Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Возрастные особенности обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания у мальчиков и девочек 7-17 лет

Одним из основных путей совершенствования физического воспитания детей школьного возраста является учет особенностей формирования двигательной функции растущего организма при планировании педагогических воздействий (И.И. Аршавский, 1975; Л.Е. Любомирский, 1979; В.И. Лях, 1989). Установлено, что развитие элементов моторики ребенка на различных этапах онтогенеза происходит неравномерно и гетерохронно (В.К. Бальсевич, 1971; B.C. Фарфель, 1975;
В.П. Филин, 1974, и др). В связи с этим большое значение для педагогики, и в частности для практики физического воспитания, имеют сведения о благоприятных и неблагоприятных периодах в процессе возрастного развития (А.А. Гужаловский, 1979; Л.В. Волков, 1981; Т.В. Карсаевская, 1978, и др.). В процессе многолетних исследований нами были изучены особенности формирования биомеханических элементов техники пловца, в результате чего разработана возрастная дифференцировка упражнений для обучения и совершенствования техники плавания у занимающихся школьного возраста. Эффективность использования выявленных общих возрастных закономерностей обучения технике плавания в многолетней подготовке юных спортсменов в рамках ДЮСШ экспериментально обоснована и успешно используется в спортивном клубе "Сибирь" г. Омска (В.А. Аикин, М.Д. Бакшеев, Р.С. Жуков, А.В. Корячко, 1995). Основные положения предлагаемой методики заключаются в следующем. Согласно разработанной возрастной дифференцировке средств, в период с 7 до 9 лет наиболее целесообразно сделать акцент на использовании средств начального обучения плаванию школьников. Подобное заключение основывается на том, что в этом возрасте нами были выявлены невысокие темпы прироста показателей техники плавания и физического развития у мальчиков и девочек. Кроме того, в этот период освоение спортивных способов плавания происходит неэффективно, а движения сопровождаются большим количеством ошибок. Средства начального обучения должны включать упражнения для освоения с водой и для изучения облегченных способов плавания. Исследования показали, что наиболее приемлемым для начального обучения плаванию является способ, сочетающий брассовые движения руками и кролевые движения ногами, так как этот вариант координации движений наиболее прост для освоения. Наряду с данным комбинированным способом необходимо обучать детей самым разнообразным вариантам гребковых движений, навыкам безопасного поведения в воде. Занятия по плаванию на данном этапе возрастного развития должны обеспечивать максимальный оздоровительный эффект, способствовать активизации двигательного режима школьников. Обязательными требованиями к средствам начального обучения являются их максимальное разнообразие, широкое использование игровых форм, которые должны обеспечивать высокий эмоциональный фон занятий, так как монотонные упражнения отрицательно сказываются на результатах обучения плаванию. Следующий возрастной период, от 9 до 10 лет, - наиболее благоприятный для овладения спортивными способами плавания. Ускоренные темпы роста показателей техники и минимальное количество ошибок у школьников этой возрастной группы свидетельствуют о высокой эффективности использования средств обучения технике спортивных способов. Исходя из того, что благоприятный период формирования техники плавательных движений очень непродолжителен и ограничивается узкими рамками возрастного диапазона от 9 до 10 лет, можно сделать заключение о целесообразности одновременного обучения всем спортивным способам плавания. Сначала изучаются движения руками в кроле на груди, движения ногами брассом, а также движения ногами и туловищем в способе "дельфин". Затем осваиваются все остальные элементы спортивных способов плавания и их согласование. Такой подход обеспечивает эффективное освоение техники плавания, способствует повышению интереса к занятиям, позволяет освоить технику всех спортивных способов плавания с минимальным количеством ошибок. Кроме того, разнообразие элементов техники плавания необходимо для создания базы движений, что не только важно в отношении школьников этого возраста, но и является незаменимым условием для успешного формирования двигательной функции в последующие возрастные периоды. В отличие от существующей принудительной школьной программы по плаванию, которая без учета двигательной предрасположенности учащихся рекомендует первоначальное обучение кролю на груди, одновременное освоение элементов всех спортивных способов плавания позволяет учитывать индивидуальные особенности и дает возможность школьникам впоследствии выбрать наиболее приемлемый способ плавания. Эффективное освоение техники спортивных способов плавания - необходимая основа для дальнейшего совершенствования. Школьники, уверенно владеющие навыком плавания, могут использовать этот вид двигательной деятельности для повышения своих функциональных возможностей, развития двигательных качеств, предотвращения отрицательного влияния гиподинамии, а также в прикладных целях. Таблица 1. Возрастная дифференцировка средств совершенствования техники плавания у школьников 9-17 лет Мальчики Девочки Возраст Возраст 9 10 11 12 13 14 15 16 Направленность средств 9 10 11 12 13 14 15 16 10 11 12 13 14 15 16 17 10 11 12 13 14 15 16 17 + 0 0 + 0 0 + 0 увеличение длины шага + 0 0 0 + 0 - 0 + - 0 + 0 0 + 0 увеличение скорости + 0 0 0 + 0 - 0 + 0 0 0 + 0 0 0 повышение темпа движений 0 0 0 0 о 0 0 0 + - - + 0 0 + 0 совершенствование чувства воды при гребке, повышение КЭТ + 0 0 0 + 0 - 0 + 0 + + 0 + + 0 развитие силы тяги в воде при плавании в координации 0 0 + 0 0 0 0 0 + - 0 + 0 + + 0 развитие силы тяги в вода при плавании по + + + 0 0 0 0 0 0 0 + 0 - - + 0 реализация силовых возможностей в воде, увеличение киев 0 0 + - 0 0 0 0 Условные обозначения: " + " - акцентированное использование средств; "-" - использование средств нецелесообразно; "0" - использование средств в поддерживающем режиме. Для достижения подобных результатов необходимо на протяжении возрастного диапазона от 9 до 17 лет планировать процесс совершенствования техники плавания с учетом особенностей ее возрастного формирования (табл. 1). Разработанная дифференцировка средств совершенствования техники плавания у мальчиков и девочек различных возрастных групп позволит оптимизировать и процесс многолетней технической подготовки пловцов.
В возрастные периоды с выраженным ускорением естественного развития показателей техники плавания целесообразно использовать акцентированные педагогические воздействия. Соответствие направленности средств совершенствования техники естественному ритму ее формирования обеспечивает положительный эффект при целенаправленных занятиях с максимальным объемом упражнений. В периоды относительной стабилизации показателей техники плавания объем средств совершенствования может быть снижен по сравнению с периодом ускоренного развития, а использование упражнений должно планироваться в поддерживающем режиме. В возрастных диапазонах, характеризующихся естественным снижением уровня отдельных показателей техники, использование упражнений для совершенствования данных элементов техники плавания нежелательно, так как это не приводит к достижению положительного эффекта. Если в возрастном периоде выделяются как ускоренно развивающиеся элементы техники, так и консервативные параметры, т.е. параметры в стадии относительной стабилизации, то стратегия использования средств совершенствования техники может быть следующей: из общего объема этих средств большую часть необходимо направить на совершенствование тех параметров техники, которые обнаруживают ускоренное развитие. Оставшийся объем средств можно направить на повышение технических характеристик, в развитии которых отмечается период относительной стабилизации. Согласно разработанной возрастной дифференцировке средств, в возрастном периоде от 9 до 10 лет целесообразно сделать акцент на использовании средств, направленных на увеличение длины шага и скорости плавания у мальчиков и девочек, на совершенствовании чувства воды при выполнении гребка, о котором можно судить по такому показателю, как коэффициент эффективности техники (КЭТ) (В.Г. Полевой, 1985). Кроме того, как для мальчиков, так и для девочек можно рекомендовать акцентированное увеличение силы тяги в воде при плавании по элементам (с помощью рук и ног). При работе с мальчиками данного возраста в дополнение к вышеперечисленному следует также прибегать к средствам, способствующим увеличению темпа гребковых движений и силы тяги при плавании в полной координации. Мальчики и девочки в возрасте от 9 до 10 лет обладают хорошей гибкостью, поэтому, используя естественные предпосылки, необходимо обращать внимание на выполнение таких элементов техники, которые требуют максимальной подвижности в суставах. В возрастном периоде от 10 до 11 лет в процессе занятий с мальчиками нецелесообразны средства, интенсивно воздействующие на увеличение таких показателей, как скорость плавания, коэффициент эффективности техники, сила тяги в воде при плавании по элементам. Остальные средства возможны в поддерживающем режиме. Для девочек с 10 до 11 лет желательно сделать акцент на увеличении силы гребковых движений при плавании по элементам. Максимальный объем средств, направленных на совершенствование тяговых усилий, позволит повысить эффективность формирования динамического компонента техники при плавании с помощью рук и ног. В отношении повышения других характеристик техники оправданным является комплексное использование средств в поддерживающем режиме, так как естественный ритм развития обнаруживает период относительной стабилизации. В следующей возрастной группе, от 11 до 12 лет, для мальчиков рекомендуется акцентированное использование средств, направленных на увеличение силы тяги при плавании в координации и на увеличение способности использовать силовые возможности в условиях плавания. Нецелесообразны средства акцентированного воздействия на развитие такого показателя, как коэффицент эффективности техники, отражающий чувство опоры о воду при выполнении гребка. У девочек с 11 до 12 лет создаются благоприятные предпосылки для целенаправленного формирования динамических характеристик техники плавания, поэтому разумно использовать средства, направленные на увеличение силы тяги при плавании в полной координации и по элементам. Кроме того, важнейшей особенностью школьниц данной возрастной группы является повышение способности к реализации силового потенциала, и здесь необходимо акцентированное применение средств, направленных на увеличение способности использовать силовые возможности в условиях плавания. От 12 до 13 лет у мальчиков наблюдается благоприятный период для улучшения целого ряда показателей техники плавания. В соответствии с этим рекомендуются средства, направленные на увеличение длины шага, скорости плавания, совершенствование чувства воды при гребке, развитие силы тяги при плавании в координации и по элементам. Мальчики данного возраста способны наиболее эффективно управлять пространственными параметрами движений и осваивать сложные элементы техники, поэтому лучше уделять внимание исправлению всех видав ошибок и добиваться техники плавания, близкой к "идеальной". Относительно равномерные темпы прироста показателей техники у девочек от 12 до 13 лег диктуют необходимость умеренного использования средств совершенствования техники плавания спортивными способами. Некоторое снижение координационных способностей сказывается на качестве выполнения плавательных движений, которые характеризуются увеличением количества ошибок по сравнению с периодом 9-10 лет. Однако у школьниц 12-13 лет сохраняется способность осваивать на высоком уровне элементы, требующие хорошей подвижности в суставах. Поэтому в процессе занятий необходимо уделять внимание совершенствованию подобных элементов и устранению ошибок в их выполнении. Мальчикам 13-14 лет рекомендуется акцентированное использование средств, направленных на увеличение темпа гребковых движений. Остальные группы упражнений могут быть выполнены в поддерживающем режиме. При работе с девочками необходимо учитывать, что возрастной период от 13 до 14 лет является благоприятным для улучшения целого ряда характеристик техники спортивных способов плавания. На этом этапе целесообразно акцентированное использование средств, способствующих повышению таких показателей техники, как длина шага, скорость плавания, коэффициент эффективности техники и коэффициент) эффективности гребковых усилий (КЭГУ). Школьницы данного возраста способны наиболее эффективно управлять пространственными параметрами движений и демонстрировать практически безошибочную технику всех способов плавания. Поэтому именно в 13-14 лет необходимо добиваться "идеальной" формы движений, удаляя внимание повышению пространственных характеристик техники плавания.
В возрастном периоде от 14 до 15 лет в процессе занятий с мальчиками необходимио использовать в максимальном объеме средства, направленные на увеличение силы тяги при плавании в полной координации и по элементам. В этом возрасте желателен поддерживащий режим применения средств, направленных на совершенствование остальных показателей техники плавания.
Для девушек 14-15 лет рекомендуется комплексное использование средств, направленных на совершенствование отдельных элементов техники. У юношей 15-16 лет наблюдается благоприятный период для совершенствования технического мастерства, о чем свидетельствуют ускоренные приросты целого ряда показателей, а также минимальное количество ошибок, выявленных в результате экспертной оценки. В соответствии с этим рекомендуется использование средств, способствующих увеличению длины шага, скорости плавания, коэффициента эффективности техники, коэффициента использования силовых возможностей, силы тяги в воде при плавании в координации и по элементам. Для девушек возрастной период от 15 до 16 лет является неблагоприятным для совершенствования техники плавания. В этом возрастном диапазоне следует обратить внимание на поддержание таких показателей, как темп движений и сила тяги при плавании в координации и по элементам. Нецелесообразно применение средств, способствующих увеличению длины шага, скорости плавания, коэффициента эффективности техники. В 16-17 лет как для юношей, так и для девушек рекомендуется комплексное использование средств совершенствования техники плавания в поддерживающем режиме. В этом возрасте целесообразно уделять внимание повышению координационных способностей пловцов, и в частности способности к согласованию тяговых усилий, развиваемых руками и ногами, о чем можно судить по уровню коэффициента координации (КК) (С.М. Вайцеховский, 1982). Для целенаправленного совершенствования техники движений рекомендуется использовать группы упражнений, воздействующих на отдельные характеристики техники плавания (табл. 2). Таблица 2. Упражнения для совершенствования техники плавания у мальчиков 9-17 лет Направленность упражнений Упражнения Совершенствование длины шага - плавание с минимальным количеством гребков (в координации и при помощи рус); - плавание с заданным количеством гребков на дальность проплывания (в координации и при помощи рук); - плавание, выполняя гребки одной рукой; - плавание "на сцепление"; - плавание с акцентом на различных фазах гребка; - плавание по "масштабам"; - плавание в ластах с минимальным количеством гребков; - плавание с обгоном; - командное плавание на дальность с минимальным количеством гребков Увеличение скорости плавания честном гребков и увеличением скорости плавания; - плавание с заданным количеством гребков и увеличением скорости плавания; - проплывание отрезков различной длины с максимальной интенсивностью; - плавание с обтекателями; - буксировка с повышенной скоростью; - эстафеты и.игры с ускорениями Повышение темпа движений - плавание с увеличением частоты гребковых движений при постоянной длине шага; - выполнение нескольких циклов гребковых движений с максимальной частотой (чередуя с равномерным плаванием); - плавание с поднятой головой; - плавание под метроном; - плавание с нарастающей частотой гребков Совершенствование чувства воды при гребке, повышение коэффициента эффективности техники (КЭТ) - имитация движений по зигзагообразной траектории на суше и в воде; -плавание с началом гребка кулаком; - плавание в лопаточках различной формы; - плавание с подменой ; - плавание с выполнением укороченных гребков по траектории "восьмерки" (на груди и на спине); - плавание с необычной траекторией гребка; - плавание с подтягиванием по канату Совершенствование реализации силовых возможностей за счет обтекаемости, горизонтального положения тела в воде, оптимизации углов атаки (КЭГУ) скольжение с различным положением рук, головы, туловища (на груди, на спине, на боку); - плавание при помощи вот с различным положением рук (на груди, на спине, на боку); - плавание в ластах с различным положением рук; - плавание с трубой подводника; - плавание с различными дополнительными сопротивлениями (поперечная пластина, стабилизаторы, тормоза); - плавание с разнообразными поддерживающими средствами (пояса, круги, манжеты, доски); - выполнение гребков в вертикальном положении Развитие силы тяги в воде и реализации СИЛОВЫХ возможностей в условиях водной среды (КИСВ) - плавание с дополнительными сопротивлениями (поперечная пластина, тормоза, буксировка партнера); - плавание с дополнительными отягощениями; - плавание с растягиванием резинового амортизатора; - плавание в лопатках; - плавание коротких отрезков с максимальной интенсивностью (вое упражнения выполняются при плавании в полной координации и по элементам) увеличение коэффициента координации (КК) - плавание кролем на груди и кролем на спине с различной координацией (двух-, четырех-, шестиударные варианты); - плавание брассом с чередованием двух гребков руками и одного толчка ногами (и наоборот); - плавание дельфинам с выполнением гребков одной рукой в акцентированными ударами ногами; - плавание в ластах и лопатках.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.