Введение
Туристский продукт и сбыт его - это наиважнейшие звенья в деятельности туристского предприятия. К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных клиентов. Клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы, а также услуга должна соответствовать качеству предлагаемых услуг туристического предприятия. Продажи и продвижение туристической услуги будут эффективными лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности клиента, а затем будет создан и предложен доступный по цене товар или услуга. Достижением цели туристических фирм - является развитие продукта и услуг в точном соответствии с требованиями покупателя, а также они зависят от более интенсивных продаж, качеством туристского обслуживания. Именно поэтому данная тема является актуальной в настоящее время.
На современном этапе перехода к рыночным отношениям, сбыт продукции начинает играть важную роль в успешной деятельности любого туристического предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции.
Целью данной работы является рассмотреть показатели качества туристских услуг.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятия: качество, туристские услуги,нормативно-правовые акты в туризме в области стандартизации и оценки соответствия;
- Исследовать основные направления и факторы обеспечения качественного обслуживания в туристических предприятиях;
Объектом исследования выступает туристская деятельность.
В процессе написания данной контрольной работы была использована литература российских авторов и зарубежных.
1.1 Понятие «Качество». Требования к качеству.
Четыре типа качества. Первый тип: качество – это свойства и характерные особенности услуги, вызывающие чувство удовлетворения у потребителя, или отсутствие недостатков, усиливающее состояние удовлетворенности у клиента.
Этот тип качества увеличивает издержки. Потребители должны быть согласны оплатить повышенные затраты на дополнительные особенности и свойства товара, либо эти особенности должны делать потребителей более лояльными и расположенными к его приобретению. Гостиничные номера на этажах с консьержем имеют больше свойств и особенностей, чем стандартные комнаты, и требуют более высокой цены.
Второй тип качества может рассматриваться как техническое и функциональное качество. Техническое качество – все, что получает и потребляет гость, является для него чрезвычайно важным; это то, с чем остался клиент после взаимодействия со служащим (например номер гостиницы, блюдо в ресторане, арендованный автомобиль). Не прожаренный стейк или неопрятный номер с неисправным оборудованием формируют определенное мнение клиента о качестве предоставляемого обслуживания в целом. Тем не менее, это только один из аспектов, характеризующий то, что получает гость и что можно реально оценить (измерить).
Функциональное качество – это процесс предоставления товара или услуг. Во время этого процесса потребители проходят множество этапов в их взаимодействии со служащими фирмы. Например, функциональное качество может улучшить впечатление от комнаты, которая не вполне оправдала ожидания клиента. Однако если функциональное качество плохое, то ничто другое не исправит возникшее чувство неудовлетворенности у клиента. Хорошо приготовленный стейк может быть подан угрюмым официантом, и восприятие качества при этом существенно снижается. Функциональный аспект качества – это больше, чем просто взаимодействие персонала с гостями, сюда включается также структура процесса обслуживания клиентов. Самое заботливое и внимательное отношение персонала не сможет компенсировать плохо организованную систему обслуживания. Этот аспект качества еще труднее измерить, так как он основывается на субъективном мнении гостя о характере предоставления услуг и его ощущениях, складывающихся от обслуживания в целом.
Третий тип качества – социальное качество. Это качество культуры, которое формируется поведением сотрудников гостиницы по отношению к гостям. Критериями данного качества являются дружелюбие, отзывчивость и любезность персонала.
Четвертый тип качества – общественное качество (этическое). Это качество убеждения, которое не может быть оценено потребителем перед покупкой, и часто его невозможно оценить и после приобретения товара или услуги.
Например, незнание правил противопожарной безопасности служащими гостиницы в ближайшей перспективе никак не отразится на удовлетворении клиентов. В то же время в отдаленной перспективе это может повлиять на безопасность гостей в случае возникновения пожара. Имидж компании также оказывает воздействие на восприятие качества клиентами. Так, клиент компании, имеющей хороший имидж, может не обратить внимания на незначительные огрехи, посчитав их нетипичными, поскольку предоставленное обслуживание в этом случае воспринимает выше. В то же время у фирм с плохим имиджем обслуживание воспринимается ниже.
Основываясь на вышеизложенном, можно так определить содержание понятия «качество» в гостиничной индустрии:
1. Качество – это правильно определенные потребности клиентов. Здесь принимается во внимание концепция, согласно которой необходимо предоставлять продукты/услуги, соответствующие потребностям гостей. Если у клиента есть потребность оформлять выезд, не выходя из номера, необходимо ему это обеспечить. Если конкуренты не предоставляют еще такой услуги, то у компании появляется возможность достичь преимущества, став первой на рынке. Именно в этом контексте качество создает конкурентное преимущество.
2. Качество – это правильно оказанные услуги. Здесь комбинируются две концепции: услуги должны не только соответствовать потребностям клиента (технический аспект), но и вся система обслуживания должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечивать и удобство гостей, и хорошие межличностные отношения персонала. В этом значении качество – это основа компетентности.
3. Качество – это постоянство. Здесь имеется в виду необходимость предоставлять продукт/услуги на одном и том же уровне миллионы раз. Непостоянство – бич гостиничной индустрии. Общество не любит неприятных сюрпризов и ожидает определенных вещей, ассоциирующихся с имиджем конкретной торговой марки. Когда торговая марка не оправдывает ожиданий, формируется негативное восприятие. Поэтому можно сказать, что качество – это хорошее исполнение.
Выделяют следующие категории качества гостиничного продукта (применимые ко всем видам услуг):
– приятные интерьеры: привлекательность и ухоженность внутренних помещений отеля и его территории;
– компетентность, знания и способности персонала;
– вежливость, образованность, учтивость, гостеприимство, такт и уважение к клиенту со стороны работников сферы обслуживания
– взаимопонимание, понимание индивидуальных запросов потребителя услуг;
– общение, информирование потребителей и умение их выслушивать;
– профессиональная пригодность (к работе в индустрии сервиса): надежность, уважение, порядочность, исключительная
– ответственность: доброжелательность и готовность работников предоставлять услуги;
– подготовленность: необходимые навыки деловой подготовкой теоретических знаний обслуживающего и управляющего персонала отеля;
– внешний вид: физическая привлекательность персонала (униформа, дифференцированная по службам, приятные манеры);
– стабильность: функционирование отеля и непродуманность его технологического процесса не должны создавать неудобства клиентуре;
– безопасность: отсутствие опасности, риска или неопределенности.
Довод, что «высокое качество означает высокую себестоимость» неверен, т.к. игнорирует потенциал встречи клиента с обслуживанием как самоусиливающим механизмом. Понимание значения клиента, качества, сбалансированности стоимости себестоимости может увеличить прибыль, предоставляя гостиничному предприятию возможность повысить цену и продать больше.
Постоянное повышение качества – это не затрата, а долгосрочный вклад, основанный на обеспечении верности клиентуры путем удовлетворения ее потребностей. Это утверждение основано на исследовании, показывающем, что затраты на приобретение нового клиента в пять раз больше затрат на то, чтобы удержать старого посредством предложения качественного обслуживания.
Это исследование базируется на следующих факторах:
– способность к удержанию клиентов позволяет сократить затраты на маркетинг и, соответственно, увеличивает рентабельность;
– удовлетворенный клиент осуществляет бесплатную рекламу, распространяя благоприятствующую отелю устную информацию.
Требования к качеству. Гостиница должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта, в том числе автобусов. Гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход.
Для гостей, проживающих в гостинице, должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья, сохранность их имущества. Для этого гостиница должна располагаться в экологически благоприятных условиях, должна быть оборудована системами противопожарной защиты, оповещения и средствами защиты от пожара, предусмотренными правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц. В здании должны быть аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
В гостинице должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора в части чистоты помещений, состояния сантехнического оборудования, удаления отходов и эффективной защиты от насекомых и грызунов. Все электрическое, газовое и канализационное оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации гостиниц и их оборудования».
Установлены требования к оснащению гостиниц инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими круглосуточное горячее и холодное водоснабжение. В районах с перебоями водоснабжения необходимо иметь емкость для минимального запаса воды (не менее чем на сутки), канализацию, отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5°С в жилых и общественных помещениях, вентиляцию (естественную или принудительную), обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения, радиовещание и телевидение (подводка во все номера), телефонную связь, освещение в номерах: естественное (не менее одного окна), искусственное (обеспечивающее освещенность при лампах накаливания – 100 лк, при люминесцентных лампах – 200 лк), в коридорах – круглосуточное естественное или искусственное освещение.
При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах.
Установлен перечень требований к гостиницам, относящихся к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг и уровню обслуживания.
Понимание качества услуг и обслуживания руководством и персоналом гостиницы, а также потребителем (гостем) различны.
Руководство и обслуживающий персонал гостиничного предприятия формируют и используют в качестве основы своей работы свою собственную версию понятия качества. Каждая из сторон считает, что именно ее версия в наибольшей степени соответствует предпочтениям гостей – если не всех, то подавляющего большинства, а в отношении конкретного гостя более всего в своей правоте убежден персонал.
Используемое руководством представление о качестве объединяет в себе:
– эталон качества обслуживания гостей, действующий на гостиничном предприятии в виде системы требований к работе персонала;
– рабочий инструмент управления качеством жизнедеятельности предприятия в соответствии с принятой политикой качества, долгосрочными и иными целями и задачами, поставленными владельцами и обществом.
В сопоставлении с эталоном должны выявляться несоответствия и оцениваться качество работы персонала. Чем ближе эталон к фактическим ожиданиям гостя и чем тщательнее его придерживается в своей работе обслуживающий персонал, тем выше уровень качества обслуживания потребителя.
Жизнедеятельность гостиничного предприятия с точки зрения его руководства – существенно более широкое понятие, нежели обслуживание гостей. Обслуживание, безусловно, является важнейшим целевым компонентом жизнедеятельности. Качество жизнедеятельности предприятия охватывает проблему обеспечения удовлетворенности всех заинтересованных сторон. Всех в полной мере удовлетворить нельзя, но можно достичь баланса в удовлетворении интересов сторон на основе компромисса.
Качество у исполнителя – свойство обслуживания, выражающееся в его соответствии требованиям, принятым поставщиком услуг. Поставщик сегодня оценивает качество своего обслуживания присвоенной категорией, не задумываясь над тем, что «звездность» гостиницы только подразумевает, но не отражает в явном виде уровень удовлетворенности клиентов получаемым обслуживанием. Показатели уровня удовлетворенности гостя находятся за пределами требований, определяющих категорию средства размещения.
Используемое обслуживающим персоналом представление о качестве (реальное качество обслуживания исполнителем) – это рабочий инструмент качества обслуживания гостей, оформившийся и существующий в коллективном сознании в виде фактически действующих (и не обязательно соответствующих писаным инструкциям и распоряжениям) правил. Если рабочий инструмент оптимально настроен на удовлетворение требований и пожеланий, на предвосхищение ожиданий своего клиента, соответствует им, то средний уровень качества обслуживания достигает максимума, и основной задачей менеджмента качества становится минимизация отклонений от этого максимума в меньшую сторону. Выявление несоответствия между ожиданиями гостя и качеством обслуживания персоналом и ликвидация их источников в процессе обслуживания – главная цель системы менеджмента качества.
Качество работы персонала во многом определяется выполнением им должностных инструкций всех квалификационных уровней. Но главная роль в высоком качестве обслуживания отводится работникам третьего квалификационного уровня.
Должностные обязанности работников третьего квалификационного уровня (президент, начальник/менеджер службы гостиничного фонда, персонала, начальник смены в прачечной) включают инновационный менеджмент, основой которого являются: основные навыки и знания, необходимые для выполнения обязанностей.
К основным навыкам относятся:
– выявление и анализ основных факторов, влияющих на необходимость инноваций;
– организация проведения процесса преобразований;
– организация проведения профессиональной подготовки персонала;
– контроль за внедрением и анализ эффективности инноваций;
– культура межличностного общения.
К основным знаниям относятся:
– инновационный менеджмент;
– менеджмент персонала;
– теория межличностного общения;
– методика решения проблем;
– стратегическое и оперативное планирование;
– основы производственного менеджмента;
– основы планирования;
– управление рабочим временем;
– принципы научной организации труда;
– Трудовой кодекс РФ.
1.2 Туристская услуга. Классификация туристских услуг.
Туристская услуга – результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Согласно ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»:
Услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Для того чтобы понять сущность услуги, следует рассмотреть ее свойства, по которым она отличается от товара. Услуга обладает:
– неосязаемостью;
– неспособностью к хранению;
– непостоянством качества;
– неразрывностью производства и истребления;
–разрывом во времени между фактом купли-продажи и фактом потребления гостиничных услуг;
– сезонными колебаниями спроса;
– территориальной разобщенностью производителя и потребителя.
Неосязаемость или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать до получения. Клиент, гость вынужден верить продавцу на слово. Вследствие этого со стороны потребителей обязательно присутствует элемент надежды и доверия к исполнителю услуги.
Также услуги нельзя произвести впрок и хранить. Производство и потребление услуги тесно взаимосвязаны.
Ниже приведены понятия, связанные с качеством туристских услуг.
Туристский продукт – результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.
Подобный подход к терминологии приемлем с точки зрения экономической теории, где продукт определяется как результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг, и с точки зрения маркетинга, где в термине «продукт» совмещаются понятия «товары» и «услуги».
Классификация туристских услуг. Туристские услуги, оказываемые потребителям, включают:
– услуги туроператора по организации внутреннего туризма;
– услуги туроператора по организации выездного туризма;
– услуги туроператора по организации въездного туризма;
– услуги турагента;
– отдельные услуги туроператора и турагента;
– услуги при самодеятельном туризме;
– экскурсионные услуги.
1.3 Нормативно-правовые акты в туризме в области стандартизации и оценки соответствия
Инструментами менеджмента качества продукции, работ и услуг (важного аспекта успешной деятельности предприятия) являются стандартизация, метрология и оценка соответствия (сертификация).
27 декабря 2002 года был утвержден, а с 01 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Закон отменил ряд действующих законов и других нормативных актов и потребовал внесения поправок и корректив в другие. Так, отменено действие законов РФ «О стандартизации» (и значит, подлежат пересмотру действующие стандарты и вообще вся российская система стандартизации), «О сертификации продукции и услуг» (следовательно, подлежат пересмотру действующие правила и принципы сертификации).
Федеральный закон «О техническом регулировании» (ФЗ) регулирует правоотношения, связанные с четырьмя весьма значимыми и равноправными по отношению друг к другу объектами правового регулирования:
– продукцией;
– процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – процессы);
– работами;
– услугами.
Все объекты технического регулирования разделены на две группы. В первую группу отнесена только продукция, представленная в материально-вещественной форме, и процессы ее жизненного цикла – от изготовления до утилизации, на которые распространяются обязательные требования по безопасности. Применительно к туризму к продукции относятся транспортные средства (наземный транспорт, авиа и морские, речные суда), здания и сооружения (т.е. средства размещения туристов – гостиницы, мотели и т.д.), а также туристское снаряжение – лодки, байдарки, веревки, палатки, спальные мешки и проч., не говоря уже о снаряжении для подводного плавания. В эту группу отнесены также и процессы эксплуатации продукции (то есть эксплуатации, хранения, транспортирования и др. потенциально опасных видов техники). При этом под обязательными понимаются требования, которые с учетом допустимой степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также государственному и муниципальному имуществу и имуществу юридических лиц, окружающей среде обеспечивают безопасность объектов регулирования. Обязательные требования к объектам регулирования первой группы излагаются в технических регламентах, которые согласно ст. 7 Закона вводятся в действие федеральными законами, Указами Президента РФ либо постановлениями Правительства России.
Технический регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы, принятый органом власти. Этот документ вводится в действие актом органа власти для придания ему (регламенту) статуса нормативного документа, требования которого уже по определению обязательны для исполнения.
Объекты второй группы. Работы и услуги, как бы не были они опасны, к первой группе объектов регулирования не отнесены. Они отнесены к объектам регулирования на добровольной основе. Сюда же включена и продукция, и процессы ее жизненного цикла по параметрам, не касающиеся обеспечения безопасности (минимально необходимые требования по безопасности излагаются в технических регламентах). Требования к объектам второй группы не носят обязательный характер, а могут приниматься на добровольной основе.
Стандартизация. Документы в области стандартизации. К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
– национальные стандарты;
– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
– стандарты организаций.
Все применяемые на добровольной основе требования, независимо от объекта регулирования, должны излагаться в стандартах. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, а также (правила) выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, стандарты, в которых должны быть изложены Правила выполнения работ или оказания услуг, не должны содержать обязательных требований по безопасности; их применение должно быть только актом добровольного волеизъявления исполнителя; стандартом можно именовать только документ, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ранее – Госстандартом России).
ФЗ устанавливает два вида стандартов: стандарты национальные и стандарты организаций. Национальные стандарты (пока именуются государственными – ГОСТ Р) разрабатываются в соответствии с программой и утверждаются национальным органом по стандартизации. Стандарты организаций (к которым закон относит организации научные, коммерческие, общественные и объединения юридических лиц) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, совершенствования процессов и обеспечения качества выполнения работ или оказания услуг.
Законом введено новое понятие – оценка соответствия, под которым понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту регулирования. Новое понятие расширяет ныне применяемый термин – подтверждение соответствия, поскольку оценка соответствия может осуществляться в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, а также приема и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Последнее обстоятельство позволяет к иным формам подтверждения соответствия отнести лицензирование, поскольку, как гласит ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.01 г., к лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.
Технические регламенты в сфере туризма. В технических регламентах устанавливаются требования исключительно для имеющей вещественно-материальную форму продукции и только с целью обеспечения безопасности на всех этапах ее (продукции) жизнедеятельности для жизни или здоровья граждан, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также для жизни и здоровья животных и растений.
. Это обстоятельство позволяет считать, что технические регламенты для продукции, применяемой в целях туризма, являются нормативным документом в первую очередь для изготовителей этой продукции (авиа- и автозаводов, строительных организаций, промышленных фирм, выпускающих изделия для туризма). Для туристских фирм-потребителей данного вида продукции необходимо знание указанных в технических регламентах требований (и результатов подтверждения соответствия этим требованиям) исключительно с целью обоснованного ее (продукции) выбора и обеспечения правил ее эксплуатации.
Нормативно-правовые акты, регулирующие и регламентирующие качество в сфере туризма:
– ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.02 г. № 184-ФЗ).
– Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ).
– ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 08.08.01 г. № 128-ФЗ).
– Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ, от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ).
– Постановление Правительства РФ «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности (в редакции от 03.10.2002 г. № 731).
– «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.97 г. № 490 с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ от 15.09.2000 г. № 693).
– «Правила оказания услуг общественного питания» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 г. № 1036).
– «Государственная система классификации гостиниц и других средств размещения» (утверждены приказом Минэкономразвития от 21.06.2003 г. № 197).
– «Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 21.08.2003 г. № 97).
– «Правила по сертификации работ и услуг в РФ» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 05.08.97 г. № 17).
– «Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 26.09.2001 г. № 82).
Стандарты по услугам туризма:
– ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»;
– ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
– ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;
– ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»;
– ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
– ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий»;
– ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия»;
– ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;
– ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»;
– ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг»;
– ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»;
– ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
– ГОСТ Р ИСО 9000–2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
– ГОСТ Р ИСО 9001–2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
– ГОСТ Р ИСО 9004–2001 «Системы менеджмента качества.
1.4 Показатели качества туристских услуг
Сфера услуг в современном мире весьма многообразна и охватывает деятельность от торговли и транспортных услуг до финансовых и страховых услуг. Особенным направлением на рынке услуг можно выделить автоматизированные услуги. Ситуация, когда исполнителем являются технические средства (услуга по выдаче наличных денег из банкомата, услуга по продаже газет или продуктов питания через специальный автомат, средства связи).
Рассмотрев определение понятия «услуга» и выделив основные характеристики услуги, отразим основные особенности системы управления качеством предприятий в сфере услуг.
Для наглядности выделения особенностей рассмотрим систему управления качеством на примере организации, работающей в сфере туризма.
Изначально отметим особенности оказания услуги в сфере туризма.
Продажа туристской путевки носит экономический характер. Любая туристская организация заинтересована в увеличении выручки.
· Оказание услуги возможно, если потребитель осознает свою потребность в отдыхе. Также потребитель осознает возможные последствия (позитивные и негативные) в результате принятого решения, то есть выбор отдыха осуществляется с учетом физических возможностей покупателя участвовать в данном туре.
· Услуга не является осязаемой.
· Невозможность накопления услуги впрок. Невозможно оказать услугу покупателю на несколько лет вперед, даже если осуществлена предоплата. Без присутствия потребителя услугу оказать невозможно.
· Изменчивость результата услуги существенна. Качество туристской поездки напрямую зависит от гида и руководителя туристской группы.
· Результат оказанной услуги невозможно улучшить в случае недовольства клиента. Оказываемая услуга нацелена на процесс.
· Услуга индивидуальна. При отправлении по одному маршруту и в одной группе разные потребители по-разному оценят результат поездки.
· Услуга не является автоматизированной. Возможно только часть сопутствующих услуг (как продажа билета) автоматизировать.
· Услуга комплексна. Туристской организации для оказания услуги в предоставлении отдыха необходимы услуги транспортной компании, компании по предоставлению гостиниц, ресторанное обслуживание, развлечения на месте отдыха. В итоге результат оказываемой услуги зависит от совокупных действий всех организаций.
Из описанных характеристик конкретизируем определения качества с точки зрения туристской деятельности.
Качество туристского обслуживания – совокупность свойств туристских благ и процессов, факт получения которых носит возмездный характер, и направленных на удовлетворение осознаваемых или предполагаемых потребностей покупателей в момент их отдыха, организованного с учетом индивидуальных предпочтений покупателей.
Следовательно, основная цель системы управления качеством – максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей туриста.
Туристская организация получает внешнюю информацию для формирования предложения услуги на рынке. Это может быть информация из следующих областей: экономический уровень развития страны (или региона), экологическая обстановка, безопасность в регионе, наличие эксклюзивных туристских объектов или рекреационных ресурсов, обладающих потенциальной уникальной ценностью для туриста.
Политика организации в области качества формируется под влиянием нескольких аспектов. Первый аспект – работа с потребителем, который является целевой аудиторией деятельность туристской организации. Потребитель также определяет цели управления системой качества. Второй аспект формирования политики в области качества создается на основе информации, которую получает организация об экономике страны, региона; о политике; о прогнозах и ожиданиях населения относительно развития экономики. Третий аспект - подбор факторов производства и процессы взаимоотношений с контрагентами. Именно квалифицированные кадры (гид, переводчик, руководитель группы) влияют на субъективную оценку уровня предоставления туристской услуги покупателем.
Следующий элемент системы управления качеством - субъект управления, который подразделяется на ресурсы и технологию управления. Результат субъекта управления – совокупность управленческих решений, направленных на совершенствование системы качества оказания туристской услуги. Сформулированная цель разбивается на задачи, которые для целей контроля необходимо выражать в качественных и количественных показателях. Следуя современной тенденции разработки сбалансированной системы показателей (balanced scorecard – BSC[5]), предлагается примерный набор показателей. Данный инструмент позволит менеджменту организации анализировать тенденции изменения результатов системы качества.
Туристские услуги характеризуются определенной совокупностью следующих показателей: показатели, характеризующие назначение услуги, эстетичности, экономической эффективности, комфортности, надежности, эксклюзивности, унифицированности, экологичности, безопасности.
Показатели назначения описывают области услуги и предположительный эффект. Это одна из основных областей оценки деятельности туристской организации. Данные индикаторы показывают степень соответствия предложенной услуги ожиданиям потребителей. Например, это показатели потребительской эффективности, состав предложенного продукта, определенный набор количественных показателей: длительность поездки, продолжительность маршрута, распределение времени внутри поездки и пр.). В данной группе показателей туристские фирмы не могут конкурировать между собой. При появлении успешного продукта (по внешним характеристикам) другие организации оперативно перенимают предложение. Следовательно, данные показатели конкретизируют сегмент предложения на рынке. Основные аспекты управления качеством :
Эстетические показатели характеризуют ценность предлагаемой услуги и включают следующие компоненты: гармоничность, целостность охвата туристской программы, соответствие социальным ожиданиям, уровень мастерства обслуживающего персонала. Данный набор показателей носит существенную долю субъективной оценки, но является важным дополнением к сбалансированной системе показателей. Среди представленных показателей наиболее важными являются два направления: рациональность состава услуги и выразительность информационной составляющей. В первом направлении раскрывается свойство функционального соответствия и целостности восприятия предложенной программы. Второе направление показателей определяется различными элементами самого туристского продукта: оригинальность, соответствие первоначальной информации.
Показатели экономической эффективности носят наиболее объективный характер оценки. Это оценка эффективности построенных процессов для выполнения определенных задач: транспортное сопровождение туристов, размещение в гостиничных номерах, организация питания. Здесь уместно использовать экономические показатели, такие как: трудоемкость операции, состав исходных компонентов, редкость необходимых компонентов, себестоимость каждой операции. Эти показатели являются отражением эффективности внутреннего процесса и косвенно затрагивают туристов. Эти показатели характеризуют мотивацию деятельности фирмы в организации и предоставлении данной туристской услуги.
Показатели надежности характеризуют слаженность работы туристской организации. Данные аспекты проявляются в соответствии с выполнением временных условий предоставления услуг, которые указаны в договоре оказания услуг. Характеризуемый аспект создает также и репутацию компании на рынке предоставления услуг. Соответственно оценка показателей может выражаться понятиями «высокий», «средний», «низкий». Возможно и применение статистических методов с оценкой вероятности наступления непредвиденного события. В этом случае туристские организации могут использовать инструменты страхования для нивелирования собственных рисков и финансовых последствий.
Показатели эксклюзивности важны для определенного сегмента туристских услуг. В случае составления индивидуальной туристской программы данные показатели станут одними из основных при решении клиента о покупке предлагаемой услуги. Эксклюзивность характерна для сегмента дорогих туристских программ, которые не вписываются в рамки стандартного предложения.
Показатели унифицированности характеризуют противоположный аспект туристской услуги. Для составления программы организация выбирает определенный баланс между экслюзивностью и унифицированностью предлагаемого маршрута. Данную направленность создает мнение потенциальных клиентов, которое получается с помощью маркетинговых исследований рынка.
Показатели экологичности аналогично показателям надежности являются непосредственным элементом предоставления услуги. Как правило, поток туристов ничтожен в регионы с плохой экологической обстановкой, так как высоки риски получения определенных заболеваний.
Показатели безопасности описывают степень безопасных условий во время получения туристской услуги. Данные показатели могут быть оценены по шкале: высокая безопасность, средняя безопасность и регион повышенной зоны риска. Как правило, туризм внутри страны обеспечивает более высокую безопасность по сравнению с поездками в страны с существенными культурными и религиозными отличиями.
Таким образом, разработанная система показателей может характеризовать все элементы системы качества. Оперативно получаемая и обрабатываемая информация на основе данных показателей является эффективным инструментом менеджмента для управления уровнем качества предлагаемых туристских услуг.
· значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форсмажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.
Эти специфические особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма . При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории "туристское предложение" и рассмотрению понятия "туристская услуга", но и понятию "туристский спрос", в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять. Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических, личностно-поведенческих.
Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образованности, высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизация мышления потребителя, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе, стремление получать калейдоскоп впечатлений Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как: частотность туризма (количество туристских поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения); предпочтения в выборе дестинации; наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы; представления туриста о цене гостиничной услуги, тура; представления о торговой марке туристской организации; коммуникативное поведение туриста; роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о месте проживания (выборе гостиницы), покупке тура и т.д.
Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продукта потенциальным туристом. Решение потребителя о покупке туристского продукта предполагает оценку и выбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма. Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов указанных выше.
Заключение
В заключении, по результатам написания работы подведем некоторые итоги: Во-первых: чтобы завоевать сегодня место на рынке, компании должны ориентироваться на запросы потребителя: они должны во главу угла ставить целевого потребителя.
Потребители покупают у фирмы то, что они считают самой высокой ценностью, ему предоставленной, что есть разница между полной ценностью для потребителя и его полными издержками.
В-третьих: Что такое качество? Имеется несколько представлений о качестве товара. Одно основано на свойствах товара, другое - на отсутствии в нем недостатков, а третье - на трех категориях качества: техническом, функциональном и социальном.
Следовательно, основная цель системы управления качеством – максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей туриста.
Подводя итоги работы можно сделать следующий вывод: одним из основных способов, при помощи которого компании, предлагающие услуги могут дифференцировать себя, - предоставление потребителям более высокого качества услуг, чем у соперников. Многие компании поняли, что превосходное качество обслуживания может обеспечить им значительное конкурентное преимущество, результатом которого станут повышенные объемы продаж и высокие показатели прибыли. Некоторые компании из-за предоставляемого ими высочайшего качества услуг стали уже легендарными.
Ключевой особенностью в этом отношении является предоставление потребителям услуг, качество которых превышает их ожидание.
Список использованной литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник, М.:, 2001. - 180 с.
2. Балабанов В.С. Экономика туризма. Учебник, М.:, 2000. - 426 с.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник - 9-е изд., перераб. и доп. М.: Герда, 2007. - 576 с.4. Гаранина Ю.А., Зуева Л.А., Тарасова Г.И., Родигина В.В., Сеселкин А.И. Информационные системы оперативного управления туристской фирмой: Учеб. пособие под общей редакцией А.И.Сеселкина. - М: Турист, 2002. - 330 с.
4. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие. - 2-е изд., М.: Кнорус, 2008. - 192 с.7. Ильина Е.Л. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник, М.:, 2000. - 380 с.
5. Уокер Дж. р. Введение в гостеприимство: Учеб. пособие / Пер. с англ. - 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 607 с.
6. Интернет: www.bankreferatov.ru \ www.5ballov.ru