Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Единоборства

Введение Природная потребность быть способным защитить себя и своих близких в экстремальных ситуациях, зовет современных мужчин на занятия различными видами единоборств. А, учитывая специфику физической нагрузки, получаемую в ходе тренировочного процесса, ее положительное влияние на организм и психологическое состояние, все больше представительниц прекрасного пола начинают осваивать технику и правила различных единоборств.
В своей работе я хочу изучить историю развития и основные особенности таких единоборств как бокс, фехтование и некоторых видов восточных единоборств. А также рассмотреть развитие этих единоборств в России. На Востоке зарождалось и развивалось такое изобилие различных единоборств, что рассмотреть их все не позволяет объем реферата. Поэтому в своем реферате я хочу рассмотреть историю развития, на мой взгляд, самых основных восточных единоборств, таких как ушу, дзюдо и джиу-джитсу. Отточенная продуманная веками техника в сочетании с мудростью восточной философии по праву заслуживает самого пристального интереса и индивидуального подхода.
1. Бокс 1.1. История бокса 1.1.1. Начальный период Английский кулачный бой в самом начале представлял собой довольно примитивное зрелище. Обычной системой боя было наносить и сносить удары. Тот, кто был сильнее и терпеливее, пользовался наибольшим успехом у зрителей. Личность Джемса Фигга заслуженно занимает видное место в истории бокса. Свой путь в боевых искусствах он начал с фехтования на палашах, рапирах и палках, где был выдающимся мастером. Кроме того, Фигг стал первым официальным чемпионом Англии и владел этим титулом с 1719 по 1729 год, он был первым преподавателем кулачного боя, а также организатором призового ринга. Период первых правил. Этот период неразрывно связан с именем Джонса Браутона - чемпиона Англии с 1740 по 1750 год. Он стал основателем современного направления в боксе. Пользуясь не меньшей популярностью, чем Фигг, Браутон превосходил его в боксерском искусстве. Разработанные им правила несколько смягчили грубость практического боя. По этим правилам поединки проводились на ринге (в переводе с английского - "круг"). Время боя не было разделено на раунды. Раунд считался законченным после падения одного из соперников. Матчи могли длиться от 30 до 70 раундов. Соответственно и продолжительность боя была от 20 минут до 4 часов. Техника бойцов повысилась незначительно и оставалась еще достаточно примитивной. Важнейшими качествами по-прежнему оставались сила и выносливость. Период новой школы бокса. Браутон воспитал немало выдающихся бойцов. Ему принадлежит также изобретение и введение перчаток для тренировок, но в соревнованиях они еще ни применялись. 1.1.2. Год 1792-й Чемпионом Англии становится Даниэль Мендоза - одна из наиболее ярких фигур в истории бокса. Прекрасный педагог, обладавший обширными познаниями в теории боя, владевший прекрасной техникой, Мендоза создал новую школу бокса, которая имела многочисленных последователей. Его манера ведения боя поначалу вызывала недоумение и даже недовольство среди тогдашних знатоков бокса. В основу своего стиля он поставил технику, быстроту передвижения, обдуманную тактику. Мендоза провел 32 боя против сильнейших боксеров, что по тем временам следует считать достижением. В условиях боя на голых кулаках список боев у боксеров редко превышал 20. В 1975 году Мендоза уступил свой титул в бою Джону Джексону. С именем Джона Джексона связана целая эпоха в истории бокса, которую историки этого вида спорта называют "золотым веком". Выходец из простонародья, он за счет свой боевой деятельности сумел добиться высокого положения в обществе. После победы над Мендозой он в течении трех лет не находил себе соперника. Так и ушел он с ринга непобежденным, имея в своем активе всего 3 проведенных боя. Преподавательская деятельность явилась также основой его славы испытанного бойца. В спаррингах (тренировочный бой) он показывал чудесные образцы боевого искусства. Джексону, в частности, приписывается изобретение прямого удара - основы старой английской системы бокса. Он пытался ввести в поединок применение перчаток, чтобы ничтожить жестокий характер боя, но не нашел поддержки у самих боксеров. Период новых правил "Лондонского призового ринга". Новые правила были разработаны и приняты в 1838 году. Они явились усовершенствованием правил Браутона и действовали до введения перчаток. Бенджамен Коунт - новый чемпион Англии, боксировавший по этим правилам, был типичным представителем стилевого направления в боксе того времени. Строя свою тактику на большей силе и энергии, он совсем не придавал значение защите, да и не умел защищаться. Чемпионское звание он завоевал в 35-раундовом поединке с Уордом, который состоялся в феврале 1841 года. С этого момента в историю бокса вошел "чемпионский пояс" - традиционный переходящий приз. Приз находился у чемпиона до потери им этого звания, фактически до первого поражения. Тот первый пояс был сделан на средства, собранные по подписке среди любителей бокса. Он представлял собой полосу красного бархата, отделанную кожей, с прикрепленными серебряными щитами, на которых выгравировывались имена чемпионов. Выдающимся бойцом в период боев без перчаток был Том Сойерс, носивший титул чемпиона Англии с 1857 по 1860 год. Сойерс выступал на ринге 12 лет, начиная с 1849 года, и провел 16 боев, в 14 из которых выиграл, одолев сильнейших боксеров того времени. В его времени был утвержден новый чемпионский пояс. По условиям он становился собственностью боксера после трехлетнего пребывания того чемпионом. А чемпион был обязан защищать свое значение против любого из боксеров страны, вызвавшего его на поединок. Сойерс был известен и тем, что организовал и провел первый международный матч с чемпионом Америки Хинэном. Встреча Хинэна с Сойерсом продолжалась 2 часа 6 минут(42 раунда) и завершилась ничейным результатом. Но этот поединок стал последним боем Тома Сойерса. Самый продолжительный бой в истории бокса длился 6 часов 15 минут. В 1855 году так долго выясняли отношения Келии и Смит. Самый короткий состоялся на Североамериканском континенте в 1886 году и длился всего 30 секунд. Известна и точная дата последнего боя без перчаток. 8 июля 1889 года в американском городе Ричбурге в таком поединке сошлись Салливан и Кильрейн. 1.1.3. Начало эпохи современного бокса Введение правил маркиза Квинсберри в 1867 году стало отправной точкой в современном развитии бокса. Одним из важнейших пунктов этих правил стал пункт о введении перчаток, что помогло раскрыть большие возможности бокса как вида спорта. Значительно повысилась безопасность бойцов, расширился арсенал их технических действий. Бокс стал все больше приобретать черты искусства. Следуя новым правилам, бокс становится чисто ударным видом единоборств. Разделение соперников по весовым категориям положил конец монополии в боксе тяжеловесов.
Правила маркиза Квинсберри положили основу всем современным правилам любительского и профессионального бокса. Их введение означало конец поединкам без перчаток. С момента установления звания чемпиона мира Америка стала задавать тон в боксе. После ряда побед над сильнейшими боксерами Старого и Нового Света первым чемпионом мира в 1882 году признается американец Джон Салливан. Его отличала медлительность в движении и в то же время его отличала сокрушительная сила удара. В его боевом списке значилось много побед нокаутом. Историки бокса приписывают Салливану открытие нокаутирующего удара в челюсть, изобретение других ударов, позволяющих выиграть поединок досрочно.
Среди любителей бокс развивался значительно медленнее. Профессиональные боксеры открыли список чемпионов мира в 1882 году. Лишь в 1904 году любители ввели бокс в программу Олимпийских игр. С 1924 года раз в два года стали проводиться чемпионаты Европы, и только в 1974 году состоялся первый чемпионат мира. Формула боя всех любительских состязаний - 3 раунда по 3 минуты. У профессиональных боксеров раунд также длиться 3 минуты. Однако бой может продолжаться от 4 (минимальное количество) до 15 раундов. В поединках между любителями применяются 10- или 8-унцовые перчатки(1 унция-28,5 грамма). Профессионалы сражаются только в 8-унцовых перчатках, а в отдельных случаях, по договоренности - в 6-унцовых. Первым попытался классифицировать и систематизировать действия боксера А. Гетье (1934 г.), за ним, более подробно, А.Г. Харлампиев в работе «Практические действия боксера» (1935 г.). В 50-х годах эти вопросы разрабатывали Е.И. Огуренков, А.И. Булычев, В.М. Романов и В.А. Федченко. Современную классификацию и систематику приемов и действий разработал Градополов К.В. 1.2. Развитие бокса в России В конце XIX века в России начинает культивироваться бокс. Его неутомимым пропагандистом стал Э. Лусталло. Он приехал в Россию из Франции в девяностых годах XIX века. Более двух десятилетий он вел беспрерывно организационную и педагогическую деятельность в области бокса, подготовил петербургских боксеров. Именно по его инициативе в 1898 году в Петербурге был устроен первый в России боксерский поединок. Первые первенства России состоялись в 1913, 1914, 1916 году. Последнее первенство было наиболее представительным, в нем участвовало 23 боксера. Пионерами русского бокса были Э.И. Лусталло, В.М. Жуков, И.Б. Граве, А.Г. Харлампиев, Н.Н. Алимов (Кара Малай), П.В. Никифоров, В.В. Самойлов. П. Никифоров и В. Самойлов стали первыми преподавателями бокса после октябрьской революции 1917 года в Главной военной школе физического образования и в Советской военной главной гимнастико-фехтовальной школе и стояли у истоков создания советской школы бокса. В Петрограде в развитии бокса участвовали Э. Лусталло и В. Осечкин. Включились в тренерскую работу в начале 20-х годов А. Харлампиев и И. Иванов. Как вид спорта бокс в двадцатые годы у нас в стране не был узаконен. Редко разрешали проводить публичные состязания, ограничивалось даже его преподавание. Специалисты называют случайно проведенным первенство СССР по боксу 1926 года. До 30-х годов слово «чемпион» вообще не упоминалось в спортивной прессе. То было время развития массовости физкультурного движения. Звание чемпиона не разыгрывалось в боксе до первенства 1933 года. Большое значение для отечественного бокса сыграло создание кафедр бокса в институтах физической культуры. Эти кафедры должны были впервые разработать методику его преподавания, дать систему тренировки боксера. В московском институте физической культуры эту кафедру возглавил свидетель и участник почти всех событий, связанных с развитием бокса в нашей стране Константин Васильевич Градополов.
2. Фехтование 2.1. Зарождение и развитие спортивного фехтования Спортивное направление в фехтовании зародилось в XIV - XV вв. в Италии и Германии. Три принципиальных новшества, связанные с практикой тренировочных боев, способствовали его популяризации: появление легкого и безопасного оружия (рапира); разработка - в том числе, в целях безопасности участников - определенных правил единоборства, включая ограничение поражаемой поверхности; создание защитной амуниции - прежде всего маски. В конце XVII в. во Франции сложились основные принципы спортивного фехтования. Постепенно оно входит в моду у привилегированных сословий. Различия в правилах (а также технике и тактике) современного фехтования на различных видах оружия во многом связаны с историей их происхождения. Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары - в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Шпага - дуэльное по происхождению оружие. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Самые «щадящие» условия борьбы у рапиристов. Ведь рапира и создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Понятие «тактической правоты» тоже возникло из практических потребностей тренировочного боя, готовившего человека к реальным боевым единоборствам: прежде, чем провести собственную атаку, надо отразить нападение противника. Окончательное формирование фехтования как вида спорта происходит в XIX в. Наибольшее распространение оно получает в Италии, Франции, Германии и Австро-Венгрии. Открывается все больше фехтовальных классов и залов. В середине столетия в спортивную практику входят международные встречи между фехтовальщиками стран-соседей - чаще всего это были матчи Франция - Италия. Постепенно определяются основные правила и программы официальных соревнований, а также стандарты фехтовального оружия и защитной амуниции. В конце XIX в. к традиционно сильным фехтовальным державам - Италии и Франции - присоединяется Венгрия, чьи мастера произвели настоящий переворот в системе фехтования на саблях: в обращении с оружием они делали упор не на силу, а на работу пальцами. В 1891 в США создается Лига фехтовальщиков-любителей Америки (ныне - Фехтовальная ассоциация США), первая подобная организация в истории мирового фехтования. В 1902 свое общенациональное фехтовальное объединение формируется в Великобритании, в 1906 - во Франции, а затем и в некоторых других государствах. В принятых в разных странах правилах по фехтованию существовали определенные - иногда весьма существенные - расхождения, что создавало немало проблем при проведении международных встреч и соревнований, включая официальные. В ноябре 1913 на встрече представителей национальных федераций и фехтовальных клубов 10 стран создана Международная федерация фехтования (ФИЕ - от франц. Federation Internationale d'Escrime), в которую в настоящее время входят 114 государств. В июне 1914 Федерация приняла первые «Международные правила».
Поначалу фехтование культивировалось в основном в Европе, поэтому основным международным турниром (наряду с Олимпийскими играми) вплоть до 1936 был чемпионат континента, впервые проведенный еще в 1906. Начиная с 1937, ежегодно организуются чемпионаты мира. Со временем стали устраиваться подобные соревнования и среди спортсменов младших возрастных групп.
К настоящему моменту спортивное фехтование претерпело немало изменений: и в экипировке, и в правилах (включая формулу поединка и соревнований), и в методике подготовки, - это касается не только отдельных ее составляющих, но и некоторых базовых постулатов: к примеру, сейчас уже считается не обязательным начинать обучение новичков непременно с рапиры. Не все новшества сразу находят общее признание у спортсменов и специалистов. Так, многие поборники «классического фехтования» поначалу категорически не принимали электрофиксатор в боях на рапире. В их числе был и легендарный французский спортсмен Кристиан д'Ориоля (4-кратный олимпийский и 7-кратный мировой чемпион), утверждавший, что с электрофиксатором тонкое и изящное фехтование на рапирах утратит былую прелесть и романтику и превратится в подобие «грубого» единоборства на тяжеловесных шпагах. Подобные рассуждения не лишены оснований: из-за электрофиксатора рапирные бои стали отчасти беднее по технике и «проще» по тактике. С другой стороны, ход фехтовального поединка, избавившегося от чрезмерной ритуальности и условности, стал заметно свободней и быстрей. Лишь с появлением подлинных виртуозов электрорапиры (и, прежде всего, нашего Виктора Ждановича) стало совершенно очевидно: бой с применением регистрирующей аппаратуры тоже может быть «умным» и изысканным. В целом же современное фехтование намного атлетичней и динамичней, чем единоборство былых времен. Наряду с «обычным» фехтованием в разных странах мира по-прежнему культивируются и традиционные национальные виды единоборств на холодном оружии. В Японии это - кендо, фехтование бамбуковыми палками, входившее даже в неофициальную программу Олимпийских игр 1964 в Токио. На Северном Кавказе распространена парикаоба, фехтование на шашках со щитами, в котором применяются также «боевые (или хевсурские) кольца» - широкие плоские кольца с остро заточенным краем, надеваемых на большой палец руки. В Китае практикуется дуаньбин, фехтование на коротких бамбуковых мечах цзянь и дао, а на Филлипинах - единоборство на длинных (в человеческий рост) боевых шестах арнис кавайян. 2.2. Фехтование на Олимпийских играх Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Фехтование - один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Участники Олимпийских игр-1896 соревновались в борьбе на рапирах и саблях (только мужчины). Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.А. Гравелотт, среди саблистов - грек И. Георгиадис. Еще одна особенность фехтования как олимпийской дисциплины заключается в том, что уже на самых первых Олимпийских игр к участию были допущены профессионалы (инструкторы фехтования) - так называемые мастера. Эта своеобразная привилегия отмечалась в правилах, разработанных основоположником современного олимпизма бароном П. де Кубертеном. Мастера-рапиристы принимали участие в играх 1896 и 1900. В 1900 к ним присоединились шпажисты и саблисты, соревновавшиеся и на промежуточных Олимпийских играх 1906. С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы - команда Кубы), с 1906 - на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 - личные (Р. Фонст, Куба), с 1906 - командные (Франция). Женщины впервые приняли участие в олимпийских соревнованиях по фехтованию (рапира) в 1924 (победительницей стала датчанка Э. Осиер). Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы - спортсменки из СССР, в настоящее время женская командная рапира исключена из олимпийской программы). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете - Л. Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М. Загунис, США). Есть среди олимпийских чемпионов по фехтованию свои рекордсмены. Итальянец Н. Нади - единственный фехтовальщик, завоевавший 5 золотых медалей на одном олимпийском турнире (в 1920): в личных - рапира и сабля - и всех трех командных видах программы (еще одну золотую медаль он получил на Играх в 1912 за победу в турнире рапиристов). Его соотечественник Э. Манджаротти собрал самую большую среди всех фехтовальщиков коллекцию олимпийских наград - 13 (6+5+2), спортсмен завоевал их на пяти Олимпийских играх (1936-1960) в поединках (индивидуальных и командных) на шпаге и рапире. Венгерский саблист А. Геревич - единственный в истории спортсмен, побеждавший на шести Олимпиадах подряд (с 1932 по 1960), при этом в 1948 он завоевал «золото» и в личном, и в командном зачете, а последнюю из своих высших наград получил в 50 лет. В четырех Играх участвовал другой известный венгерский саблист Р. Карпати, завоевавший при этом 6 золотых медалей. Надо заметить, что до середины 1950-х фехтовальщики Венгрии (сабля), а также Италии и Франции (рапира и шпага) были безусловными фаворитами олимпийских соревнований - и мирового фехтования в целом. (К примеру, венгерские саблисты в период с 1908 по 1960 девять раз выигрывали «золото» в командных соревнованиях на Олимпийских играх - еще один титул они завоевали в 1988). Но в кон. 1950-1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, а также фехтовальщиков из Германии, Польши и некоторых др. стран. Команда наших рапиристок установила коллективный рекорд, четырежды (в 1960, 1968, 1972 и 1976) выиграв олимпийский турнир. 2.3. Фехтование в России 2.3.1. Зарождение отечественного спортивного фехтования Зарождение фехтования у нас в стране относится к XVII в. Первоначально оно развивалось как часть воинского искусства и имело сугубо прикладное значение. Большое внимание уделял фехтованию Петр I. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов российской армии. С начала XVIII в. «рапирная наука» становится обязательным предметом в военных учебных заведениях: сначала - в Школе математических и навигационных наук, затем - в Морской академии наук (а позже - и в Кадетском корпусе). Преподавали фехтование иностранные специалисты. Учащиеся, имевшие по этой дисциплине отличные оценки, получали дополнительное жалованье. Для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось обязательным. Постепенно все большее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 состоялись первые в России соревнования. Приблизительно в это же время на Златоустовском заводе был изготовлен первый в стране спортивный клинок. В 1816 в Санкт-Петербурге открывается первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивируется в Севастополе, Омске, Смоленске и некоторых др. городах. Среди любителей фехтования были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др. известные люди той поры.
Основоположниками российской школы фехтования стали И. Сивербрик, автор «Руководства к изучению фехтования на рапирах и эспадронах» и А. Соколов, написавший «Начертания правил фехтовального искусства». Оба были не только теоретиками, но и - наряду с др. российскими мастерами - замечательными практиками фехтования. Их пособия вышли в 1850-е. А в 1855 в Петербурге открывается Фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса, ставший первым в истории отечественного фехтования обществом, которое имело официальный устав. Именно там, в 1860 прошли и первые в России официальные соревнования по фехтованию (среди офицеров) на рапире, эспадроне и винтовке с эластичным штыком.
Во второй пол. XIX в. вводится обучение фехтованию в гимназиях и университетах. В кон. XIX - нач. XX вв. в Москве, Петербурге и др. городах открываются частные фехтовальные курсы, классы, залы и пр. Спортивное фехтование культивируется теперь не только в армейской среде. В 1899-1916 ежегодно разыгрывалось первенство России по фехтованию на рапире и эспадроне. В программу первого Фехтовального турнира военных училищ (1908) впервые были включены состязания шпажистов. Фехтование входило в программу Всероссийских Олимпийских игр 1913 и 1914 (примечательно, что на Олимпиаде 1913 впервые прошли соревнования по фехтованию среди женщин - на рапирах). Сильнейшие российские фехтовальщики (П. Заковорот, А. Мордовин, Т. Климов, С. Агафонов и др.) принимали участие в международных турнирах. В 1912 состоялся их дебют и на Олимпийских Играх, но призовых мест там наши мастера фехтования занять не смогли. 2.3.2. Фехтование в СССР В 1918 открывается Гимнастико-фехтовальная школа Петроградского военного округа, а год спустя в Москве - Главная военная школа физического образования. Основными преподавателями в них были известные до революции фехтовальщики: П.А. Заковорот, П.К. Малахов, А.П. Галкин, Т.И. Климов и др. Климов, кроме того, долгое время оставался и сильнейшим спортсменом страны в фехтовании на саблях и рапирах. Отношение к фехтованию - особенно в первые годы Советской власти - было неоднозначным. Немало спортивных руководителей считали его совершенно ненужной для советского человека «аристократической забавой». Нередко фехтовальщиков иронически называли «дуэлянтами». Но были у этого вида спорта и свои приверженцы. В нач. 1920-х в разных городах страны появляются фехтовальные кружки. Проводятся городские и областные соревнования (включая первенства среди военнослужащих): так, в 1924 прошел первый чемпионат Москвы. Год спустя основана Всесоюзная секция фехтования (с 1958 - Федерация фехтования СССР). Фехтование было включено в программу Всесоюзной Спартакиады 1928. Общесоюзные чемпионаты поначалу не проводились, вместо них устраивались «Слеты мастеров». В 1938 впервые прошел чемпионат страны, с 1943 ставший ежегодным. Не один год продолжался у нас спор фехтовальных «классиков», придерживавшихся строгих технических канонов и тактических схем, и «новаторов». Правоту последних во многом подтвердили итоги выступления наших фехтовальщиков в 1935 в Стамбуле на советско-турецкой спортивной встрече (это были первые международные соревнования для советских мастеров клинка). В большинстве поединков победу одержали хозяева, ничуть не превосходившие наших спортсменов по технике, но фехтовавшие в более современной и «раскованной» манере. Тем более отрадно появление в 1930-е такого одаренного спортсмена, как В. Вышпольский, - самого яркого представителя нового фехтовального поколения. Выступавший на всех видах оружия (тогдашними правилами это разрешалось), он более 20 раз выигрывал звание чемпиона СССР. Немало внимания уделялось развитию в стране детского фехтования. В 1935 в Ленинграде открылась первая специализированная спортивная школа для детей. Чуть позже подобные учебные заведения появились в Москве, Ростове, Харькове и др. городах. Со временем расширяется «фехтовальная география» страны, больше и разнообразней становится соревновательная программа. С 1948 разыгрывается первенство СССР среди юниоров, чуть позже стали проходить чемпионаты страны среди подростков от 15 лет. Помимо первенства страны в разных возрастных категориях разыгрывался также Кубок СССР. В разное время проводилось множество др. общесоюзных и региональных соревнований. Первый после 1935 контакт советских фехтовальщиков с зарубежными коллегами состоялся в 1951, когда в СССР приехали венгерские мастера и провели матч, а также серию тренировок с нашими спортсменами (подобные совместные сборы стали затем регулярными). Эта встреча наглядно продемонстрировала некоторые серьезные упущения в подготовке наших мастеров: в том числе чрезмерное увлечение «физикой» в ущерб технике. В 1952 Всесоюзная секция фехтования вступила в ФИЕ. Поначалу наши фехтовальщики выступали на международных соревнованиях не очень успешно. На Олимпийских Играх-1952 ни в одном виде программы они не смогли попасть в финальную шестерку. Отчасти это связано с тем, что в предшествующий период в СССР использовалась преимущественно «массовая методика» обучения фехтованию, - и в основном на тяжелых видах оружия: получивший немалую популярность еще до Великой Отечественной войны чемпионат СССР по фехтованию на карабинах с эластичным штыком (вес такого карабина составлял ок. 2,5 кг) проводился вплоть до 1958. Сказывалась и многолетняя наша изоляция от мирового фехтования, а также то, что у нас продолжало культивироваться фехтовальное многоборье (лишь в нач. 1950-х руководство Всесоюзной секции фехтования приняло решение перейти к «узкой специализации»). Вторая пол. 1950-х стала временем первых успехов советского фехтования в мире. В 1955 Марк Мидлер и Надежда Шитикова одержали первую победу на официальных международных соревнованиях (на турнире в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов). На Олимпийских Играх-1956 завоеваны первые «фехтовальные» олимпийские награды - бронзовые медали саблистов в командном и индивидуальном (Лев Кузнецов) зачете. В том же году советские спортсменки выиграли женский командный Чемпионат Мира, победив в финале француженок. В 1957 Александра Забелина получила первый наш индивидуальный мировой титул. А год спустя на Чемпионате Мира в США советские фехтовальщики впервые заняли первое место в общекомандном зачете, получив в общей сложности 8 наград: 3 «золота» (в индивидуальных - Валентина Растворова - и командных женских соревнованиях, а также в мужской сабле - Яков Рыльский), 4 «серебра» и «бронзу». Советские спортсмены стали первыми в истории обладателями «Большого приза наций», вручаемого ФИЕ за общекомандную победу на мировом первенстве и Олимпиаде. А Олимпийские Игры-1960 принесли нам и первое олимпийское «золото»: в личном (Виктор Жданович, рапира) и командном (мужская и женская рапира) видах программы. 1960-1970-е стали периодом расцвета советского фехтования. В это время у нас окончательно формируется своя фехтовальная школа - более «интеллектуальная» и разностороння, чем западные, - закладывается хорошая научная база. В те годы в СССР было подготовлено огромное число высококлассных мастеров, в равной степени претендовавших на места в национальной сборной: конкуренция в главной команде страны была очень высока. Именно по этой причине некоторые неофициальные состязания, где число представителей от одной страны не ограничивалось (например, турнир «Московская сабля»), по составу участников были даже сильнее, чем чемпионат мира и другие официальные турниры. Советская школа получила заслуженное признание во всем мире, а в 1963 за большие успехи наших спортсменов и за вклад в развитие мирового фехтования Федерация фехтования СССР награждена высшей наградой ФИЕ - Кубком Роберта Фейерика.
Советские спортсмены установили несколько своеобразных командных и личных достижений. К примеру, победив на Чемпионате Мира-1959, мужская команда рапиристов 8 лет не проигрывала ни одного соревнования. На мировых чемпионатах 1967 и 1979 советские фехтовальщики завоевали 6 (из 8) золотых медалей. Наши команды, - прежде всего ЦСКА, «Динамо» и «Буревестник» - не раз выигрывали Кубок Европы среди клубов. А у рапириста Александра Романькова больше всех индивидуальных мировых титулов в фехтовании - 5, завоеванных в период с 1974 по 1983. Четырежды выигрывали Олимпийские Игры (в личных и командных соревнованиях) Елена Белова, Виктор Сидяк и Виктор Кровопусков. По три олимпийских титула у Виктора Ждановича, Галины Гороховой, Татьяны Самусенко, Александры Забелиной и Владимира Назлымова.
В числе лучших советских фехтовальщиков, помимо уже упомянутых выше, также А. Пономарева, Г. Крисс, Э. Ефимова, У. Мавлиханов, А. Никанчиков, Б. Хабаров, Г. Свешников, М. Ракита и мн. др. В развитие советской школы фехтования огромный вклад внесли замечательные тренеры, многие из которых в свое время сами становились победителями национальных и международных соревнований: В.А. Аркадьев, Р.И. Чернышева, М.П. Мидлер, И.И. Манаенко, Д.А. Тышлер, М.С. Ракита и др. 2.3.3. Современный этап После не очень убедительного выступления на Олимпийских Играх-1992 в Барселоне фехтовальщиков Объединенной команды СНГ многие зарубежные эксперты пришли к выводу, что страны бывшего СССР (в том числе Россия) вряд ли теперь смогут составить серьезную конкуренцию ведущим фехтовальным державам. Но их прогнозы не оправдались. У нас в стране осталось достаточно квалифицированных специалистов, сохранилась существовавшая ранее система подготовки спортсменов и преподавателей (от детских спортивных школ до ВУЗов) с собственной уникальной методикой. После побед, одержанных в сер. 1990-х на различных международных соревнованиях, наши фехтовальщики добились значительных успехов на Олимпийских Играх-1996, где россияне впервые выступали как отдельная команда: в 10 видах программы 4 «золота» (включая победу в шпаге - после более чем 30-летнего нашего перерыва - Александра Бекетова), 2 «серебра» и одна «бронза». Позиции России в мировом фехтовании по-прежнему сильны. На Чемпионате Мира в 2001-2003 наши мастера завоевали более трети всего «золота»: 13 первых мест (из 36) - больше, чем какая-либо другая страна. Победные традиции отечественного фехтования получили достойное продолжение. Так, мужская сборная команда саблистов трижды оказывалась сильнейшей на Олимпийских Играх, доведя общее число наших олимпийских побед в этом виде программы до семи, а завоеванный ею в 2003 мировой титул стал 19-ым в истории российского (советского) фехтования. Лидер команды саблистов Станислав Поздняков - самый титулованный российский фехтовальщик: 4-кратный победитель Олимпийских Игр, многократный чемпион мира, Европы и обладатель Кубка мира. В числе наших ведущих спортсменов недавнего прошлого и настоящего также Г. Кириенко, П. Колобков, С. Шариков, Т. Логунова, Д. Шевченко, С. Бойко, А. Фросин, О. Ермакова, К. Азнавурян и др. Федерация фехтования России основана в 1992 (президент - А. Усманов). Объединяет организации почти 40 субъектов РФ. Входит в состав ФИЕ. Проводит чемпионат страны (среди спортсменов разных возрастных категорий), разыгрывает Кубок России, организует турниры в рамках розыгрыша Кубка мира.
3. Восточные единоборства 3.1. Ушу Китайское ушу - это одна из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире. В наше время уже не для кого не секрет то, что ушу активно развивается в пользу спортивно-соревновательного прикладного аспекта. У себя на родине, в Китае из ушу сделали международный товар, который, совсем неплохо продается на протяжении последнего десятка лет. Сегодня для ушу настал период перехода на совершенно иной наивысший уровень развития. А именно признание ушу олимпийским видом спорта, а ведь на сегодняшний день это высшая ступень в развитии любого вида спорта. Ярким тому доказательством, я думаю, будет являться олимпиада 2008 года в Пекине. Заявка Международной Федерации ушу на признание Китайских Боевых Искусств Международным Олимпийским Комитетом была подготовлена в Гонконге в ноябре 1998. Международная Федерация ушу была принята в Генеральную Ассамблею Международных Спортивных Федераций в 1995 году, и это было первым шагом. Следующий шаг - достигнуть критерия, установленного МОК - ушу должно быть представлено минимум в 73 странах на 4 континентах. На Конгрессе во время 4-го Чемпионата Мира по ушу было установлено, что Международная Федерация ушу имеет 78 стран-членов на всех континентах (Азия, Северная Америка, Южная Америка, Европа, Африка и Океания). Президент Европейской Федерации ушу Г-н Рэй Смит и Секретарь Европейской Федерации ушу г-н Питер Уорр встретились с министром спорта Китая г-ном Ву Шаозу, который также является президентом Международной Федерации ушу и Китайского Олимпийского Комитета для подготовки финального шага - заявки в МОК. Заявка рассмотрена МОК в первой половине 1999 года. Нам остается ждать окончательного решения о признании Китайских Боевых Искусств Олимпийским видом спорта. 3.1.1. История развития и классификация стилей ушу Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являются одновременно и духовной дисциплиной и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и видом спорта, системой психофизического тренинга и символической самореализацией человека. Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, относят появление ушу за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами. Однако ушу, как духовно-культурный феномен, представляющий собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившийся в Китае на основе техники ведения поединка, концепция ряда традиционных философских школ, включавший ритуальный, боевой, оздоровительный и другие аспекты, тесно взаимосвязанные между собой, оформился значительно позднее. Первые рисунки методов боя с оружием встречаются на изображениях, относящихся к эпохе Шан-Инь (XIV-XI века до нашей эры), этот период, когда появляются первые протогосударства в районе реки Хуанхэ. К этому времени и относят появление основных видов традиционного оружия: алебарды, клевца, трезубца, кинжала, копья, дротика, различных видов мечей.
Самым распространенным оружием того времени считается клевец (гэ), упражнения с которым можно встретить до сих пор в некоторых школах ушу на севере Китая. Предназначался он для боя на средней дистанции, был легок и удобен в поединке. Это оружие стало символом боевых искусств вообще.
Не случайно иероглиф «У» в слове «ушу» состоит из двух частей-графем: «джи»- остановить и «гэ»- клевец. Таким образом, иероглиф в его ранней трактовке обозначал « предотвратить атаку клевцом». Методы работы с оружием долгое время доминировали при подготовке воинов. Кулачное искусство не пользовалось особой популярностью, так как сколь мастерски бы не владел воин ударами руками и ногами, все равно он заметно уступал человеку, вооруженному копьем или мечом. Как отдельный вид боевых упражнений кулачное искусство впервые начинает упоминаться со 2-3 веков до нашей эры под названиями «бянь» и «шоубо» (современное значение - «борьба»). Раньше всех оформились два вида борьбы - цзюэли и цзюэди. В период правления ханьского императора У-ди (Воинственный) различные виды единоборств были объединены понятием «цзюэди» - «вступать в схватку». Сюда вошли цзюэли, шоубо, а также борьба шуайцзяо. Если воинские искусства стали первым истоком ушу, то его вторым истоком стали, безусловно, системы внутренней тренировки, психопрактики и регулирования циркуляции внутренней энергии ци. Практически нет такого стиля ушу, который не включал бы в себя раздел, называемый «нэйгун» (внутренняя работа). На протяжении своей долгой истории «внутреннее искусство» имело несколько десятков названий. Одно из последних названий, широко распространенное сегодня, - «цигун» (достижение мастерства в управлении ци). Нэйгун отнюдь не включает в себя только дыхательные упражнения. Они представляют собой лишь малую вспомогательную часть внутреннего искусства, которое в основном базируется на работе сознания, стимулируемого творческим посылом - волей. Два последних века принесли в китайскую культуру много изменений, в то же время это период бурного расцвета стилей, школ, направлений ушу. До XVIII века многие стили не имели своего названия и обобщенно назывались «чанцюань» (длинный кулак). Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары» появилось едва ли не одновременно с формированием самих стилей ушу, приблизительно в XIV веке, и до сих пор многими мастерами считается хотя и самой простой, но при этом самой разумной схемой. К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глубокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции. «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам. Долгое время название «Чанцюань» было обобщающим термином для сотен непохожих стилей и направлений. Например, даже тайцзицюань первоначально назывался Чанцюань. Лишь с XVIII века началась более подробная дифференциация стилей, у которых появились собственные названия. Еще одной системой классификации стало деление на внутренние и внешние направления ушу. Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), багуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним направлениям. Еще одна классификация подразделяет все ушу на три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское. Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань. Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (XIII в.). Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в XVII веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока - мистическо-внутрений и внешне-прикладной - сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу. Еще одно разделение ушу, «южно-северное», возникло где-то в середине XVII века. Южными считались стили, практиковавшиеся к югу от Янцзы, северными, соответственно, - к северу. Основными представителями южной группы считались стили уданского направления, а северной - шаолиньского. Все стили, которыми занимались на юге Китая в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Хунань, Чжецзянь и других, стали относить к «Южному кулаку» (наньцюань). Ни одна из систем классификации не является буквальной, смысл их создания определен мифологическим характером китайской традиции. Они созданы для того, чтобы зафиксировать ушу как некий целостный механизм в пространстве культуры. 3.1.2. История российской федерации ушу Официальную летопись российского ушу следует начинать с 1985 года. Именно тогда Глеб Николаевич Музруков направил генеральному секретарю, ЦК КПСС М.С. Горбачёву письмо, в котором предложил культивировать в СССР китайскую гимнастику ушу, как компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры. В тот период советские руководители активно искали новые пути сближения с Китаем, и предложение Г. Музрукова, несмотря на действовавший тогда запрет на изучение каратэ и всего связанного с восточными боевыми искусствами было принято. Письмо, с соответствующей резолюцией было передано в Госкомспорт СССР, а оттуда, во ВНИИФК (Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры при Госкомспорте СССР). ВНИИФК разрешил провести эксперимент по изучению влияния ушу на здоровье занимающихся, и, по предложению Московского городского дворца пионеров и школьников на Ленинских горах, в 1986 году там было открыто несколько секций ушу со статусом «I экспериментальной группы ушу». В 1987 году, по предложению Г. Музрукова, работавшего тогда в отделе информации Института Дальнего Востока АН СССР, и Р. Бернштейна, при поддержке академика А. Г. Аганбегяна, бывшего в тот период советником М. Горбачёва, при ИДВ АН СССР был создан Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока (ЦИОС ДВ). Основной задачей, которого стало изучение ушу и цигун. Именно в этот период в стране начался настоящий «бум» ушу. В республике Дагестан начала работу секция ушу под руководством известного художника и мастера каратэ Г. Магомаева. После ряда публикаций «Уроков ушу» в «Советском спорте», появившихся благодаря поддержке заведующего отделом «Здорового образа жизни» А. Коршунова, в Центр стали приходить десятки тысяч писем со всех уголков СССР, с просьбой выслать учебные материалы по ушу, оказать содействие в открытии филиалов Центра. Именно тогда начал формироваться инструкторский корпус Центра. Учениками Г. Музрукова в тот период были С. Двужилов, М. Курбанов, Р. Белавкин, О. Неврова, В. Малахов, И. Блинов, Г. Миронов, М. Никифоров, Н. Балашов, О. Кириченко, Д. Старынин, Ю. Семёнов, А. Храпов и другие.
В 1988 году в конференц-зале ИДВ АН СССР состоялась учредительная конференция Федерации гимнастики ушу СССР, первым председателем которой был избран Г.Н. Музруков. А спустя неделю Председатель Госкомспорта СССР Н.И. Русак утвердил устав федерации, поручив руководство развитием нового вида спорта Главному управлению физвоспитания населения.
В 1988 году в Москву, на сессию ЮНЕСКО посвящённую проблемам развития физической культуры прибыл министр физической культуры и спорта КНР Ли Мэнхуа. Спортсмены Центра изучения ушу Госкомспорта СССР (именно так стал к тому времени называться ЦИОС ДВ) организовали в Госкомспорте СССР показательные выступления по ушу и устроили в ресторане Пекин торжественный банкет в честь высокого гостя. Тронутый энузиазмом советских любителей ушу министр спорта КНР подарил Федерации гимнастики ушу СССР набор учебных видеокассет и книг по ушу. А чуть позже, в протокол обмена между двумя странами в области спорта был включён пункт о приглашении советских любителей ушу в КНР, для участия в 1-ом международном семинаре подготовке тренеров по ушу. В КНР, для ознакомления с работой по развитию ушу выехала делегация Госкомспорта СССР в составе заведующего кафедрой гимнастики ГЦОЛИФК В.М. Смолевского и специалиста Главного управления физвоспитания населения П.А. Рожкова. По итогам их двухнедельной поездки было дано в целом положительное заключение о возможности дальнейшего культивирования ушу в советской системе физвоспитания. Тогда же, в 1988 году, Центр изучения ушу провёл два всесоюзных семинара по ушу - в Ялте и в Алма-Ате. На семинарах изучалась базовая техника, история и теория ушу. В Алма-Ате, по окончанию семинара состоялся 1-й Всесоюзный турнир по ушу, в котором приняли участие более 400 участников. На турнир были приглашены советник по культуре посольства КНР в СССР Чжан Миньао и 1-й секретарь посольства КНР Ван Гуанли. Это событие широко освещалось в советской и китайской прессе, благодаря помощи корреспондента газеты «Гуанмин Жибао» Гао Фэнъи. В 1989 году, в июле месяце, по приглашению Ассоциации ветеранов спорта КНР в Пекин выехала делегация Федерации гимнастики ушу СССР во главе с Г. Музруковым. В состав делегации вошли Р. Беренштейн, Р. Белавкин, М. Курбанов, В. Малахов, О. Неврова. За 2 месяца пребывания в Пекине, советские спортсмены прошли подготовку в известнейшем Центре подготовки мастеров ушу - Пекинском спортивном Центре Шишахай, из стен которого вышли такие звёзды ушу как Ли Ляньцзе (Джет Ли), Хао Чжихуа, Ли Чжичжоу, Ли Ся и многие другие. В конце поездки все советские спортсмены прошли полный курс международного семинара инструкторов ушу и все, (кроме В. Малахова) сдали экзамен и получили удостоверения тренеров по ушу международного класса. Большую помощь в подготовке первых советских инструкторов ушу оказал легендарный тренер Пекинской сборной команды ушу У Бинь, ставший впоследствии настоящим «духовным наставником» советских, а впоследствии российских спортсменов. Сразу после возвращения в Москву был организован ответный визит, в ходе которого Россию посетили китайские мастера ушу во главе со старшим тренером пекинского центра «Шишахай» У Бинем. Вместе с легендарным мастером приехала группа его прославленных учеников: Инь Ючжу, Янь Пин, Лу Цзинмин, Чжуан Хуэй - все неоднократные чемпионы КНР по ушу. В переполненных залах Дворца пионеров на Ленинских горах, кинотеатра «София», дворца культуры г. Зеленограда прошли показательные выступления по ушу китайских и советских спортсменов. Практически все спортивные издания опубликовали интервью У Биня о перспективах развития ушу в СССР. Был проведён тренерский семинар и вечер вопросов и ответов. В течение двух недель китайские специалисты приподняли завесу тайны над ушу, и положили начало интенсивному обмену в области ушу между двумя странами. Начиная с этого визита установились дружеские отношения между Пекинской сборной ушу и сборной командой Москвы. Ежегодно московские спортсмены выезжали в КНР и тренировались с лучшими китайскими мастерами ушу в Центре «Шишахай». Такой обмен позволил не только скорректировать критерии выполнения базовой техники ушу, но и дал возможность в динамике проследить основные тенденции развития современного ушу, которые, прежде всего, проявлялись на основном «испытательном полигоне» спортивного ушу КНР - в пекинской сборной ушу. Дружеские отношения с У Бинем и тренерами «Шишахая» дали ещё одну уникальную возможность - отснять километры плёнки с записью системы подготовки лучших спортсменов КНР. Всё это тщательно анализировалось и впоследствии легло в основу отечественной системы подготовки спортсменов ушу высокого уровня. Первый официальный Чемпионат СССР по ушу был проведён в столице Казахстана Алма-Ате. Чемпионами страны стали А. Куватова и Б. Булибеков (Казахстан), Р. Белавкин, М. Курбанов, В. Нуждин (Москва), А. Багулин (Череповец). После чемпионата впервые была сформирована сборная команда СССР по ушу. В 1990 году по инициативе Центра изучения ушу Госкомспорта СССР в Москве состоялся первый в истории ушу в СССР и России международный турнир по ушу, прошедший в УЗС «Дружба». В турнире, помимо команд РСФСР, Москвы, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Дагестана приняли участие сборные команды Франции, Польши и Вьетнама. Кроме того, для обеспечения максимальной объективности судейства, была приглашена бригада судей из КНР, в составе известнейших китайских специалистов по ушу Чэнь Цзячжэня, Ду Юнли и Лю Хунчи. Всё это обеспечило турниру несомненный успех. Первыми чемпионами стали А. Багулин из Череповца (даошу), А. Куватова из Алма-аты (багуацюань), француз Бенуа Таос (цяншу), его соотечественник Хуан Ни (наньцюань), москвичи Р. Белавкин (чанцюань), Г. Музруков (традиционное оружие) и Р. Беренштейн (тайцзицюань). В феврале того же года в г. Сочи прошли совместные сборы и матчевая встреча сборных команд Франции и России. Десятидневные тренировки позволили проанализировать опыт лучшей команды Европы (до 1992 года французские спортсмены являлись безусловными лидерами европейского ушу) и внести необходимые изменения в тренировочный процесс. В июле 1990 года сборная команда СССР под руководством Г. Музрукова впервые приняла участие в Международном турнире по ушу проходившем в Куала-Лумпуре (Малайзия). Этот представительный международный форум ушу, ставший репетицией первого чемпионата Мира собрал в малайской столице спортсменов 42-х стран. Сборная СССР была представлена А. Куватовой, А. Багулиным, Р. Белавкиным, Б. Булибековым, Р. Беренштейном и тренерами Г. Музруковым и Ю. Филимоновым. В тяжелой конкурентной борьбе советские спортсмены выступили более чем достойно, заняв 4-е место в даошу (А. Багулин), 6-е в чанцюань (Р. Белавкин). Сразу после возвращения в СССР, в 1991 году, был проведён первый в истории СССР Кубок СССР по ушу в г. Орле, собравший представителей 36 клубов и школ ушу. Обладателем Кубка стала команда г. Москвы (О. Долгих, Ю. Корнеева, Р .Белавкин, М. Курбанов, В. Нуждин), выигравшая 9 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовых медалей.
Последний чемпионат СССР по ушу проходил осенью 1991 г. в Запорожье и собрал более 200 спортсменов. На этих соревнованиях обозначилась группа лидеров советского ушу. Среди мужчин это были Р. Белавкин, А. Багулин, М. Курбанов, В. Тулинов, В. Нуждин, Д. Ажигирей. У женщин А. Куватова, Т. Дмитренко (Куприянова), О. Долгих, Ю. Корнеева, Н. Макарова. Впервые выступила на этих соревнованиях 10-ти летняя москвичка Екатерина Стенищева, впоследствии 6-ти кратная чемпионка Европы, призёр чемпионатов Мира.
На проходившем в 1991 году 1-м Чемпионате Мира по ушу в Пекине, сборная команда СССР сразу же заявила о себе. 6-е призовое место в цяншу (копье) Татьяны Дмитренко (Куприяновой), 7-е место в Цзяньшу Ольги Долгих, 7-е призовое место в Даошу у Андрея Багулина, при жесточайшей конкуренции со стороны азиатских команд, вывели нашу команду в первую десятку сборных команд Мира (всего в 1-м Чемпионате Мира участвовало 89 команд). Отправной точкой в хронологии российских побед на международных соревнованиях стало выступление сборной команды России на 2-м Шаолиньском международном турнире по ушу в Чжэнчжоу (КНР) в августе 1992 года. Сборная России привезла с этих престижных соревнований 5 серебряных и 4 бронзовых медали, в том числе, 2 серебрянные медали завоевала Екатерина Стенищева. А уже в октябре 1992 года на Чемпионате Европы в Лондоне она стала первой в цяншу (копьё) и цзяньшу (прямой меч), завоевав две золотые медали и выполнив норматив мастера спорта международного класса. Однако настоящей сенсацией чемпионата стала москвичка Ольга Долгих выигравшая три золотые медали - в чанцюань, даошу и гуньшу и став первой в многоборье. Золотую медаль в цзяньшу среди мужчин завоевал Роман Белавкин. Серебряные медали в копилку сборной принесли Василий Шамбин и Татьяна Дмитренко. Впервые выступив на Чемпионате Европы, российская сборная под руководством Г. Музрукова сразу заняла первое место в командном зачёте. Звание лучшей команды Европы Российская сборная удерживает уже в течение 9 лет, (кроме чемпионата 1998 года в Греции) неизменно выигрывая командный зачёт у мужчин и у женщин. Неоднократными чемпионами и призёрами чемпионатов и Кубков Европы становились Екатерина Стенищева (14 золотых, 5 серебряных, 2 бронзовые медали), Ольга Долгих (11 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовая медаль), Татьяна Дмитренко (Куприянова) (9 золотых, 3 серебряных и 1 бронзовая медаль, титул обладателя Кубка Европы в многоборье ушу в 1993 году), Надежда Макарова (5 золотых, 1 серебряная медаль), Юлия Корнеева (2 золотых, 2 серебряных медали). Среди мужчин чемпионами и призёрами чемпионатов Европы неоднократно становились Василий Шамбин (1 золотая, 6 серебряных и 5 бронзовых медалей), Джамал Ажигирей (5 золотых, 3 серебряных, 1 бронзовая медаль), Евгений Шишонин (2 золотые, 1 бронзовая медаль), Александр Соловьёв, Роман Белавкин, Владимир Красюк, Сергей Суховей. На чемпионате мира в 1993 году в Малайзии Екатерина Стенищева заняла 4-место в чанцюань среди женщин, а Джамал Ажигирей и Александр Нестеров 5 места в чанцюань и цяншу. Триумфом сборной команды России можно назвать выступление наших спортсменов на 6-чемпионате Мира по ушу в Ереване. Две золотые и одна серебряная медаль Екатерины Стенищевой, выигравшей в двух видах у китайских спортсменок и ставшей первой в зачёте многоборья, а также бронзовые медали Владимира Красюка и Ирины Анцыгиной стали свидетельством мастерства россиян и профессиональной квалификации их тренеров. Е. Стенищева стала первой в истории мирового ушу европейской спортсменкой, выигравшей две золотые медали на чемпионате мира. За период с 1990 по 2001 год сборная команда России приняла участие в Шаолиньских международных турнирах 1992, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. (лучшие выступления - Екатерина Стенищева - 1997 м чемпионка в многоборье - 3 золотые медали; Алексей Лихов - 1999 год - чемпион в многоборье - 3 золотые медали); Пекинских международных турнирах 1994, 1998, 1999 гг. - (лучшие выступления - Екатерина Стенищева, Татьяна Куприянова, Владимир Красюк, Максим Федотов, Ирина Анцыгина, Надежда Макарова); Цзинаньский международный турнир 1996 г. (лучшие выступления Екатерина Стенищева, Владимир Красюк, Максим Федотов, Василий Шамбин); Уданский международный турнир 1995 г. (Лучшие выступления Татьяна Куприянова, Екатерина Стенищева, Ольга Долгих, Владимир Красюк, Максим Федотов и др.); Международный турнир в Тайчжоу (лучшие выступления - Екатерина Стенищева, Джамал Ажигирей). Общее количество золотых медалей, завоеванных членами сборной команды России за 10 лет - 135, серебряных - 97 бронзовых - 45. Самой результативной спортсменкой не только России, но и Европы является заслуженный мастер спорта Екатерина Стенищева. На её счету 46 золотых, 27 серебряных и 7 бронзовых медалей, выигранных за 10 лет на международных соревнованиях не ниже класса «А». С 1992 года каждый год регулярно проводились Чемпионаты России по ушу, а начиная с 1994 года в связи с большим количеством участников, юниорские и юношеские первенства проводятся отдельно от чемпионатов. Раз в 3 года проводятся соревнования на Кубок России по ушу. Каждый чемпионат России собирает около 25 - 30 команд и около 250 - 300 участников. За последнее время сильно возросла популярность юношеских соревнований. Так, в первенстве России 2001 года в Саратове приняли участие 24 команды и более 200 участников. В 1998 году Госкомспортом РФ была утверждена «Единая всероссийская программа ушу», составленная на основе международного соревновательного стандарта, утверждены квалификационные разряды и нормативы по ушу. Постоянно обновляется и совершенствуется уникальная библиотека и видеотека федерации ушу России, насчитывающая сейчас около 800 наименований книг и более 400 учебных видеокассет по ушу. В 1998 году силами видеостудии федерации был выпущен художественный фильм «Монах» (автор сценария и режиссёр-постановщик Г. Музруков), который стал первым отечественным фильмом целиком посвящённым ушу и имел небывалый успех у зрителей (фильм четырежды транслировался по НТВ и НТВ+, вышел на кассетах «Союз-видео»). В 2001 году вышла вторая серия фильма. С 1999 года тиражом 10.000 экземпляров выходит периодический журнал «Ушу - боевые искусства и оздоровительные системы», учредителем которого является Федерация ушу России. В октябре 2000 г. центр подготовки сборной команды России по ушу в Москве посетил известный голливудский киноактёр Джеки Чан. Посмотрев школу и поприсутствовав на тренировке сборной команды России, он заявил, что впервые видит европейских спортсменов такого уровня. В 2001-м году в центре побывал министр Российской федерации по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Он ознакомился с работой федерации и назвал школу ушу, созданную Г. Музруковым уникальной. Заслуженной оценкой работы руководства федерации ушу России стало награждение её президента Г. Музрукова Почётным знаком Госкомспорта России «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в РФ», вручённого председателем Госкомспорта России П.А. Рожковым. В 2003 году, президент Федерации ушу России Г. Музруков назначен Государственным тренером РФ по восточным единоборствам и советником Председателя Госкомспорта России В.А. Фетисова. В 2003 г. Г. Музруков избран в Высший Совет ВДО "Спортивная Россия".
3.2. Джиу-джитсу Термин "Джиу-джитсу" означает буквально - техника или искусство гибкости, мягкости, уступчивости. Однако все эти термины подразумевают один и тот же принцип - общий путь применения технических приемов, использования человеческого тела в качестве основного инструмента в поединке без оружия. Практическое применение заключается в том, чтобы гибко и разумно приспосабливаться к стратегическим маневрам противника и использовать заключенную в них силу для победы над ним или, по меньшей мере, для нейтрализации его атаки. Наставники прибегают к выражениям вроде того, что "поддаться - чтобы победить", "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным". В технический арсенал включены захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с различным оружием. Ударная техника включала в себя тычковые и рубящие удары по уязвимым местам. Занятия джиу-джитсу - отличная форма физической тренировки, которая способствует увеличению гибкости тела, координации, выносливости и силы. Занятия помогают приобрести уверенность в себе, психологическую устойчивость и способность адекватно действовать в экстремальных ситуациях.
3.2.1. История развития и особенности джиу-джитсу Джиу-джитсу (иное произношение: "дзю-дзютсу") - вид самурайского единоборства, возникший в средневековой Японии. Первое упоминание о джиу-джитсу относится к XI веку, однако широкое распространение оно получило только в XVI - XVII веках. Изначально оно представляло собой борьбу в тяжелых воинских доспехах без оружия или с использованием подручного оружия. Этот стиль самообороны появился как следствие запрета на ношение оружия всем сословиям, за исключением самураев. Боевая техника на этом этапе включала болевые приемы и захваты рук, броски через грудь, спину или колено, подсечки и освобождения от захватов. С изобретением огнестрельного оружия и полным отказом от доспехов в технику ведения рукопашного боя добавились тычковые и рубящие удары по уязвимым местам противника. Эта система была наиболее близка к современному джиу-джитсу. Термин джиу-джитсу появился в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя. Он соединяет в себе два понятия: Джиу (или Дзю), что в переводе означает "мягкость", "гибкость", в отличие от жестокости и твердости, и Джитсу (Дзютсу), что значит "техника", "искусство". Таким образом, Джиу-джитсу можно назвать "искусством мягкости" или "мягкой техникой". Для понимания сущности джиу-джитсу также важно знать, что Дзю является одним из древних принципов даосской философии, означающим отказ от грубого противоборства сил и призывающим использовать силу противника для проведения приемов. Поэтому основу ведения боя по системе джиу-джитсу составляют приемы по выведению противника из равновесия при помощи различных захватов. Натиску противника уступают до тех пор, пока тот не оказывается в безвыходном положении, тогда его сила и действия обращаются против него самого. Основной принцип Джиу-джитсу - "поддаться, чтобы победить". Наиболее ярко его иллюстрируют выражения: "Ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным". Некоторые историки полагают, что искусство джиу-джитсу было занесено в Японию из Индии в V-VI веках н.э. благодаря буддистскому монаху Бодхидхарма (Дарума), однако по традиции принято считать, что первая школа рукопашного боя, близкого по технике к современному Джиу-джитсу, была основана Такеноучи Хисамори в 1532 году. К концу XVII века насчитывалось уже более 700 школ джиу-джитсу, которые различались постановкой дыхания, способами распределения энергии, базовыми стойками, а также самой техникой ведения боя: в одних упор делался на удары ногами и руками, а в других - на технику бросков и удержания. Однако, несмотря на различия, общих черт было гораздо больше. Впоследствии они послужили для создания таких универсальных систем борьбы, как дзю-до (мягкая техника, использующая, в основном, броски на землю и захваты) и айкидо (гармоничная техника, использующая броски, технику ведения боя с оружием, а также воздействия на болевые точки). На протяжении более трех веков искусство джиу-джитсу имело элитарный характер, культивировалось только в семейных кланах самураев. Простолюдинам категорически запрещалось изучать джиу-джитсу. Несмотря на то, что в наши дни школы джиу-джитсу существуют во всем мире, полностью это искусство можно изучить лишь в семейных японских школах. По традиции, процесс обучения джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе ученик принимался в школу, что осуществлялось только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств. В России система джиу-джитсу появилась во время русско-японской войны 1905 года. На рубеже XIX-XX веков джиу-джитсу проникает на Запад и приобретает там большую популярность, причем сначала наибольшее распространение получило классическое джиу-джитсу, а затем стали возникать новые стили, вбиравшие в себя как традиционные, так и современные методы. Классическая техника джиу-джитсу включает различные болевые захваты и замки рук с последующим броском и удержанием, удушающие приемы и большое количество шоковых и парализующих точечных ударов. Особое внимание уделяется отработке приемов с подручным оружием: тростью, веером, зонтиком, плащом, шарфом или стулом. Вместе с тем, джиу-джитсу является открытой системой, впитывающей в себя приемы, характерные для других боевых искусств. Несмотря на то, что в основе всех стилей лежат вековые традиции, выработанные на родине джиу-джитсу, школы дзю-дзюцу в разных странах приобретают ярко выраженный национальный оттенок. Эта система не устанавливает жестких рамок для боевого стиля, при этом отдавая приоритет технике самообороны. Использующие технику джиу-джитсу могут самостоятельно выбирать приемы и методы борьбы и использовать их без ограничений. Современное искусство джиу-джитсу включает в себя приемы, которые можно использовать в реальной ситуации, поскольку оно основано на технике ведения боя в любых условиях с любым противником. В нем используются броски, захваты и удушения, а бой ведется до полной победы над противником. 3.3. Дзю-до "Дзю-до" спортивное единоборство, созданное японским педагогом Кано Дзигаро. Является самым известным и популярным в мире видом восточных единоборств. Дзю-до было создано на основе синтеза многих школ Джиу-джитсу, исключив ударную технику и приемы, угрожающие жизни человека, но оставшись могучей боевой школой. Несмотря на то, что в искусстве мастера Кано основной упор сделан на более широкие этические соображения, рожденное в суровой соревновательной атмосфере своего времени и находившееся под ее воздействием, оно зарекомендовало себя как самый изощренный и при этом практически эффективный боевой метод, основанный на принципе ДЗЮ. Дзю-до предлагает богатый репертуар технических приемов не только пассивной податливости в буддийском смысле, но также в качестве активного принципа контратаки, которые делают Дзю-до необычайно эффективным, независимо от того, используется оно в реальном бою или на соревнованиях.
3.3.1. История развития и особенности дзю-до Каждый вкладывает в понятие дзю-до особый смысл. Для одних это игровой вид спорта или фитнес-программа, для других это искусство, эффективный способ защиты от нападения в бою, для третьих - это способ жизни. Дзю-до является одним из видов японских боевых искусств, возникшим на основе дзю-дзюцу в 80-х годах XIX века. Технически дзю-до представляет собой разновидность борьбы.
Основателем боевого стиля дзю-до является профессор японского императорского университета Дзигоpо Кано. Изучив все существующие школы и стили джиу-джитсу, он объединил и систематизировал все лучшее в них, добавил разработанные им самим приемы, а на этой основе создал новое боевое искусство. Из борьбы были исключены наиболее опасные приемы, что сделало дзю-до безопасным, увлекательным и популярным видом спорта. Термин дзю-до складывается из двух понятий. "Дзю" означает "скромный, мягкий", а "до" - путь. Поэтому термин дзю-до можно трактовать как "путь мягкости, податливости, умение уступать во имя конечной победы". Именно так понимал его сам Кано. Основным принципом единоборства Кано считал почтительное отношение к сопернику. Сущность теоретической основы дзю-до можно выразить старой японской пословицей: "Мягкость одолеет силу и зло". По идее Кано, уклонение от ударов противника рано или поздно заставит его потерять равновесие, вследствие чего он не сможет правильно воспользоваться своей силой и потерпит поражение. Из заключений мастера Кано следует, что в дзю-до не обязательно обладать большой физической силой, потому что основная цель бойца - лишить своего соперника точки опоры, использовать его силу против него самого. Только в этом случае возможно одолеть любого противника, при этом не затрачивая на это больших усилий. Свою первую школу дзю-до под названием "Кодокан", или "Дом постижения пути" Кано основал после окончания университета. Всего за пять лет эта школа завоевала общее признание, благодаря достойному поведению учеников, глубине философских идей и благородству целей. 1882 год - год основания школы "Кодокан" - считается годом возникновения дзю-до. Дзигоро Кано разработал методику тренировок бойцов, которая используется спортсменами и по сей день. Он использовал различные приемы, стремясь к тому, чтобы система была наиболее простой, практичной и безопасной. В итоге была создана борьба, максимально эффективная при минимальных затратах психической и физической энергии. Искусство дзю-до приобрело популярность далеко за пределами Японии. В конце XIX - начале XX века дзю-до получило развитие в США, Франции, Нидерландах, ФРГ, КНДР, ГДР и др. В 1964 году дзю-до было включено в программу Олимпийских игр. Благодаря супруге Дзигоро Кано, возникло и получило распространение женское дзю-до. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки участвуют с 1992 года. Уникальность данного вида борьбы заключается в том, что она подходит людям любого возраста и с любым уровнем физической подготовки, а также людям с ограниченной двигательной активностью. Заниматься дзю-до совершенно безопасно, так как все опасные приемы запрещены, кроме того, существует особая система страховки и самостраховки. В наше время дзю-до занимаются миллионы людей во всем мире. Это помогает им оставаться в хорошей спортивной форме, развивать уверенность в себе и своих силах, а иногда просто хорошо проводить время и получать удовольствие. Дзю-до развивает самодисциплину, а также уважение по отношению к себе и другим. Мастеров дзю-до отличает не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость, умение использовать силу врага в своих целях. Дзю-до способствует развитию концентрации, лидерских способностей, а также физической координации, силы и гибкости. Поскольку дзюдо - это спорт, возникший из боевого искусства, он также помогает развить контроль над телом, баланс и быструю реакцию. Дзюдо учит способности сохранять равновесие и обеспечивает человека целым комплексом эффективных средств самозащиты. Основой боевого искусства дзю-до является эффективное и действенное использование баланса, приложение усилий, а также движение как основа правильного выполнения различных приемов. Техника дзю-до состоит из трех разделов: бросков, борьбы лежа и боевого раздела. Для того чтобы овладеть ей, борцы должны хорошо выполнять ее основные элементы. К ним относится, прежде всего, страховка, или умение падать после бросков, не повредив партнера или себя, умение выбирать правильный захват или неприступную стойку, а также владение всеми способами выведения противника из равновесия. Дзюдо получило большую известность благодаря отличным бросковым приемам, а также захватам на земле, которые включают специализированные броски, удержания, болевые приемы, захваты рук и техники удушения. Борьба также включает такие приемы, как подножки, подсечки и броски, с помощью которых бойцы стремятся бросить друг друга на ковер. Основной целью является удержание противника, прижатого спиной к полу в таком положении в течение 30 секунд, для этого применяются болевые приёмы на руку или удушающие захваты. Несмотря на то, что дзю-до является боевым искусством, его философия, практика и методы основаны на принципе мягкости. Уступить противнику и его силе, используя ее в собственных целях - означает победить. Основные принципы дзю-до - "максимум эффективности, минимум энергии", а также "взаимное обеспечение благополучия и взаимовыгода", - могут также быть использованы и в реальной жизни при общении с другими людьми. Высшая цель дзю-до - развитие тела и духа до максимальных пределов, постоянное стремление к идеалу, возможность привнести что-то ценное в мир. Сам Дзигоро Кано рассматривал дзю-до как искусство развития гармоничной личности, инструмент самосовершенствования, как философию повседневной жизни. Дзю-до впитало вековые традиции самурайского кодекса чести, по которому боец должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. В дзю-до ценятся такие качества, как смелость, вежливость, скромность, честность, искренность, самоконтроль, верность в дружбе, решительность, инициативность, наблюдательность и чувство меры. Традиции дзю-до вырабатывались на протяжении многих десятилетий. В этических нормах дзю-до содержится много понятий о человеческом достоинстве и взаимоуважении. Например, поклон, которым спортсмены приветствуют друг друга перед началом боя, изначально нес в себе глубокий смысл. Своим поклоном спортсмен выражает готовность подчиняться правилам дзю-до, сохранять его дух и честно бороться в схватке. По окончании поединка бойцы поклоном благодарят друг друга за помощь в изучении дзю-до. Сегодня дзю-до является одним из популярнейших видов борьбы, по количеству практикующих уступая только футболу. В Японии дзю-до регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире - более 20 миллионов.
Система борьбы дзю-до закаляет тело и дух. С одной стороны, она направлена на укрепление здоровья, развитие силы и двигательных функций, с другой - учит дисциплине и воспитывает чувство справедливости. В дзю-до ценится не только физическая сила, но и ум, благородство, а также взаимное уважение. Неслучайно дзю-до можно перевести еще и как "искусство добиваться победы при помощи ума". Заключение В своём реферате я рассмотрел истории возникновения бокса, фехтования, ушу, джиу-джитсу и дзю-до. Были также задеты вопросы появления и развития данных единоборств в России. Я специально подробно не останавливался на видах тренировок, способах построения индивидуального плана занятий спортсмена, на вопросах питания спортсмена и других практических вопросах. Это связано с двумя причинами: 1) данные вопросы уже достаточно хорошо разработаны в методической литературе и объем реферата не позволяет мне их рассмотреть; 2) в любом случае роль специализации и индивидуализации тренировочного процесса настолько велика и разнообразен, что отсутствует статичный план «выращивания мастеров». Также хочется отметить, что в России успешно развиваются различные вида спорта, даже совсем молодые и не традиционные для России - например, восточные единоборства. Российские спортсмены выходят на соревнования мирового уровня и в упорной борьбе доказывают всему миру, что они лучшие. Сейчас в мире множество различных единоборств, и любой желающий может найти подходящий ему вид, было бы желание. Единоборства - это спорт смелых людей, который развивает человека физически, морально и духовно.
Список литературы 1. Березнюк С.В., Лю Ваньи, Ян Лянцунь. Боевая техника ушу. - М.: 2001. 2. Брюс Ли. Комментарии о сущности боевых искусств. - Ростов н/Д.: 2001. 3. Морозов Г.М. Уроки профессионального бокса. - М.: 1992. 4. Романенко М.И. Бокс. - Киев: 1998. 5. Чертовских Е.В., Глебов Е.И. Шаолиньское ушу. - Ростов н/Д: 2002. 6. Чой Сунг Мо. Гибкость в боевых искусствах. - Ростов н/Д: 2003. 7. http://www.fencingfuture.org 8. http://www.rusfencing.ru 9. http://www.wushu.ru. 10. http://www.wushu-russ.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Законодавчий процес в Україні
Реферат Родник поэзии есть красота По лирике Лермонтова и Шевырева
Реферат Задачи по гражданскому и трудовому праву
Реферат Закон про кримінальну відповідальність
Реферат Закон как источник права
Реферат Заключение договора купли-продажи
Реферат Залог как обеспечительное обязательство
Реферат Защита прав потребителей. Расчетные правоотношения
Реферат Защита изобретательского права
Реферат Защита прав авторов на музыкальные произведения
Реферат Загальна характеристика змішаних договорів
Реферат Законодавчий процес та процедура, їх основні стадії і етапи
Реферат Зарубежные союзы и ассоциации как элемент политической системы
Реферат Закон України "Про вибори Президента України" та особливості участі військовослужбовців у виборчому процесі
Реферат Исследование социально-психологической адаптаци подростков