Содержание
Введение
Социальная защищенность
Пенсионное страхование
Пенсия предприятий
Страхование на случай болезни
Страхование от несчастных случаев
Пособия на детей
Пособие по бедности Здравоохранение
Структура здравоохранения в Германии
Обеспечение лекарственными средствами
Профилактика заболеваний
Международное сотрудничество
Расходы на медицинское обслуживание
Страхование по уходу за больными и престарелыми
Заключение
Список использованной литературы
Введение
После Второй мировой войны экономическая система Германии развивалась в направлении социальной рыночной экономики. Основной закон гарантирует такие основные права, как свобода частной инициативы и право на частную собственность, но подчиняет их социальному аспекту. Важнейшие компоненты рыночной экономики:
1. Der Freie Wettbewerb und freie Preisbildung (свобода конкуренции и ценообразования);
2. Die Niderlassungs- und Gewerbefreiheit (свобода экономической инициативы);
3. Die Geldwertstabilität (денежная стабильность);
4. Das Privateigentum auf Grund und Boden und auf Produktionsmittel (частная собственность на землю и средства производства);
5. Der Freie Auβenhandel (свобода внешней торговли);
6. Der Freie Wahl des Arbeitsplatzes (свобода выбора рабочего места);
7. Die Förderung der Bildung und Ausbildung aus Steuermittel (финансовая поддержка образования из налоговых средств);
8. Das soziale Netz (система социальной защиты);
9. Die Steuergerechtigkeit (справедливая налоговая политика).
В нашем реферате мы более подробно рассмотрим вопрос о системе социальной защиты.
Социальная защищенность
Система социальной защиты в Германии сложилась за многие годы. Ее высокая эффективность признается и за границей. Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте (квота социальных услуг) составляет свыше 30 процентов. В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок. Почти треть услуг приходится на пенсионное страхование, более 20 проц. - на предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги, государство выполняет положение Основного закона. Согласно статье 20, пункт 1 Германия является демократическим и социальным государством. Цель социального государства - не всесторонее обеспечение и обслуживание человека. Наоборот, оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или по безработице.
Пенсионное страхование
Закрепленное законом пенсионное страхование - краеугольный камень социальной защищенности населения Германии. Оно дает гарантию, что работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой деятельности и смогут поддерживать соответствующий уровень жизни.
Всем рабочим и служащим пенсионное страхование положено по закону. Лица, занимающиеся самостоятельной деятельностью и те, кто из-за своей принадлежности к определенным группам профессий не имеет обязательного страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не подпадает под обязательное страхование, заключает пенсионное страхование добровольно. Страховые платежи по пенсионному страхованию (в настоящее время 18,6 процента общей суммы заработка), не должны превышать верхнего предела страховых взносов, который сейчас составляет 7.800 марок, и вносятся соответственно наполовину наемным работником и работодателем. По пенсионному страхованию производятся выплаты пенсий по старости и по профессиональной нетрудоспособности или просто по неработоспособности. После смерти застрахованного лица его родственники получают определенную часть его пенсии. Определяющим моментом для получения пенсии является срок ожидания, то есть установленный минимальный срок, в течение которого необходимо платить взносы в пенсионный фонд. Пенсия по старости, как правило, выплачивается по достижении 65-летнего возраста. При определенных условиях она может выплачиваться и по достижении 63 лет или 60 лет.
Женщины получают пенсию по старости по достижении 60 лет. Размер пенсии прежде всего зависит от размеров зарплаты. После реформы пенсионного обеспечения в 1992 г. у пожилых наемных работников стало больше свободы выбора при выходе на пенсию. Можно получать часть пенсии и продолжать работать.
Выплата пенсий - не единственная задача пенсионного страхования. Оно должно обеспечивать и сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности страхователей. Так, им предоставляется курортное лечение и оказывается помощь в приобретении новой профессии, если это требуется по состоянию здоровья.
Пенсия предприятий
Ценным дополнением являются «пенсии предприятий», которые многие фирмы добровольно платят своим сотрудникам. По закону о пенсиях предприятий от 1974 г. сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного возраста при условии, что при уходе им было 35 лет, а срок обязательства для выплаты пенсии составлял десять лет или не менее трех лет при двенадцатилетнем стаже работы на этом предприятии.
Если работодатель неплатежеспособен, пенсия не теряется. Она выплачивается в этом случае из учрежденного на этот случай фонда.
Страхование на случай болезни
Почти все население Германии застраховано на случай болезни в обязательном или добровольном, установленном законом порядке или в рамках частных страховых агентств. Законом предписано обязательное страхование на случай болезни для всех рабочих, кроме того - для служащих и других профессиональных групп с определенным доходом. При известных условиях возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры, безработные, ученики и студенты. В зависимости от профессии наемные работники застрахованы через местные, производственные или цеховые больничные кассы, морские больничные кассы, федеральные кассы горнорабочих, сельскохозяйственные больничные кассы или эрзац - кассы. У всех страхователей - свободный выбор врачей и дантистов, допущенных больничными кассами к обслуживанию пациентов. Страховые взносы лиц по обязательному и служащих по добровольному страхованию производятся наполовину страхователями и работодателями. В 1994 г. средний размер взносов в старых землях составил 13,5, в новых землях 12,5 процентов застрахованных доходов.
Больничная касса оплачивает расходы на врачебное и зубоврачебное обслуживание, лекарства, лечебные и вспомогательные средства и лечение в больнице. Касса несет расходы полностью или частично и на необходимые курсы лечения. Сюда входят и пособия по материнству, семейные пособия и домашний уход за больными. В случае болезни наемный работник имеет право на получение зарплаты от работодателя в течение шести недель. В некоторых коллективных договорах установлен более длительный срок. По ним больничные кассы выплачивают пособие по болезни в течение 78 недель. Такое пособие составляет 80 процентов зарплаты.
Услуги касс ежегодно требуют больших затрат. Различные услуги были ограничены в рамках реформы системы здравоохранения 1989 г. Была расширена доля участия и тем самым личная ответственность страхователей.
Страхование от несчастных случаев
Установленное законом страхование от несчастных случаев предоставляет защиту и помощь при несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях. В Германии все наемные работники застрахованы от несчастных случаев по закону, равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты, школьники и дети в детских садах.
Страховщики от несчастных случаев - прежде всего профессиональные объединения, охватывающие соответственно все предприятия одного профиля в определенном районе. Их средства состоят из взносов фирм. Услуги по страхованию предоставляются при несчастных случаях на производстве, связанных с травмами или смертью, а также при заболеваниях и смерти в результате профессиональной болезни. Сюда относятся несчастные случаи по дороге на работу и с работы. Если страхователь получил телесное повреждение вследствие несчастного случая, страховое агентство несет все расходы по излечению. Если он неработоспособен, то получает компенсационное пособие. Если он остается нетрудоспособным или умрет вследствие несчастного случая или профессиональной болезни, страховщик выплачивает пенсию, пособие на погребение и пенсию оставшимся родственникам. Помощь в рамках страхования от несчастных случаев включает в себя профессиональное обучение в целях восстановления работоспособности и содействие в трудоустройстве.
Пособия на детей
Воспитание и обучение детей - огромная нагрузка для каждой семьи. Чтобы снять часть этой нагрузки, издан закон о пособиях на детей. Ныне тот, кто воспитывает детей, получает пособие на каждого ребенка до 16 лет, а также на детей до 27 лет, если они учатся или приобретают специальность. Сегодня на первого ребенка дается ежемесячное пособие в размере 70 марок, на второго -130, на третьего - 220 и на четвертого и каждого следующего - 240 марок. Для родителей с более высоким доходом ставки ниже, начиная со второго ребенка. Наряду с пособиями на детей в налоговом законодательстве имеются льготы в виде необлагаемой налогами минимальной суммы (4.104 марки на ребенка). С 1986 г., кроме того, существует пособие матерям и отцам на воспитание, которое выплачивается в первые шесть месяцев и составляет 600 марок в месяц на ребенка. Затем выплата зависит от размеров доходов. Кроме того, отцы и матери, намеревающиеся сами растить ребенка, могут взять отпуск на воспитание сроком до 3 лет. В этот период они в принципе полностью застрахованы от увольнения.
Пособие по бедности
Пособие по бедности выдается в Германии лицам, которые не в состоянии себе помочь и не получают помощь от кого-либо. Закон о пособии по бедности дает право на его получение каждому жителю Германии - немцу или иностранцу. Сюда входит предоставление средств к жизни или помощь при наличии особых условий жизни, например, инвалидности, болезни или старости. Это пособие выплачивается преимущественно землями и общинами. В 1994 г. расходы на его выплату составили 48,9 млрд. марок.
Здравоохранение
В Германии имеется широко разветвленная социальная система здравоохранения. Забота о здоровье – прежде всего личное дело каждого гражданина. Тем не менее она является и задачей государства и общества. Все граждане – независимо от их экономического и социального положения – должны иметь равные возможности для сохранения и восстановления своего здоровья. Немецкая система здравоохранения имеет децентрализованную структуру и базируется на принципе плюрализма и самоуправления.
За последние 40 лет средняя продолжительность жизни в стране постоянно возрастала. В настоящее время она составляет у мужчин 72 года, у женщин - 78 лет. Такая тенденция обусловлена в первую очередь развитием лечебной медицины. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни будет достигаться за счет вытеснения так называемых «болезней века». С этой целью расширяется система профилактических мер. Сюда входит повышение уровня медицинского просвещения, регулярные профилактические обследования, а также инициативы, нацеленные на поощрение здорового образа жизни.
В Германии, как и во всех высокоразвитых индустриальных государствах, наибольшую опасность для здоровья представляют «болезни века»: половина всех смертельных случаев приходится на долю сердечных и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний системы кровообращения. Второе место по количеству смертных случаев занимают раковые заболевания. Все больше приходится сталкиваться с различными видами аллергии, а также с такими типичными старческими недомоганиями, как заболевания центральной нервной системы. Благодаря современной медицине не внушают былых опасений такие распространенные прежде инфекционные заболевания, как туберкулез, холера, дифтерия или воспаление легких. Зато появилась новая опасность - СПИД.
Структура здравоохранения в Германии
Bundesministerium für Gesundheit Задачи здравоохранения решаются на уровне федерации и земель. На федеральном уровне за вопросы здравоохранения отвечают 4 министерства: министерство труда и социальной защиты, министерство по охране окружающей среды, министерство образования и науки и министерство питания, сельского хозяйства и лесничества. Решением научных и административных проблем здравоохранения занимаются учреждения, подчиненные министерству здравоохранения. Эта структура представлена на схеме 1.
Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte
Robert Koch - Institut
Bundesinstitut für gesundheitlichen Verbraucherschutz und Veterinärmedizin
Схема 1.
В 1993 г. в Федеративной Республике насчитывалось около 260.000 профессиональных врачей. Поэтому Германия - одна из стран с самым высоким уровнем медицинского обслуживания. Менее половины врачей имеет частную практику. Остальные работают в больницах, административных органах или заняты научными исследованиями.
Примерно 2.400 больниц имеют в своем распоряжении свыше 645.000 койко-мест. Кроме них, имеется еще около 1.200 профилактических и реабилитационных учреждений. Больницы находятся в ведении государства, в частности, общин (свыше половины больничных койко-мест), а также общественно-полезных, большей частью церковных, союзов (свыше 40 процентов больничных койко-мест) и, в незначительной мере, частных фирм.
Обеспечение лекарственными средствами
Безопасности лекарственных средств в Германии придается большое значение. Законом о лекарственных средствах установлено, что в основном потребитель получает лекарства лишь после их проверки на качество, эффективность и надежность в рамках государственной процедуры допуска. Чтобы защитить потребителя, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие меры, Федеральное ведомство по вопросам здравоохранения держит лекарственные средства под постоянным наблюдением и после их допуска. В законе о лекарственных средствах содержатся подробные инструкции по безопасности при изготовлении лекарственных средств; в нем определяется, какие средства могут продаваться только в аптеках и какие только по рецепту врача. Важные функции по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств выполняют Институт лекарственных препаратов при Федеральном ведомстве по вопросам здравоохранения в Берлине и контрольные органы земель.
Профилактика заболеваний
«Предупреждение лучше лечения». Эта древняя мудрость характеризует и задачу современной политики в области здравоохранения. В рамках профилактики заболеваний каждый гражданин должен осознавать свою ответственность и научиться беречь свое здоровье, предохраняя себя от возможного вреда и избегая факторов риска. Поэтому во многих областях введены профилактические обследования и обследования с целью ранней диагностики. Многие учреждения на уровне федерации и земель и независимые общественно-полезные организации предоставляют разнообразную информацию в области медицинского просвещения, курсов лечения и консультации, главным образом
- по профилактическим мероприятиям по охране здоровья во время беременности и родов, в грудном возрасте, в раннем детском возрасте и по вопросам медицинского просвещения в школе – по устранению вредных для здоровья привычек, как, например, злоупотребление алкоголем, курением, медикаментами и наркотинами, неправильное и чрезмерное питание, недостаток движения, устранению известных причин сердечных и сердечно-сосудистых заболеваний, которые отчасти играют роль при раковых и других распространенных заболеваниях
- по поддержке хронически больных и инвалидов и их родственников с целью облегчить их положение.
Во многих областях предлагаются обследования в целях предупреждения и ранней диагностики заболевания, напр., с 1971 г. осуществляется программа ранней диагностики рана у женщин и мужчин. Огромных усилий требует борьба со СПИДом. Правительство Германии совместно со Всемирной организацией здравоохранения и странами ЕС разработало программу борьбы со СПИДом, которая направлена и на предупреждение заражения, и на широкое консультирование и обслуживание заболевших и инфицированных. Просветительная и информационная работа должна быть также направлена на то, чтобы не изолировать от общества и не дискриминировать тех, кого коснулась болезнь. Пока нет ни вакцины, ни эффективных методов лечения, важнейшими средствами в сдерживании дальнейшего распространения СПИДа остаются информационно-просветительная работа и консультации. Они должны помочь каждому воспитать у себя сознательное и ответственное отношение к защите самого себя и других.
Больные и их родственники часто нуждаются в помощи, которая выходит за рамки врачебного или больничного медицинского обслуживания. Прежде всего речь идет о широких консультациях и обмене опытом с людьми, страдающими той же болезнью. Такую задачу выполняют многочисленные группы самопомощи, которые сложились в виде добровольных объединений хронически больных и инвалидов. Сегодня они занимают прочное место в системе здравоохранения. Вот некоторые примеры:
- Германская организация помощи в борьбе со СПИДом
- Германское общество множественного склероза
- Германская лига борьбы с ревматизмом
- «Женщины помогают себе после рака»
- Союз родственников психически больных, например, наркоманов
- «Анонимные алкоголики».
Закон о структурном изменении системы здравоохранения,
вступивший в силу 1 января 1993 г., позволяет страховым
кассам поощрять группы самопомощи путем предоставления
субсидий.
Международное сотрудничество
Германия активно участвует в международном сотрудничестве в области здравоохранения. Никакая страна в мире не может в одиночку решить такие крупные проблемы, как «болезни века», инфекционные болезни, например, СПИД, или причиняемый здоровью вред вследствие загрязнения окружающей среды. Изучить эти болезни, их причины и бороться с ними можно только в рамках международного сотрудничества. К тому же Германия считает, что она обязана оказывать финансовую и экспертно-консультативную помощь развивающимся странам в создании и расширении их системы здравоохранения.
Будучи членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Германия представлена во многих ее важных руководящих органах. Ежегодно ВОЗ и Германия организуют свыше 35 международных конференций по актуальным вопросам сотрудничества.
Более 30 научных учреждений объявлены центрами сотрудничества с этой организацией. Германия занимает 4-ое место в мире по объему взносов в ВОЗ.
В рамках Европейского Союза Германия активно сотрудничает в проведении общей политики в области здравоохранения. Выдающейся заслугой ЕС является высокий уровень охраны здоровья, достигнутый в настоящее время в странах-участницах. Примерами европейского сотрудничества являются научно-медицинская исследовательская программа «Европа против рака», Европейский медицинский паспорт на случай оказания неотложной помощи, программа мероприятий по токсикологии с обменом информацией между центральными службами дезинтоксикации и сотрудничество в борьбе со СПИДом, алкоголизмом и наркоманией. Передача дополнительных компетенции ЕС в рамках Европейского политического союза послужит новым импульсом для интенсификации европейского сотрудничества.
Расходы на медицинское обслуживание
После создания эффективной системы здравоохранения в новых землях необходимо решить трудную долгосрочную задачу по созданию экономически целесообразной и социально оправданной системы финансирования медицинских услуг на всей территории Федеративной Республики. Основополагающая стабилизация расходов на здравоохранение была достигнута в результате реформы системы здравоохранения в 1989 г. и прежде всего благодаря закону о структурной перестройке системы здравоохранения, вступившему в силу в 1993 г. Значительно повышена экономическая эффективность предписанного законом страхования на случай болезни, которым охвачено 90 процентов населения. Только за счет этой формы страхования в 1993 г. была покрыта почти половина всех расходов на здравоохранение, общая сумма которых составила примерно 210 млрд, марок.
Страхование по уходу за больными и престарелыми
С 1 января 1995 г. вступил в силу новый вид страхования, по которому оплачиваются услуги по уходу за больными и престарелыми. Наряду со страхованием на случай болезни, безработицы, от несчастного случая и пенсионным страхованием он является одним из «пяти столпов», на которых держится система социального страхования в Германии. Страхование по уходу за больными и престарелыми распространяется на всех тех, кто застрахован на случай болезни, и в три этапа вводится в действие «кассами по уходу за больными и престарелыми», созданными при страховых обществах. С 1 января 1995 г. начато взимание взносов для первоначального финансирования, с 1 апреля 1995 г. началось оказание услуг в амбулаторных условиях. С 1 июля 1996 г. услуги будут оказываться и в стационарном режиме. Работодатели и наемные работники платят взносы пополам. Для облегчения положения работодателей был отменен один праздничный день; только в Саксонии работодатели платят взнос в полной мере. Закон о страховании по уходу за больными и престарелыми помогает прежде всего 1,65 млн. германских граждан, нуждающимся в таком уходе. В то же время он идет на пользу и тем, кто на добровольных началах ухаживает за больными и престарелыми, получая при этом соответствующее пособие по уходу и обретая социальную защищенность. В зимнем семестре 1993/94 гг. в специализированном вузе во Франкфурте-на-Майне начал читаться курс лекций по новому предмету «Наука по уходу за больными и престарелыми».
Заключение
Соответственно цели нашего реферата – знакомство с проблемами отдельного человека в условиях рыночной экономики - мы рассмотрели социальный аспект этих проблем и пришли к тому выводу, что в Германии указанные проблемы решаются достаточно успешно. Каждый гражданин этой страны может быть уверен в том, что о нем позаботится государство, создавшее такую структуру социальной защищенности, которая обеспечивает соответствующие права человека.
Список использованной литературы
1. Германия. Факты. Под ред. А.Капплера. – Берлин.,1995. – 492 с.
2. H.Seehofer. Gesundheit in Deutschland. – Coburg. – 1997. – 72 s.
Видеоматериалы
1. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Markwirtschaft. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996.
2. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Politik. – Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. – 1996.