Содержание
I. Введение
II. Использование коммуникативных потоков
III. Воздействие на аудиторию посредством вербальных коммуникаций
IV. Поведение на трибуне
V. Устная речь
VI. Пресс-конференция
VII. Заключение
VIII. Литература
I. Введение
PR – сфера знаний и тип профессиональной практики связанный с управлением общественным мнением. В периоды, когда роль общества возрастает, PR выходит на главенствующие позиции. Как сфера деятельности PR представляет собой целостную систему, включающую в себя различные направления и специализации: связи со СМИ, связи с местным сообществом, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, лоббистская деятельность и связи с государственными структурами, избирательные технологии, финансовый «кризисный» PR и др.
При этом в различных составляющих PR как системы могут использоваться унифицированные коммуникативные технологии.
Цель данного исследования – проанализировать технологию подготовки публичного выступления, как одной из основных составляющих PR-деятельности
II. Использование коммуникативных потоков.
Продукт (сообщение) — это не только текст, но и варианты знакового поведения в целом. Известная максима гласит: «Канал является сообщением», то есть те или иные свойства канала коммуникации предопределяют то, что будет на нем сказано. Для PR это весьма существенно, поскольку, как показал, например, Д. Рисмен, именно телевизионный канал (точнее, его преобладающий характер для современного состояния цивилизации) предопределил смену типажа «героя»: лидер производства уступил место лидеру потребления, что соответственно отразилось на модели поведения политика, который был вынужден вести себя как актер. Если для прессы главной была мысль, то для телевидения главной становится форма, манера подачи.
В чем же причина такого пристального внимания PR к коммуникативным потокам? Дело в том, что PR видит свои цели в следующей последовательности воздействия: внесение изменений в коммуникативный поток, от которого возникают изменения в общественном мнении, которые могут привести к изменению в поведении. Все это схематически предстает в следующем виде (рис. 1):
Рис. 1. Механизм воздействия коммуникативного
потока на поведение индивида
У PR реально нет другого инструментария, как переориентация коммуникативных потоков. Но для того, чтобы подобные изменения в коммуникации достигали цели, и существует ряд параметров, которые следует выполнять.
Первый — это разговор с аудиторией на ее языке. Отсюда следует стремление PR разговаривать с аудиторией с помощью сообщений с прогнозируемыми реакциями на них.
III. Воздействие на аудиторию посредством вербальных коммуникаций.
Не секрет, что речи и выступления для человечества являются важнейшей областью вербальных коммуникаций и всегда были существенным элементом социального управления. В них проступает особая магия слова, заставляющая людей завороженно вслушиваться в произносимые звуки. Часто подобная магия действует еще и потому, что в толпе люди переступают границы допустимой физической близости, поэтому начинают действовать чисто биологические закономерности, автоматически приводящие к повышенной возбудимости, облегчающей воздействие. Именно поэтому службы PR берут подготовку речей в свои руки.
Пресс-секретарь Президента России С.Ястржембский так описал технологию подготовки речи в Кремле (ТВ-Центр, 1998, 3 июня): «Болванка готовится спичрайтерами. Потом президент работает над текстом. Часто текст заворачивается».
Дэйл Карнеги в своей книге «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично» предлагает использовать три простых слагаемых при подготовке материала и произнесении речей: уверенность в себе, ораторское искусство и поведение выступающего на трибуне.
Уверенное поведение на трибуне/сцене зависит от целого ряда факторов. Основной фактор — это уверенность в себе и в своих знаниях, которая приобретается только с осознанием того, что вы действительно знаете материал, по поводу которого собираетесь выступить. Поэтому к выступлению желательно готовиться заранее и иметь по заданной теме не только нужный материал, но и даже его излишек (он вам не только не помешает, но и придаст уверенности в себе на трибуне). Очень важно заранее знать то, что вы будете говорить перед аудиторией, потому что если вы даже не планировали того, что скажете своим слушателям, то вам очень сложно будет придумать что-то действительно умное в тот момент, когда в голове у вас будет твориться полная каша.
Важным элементом является начало речи. Сегодня заранее подготавливают аудиторию музыкой и аплодисментами, доводя ее возбуждение до апогея, и лишь затем выпускают первое лицо. Даже в обычном выступлении всегда важно определенным образом выделить это начало.
Решая вопрос об аудитории, следует установить: в чем суть данного события, кто придет, будет ли это разношерстная или однородная публика, возраст слушателей, их интересы, образование, отношение к оратору.
Выбирая тему, следует выяснить, что именно волнует выступающего, определить время "выступления, ибо трудно удержать публику более 20 — 25 минут. Выступающий должен ориентироваться в длительности текста. Так, 6 страниц текста, напечатанного 14-м шрифтом через полуторный интервал, будут звучать около 10 минут.
Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касается и окончания речи, следует заранее предупредить о нем слушателей: «Перед тем, как покинуть трибуну .», «В завершение .», «Я знаю, что вы готовы послушать следующего выступающего, и перед тем, как уйти .». Постарайтесь избежать нашей любимой фразы «И последнее .», которую мы повторяем неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.
Просто говорение и произнесение зрелищно интересной речи — это две разные вещи. Если фигура выступающего неординарна для публики, слушатели будут с интересом воспринимать даже самые банальные высказывания и ситуации. Любому выступающему на телевидении нужно уметь легко перестраиваться, свободно конструировать интересные для данной аудитории тексты, пользоваться мимикой и жестами, вообще иметь приятные для телезрителя манеры. Говорящие головы бывают интересны лишь в том случае, если это умные головы.
Еще один важный момент — оставаться внутренне спокойным. Постарайтесь успокоиться, научитесь руководить своим нервным напряжением, без этого у вас не получится успешного выступления. Хорошо помогают дружеские советы близких, поэтому просите, чтобы ваши домашние чуть более критически посмотрели на ваше появление на телеэкране. Они подскажут вам те незаметные для вас, но видные зрителю привычки, от которых следует избавиться.
Зачастую выступление касается не одного вопроса, поэтому в процессе дискуссии постарайтесь как-то разделить сферы влияния. Не очень хорошо смотрится ситуация, когда горячие споры настолько увлекают, что люди принимаются перебивать друг друга, не давая друг другу договорить до конца. Помните, что на вас будут смотреть не только родственники.
И самое главное — помнить о времени. К примеру, 90% людей, находясь в состоянии нервного возбуждения, стремятся говорить бесконечно долго, у них смещаются границы времени, им кажется, что они говорят не более двух минут, хотя прошло уже целых десять. Но не стоит постоянно смотреть на часы — это раздражает зрителя.
IV. Поведение на трибуне
Еще одним слагаемым вашего успешного выступления является ваше поведение на трибуне. Сюда входят следующие составляющие:
1. Одежда.
2. Умение завоевать внимание аудитории еще до начала вашего выступления.
3. Улыбнитесь, и аудитория ответит вам позитивным настроем на ваше выступление еще до его начала.
4. Перед началом обязательно проветрите помещение, потому что если вы этого не сделаете, то вряд ли слушатели будут увлечены вашим выступлением, в то время как в аудитории будет ужасно душно.
5. Очень важно, чтобы на сцене не было никаких посторонних предметов, и тем более людей, потому как ничто так не отвлекает наше с вами внимание, как наблюдение за передвигающимся силуэтом уборщика во время выступления.
6. Ведите себя спокойно и уравновешенно, тогда и ваша публика будет спокойна.
7. Ну и о жестах, сопровождающих ваше выступление. Они должны быть свободными и естественными, как будто вы разговариваете со своим давним другом. Не нужно заимствовать жестикуляцию у других людей, потому что жесты выражают ваше отношение к данному материалу, ваше мнение по данной теме.
Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих тому, кто выступает, хотя предназначенных для того, кто пишет. Это рекомендации для спичрайтера при подготовке текстов выступления («спичрайтер» — от англ. «speechwriter» — человек, готовящий рукопись речи).
1. Все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули.
2. Подчеркивайте выделяемые слова.
3. Оставляйте большие поля, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями.
4. Повторяйте существительные. Избегайте местоимений, они запутывают слушателя.
5. Используйте простые слова и простые утвердительные предложения.
6. Не перегружайте текст подчиненными предложениями.
V. Устная речь
Устная речь, живой голос — мощное, если не первое и последнее средство PR, поскольку им определяются содержание, ход, а иногда и результаты личных контактов, бесед, публичных выступлений. Поэтому профессиональная подготовка организаторов PR обязательно включает в себя подготовку к свободному пользованию устной речью. Практическая риторика для PR-специалиста охватывает три основных вида общения, в которых используется живая речь.
Это прежде всего личные контакты и беседы. Это публичные выступления, интервью, дискуссии и т. д. в различной аудитории, с микрофоном и без, на радио и по ТВ. И наконец, это беседы по телефону. Во всех трех случаях устная речь PR-работника есть не только его личный голос, фактически он — «голос фирмы». Устная речь в PR — особо ответственная речь. Она должна быть простой и логичной. Использоваться должны простые и общедоступные слова — витиеватая или перенасыщенная специальной терминологией речь затрудняет понимание, порождает неоднозначное или превратное толкование и в конечном счете может стать источником недоразумений.
Литература, посвященная правилам делового и публичного общения в настоящее время достаточно обширна. И все-таки можно выделить несколько правил эффективного общения, важных для PR:
— настаивать на правдивой и полной информации;
— добиваться простоты и ясности общения;
— не преувеличивать значение сообщаемых фактов;
— стараться использовать аргументы, связанные с интересами, надеждами, опасениями тех, к кому обращаетесь;
— не прибегать к сомнительным аргументам и источникам информации;
— помнить, что личные аргументы более эффективны, чем опосредованные СМИ и авторитетами;
— не забывать, что половину аудитории обычно составляют женщины;
— сообщение должно быть увлекательным, не скучным;
— следует избегать вычурности и экстравагантности;
— не жалеть времени на выяснение отношений;
— следует быть убедительным и конструктивным, избегать противостояния и столкновений, споров.
Решающую роль в общении играют эмоциональная убедительность и логическая доказательность. Первого можно достичь только на основе искреннего разделения защищаемой позиции, личного убеждения в правоте дела. Второе предполагает свободное владение приемами рациональной аргументации. Тема рациональной аргументации (корректных приемов ее ведения и борьбы с некорректными приемами оппонентов) настолько важна, что заслуживает самостоятельного рассмотрения. Большую помощь в этом плане может оказать знакомство с основами логики, которая, наконец-то, возвратилась в учебные программы средней школы и вузов, и логическая литература в настоящее время имеется в библиотеках и магазинах в достаточном количестве. В последнее время широкую известность приобрела методика нейролингвистического программирования — НЛП, соединяющая результаты и достижения логики, риторики и социальной психологии.
VI. Пресс-конференция
Пресс-конференцию можно определить как встречу журналистов с представителями организаторов (государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур), цель которой — предоставить СМИ фактографическую, проблемную и комментирующую информацию о событии, явлении, проекте и пр. Пресс-конференция предполагает авторитетность источника новостей (ньюс-мейкера), получение информации «из первых рук», возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Пресс-конференции бывают корпоративными (внутрифирменными), региональными, общенациональными и международными. Подготовка и проведение конференций — это, как правило, объемная и кропотливая работа. Непосредственно для проведения пресс-конференции может быть создана специальная координационная группа по ее проведению, участниками которой являются работники разных структурных подразделений фирмы.
Работа по подготовке и проведению пресс-конференции начинается, как правило, за несколько недель до ее официального открытия и заканчивается несколько позже окончания.
Что же важно учитывать при проведении пресс-конференции?
1. Место. Критериями для выбора места являются:
• статус — подчеркивает значимость мероприятия;
• техническое оснащение — возможность показа слайдов, видеороликов, проведения фуршета;
• удобство расположения — журналисты, участники и гости не должны тратить много времени на дорогу, поиск зала и места для парковки автомобилей.
2. Содержание. Следует приглашать тех, кому профессионально близко содержание события.
3. Визуальная сторона. Что, кроме «говорящих голов», смогут увидеть журналисты, особенно телевизионщики.
4. Время. Время не должно совпадать с другими событиями этого дня, а также необходимо учитывать будущий выход газеты.
Итак, в целом приглашение на пресс-конференцию содержит элементы, которые, с одной стороны, должны привлечь, с другой, отсеять тех, для которых ее предмет не представляет профессионального интереса. Примерный перечень таков: цель события, место, где оно состоится, когда и почему нужно прийти, а не получить эту информацию по телефону, упоминание о еде и напитках и контактная информация для получения дополнительных разъяснений.
Каждому журналисту желательно предоставить максимум информации в письменной форме, чтобы облегчить ему процесс написания будущих материалов. Письменные материалы формируются в отдельную папку, которая называется пресс-кит или медиа-кит (media-kit). Пресс-кит содержит различные виды материалов, потенциально полезных для СМИ, и предназначен для ответа на наиболее вероятные вопросы прессы, появившиеся в процессе подготовки материала по поводу данного события.
Медиа-кит может включать в себя:
• пресс-релиз, описывающий происходящее;
• биографии официальных лиц, которые будут выступать;
• копии речей, произнесенных на пресс-конференции;
• буклет компании или спонсоров события;
• слайды, схемы и статистические таблицы;
• фотографии.
Подготовка к пресс-конференции включает в себя также и составление списка возможных вопросов и ответов. Нет ничего страшного, если какое-то время будет потрачено и на репетицию устного диалога. И репетиция всего события в целом тоже является важным элементом, способствующим его эффективному проведению.
С организационной точки зрения на пресс-конференции существуют три роли: ведущий, ньюсмейкер и эксперт. Роли ведущего и ньюсмейкера целесообразно всегда разделять, поскольку первая предполагает фасилитацию, а вторая — ответственность.
Для определения числа сидящих в президиуме используется правило: «Чем меньше, тем лучше!», иначе рабочая пресс-конференция будет похожа на торжественное заседание, а если журналистов в зале окажется мало, то «президиум» будет выглядеть просто смешно. Обычно в президиуме находится от 3 до 5 человек, включая модератора (ведущего).
Встречать участников пресс-конференции необходимо сразу же после входа в здание и предусмотреть помещение, где они могли бы «присесть» перед пресс-конференцией, выпить чашку чая или кофе и побеседовать с организаторами. Постарайтесь оградить ньюсмейкеров от общения с журналистами до пресс-конференции, поскольку последние могут пытаться сделать это, чтобы получить информацию первыми.
Нельзя забывать про такие, кажущиеся простыми на первый взгляд, истины, как подготовка дополнительного персонала (как основного, так и резервного) для сопровождения и обслуживания участников конференции; техническое обеспечение проведения пресс-конференции: оборудование специальных помещений, организация работы средств связи, обеспечение оргтехникой, транспортом, охраной и др.; и разработка культурно-развлекательной программы, организация досуга, неформального общения для лиц, приглашенных на пресс-конференцию.
Ход пресс-конференции. Практикуемая продолжительность пресс-конференции — 30-60 минут. Если она длится менее 30 минут, то ее называют «оперативный брифинг».
Обычно первым слово берет ведущий. Его задача — за 1—2 минуты заложить организационную основу дальнейшего хода пресс-конференции. Он объявляет тему и устанавливает регламент ее проведения, который обычно включает: выступления, вопросы-ответы и неофициальную часть. Предварительный «разогрев» журналистов вступительной речью и необходим, и полезен. Вступлением вы как бы задаете свои правила информационной игры. Порядок вопросов обычно регулируется очередностью поднятых журналистами рук или поступивших записок. Чтобы не возникала ситуация отсутствия вопросов, можно заранее попросить знакомых журналистов задать вопросы, позволяющие более полно раскрыть тему в интересующем устроителей направлении.
Успешное выступление на пресс-конференции характеризуется информативностью. Ее не смогут заменить ни «рассуждения на тему», ни даже самый высокий уровень компетентности. «Запрещенный» для пресс-конференции прием — молчание при ответе на нежелательный вопрос. Вариант ответа «У меня сейчас нет данных» или «Не знаю» значительно лучше, чем «Без комментариев» или «Не хочу отвечать». Если все же ошиблись, сразу признавайте ошибки и приносите извинения, в противном случае ошибки будут на все лады «смаковать» журналисты. В отношении поведения оптимальны естественность, умеренная эмоциональность и доброжелательность. Не смущайтесь от неудобных и даже провокационных вопросов, начните ответ на них с фразы: «Спасибо за такой острый вопрос».
Имейте перед глазами печатный текст. Известная поговорка «Хорош тот экспромт, который подготовлен заранее» на пресс-конференции весьма актуальна. Но учтите, что сплошное чтение полностью снимет эффект естественности, который желателен на пресс-конференции.
VII. Заключение
Итак, удачные варианты PR-моделей состоят из перевода ключевых сообщений, созданных для своей целевой аудитории, не на один, а на ряд языков, среди которых присутствуют вербальный, визуальный и событийный. Кроме того, коммуникативный объект должен носить еще более сложный характер, предполагая и разнообразную активность со стороны аудитории. Вовлечение аудитории в деятельность создает более сильное ощущение причастности, увеличивая эффективность воздействия.
В целом процесс коммуникативной работы можно представить как генерацию конкретных сообщений для данной аудитории в соответствии с заранее избранной стратегией для решения конкретной проблемы.
Таким образом, стандартную схему PR-воздействия можно упростить до трех элементов: проблема, целевая аудитория и ключевые сообщения. Триада делится на 2 уровня: проблема — уровень отправителя информации, аудитория и сообщение — уровень получателя информации. Эта схема действует в каждой из областей, где применяется PR-методология, каждый раз решая разные задачи. Так, в области политических PR задачей становится демонстрация компетентности, силы, способности принимать решения и нести за них ответственность.
Существенным моментом PR-работы является создание сложного коммуникативного продукта, где материальная составляющая играет такую же значимую роль, как и коммуникативная составляющая. Данный коммуникативный продукт является сочетанием ряда факторов, среди которых на первое место выходят следующие:
1) многоканальность (сообщение обязательно должно быть продублировано в вербальном, визуальном и событийном вариантах);
2) сообщение должно строиться с точки зрения получателя, а не отправителя, опираясь на его словарь, ценности, преимущества с его позиций;
3) в сценарном плане должны быть заложены ходы для другой стороны (в лучших вариантах PR-программ прослеживается вовлечение в действие аудитории, а не чистая обработка получаемой вербальной информации).
Написанием речи в PR занимается спичрайтер. Его задачей является не просто написание текста, а составление речи, подходящей для выступающего человека. Основные правила спичрайтинга таковы: пишите цифры прописью, подчеркивайте главные слова, оставляйте большие поля, избегайте местоимений, используйте простые слова и простые утвердительные предложения. Среди основных слагаемых произнесения речи можно выделить уверенность в себе, ораторское искусство и поведение на трибуне.
Пресс-конференция является одним из способов создания события. Она предполагает встречу журналистов с представителями организаций с целью рассказа о событиях и комментариев к ним. При подготовке пресс-конференции важно выбрать место проведения, время, содержание и визуальную сторону. Значимую роль в пресс-конференции играет медиа-кит (письменные материалы), он включает в себя пресс-релиз, биографию выступающих, копии речей, буклеты, слайды, фотографии и проч.
VIII. Литература
1. А.В.Лукашев, А.В.Пониделко «Черный PR как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера». С.-Петербург «Бизнес-пресса», 2002 г.
2. Г.Л.Тульчинский «PR фирмы: технология и эффективность». С‑Петербург. «Алетейя», 2001 г.
3. Э.В.Кондратьев, Р.Н.Абрамов «Связи с общественностью». Москва «Академический проект», 2004 г.