Реферат по предмету "Психология"


Изучение агрессивного компонента в конфликтном поведении личности

Министерство образованияи науки Украины
Крымский факультетЗапорожского Национального университета
Кафедра психологии
Изучение агрессивногокомпонента в конфликтном поведении личности
г. Симферополь

Оглавление
Вступление… 3
1. Теоретический анализагрессивности в конфликтном поведении… 5
1.1 Особенности динамикиконфликта и конфликтного поведения… 5
1.2 Особенностипроявлений агрессивности в конфликте… 13
Вывод по 1 главе… 16
2. Эмпирическоеисследование агрессии… 18
2.1 Структура и методыэмпирического исследования… 18
2.2 Эмпирическоеисследование агрессивного компонента в конфликтном поведении и анализполученных результатов… 21
Заключение… 23
Список использованнойлитературы… 24

Вступление
Настоящаяработа подлежит исследованию агрессивного компонента в конфликтном поведении.
В настоящеевремя в психологической литературе имеется достаточно большое количество работ,посвященных проблеме конфликтов. Конфликт — важная составляющаясоциально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследованийв этом направлении, она остается во многом неразрешенной. В отечественной изарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природуконфликтов и их социальную роль. Противоположные позиции представлены как взарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К.Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, К. Томпсон, К. Хорни, К.Юнг), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев,О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, СИ. Ерина, М.М.Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков,Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И.Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов).
Конфликтологиякак научное направление в настоящее время находится на стадии своегостановления. Требуются осмысление огромного эмпирического материала,систематизация теоретических положений, экспериментальная проверка рядаположений.
Очевидно, чтоконфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемыкак индивидуального, так и социального характера; разные по масштабу, причинам,структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии как висследованиях, так и в практическом их регулировании.
Проблемапонимания конфликта как социального явления и выявление его роли в социогенезе,определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее времянаправления конфликтологии.
Однаконеобходимо отметить, что полного и всестороннего решения проблемы психологииконфликта на уровне обобщенной теории, опирающейся на системный подход ипредставление о его ценностно-смысловой сущности в контексте самореализацииличности, не существует. В связи с этим возникает актуальная потребность болееглубокого изучения его психологической сущности, с тем, чтобы можно былорасширить систему представлений о психологии конфликта.
Цельработы: анализвыраженности агрессивного компонента в конфликтном поведении и его взаимосвязьс деструктивными тенденциями личности.
Предмет: содержательныеособенности конфликтного поведения личности.
Объект: агрессивный компонентконфликтного поведения личности.
Задачи:
1.   Проанализироватьлитературу по конфликтам.
2.   Сделать теоретическийанализ по агрессивности в конфликте.
3.   Сформулировать критериивыраженности агрессивных проявлений в ситуации конфликта.
4.   Сделать выводы на основетеоретических анализов.
Гипотеза: интенсивностьвыраженности агрессивных тенденций в конфликте повышает вероятностьформирования деструктивных намерений личности.

1. Теоретический анализ агрессивности в конфликтном поведении
 
1.1 Особенности динамики конфликта и конфликтного поведения
Конфликтявляется одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силойего развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основныхмеханизмов всех изменений и преобразований.
Конфликтпредставляет собой биполярное явление, которое проявляется в активности сторон.Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается вработах многих авторов, особенно тех, которые исходят из структурногопостроения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает вглубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденцийпсихики в силу законов ее объективного существования; тенденция к межличностнымконфликтам — результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникаютпод влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве [6, с. 35].
Психологическиеконфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и вперестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений.Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия,который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированиемличных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушениемстарых и созданием новых схем легитимизации [10, с. 52].
Вопрос опсихологических детерминантах возникновения межличностных конфликтов, которыйпозволяет раскрыть глубинные основы конфликтного поведения, занимает важноеместо в исследовании конфликта. Для лучшего понимания конфликта и управления имследует четко определить содержание понятий «конфликтность» и«конфликтное поведение».
В качествеосновы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений одругих, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностямчеловека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможновозникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативныхкачеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.
В работахЛ.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведениерассматривается как результат внутренних и внешних противоречий междуобществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешнихпротиворечий между потребностью в самоутверждении и возможностью ееудовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы исобственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступаеткак склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов ифакторов внешней среды [7, с. 5].
Конфликтностьопределяется как перманентная черта личности, которая аккумулируется ееприродными задатками и социальным опытом. Такое определение можно найти вработах В.И. Илийчука, Л.О. Петровской, В.И. Ващенко [2, с. 19].
Конфликтностьпредусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может бытьразным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивостичеловека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуацияхведут себя по-разному. У психически неустойчивых отсутствуют эффективныеспособы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукциинегативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливаетстрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет квозникновению «волны дезорганизации» [12, с. 69].
Динамикаконфликта — это его развитие, движение. Всякий конфликт проходит несколькостадий. Обычно ему предшествует конфликтная ситуация, на базе которой, собственно,и развивается конфликт. Если он не будет вовремя прерван (разрешен, прекращен),то происходит эскалация конфликта, а затем, рано или поздно — его завершение.
Подконфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение этих обстоятельствчеловеческих интересов, которое объективно создает почву для реальногопротивоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация можетсложиться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон(например, сокращение штатов в учреждении), а может быть вызвана или созданаодной из сторон или обеими. При этом крайне важно отметить, что каждая ситуацияимеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительностисобытиями) и субъективное значение (оно зависит от того, какую интерпретациюэтим событиям дает каждая сторона), в соответствии с которым субъект начинаетдействовать в конфликте.
Всякийконфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1)начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще двапериода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.
Такимобразом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1)предконфликтная ситуация (латентный период);
2) открытыйконфликт (собственно конфликт): инцидент (начало конфликта), эскалация(развитие) конфликта, завершение конфликта;
3)послеконфликтный период.
Предконфликтнаяситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который невозникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития иобострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие кпротивоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты замножеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов ипроцессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполнесправедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодомили инкубационным состоянием конфликта.
Впредконфликтной ситуации будущие оппоненты еще не осознают в полной мерепоследствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречийинтересов.
Предконфликтнаяситуация характеризуется, таким образом, тем что она создает реальнуювозможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным»,бесконфликтным путем.
При этомследует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта впредконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так инеадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно,ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка сразрешением конфликта может только усилить его остроту.
Важно такжеотметить, что различные оппоненты потенциального конфликта могут бытьзаинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасностипротиворечий и факторов, возникших в предконфликтной ситуации, и сознательновводить в заблуждение других участников конфликта.
Такимобразом, адекватное и своевременное осознание и оценка предконфликтной ситуацииявляется важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтнойситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильноеосмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по ихурегулированию еще до начала открытого конфликта.
Еслинамечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить неудается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытыйконфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречиеинтересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечатьили скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию,стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящихдруг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.
На этойстадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьейстороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своихинтересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на своюсторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числематериальные, финансовые, политические, информационные, административные идругие ресурсы. В ход пускаются не только «дозволенные»,общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давленияна оппонента, который с этого времени считается не иначе как«противником», «врагом».
На стадииоткрытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочетидти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка напротивоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективныепротиворечия в группах часто накладываются межличностные трения и различия,усугубляющие ситуацию.
Такова общаяхарактеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиесяразличной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1)инцидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.
Переходконфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит врезультате того или иного инцидента.
Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидентконфликта следует отличать от его повода.
Повод – этото конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтныхдействий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специальнопридумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие отэтого инцидент — это уже конфликт, его начало.
Таким образом,инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действияхоппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться вдраку» и победить, а с другой — трудно входить в воду «не знаяброду».
Важнымиэлементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка»,сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поисксоюзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку винциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участниковконфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться вбоевое состояние.
Однако дажепосле инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем,посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И этувозможность следует использовать в полной мере.
Если послеинцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта неудалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д. Конфликтвступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Эскалацияконфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходитобострение всех противоречий между его участниками и используются всевозможности для победы в противоборстве.
На этойстадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирныеспособы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логикауступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести какможно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут терятьсяпервоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигатьсяновые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно иизменение ценностных ориентаций. Развитие конфликта приобретает спонтанныйнеуправляемый характер.
Завершениеконфликта — это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любоеего окончание и может выражаться в конкретной перемене ценностей субъектамипротивоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способныхэто сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороныосознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что «так большежить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связанои с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.
На этойстадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которыепобуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта.
Последнейстадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когдаликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонамиокончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.
Однакоследует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру исогласию. Случается и так, что окончание одного конфликта может дать толчокдругим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферахжизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере можетдать импульс для его возникновения в политической области; после решенияполитической проблемы может наступить период идеологического противостояният.д. За завершение конфликта может следовать, таким образом, постконфликтныйсиндром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентовконфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдромможет стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новомуровне и с новым составом участников.
Периоды иэтапы динамики конфликта могут иметь различную продолжительность, значимость иинтенсивность. Исследования, проведенные а социологии и психологии, показывают,что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какиестороны в нем участвуют.
Существуетнесколько компонентов конфликтности и одним из деструктивных компонентов являетсяагрессия. Агрессия — это первичный общий потенциал активности, уровеньцеленаправленности и целесообразности душевной деятельности, которымрасполагает личность для решения задач адаптации, поддержания и развития своейЯ-идентичности. Конструктивная агрессия обеспечивает активно-исследовательскоеотношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность кконтактам, к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений,точек зрения, мнений, идей, к формированию, удержанию и достижению собственныхжизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-агрессивномсоциально-энергетическом столкновении (дискуссиях) с другими лицами и группами.Будучи изначально конструктивной, агрессия под влиянием деструктивной динамикипервичной группы превращается в деструктивную агрессию, представляющую из себядеформацию первичного потенциала активности в виде разрыва контактов иотношений, изменения или разрушения целей и задач субъекта, т.е. в видедеструкции, направленной как наружу, против окружающего социума и предметногомира (деструктивное отреагирование, деструктивная сексуальность, а такжеразрушительные фантазии, чувства мести, цинизма и т.д.), так и внутрь, противсебя, своих целей и планов, (психосоматика, депрессия, наркомания).
1.2 Особенности проявлений агрессивности вконфликте
Агрессия —это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социальногоповедения. Проблема детской и юношеской агрессивности в современном обществеявляется очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих факторови общественных институтов тоталитарного общества подростки и юноши получиликажущуюся моральную свободу.
Агрессивныедействия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годыжизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступахупрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чащевсего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием,кусанием, драчливостью.
Согласно Б. Споку,в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенкана мать за то, что она сделала что-то неприятное ему.
Как отмечаетЕ. Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширениемвозможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведенииребенка. Подчас это стремление к независимости — знаменитое “Я сам!” — выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем, вопрекижеланию родителей.
К трем годамжалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2-х –3-х лет попадают в детские сады, где, как отмечают М.Д. Лисина, В.С. Мухина,Л.Д. Кошелева, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками какпроцесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий,направленных на другого.
В этот периодагрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всеговозникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. Проявление агрессивностив этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей ктем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимок любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироватьсясимволические формы агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство,непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвеннойагрессии.
Как отмечаетИ.А. Фурмнов, что в этом возрасте усиливается “исследовательский инстинкт”, и вэто же время малыш сталкивается с целой системой новых, для его опыта,запретов, ограничений и социальных обязанностей. Попадая в конфликтную ситуациюмежду спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытываетсильнейшую депривацию — ограничение возможности удовлетворения своихпотребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребеноквоспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей.Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаетсязлость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, еслираньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чащеприбегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
А. Фромм,указывает на существование феномена “перенесения”, который в три-четыре годаявляется одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, чторебенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать ипереносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект.Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что онивзрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ребенку уже привиточувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний.
По мнениюС.А. Заваражкина, что ребенок к актам насилия может относить довольно широкийспектр действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства,игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К шести-семигодам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованнаядругому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота простофизического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм(оскорбление, борьба).
Каждаяличность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь ееотсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию в жизненноважных ситуациях. Однако все хорошо в меру. Повышенное проявление агрессивностиможет стать основой конфликтного поведения и правонарушений.
Агрессияпроявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость,подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опаснойреакцией является использование физической силы против другого человека –физическая агрессия. Подростки нередко склонны к проявлению силы. По их мнению,готовность к физическим действиям, выяснение отношений на кулаках являетсяпризнаком храбрости, решительности, мужественности.
Формыпроявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных досамых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку самаагрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека.
Конкретнымпроявлением социальной агрессивности являются убийства – это комплексноеотражение человеческой агрессии с мультифакторной биологической и социокультуральнойобусловленностью.

Вывод по 1 главе
Психологическиеконфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и вперестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений.Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия,который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированиемличных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушениемстарых и созданием новых схем легитимизации.
Динамикаконфликта — это его развитие, движение. Всякий конфликт проходит несколькостадий. Обычно ему предшествует конфликтная ситуация, на базе которой, собственно,и развивается конфликт.
Общая схемадинамики конфликта складывается из следующих периодов:
1)предконфликтная ситуация (латентный период);
2) открытыйконфликт (собственно конфликт): инцидент (начало конфликта), эскалация(развитие) конфликта, завершение конфликта;
3)послеконфликтный период.
Существуетнесколько компонентов конфликтности и одним из деструктивных компонентовявляется агрессия. Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского,биологического или социального поведения.
Формыпроявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных досамых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку самаагрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека.
Агрессияпроявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость,подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опаснойреакцией является использование физической силы против другого человека –физическая агрессия.


2. Эмпирическое исследование агрессии
 
2.1 Структура и методы эмпирического исследования
Целью нашейработы является анализ выраженности агрессивного компонента в конфликтномповедении и его взаимосвязь с деструктивными тенденциями личности. Предметомнашего исследования являются содержательные особенности конфликтного поведенияличности. Объектом – агрессивный компонент конфликтного поведения личности.
Дляисследования выбраны две методики, которые позволяют доказать гипотезу. Перваяметодика, которая необходима для обоснования гипотезы – диагностика состоянияагрессии (опросник Басса-Дарки). Тест предназначен для исследования уровняпроявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностномвзаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Позволяет качественно иколичественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Подагрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличиемдеструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Вероятно, деструктивныйкомпонент человеческой активности является необходимым в созидательнойдеятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностьюформируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий,преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику.Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности, от почтиполного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладатьопределенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности,ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весьоблик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательнуюкооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательноопасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью иагрессией не является жесткой, а с другой — сам акт агрессии может не приниматьсознательно опасные и неодобряемые формы. Опросник предназначен для исследованияагрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Опросник включает в себя 75 утверждений, на которые требуетсяотвечать «да» или «нет».
Агрессивность включает в себя следующие шкалы: физическая агрессия,раздражительность, вербальная агрессия.
Втораяметодика, используемая в работе, проективная методика исследования личности — тест «Рука». Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнеромв 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказанияоткрытого агрессивного поведения. Тест “Рука” может использоваться длядиагностики межличностных отношений.
Стимульныйматериал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустаятаблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать еевоображаемые действия. Изображения предъявляются в определенныхпоследовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том,какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, чтоспособен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимозаписи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу,а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Оценка полученныхданных осуществляется по следующим 11 категориям:
агрессия –рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активнозахватывающая какой-либо предмет;
указания –рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;
страх – рукавыступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица илистремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимаетсяв качестве наносящей повреждения самой себе;
привязанность– рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;
коммуникация– ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установитьконтакты;
зависимость –рука выражает подчинение другим лицам;
эксгибиционизм– рука разными способами выставляет себя напоказ;
увечность –рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;
активнаябезличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершениекоторого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должнаизменить свое физическое местоположение, приложить усилия;
пассивнаябезличность – также проявление «тенденции к действию, завершение которого нетребует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своегофизического положения;
описание –ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
Втеоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, чторазвитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение рукив восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любогодействия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно,предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки,выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активностиобследуемых.
2.2 Эмпирическое исследование агрессивногокомпонента в конфликтном поведении и анализ полученных результатов
В даннойработе для диагностики агрессивного компонента личности использовались тест«Рука» Э. Вагнера и опросник Баса-Дарки. В этом исследовании принимали участиестуденты 3-го и 4-го курса специальности «Психология» КФ ЗНУ.
Выборкусоставили студенты 3-го и 4-го курса, 15 испытуемых, в возрасте 19-20 лет.Данные исследования выявляют агрессивный компонент в структуре личности.
В нашейработе применялись этапы исследования:
1 этап –использование опросника Басса-Дарки для выявления агрессивности испытуемых.
2 этап –использование теста «Руки» Э.Вагнера для предсказания открытого агрессивногоповедения.
3 этап –использование тестов – опросников для выявления признаков агрессивности.
Количествоиспытуемых составляет 15 человек, которые составляют 100%. Выявили наличие илиотсутствие агрессивного компонента в конфликтном поведении. Следовательно, имеемследующие результаты исследования, которые выражены в % соотношении.
Результатыпроведения теста «Руки» Э. Вагнера оценивались по формулам и нахождениюкоэффициента К. Имеем, показатели К>1 у 66% испытуемых и К
С помощьютеста – опросника Басса-Дарки также выявили агрессивность испытуемых. Ответыоценивались по шкалам: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия.Нашли индекс агрессивности. Нормой агрессивности является от 17-21 б.Следовательно, у 26,4% испытуемых норма агрессивности от 19-21 б. У 39,6%агрессивность выше нормы от 22-27 б., т.е. это агрессивность при которойличность может стать конфликтной. 33% испытуемых агрессивность ниже нормы – от11-17 б. У этого % испытуемых отсутствует агрессивность, которая можетприводить к пассивности, ведомости, конформности.
В ходеисследования мы проследили признаки агрессивности. Ими являются: физическаяагрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, грубость, вспыльчивость,злобные сплетни, ярость, крик, аутоагрессия, гнев, мотивационная агрессия,инструментальная агрессия.
Такимобразом, у 66% испытуемых агрессивность обнаруживается как тенденция илиреальность поведения. Это связано с перестройкой жизненных целей,самоопределением личности, с внешними окружающими факторами, такими как мировойэкономический кризис, политическая нестабильность в стране. Все эти факторымогут повышать вероятность формирования деструктивных намерений личности.
У 33%испытуемых агрессивность ниже нормы, эти личности не являются агрессивноустремленными. Агрессивность может существовать потенциально в формах страха,зависимости или аутоагрессии. Это связано с тем, что студенты обучаются наспециальности «психология» и тем, что они пытаются как можно глубже разобратьсяв себе. Гипотеза подтверждена.

Заключение
Психологическиеконфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и вперестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития — происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений.Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия,который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированиемличных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушениемстарых и созданием новых схем легитимизации.
Динамикаконфликта — это его развитие, движение. Всякий конфликт проходит несколькостадий. Обычно ему предшествует конфликтная ситуация, на базе которой,собственно, и развивается конфликт.
Формыпроявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных досамых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку самаагрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека.
Агрессияпроявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость,подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опаснойреакцией является использование физической силы против другого человека –физическая агрессия.
Диагностическоеисследование продемонстрировало нам, что 66% испытуемых обладают агрессивностьюв достаточно выраженной форме, что может повышать вероятность формированиядеструктивных намерений личности.

Список использованной литературы
1.   Анцупов А.Я, Шипилов А.И.Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2000
2.   Аронсон Э. Общественноеживотное. М., 1998
3.   Афанасьева О.В, ПищелинаА.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. – М.: Мастерство,2001
4. Богданов Е.Н, ЗазыкинВ.Г. Психология личности в конфликте, СПб.: Питер, 2004
5. Бородкин Ф.М, КорякН.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989
6. Бэрон Р., Ричардсон Д.Агрессия. СПб., 2000
7. Васильев В.Л.Юридическая психология. – СПб.: Питер, 1997. – 656 с
8. Вересов Н.Н. Формулапротивостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М.: «Флинта», 1998.– 128 с
9. Веретехин Е.Г.,Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. — Казань.1991
10. Гришина Н.В. Психологияконфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с
11. Дойч М.Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования. В кн.:Психология конфликта / Сост. Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 173-298
12. Емельянов С.М.Практикум по конфликтологии. – СПб.: Лань, 2001
13. Еникеев М.И., ЭминовВ.Е. Психология преступника и расследований преступлений — М.: Юрист, 1996. –631 с
14. Журавлев А.Л., ВахинА.А. Социально-психологические аспекты исследования конфликта // Современнаяконфликтология в контексте культуры мира. – М.: АСТ, 2001. – 357-372
15. Зазыкин В.Г., ЗайцеваЕ.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. – М.: Владос, 1998. –120 с
16. Зеркин Д.П. Основыконфликтологии. – Ростов: Феникс, 1998. — 480 с
17. Иванова Л.Ю.«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к ихпроявлениям». В сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии.М., Архангельск, 1993
18. Кармин А.С.Конфликтология / под. ред. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с
19. Коузер Л. Основыконфликтологии. — СПб.: Светлячок, 1999 — С. 158 — 159
20. Леонов Н.И. Основыконфликтологии. — Ижевск, 2000. – 128 с
21. Леонов Н.И. Конфликтыи конфликтное поведение. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с
22. Любимова Г.Ю.Психология конфликта. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 208 с
23. Мастенбрук У.Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 1996.– 256 с
24. Майерс Д. Социальнаяпсихология. СПб., 1998
25. Немов Р.С. Психологият. 3. Психодиагностика., М., 1998
26. Основы конфликтологии.– М.: Юристъ, 1997. – 198 с
27. Петровская Л.А.Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта //Теоретические и прикладные аспекты психологии познания людьми друг друга. — Краснодар, 1975. С. 48-50
28. Петровская Л.А. Опонятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. В кн.:Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.– М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 116-126
29. Петровская Л.А.Развитие компетентности общения как одно из направлений оказания психологическойпомощи. В кн.: Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост.А.Л.Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000. – С. 438 – 452
30. Семенюк Л.М.Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996
31. Хасан Б.И. Психотехникаконфликта. Учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1995. 99 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.