Реферат по предмету "Социология"


Формирование религии в молодежной среде

Содержание. 1. Введение 2. Молодежь и религия 2.1. Отношение к религии молодежи Татарстана 3. Заключение 4. Список использованной литературы

Введение. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия. Примеры массового религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах - в западной терминологии ) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то коммерческих или даже политических интересов. Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследований как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах. Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает “религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи религиозным ценностям и системам.
2. Молодежь и религия. Общество нуждается в новом подходе к воспитанию молодого поколения. Как молодежь относится к религии? Чтобы ответ был более объективным, надо учесть одно важное обстоятельство. Любая религия имеет две ипостаси: 1. источник духовного роста и умировотворения (этическое учение Корана, арабское письмо и книга для татар, Библия и западная литература и живопись по библейским сказаниям и т.д.); 2. источник конфликтов: а) внутри человека (верить - не верить и т.д.); б) внутри общины; в) конфликты двух сторон (муллы между собой, духовенство и граждане, духовенство одной религии и другой, мусульмане и христиане и т.д.). Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%;безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий. Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей. Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии. Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).
Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%, мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов - 50,0%).
Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались я сферы, лежащие вне их компетенции. Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к государственно-церковным отношениям. Интересно, что верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство же религий перед законом, независимо от их вероучения и истории поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%. Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие). В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе от этого респондентов - мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную поддержку у 37,0% православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - 24,2% православных, 20,0% мусульман, 22,2% буддистов и только 14,3% протестантов. Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны, конечно, не только вербальные суждения. Убедиться в том, что отношение к вере, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы на ряд вопросов, раскрывающих действительное место религии в повседневной жизни опрошенных. На вопрос "С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями? " лишь 3,4% опрошенных назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,9%, то есть в два раза больше, чем в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль играют новоявленные идолы, гуру, современные "колдуны" и т. д. Примечательно, что верующая молодежь чуть менее пессимистично оценивает перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет. В группе верующих больше проявляется и патриархальное, исконно русское понимание "правильности" (справедливости) норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,0%). Значительно ближе для верующих идея "не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет, - главное, чтобы это было справедливо" (соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%).
2.1. Отношение к религии молодежи Татарстана. По данным исследований не без влияния московских телепередач 90% молодых людей разных национальностей в Татарстане считают, что религия способна поднять духовный, нравственный уровень человека. С религией она связывает проявление таких качеств личности как душевность (66%), жизнерадостность (82%), забота о людях (78%), терпимость (76%), уважение к людям (61%). Татары возлагают большие надежды на формирование нравственного сознания молодежи на основе учения Корана, с помощью мусульманских традиций. Да, эти традиции еще не умерли в сознании старшего поколения, которое хотя и слабо, но пока влияет на умы молодежи. Видимо, поэтому положительное отношение к возрождению религиозных ценностей высказало 58% опрошенных, отрицательное отношение - 34%. Несмотря на высокую оценку религии, в среде учащейся молодежи только 12% активно ориентированы на нормы и предписания Корана или Библии. Только 8% из них формирует новое отношение к себе и людям, явлениям общественной жизни под воздействием религиозного чувства и учения; лишь для 5% опрошенных религиозный опыт положительно сказывается на занятиях учебой, наукой, искусством, культурой. Положительное отношение молодежи к религии говорит об объективной потребности в идеологической направленности сознания, о поиске духовной опоры в жизни, о естественном стремлении человека к познанию истины. Ученые такое отношение считают результатом больше импульсного (т.е. подсознательного), чем сознательного выбора. Действительно, у молодежи нет глубоких знаний в области религии, 65% показывает лишь отрывочные, бессистемные знания по истории христианства и Ислама; у половины опрошенных молодых людей нет знаний основных этических норм и положений этих религий; 83% слабо ориентируются в содержании религиозных сюжетов, только 10% читают Библию и Коран (кстати, татары читают его на русском языке). Зная, что мечети молодежь, можно сказать, совсем не посещает, и что среди 700 имамов в Татарстане крайне мало широко образованных людей, надеяться на чудо перевоспитания сознания не приходится. Испытывая недостаток религиозных знаний, 75% молодежи считает, что этот пробел должна ликвидировать общеобразовательная школа. Однако тут возникает целый ряд проблем. Например, по недавно принятому Думой и подписанному Президентом РФ закону о свободе совести, религия отделена от государства. Но мы видим, как широко представлено православие в государственных структурах или в процессе их функционирования (армия, открытие государственных и общественных зданий и т.д.). Если мусульманское богослужение показывается по московскому телевидению три раза в год, то служба в церквах или православные ритуалы по тому или иному поводу мы видим на экране ежедневно. Здесь есть над чем задуматься политикам. Почему так ставится вопрос? Во-первых, мы живем и работаем в экстремальных условиях "дикого капитализма", психологическая напряженность очень высока, условия распространения Ислама среди мусульман стали жесткими. Об этом более подробно говорится в интервью муфтия Равиля Гайнутдина, в газете "Республика Татарстан" от 13 сентября 1997 года. В статье "Кто загоняет Ислам в угол?" муфтий, в частности, сказал: "Усиление роли религии в жизни России идет параллельно с ростом явлений, подрывающих устои государства, ведущих к дестабилизации. С падением тоталитаризма в обществе воскрес национализм .
У современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, к другим народам . Среди 16-25 летних молодых людей доля отрицательно относящихся к Исламу в 2,6 раза больше, чем у старших поколений . По опросу 1994 года (до начала войны в Чечне) свыше 70% молодежи Санкт-Петербурга выразили неприязнь к какой-либо национальности и к мусульманам, как религиозному единству, в частности". Об этом же говорит и активное муссирование по ТВ понятия "кавказцы", заменившее прежнее слово "инородцы".
Влияние мусульманского духовенства распространяется пока только на старшее поколение, в основном женщин. Молодое поколение, хотя и осознает значимость религии, пока не включается в освоение религиозного учения. Общее образование детей и молодежи в государственных школах с утверждением Министерства образования РФ "стандарта" содержания обучения не стимулирует отхода от атеистического мировоззрения и принятия на веру учения Корана и Сунны.
Заключение. По данным различных исследований видно, что за последнее десятилетие молодежь стала более религиозной. Религиозная “стратификация” молодежи оказывается чрезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами. Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет “голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества. Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.
Список использованной литературы. 1. Исследование СМТУ по заказу Русской Православной церкви. 2. Исследовательский проект «молодежь и религия» Нижегородского гос.университета. 3. Православная народная газета (Самара): июнь 2003г. статья «Молодежь и религия: социальный аспект». 4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи //Социс.- 1998.- №6. 5. Конспект лекций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Капитал, как экономическая категория
Реферат Кавказ в XVI—XIX веках
Реферат Каролина - уголовно-судебное уложение феодальной Германии
Реферат Георг V король Ганновера
Реферат Бунин : Антоновские яблоки
Реферат Введение в физику черных дыр
Реферат Факторинг как источник финансирования деятельности предприятия
Реферат Методы определения налогового бремени экономического субъекта
Реферат Применение аккредитивной формы безналичных расчетов
Реферат Б.Раш: влияние физических причин на моральную способность
Реферат Автоматизация автосалона 2
Реферат Великие реформы 60-70-х годов XIX века Александр II
Реферат Таможенные преступления как угроза экономической безопасности страны
Реферат 1. общая характеристика специальности 053100 социально-культурная деятельность
Реферат Анатолий Григорьевич Вишневский Демографическое будущее России