Реферат по предмету "Социология"


Социально-экономическое прогнозирование

Содержание Введение 1. Метод экспертных оценок: сущность, особенности 2. Метод индивидуальных экспертных оценок 3. Методы коллективных экспертных оценок
Заключение Список литературы Введение Актуальность темы: Интуитивные методы – это методы экономического прогнозирования. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. Действительно, очень трудно прогнозировать, например, развитие научной деятельности в каких-либо областях, определение последствий научно-технического прогресса на общество и т.д. В этом случае используются оценки экспертов. Интуитивные методы прогнозирования как научный инструмент решения сложных неформализуемых проблем позволяют получать прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Предмет работы – специфические методы социально-экономического прогнозирования. Объект работы – интуитивные методы: классификация, примеры применения. Задачи: 1. Определить сущность и особенности метода экспертизных оценок. 2. Дать понятие и классификацию метода индивидуальных экспертных оценок. 3. Дать понятие и классификацию метода коллективных экспертных оценок. Цель работы: рассмотреть интуитивные методы социально-экономического прогнозирования привести примеры индивидуальных и коллективных методов экспертных оценок. 1. Метод экспертных оценок: сущность, особенности. Сущность метода экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Характерными особенностями методов экспертных оценок, применяемых весьма широко, являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов: во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель. Посредством применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени: определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности: разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности: альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности. Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование репрезентативной экспертной группы: подготовку и проведение экспертизы: статистическую обработку полученных результатов опроса. В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. 2. Метод индивидуальных экспертных оценок. Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария, метод «дерева целей». При методе «интервью» осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом, вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Преимущество метода «интервью»: благоприятная обстановка, изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов. В неблагоприятной обстановке длительное интервью вообще невозможно, а кратковременное, стандартизированное допустимо. Пример метода «интервью». Планируется открытие пекарни по производству хлебобулочных изделий. При составлении бизнес-плана был приглашен эксперт для обсуждения вопросов: - маркетинговые исследования; - потребление хлебобулочных изделий на душу населения за данный период времени в данном городе; - анализ конкурентов и т.д. Менеджером фирмы был составлен план вопросов, относительно перспектив развития пекарни и завоевания доли рынка хлебобулочных изделий в городе. При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Пример аналитического метода:Для оценки и прогноза уровня инфляции в городе за данный период времени был приглашен эксперт, воспользовавшийся аналитическим методом. Метод написания сценария основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней "дерева целей". Сценарий - это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту. Пример: Было открыто новое месторождение нефти. Вовлечение данного природного ресурса в хозяйственный оборот находится на начальной стадии. Необходимо использовать метод написания сценария при условии, что данный природный ресурс будет исчерпан за короткое время (1 год), либо месторождение будет функционировать более долгое время (до 5 лет). Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности, т.е. чем больше степень согласованности мнений экспертов в осуществимости событий, в развитии процесса и т.д. Метод дерева целей используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. "Дерево целей" строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях. На рисунке показано, что каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня. Точка разветвления называется вершиной. Из каждой вершины должны исходить не менее двух ветвей, причем число этих ветвей не ограничено сверху, то есть на верхнем уровне их может быть три, пять и более. В построении "дерева целей" необходимо отметить три условия: 1) исходящие из одной вершины ветви должны образовывать замкнутое множество: 2) ветви, исходящие из одной вершины, должны быть взаимно исключающими, то есть не должно быть частичного совпадения объектов, представленных двумя различными ветвями, исходящими из одной вершины;
3) «дерево целей», используемое при нормативном прогнозировании, следует считать совокупностью целей и подцелей. Примером метода «дерева целей» может служить, например, разработка федерального бюджета. «Дерево целей» - популярный метод науки управления, используемый для прогноза, выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «Дерево целей» - это схематическое представление проблемы принятия решений и полезный инструмент для принятия последовательных решений.
Основным преимуществом рассмотренных выше методов является возможность максимального использования индивидуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельных работников. 3. Методы коллективных экспертных оценок. Методы коллективных экспертных оценок – это метод комиссий, метод Дельфи, метод «мозгового штурма»; метод морфологического анализа. Содержание метода «комиссий» следующее. Создается рабочая группа, в функции которой входят: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки. Уточняются основные направления развития объекта, а также составляется матрица, отражающая генеральную цель, подцели и средства их достижения, т. е. направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения цели. Затем разрабатываются вопросы для экспертов. Это может быть перечень или таблица, но содержание вопросов должно определяться спецификой прогнозируемого объекта. Далее следуют проведение опроса экспертов и статистическая обработка материалов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Они служат исходной базой для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития исследуемого явления или процесса. Методика представляет собой совокупность оценок относительной важности, назначенных экспертами каждого из оцениваемых направлений исследований и разработок, выражающихся в баллах и принимающих значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т. д. Эти оценки по определенному вопросу сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследований, а столбцы – порядковые номера экспертов. Метод «комиссий» состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется ввиду, что развитие данного объекта не может быть определено другими методами. Пример: в администрацию города поступили многочисленные просьбы от жителей отдаленного от центра района города о том, чтобы в их районе была построена школа. Со стороны администрации была проведена следующая работа: - создание рабочих групп, обеспечивающих подготовку и поведение опроса, обработку материалов и анализ результатов экспертной оценки; - уточнение основных направлений развития объекта, определение генеральной цели; - разработка вопросов для экспертов, обеспечение однозначности понимания экспертами определенных вопросов, а также независимости их суждений; - назначение группы экспертов для разработки прогноза; - проведение опроса и обработка материалов; - определение окончательной оценки опроса, которая выводится либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое, либо как среднее взвешенное значение оценки. «Метод Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертных оценок. Его основными особенностями являются: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов экспертов и коллективных обсуждений; многоуровневая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок, аргументации и критики; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов. Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности. Например, может быть использован в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования. Метод «мозгового штурма». В са­мых широких кругах известен метод с громким названием "мозговой штурм". С этим интригующим словосочетанием — "мозговой штурм" — больше знакомы инженеры, изучав­шие эвристические методы творчества. Эвристика шумный успех в романтичные 60-е, когда очень многим ка­залось, что за ближайшим историческим поворотом чело­вечество ожидает благоденствие, материальную часть ко­торого ваяют бородатые «физики», а духовную составляю­щую — неистовые романтики-«лирики». Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен ши­рокому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение», в которой раскры­вались принципы и процедуры творческого мышления. Осборн предположил, что рождение новых, нестандартных идей «тормозит» особенность человеческого сознания, ко­торая проявляется в подсознательном желании «подвергать критике» любую идею. Иначе говоря, в любом из нас таится персональный «цензор», отсеивающий по принципу «пройдет — не пройдет», отталкиваясь при этом от соб­ственных понятий об «общепринятых нормах» предшеству­ющего личного и общественного опыта, субъективных представлений о «рациональном и иррациональном». Осборн предложил удивительно простой подход — разделить во времени и пространстве два про­цесса: генерирование идей и критический анализ идей. При этом идеи рождаются группой «генераторов» и теряют свое «персональное» авторство, становясь плодом коллективно­го творчества. По Осборну, это помогает высвобождать твор­ческий потенциал сознания любого из нас, не скованного страхом попасть «под ножницы цензора». Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируют­ся и развиваются. Словосочетание, предложенное А. Осборном — brain-storming допускает несколько вариантов пере­вода. В настоящее время наиболее распространенным на­званием данного метода является «мозговой штурм». Рас­пространены также варианты перевода: «мозговая атака», «конференция идей». Для участия в этапе генерации идей целесообразно привлекать людей, отличающихся хорошими творческими способностями, большой скоростью мыслительных процес­сов, легкостью включения в новые ситуации, гибкостью, способностью быстро переключать внимание с одного ас­пекта на другой. Умение отойти от привычных установок и психологических «тормозов», ограничений позволяет рас­ширить область возможностей каждого из участников штур­ма. Снятие давления предыдущего профессионального и житейского опыта повышает чувствительность к очень сла­бым ассоциациям, на основе которых зачастую и рождают­ся неожиданные, оригинальные, а иногда — шокирующие творческие находки. Западные специалисты считают наилучшим способом мозгового штурма так называемый метод I-G-I (индивид — группа — индивид).
К участникам штурма обращаются с просьбой разрабо­тать исходные идеи. Для этого в одной комнате собираются 4—7 человек. Участникам не разрешено разговаривать друг с другом — вначале идет индивидуальная работа. Ведущий представляет стратегию позиционирования, которая должна лежать в основе творческих идей, а затем действует как наблюдатель. На первом этапе участники получают два ука­зания: 1) выдавать количество, а не качество и 2) выдать не менее 10 решений, при этом на каждое дается не более 15 минут.
1. Ведущий собирает изложенные на бумаге идеи и вос­производит их на экране проектора или на доске. Далее начинается этап группового обсуждения по следующему сценарию: каждый автор кратко представляет свою идею, а остальные участники высказывают замечания и пытаются соотнести каждую новую идею с теми, которые уже были заслушаны. 2. После группового обсуждения участники вновь пе­реходят к самостоятельной работе и голосуют за ту идею, которую считают лучшей. Все имеют равное право голоса. В итоге выбираются несколько лучших идей. Можно оце­нивать их по порядку 1, 2, 3 и так далее до наименее интересной. Получившие наивысшую общую оценку идеи будут переданы на реализацию и тестирование. Итак «мозговой штурм» - это выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценка. При «мозговой атаке» сначала активизируется творческий потенциал специалистов, что находит отражение в генерации определенной идеи. Затем следует процесс деструирования (разрушения, критики) этой идеи и формулируется контридея. Это позволяет за короткое время путем вовлечения всех экспертов в активный творческий процесс получить продуктивные результаты. Пример метода «мозгового штурма»: при обсуждении вопросов строительства нового, ультрасовременного стадиона, с нестандартной архитектурой, были приглашены ряд специалистов с креативными целями и был использован метод «мозгового штурма». Метод морфологического анализа представляет собой упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития. Он включает ряд приемов, имеющих единый принцип действий: систематизированное рассмотрение характеристик объекта, стремление не пропустить ни одной из них, ничего не отбрасывать без предварительного исчерпывающего исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата информации с последующим исследованием ее по методу «морфологического ящика». Последний строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие характеристики объекта. Последовательное соединение одного из параметров первого уровня с одним из параметров последующего уровня представляет собой одно из возможных состояний объекта или решений проблемы. В результате создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив его состояния. Пример: можно использовать научно-технических прогнозах, при развитии какой-либо отрасли науки. Группа методов коллективных экспертных оценок основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, могут возникнуть продуктивные идеи. Заключение В связи с поставленными задачами можно сделать следующие выводы: 1. Метод экспертных оценок – это процедура интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов. Метод очень актуален в наши дни, так как часто при прогнозировании объектов и процессов невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности прогнозируемого объекта. Особенности метода: - научная основа проведения всех этапов экспертизы; - применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов. 2. Метод индивидуальных экспертных оценок – это метод, в котором используются оценки одного специалиста. Предполагает индивидуальную работу эксперта. В работе описаны методы: - метод «интервью»; - аналитический метод; - метод написания сценария; - метод «дерева целей». 3. Метод коллективных экспертных оценок – это метод, в котором используются оценки группы экспертов, коллективное мышление. При таком методе могут возникать более продуктивные идеи. Разновидности метода: - метод «комиссий»; - метод Дельфи; - метод «мозгового штурма»; - метод морфологического анализа. Список литературы 1. Акофф Р. Принятие решений. М.: 1982 2. Антипов К.В. Паблик рилейшнз. Учебное пособие, издание второе. М.: 2001. 3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. М.: Академический проект. Трикста, 2004 г. 4. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. М.: 2000 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :