Реферат по предмету "Социология"


Как провести социологическое исследование

Содержание НАУЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Литература
НАУЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ История социологии свидетельствует о сложном пути ста­новления, развития и обогащения методов изучения соци­альной реальности. На первых порах становления социологии ее приемы и спо­собы познания действительности мало отличались от тех, кото­рые использовались уже существующими науками — филосо­фией, правом, историей. Однако и на этом этапе — что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме — социология ори­ентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» ин­формации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию. Социология постепенно накапливала свои методы позна­ния, особенно когда это касалось эмпирических исследова­ний. Отдельные документы, опросные листы, интервью, ана­лиз документов получили завершенную целостную интерпре­тацию в основном в 20-е годы XX века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность все­сторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.
ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-техничес­ких процедур, связанных между собой единой целью: полу­чить достоверные данные об изучаемом явлении или процес­се, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью. Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы: разработка программы и инструментария; сбор информации; подготовка собранной информации к обработ­ке и ее обработка; анализ полученной информации, подведе­ние итогов исследования, формулировка выводов и рекомен­даций. Несмотря на то, что каждое социологическое исследо­вание, претендующее на цельность и законченность, вклю­чает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологических процедур, пригодных для изуче­ния различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обуслов­лен характером поставленных в нем цели и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социо­логического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование (пилотажное или зондажное) решает весьма ограни­ченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основыва­ется на упрощенной программе и сжатом по объему инстру­ментарии. Инструментарием в социологии называют методические до­кументы, с помощью которых осуществляется сбор первичной ин­формации. К таковым относятся: анкета, бланк-интервью, опрос­ный лист, бланк-карты для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др. Разведывательное исследование используется для предвари­тельного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, воз­никает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополни­тельной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ об­следуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые мо­гут встретиться в дальнейшем. Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное иссле­дование служит поставщиком оперативных данных. В этом смыс­ле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. С помощью оперативных опросов определяют отноше­ние людей к актуальным событиям и фактам (зондаж обще­ственного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общест­венно-политических кампаний. Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора пер­вичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Под первичной социологической информацией принято пони­мать полученные в ходе социологического исследования в различ­ной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашивае­мых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточ­ках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследо­вания, может быть осуществлен анализ специальной литера­туры, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа, который позволяет составить относитель­но целостное представление об изучаемом явлении, его струк­турных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой все­сторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами. Описательное исследование проводится по подробно раз­работанной программе и на базе методически апробирован­ного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможными группировку и классифи­кацию элементов по тем характеристикам, которые выделе­ны в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется в тех слу­чаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различ­ные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно одно­родных групп дает возможность осуществить их оценку, срав­нение и сопоставление интересующих исследователя характе­ристик а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними. Выбор методов сбора информации в описательном ис­следовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации а, следовательно, по­зволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации. Аналитическое - социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фикси­руется наличие связи между удовлетворенностью содержани­ем выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содер­жанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фак­тором, влияющим на уровень его эффективности.
Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характе­ристику любого социального процесса или явления, практи­чески невозможно, постольку почти в каждом аналитичес­ком исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие дан­ному социальному институту или организации и т.д. Подготовка аналитического исследования требует значи­тельного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социоло­гической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязы­вать, «состыковывать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интер­претации. Тем самым аналитическое исследование сущест­венно отличается не только содержанием своего подготови­тельного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов. Разновидностью аналитического исследования можно счи­тать социальный эксперимент. Его проведение предполагает со­здание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «по­ведения» тех включенных в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства. Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жиз­ни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать слу­чайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с на­учной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления. В зависимости от того, рассматривается предмет в стати­ке или в динамике, могут быть выделены еще два вида соци­ологического исследования — точечное и повторное. Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристи­ках какого-либо явления или процесса в момент его изуче­ния. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моменталь­ный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Сравнительные данные могут быть получены лишь в ре­зультате нескольких исследований, проведенных последова­тельно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инстру­ментарии, называются повторными. По сути дела, они пред­ставляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики разви­тия объекта. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Дли­тельность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо об­щественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказыва­ют временные интервалы повторных исследований. Напри­мер, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опроси­ли перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближай­ший срок повторного исследования — после завершения при­ема в вузы или поступления на работу. Панельное -особый вид повторного исследования. До­пустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется неза­висимо от того, как изменился объект за период между пер­воначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изуче­ние одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблю­дать такие интервалы, которые позволяют максимально со­хранять стабильность исследуемой совокупности по ее вели­чине и составу. Эти исследования дают хорошую возмож­ность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития. Помимо названных в социологии используются — хотя значительно реже — специальные виды социологических ис­следований. Монографическое исследование - нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранно­го социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук — истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п. Образцом такого монографического исследования (к со­жалению, забытого) можно считать работу академика А.Н.Большакова «Деревня (1917—1927 гг.)», построенную на изучении всех сторон жизни одной из волостей Тверской гу­бернии. Значительный интерес представляют когортные исследо­вания, которые изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, пережив­ших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением. При­мером такого исследования является книга Б.Ц.Урланиса «История одного поколения». В наступившей поре открытости всему миру все чаще стали проводиться международные, кросскультурные исследо­вания, которые основаны на сравнении и сопоставлении яв­лений и процессов в различных странах. При всей их значи­мости, привлекательности следует отметить одну большую методологическую сложность — трудности в интерпретации как задач и стратегии исследования, так и полученных ре­зультатов, ибо накладываются на них такие специфические особенности, которые обусловлены различным менталитетом, культурным опытом, традициями, способами исследования и решения назревших социальных проблем. Такова в общих чертах выстроенная по разным основани­ям классификация видов социологического исследования. Правомерно поставить вопрос: имеется ли зависимость между социальными явлениями и видами их социологического исследования, с помощью которых они могут быть изучены? В принципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое социальное явление может изучаться на уровне раз­ведывательного, описательного или аналитического иссле­дования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первич­ной информации. В свою очередь, для любого вида социо­логического исследования не существует «запрета» на ана­лиз тех или иных явлений и процессов — каждое способно дать о них определенный объем научной информации.
Качество социологической информации в значительной сте­пени повысится, если предусмотреть до основного проведение пробного исследования. Оно является способом проверки обо­снованности выдвигаемых гипотез и задач, а также методичес­кого уровня и отработанности инструментария сбора социоло­гической информации. Пробное исследование помогает оце­нить правильность построения соответствующей модели выборки и внести в нее в случае надобности определенные коррективы, уточнить некоторые характеристики объекта и предмета иссле­дования, обосновать расходы, и сроки всех исследовательских процедур. Большое значение пробное исследование имеет и для тренировки интервьюеров и анкетеров.
Образно говоря, пробное исследование можно рассмат­ривать как генеральную репетицию главного исследования, позволяющую сделать первые выводы о том, насколько ус­пешно прошел этап подготовки к нему и каких результатов можно ожидать. Сказанное вместе с тем не означает, что сам социолог в конкретном случае не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вы­текает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, научной и практической целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить. Если планируется разведывательное исследование, то, ис­ходя из его предназначения, предстоит выявить самую об­щую реакцию населения на тот или иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и во­левых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств общественного мнения по конкретной проблеме призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем пове­дения людей. Если ограничиться одномоментным замером об­щественного мнения, достаточно будет проведения точечно­го исследования. Когда же надо получить сведения о дина­мике и тенденциях его развития, организуют повторные ис­следования. Заметим также, что цель оперативного изучения общест­венного мнения диктует выбор анкетного, группового или телефонного опроса в качестве метода получения первичной информации. Если же фактор времени не довлеет, наряду с опросом могут быть применены и другие методы сбора соци­ологической информации. Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Программа содержит теоретическое обоснование методо­логических подходов и методических приемов изучения оп­ределенного явления или процесса. Только глубоко проду­манная во всех своих составных частях программа социоло­гического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу на­зывают стратегическим документом, в котором выражены кон­цепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа социологического исследования обычно вклю­чает в себя подробное, четкое и завершенное изложение сле­дующих разделов: методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных по­нятий, формулировка гипотез и задач исследования; методи­ческая часть — определение обследуемой совокупности, ха­рактеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбо­ра этой информации, логические схемы ее математической обработки. Столь емкая структура программы исследования не плод научной фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведе­ния самого исследования и анализа его результатов. Что касается формулировки и обоснования проблемы ис­следования, то они возникают в связи с необходимостью по­лучить полное представление о реально существующих про­тиворечиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения. Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть социальной пробле­мой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования существует еще научная проблема, которая срав­нима с состоянием знания о незнании определенных количе­ственных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действи­тельных причин миграции или снижения творческого потен­циала работников и т.п. В процессе формулирования проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных». Следует опасаться и другой крайности — выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу при­дать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удастся сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы. Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изуче­ние нескольких проблем в рамках одного исследования неце­лесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий ис­следования, делает его громоздким, что может снизить каче­ство собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению данных, потере их актуальности, а порой и смыс­ла исследования в целом. Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить прак­тическую отдачу и ценность форм и методов управления об­щественным процессом или явлением. Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следова­тельно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной про­блемы. Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам. Четкое выделение объекта способствует правильному оп­ределению предмета исследования. Последний, включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологичес­кого исследования предстает как концентрированное выра­жение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
Логический анализ основных понятий предусматривает осу­ществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез.
Суть эти процедур заключается в логическом структури­ровании основных понятий, которые занимают главенствую­щее место в определении предмета исследования. Логичес­кий анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, пос­ледовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем. При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущ­ности различных сторон (элементов) предмета исследования. Между логическим анализом основных понятий и видом социологического исследования существует тесная зависи­мость. И чем сложнее его вид, тем более емкой и разветвлен­ной оказывается структура логического анализа основных понятий. В свою очередь, характер анализа основных понятий ока­зывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологичес­кого исследования. Каждый раз реализация исследовательской цели базиру­ется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направлен­ность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза — это научное предположение, дающее объ­яснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внут­реннюю логику всего процесса исследования. Как правило, любое социологическое исследование стро­ится на предварительных, явно или неявно выраженных пред­положениях о причинах возникновения изучаемой пробле­мы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению зна­чимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической ин­формации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, не предопределяли итоговые результаты работы. Их форму­лируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные. Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и так же, как послед­ние, могут быть условно разделены на основные и дополни­тельные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения иссле­дуемой проблемы! Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи. Описательные и аналитические социологические иссле­дования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию опре­деленного числа связанных с ними дополнительных задач. Так, например, при анализе отношений собственности и осо­бенностей их функционирования в качестве дополнительных задач может быть поставлено изучение: а) оценок всех суще­ствующих, в том числе формирующихся, форм собственнос­ти; б) предпочтений и приоритетов по отношению к ним; в) степени эффективности способов и методов хозяйствования как специфического проявления функций собственности. При характеристике обязательных требований к програм­ме социологического исследования следует обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию основных понятий. Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный харак­тер, т.е. они всегда получают какую-то интерпретацию. Основные понятия как бы задают ход исследованию, дик­туют логику изучения проблемы и потому нуждаются в ис­черпывающей интерпретации. Однако дать ее не всегда лег­ко. Одна из причин недостаточно строгой научной интерпре­тации того или иного понятия — широко распространенное и прижившееся в массовом сознании обыденное представле­ние о понятии, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социолог изберет это обыденное представле­ние в качестве единственного ориентира, то он столкнется с немалыми трудностями. Все выявленные на стадии интерпретации конкретные по­нятия также требуют своего объяснения, «своей интерпрета­ции». Осуществляется она в форме поиска тех частных поня­тий, которые и характеризуют составляющие основного поня­тия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования. Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении ос­новного понятия на элементы (семантически — на однознач­но понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными. Таким образом, весь процесс логического анализа основ­ного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследова­ния путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности опе­рациональных понятий, на которые «раскладывается» основ­ное понятие.
МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ При проведении социологических исследований наибо­лее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы. Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведе­ния о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно Изучение документов помогает выявить тенденции и ди­намику их изменений и развития. Источником социологичес­кой информации выступают обычно текстовые сообщения, со­держащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль выполняет социаль­ная статистическая информация, которая в большинстве слу­чаев используется для характеристики конкретно-историчес­кого контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотне­сенность к некоторой группе как целостности. Так, доступ­ность «потребительской корзины» может быть отнесена как ко всему населению, так и к отдельным социальным группам. Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств мас­совой информации, являясь незаменимым методом группи­ровки текстов. Анализ основан на использовании единооб­разных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характе­ристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняют­ся простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.
Опрос — самый распространенный метод сбора первич­ной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предпола­гает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не подда­ются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос неза­меним, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопрос­ник в присутствии анкетера или без него. По форме проведе­ния оно может быть индивидуальным или групповым. В пос­леднем случае за короткое время можно опросить значитель­ное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал. Интервьюирование предполагает личное общение с опраши­ваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «ли­цом к лицу», и опосредованным, например по телефону. В зависимости от источника (носителя) первичной социо­логической информации различают опросы массовые и спе­циализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах глав­ный источник информации — компетентные лица, чьи про­фессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопро­сам. Отсюда еще одно широко распространенное в социоло­гии название таких опросов — экспертные опросы или оценки. Одна из сложных проблем интервьюирования — не под­толкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные от­веты как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством власт­ных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохра­нить «нейтралитет». Наблюдение представляет собой целенаправленное и сис­тематизированное восприятие изучаемого процесса или яв­ления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть раз­личными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации — способность анали­зировать и воспроизводить жизненный процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма «обна­женные» впечатления об исследуемом объекте. Здесь могут фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора информации, одухотворяя бесстрастные ко­лонки цифр — результаты различных опросов. Наблюдение рекомендуется при изучении степени актив­ности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых обще­ственно-политических мероприятий и т.д. Развитие социологической науки приводит к появлению все новых методов изучения социальной реальности. Среди них — фокус-группы, методика проведения кото­рых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой груп­пой «обычных людей» (в отличие от экспертов при эксперт­ном опросе, «мозгового штурма» и т.д.). Основным методи­ческим требованием к составу этой дискуссионной группы является ее однородность, что устраняет возможность прямо­го или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например избиратель­ные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и пове­дении людей. Немаловажным требованием является величи­на этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4—5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе — 20—25 человек она не дает возмож­ности в полной мере высказаться всем участникам). В конце 80 — начале 90-х годов предметом социологичес­ких дискуссий стали качественные методы, которые, с одной стороны, обогащают арсенал эмпирической социологии, но, с другой стороны, таят угрозу потерять специфику социологи­ческих методов познания, слиться с теми приемами и спосо­бами, которые используют все или многие социальные науки. В заключение следует отметить, что в практике социоло­гических и особенно социально-психологических исследова­ний достаточно широко используются такие методы, как со­циометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Одной из важнейших процедур методической части соци­ологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования реша­ется вопрос о количестве и характере той совокупности лю­дей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нера­ционален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребо­вало значительных финансовых затрат, да и само исследова­ние оказалось бы весьма громоздким. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выбо­рочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражаю­щих по социально-демографическим и другим признакам струк­туру изучаемого объекта. Эта операция носит название выбор­ка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информа­ции. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и вы­делена в отдельный документ. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полу­ченной информации. Последнее необходимо для того, чтобы убедиться в степени правомерности распространения полу­ченных выводов на весь объект исследования.
В методическую часть программы социологического ис­следования включается также характеристика применяемых методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения и др.); логическая структура инструментария, из которой видно, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок их расположения в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к програм­ме в качестве самостоятельного документа.
Наряду с перечисленным выше программа содержит и логические схемы обработки собранной информации, показы­вающие предполагаемый диапазон и глубину анализа первич­ной информации. Как видно, подготовка программы социологического ис­следования — дело непростое. Практика показывает, что на разработку программы, как правило, уходит гораздо больше времени, чем на проведение самого исследования. Однако жалеть силы на это не следует, так как хорошо продуманная программа — непременное условие его осуществления на высоком научном уровне. Рабочий план исследования отражает основные процедур­ные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наи­более точно определить объем научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придает иссле­дованию ритмичность на всех его этапах. Разработка такого плана предусматривает строгий учет определенных принципов и правил. В наиболее общем виде они идентичны принципам управленческой и исполнитель­ской деятельности, требованиям теории социального плани­рования. В то же время планирование социологического исследования имеет ряд отличительных черт, ибо это особый способ научного познания социальных явлений, опирающийся не только на общие, но и на «свои» относительно самостоя­тельные процедуры и формы организации. Осуществление социологического исследования требует гибкого сочетания научно-теоретической, методической и ор­ганизационной деятельности, а, следовательно, и четкого раз­деления труда между его участниками. Кроме того, любое исследование вне зависимости от степени его сложности со­стоит из ряда этапов и серии эмпирических процедур. И хотя все они отличаются своим предназначением и содержанием, их связывает между собой единая научно-исследовательская логика. Вследствие этого качество собранной социологичес­кой информации в равной мере зависимо от научного уровня реализации каждого из этапов, каждой из процедур исследо­вания. Действительно, неверно составленный бланк опроса обо­рачивается получением недостоверных данных, неподготовлен­ность группы анкетеров порождает неорганизованность сбора первичной информации, а чрезмерная растянутость может обернуться потерей актуальности исследования. Избежать всевозможных огрехов помогает централизован­ное руководство исследованием, документальным «путеводи­телем» которого призван стать рабочий план его подготовки и проведения. Структурными компонентами плана социологического ис­следования выступают этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в че­тыре блока. Блок первый. В нем определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной инфор­мации (например, анкетеров); проведение пробного иссле­дования; внесение коррективов в программу и инструмента­рий сбора первичной информации по итогам пробного ис­следования; размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.). Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведе­ние полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и пред­варительное информирование опрашиваемых о целях, зада­чах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или дру­гих видов инструментария. Блок третий. Охватывает совокупность операций для под­готовки первичной информации к обработке. Под специаль­ным контролем формируется массив информации, предна­значенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет. Блок четвертый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуж­дением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций. В ходе проектирования исследования помимо разработ­ки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно четко предста­вить, сколько понадобится времени для проведения иссле­дования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть со­брана, закодирована и обработана. Учет нормативов при планировании исследования не загромождает работу, а, на­оборот, делает ее более осознанной, упорядоченной, спо­собствует как бы дополнительному контролю, самопровер­ке готовности к обработке всех элементов социологическо­го исследования. Все это упорядочивает проведение исследования, помо­гает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее свое­временной обработке и анализу. Обычно вспомогательные документы исследования оформляются в виде инструкций. Одна из наиболее важных — инструкция анкетеру (интервьюе­ру), проводящему опрос. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предсто­ит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса (анонимный, по списку и т.д.), форма и характер всту­пительной беседы, а также требования к техническому осна­щению процедур опроса. Особое внимание уделяется изложению порядка работы анкетера (интервьюера) во время опроса и после сбора за­полненных анкет (внесение в анкету дополнительных кодов и др.). В примечании дается разъяснение, кому и в каком виде возвращаются анкеты. Кроме инструкции по технике опроса составляется кар­точка выборки. В ней отмечается количество респондентов, которых он должен опросить, а в случае надобности — пофа­мильный список опрашиваемых. В тех ситуациях, когда со­гласно используемой модели выборки анкетер сам должен отобрать респондентов, ему вручается специальный листок с указанием количества людей, подлежащих опросу по соот­ветствующим параметрам. К вспомогательным документам исследования относится также инструкция по закрытию открытых и полуоткрытых вопросов анкеты. В ней приводится кодификатор, с помощью которого кодируются полученные от респондентов ответы в целях их даль­нейшей группировки и математической обработки.
Могут быть подготовлены инструкции, объясняющие со­держание и порядок осуществления других процедур (напри­мер, выбраковки неверно заполненных анкет). Вообще же количество и объем вспомогательных документов зависят от вида предпринятого социологического исследования, науч­ной квалификации, методического и организационного опы­та тех, кто его проводит.
Эти общие характеристики методологии и методики со­циологического исследования, его подготовки и проведения не исчерпывают всего многообразия способов, форм и мето­дов получения нового знания Таким образом, проведение социологического исследова­ния — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует поза­ботиться о надежной теоретической основе исследования, про­думать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих вкус к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо преду­смотреть организационное и материально-техническое обеспе­чение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых ра­бот выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научны­ми требованиями.


Литература 1. См. подробнее: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.; Самара, 1995; Основы при­кладной социологии. T.I—II / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. М., 1995; Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осшгова. М., 1983; и др. 2. Наиболее показателен этот вид исследования, осуществлен­ный М.Титмой о судьбе поколения выпускников школ, повторяе­мый по нескольку раз через 5—6 лет. См.: Жизненный путь поко­ления. М., 1996. 3. См.: Большаков А.Н. Деревня (1917—1927 гг.). М., 1929. 4. Урланис Б.Ц. История одного поколения. М., 1968. 5. Рабочая книга социолога. М., 1978. СИЗ. 6. См., например: Методы сбора информации в социологичес­ких исследованиях. Кн.1 и 2 / Отв. ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М. М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :