Процессы миграции в обществе
Миграция – процесс изменения постоянного места жительства проживания человека или социальной группы, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район, другую страну.
Миграционный процесс тесно связан с горизонтальной и вертикальной мобильностью, так как каждый человек, переходя из одной социальной группы в другую, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия.
Для того, чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства, нужны определенные условия. Эти условия обычно делят на три группы:
1. Выталкивание связано с неудовлетворительными условиями проживания индивида в родных местах. Связано с экономическими кризисами, стихийными бедствиями, экологической обстановкой (Чернобыль), войнами (Чечня). На сегодняшний день механизм выталкивания заставляет людей покидать Чечню, Таджикистан, Грузию.
2. Притяжение – совокупность привлекательных черт ля проживания в других местах (регионах с высокой оплатой труда, большая политическая стабильность). Разница в условиях жизни может создаваться искусственно для управления потоками мигрантов, притяжения рабочей силы, “умов” в районы, где их не хватает. В России часть молодежи из регионов с низким прожиточным уровнем (Пензенская область) мечтает уехать работать в Москву, Самару, где более высокая оплата труда по сравнению с другими регионами (внутренняя миграция). Значительная часть интеллигенции покинула Россию в период перестройки, выехав за границу в погоне за экономической и социальной стабильностью (международная миграция).
3. Пути миграции – характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его семьи, багажа в желаемый им район, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолевать трудности. Дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну. Причиной невыезда может стать и языковой барьер, получение разрешения на выезд и въезд и т.п. В СССР очень мало людей имели возможность покинуть страну, так как не было возможности получить разрешение на выезд. Сегодня основной проблемой является цена билета и языковые барьеры.
Таким образом, процесс миграции тесно связан с мобильностью и проходит без нее.
Примеры
Горизонтальная мобильность: Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной .социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.
Вертикальная мобильность:
Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста брахманов навсегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства и, особенно, высшие церковные сановники также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века3. Другой пример — группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению. Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке группа в целом начала "опускаться" и наконец вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положение при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.
Каналы вертикальной мобильности:
Некоторое время назад признаком высокого социального статуса считалось наличие сотового телефона, который могли себе позволить только богатые люди. Таким образом, человек, покупая себе мобильный телефон, поднимал свой статус в глазах окружающих.
Одним из каналов восходящей мобильности является изменение статусного окружения. Например, девятиклассник начинает дружить с пятиклассником, снижая свой статус в глазах своих одноклассников, которые считают “пятиклашек” маленькими, недостойными внимания.
Классическим примером вертикальной восходящей мобильности может служить сказка “Золушка”, где девушка из бедной семьи выходит замуж за принца.
К факторам мобильности относят мотивацию индивидов, их стартовые возможности. Причем возможности вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.
Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из обществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала собственной социальной структурой и занимала строго определенное место среди других каст.
Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена всякая возможность достижения более высоких статусов при строгих правилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных верований. В Древней Индии социальные барьеры между кастами были очень значительными переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста имела специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а так же создавала свои типы внутренних связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если представитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.
Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к которым относятся прежде всего потребности общества в квалифицированных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и экономическими процессами.
Но даже в современных обществах существуют социальные группы "закрытого" типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при занятии наиболее высоких социальных статусов и преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения наилучшего образования и т.д.
В обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в силу из замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута группа, все равно существует хотя бы незначительное число членов других групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невозможно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.
Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует "большей вертикальной мобильности" в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и "лифтов" для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они конечно же существуют. В России “лифты” менялись со временем. В период СССР гарантией вертикальной мобильности являлось членство в коммунистической партии Советского Союза и образование, сегодня “лифтом” вертикальной мобильности являются деньги.
Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех "демократических" обществах вертикальная мобильность больше, чем в "автократических"'. В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как "каналы" и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, "выборы" в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как "выборы" суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех "невыборных" обществ.
Политическая власть: понятия, критерии, оценки
Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Законодательная власть. Она основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.
В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая— на основе территориальной пропорциональности.
Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.
По Конституции Российской Федерации законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе.
Исполнительная власть. Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность преимущественно за “закрытыми” дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти. Исполнительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Судебная власть. Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечение и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами — норма правового государства. Суд призван быть защитником права, пресекая правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.
В Конституции РФ через высшие органы судебной власти – Конституционный суд РФ, Верховный суд, Высший арбитражный суд – обозначены основные контуры судебной системы. На Западе существует еще суд присяжных, проблему которого сейчас решает и Россия, пытаясь таким путем предотвратить давление на судей со стороны местных властей. Суды присяжных в последние десятилетия сокращают свои функции на Западе.
В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент также подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, решает вопросы гражданства и многие другие жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.
В свою очередь и Федеральное Собрание наделено определенными правами для влияния на президента. Так, он может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения его в государственной измене или совершении иного; тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Государственная Дума имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить правительство в отставку, так и распустить саму Думу при условии, что она повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством.
Конституционная связка президент — правительство нужна для стабильности страны и безопасности государства.
В Конституции РФ подчеркивается, что судебная власть есть самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Это положение представляется важной конституционной гарантией осуществления законодательной и исполнительной властей. Вместе с тем и существование самой судебной власти имеет конституционные гарантии. Они выражены в основных принципах деятельности судов: независимости судей и подчинении их только закону, несменяемости судей и их неприкосновенности. Независимость суда как органа государственной власти обеспечивается тем, что финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Не в полной мере соответствует принципу разделения властей правовой статус Президента, который одновременно является высшим должностным лицом (то есть главой государства) и главой исполнительной власти. Как высшее должностное лицо Президент обязан своим арбитражем обеспечить эффективное функционирование публичных властей, но как глава исполнительной власти, непосредственно руководящий правительством, он вынужден в первую очередь отстаивать и проводить в жизнь специфические интересы исполнительной власти. Именно нерешенность вопроса о статусе Президента в действующей Конституции во многом порождает конфликты и противостояния с властью законодательной. Проблема с организацией властей является краеугольной в ходе проводимой у нас реформы. Данный вопрос должен решаться исходя из анализа реальной практики функционирования властей в России и с учетом международного опыта.
Примеры:
Харизматическая власть встречается не так уже и редко даже в современном мире. У нас в России самыми яркими примерами являются такие лидеры политической власти, как Ленин и Сталин. Смерть этих двух вождей оставила в то время на всей стране неизгладимый след. В память Ленину соорудили Мавзолей, а похороны “дедушки Сталина” стали хрестоматийным примером всей истории Отечества. Их авторитет был настолько велик, что потеря осознавалась основными массами народа как личное горе, глубоко и искренне переживаемое. До сих пор осталась в России тоска по “сильной руке хозяина”, которую умело поддерживают то одни, то другие политические партии.
Власть традиционная – обычно это связано с абсолютной монархией как формой власти. В современных странах абсолютная монархия эволюционировала в конституционную. В Японии, например, формой правления является парламентарная монархия. Полномочия императора с 1947г. были резко сокращены, фактически низведены до чисто номинального уровня: “Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти”. Однако по-прежнему он остается главой государства.
Рационально-правовая власть связана с правовым государством, где права каждого человека регулируется законодательством и охраняются государством, где действует принцип верховенства закона и т.д. К таким государствам относятся современная Россия, США, Франция и т.д.
Наглядно можно рассмотреть механизм функционирования власти на примере переходных периодов. Оказавшись в неразрешимой кризисной ситуации в 1917-1918 годах, Российское государство было до основания порушено грозными революционными потрясениями. Монархия была низложена в одночасье, буржуазия была уничтожена как класс в несколько лет. Страна долго металась в агонии анархии и гражданской войны, не поддаваясь никакой власти. В результате революция 1917 года государственную власть захватили в конечном итоге коммунисты. При достижении ее использовались все ресурсы власти: экономические (финансирование вооружения, поддержка беглых и т.п.), социальные (повышение социального статуса крестьян и рабочих до чрезвычайно уровня: поднимается престиж низкого социального происхождения, развивается культ бедноты). Были захвачены информационные ресурсы, институты науки и образования оказались во власти большевиков, образованные люди были высланы из страны, создавался своеобразный информационный вакуум с целью облегчения управления народными массами. Естественно, при захвате государственной власти были использованы силовые ресурсы: армия, оружие, были созданы ГКЧП.
Дальнейшее историческое развитие страны показало, что сила государственной власти СССР римерно до 50-х гг. была основана на страхе перед доносами, шпионами, иностранной интервенцией, КГБ, бесчисленными репрессиями.