессиональной ориентации учащихся. Место проведения занятий превращается то в стартовую площадку для полета в космос, то в атомоход, бороздящий безбрежные просторы океана, то в автодром и т.д.
Например, при изучении акробатических упражнений ученики не просто выполняют перекаты, кувырки, а вырабатывают навыки сохранения равновесия тела в необычных условиях, умения ориентироваться в безопорном положении в условиях невесомости, развивают устойчивость организма к укачиванию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Организация двигательного режима школьников на фоне современной интенсификации образовательного процесса, как никогда, требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития детского организма. В связи с этим серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки школьников в учебно-воспитательном процессе. В существующем виде школьная программа по физической культуре, предусматривающая только два занятия в неделю (68 часов на год, что не превышает 12--15 % общего бюджета времени всех дисциплин учебного плана), не может обеспечить должного физического развития детей в процессе физкультурных занятий. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3--4 дня. Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленный организмом «про запас» для последующей мышечной работы потенциал и приводит к его утрате. Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в «исходное состояние», что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта. В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате системный структурный след не образуется. Еще одним аргументом не в пользу длительного временного разрыва между занятиями выступает утверждение Фольборта Г.В. (1989) о том, что тренирующим эффектом воздействия физической нагрузки на организм человека является увеличение энергетического запаса клетки, которое проявляется в периоде восстановления в виде повышенной работоспособности («фаза суперкомпенсации»). Установлено, что эта фаза возникает, как правило, на следующий день после занятий (эффект кумуляции). Следовательно, достичь этого эффекта можно лишь в том случае, если разрыв между занятиями не будет превышать двух дней (48 часов), а количество занятий в неделю будет не менее трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 269 с. 2. Бойков Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженеров-электромехаников водного транспорта: Автореф. дис… канд. биол. наук. Омск, 2001. С. 20--68. 3. Кончиц Н.С. Физиологические основы индивидуализации процесса физического воспитания студентов: Автореф. дис… д-ра мед. наук. Томск, 1989. С. 29--43. 4. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М., 2001. 128 с. 5. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 288 с. 6. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М., 2000. 495 с. 7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2002. С. 64--237. 8. Симонов В.П Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М., 1997. С. 36--114. 9. Фольборт Г.В. Процессы утомления и восстановления высшей нервной деятельности и практическое значение их изучения // Физиологические процессы утомления и восстановления. Киев, 1989. С. 7--14. 10. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Под ред. А.П. Матвеева. М., 1995. 215 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология изготовления печатных форм
Реферат Проблема менталитета белорусов
Реферат Професійно особисті якості юриста
Реферат Правила возмещения вреда, причиненного должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства
Реферат Інформаційно-комунікативні технології на уроках біології
Реферат Реабилитация Вселенной
Реферат Правительство Российской Федерации 4
Реферат История возникновения и развития рынка мусорных облигаций. Перспективы развития
Реферат Королевство Саудовская Аравия
Реферат Zora Neale Hurston 2 Essay Research Paper
Реферат Правовые основы государственной службы 2
Реферат Экономический таможенный режим "временный ввоз". Условия и особенности декларирования товаров
Реферат Симонов - писатель-фронтовик
Реферат Политические элиты современного российского общества
Реферат Транс-Hациональные Компании (ТHК)