Реферат по предмету "Государство и право"


Основы национальной безопасности Российской Федерации

КУРСОВАЯРАБОТА
покурсу «Правоведение»
Тема:
«Основынациональной безопасности Российской Федерации»

Введение
Сегодня положение в мирехарактеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Вначале третьего тысячелетия многократно возросли экономический,научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формированиепостиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым всилу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.
После окончания эрыбиполярной конфронтации в системе международных отношений возобладали двевзаимоисключающие тенденции. Первая тенденция проявляется в укрепленииэкономических и политических позиций значительного числа государств и ихинтеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннегоуправления международными процессами (так один из примеров можно привести ЕвропейскийСоюз). При этом все большую роль играют экономические, политические,научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия вперспективе будет способствовать формированию идеологии становлениямногополярного мира на этой основе. Вторая тенденция проявляется через попыткисоздания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международномсообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной наодносторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировойполитики в обход основополагающих норм международного права.
Формированиемеждународных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а такжестремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в томчисле путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, чтозначение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжаетоставаться существенным, примером тому отношения Азербайджана и Армении, Индиии Пакистана, Израиля и Палестины; НАТО и Югославии; США и Ирака и др.
Россия является одной из крупнейших стран мира смноговековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международнуюобстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительногоэкономического, научно-технического и военного потенциала, уникальногогеополитического и стратегического положения на Евразийском континентеобъективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе — болееширокая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширениесотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государствпо многим проблемам международной безопасности, включая противодействиераспространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулированиерегиональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом,решение острых экологических проблем глобального характера, в том числепроблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Вместе с темактивизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позицийРоссии в политической, экономической, военной и других областях. Попыткиигнорировать интересы России при решении крупных проблем международныхотношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международнуюбезопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения вмеждународных отношениях.
Во многих странах, в том числе в Российской Федерации,резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающегостабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всегомеждународного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методовборьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.
В этих условияхвоенно-политическому руководству Российской Федерации приходится уделять всебольшее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечениябезопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон вполитике», – писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

1. Сущность и содержаниепонятий «безопасность», «национальная безопасность»
Безопасность в буквальномсмысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всегоотмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов.В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность,надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность — положение, при котором неугрожает опасность кому-чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либоугрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасностьили возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включаютспособность системы противостоять возможным угрозам.
Согласно официальнопринятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояниезащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства отвнутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность,общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны,и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни издоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значениепо сравнению с другими видами безопасности.
Личная безопасность граждан РоссийскойФедерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод;повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальномразвитии.
Безопасность общества включает защиту егоматериальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии;достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественногосогласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно ксегодняшней России — национальное и культурное ее возрождение.
Безопасность государства заключается в защите егоконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности;установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловномисполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции,бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.
Безопасность следуетинтерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы иугрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестьюжертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либоуничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостьюподразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью– совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, апод живучестью – способность системы сохранять функционирование в условияхцеленаправленного противодействия.
Стабильность, как и безопасность, – непременные условияразвития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешнейи внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности.Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя вбезопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессеспокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированнойможет быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительностабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политическийрежим.
Можно выделить три уровнястабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководствагосударства (относительная продолжительность его существования, неизменностьосновного состава). Второй уровень – стабильность политического режима(сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы,эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия).Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальнойцелостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния егограждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).
В свою очередь, жизненноважные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворениекоторых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивногоразвития личности, общества и государства».
По определению И.А. Ильина, государство имеет дело«исключительно с общим, всенародным интересом; ибо частный и личный интерес гражданможет постольку приниматься в расчет, поскольку он… может быть воспринят и истолкованкак общий интерес и всенародный».
Обычно под жизненноважными интересами понимают потребности государства и общества, отудовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование иразвитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственногосуверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранениесоциально-политической стабильности и незыблемости конституционного строягосударства; поддержание стратегической стабильности и безопасности вприлегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечениебеспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим истратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международногоправа; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иныхслучаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.
Конечно, обеспечение своей безопасности — явление дляРоссии далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращаласьк этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы надзахватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.
Под субъектамиобеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способныедействовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечениябезопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органызаконодательной, исполнительной и судебной властей.
Органы законодательнойвластиформируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределахсвоего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средствобеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают ипринимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международныхдоговоров Российской Федерации в области безопасности.
Органы исполнительнойвластиобеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующихотношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализациюгосударственных программ обеспечения безопасности; осуществляют системумероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства впределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют иликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы обеспечивают защитуконституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией изаконами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составеРоссийской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающихна безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защитуграждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушеныв связи с деятельностью по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательствомобеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РоссийскойФедерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государствомгарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные ииные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладаютправами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, законодательством республик в составеРоссийской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управлениякраев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределахих компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органовобеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, недопускается.
Государство, кроме того,обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иныморганизациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасностив соответствии с законом.
Безопасность достигаетсяпроведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности,системой мер экономического, политического, организационного и иного характера,адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенностиобъектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовыхнорм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основныенаправления деятельности органов государственной власти и управления в даннойобласти, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности имеханизм контроля и надзора за их деятельностью.
Таким образом, можно сказать,что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной исудебной властей, государственные, общественные и иные организации иобъединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности всоответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения всфере безопасности.
Основными функциямисистемы безопасности являются:
выявление ипрогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектовбезопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по ихпредупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание вготовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами исредствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайныхситуациях;
осуществление системы мерпо восстановлению нормального функционирования объектов безопасности врегионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятияхпо обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии смеждународными договорами и соглашениями, заключенными или признаннымиРоссийской Федерацией.
В советском обществебезопасность отождествлялась с государственной безопасностью, под которойпонималась совокупность мер по защите существующего государственного иобщественного строя, территориальной неприкосновенности и независимостигосударства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных службвраждебных государств, а также от противников существующего строя внутристраны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в другихсферах жизни.
В связи с этим послераспада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического руководстваРоссийского государства на систему обеспечения его безопасности в официальныедокументы был введен термин «национальная безопасность».
Понятие «национальнаябезопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервыетермин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в посланиипрезидента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоныПанамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем этапроблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.
В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности»,согласно которому был создан существующий и поныне совет национальнойбезопасности (СНБ). В совете разрабатывается система целей, интересов, угроз иприоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитическогообеспечения с 1971 года в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителейминистров, который устанавливает приоритеты США.
В СССР проблема национальной безопасности официально неразрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию«обороноспособность».
В Российской Федерации определение национальнойбезопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации ФедеральномуСобранию в 1996 году. В этом документе было подчеркнуто: «Национальнаябезопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов отвнутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности,общества и государства».
Национальная безопасность представляет собой сложную,многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединствоотношений базовых социальных субъектов — личности, общества и государства.Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействиеммножества факторов: исторических, географических, этнических, демографических,социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальнойбезопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат иобщепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли воснову практической разработки «Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря1997 года № 1300, а также в её изменения и дополнения, внесенные УказомПрезидента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это не что иное, как система взглядов на обеспечение вРоссийской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних ивнутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированыважнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а такжеопределение национальной безопасности Российской Федерации, под которойпонимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитетаи единственного источника власти в Российской Федерации.
Чем же была вызвананеобходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?
Во-первых, наличиемкризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и ввоенной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системыофициально принятых взглядов на национальную безопасность России, характераугроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этихинтересов.
Во-вторых, отсутствиемдуховной основы, способной объединить общество, которое нуждается вопределенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформироватьширокое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целейи возможностей.
В-третьих, необходимостью приведения всей системыобеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы,нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиямимеждународной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнемдуховной готовности общества к переменам. Эта система должна отражатьсегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивостьразвития общества и государства.
В-четвертых, Концепциянациональной безопасности как политический документ должна была стать основойдля разработки конкретных программ и организационных документов, дляпланирования и реализации всего процесса государственного строительства вобласти обеспечения безопасности.
Следует понимать, что процесс совершенствования системыобеспечения национальной безопасности не закончился принятием данной редакцииКонцепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развиваетсянаука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новуюредакцию Концепции.
 
2. Содержание национальных интересов РоссийскойФедерации
Разработка и принятие Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации позволили конкретно определить национальные интересы, национальныецели и национальные ценности России, юридически закрепить их в нормативныхправовых документах, определяющих политическую и социально-экономическуюорганизацию общества, государственное и культурное строительство, единство исплоченность нации.
Г. Пальмерстон премьер-министр Великобритании в 1855-1858 и1859-1865 гг., лидер партии вигов, на основе которой сформировалась либеральнаяпартия, говорил: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас естьпостоянные, вечные интересы, и мы им должны следовать».
Национальные интересы выступают производными от потребностейграждан, их ценностных ориентаций и обеспечиваются возможностями экономической,политической, социальной, военной и другой организации государства,духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того,составляющими национальных интересов выступают декларированные государствомустановки, содержащиеся в конституции или конституционных законах.
Для понимания сущностинациональных интересов можно выделить ряд их характерных признаков: национальныеинтересы призваны обеспечить выживание, безопасность страны, данного социума,обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие; национальные интересынаправлены на решение жизненно важных внутренних и внешних задач, парирование,нейтрализацию и предупреждение различных опасностей и угроз; национальныеинтересы выступают как мотивы и причины действий государственных институтов и социальныхгрупп по достижению поставленных ими целей; реализация национальных интересовосуществляется через различные виды политики (внутреннюю и внешнюю;экономическую, техническую, военную, социальную, культурную и др.);национальные интересы представляют собой осознанные, сформулированные иофициально заявленные приоритеты в той или иной области.
Национальные интересыможно квалифицировать по социальной значимости и выделить три группы: жизненноважные интересы, важные интересы и просто интересы.
К первой группе относятсяинтересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которыхможет привести к подрыву самих основ существования граждан, общества игосударства. В сфере жизненно важных интересов находятся суверенитет,государственная и территориальная целостность, конституционный строй,обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Именнозащита жизненно важных интересов является прерогативой системы национальнойбезопасности.
Вторая группа связана с реализациейконституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимогодостояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой,национальной и религиозной розни, организованной преступности и т.п.
К третьей группеотносятся все остальные интересы. Они, как правило, связаны с обеспечениемблагоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия,реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости,защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедскогосотрудничества с зарубежными государствами и др.
Границы между группами интересов условны, подвижны. Взависимости от конкретных условий те или иные интересы могут приобретать статусжизненно важных и наоборот. Например, после резких выступлений, в т.ч. ипрактического характера, международных террористов в разряд первостепенныхвышли национальные интересы по обеспечению защиты России и ее граждан отмеждународного терроризма.
Национальные интересы России– это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государствав экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной,военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочныйхарактер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутреннейи внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваютсяинститутами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе вовзаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации изаконодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности состоят в реализацииконституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышениикачества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человекаи гражданина.
Интересы общества состоят в упрочениидемократии, в создании правового, социального государства, в достижении иподдержании общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства состоят в незыблемостиконституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, вполитической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечениизаконности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного ивзаимовыгодного международного сотрудничества.
Значительное влияние наосознание и формирование национальных интересов оказывают национальныеценности. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества.Мир ценностей – это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, этосфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, егопривязанностей – тех оценок, в которых выражается мера духовного богатстваличности. Другими словами, национальные ценности — это фундаментальные нормы,выражающие особую значимость определенных духовных и материальных благ длясуществования и развития нации.
Формализованное изложение национальных ценностей Россиисодержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе:утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие исамоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение кОтечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России инезыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России;ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознаниесебя частью мирового сообщества. Этот перечень был дополнен в одном изежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, гдеподчеркивалось, что в основе государства, его политики должны лежатьестественные ценности, такие, как безопасность, свобода, благосостояние, солидарность.А в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, чтообеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного,духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
Таким образом, содержаниенациональных ценностей сводится к трем основным блокам: процветание народа;защита и обустройство территории проживания; сохранение и развитие национальнойкультуры.
Иерархия национальныхинтересов страны определяет и систему ее национальных целей. Национальные цели- это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества иотдельных граждан по реализации и защите национальных интересов. Национальныецели — наиболее подвижный элемент в системе национальной безопасности, они определяютсяи формируются в обществе через призму национальных ценностей и интересов.Национальные цели переводят в практическую плоскость вопросы защитынациональных ценностей и интересов, определяют приоритеты внутренней и внешнейполитики государства.
Реализация национальныхинтересов государства возможна только на основе устойчивого развития экономики.Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
В то же время в реальной социальной действительностисуществует весьма широкий спектр национальных интересов, охватывающих все сферыжизнедеятельности общества — политику, экономику, культуру, военную область,отношения с другими государствами и др. Необходимо также учитывать, чтонациональные интересы могут динамично изменяться, корректироваться взависимости от конкретной политической ситуации.
Национальные интересы государства принято делить наинтересы во внешнеполитической сфере (международной) и во внутриполитическойсфере (экономической, социальной, духовной, военной и др.).
Национальные интересы России во внешнеполитической (международной)сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России каквеликой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитииравноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционнымиобъединениями, прежде всего с государствами – участниками СодружестваНезависимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместномсоблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойныхстандартов.
Во внутриполитическойсфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильностиконституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечениигражданского мира и национального согласия, территориальной целостности,единства правового пространства, правопорядка и в завершении процессастановления демократического общества, а также в нейтрализации причин иусловий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма,этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов,терроризма.
Национальные интересыРоссии в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизнинарода.
Национальные интересы в духовнойсфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества,традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересыРоссии в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав исвобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитиисовременных телекоммуникационных технологий, в защите государственныхинформационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные интересыРоссии в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета,государственной и территориальной целостности, в предотвращении военнойагрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного,демократического развития государства.
Национальные интересыРоссии в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационныхи других условий для обеспечения надежной охраны государственной границыРоссийской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерациипорядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничномпространстве Российской Федерации.
Национальные интересыРоссии в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающейсреды.
Важнейшими составляющиминациональных интересов России являются защита личности, общества и государстваот терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – отопасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
 
3. Угрозы национальной безопасности России и целесообразныепути их парирования
 
Обеспечение национальнойбезопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах,выявление и учет которых носит определяющее значение. Состояние отечественнойэкономики, несовершенство системы организации государственной власти игражданского общества, социально-политическая поляризация российского обществаи криминализация общественных отношений, рост организованной преступности иувеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнениемеждународных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угрознациональной безопасности страны. В связи с этим основная задача системынациональной безопасности — защита национальных интересов от различного родаугроз. Однако бесспорно одно целенаправленное и эффективное обеспечениенациональной безопасности невозможно без комплексного использованияполитических, правовых, экономических, научно-технических,духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества игосударства.
Угроза — это реальная,непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам. Любуюугрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака.Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба вдействительность. Во-вторых, угроза понимается как намерение одних субъектов причинитьущерб другим. В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие дляпричинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.
Опасность — вполнеосознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальныминтересам. Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различиемежду ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность какнекоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности кединице опасность перерастает в угрозу. Это значит, что опасность можетсуществовать, а угрозы не будет, и в определенных условиях опасность можетдостигнуть характера угрозы.
Угроза безопасности – совокупность условий ифакторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества игосударства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящаяот внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельностипо обеспечению внутренней и внешней безопасности.
По источникупроисхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный исоциальный характер.
Угрозы природногохарактера – это возможность нанесения существенного ущерба в результатеприродных катаклизмов: землетрясений, цунами, наводнений, засухи и т.д. Природапорождает угрозы через действие космических и земных сил – механических,физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы (факторы)проявляются вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются«природными стихиями». Но природа и сама подвергается опасности в результатевсе возрастающего воздействия на нее общества, созданной им техники итехнологии. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которыеуже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей,человеческого общества.
Угрозы техногенногохарактера связаны с определенной опасностью в процессе функционированиятехнических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической,нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасностьпредставляют также запуски космических объектов, авиакатастрофы, аварии судов,взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.
Угрозы социальногохарактера связаны с деятельностью человека, общества и государства, которыепорождают наибольшее число угроз и для самих себя и для окружающей среды черездействия различных социальных сил – наций, классов, партий, группировок,силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядкавыступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность),неумение, беспечность, безответственность. Еще в большей мере такую роль играютпрямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградацияличности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерныхдеструктивных сил общества можно выделить преступный мир, политическихэкстремистов, вышедшие из-под общественного контроля военнизированныеформирования, терроризм.
Деструктивную рольиграют, с одной стороны, паралич власти, а с другой – политический произвол,властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградациязначительной части общества и т.п. Их действия могут быть сознательно планируемыми(преступления против личности, общества, государства, государственныеперевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.п.), но они могут бытьи относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемыерезультаты.
В настоящее время угрозыбезопасности могут носить и комплексный характер, например, разрабатываетсяоружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдетразрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.
Нетрудно заметить, что эти глобальные источники угрозявляются одновременно и объектами угроз. Каждая из трех названных областей можетбыть источником угрозы для двух других и для самой себя. Соответственно, каждаяиз них выступает и в качестве объекта угрозы, подвергаясь ей со стороны двухдругих областей и со стороны самой себя.
Каковы же основные угрозынациональной безопасности России и каким образом следует обеспечить еебезопасность?
Основные угрозы вмеждународной сфере обусловлены следующими факторами: стремление отдельныхгосударств, особенно США и их союзников, и межгосударственных объединенийпринизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности,прежде всего ООН и ОБСЕ; опасность ослабления политического, экономического и военноговлияния России в мире; укрепление военно-политических блоков и союзов, преждевсего расширение НАТО на восток; появление и возможность появления внепосредственной близости от российских границ иностранных военных баз икрупных воинских контингентов (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия,страны Балтии и др.); распространение оружия массового уничтожения и средствего доставки; ослабление интеграционных процессов в Содружестве НезависимыхГосударств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границыРоссийской Федерации и внешних границ государств – участников СодружестваНезависимых Государств (Афганистан, Абхазия, Нагорный Карабах и др.);притязания на территорию Российской Федерации (страны Балтии, Финляндия, Японияи др.).
Угрозы национальнойбезопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются также впопытках других государств противодействовать укреплению России как одного изцентров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальныхинтересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье,Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Что же противопоставляетвоенно-политическое руководство России этим угрозам?
Во-первых, внешняяполитика Российской Федерации направляется на проведение активноговнешнеполитического курса, упрочение ключевых механизмов многостороннегоуправления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередьпод эгидой Совета Безопасности ООН.
Во-вторых, навнешеполитической арене всеми доступными способами создаются благоприятныеусловия для экономического и социального развития страны, для сохраненияглобальной и региональной стабильности, а также защиты законных прав иинтересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целяхмер политического, экономического и иного характера.
В-третьих, активноразвиваются отношения с государствами – участниками Содружества НезависимыхГосударств на основе принципов международного права, а также отвечающихинтересам России интеграционных процессов.
В-четвертых, Россиядобивается полноправного участия в глобальных и региональных экономических иполитических структурах, содействует урегулированию конфликтов, включаямиротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций,добивается прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержаниястратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международныхобязательств в этой сфере, а также выполняет взаимные обязательства в областисокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений,осуществления мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечениямеждународного контроля за экспортом товаров, технологий и за оказанием услугвоенного и двойного назначения.
В-пятых, адаптируетсуществующие соглашения по контролю над вооружениями и по разоружению к новымусловиям международных отношений, а также разрабатывает при необходимости новыесоглашения, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности.
В-шестых, содействуетсозданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, и развиваетмеждународное сотрудничество в области борьбы с транснациональной преступностьюи терроризмом.
Обеспечение национальной безопасности и защита интересовРоссии в экономической сфере являются приоритетными направлениями политикигосударства. В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловленыпрежде всего существенным сокращением в России внутреннего валового продукта,снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-техническогопотенциала, стагнацией аграрного сектора, тенденцией к преобладанию вэкспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а вимпортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметыпервой необходимости.
Процесс обеспечениянациональной безопасности России в экономической сфере следует рассматриватькак через ее внешнеэкономическую, так и через внутриэкономическую деятельность.Во внешнеэкономической деятельности приоритетными направлениями являются:создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единогоэкономического пространства с государствами – участниками СодружестваНезависимых Государств. В условиях либерализации внешней торговли России иобострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг усиливается защитаинтересов отечественных товаропроизводителей, а также осуществляетсярегулирование деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционныхкомпаний, вводятся определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатациюзарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций,транспортных и товаропроводящих сетей.
Во внутриэкономическойдеятельности России среди наиболее эффективных мер можно назвать: правовоеобеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации; усиление государственного регулированияв экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономическогокризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического ипроизводственного потенциала, переход к экономическому росту (минимальнаязадача – удвоение внутреннего валового продукта) при снижении вероятноститехногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественнойпромышленной продукции, подъему благосостояния народа.
Основными путями решенияуказанных задач являются: концентрация финансовых и материальных ресурсов наприоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущимнаучным школам, ускоренное формирование научно-технического задела инациональной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числепутем создания фондов и использования грантов, реализация программ развитиятерриторий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание приподдержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализациюрезультатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитойинтеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитиеобщедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Другим не менее важнымнаправлением является обеспечение безопасности Российского государства в социальнойсфере с учетом следующих угроз: глубокое расслоение общества на узкий кругбогатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельноговеса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы; кризис системздравоохранения и социальной защиты населения; рост потребления алкоголя инаркотических веществ; резкое сокращение рождаемости и среднейпродолжительности жизни в стране; деформация демографического и социальногосостава общества; подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства;ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи; снижение духовного,нравственного и творческого потенциала населения.
С целью парированиявышеперечисленных угроз военно-политическое руководство России проводит работыпо обеспечению защиты культурного, духовно-нравственного наследия, историческихтрадиций и норм общественной жизни, всячески старается сохранить культурноедостояние всех народов России, планирует комплекс мер в сфере государственнойполитики в области духовного и нравственного воспитания населения (одним изпримеров является Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданРоссийской Федерации на 2001-2005 годы» и ее дальнейшая пролонгация на2006-2010 годы). Особое внимание уделяется контролю, к сожалению, пока с низкойэффективностью, за использованием эфирного времени в электронных средствахмассовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие,эксплуатирующих низменные проявления, а также осуществлению противодействиянегативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров. Вотдельное направление выделена программа сохранения роли русского языка какфактора духовного единения народов многонациональной России и языкамежгосударственного общения народов государств – участников Содружества НезависимыхГосударств.
В области охраны иукрепления здоровья граждан усиливается внимание общества, органовгосударственной власти Российской Федерации к развитию государственной(федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи,осуществлению государственного протекционизма в отечественной медицинской ифармацевтической промышленности, реализации федеральных программ в областисанитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложноймедицинской помощи, медицины катастроф.
В последнее время наповестку дня вышли новые угрозы безопасности России, связанные с информационнойсферой. Здесь серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран кдоминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России свнешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепцииинформационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия наинформационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционированияинформационных и телекоммуникационных систем, а также сохранностиинформационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Исходя из этого,важнейшими задачами обеспечения безопасности Российской Федерации винформационной сфере являются: реализация конституционных прав и свобод гражданРоссийской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование изащита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировоеинформационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборствав информационной сфере.
Серьезную угрозунациональной безопасности Российской Федерации представляет терроризм (в т.ч. имеждународный) и угроза криминализации общественных отношений. Международнымтерроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточнаяправовая и материально-техническая обеспеченность деятельности попредупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм,отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличиваютстепень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Кроме того, серьезныепросчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической,военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности,ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенствоправовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере,снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основнымифакторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм,а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослабленииправового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементовисполнительной и законодательной власти с криминальными структурами,проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупнымипроизводствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи сэтим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не толькоправовой, но и политический характер.
В этих условияхважнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление,устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества,создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур,противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условийдля их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределахих компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительнойсфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества НезависимыхГосударств.
Решения и меры,принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью,сегодня носят открытый, конкретный и понятный каждому гражданину характер. Воглаву угла этой работы поставлено равенство всех перед законом и неотвратимостьответственности, независимо от должностной иерархии и финансовой поддержки.
В целях предупреждениякоррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконнымпутем в стране создается действенная система финансового контроля,совершенствуются меры административного, гражданского и уголовно-правовоговоздействия, отрабатывается механизм проверки имущественного положения иисточников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимоот формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.
Борьба с терроризмом,особенно международным, наркобизнесом и контрабандой осуществляется на основеобщегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступнойдеятельности. Основываясь на международных соглашениях, Россия эффективносотрудничает с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальнымислужбами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьбас терроризмом. В этих целях широко используется международный опыт борьбы сэтим явлением, вырабатывается скоординированный механизм противодействиямеждународному терроризму, перекрываются все возможные каналы незаконногооборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-зарубежа. В то же время работа в этой сфере не всегда приносит стопроцентныйуспех, и теракты на территории России еще не стали достоянием истории.
Несмотря на принимаемыемеры, возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Во многом этомуспособствуют следующие негативные тенденции, имеющие место в РоссийскойФедерации: затянувшийся процесс реформирования оборонного промышленногокомплекса, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенствонормативной правовой базы; достижение недопустимого уровня снижения укомплектованностивойск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой; остротасоциальных проблем военнослужащих. Кроме того, возведенный в рангстратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий внезоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН,увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание ихвозможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения, а такжеактивизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных специальныхслужб и используемых ими организаций создают предпосылки качественно новогоэтапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военныхдействий.
Нам, как людям военным,эти угрозы особенно близки. В Концепции национальной безопасности РоссийскойФедерации сказано, что главной целью в данной области является обеспечениевозможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXIвеке, при рациональных затратах на национальную оборону. Каким же образомвоенно-политическое руководство России обеспечивает выполнение данной цели?
Во-первых, впредотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтениеполитическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам приналичии достаточной для обороны России военной мощи. Рассмотрение возможностиприменения военной силы для обеспечения своей национальной безопасностипроводится исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в еераспоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимостиотражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризиснойситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутристраны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации ифедеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан,территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного измененияконституционного строя.
Во-вторых, важнейшейзадачей стало осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессиилюбого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и еесоюзников. Для этого Российская Федерация проводит мероприятия, направленные наподдержание в высокой степени боеготовности ядерных сил, способныхгарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любомугосударству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.
В-третьих, в основуорганизационно-штатных мероприятий по модернизации Вооруженных сил положенследующий принцип: боевым составом мирного времени Вооруженные силы должны бытьспособны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решениесовместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражениюагрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическоеразвертывание для решения задач в крупномасштабной войне.
В-четвертых, продолжаетсяэффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами – участникамиСодружества Независимых Государств.
В-пятых, несмотря нанежелание некоторых государств, особенно Грузии, продолжается военноеприсутствие России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение вних на договорной и международно-правовой основе, а также на принципахпартнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-морскогофлота) обеспечивает готовность России выполнять свои обязательства, содействуетформированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и даетвозможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ееначальной стадии, способствует реализации внешнеполитических целей государства.
В-шестых, проводитсяглубокая и научно продуманная реструктуризация и конверсия оборонногопромышленного комплекса без ущерба для развития новых технологий инаучно-технических возможностей, а также модернизации вооружений, военной испециальной техники и укрепление позиций российских производителей на мировомрынке вооружений. Особое внимание уделено формированию необходимых условий дляорганизации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научныхисследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государстваперспективного и опережающего научно-технического задела.
Существенную роль в вопросах обеспечения национальнойбезопасности России играет и глубоко продуманная стратегия во внутриполитическойсфере. Причем эта стратегия должна строиться исходя из существующих внутреннихугроз нашему Отечеству. Особе место среди этих угроз занимают, во-первых, экономическаядезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовныхценностей, которые способствуют усилению напряженности во взаимоотношенияхрегионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству исоциально-экономическому укладу Российской Федерации. Во-вторых, этноэгоизм,этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественныхобъединений, а также неконтролируемая миграция, способствующая усилениюнационализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма исоздающая условия для возникновения этнонациональных конфликтов. Кроме того,негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений рядасубъектов Российской Федерации. Это, в свою очередь, ведет к усилению политическойнестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и еговажнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей,финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
В этих условияхруководство нашего государства проводит всестороннюю работу, направленную насближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннегосотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственнойнациональной и региональной политики позволяющей обеспечить в России внутриполитическуюстабильность. Комплексный подход к решению этих задач составляет основувнутренней государственной политики, обеспечивающей развитие РоссийскойФедерации как многонационального демократического федеративного государства. Дляэтого проводятся, во-первых, укрепление российской государственности,совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления, а такжеприменяется комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных иэтнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Во-вторых, осуществляетсяконституционный принцип народовластия на основе согласованного функционированияи взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительнойвласти и единства судебной системы России путем соблюдения конституционногопринципа разделения властей; установления более четкого функциональногораспределения полномочий между государственными институтами; укрепленияфедеративного устройства России через совершенствование ее отношений ссубъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.
В-третьих, основныминаправлениями защиты конституционного строя в России выбраны: обеспечениеприоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основезаконодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных иправовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правовогопространства и национальных интересов России; выработка и реализациярегиональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных ирегиональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданиюполитических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские иантиконституционные цели, и пресечение их деятельности.
В-четвертых,осуществляется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью икоррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической исоциально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработкекомплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государстваот преступных посягательств.
В-пятых, формируетсясистема мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушныхграждан. Эти меры направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровьяи собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также отдругих обстоятельств.
В последнее время напроцесс обеспечения национальной безопасности России оказывают существенноевлияние угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ееприродных ресурсов. Данная угроза находится в прямой зависимости от состоянияэкономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем.Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетическихотраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохраннойдеятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающихтехнологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованиютерритории России в качестве места переработки и захоронения опасных дляокружающей среды материалов и веществ.
В создавшихся условиях кчислу приоритетных направлений деятельности Российского государства вэкологической сфере его руководством отнесены: рациональное использованиеприродных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращениезагрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий,связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовыхотходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизацияпоследствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологическибезопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения,прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядернымиэнергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива,топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды издоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; созданиеи внедрение безопасных производств, поиск способов практического использованияэкологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мерв экологически опасных регионах Российской Федерации.
Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизниобщества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальнуюбезопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную,экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности. Чтопредставляют собой эти слагаемые национальной безопасности? Каковы их сущность,особенности, состояние?
Политическая безопасность представляет собой такоесостояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан,социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостностьгосударства, его благоприятное международное положение. Политическаябезопасность — это составная часть, главное звено и основа национальнойбезопасности.
Экономическаябезопасность- это такое состояние жизнедеятельности личности, социальной группы, общества вцелом, при котором гарантируется защита их материальных интересов отдеструктивных подрывных действий, гармоничное, социально ориентированноеразвитие экономики, обеспечивается способность государства определять безвмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Безопасность в социальнойсфере можноопределить как такое состояние развития личности, различных групп населения,общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своимсоциальным статусом, а отношения внутри них и между ними носят не конфронтационныйхарактер. Безопасным является общество, в котором царят социальное партнерство,межнациональный мир и гражданское согласие. Другими словами, социальнаябезопасность включает предотвращение и нейтрализацию опасностей, угрожающихсоциальному благополучию граждан, социальной целостности общества, егосоциальной стабильности. Порой масштабы и острота этих опасностей и угроздостигают критической отметки. Именно такая ситуация сложилась в России в нашидни.
Военная безопасность — устойчивое состояниезащищенности общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Онахарактеризует способность государства противодействовать возникновению войны,вовлечению в войну, а в случае ее возникновения, сведения до минимума ущерба иразрушительных последствий для национальной безопасности страны.
Информационная безопасность — способностьгосударства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику гражданот негативного информационного воздействия, обеспечивать управленческие структурыдостоверными данными для их успешного функционирования, не допускать утечкизакрытой общественно ценной информации и сохранять постоянную готовность кинформационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
 
4. Силы и средстваобеспечения национальной безопасности России
Система обеспечениянациональной безопасности Российской Федерации создается и развивается всоответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами вэтой области.
Основу системыобеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы,силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие мерыполитического, правового, организационного, экономического, военного и иногохарактера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества игосударства.
Полномочия органов и силобеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципыи порядок действий определяются соответствующими законодательными актамиРоссийской Федерации.
В формировании иреализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерациипринимают участие:
Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционныхполномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; всоответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует иупраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности;выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальнойбезопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняетотдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации,определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное СобраниеРоссийской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формируетзаконодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РоссийскойФедерации.
Правительство РоссийскойФедерации впределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланияхПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в областиобеспечения национальной безопасности Российской Федерации координируетдеятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленномпорядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программв этой области.
Совет безопасностиРоссийской Федерации создан весной 1992 года. В состав Совета безопасности РоссийскойФедерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.Председателем Совета безопасности является по должности Президент РоссийскойФедерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасностиРоссийской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантови других лиц.
Совет безопасностипроводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальнойбезопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента РоссийскойФедерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения вобласти обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а такжепредложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечениянациональной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решенийв этой области.
Федеральные органыисполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации,решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вобласти национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенцииразрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют ихПрезиденту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органамиисполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РоссийскойФедерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а такжефедеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующимВооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасностиРоссийской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводятмероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций коказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласнозаконодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительнойвласти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальнойбезопасности Российской Федерации.

Заключение
 
Выполняя конституционныйвоинский долг по защите и обороне Отечества, каждый военнослужащий долженосознавать, что безопасность государства, правопорядок и законность в стране вбольшой степени зависят от добросовестного выполнения каждым человеком впогонах своих служебных обязанностей. Сила и могущество государства зависит отзнаний, умений и навыков каждого его гражданина.

Литература
 
1. Указ Президента РФ от17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальнойбезопасности».
3. Ежегодноепослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РоссийскойФедерации 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.