План
1.1. Правовая характеристика общих оснований расторжения трудового договора.
1.2. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.
1.3. Особенности увольнения работника по инициативе администрации.
1.4. Дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определённых условиях.
1.5. Задача 1.
2.1. Понятие и методы правового регулирования заработной платы.
2.2. Тарифы заработной платы, элементы тарифов заработной платы.
2.3. Системы заработной платы.
2.4. Порядок выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы.
2.5. Задача 2.
Библиография
Общие основания расторжения трудового договора.
Общие для всех работников основания прекращения трудового договора (контракта) предусмотрены ст. 29 ТК РФ, которые затем могут конкретизироваться в иных статьях ТК. закрепляет общие основания прекращения трудового договора. Для некоторых категорий работников трудовое законодательство устанавливает дополнительные основания прекращения трудового договора (Ст.257). Но во всех случаях, трудовой договор может быть прекращен лишь по основаниям, указанным в законе, и в порядке, установленном законодательством по каждому основанию.
Такими основаниями являются:
1. соглашение сторон;
2. истечение срока (п.2 и 3 ст.17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3. призыв или поступление работника на военную службу;
4. расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника, по инициативе администрации либо по требованию профсоюзного органа;
5. перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность
6. отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда
7. вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
8. Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) трудовые отношения, с согласия работника, продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
Прекращение трудового договора прекращает действие трудовых правоотношений работника с работодателем. Этим оно отличается от отстранения работника от работы, когда лишь приостанавливается выполнение работником его трудовой функции по трудовому договору (контракту), с приостановкой, как правило, выплаты за время отстранения заработной платы.
Прекращение трудового договора означает одновременно увольнение работника. Они имеют единый порядок и основание. Поэтому они синонимы, но термин "прекращение" относится к трудовому договору, а термин "увольнение" - к работнику.
Прекращение трудового договора, а следовательно увольнение работника возможно, когда есть для этого законные основания.
Основаниями, т.е. причинами прекращения трудового договора, увольнения работника являются такие жизненные обстоятельства, которые закон закрепил как юридический факт для прекращения трудового договора. Все эти юридические факты делятся на два вида: 1) волевые действия сторон или третьего лица, имеющего право требовать увольнения (суд, профсоюзный орган не ниже районного, военкомат), проявляют инициативу прекратить трудовой договор. При одностороннем волеизъявлении законодатель говорит о расторжении трудового договора; 2) события, например, смерть работника или истечение срока договора, окончание обусловленной работы.
Наличие предусмотренных законом оснований увольнения и порядка увольнения по каждому основанию является важной юридической гарантией права на труд. Прекращение трудового договора (контракта) правомерно лишь в том случае, если одновременно есть следующие три обстоятельства: 1) есть указанные в законе основания увольнения; 2) соблюден порядок увольнения по данному основанию; 3) есть юридический акт прекращения трудового договора.
1. Пункт 1 ст. 29 ТК предусматривает такое основание, как соглашение сторон. Оно отражает договорный характер труда: по соглашению сторон возникает трудовой договор и по их соглашению он прекращается в любое время. При достижении договоренности между работником и администрацией на прекращение трудового договора по п. 1 ст. 29 ТК (соглашение сторон) договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии администрации и работника. При расторжении договора по ст.29 ТК необязательно соблюдение двухнедельного срока предупреждения, установленного ст.31 ТК. Таким образом ст.29 отличается от ст. 31 ТК только сроками увольнения работника. Сама же инициатива расторжения трудового договора исходит от работника и проявляется в форме подачи им заявления с просьбой об увольнении по собственному желанию. Естественно, что при этих условиях расторжение трудового договора оформляется как увольнение по инициативе работника, а не как прекращение трудового договора по соглашению сторон.
Прекращение же трудового договора по соглашению сторон может иметь место лишь тогда, когда содержанием соглашения является обоюдное желание сторон трудового договора прекратить трудовые отношения. По общему правилу, такая ситуация возникает при досрочном расторжении срочного трудового договора.
2. По пункту 2 ст. 29 ТК прекращаются срочные трудовые договоры по истечении их срока, а также сезонная и временная работа по ее окончании. Но из этого общего правила ч. 2 ст. 250 ТК сделала исключение для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закрепив, что для этих работников администрация не вправе без согласия соответствующего выборного профсоюзного органа отказать по истечении срока договора (контракта) в заключении договора (контракта) на новый или неопределенный срок, если численность или штат работников не сокращается. Споры в связи с отказом администрации в перезаключении такого срочного договора подведомственны непосредственно суду.
При рассмотрении спора о заключении трудового договора (контракта) на основании ч. 2 ст. 250 ТК следует иметь в виду предусмотренное в ней правило. В случае удовлетворения иска, указывает п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16, суд в резолютивной части решения должен обязать администрацию заключить с работником трудовой договор (контракт) с первого рабочего дня, следующего за последним днем действия срочного трудового договора.
Истечение срока трудового договора не может само по себе прекратить действие договора, если ни одна из его сторон не заявляет о его прекращении. Когда работник по истечении срока трудового договора продолжает выполнять свою трудовую функцию, а работодатель против этого не высказывает возражений, то считается, что обе стороны согласны продолжить договор и он уже автоматически, т.е. без приказа об этом считается продолженным на неопределенный срок на тех же условиях. Таким образом, срочный договор трансформируется в договор с неопределенным сроком и уволить тогда уже администрация может лишь на общих основаниях. Таким образом, если работник по окончании сезонной или временной работы, а также истечении срока срочного трудового договора продолжает работать, администрация может уволить лишь если для этого есть другие основания увольнения. С согласия же работника и в этом случае можно применить п. 2 ст. 29 ТК.
3. Пункт 3 ст. 29 ТК - призыв или поступление на военную службу - это увольнение по инициативе третьего лица, не являющегося стороной трудового договора - военкомата, предписание которого обязательно и для работника и для администрации. Если в течение первых трех месяцев со дня призыва работник был освобожден от службы в армии, то он подлежит восстановлению на прежнем месте работы. Вновь принятый на его место может быть уволен по пункту 6 ст. 33 ТК.
4. Пункт 5 ст. 29 ТК, закрепляющий такое основание увольнения, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию, применяется лишь когда есть ясно выраженные в письменной форме три воли: администрации нового места работы, приглашающей его на работу, самого работника перейти с одного места работы на другое в порядке перевода и администрации прежнего места работы отпустить данного работника в порядке перевода на другое предприятие, в учреждение, организацию. Тогда с ним трудовой договор прекращается по старому месту работы по п. 5 ст. 29 ТК. На новом месте ему уже не могут отказать в приеме на работу.
Пункт 5 ст.29 ТК содержит и второе основание прекращения трудового договора - переход на выборную должность. Для этого основания необходим акт избрания данного работника на освобожденную от производственной работы выборную должность. Эти два самостоятельных основания увольнения работника, как видим, значительно отличаются друг от друга. Поэтому в приказе об увольнении и в трудовой книжке работника должна быть ссылка не просто на п. 5 ст. 29 ТК, а с уточнением по какому из этих двух оснований увольняется работник.
5. Пункт 6 ст. 29 ТК имеет тоже два отличающихся друг от друга основания прекращения трудового договора: 1) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией и 2) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.
При переезде в другую местность (т.е. в другой населенный пункт) учреждения, предприятия, организации администрация приглашает переехать не всех работников, а, как правило, основных работников, и если такой работник не дает согласия на переезд, то он увольняется по п. 6 ст. 29 ТК в связи с отказом от переезда вместе с предприятием, учреждением, организацией на работу в другую местность. Здесь работник отказывается от предложенного перевода в другую местность вместе с данным предприятием, учреждением, организацией.
При отказе же от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда необходимо иметь такое основание их изменений, как изменения в организации труда или производства, указанные в ст. 25 ТК, которую в настоящей работе я не буду рассматривать.
6. Основание прекращения трудового договора, закрепленное в пункте 7 ст. 29 ТК, - это увольнение работника по инициативе третьего лица, не являющегося стороной трудового договора. И оно применяется, если есть вступивший в законную силу приговор суда, которым работник осужден к лишению свободы или иному наказанию (кроме условного осуждения и отсрочки исполнения приговора), исключающему возможность продолжения данной работы. Это основание применяется как по преступлению, связанному с работой, так и по преступлению, не связанному с работой. До вступления в законную силу приговора суда нельзя применять это основание, так как приговор может быть отменен в кассационном порядке.
Если мера наказания приговором определена условно или с отсрочкой исполнения приговора, то данное основание увольнения применять нельзя. Не применяется это основание также и в тех случаях, когда мера наказания, определенная приговором, вступившим в законную силу, не исключает возможность продолжения работником данной работы. Например, штраф или исправительные работы по месту работы.
Исключает такую возможность продолжения работы, если наказание определено такой мерой, как лишение свободы, лишение права занимать определенные должности, увольнение должностного лица, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду не по месту основной работы.
При применении пункта 7 ст. 29 ТК, если работник был отстранен от работы или заключен под стражу до его осуждения, датой увольнения указывается последний день работы работника перед отстранением или заключением под стражу.
Если работник, совершивший преступление, признан в законном порядке невменяемым и направлен на принудительное лечение, то для его увольнения применяется не пункт 7 ст. 29 ТК, а п. 5 ст. 33 ТК (по истечении четырех месяцев со дня помещения его на лечение) или п. 2 ст. 33 ТК (несоответствие по состоянию здоровья).
В настоящее время приобрела большую актуальность часть 2 ст. 29 ТК как гарантия права на труд работников при переподчинении или смене собственника или реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) предприятия, учреждения, организации. В этих случаях закон предусмотрел, что трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Прекратить их администрация может по ее инициативе только, если при этих случаях есть одновременно и сокращение численности или штата работников, то есть по основаниям п. 1 ст. 33 ТК с соблюдением порядка увольнения по сокращению штата или численности.
При смене собственника или переподчинении производства трудовые отношения всех работников данного производства сохраняются, лишь в их трудовых книжках отмечается новое название предприятия, учреждения, организации.
При реорганизации же в зависимости от ее формы, например, слияния возможно сокращение одного или двух руководителей, их заместителей, если два-три производства сливаются в одно и требуется лишь один руководитель и его заместители. При преобразовании, так же, как и при других формах реорганизации, тоже возможно сокращение штата и численности. Поэтому часть 2 ст. 29 ТК в части сокращения штата и численности относится к формам реорганизации производства.
С момента подачи заявки на приватизацию предприятия, подразделения и до момента возникновения права собственника производства у покупателя его (либо до проведения первого собрания акционеров при преобразовании предприятия в акционерное) администрация предприятия, согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. N 322 (Ведомости РФ, 1992, N 15, ст. 825) не имеет права проводить реорганизацию, ликвидацию, изменение структуры, штатного расписания и увольнение работников по ее инициативе без вины работника. Это дополнительная гарантия права работников на труд в период приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Расторжение трудового договора по инициативе работника
В отношении расторжения трудового договора по инициативе работника Трудовым Кодексом предусмотрены нижеследующие положения:
1. В отличие от расторжения договора по соглашению сторон, могущего быть произведенным в любое время, работник по собственной инициативе имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. Это положение логично объясняется необходимостью для работодателя иметь в запасе некоторое количество времени для поиска подходящей замены или же для выяснения и устранения причин столь прискорбной инициативы.
2. В случае удачного разрешения противоречий и обстоятельств увольнения по собственному желанию Трудовым Кодексом предусмотрена возможность отзыва своего заявления в любое время до истечения срока предупреждения об увольнении. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
3. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе обусловлено невозможностью продолжения им работы, а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
4. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
5. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Наличие договорных отношений между работником и работодателем предусматривают владение последним полной персональной информации, необходимой в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Работодатель при этом подвергает информацию постоянной обработке, а именно: получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.
Поскольку в настоящей работе речь идет о расторжении трудовых отношений по инициативе работника, любопытно рассмотреть обязательства работодателя и права работника в связи с дальнейшей судьбой персональных данных.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом, сокращения численности или штата работников организации, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, смены собственника имущества организации, неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - прогула, появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, совершения по месту работы хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий, нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий, совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, принятия необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, однократного грубого нарушения руководителем организации, его заместителями своих трудовых обязанностей, представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора, прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне, предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации, в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.
Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя
Дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определённых условиях
Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда, неизбрание на должность, осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением, смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим, наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях: заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Задача 1
Андреева работала конструктором 1-й категории в опытно-экспериментальном бюро. С постановлением вышестоящего органа бюро было преобразовано в новую структуру и переведено на новую систему оплаты труда. В этой структуре штатов должность конструктора 1-й категории не предусматривалась, поэтому администрация, поэтому администрация предложила перейти на работу инженером с прежним окладом. Но Андреева хотела работу старшего инженера, а от перевода отказалась и была уволена по сокращению штатов.
Андреева подала в суд о восстановлении на работе.
1. Каков порядок увольнения по сокращению штатов?
2. Какое решение должен вынести суд?
1. Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
…
2) сокращения численности или штата работников организации;
…
Увольнение по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
…
2. 2. В данном случае, согласно ст. 81 ТК, увольнение Андреевой было правомерным, т. к. согласие работника на перевод на другую работу отсутствовало, что делало перевод невозможным и открывало возможность для увольнения согласно п. 2 ст. 81.
Понятие и методы правового регулирования заработной платы.
Термин «заработная плата» означает вознаграждение за труд, выплачиваемое работникам, состоящим в трудовых отношениях с организацией (независимо от ее организационно-правовой формы), за их труд. В ст. 37 Конституции подчеркивается, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. А это значит, как вытекает из ТК РФ, что запрещается какое бы то ни было понижение размера оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. Одновременно работнику гарантируется сохранение определенного уровня вознаграждения за труд, для чего государством устанавливается минимальный размер оплаты труда.
Гарантийный характер минимального размера оплаты труда выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за труд. Право получить установленную государством сумму каждый работник имеет лишь в том случае, если он, как сказано в ТК РФ, полностью выполнил норму рабочего времени и свои трудовые обязанности (нормы труда). Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника.
Минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения России.
Заработная плата имеет экономический и правовой аспекты. При рассмотрении заработной платы с экономических позиций специалисты обращают внимание, как правило, на ее денежный характер, на связь размеров заработной платы с результатами работы организации и, как следствие этого, с ее финансовыми возможностями, а также на зависимость оплаты труда каждого конкретного работника от результатов затраченного им труда.
В определении заработной платы как правовой категории, сложившемся в российском трудовом праве, тоже подчеркивается зависимость вознаграждения от количества и качества труда, личного вклада работника в общие результаты работы коллектива. В то же время для правового определения заработной платы имеет значение обязанность работодателя выплачивать работнику вознаграждение за его труд, наличие у работника субъективного права на получение этого вознаграждения и установление заранее норм труда, тарифных ставок (окладов), сдельных расценок и иных факторов, с помощью которых подсчитывается сумма вознаграждения. С учетом сказанного и сформулировано правовое определение заработной платы: заработная плата — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работающим у него по трудовому договору (контракту) гражданам по заранее установленным нормам и расценкам, учитывая количество и качество затраченного ими труда, личный вклад каждого в конечные результаты работы.
Оплата труда работника максимальным размером не ограничивается. Однако следует отметить, что косвенное регулирование высоких заработков все-таки существует — через налоговую систему. Ежегодно определяется предельная сумма совокупного дохода за календарный год, подоходный налог с которой составляет 12%. Налоги с доходов, превышающих такую сумму, берутся в более высоком процентном соотношении по нарастающей шкале. Например, в 1992 г. предельная сумма для взимания подоходного налога в размере 12% составляла 200 тыс. руб., в 1994 г. — 10 млн. руб.
Организация заработной платы на современном этапе предполагает сочетание правового, регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с отраслевым и локальным регулированием непосредственно на предприятии.
В централизованном порядке определяются лишь минимальный размер заработной платы, схемы должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохранения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.
В сферу локального правового регулирования попало большое количество вопросов оплаты труда. На уровень предприятия (организации) в последние годы было передано решение таких вопросов, как установление систем оплаты труда отдельным работникам или коллективам, определение размеров тарифных ставок и окладов (за исключением организаций бюджетной сферы), соотношение их размеров между отдельными категориями персонала, выбор иного вида оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих, введение доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам), разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения за общие результаты работы за год, определение повышенных (по сравнению с установленным законодательством) размеров оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных> введение, замена и пересмотр норм труда. Документом, в котором фиксируются разработанные на предприятии условия оплаты труда является коллективный договор или положение об оплате труда. Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами его трудовой деятельности.
Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых локальных соглашений. На практике с помощью таких соглашений устанавливаются минимальная оплата труда в отрасли в большем размере по сравнению с определенным федеральным законом, соотношение тарифных ставок по квалификационным разрядам рабочих, по отдельным категориям специалистов, служащих, вводится в отрасли повышенная оплата труда при работе в условиях, отклоняющихся от нормальных и т.д.
В настоящее время Министерством труда РФ и Институтом труда разрабатывается концепция дальнейшего совершенствования оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров. На пути становления коллективно-договорного регулирования заработной платы, как отмечают авторы этой концепции, есть два существенных препятствия: обесценение рабочей силы, неоправданная дифференциация оплаты труда (минимальная заработная плата по оценке Института труда в 1995 г. едва превышала 20% стоимости минимальной прожиточной корзины; соотношение в уровнях заработной платы 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой заработной платой дошло до 1:20). Они сводят на нет экономическую функцию заработной платы, которую она должна нести в рыночной экономике, превращают ее в некую социальную выплату, не связанную с оценкой количества, качества, результатов труда. Предлагается общероссийской базой минимальных гарантий в области оплаты труда сделать Генеральное тарифное соглашение, а вторым уровнем регулирования — территориальное тарифное соглашение. Доводом для переноса акцента с отраслевого тарифного соглашения на территориальное тарифное соглашения является утверждение, что в конкретных условиях России рынок будет формироваться по отдельным замкнутым территориям, а не по отраслям. Не отрицается, что сложившиеся ранее отраслевые различия в заработной плате еще долго будут оказывать влияние на представления о «справедливых» соотношениях в оплате труда, но высказывается уверенность, что экономическая целесообразность все-таки возьмет верх.
Отраслевые тарифные соглашения, коллективные договоры, решая вопросы оплаты труда, не должны нарушать социальных гарантий, установленных законодательством, противоречить законодательству (см.ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных Договорах и соглашениях»).
Заработную плату не следует путать с гарантийными и компенсационными выплатами, с гарантийными доплатами.
Гарантийные выплаты носят специфический характер. Они не являются вознаграждением за труд по той причине, что не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение — предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей. Рабочие и служащие получают их в случаях, когда освобождаются от работы;
— в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей;
— в период очередного отпуска;
— в связи с обязательными медицинскими обследованиями;
— при выполнении донорских функций;
— при предоставлении перерывов, включаемых в рабочее время;
— в связи с выполнением работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений;
— при простое не по вине работника;
— при повышении работником без отрыва от производства квалификации и образования.
В отдельных случаях гарантийные выплаты производятся при прекращении трудового договора. Имеется в виду выходное пособие, оплата вынужденного прогула и периода задержки выдачи трудовой книжки, сохранение среднего заработка в течение определенного периода после увольнения за высвобожденными работниками в связи с сокращением численности (штата) работающих или в связи с ликвидацией предприятия.
Гарантийные выплаты в большинстве своем составляют средний заработок работника или определенную его часть. В отдельных случаях их расчет ведется из тарифной ставки или оклада работника. Так, средний заработок выплачивается работнику при выполнении государственных и общественных обязанностей. Примером расчета гарантийной выплаты из тарифной ставки является оплата времени простоя: при простое не по вине работника оно оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), если работник предупредил администрацию (бригадира, мастера, других должностных лиц) о начале простоя.
Иногда гарантийные выплаты ограничиваются установленным законодательством пределом. Ограничение может выражаться в установлении периода времени, за который работник вправе получить средний заработок (например, это относится к выходному пособию).
В отличие от гарантийных выплат, гарантийные доплаты работающие получают в период своей трудовой деятельности. Они суммируются с заработной платой, начисленной за фактически отработанное время или за фактически изготовленную продукцию. Производятся они в случаях, когда работник не может в силу тех или иных причин, указанных в законодательстве, в полном объеме выполнить свои трудовые функции. Речь идет о доплатах: несовершеннолетним работникам, которые имеют сокращенный рабочий день, при некоторых переводах на другую работу, доплатах работникам при невыполнении ими норм выработки, изготовлении бракованной продукции не по их вине до двух третей тарифной ставки, а в некоторых случаях и до более высокого уровня и некоторых других.
Компенсационные выплаты производятся в предусмотренных законом случаях для возмещения рабочим и служащим расходов, понесенных ими в связи с выполнением трудовых обязанностей или в связи с необходимостью прибыть на работу в другую местность. К ним относятся: выплаты при командировках, переводе, приеме, направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадлежащего работнику, за невыданную спецодежду и спецобувь и др.
Выплата заработной платы производится, как правило, в месте выполнения ими работы не реже, чем каждые полмесяца. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены другие сроки выплаты заработной платы.
Средний заработок, который полагается работнику за время отпуска, должен быть ему выплачен не позднее, чем за один день до начала отпуска.
Тарифы заработной платы, элементы тарифов заработной платы.
Тарифная система традиционно служит основой организации заработной платы работающих и строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих, формы оплаты труда и значения данной отрасли в народном хозяйстве. Тарифная система включает: тарифную ставку, тарифную сетку, тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и работающего в соответствии с тарифной сеткой.
Тарифная система - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.
Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка первого разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда. Тарифные ставки могут быть дневные, часовые.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент низшего разряда принимается равным единице.
С помощью тарифно-квалификационных справочников можно определить разряд работы или работающего в соответствии с тарифной сеткой.
Система оплаты труда по Единой тарифной системе (ЕТС), принятой в 1992 году для бюджетных отраслей, предусматривает дифференциацию зарплаты по 18 разрядам. Ставка 18 разряда в 10,07 раза превосходит ставку 1-го разряда. Первые 8 разрядов предназначены для тарификации рабочих.
В соответствии с принципами разработки ЕТС, размер ставки 1-го разряда должен быть не ниже минимального размера оплаты труда. В частности, исходя из минимальной заработной платы и средней продолжительности рабочего времени, установленных в законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок 1-го разряда. С 1-го по 3-й разряд ставки увеличиваются на 30% от разряда к разряду, с 4-го по 15-й – на 13%, с 16-го по 18-й – на 11%.
Ставки и оклады работников на основе ЕТС являются минимальными уровнями оплаты труда как в государственном, так и в частном секторе национальной экономики. Это служит государственной социальной гарантией уровня оплаты труда, ниже которого работнику не может быть установлена заработная плата при соблюдении им условий трудового договора.
Системы заработной платы
Под системой оплаты труда понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам, в соответствии с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев и с его результатами.
Статья 83 ТК РФ предусматривает две основные системы заработной платы работников, соответствующие двум основным применяемым на практике формам учета затрат труда — повременную и сдельную, а также дополнительную — премиальную, которая применяется при достижении заранее установленных показателей, в сочетании с какой-либо основной. Выбор системы оплаты труда зависит от особенностей технологического процесса, форм организации труда, требований, предъявляемых к качеству продукции или выполняемой работе, состояния нормирования труда и учета трудовых затрат.
При повременной оплате труда величина заработка работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки (оклада). Для рабочих промышленных предприятий чаще всего устанавливаются часовые ставки. Дневные тарифные ставки применяются в тех отраслях промышленности, где основой нормирования труда выступают сменные нормы выработки (например, в угольной промышленности). Труд рабочих — повременщиков может оплачиваться по среднегодовым месячным тарифным ставкам, рассчитанным на основе часовых ставок. Необходимость применения часовой или месячной тарифной ставки, рассчитанной на основе часовой, определяется администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, исходя из конкретных производственных условий. Введение месячных тарифных ставок должно быть тесно связано с разработкой месячных нормированных заданий.
При сдельной оплате труда заработок рабочего зависит, по общему правилу, от количества фактически изготовленной продукции и затрат времени на ее изготовление. Он исчисляется с помощью сдельных расценок, норм выработки, норм времени. При решении вопроса о введении сдельной оплаты труда необходимо реально оценить, имеется ли возможность установить количественные показатели выработки (выполняемых работ) и их учет, обеспечить должное нормирование труда, Увеличить выработку продукции без изменения технологического процесса, контролировать качество продукции.
В зависимости от способа организации труда (работы) сдельная оплата труда бывает индивидуальной и коллективной. Индивидуальная оплата возможна на работах, где труд каждого рабочего подлежит точному учету. Вознаграждение зависит от количества изготовленной Работником годной продукции и сдельной расценки на единицу Изделия. Если рабочий выполняет несколько различных видов работ (операций), оплачивается каждый их вид по установленнымна них расценкам.
При коллективной сдельной оплате труда вознаграждение каждого рабочего зависит от результатов работы всего коллектива (бригады, участка). Распределение коллективного заработка между отдельными работниками не должно быть уравнительным, необходимо учитывать личный вклад каждого в общие результаты труда коллектива. Это делается чаще всего с помощью коэффициента трудового участия (КТУ).
Сдельная оплата труда имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга способом подсчета заработка. Помимо прямой сдельной оплаты есть косвенная, сдельно-прогрессивная, аккордная.
При косвенной сдельной оплате труда, применяемой для вспомогательных рабочих, размер заработной платы зависит от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих. При сдельно-прогрессивной оплате труда заработная плата за выработку продукции в пределах установленной нормы начисляется при неизменной расценке (как при прямой сдельщине), а за продукцию, выработанную сверх исходной нормы, по прогрессивно-нарастающим расценкам. Сущность аккордной оплаты труда заключается в том, что для отдельного исполнителя или группы (звена, бригады) размер вознаграждения устанавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.
Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов по работе и стимулирования дальнейшего их возрастания. Вместе с тем премирование служит важным средством выражения признания и одобрения заслуг премируемого лица со стороны общества, трудового коллектива, стимулом для улучшения работы других членов коллектива.
Общее понятие премирования работников принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне систем оплаты труда.
Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, подлежащих поощрению, показатели и условия премирования, размеры премий (конкретные по каждой профессии, должности или их предельные размеры) предусматриваются в положениях о премировании. На основании таких премиальных положений у работника при выполнении и показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премии, а у организации — обязанность уплатить премиальную сумму. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда.
В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и других организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа в организации. Каких-либо законодательных актов, регулирующих порядок выплаты этого вознаграждения, нет. А это значит, что в централизованном порядке установлены лишь основные исходные положения о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам годовой работы. Организациям предоставлены широкие возможности для самостоятельного решения многих вопросов, связанных с выплатой вознаграждения, с учетом особенностей производства, условий труда и характера личного состава работников, а также Рекомендаций о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 августа 1983 г.
Установление системы оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится администрацией организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
Порядок выплаты зарплаты, ограничения удержаний из зарплаты.
Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
1. Состав заработной платы на современном этапе чрезвычайно усложнился. Помимо основной ставки (оклада) в него включаются различного рода надбавки, доплаты, компенсационные выплаты, о размере которых работник часто не знает. Поэтому впервые введенная Кодексом обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о соответствующих частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, а также о размерах и основаниях произведенных удержаний и общей сумме, подлежащей выплате, позволит работнику контролировать правильность начисленных ему денежных сумм и законность производимых из заработной платы удержаний. Об удержаниях из заработной платы см. комментарий к ст. 137, 138 ТК.
Данная норма имеет важное значение также и в связи с тем, что она позволяет работнику вести собственный учет денежных сумм, выплаченных ему в счет заработной платы, и на основе этой информации иметь представление о страховых взносах в порядке обязательного пенсионного страхования, которые должны поступить на его индивидуальный лицевой счет в территориальном органе Пенсионного фонда.
2. Кодекс не устанавливает какой-либо единой, обязательной для всех работодателей, формы расчетного листка. Эту форму утверждает сам работодатель путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения представительного органа работников. О порядке учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, см. комментарий к ст. 372 ТК.
3. Обязанность работодателя выплачивать заработную плату, как правило, в месте выполнения им работы особую актуальность имеет для работников тех предприятий, организаций, структурные подразделения которых территориально расположены в разных местах. Обязанность работодателя заключается в том, чтобы организовать выплату заработной платы каждому работнику в том месте, где он выполняет свои трудовые обязанности. Это относится и к случаям выполнения работником своей трудовой функции на территории другой организации или в период нахождения в командировке. В коллективных договорах обычно содержится условие о том, в каком месте выплачивается заработная плата работникам цехов, отделов организации.
4. Заработная плата может быть выплачена работнику и путем перечисления на его текущий счет в банке, почтовым переводом через предприятия связи. В указанных случаях необходимо соответствующее заявление работника. Оплата услуг по перечислению и выплате сумм заработной платы осуществляется за счет работодателя, если условие об этом предусмотрено в коллективном или в трудовом договоре.
5. Впервые в Кодексе предусмотрена выплата заработной платы и в неденежной форме (см. комментарий к ст. 131). Место и сроки выплаты заработной платы в такой форме определяются коллективным или трудовым договором. Очевидно, в указанных договорах должны быть также оговорены условия о видах натурального обеспечения, подходящего для личного потребления работника и его семьи, и стоимости натуральной части заработной платы, которая должна быть справедливой и разумной.
6. По общему правилу заработная плата выплачивается непосредственно самому работнику, если законом или трудовым договором не предусмотрен иной способ ее выплаты. Трудовым договором может быть, например, предусмотрено, что по доверенности, выданной работником другому лицу, это лицо может получать причитающуюся работнику заработную плату. Доверенность, оформленная надлежащим образом, для работодателя является обязательной.
7. Как и прежнее законодательство, Кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца.
Нарушение данной нормы законодательства о труде приняло повсеместный характер, и проблема своевременной выплаты заработной платы во всех сферах экономики стала общегосударственной. Задержка выплаты заработной платы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Массовое нарушение прав работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца побудило Президента РФ принять еще в 1994 г. Указ "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан" (САПП РФ. 1994. N 11. Ст. 857). Указ от 10 марта 1994 г. предписывал прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы. Судам рекомендовалось систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.
Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой выплаты заработной платы, тем не менее не произошло. В связи с этим были приняты новые Указы: "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" от 19 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265), "О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 1 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 536), "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 798). Названные акты предусматривали проведение Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства об оплате труда, применения штрафных санкций при выявлении нарушений и привлечение к персональной ответственности всех руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из бюджета заработной платы и выделению средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с названными выше Указами Президента Правительством РФ было принято постановление N 230 "О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 6 марта 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116). В соответствии с этим постановлением Минфину РФ было вменено в обязанность ежемесячно составлять и доводить до федеральных органов исполнительной власти утвержденные правительством графики финансирования заработной платы и других выплат населению за счет бюджетных средств.
В обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда констатируется, что статистические данные в целом по РФ свидетельствуют о значительном увеличении количества дел искового производства об оплате труда и высоком проценте удовлетворенных судами исков. С исками об оплате труда преимущественно обращаются работники акционерных обществ, производственных кооперативов, банков, страховых компаний и иных коммерческих организаций. Среди причин большого количества исков об оплате труда, особенно в случаях задержки заработной платы, нередко есть и такие, как нецелевое расходование должностными лицами организаций денежных средств, злоупотребление ими служебным положением (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 24).
В связи с этим чрезвычайно своевременным было принятие постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114), устанавливающего обязанность представителей государства в органах управления акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности акционерного общества по заработной плате принимать необходимые меры, обеспечивающие ее своевременную выплату и погашение задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. К числу таких мер отнесены и меры по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созыв при необходимости внеочередного общего собрания акционеров.
Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано также принимать меры по погашению акционерными обществами, часть акций которых находится в собственности субъектов РФ, задолженности по заработной плате и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
Указ Президента РФ "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы" от 28 февраля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1090) предусмотрел, что средства, получаемые субъектами РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также в виде кредитов коммерческих банков, привлекаемых под поручительства Правительства РФ для обеспечения социальных гарантий и погашаемых за счет средств этого фонда, используются в первую очередь на ликвидацию задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и другим социальным выплатам населению. Данный Указ затем был дополнен (см. Указ Президента РФ от 9 июня 1997 г.//СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2740) положением о том, что со средств, направленных на ликвидацию задолженности по заработной плате указанной категории работников, перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.
В связи с тем что в использовании средств федерального бюджета, направляемых в порядке оказания финансовой помощи субъектам РФ на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, допускались серьезные нарушения, Президентом РФ 26 марта 1997 г. был принят Указ "Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы" (СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1519). В нем рекомендуется Генеральной прокуратуре РФ усилить надзор за исполнением федеральных законов органами государственной власти и их должностными лицами, соблюдением прав граждан, в первую очередь права на оплату их труда, соблюдением сроков проведения расследования дел, возбужденных в связи с нецелевым расходованием средств федерального бюджета, выделенных на заработную плату и иные выплаты населению.
Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222) установлена очередность погашения задолженности должника - юридического лица и гражданина по требованиям кредиторов (ст. 94, 161 Закона). Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь.
Проблема задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, постепенно обостряясь, сейчас приобрела опасный характер, поскольку представляет реальную угрозу социальной стабильности в обществе. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" от 5 мая 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2074) и постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. "О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" (СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2555) содержат перечень мер, которые должны быть приняты органами исполнительной власти, однако принятие указанных актов, как показала жизнь, так и не привело к коренному перелому в решении этой проблемы.
В связи с этим чрезвычайно важными являются новые нормы об ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, и об обязанности работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться (см. комментарий к ст. 4, 142, 234, 236 ТК).
Предусмотренное ст. 136 ТК право работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных законодательством. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора. Как показывает практика, условие о выплате заработной платы за больший период времени, чем полмесяца, включается как в коллективные договоры, так и в трудовые договоры (контракты).
Такие условия являются недействительными.
Выплата заработной платы реже чем каждые полмесяца допускается только в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом.
8. Конкретный день выплаты заработной платы предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору (см. комментарий к ст. 190 ТК). День выплаты заработной платы может устанавливаться и коллективным либо трудовым договором (см. комментарий к ст. 41, 57 ТК).
Конкретный день выплаты заработной платы в ряде случаев устанавливается Кодексом: при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня; при предоставлении работнику отпуска оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала; при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника, а при его отсутствии в этот день на работе - не позже следующего дня после предъявления им требования о расчете (см. комментарий к ст. 140 ТК).
В связи с введением материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы (см. комментарий к ст. 236) день выплаты заработной платы приобрел значение юридического факта, поскольку невыполнение работодателем в этот день обязанности по выплате заработной платы влечет правовые последствия, предусмотренные ст. 142, 234, 236 ТК.
Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы
1. К удержаниям из заработной платы работника, которые производятся в случаях, предусмотренных иными федеральными законами, прежде всего относятся налоговые вычеты.
С 1 января 2001 г. в силу вступил Налоговый кодекс РФ, в первоначальную редакцию которого были внесены существенные изменения Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 1. (Ч. II.) Ст. 18). В соответствии с НК РФ налоговая ставка на доходы физических лиц устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом. К числу доходов, полученных от источников в РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (ст. 208 НК РФ). При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, включая и вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (т.е. заработную плату работника). Не подлежащие налогообложению доходы физического лица указаны в ст. 217 НК РФ.
2. К числу других случаев, предусмотренных федеральными законами, когда допускаются удержания из заработной платы, относятся: удержания по исполнительным документам при отбывании работником исправительных работ; взыскание алиментов на несовершеннолетних детей; возмещение вреда, причиненного работником здоровью другого лица, а в случае смерти этого лица - членам семьи, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца; возмещение ущерба, причиненного преступлением, и в других случаях, прямо указанных в законах. Работодатель в этих случаях обязан исполнить решение судебного органа.
3. Кодекс охраняет заработную плату от необоснованных удержаний, устанавливая исчерпывающий перечень случаев, когда работодатель вправе по своему распоряжению произвести их из причитающейся работнику заработной платы. В этот перечень вошел ряд оснований, предусматривавшихся ранее в ст. 124 КЗоТ РФ, и вновь вводимых. Причем во всех случаях цель таких удержаний одна - погасить задолженность работника работодателю. Как и прежде, работодатель вправе произвести удержания: для возврата не отработанного работником аванса, выданного ему в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, полученного работником в связи со служебной командировкой или переводом на работу в другую местность (в других случаях получения работником под отчет денежных сумм, которые не были им израсходованы и не возвращены); для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок.
К числу новых оснований, дающих работодателю право произвести удержания из заработной платы, Кодекс относит возврат излишне выплаченной работнику заработной платы в случае признания его вины в невыполнении норм труда или простое, когда вина работника установлена органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Во всех указанных выше случаях работодатель вправе произвести удержания только в пределах установленного периода времени - не позже одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат. Удержания в пределах этого срока допускаются, если выполнено и еще одно условие - работник не оспаривает оснований и размеров удержаний.
4. Самостоятельным основанием для удержаний из причитающейся работнику заработной платы, как и прежде, Кодекс предусматривает увольнение работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. При этом предусматривается ряд исключений, когда удержания не производятся. К числу этих исключений относится увольнение в связи: с ликвидацией организации либо прекращением деятельности работодателем - физическим лицом (п. 1 ст. 81); сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81); несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп. "а" п. 3 ст. 81); со сменой собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера); призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83); восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ст. 83); признанием работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 5 ст. 83); смертью работника либо работодателя - физического лица, а также признанием судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 ст. 83); наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений, если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 7 ст. 83).
Увольнение по инициативе работника по уважительным причинам (в связи с поступлением на учебу, переходом на пенсию и в других случаях) теперь не относится к исключениям, когда удержание за неотработанные дни отпуска не производится.
5. Новым основанием, дающим работодателю право производить удержания из заработной платы по своему распоряжению, признана излишняя выплата работнику в связи с его неправомерными действиями. При этом удержание работодатель может произвести только в том случае, когда неправомерные действия работника установлены судом.
6. Не допускается удержание из заработной платы работника по распоряжению работодателя в иных случаях, помимо предусмотренных выше. Так, с работника не может быть взыскана заработная плата, излишне выплаченная ему вследствие неправильного применения законов или иных нормативных правовых актов, например, неправильно определен размер ставки (оклада) по штатному расписанию либо схеме должностных окладов; неправильно определен тарифный разряд и т.д.
7. Комментируемая статья не содержит еще одного основания для удержания из заработной платы работника по распоряжению работодателя, предусмотренного Кодексом. Это взыскание с работника суммы причиненного по его вине ущерба, не превышающего среднемесячного заработка (см. комментарий к ст. 248).
Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы
1. К числу гарантий охраны заработной платы от необоснованных удержаний относится не только исчерпывающий перечень случаев, когда Кодекс разрешает производить удержания из заработной платы, но и ограничение суммы удержаний определенным пределом. По общему правилу, сумма всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% причитающейся работнику заработной платы.
2. В случаях, прямо указанных в федеральном законе, размер удержаний не может превышать 50% заработной платы. Статья 66 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 27 июля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591) предусматривает, что при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и приравненных к ней платежей и выплат до полного погашения взыскиваемой суммы. Если из заработной платы работника одновременно производятся удержания по нескольким исполнительным документам, то за ним должно быть сохранено 50% заработка.
3. Предусмотренные выше ограничения не применяются в следующих случаях: при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; при возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В указанных случаях размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%.
4. Статья 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что на пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и др.) взыскание производится только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.
5. К числу выплат, на которые не может быть обращено взыскание, ст. 69 указанного выше Закона относит денежные суммы, выплачиваемые:
1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;
5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
Задача 2.
По заданию начальника механического цеха сверловщик 6-го разряда со сдельной оплатой труда Лебедев в течение июня выполнял работы 4-го разряда. Поскольку, по его мнению, оплата труда должна производиться по присвоенном ему разряду, он обратился в администрацию с заявлением о выплате межразрядной разницы, однако получил отказ со ссылкой на то, что такие работы носят эпизодический характер и отказываться от их выполнения работник не вправе.
Лебедев обратился в КТС предприятия с требованием о выплате межразрядной разницы.
1. Подлежит ли удовлетворению требование Лебедева?
2. Каким правовым актом должна руководствоваться КТС при вынесении решения по спору?
1. Да, подлежит, согласно ст. 150 ТК.
2. Статья 150 ТК. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации:
При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.
При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
Библиография
1. Конституция РФ.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
4. Воробьева Е.В. Заработная плата с учетом требований налоговых органов: Практические рекомендации для бухгалтера. – М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2000.
5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. К.Н.Гусова) - ООО "ТК Велби", ООО "Издательство Проспект", 2003 г.
6. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.) - Спарк, 2002 г.
7. Молодцов М.В. Трудовое право России. М.: Издательство «НОРМА», 2001 г.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999.
9. Экономика предприятия./Под ред. Е.Л. Кантора – СПб: Питер, 2002.