СОДЕРЖАНИЕ Введение1 Форма организации бизнеса предприятий в структуре экономики 1.1 Особенности формы организации бизнеса в России 1.1.1 Индивидуальное предприятие 1.1.2 Товарищество 1.1.3 Корпорация 1.2 Роль малых предприятий в экономике России 1.2.1 Социальная роль 1.2.2 Политическая роль 1.2.3 Экономическая роль 1.3 Бизнес и государственная политика 1.4 Государственная политика в области малого предпринимательства 1.5 Потенциал малого предпринимательства2 Расчетная часть Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕЭкономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти треть населения России, так или иначе, связана с бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан организации бизнеса в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.1 ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ Понимание роли формирования бизнеса требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес- сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам. Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой-объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом,руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализацииинтересов крупного капитала в ущерб национальным интересам. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднегопредпринимательства с национальными интересами. Бизнес, или предпринимательство представляет самый многочисленный слой собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор бизнеса образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор бизнеса является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
1.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ОРГАHИЗАЦИИ БИЗHЕСА В РОССИИ
Существуют три основных формы организации бизнеса:
1.1. Индивидуальное предприятие ( Sole Proprietorship ).
1.2. Товарищество ( Partnership ).
1.3. Корпорация или общество ( Corporation ).
Рассмотрим основные их особенности.
1.1.1. ИHДИВИДУАЛЬHОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Эта форма возникает когда предприятие образуется, принадлежит и
управляется одним и тем же лицом. Количественно предприятия с индиви-
дуальной формой собственности преобладают в развитых капиталистических
странах, но их доля в общем объеме экономической деятельности оказыва-
ется весьма незначительной.
Основные преимущества этой формы организации бизнеса:
- простота организации и управления;
- относительно меньшая регламентация государством, в частности
не требуется публикация финансовых отчетов;
- налогом облагаются только индивидуальные доходы;
- большая гибкость в принятии решений.
Основные недостатки:
- неограниченная отвественность собственника;
- проблема преемственности;
- ограниченные возможности дополнительного привлечения капитала;
- заработная плата и некоторые дополнительные доходы собственни-
ка не исключаются из налогооблагаемой прибыли.
1.1.2. ТОВАРИЩЕСТВО.
Эта форма относится к бизнесу, который осуществляется двумя или
более лицами. Если все партнеры имеют неограниченную отвественность,
то такая форма известна как полное товарищество (general partnership).
Если ответственность одного или более партнера ограничена величиной
его вклада, то товарищество становится смешанным (limited
partnership). Большинство товариществ образуется с официально заверен-
ным соглашением между партнерами. В сравнении с индивидуальной собс-
твенностью, товарищества имеют больше возможностей привлечения капитала
и относитеельно высокую гибкость управления. Hо товарищества, основан-
ные на официальном соглашении, имеют особую процедуру регистрации и до-
полнительные законодательные требования. Другие преимущества и не-
достатки товариществ аналогичны форме индивидуальной собственности.
1.1.3. КОРПОРАЦИЯ.
Корпорация является самостоятельным юридическим лицом, отдельным от
акционеров. Она владеет имуществом, привлекает заемные средства и всту-
пает в деловые контакты от своего собственного имени. Другие отличи-
тельные черты корпораций:
- Образование корпорации является сложной процедурой. Предприятие
может быть инкорпорировано на федеральном или муниципальном уровне.
Процедура инкорпорирования различается в разных странах и даже в раз-
ных регионах одной страны.
- Акционеры или собственники корпорации имеют ограниченную ответс-
твенность.
- Собственность корпорации легко переходит от одних лиц к другим
через рынок акций, что обеспечивает непрерывность существования корпо-
рации.
- Эта форма предпринимательской деятельности является объектом
большого и сложного законодательства и государственного регулирования,
включая требования финансовой отчетности и определеного уровня откры-
тости информации.
- Прибыль корпораций является объектом двойного налогообложения,
сначала на уровне корпорации, а затем на уровне физических лиц.
- Корпорация имеет намного больше возможностей привлечения капита-
ла благодаря своей кредитоспособности и доступу к различным источникам
финансирования
- Важнейшие решения в корпорации принимаются советом директоров,
которые избираются акционерами.
- Все виды заработной платы и окладов вычитаются из налогооблагае-
мой прибыли
- Для больших корпораций, чьи акции широко распространены, возни-
кает проблема противоречий интересов между управляющими и акционерами Бизнес осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг.Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом. Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора. Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынокинвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости. При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе. 1.2 РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ1.2.1 СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬСоциальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночнойэкономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. 1.2.2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. 1.2.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий,сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств илипереспециализации деятельности. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл.1.1)- указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. Таблица 1.1Количество зарегистрированных малых предприятий Федеральные округа Количество зарегистрированныхМП на 1.01.05 в расчёте на 100 тыс.человек населения Прирост/сокращение(-) количества зарегестрированныхМП на 100 тыс.человек населенияза 2005 год РФЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальневосточный 611,7905,9928,5397,7469,3452,1448,3498,7 29,763,276,218,156,64,0-38,7-74,0 За 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям в 2005 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции на протяжении и 2005 г.Таблица 1.2Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 2005 г. Показатель Среднесписочная численность Распределение по формамсобственности, % Доля в общейчисленности занятых в отрасли, % Тыс./чел. % Госуд-ая и муниципальная Негосудар-ственная Всего в том числе по отраслям:ПромышленностьС/хозяйствоСтроительство Транспорт, связьТорговля, общественное питание, материально- техническое снабжениеОбщая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-ярынкаЖилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-евиды бытового обслуживанияНаука и научное обслуживаниеДр.отрасли 8479,9 2382,0105,22631,9156,22235,0 303,0 99,1 198,9 368,6 100 28,10,931226 4 1 2 5 12 182813136 1 14 19 11 88 8272878794 99 86 81 89 14 14,1343340 96 4 12 - 1.3 БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКАБизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и постгосударственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно-монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций. Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.1.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАНаличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малогопредпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики. Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развитиясамого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят. С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска). С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.1.5 ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВАПотенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.Рост занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий в 2005 году (таблицы 1.3 и 1.4) позволяют сделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.Таблица 1.3Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г. Федеральныеокруга Объем производства в 2005 году Справочно: 2004 г. в % к 2005 г. Млн.,руб. На душу насел.,руб. В % к 2005г. РФЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальневосточный 794285,8248575,5117114,378780,3159192,271788,071795,547040,1 5517,66813,78213,33669,15031,15733,83495,16683,6 119,3117,3133,2127,9148,882,1103,1113,2 109,1113,697,6103,698,3204,5110,193,8 В январе-сентябре 2005 г. производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительно аналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно, чем по итогам января-сентября 2005 г.Таблица 1.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях 2005 г. Федеральныеокруга Объем производства в 2005 году Справочно: 2004 г. в % к 2005 г. Млн.,руб. На душу насел.,руб. В % к 2005г. РФЦентральныйСеверо-ЗападныйЮжныйПриволжскийУральскийСибирскийДальневосточный 32772,2 10680,62804,53194,19322,92373,63265,71130,9 227,7292,8196,7148,8294,6189,6159,0160,7 148,3175,967,9116,8236,2199,1101,0144,4 85,675,8122,0119,768,447,9110,764,9 В январе-сентябре 2004 г. по сравнению с январем-сентябрем 2005 г. инвестиции в основной капитал на МП в целом по стране выросли почти в 1,5 раза. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов. Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике. Недостаток урегулированности экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий. К основным проблемам также модно отнести нежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве. Отношения представителей малого бизнеса с местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме. 2 РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
1. Условия для расчета количества технологического оборудования: 1.1. Режим работы предприятия: 2 смены по 8 часов, 6-ти дневная рабочая неделя. 1.2 Планируемые простои оборудования – 3% к номинальному фонду времени. 2.1 Эффективный фонд времени работы оборудования , час./период (2.1) =(365-114)*2*8*(1-0,03)=3896 где, А – число календарных дней в рассматриваемом периоде; В – число выходных и праздничных дней; С – число смен в сутки; D – число часов в одной смене; γ – планируемые простои оборудования в долях единицы. 2.2 Количество единиц оборудования по операциям ,шт (2.2) Операция 1: (25000*0,3)/3896 = 2 ед. Операция 2: (25000*0,1)/3896 = 1 ед. Операция 3: (25000*0,2)/3896 = 1 ед. Операция 4: (25000*1)/3896 = 6 ед.
где, ti – время обработки изделия или услуги на i-том оборудовании, ч./шт. (условно принято, что технологическая трудоемкость i-той операции равна времени обработки изделия на i-той операции); Nпл - планируемый объем производства в рассматриваемом периоде. 2.3 Суммарная балансовая стоимость технологического оборудования , тыс. руб. (2.3)=(2*30000+1*50000+1*70000+6)*100000=780000
где m0 - число технологических операций; -балансовая стоимость единицы оборудования, используемого на i-той операции, тыс.руб. 3 Пусть стоимость оборудования в основных фондах будет составлять 5%.4 Потребность в основных средствах в стоимостном выражении составит: 780000=5% (2.4)X руб.=100% Х= 780000*100/5= 15600000 руб.
5 Условия для расчета потребности в оборотных средствах: 5.1 Соотношение между производственным циклом и суммарным технологическим временем изготовления изделия - 10
5.2 Нормы запаса материалов и комплектующих изделий, кал. дни - 50 5.3 Удельный вес затрат на материалы и комплектующие изделия в себестоимости единицы продукции – 0,5 5.4 Производственная себестоимость, руб.: S = Sм /gм (2.5) S=(0,5*50+1*5+1*5+1*7+3*1)/0,5=90 Коэффициент нарастания затрат, руб.: (2.6)Кнз=(45+90)/(2*90)= 0,8 где Sм – стоимость материалов и комплектующих изделий, руб./изд., gм – удельный вес затрат на материалы и комплектующие изделия в себестоимости единицы продукции (выбирается исполнителем самостоятельно); kнз – коэффициент нарастания затрат; где Sм – затраты на материалы и комплектующие изделия, руб./шт.
5.5. Структура оборотных средств (удельный вес произв. запасов и незавершенного производства в общей сумме оборотных средств) – 0,5
6 Потребность в оборотных средствах
6.1 Оборотные средства в производственных запасах, руб.
(2.7)
=(45*25000)/365 *50 = 154110
где – норма расхода j-го материала (вида комплектующих изделий) на одно изготавливаемое изделие в стоимостном выражении, руб./шт.; Тпл – планируемый период, кален.дн./период; – норма запаса материалов или комплектующих изделий j-го вида, кален. дни; , –интервал между очередными поставками материала или комплектующих j-го вида; – величина страхового запаса материала или комплектующих j-го вида, кален. дни; nз –номенклатура используемых материалов и комплектующих изделий.
6.2 Оборотные средства в незавершённом производстве, руб.:
(2.8)
где S – себестоимость единицы производимой продукции или услуг, руб.\шт; Тц – производственный цикл, кален. дни; kнз – коэффициент нарастания затрат.
(2.9)
tтехн =0,3+0,1+0,2+1=1,6 час.
Время цикла, рассчитанное в часах, следует перевести в календарные дни:
Тц = tтехн × gц (2.10) Тц = 1,6*10=16 часов (2.11) Тц = (16/2*8) * (365/365-114) = 1,45 календ.дня где gц – соотношение между производственным циклом и технологическим временем =(90*25000/365)*0,8*1,45=7151 6.3 Оборотные средства в готовой продукции, руб. (2.12) =(90*25000/365) *10 = 61644
где tреал – время нахождения готовой продукции на складе предприятия. 6.4 Суммарная потребность в оборотных средствах, руб. (2.13) =(154110+7151)/0,5 = 322522
где gоб – удельный вес оборотных средств в производственных запасах и незавершенном производстве в общей сумме оборотных средств; соответственно, – оборотные средства, вложенные в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, готовую продукцию, расходы будущих периодов, дебиторскую задолженность и т.п., а также денежные средства в кассе и на расчетном счете. Таким образом, показатель gоб характеризует структуру оборотных средств. 7 Условия формирования баланса хозяйственных средств:
7.1 Удельный вес собственного капитала 0,8
7.2 Условия формирования заемного капитала, т.е. удельный вес в общей сумме заемного капитала:
- долгосрочных кредитов банка 0,2
- краткосрочных кредитов банка 0,5
- прочих краткосрочных обязательств 0,3
8 Баланс хозяйственных средств на 01.01.2005г., тыс. руб. (таблица 2.1)
Таблица 2.1
Баланс хозяйственных средств
Актив
руб
Пассив
руб
1 Внеоборотные активы:
-нематериальные активы
-оборотные средства
И т о г о по разделу 1
2 Оборотные активы
2.1. Запасы:
-материальные запасы
-незавершенное производство
-расходы будущих периодов
-готовая продукция и товары для перепродажи
2.2 Дебиторская
задолженность
2.3 Краткосрочные финансовые вложения
2.4 Денежные средства
И т о г о по разделу 2
Баланс:
100000
15600000
15700000
154110
-
20000
-
-
-
148412
322522
16022522
3 Капиталы и резервы:
-уставный капитал
-добавочный капитал.
-резервный капитал
-фонд социальной сферы
-нераспределенная
прибыль отчетного года
И т о г о по разделу 3
4 Долгосрочные
обязательства
И т о г о по разделу 4
5 Краткосрочные
обязательства:
- кредиты банков
- прочие задолженности
И т о г о по разделу 5
Баланс:
12818017
-
-
-
-
12818017
640901
640901
1602252,5
961351,5
2563604
16022522
9 Условия для расчета численности основных производственных рабочих:
9.1 Планируемые невыходы, дн./г.- 5 дней в год.
9.2 Коэффициент выполнения норм – 1
10.1 Эффективный фонд времени одного работающего, ч./период
(2.14)
=(365-114-28-5)*8=1744
O – продолжительность отпуска в рабочих днях; H – планируемые невыходы, раб. дни; kвн – коэффициент выполнения норм.
10.2 Численность основных рабочих Rосн, чел.
(2.15)
Rосн = (25000*(0,3+0,1+0,2+1))/(1744*1) = 23
где – трудоемкость i-той операции, ч./шт.; – эффективный фонд времени одного работника в рассматриваемом периоде, ч./период.
11 Структуру работающих по их функциям в процессе производства и реализации продукции:
Основные рабочие – 23 чел.
Вспомогательные рабочие – 4 чел.
Младший обслуживающий персонал – 2 чел.
Специалисты – 3 чел.
Служащие – 2 чел.
Руководители – 4 чел.
12 Общая численность работающих на предприятии составляет:
23+4+2+3+2+4=38 человек
13 Способ планирования фонда оплаты труда – метод прямого счёта.
14.1 Фонд оплаты труда работающих.
При расчёте оплаты труда основных рабочих применяется повременная система оплаты труда. Оплата труда составляет 23 руб./час.
Годовой фонд оплаты труда основных рабочих составляет:
23*8=184*26*23*12=1320384 рубля.
Оплата труда вспомогательных рабочих составляет 13 руб./час. Годовой фонд оплаты труда вспомогательных рабочих составляет:
13*8=104*26*4*12=129792 рубля.
Годовой фонд оплаты труда младшего обслуживающего персонала составит:
2*1700*12=40800 рублей.
Оплата труда специалистов и служащих определяется исходя из окладов:
Инженер – 10000 руб.
Маркетолог – 10000 руб.
Бухгалтер – 10000 руб.
Служащие:
Секретарь-референт – 4000 руб.
Табельщик – 3400 руб.
Годовой фонд оплаты труда специалистов и служащих составит:
3*10000*12+1*4000*12+1*3400*12=360000+48000+40800=448800 руб.
Годовой фонд оплаты труда руководителей составит:
2*8000*12+1*13000*12+1*15000*12=192000+156000+180000=528000 руб.
Общий фонд оплаты труда работающих составит:
1320384+129792+40800+448800+528000=2467776 рублей.
14.2 Размер отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды составляет 26%, таким образом годовая сумма отчисления составит:
2467776*0,26=641621,76
15 Условия формирования сметы затрат на производство:
15.1 Коэффициент транспортно-заготовительных расходов 0,1.
15.2 Стоимость вспомогательных материалов в % к стоимости материалов и комплектующих изделий 7%.
15.3 Стоимость топлива и энергии в % к стоимости материалов и комплектующих изделий, в том числе технологическая энергия 30%.
15.4 Средняя норма амортизации основных средств 10%.
15.5 Прочие затраты в % к рассчитанной сумме затрат на производство 10%.
16 Затраты на производство продукции (таблица 2.2):
Таблица 2.2
Смета затрат на производство
№п/п
Элемент сметы
Сумма руб./год
Структ.% затрат
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
3
4
5
Материальные затраты
Материалы и комплектующие
Вспомогательные материалы
Топливо и энергия
Транспортно-заготовительные расходы
Затраты на оплату труда
Отчисления на социальные нужды
Амортизация
Прочие
Итого:
2550000
178500
765000
349350
2467776
641621,76
1560000
851224,8
9363472,56
27,233
1,906
8,170
3,730
26,355
6,855
16,660
9,090
99,999
Себестоимость единицы продукции при запланированном объёме производства составляет:
9363472,56 = 374,54 руб.
25000
Себестоимость продукции включает затраты которые можно распределить на переменные и условно-постоянные.
Размер переменных затрат зависит от объёма производственной продукции.
Условно- постоянные затраты характеризуются тем, что их размер не зависит от объёма выпускаемой продукции.
17 Условия формирования цены продукции и прибыли от реализации:
17.1. Уровень рентабельности основного производства 25 %.
17.2. Удельный вес прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения 0,3.
18 Определим цену единицы продукции двумя способами:
18.1 По заданной рентабельности основного производства.
R=(B-C)/B (2.16)
B=C/(1-R) (2.17)
B=9363472,56/(1-0,25)=12484630 рублей
B - выручка
C – себестоимость
Ц1=12484630/25000=449 рублей
18.2 На основе планируемой прибыли.
П=В-С (2.18)
В=С(1-0,3) (2.19)
В=9363472,56/0,7=13376389,37
Ц2=13376389,37/25000=535 рублей
19 Операционные доходы – это поступления за временное пользование имуществом предприятия и поступление от продажи основных фондов и прочего имущества.
Операционные
доходы расходы
плановые 900000 300000
фактические 1000000 250000
Операционные расходы – это расходы связанные с получением операционных доходов, а также расходы на оплату банковских услуг.
Внереализационные доходы – это штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые должно получить предприятие; стоимость активов полученных безвозмездно.
Внереализационные
доходы расходы
плановые 60000 100000
фактические 70000 80000
20 Установим цену реализации на уровне 449 рублей и составим отчёт о прибыли и убытках.
20.1 Выручка от реализации:
(2.20)
Qреал.пл=499*25000=12475 рублей
(2.21)
Црын=499*0,9=449,1 рублей
(2.22)
Nф=25000*0,9=22500 единиц
Qср=449,1*22500=10104750 рублей
20.2 (2.23)
Sтек.пл=9363472,56-16208-139726=9207538,56 рублей
где -итог сметы затрат на производство; - средняя величина оборотных средств в незавершенном производстве ; - средняя величина оборотных средств в готовой продукции ;
(2.24)
(2.25)
=2500*374,54=936350 рублей
Sтек.ф=9363472,56-16208-936350=8410914,56 рублей
где – фактическая величина оборотных средств в готовой продукции на конец года ; S - себестоимость единицы продукции.
20.3 (2.26)
Преал.пл=12475000-9207538,56=3267461,44 рублей
(2.27)
Преал.ф=10104750-8410914,56=1693835,44 рублей
20.4 Прибыль до налогообложения:
(2.28)
Пдн.п=3267461,44+900000-300000+60000-100000=3827461,44 рублей
где Dоп и Уоп - операционные доходы и убытки; Dвн и Увн – внереализационные доходы и убытки, величина которых выбирается исполнителем произвольно.
Пдн.ф=1693835,44+1000000-250000+70000-80000=2433835,44 рублей
20.5 Прибыль после налогообложения:
Ппн = Пдн × gп (2.29)
Ппн.пл=3827461,44*0,3=1148238,432 рублей
где gп – коэффициент, отражающий удельный вес прибыли, остающейся после налогообложения в распоряжении предприятия.
Ппн.ф=2433835,44*0,3=730150,63 рублей.
Таблица 2.3
Отчёт о прибылях и убытках за 2005 год.
Наименование показателя
Сумма, руб./год
плановые
фактические
Выручка от реализации товаров и услуг
Издержки текущего периода
Прибыль от реализации
Операционные доходы(+),
операционные расходы(-)
Внереализационные доходы(+)
Внереализационные убытки(-)
Прибыль до налогообложения
Прибыль после налогообложения
12475000
9207538,56
3267461,44
900000
300000
60000
100000
3827461,44
1148238,43
10104750
8410914,56
1693835,44
1000000
250000
70000
80000
2433835,44
730150,63
Вывод: Показатели положительно характеризуют финансовое положение предприятия. Предприятие характеризуется хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим возвратность заёмных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Вывод: Предприятие является малым, с режимом работы в 2 смены по 8 часов, 6 дневная рабочая неделя, с общей численностью рабочих 38 человек. Осуществляет производство телефонных аппаратов – цена за единицу продукции 374,54 рубля. Предприятие является рентабельным, так как прибыль предприятия характеризует эффективность его деятельности. Она является основным источником финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающим его функционирование и развитие. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1 Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики /«Бизнес для всех» № 10, 2002.2 Вейе Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. Красноярск, 1995.3 Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритетнациональной конкурентоспособности России /«Малое предприятие» №11, 2002.4 Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 1994.5 Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательства. М.: Софит, 1994.6 Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996.7 Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе /"Российская газета" № 30, 2002.8 Кирсанов И. Российский бизнес на выживание /"Финансовая Россия" № 2, 2002.9 Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки /"Финансовая Россия" № 27, 2002.10 Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием /М.: Новый Логос, 2000.11 Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика. М.: Республика, 1992.12 Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996.13 Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике /"Экономическая газета" № 20, 2003.14 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.15
Чеботарь Ю. Оплата труда и ценообразование. М.: Мир деловой книги, 1997.