СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Методологический раздел
1.1. Формулировка и обоснование проблемы
1.2. Цели и задачи исследования
1.3. Объект и предмет исследования
1.4. Логический анализ основных понятий
1.5. Формулировка гипотез
2. Методический раздел
1.2. Основания исследуемой совокупности (расчет выборки)
2.2. Методы сбора информации
2.3. Описание инструментария
2.4. Логическая схема обработки данных
3. Аналитический раздел
3.1. Описание центральных тенденций
3.2. Проверка гипотез
3.3. Выводы
Список использованных источников
Введение
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.
Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.
1. Методологический раздел
1.1. Формулировка и обоснование проблемы
Данное исследование посвящено изучению роли женщины в современном бизнесе. Как известно, в нашей стране проблема «разделения по половому признаку» всегда имела место, и зачастую развивалась в дискриминацию женщины, в умаление её прав. С проблемой «скрытой» дискриминации, безусловно, сталкивалась любая женщина: работодатели, особенно в сфере бизнеса, зачастую предпочитают не принимать на ответственные должности женщин, мотивируя это различными способами (например, возможностью простоя из-за отпуска по беременности и родам), но никогда не признавая главного: в современном российском обществе продолжает существовать стереотип, что женщина, как существо слабого пола, просто не может справиться с какой бы то ни было ответственной задачей.
Однако на сегодняшний день ситуация начала изменяться. Ещё десять лет назад увидеть женщину за рулем автомобиля, мягко говоря, считалось большой редкостью – сегодня женщины владеют и водят авто наравне с мужчинами. Десять лет назад в высшей политической элите не было практически ни одной женщины – сегодня некоторые из них занимают ключевые места в правительстве, политических партиях; являются главами субъектов федерации. Десять лет назад понятия «женщина в бизнесе», «женщина-предприниматель» вызывали улыбку у простого обывателя, сегодня они вызывают уважение.
Что же произошло за эти десять лет? Как и почему поменялось общественное сознание – или, возможно, поменялись сами женщины? Ответы на эти вопросы я постараюсь дать в своем исследовании.
О славянской женщине Некрасов когда-то писал: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Сейчас перед нашими женщинами стоят гораздо более трудные задачи - на хрупкие женские плечи очень часто ложится главная тяжесть материальных и бытовых проблем.
Глава Госкомитета по вопросам предпринимательства Александра Кужель в одном из интервью сказала следующее: "Благодаря своим природным способностям женщины гораздо быстрее мужчин могут приспосабливаться к новым рыночным отношениям". С этими словами г-жи Кужель абсолютно согласны социологи.
Когда я готовилась к написанию данной работы, мне попалось на глаза интересное выражение: «Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы двигаетесь, либо падаете». Эта фраза прекрасно отражает содержание моего исследования.
Как мне кажется, вопрос конфликта между мужским и женским стилями руководства несколько некорректен. Ведь когда мы говорим о бизнесе, то здесь стираются границы, которые касаются пола. И если мы ориентируемся при принятии решений в бизнесе на то, кто пред нами: женщина, или мужчина, то это не есть движение вперед на том самом велосипеде, это не бизнес. Это, в лучшем случае выпадение из седла того процесса, в котором участвует все мировое прогрессивное человечество.
Возможно, многие не согласятся со мной. Мое мнение несколько противоречит «общепринятой» точке зрения. Поэтому свою работу мне хотелось бы посвятить ответу на вопрос: женщина в бизнесе: кто она?
Начать будет целесообразно с истории вопроса. Женщина - руководитель как явление в России только заявляет о себе. На мой взгляд, в нашей стране исторически не сложилось предпосылок для этого. Советская система ограничивала личность человека, его свободу во всем, включая возможность женщины занимать высшие должности в производственной и государственной структуре. Патриархальный уклад жизни России не давал возможности карьерного роста для женщины, ограничивая ее кухней, детьми и домом.
По данным Центра изучения общественного мнения, чуть менее 10 % женщин занимали руководящие должности в конце 80-х годов. С приходом рынка женщины более активно стали проникать в управление бизнесом, в том числе и крупным. За прошедшие десять лет Россия сделала огромный скачок в построении демократического государства с рыночной экономикой. Подобный путь государства Европы проходили десятилетиями, довольно ровно и без потрясений. России же пришлось повторить тот же путь, но гораздо меньший промежуток времени.
Многие явления и тенденции, которые сопровождали этот путь, не всегда адекватно воспринимаются обществом. Не потому, что они хороши или плохи, а потому, что тот стереотип мышления, который сложился за многие десятилетия, не готов к их восприятию. Вот таким ярким явлением я бы и назвала женщину в бизнесе, бизнес-леди. По статистике, количество женщин, которые занимают лидирующие позиции в бизнесе, неуклонно растет. В 1996 году из 200 крупных предприятий бизнеса, уже в четверти компаний руководящие посты занимали женщины, а сейчас средний менеджмент в России на 60-65% представлен женщинами. Недавно Мэр Москвы Юрий Лужков сказал, что скоро столичное кресло градоначальника может занять женщина.
Кроме того, интересным является тот факт, что с приходом рынка появилась так называемая «женская прослойка» в топ-менеджменте тех предприятий, которые требовали именно кризисного управления. И обществу, скорее всего, придется ломать укоренившиеся стереотипы в отношении женщины-руководителя. А подобных стереотипов существует множество.
Так, например, считается, что женщины в бизнесе уделяют меньше внимания главному, больше мелочам; меньше содержанию и больше форме; делают меньший акцент на перспективу, больше на текущие проблемы. Уделяют меньше внимания производству денег, чем их сохранению. Мужчины, соответственно, наоборот.
В нашем обществе нет стратегии продвижения женщины, нет рекламы, нет пи-ара. Посмотрите телевидение: считается, что есть женские программы – незатейливые, слезливые: «Вторая половина», «Женский взгляд», «Я - сама». И есть мужские - политические, серьезные аналитические, – «Зеркало», «Герой дня», «Времена». Мы будем признательны журналистам, если они отстранятся от этих стереотипов и предрассудков и обратят внимание на женщин в бизнесе и политике.
Типичным антинаучным стереотипом является мнение о том, что женщины - руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. Я не думаю, что стратегическое мышление – это мужская прерогатива.
В основе подобного стереотипа лежит мнение о том, что стратегия требует в большей степени рационального подхода, а не интуиции. Хотя практика показывает, что все просчитать и загнать в рациональные математические рамки невозможно. Именно интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в среде бизнеса со многими неизвестными. И стратегия, успешная стратегия – это скорее предвидение. А когда говорят о предвидении, то очень часто вспоминают о женщине.
Свое исследование я хотела бы подкрепить теми исследованиями в области психологии, социологии и маркетинга, которые проводятся учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. В следующих частях работы будет дан подробный анализ ряда таких исследований, сейчас же я хотела бы остановиться на некоторых из них. Институт социологии Российской академии наук в 1997 году провел ряд интересных исследований. На вопрос, почему женщины не могут успешно руководить бизнесом, респонденты назвали следующие причины: 22% «просто» считают, что женщины вообще не способны заниматься делами. 22% сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, взять кредит в банке и пр.; 12% обратили внимание на то, что женщинам, почему-то, труднее получить соответствующее образование; а 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом. Какие могут быть здесь комментарии? Еще Сократ выразил следующими словами чувство мужского превосходства над женщиной: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия, а ситуация мало изменилась.
Вот этот вопрос эффективности руководства в зависимости от пола обсуждается исследователями не одно десятилетие. Большинство зарубежных ученых не находят различий в эффективности руководства между мужчинами и женщинами в целом.
Так, американские исследователи Найв и Гатек считают, что на определенном этапе карьерного роста главным приоритетом эффективного руководителя является его профессионализм. Здесь мне хотелось бы привести одну короткую притчу. Однажды у трех строителей спросили, что они делают. Первый ответил, что он дробит камни, второй – зарабатывает на жизнь, а третий сказал: «Я строю храм». Думаю, многие со мной согласятся, что в бизнесе очень важно отношение к своему делу. Да, существует такое мнение, что так называемый «женский» стиль руководства состоит в том, что женщины стремятся ориентироваться на отношения внутри коллектива, так как они по природе эмоциональны. А мужчины, так как по природе своей они считаются более настойчивыми и целеустремленными, в своем руководстве ориентируются на задачу. По словам психологов, причинами такого разделения стилей руководства могут быть личностные особенности бизнесмена, его характер и темперамент или определенная ситуация, а никак не половые характеристики.
Возможно, женщина по своей природе более мудра и адаптивна, чем мужчина. И это создает некий стиль или, скажем иллюзию стиля. Думаю, что здесь нельзя делать обобщения, но в среднем это, наверное, так. Жизнь состоит из неких компромиссов и полутонов, и самое главное - увидеть и осознать их. И когда ты видишь, осознаешь и чувствуешь, то в этом как раз и заключается мудрость менеджмента.
Еще один распространенный стереотип говорит о том, что женщины-руководители при принятии решений используют в большей степени понимание, мягкость и любовь к людям. А мужчины являются сторонниками отстраненной экспертной оценки. Вы знаете, ученые по этому поводу говорят, что и женщины, и мужчины - профессиональные топ-менеджеры - не являются явными приверженцами только одного стиля лидерства и принятия решений. Здесь уместно говорить о так называемой вариативности. Как правило, эффективные бизнесмены неосознанно, опять же интуитивно комбинируют различные стратегии лидерства и управления.
Психологи отмечают, что существует такое мнение: женщина-топ менеджер выстраивает более осторожные отношения со своими партнерами по бизнесу, избегая слишком рискованных стратегий. Однако это вовсе не означает, что женщина не умеет рисковать. Те же исследования показали, что и мужчины, и женщины – руководители практически одинаково оценивают собственные способности к принятию рискованных решений.
Обратите внимание, если женщина в своей работе использует эмоциональные методы руководства, мужчины-руководители резко негативно относятся к подобным проявлениям. Вы знаете, какие качества мужчины ценят в женщинах руководителях? Компетентность и деловитость. Причем под деловитостью они понимают целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до конца, единство слова и дела, точность, обязательность и работоспособность.
Однако, опровергая стереотипы, мне кажется, что женщины-руководители чаще мужчин в большей степени ориентированы на задачу именно в ущерб отношениям. По данным психологов, большинство бизнес-леди объясняют это тем, что «задача важнее отношений, а отношения всегда можно поправить потом».
На мой взгляд, если есть цель, которую необходимо достичь, то можно использовать разные мотивации для сотрудников: для кого-то важным мотивом является поощрение, а кто-то склонен работать только в принудительном режиме. Для некоторых абсолютно необходимой средой для эффективной деятельности является ситуация стресса.
Психологи говорят, что качества эффективного предпринимателя имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. По данным тех же исследований, у мужчин и женщин топ-менеджеров совпадающими профессиональными качествами являются: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию.
Мне показался интересным еще один вывод психологов: успешные модели бизнеса осуществляют те из предпринимателей, кто независимо от собственного пола имеют психологический сценарий поведения - управленцев. Это означает, что и мужчины и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Характеристики пола практически не выступают ограничителями для успешного руководства.
Есть еще один распространенный стереотип. В современном мире успех приходит к тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, то есть исключительно мужскими чертами. Для того, чтобы построить карьеру, самореализоваться, женщины-руководители должны имитировать мужское ролевое поведение. Женщины должны набраться жесткости у мужчин.
Мне кажется, что такой необходимости нет. Если женщина от природы обладает этими мужскими качествами, то это ей помогает в бизнесе. Если же этих качеств у нее нет, то их не следует искусственно демонстрировать. А нужно умело использовать то, что ей дано природой.
Поэтому сегодня мы можем только принять тот факт, что женщины активно идут в бизнес и добиваются в нем успеха наравне с мужчинами. На пути карьерного роста женщинам приходится преодолевать сложившиеся стереотипы, о которых я говорила выше, и доказывать как самой себе, так и окружающим свою профессиональную состоятельность.
По данным исследований наиболее выраженными мотивами как женщин, так и мужчин топ-менеджеров являются: самореализация и самоутверждение, стремление доказать свою особенность, нестандартность – 40%, интерес к профессии – 30%, материальное благополучие и независимость – 30%.
Поэтапное их воплощение рождает более амбициозные цели и устремления. На мой взгляд, в современном обществе подспудно, интуитивно, но все же существует желание превозносить мужское начало и умалять женское. Думаю, что это неправильно. Все же это стереотипное представление о том, что женщина в бизнесе – это, прежде всего, слабая женщина со своими уловками, стилем поведения, мягкостью, терпимостью и прочее. Знаете, мне напоминает это известную фразу: «Каждая пустыня гордится своими миражами». Мы должны стремиться избавляться от подобных стереотипов, а не демонстрировать их миру, который уже давно перешагнул этот рубеж.
1.2. Цели и задачи исследования
Основываясь на вышесказанном, я хотела бы сформулировать цели и задачи своего исследования.
Основными задачами моей работы я бы назвала анализ проведенных на данную тему исследований, определение особенностей женского бизнеса, поиск и формулирование проблем, предложение своих вариантов решения этих проблем.
Главная же цель моего исследования – попытаться доказать, что успешность в сфере бизнеса, сфере управления не зависит от половой принадлежности предпринимателя или управленца; что понятия «мужской» и «женский» бизнес не являются столь отличными друг от друга.
Помимо этого, к целям данного исследования я бы отнесла попытку доказательства того, что за последнее время роль женщины в бизнесе повысилась, практически сравнявшись с мужской. Будет дан ответ на вопрос, какие причины мешают женщинам в полной мере развить свои способности в сфере бизнеса, как противостоять сложившимся стереотипам, какие методы преодоления вышеукзанных проблем существуют в российской и зарубежной практике.
1.3. Объект и предмет исследования
Объектом исследования является социальная группа женщин-предпринимателей. Данная группа характеризуется своей неоднородностью, что вызывает определенные затруднения при анализе анкетных данных: для уточнения результатов выборов после проведения исследования мне показалось целесообразным подразделить категорию женщин-предпринимателей на три группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй, и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес-леди, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа – 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне.
Предметом исследования являются взаимоотношения женщин-предпринимателей в сфере бизнеса, их проблемы, связанные с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными; методика расширения бизнеса женщинами-предпринимателями и другие, не менее важные характеристики.
1.4. Логический анализ основных понятий
Основное понятие данного исследования – женщина-предприниматель, или бизнес-леди. Под ним в данной трактовке понимается женщина, занимающаяся коммерческой деятельностью как в форме индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, так и в составе какого-либо юридического лица на ответственной должности; с правом распоряжения денежными средствами и принятия решения о стратегической политике руководимого ей предприятия.
Топ-менеджер – общее понятие, характеризующее деловых людей в сфере маркетинга и рынка в целом, применимое, как правило, к категории крупного бизнеса.
Бизнес – любая постоянная деятельность коммерческого характера.
Социальные стереотипы – устойчивое, сложившееся общественное мнение относительно какого-либо вопроса общественной жизни, принуждающее людей поступать в соответствии с ними.
Дискриминация – противозаконное, систематическое ущемление, нарушение прав социальной группы в любой сфере общественной жизни, основанное на индивидуальных признаках данной группы.
1.5. Формулировка гипотез
Существует понятие, что женщины — слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины? Многие из них считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником.
Исходя из этих утверждений, я хотела бы сформулировать гипотезы, подлежащие доказыванию в данной работе. Итак, данная работа имеет целью доказать справедливость следующих утверждений:
1) Женщина в бизнесе – не исключение, а закономерность развития предпринимательства в современной России;
2) Женщина имеет возможность выступать в роли субъекта предпринимательских отношений наравне с мужчинами;
3) Для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является основным;
4) Бизнес-леди имеет ряд существенных психофизиологических преимуществ перед мужчиной-предпринимателем, позволяющих более эффективно выстраивать стратегию и тактику ведения бизнеса в отдельных отраслях коммерции;
5) На сегодняшний день в обществе сохраняются социальные предрассудки и дискриминационные аспекты, ограничивающие возможности женщин в коммерции по сравнению с мужчинами.
2. Методический раздел
2.1. Основания исследуемой совокупности
Как уже отмечалось ранее, данное исследование посвящено женщине в сфере бизнеса. На основании этого мною был проведен анализ ряда различных исследований, посвященных одной совокупности: бизнес-леди различных коммерческих сфер и структур, из различных городов России. Кроме того, будет проведен небольшой сравнительный анализ данной категории в России и в Украине (по данным исследования, проведенного Киевским государственным институтом социологии).
Помимо исследования данной группы, проводится анализ мнений мужчин-предпринимателей на заданную тему.
2.2. Методы сбора информации
Основной метод сбора информации для данной работы – проведение анализа результатов анкетирования, проведенных различными исследовательскими организациями на данную тему. В качестве материала используются исследования Нижегородского коммерческого института, Института социологии РАН и других источников.
Также в данной работе используется метод социологического наблюдения и анализа, осуществляемый на основе собственных исследований и опросов узкой группы респондентов.
Анкетирование как основной метод анализа в данной работе представляет из себя опросы женщин, занимающихся предпринимательством. Выбранные анкетирования содержат вопросы по наиболее характерным аспектам избранной темы: препятствия в бизнесе, дискриминация, сложности с оформлением лицензий и свидетельств, и многое другое.
Кроме того, в данной работе проводится анализ ряда исследовательских работ и публикаций, посвященных теме данного исследования. В частности, будет проанализирована дискуссия на одном из сайтов в Интернете, посвященная проблеме женского предпринимательства. Ценность данной дискуссии состоит в том, что на заданную тему высказывали свои точки зрения люди разных профессий и жизненных взглядов, имея при этом возможность оппонировать друг другу, отвечать на вопросы и возражения.
Избранные материалы позволяют наиболее полно проанализировать все возможные проблемы женщин-предпринимателей.
2.3. Описание инструментария
Используемый в данном исследовании инструментарий можно подразделить на три части:
1) сопоставление и сравнение результатов различных исследований данной темы;
2) анализ результатов наблюдения;
3) изучение и анализ публикаций.
Следует отметить, что спецификой данной работы является то, что она основана не на конкретном исследовании – будь то анкетирование, наблюдение или интервьюирование. По моему мнению, теоретический формат курсовой работы и недостаток возможностей не позволяют мне провести основательное социологическое исследование самостоятельно. Именно поэтому я остановила свой выбор на использовании результатов опросов, проведенных профессиональными исследовательскими группами.
Помимо этого, в работе использованы материалы интернет-дискуссии. Сведения, почерпнутые из данного источника, я отношу к категории наблюдения.
2.4. Логическая схема обработки данных
Непосредственно логическая схема обработки данных моего исследования представляет из себя прежде всего анализ материалов анкетирований, сопоставление итогов и оценка тех или иных результатов опросов. Помимо этого, мною проводилась большая работа по изучению теоретического материала (см. список использованных источников), и тезисы этой работы также представлены в аналитической части работы.
Мною также была произведена попытка интерпретировать результаты собственных наблюдений, касающихся исследуемой темы, а также интернет-дискуссии.
Впоследствии полученные результаты исследований были мною обобщены в единый аналитический материал, который представлен ниже.
3. Аналитический раздел
3.1. Описание центральных тенденций
Прежде всего, я хотела бы остановиться на исследовании, проведенном Институтом социологии РАН в 2001 году, озаглавленном как «Женщина в бизнесе». В ходе этого исследования был проведен опрос 2000 респондентов – мужчин и женщин, занятых в сфере бизнеса. Результаты данного исследования показали следующее: на вопрос, почему женщины не могут успешно руководить бизнесом, респонденты назвали следующие причины: 22% просто считают, что женщины вообще не способны заниматься делами; 22% сочувствуют женщинам, но им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, взять кредит в банке и пр.; 12% обратили внимание на то, что женщинам почему-то труднее получить соответствующее образование; а 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом. Притом «негативные» мнения были высказаны исключительно (!) мужчинами.
По данным исследования Центра политических технологий (руководитель Игорь Бунин), проведенного в 1997 г. под руководством Вадима Радаева Светланой Барсуковой, к наименее "освоенным" женщинами отраслям принадлежат строительство и транспорт. В промышленности, сельском хозяйстве, оптовой торговле, деятельности по обеспечению функционирования рынка, финансовой сфере доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). И наиболее активно осваиваются женщинами розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля предпринимательниц составляет от 39% (в розничной торговле) до 56% (в науке). Такие выводы согласуются с данными других опросов, что подтверждает их обоснованность.
По данным анкетного опроса, среди пришедших в бизнес в 1996-1997 гг. женщины составили более трети (33%), а в 1989-1991 гг. их доля среди пополнивших руководящий корпус была почти в два раза меньше (17%).
На вопрос исследования Л.В.Бабаевой и А.Е.Чириковой “Могут ли женщины успешно заниматься предпринимательством?” 55% респондентов ответили вполне уверенно “да”. Другая часть опрошенных (21%) негативно отнеслась к возможности женщин быть “удачливым бизнесменом”, а каждый четвертый респондент затруднился ответить. На вопрос о том, почему женщины не могут успешно заниматься предпринимательством, респонденты, ответившие негативно, назвали следующие причины: 22% “просто” считают, что женщины вообще не способны заниматься делами; 22% сочувствуют женщинам, но считают, что им труднее получить поддержку со стороны официальных организаций, лиц, взять кредит в банке; 12% обращают внимание на то, что женщинам труднее получить соответствующую подготовку; 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию предпринимательством.
Однако практика показывает, что женщины могут руководить успешно, и имеется уже довольно много женщин, занимающих руководящие посты. По данным Госкомстата, уже в 1994г. среди совладельцев коммерческих товариществ с ограниченной ответственностью (а их более 900 тыс.) женщины составляли 39%, кооперативов - 23%, предпринимателей, использующих наемный труд - 17-19%, в индивидуально-трудовой деятельности более 1/3 женщины. В 1996 году из 200 предприятий бизнеса, по оценкам Л.В.Бабаевой и А.Е.Чириковой, в 25% фирм женщины занимали руководящие позиции.
Коллективом кафедры прикладной социологии Уральского госуниверситета в 1996 году было проведено социологическое исследование в Екатеринбурге. Шестьсот опрошенных женщин в возрасте от 20 до 55 лет (из них 3,2% предприниматели) считают, что у женщин в отличие от мужчин намного меньше возможностей для профессионального роста, продвижения по службе, занятия высокой должности. По мнению респондетнов, этому мешают семейные обязанности, отнимающие много времени (55%), трудности в совмещении работы и семьи (38%), а также предвзятое отношение мужчин (19,2%).
Северодвинские женщины-предприниматели видят в бизнесе средство самореализации и интересное дело, больше всего ценят семейную жизнь, нацелены на следование этическим нормам и не отмечают препятствий для женщин в бизнесе - об этом свидетельствуют результаты интерактивного исследования северодвинского факультета социологии Севмашвтуза по теме «Женщина и бизнес». В ходе исследования было опрошено 20 человек. Исполняющая обязанности начальника управления экономики администрации Северодвинска Наталья Выжлецова представила материалы исследования, проведенного выпускницей факультета социологии северодвинского Северного высшего технического учебного заведения (Севмашвтуз) Аленой Клешниной по теме «Анализ особенностей женского предпринимательства на примере города Северодвинска».
В ходе опроса было выявлено, что среди сфер предпринимательской деятельности наиболее распространенными среди женщин являются: торговля (45% опрошенных являются предпринимателями в данной отрасли), 20% - общепит; 20% - сервис; 10% - здравоохранение; 5% - наука, научное обслуживание. Результаты подтверждают приоритетность сфер обслуживания и торговли в женском предпринимательстве. По данным исследования, 45% женщин возглавляют предприятия с численностью занятых до 10 человек и 55% - с численностью занятых от 10 до 30 человек. По мнению автора опроса, это связано с тем, что женское предпринимательство в основном развито в тех отраслях, технология которых не требует большого количества работников. Также это может быть связано с отсутствием у женщин капитала для создания более крупных предприятий. На первом месте среди мотивов прихода женщин в бизнес стоит материальная надежность (30%), самореализация - 25%, интересное содержание работы - 15%, забота о тех, кто рядом - 10%, 5% - желание руководить, 5% - стремление к новизне, 5% - самоуважение. Главными жизненными ценностями для женщин-предпринимателей являются: счастливая семейная жизнь (65%), для 55% женщин - здоровье, 50% отметили материальное благосостояние, 40% - интересную работу, 20% - активную деятельную жизнь, 20% - уверенность в себе, 15% - любовь. На первое место женщины ставят личные ценности, и только потом ценности, связанные с профессиональной деятельностью. На вопрос о том, что имеет большую значимость, семья или профессиональная деятельность, 80% женщин ответили, что семья и профессиональная деятельность имеют одинаковое значение, и для 20% семья стоит на первом месте. Для 60% женщин этические нормы являются необходимым условием успеха. Для 40% женщин соблюдение этических норм является делом совести. Так, недопустимыми в бизнесе 55% женщин-предпринимателей считают непорядочность, а 40% - выход за рамки УК РФ. Респондентам предлагалось определить, существуют ли препятствия для развития женского предпринимательства. 25% отметили, что препятствия есть; 65% - что никаких препятствий нет. Но в то же время при ответе на вопрос: «Что препятствует развитию женского бизнеса?» - 50% всех опрашиваемых отметили отсутствие начального капитала.
Киевский государственный институт социологии провел масштабное социологическое исследование базового состояния предпринимательства в Украине. Женская статистика этого опроса для многих оказалась, мягко говоря, неожиданной. Оказывается, женщины контролируют 24% (!) Украинского бизнеса. Причем 30% контрольных пакетов акций мелких предприятий, 13% средних и 13% больших находится во владении представительниц прекрасного пола.
В общей сложности в частном секторе Украинской экономики женская доля составляет 50%. А в индивидуальном частном предпринимательстве женщины обогнали мужчин, их доля - 51%.
В ходе опроса, проведенного Московского Института по изучению проблем общества было выявлено, что среди сфер предпринимательской деятельности наиболее распространенными среди женщин являются: торговля (45% опрошенных являются предпринимателями в данной отрасли), 20% - общепит; 20% - сервис; 10% - здравоохранение; 5% - наука, научное обслуживание. Результаты подтверждают приоритетность сфер обслуживания и торговли в женском предпринимательстве. По данным исследования, 45% женщин возглавляют предприятия с численностью занятых до 10 человек и 55% - с численностью занятых от 10 до 30 человек. По мнению автора опроса, это связано с тем, что женское предпринимательство в основном развито в тех отраслях, технология которых не требует большого количества работников. Также это может быть связано с отсутствием у женщин капитала для создания более крупных предприятий. На первом месте среди мотивов прихода женщин в бизнес стоит материальная надежность (30%), самореализация - 25%, интересное содержание работы - 15%, забота о тех, кто рядом - 10%, 5% - желание руководить, 5% - стремление к новизне, 5% - самоуважение. Главными жизненными ценностями для женщин-предпринимателей являются: счастливая семейная жизнь (65%), для 55% женщин - здоровье, 50% отметили материальное благосостояние, 40% - интересную работу, 20% - активную деятельную жизнь, 20% - уверенность в себе, 15% - любовь. На первое место женщины ставят личные ценности, и только потом ценности, связанные с профессиональной деятельностью. На вопрос о том, что имеет большую значимость, семья или профессиональная деятельность, 80% женщин ответили, что семья и профессиональная деятельность имеют одинаковое значение, и для 20% семья стоит на первом месте. Для 60% женщин этические нормы являются необходимым условием успеха. Для 40% женщин соблюдение этических норм является делом совести. Так, недопустимыми в бизнесе 55% женщин-предпринимателей считают непорядочность, а 40% - выход за рамки УК РФ. Респондентам предлагалось определить, существуют ли препятствия для развития женского предпринимательства. 25% отметили, что препятствия есть; 65% - что никаких препятствий нет. Но в то же время при ответе на вопрос: «Что препятствует развитию женского бизнеса?» - 50% всех опрашиваемых отметили отсутствие начального капитала.
По материалам пилотажно-экспертного обследования, проведенного методом случайной выборки и охватившего 26 женщин-предпринимателей г. Новосибирска (1997г.), (статистические данные, представленные в реферате, взяты из этого пилотажно-экспертного обследования) попытаюсь описать отдельные стороны социального портрета данной группы женщин и проблемы, которые им приходится преодолевать на пути к успеху в бизнесе. Выборка приводилась по следующими принципами: чтобы отраслевая структура предпринимательства была отражена наиболее полно, а организационно-правовая форма и размер предприятий были достаточно разнообразны. В обследование вошли женщины 22–56 лет, занятые посредническо-торговыми операциями в розничной торговле (9 чел.), в промышленности (3), банковском деле (1), страховании (1), образовании (4), здравоохранении (1), бытовом обслуживании (4), издательской и рекламной деятельности (3). Организационно-правовая форма предприятий, возглавляемых обследуемыми, разнообразна: преобладают товарищества с ограниченной ответственностью (10) и акционерные общества закрытого типа (6), а также индивидуальные частные предприятия (4), присутствуют и другие формы. Достаточно разнообразна величина предприятий. Есть такие, на которых трудится всего 1 человек, на других – 70–80 человек. Наиболее часто представлены предприятия с численностью работающих менее 10 человек (их оказалось 12), а также порядка 20–30 человек (их 6). Две трети женщин заняты бизнесом 3–5 лет, а каждая пятая – свыше 6 лет.
Теперь я бы хотела перейти от анализа анкетных материалов к обобщенному представлению о роли женщины в бизнесе, сложившемся у меня после изучения теоретического материала и анализа итогов наблюдения.
Гендерные стереотипы в современной России при рассмотрении возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием достаточно сильны, однако, условия рынка привели к их смягчению. Это выразилось в том, что число женщин, занимающих лидирующие позиции в фирмах, за последние 5 лет неуклонно растет. Однако пока этот рост неравномерен от региона к региону и имеет отраслевую специфику, что отмечается в ряде как российских, так и зарубежных исследований. По мнению некоторых западных авторов существуют "традиционно женские отрасли": общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничное хозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, что отраслевая специфика "женского бизнеса" в условиях России прослеживается достаточно отчетливо.
Однако следует признать, что по экономическим показателям, а также по численности работающих предприятий, которыми руководят женщины, все-таки уступают "мужским". Эта тенденция, впервые выявленная на западных предприятиях, остается значимой и для России, что подтверждают, в частности, данные, приводимые С.Барсуковой. По оценкам самой исследовательницы, этому могут способствовать различные факторы, основными из которых, являются следующие: женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников; женщины-предприниматели более ориентированы на контроль за своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, и попытка найти удачный баланс между работой и домом выступает ограничителем расширения масштаба предприятия (причем это не чисто российское явление); скромный размер женского бизнеса во многом определяется "незначительным возрастом" возглавляемых женщинами предприятий.
Отличается ли женский менеджмент от мужского? Утвердительный ответ на этот вопрос дает одна из известных исследовательниц менеджмента Дж. Роузнер. По ее мнению, стиль руководства женщин-менеджеров может быть назван "преобразовательным", в отличие от "командного", присущего в большей степени менеджерам мужчинам. Основная характеристика такого стиля – активное взаимодействие с подчиненными. Подчиненные приглашаются к участию в управлении фирмой, с ними делятся властью и информацией, пробуждают у них интерес к выполняемой работе. Руководительницы, придерживающиеся такого стиля, верят, что, если дать сотрудникам возможность вносить активный вклад в общее дело, осознавать свою значимость, выиграют и бизнес, и работники. Женщины-предприниматели чаще считают, что люди работают лучше, когда они довольны собой и своей работой, поэтому в обязанности лидера входит создание ситуаций, которые таким ощущениям способствуют. Основой руководства через взаимодействие служит привлечение к деятельности,…т.е. руководители используют специальные приемы - диалоговый стиль.
Дж. Роузнер отмечает и недостатки этого стиля. Так, чтобы получить от кого-то информацию, позаимствовать у сотрудников идеи, требуется время, часто приходится делиться полномочиями, позволять себя критиковать. Если спрашивать у сотрудников их мнение, может сложиться впечатление, что своих идей у менеджера нет. Необходимо также помнить, что в любой организации встречаются люди, которые предпочитают получать распоряжения, а не "участвовать" в принятии решений. Все эти факторы приводят к необходимости использования различных стилей в зависимости от ситуаций.
Многие женщины-менеджеры отмечали, что их первое серьезное продвижение наверх было связано с тем, что компания оказывалась в структурном кризисе, при котором активно разрушаются управленческие стереотипы. В этой ситуации женщины-менеджеры. готовые к нестандартным решениям, новым иерархическим организационным структурам и методам руководства, доказали эффективность и преимущества руководства через взаимодействие.
Следующей характеристикой "преобразовательного" стиля является поддержание в сотрудниках уважения к собственной персоне. Когда руководитель приглашает подчиненных к процессу принятия решения, возникает побочный положительный эффект сотрудники осознают свою значимость. Опрошенные женщины-менеджеры высказали отрицательное отношение к поведению, которое подчеркивает субординацию. Они стараются как можно чаще отмечать заслуги подчиненных в письменном виде или устно в присутствии других работников.
Третья характеристика стиля опрошенных связана с поддержкой сотрудников, оказавшихся в стрессовых ситуациях, которые обусловлены постоянной конкуренцией на рынке и работой с клиентами. Дж. Роузнер считает, что "преобразовательный" стиль руководства женщин-менеджеров является естественным, что это результат социализации женщин. Исследование, проведенное Международным женским форумом, также показало, что между мужчинами и женщинами в стилях управления имеются различия и совпадения.
Серьезные различия, по мнению исследователей, проявляются в оценках, которые дают мужчины и женщины своей руководящей роли. Мужчины рассматривают свою деятельность как серию сделок с подчиненными: выдачу вознаграждения за удачно выполненную работу или применение наказания за неадекватное исполнение задания. Мужчины чаще, чем женщины, используют власть, которую дает им положение или формальный авторитет. Женщины-руководители считают, что в основе их стиля руководства лежит превращение интересов подчиненных в общие цели рабочего коллектива. Они приписывают свою власть таким личностным характеристикам, как повышенная интуиция, умение устанавливать личностные контакты, трудоспособность в большей степени, нежели официальному положению. Психологически женщина больше склонна заниматься ежедневным доказательством своего "права на лидерство", по сравнению с мужчиной. Женщины-руководители, в отличие от мужчин, охотней делятся информацией и властью, считая, что такой обмен создает обстановку доверия в коллективе. Они чаще склонны отказываться от привилегий, даваемых служебным положением; чаще подчеркивают ведущую роль вклада своих подчиненных, нередко преуменьшая собственную роль. Моральная поддержка подчиненных и их поощрение основные характеристики женского менеджмента, которые помогают достижению целей в собственном деле.
В условиях кризиса, по мнению многих руководителей, ключевыми управленческими умениями становятся техника ведения переговоров, установка на консолидацию сотрудников, умение избегать давления со стороны персонала, применение "мягких" конфликтных стратегий, постоянная готовность к изменениям и риску, этическая толерантность, "легкий психологический вес".
Усложнение экономического положения, кризис и резкое обострение проблем внутри самих фирм, по мнению большинства женщин-руководителей, приводят к необходимости коррекции традиционных технологий осуществления управления, переориентации этих технологий на преимущественно "сенситивные" модели управления (управления по "слабым" сигналам), направленные прежде всего на консолидацию усилий управленческой команды и персонала фирм.
Предотвращению конфликтов в фирме и за ее пределами могут служить технологии, построенные на нескольких принципах: - Выбор в качестве партнеров по взаимодействию и работников фирм компетентных и профессионально подготовленных лиц (сотрудников, партнеров по бизнесу). Профессионалы склонны в основном заниматься своим делом и обращают меньше внимания как на распределение власти в фирме, так и на собственное место во властной иерархии. Кроме того, они обладают большей личностной рациональностью и меньшей амбициозностью в отношении своего места в иерархии власти, в силу того, что знают себе цену. Они менее склонны к "двойной игре" и не претендуют на власть в фирме "ради власти". – Прозрачность принятия решений. Важно при принятии тех или иных решений четко мотивировать их таким образом, чтобы не ущемлять интересы и самолюбие участников взаимодействия. В том случае, если руководитель к этому прибегает должны быть понятны причины, обусловившие необходимость подобного поведения со стороны лидера фирмы. Технология, строящаяся на таком принципе, будет полезна и при выстраивании деловых контактов с партнерами. Поэтому ни "размывание ответственности", ни бегство от принятия решений не будут способствовать достижению конечных целей.
Влияние отдельных сотрудников должно определяться близостью к лидеру и тем потенциалом влияния, который делегирует лидер своим партнерам. Четкая иерархия отношений в таком взаимодействии позволяет снизить потенциал возможных конфликтов.
Неограниченная власть лидера в коллективе, на мой взгляд, формирует большую ответственность за благополучие фирмы и исключает повторяемость ошибок при принятии решения.
Принцип приоритета задачи над отношениями ориентирован прежде всего на конкретную задачу. Это тот случай, когда, по мнению опрошенных женщин, следует избегать излишней психологизации и не брать в расчет личного отношения к партнеру по взаимодействию в фирме, особенно если речь идет о члене команды. "Наибольшая эффективность достигается в том случае, - убеждена одна из руководительниц, - когда у персонала есть отождествление собственных целей с целями фирмы, которые ставятся выше индивидуальных " - Осознание места и ценности каждого сотрудника, независимо от иерархического места в фирме. Использование технологии оказания "знаков внимания".
Весьма важное место в предотвращении конфликтов играет, по оценкам женщин, практика конкретного менеджмента, построенная на положительном психологическом подкреплении вкладов работников в развитие фирмы. Теоретики менеджмента иногда называют эту практику "технологией знаков внимания", которая в условиях экономической нестабильности становится особенно выраженной в конкретной деятельности руководства фирмы. Технология знаков внимания снижает напряженность отношений, делает прозрачным положительный вклад каждого в позитивное развитие ситуации и способствует смягчению конфликтов на стадии зарождения.
Важнейшая составляющая профессионализма женщин-лидеров - умение вести переговоры без поражения для себя и для партнеров. "Наши партнеры за столом - как справедливо отмечает одна из руководительниц, - обладают эмоциями, глубокой, приверженностью к определенным ценностям, различными жизненными основами и взглядами. Более того, они непредсказуемы. Как любой человек и руководитель. Этот факт может быть полезным или разрушительным для переговоров. Все зависит от того, насколько вы умеете его заставить работать на достижение целей".
Другим важным условием успеха деятельности женщины-руководителя, является способность быстро ориентироваться в изменениях, наметившихся в управленческих технологиях, и уметь соответствовать этим изменениям, формируя новую организационную культуру в фирме.
В настоящее время, во все большей степени в реальной управленческой практике проявляется отказ от статусного лидера и замена его лидером харизматическим. В самом общем виде статусный лидер, в отличие от харизматичского, при осуществлении власти опирается на возможности своего положения в рамках иерархии, забывая о силе личного влияния, не обусловленного позициями во власти. Как правило, харизматический лидер отличается от статусного большим личным влиянием в команде, высоким уровнем эмпатии, повышенной психологической сенситивностью, особой техникой коммуникации. Это техника, которую один из авторов называет "втягивающей коммуникацией" и особенности которой были описаны еще в 1994г. Харизматические лидеры не нивелируют своих личностных особенностей, не пытаются скрыть свои недостатки, их "внутреннее пространство" не сковано функциональной принадлежностью, а отличается внутренней динамикой и разносторонностью.
Иная психологическая палитра поведения характерна для статусных лидеров. Эти люди сами называют себя солдатами, исполнителями, рабами и т.п. Их внутренний эмоциональный фон - постоянное ожидание неуспеха. Это позволяет предположить, что степень самореализации в данном случае резко снижена, а доминирующим мотивом является стремление выжить.
Отличие харизматических лидеров от статусных при одинаковом уровне агрессивности внешней среды - внутренняя установка на успех, порождающая пластичность средств и способов достижения поставленных целей.
Итак, ситуация экономического кризиса привела к изменению управленческих стратегий женщин-руководителей, способствуя, с одной стороны "ужесточению" этих технологий по вектору "концентрация власти", что могло вызвать повышенный уровень напряжения в отношениях с командой; с другой - способствовало тому, что женщины чаще стали прибегать к технологии "знаков внимания", что могло сопровождаться "потеплением" отношений между персоналом фирмы и ее первым руководителем.
Теперь я хотела бы остановиться на дискуссии, развернувшейся на сайте www.woman.ru в сети Интернет. Вопрос был сформулирован таким образом: «Назовите мне хотя бы семь причин, чтобы на одной и той же должности, за одну и ту же работу, выполняемую одинаково качественно, мужчине платить больше, чем женщине». Мнения разделились на два лагеря6 все мужчины, без исключения, пытались защитить работодателя, женщины, все как одна, выказывали крайнее недовольство таким положением дел. Данная дискуссия привлекла мое внимание потому, что в Интернете каждый автор анонимен, и выражает именно свое мнение, не боясь оказаться узнанным. Хочу привести пару наиболее характерных сообщений мужчины и женщины на заданную тему:
«Пастор: На основании своего опыта могу назвать следующие качества, отличающие работника в юбке от остальных сотрудников.
1. C нее нельзя требовать профессионализма. Если для парней единственный способ сделать карьеру - показать себя незаменимым профессионалом, то девушка четко знает, что эта работа - всего лишь временная, она с легкостью переквалифицируется в секретаршу или программиста (т.е. все время остается на уровне любителя-новичка).
2. Отношения с подчиненной-девушкой требуют более строгой регламентации и такта. Например, на нее нельзя повышать голос.
3. Физиология. Женщины чаще болеют, а если не болеют сами, то сидят с больными детьми. Мужчины с детьми сидят реже.
4. Однако есть у девушек и преимущества. При соответствующей мотивации ей можно давать работу, требующую усидчивости и внимания. Мужчинам вообще не свойственно делать многие виды работ.
5. У женщин отсутствует «зуд новаторства». Во многих сферах один «вольный художник» наносит вреда своей фирме несравненно больше, чем собственная зарплата.
6. В некоторых случаях для общения с заказчиком
Evisa: Вы, Пастор, меня бесите просто. Может в вашей области (менеджмента, маркетинга) предпочтение отдается мужчине. А вот в моей области (фармация) часто отдается предпочтение женщине. И что мне теперь – утверждать, что мужчины хуже работают? Бред какой-то .
Пастор: Да ни один банк не даст незамужней девушке кредит на покупку квартиры под тот же процент, что и неженатому юноше! Потому что никто не поручится, что эта девушка не выскочит замуж и не засядет на пару-тройку лет ухаживать за ребенком. А кредит кто возвращать будет? Ее новоиспеченный муж что ли? Точно так же рискует и компания, принимающая людей на работу. Вообще, идеальный работник - это женатый мужчина 27-30 лет, имеющий детей, квартиру, выплачивающий кредит за квартиру, взятый на 10-12 лет.
Pandor: Приятно слышать умные и проверенные жизненным опытом мысли. От себя добавлю, что на всех своих рабочих местах наблюдала ту же картину, что и описывает Пастор. Если были умные, талантливые, высокопрофессиональные женщины, то они получали в 2, а то и 3-4 раза больше мужчин и должности занимали соответствующие. На мой взгляд, если о так называемой дискриминации в этом контексте и можно говорить, то только как об исключении.
Ники: Извините, но вы что, ни разу не сталкивались с такими требованиями работодателя как то "пол - мужской/возраст до . лет/не замужем и т.д.? Вот это называется дискриминация. Здесь идет речь не о вашей конкретно конторе, а о ситуации в России вообще…».
Как видно из приведенных примеров, исследуемая проблема действительно имеет место быть, и беспокоит не только женщин, но и представителей мужской части бизнес-элиты, причём разбитие на два лагеря - по половому признаку – очевидно и антагонистично.
И напоследок: сегодня 80% женщин-предпринимателей России имеют высшее образование, почти две трети из них замужем и имеют детей. 25% бизнес-леди основали свое дело в цветущем возрасте до 35, около 40% - между 35 и 45 и еще 35% - после 45 лет. Возраст возглавляемых ими фирм – от 3 до 7 лет.
3.2. Проверка гипотез
1) Женщина в бизнесе – не исключение, а закономерность развития предпринимательства в современной России – верно, подтверждается данными анкетных исследований и общей статистики; закономерностями роста доли участия женщин в сфере предпринимательства. В частности, в промышленности, сельском хозяйстве, оптовой торговле, деятельности по обеспечению функционирования рынка, финансовой сфере доля женщин-предпринимателей составляет от 13% (в промышленности) до 20% (финансы). И наиболее активно осваиваются женщинами розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение, где доля предпринимательниц составляет от 39% (в розничной торговле) до 56% (в науке). Такие выводы согласуются с данными других опросов, что подтверждает их обоснованность.
За последние годы доля женщин в бизнесе возрастает быстрыми темпами. Гендерные стереотипы в современной России при рассмотрении возможности занятия женщинами лидирующих позиций в управлении предприятием достаточно сильны, однако, условия рынка привели к их смягчению. Это выразилось в том, что число женщин, занимающих лидирующие позиции в фирмах, за последние 5 лет неуклонно растет.
Появились истинно «женские» отрасли предпринимательства (розничная торговля, сфера услуг и др.), в которых доля женщин-руководителей значительно опережает мужчин. Результаты исследований подтверждают приоритетность сфер обслуживания и торговли в женском предпринимательстве. По данным исследования, 45% женщин возглавляют предприятия с численностью занятых до 10 человек и 55% - с численностью занятых от 10 до 30 человек. По мнению автора опроса, это связано с тем, что женское предпринимательство в основном развито в тех отраслях, технология которых не требует большого количества работников.
2) Женщина имеет возможность выступать в роли субъекта предпринимательских отношений наравне с мужчинами – неверно, мужчины имеют преимущества как при трудоустройстве, так и при некоторых других взаимоотношениях в сфере бизнеса – подтверждается данными анкетирования и анализом результатов наблюдения.
Шестьсот опрошенных женщин в возрасте от 20 до 55 лет (из них 3,2% предприниматели) считают, что у женщин в отличие от мужчин намного меньше возможностей для профессионального роста, продвижения по службе, занятия высокой должности. По мнению респондетнов, этому мешают семейные обязанности, отнимающие много времени (55%), трудности в совмещении работы и семьи (38%), а также предвзятое отношение мужчин (19,2%).
Результаты исследования Института социологии РАН показали следующее: на вопрос, почему женщины не могут успешно руководить бизнесом, респонденты назвали следующие причины: 22% просто считают, что женщины вообще не способны заниматься делами; 22% сочувствуют женщинам, но им труднее получить поддержку со стороны официальных лиц, взять кредит в банке и пр.; 12% обратили внимание на то, что женщинам почему-то труднее получить соответствующее образование; а 21% отмечают сопротивление родных, близких, семьи их занятию бизнесом.
3) Для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является основным – верно, поскольку на первый план выходят конкретные характеристики возможностей личности, будь то женщина или мужчина – подтверждается данными статистики и анализом результатов наблюдения.
Практика показывает, что женщины могут руководить успешно, и имеется уже довольно много женщин, занимающих руководящие посты. По данным Госкомстата, уже в 1994г. среди совладельцев коммерческих товариществ с ограниченной ответственностью (а их более 900 тыс.) женщины составляли 39%, кооперативов - 23%, предпринимателей, использующих наемный труд - 17-19%, в индивидуально-трудовой деятельности более 1/3 женщины. В 1996 году из 200 предприятий бизнеса, по оценкам Л.В.Бабаевой и А.Е.Чириковой, в 25% фирм женщины занимали руководящие позиции.
Мне показался интересным еще один вывод психологов: успешные модели бизнеса осуществляют те из предпринимателей, кто независимо от собственного пола имеют психологический сценарий поведения - управленцев. Это означает, что и мужчины и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием. Характеристики пола практически не выступают ограничителями для успешного руководства.
4) Бизнес-леди имеет ряд существенных психофизиологических преимуществ перед мужчиной-предпринимателем, позволяющих более эффективно выстраивать стратегию и тактику ведения бизнеса в отдельных отраслях коммерции – верно, поскольку в ряде отраслей бизнеса женщины закономерно занимают лидирующие позиции по сравнению с мужчинами – подтверждается данными статистики, анкетирования и анализом результатов наблюдения.
Как отмечают многие работодатели-мужчины, на отдельных руководящих должностях и во многих сферах предпринимательства «женская управляющая рука» имеет ряд больших преимуществ – например при ведении переговоров и компаньонами-мужчинами, при развитии предпринимательства в сфере, где спрос формируют сами женщины, и др.
Ряд исследователей данного вопроса утверждают, что имеется особый, «женский стиль» управления и ведения бизнеса, характеризующийся мягкостью отношений с подчиненными, большим вниманием к частностям и особенностям стратегического поведения фирмы на рынке. Данная система управления зачастую оказывается более эффективной, нежели мужской стиль ведения предпринимательства – жесткий, прямой и чётко регламентированный. По мнению Дж. Роузнер, такой стиль управления позволяет проходить этапы кризиса в бизнесе с меньшими потерями.
5) На сегодняшний день в обществе сохраняются социальные предрассудки и дискриминационные аспекты, ограничивающие возможности женщин в коммерции по сравнению с мужчинами – верно, подтверждается анализом результатов наблюдения и проведенными анкетными исследованиями.
Во многих исследованиях опрос респондентов мужского пола показал, что они в принципе негативно относятся к роли женщины в бизнесе, и скептически оценивают возможность занятия женщины чем-либо серьезным. Притом такое мнение зачастую не подтверждается более или менее внятной аргументацией – например, 22% опрошенных в ходе исследования Института социологии РАН “просто” считают, что женщины вообще не способны заниматься делами.
Аналитические результаты наблюдения также подтверждают такое положение дел. Так, например, считается, что женщины в бизнесе уделяют меньше внимания главному, больше мелочам; меньше содержанию и больше форме; делают меньший акцент на перспективу, больше на текущие проблемы. Уделяют меньше внимания производству денег, чем их сохранению. Мужчины, соответственно, наоборот.
Типичным антинаучным стереотипом является мнение о том, что женщины - руководители часто вынужденно попадают под влияние своих подчиненных мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии.
3.3. Выводы
Проведенное исследование доказало верность четырех из пяти выдвинутых гипотез – женщина в современном бизнесе – закономерность; женщина в бизнесе находится под влиянием негативных стереотипов; в отдельных сферах бизнеса природные психофизиологические качества женщины позволяют ей иметь преимущество над мужчинами; для успешного ведения бизнеса вопрос половой принадлежности не является определяющим.
Итак, подведем итоги. Тот факт, что женщина в бизнесе сегодня все прочнее укрепляет свои позиции, является доказанным. Женщины как социальная категория сравнялись с мужчинами – это подтверждается действующим законодательством, которое не делает никаких различий между полами в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности. Более того, в высшем законодательном акте страны – Конституции – прямо закреплено, что никто не может подвергаться какой бы то ни либо дискриминации по половому признаку. Женщины в современной России руководят значительным процентом всех предпринимательских структур. Имеется также тенденция к увеличению числа женщин в бизнесе – с каждым годом процентное соотношение приходящих в бизнес мужчин и женщин склоняется в пользу последних. Исходя из этого можно заключить, что роль женщины и в обществе в целом с каждым годом возрастает. Права прекрасной половины человечества, ранее имевшие лишь декларативный характер, в настоящее время превратились в реальную основу для реализации любых возможностей как в сфере бизнеса, так и в других отраслях общественных взаимоотношений.
Однако, в ходе исследования нашла свое подтверждение и вторая гипотеза – о том, что женщина в бизнесе зависит от имеющихся в общественном сознании стереотипов и предубеждений, резко негативно сказывающихся при реализации женщиной своих прав на занятие предпринимательством. Эту тенденцию преодолеть законодательным путем невозможно, так как закон не может регулировать сферу сознания. Тем не менее, сам факт присутствия женщин в бизнесе, их возрастающая роль в предпринимательстве сами по себе должны в скором времени изменить эти негативные общественные стереотипы. Уже сейчас многие мужчины в сфере бизнеса признали за женщинами ряд их неоспоримых превосходств – более того, во многих отраслях предпринимательской деятельности сильный пол «сдал» свои позиции.
Этот же тезис подтверждает и третья доказанная гипотеза – о том, что женщина в бизнесе имеет ряд объективных преимуществ перед мужчинами, и что отдельные отрасли предпринимательства словно специально созданы для женщин. К таковым относится и сфера услуг (парикмахерские салоны и салоны красоты, например), сфера розничной торговли, вообще любые коммерческие предприятия, требующие внимания к каждой детали, с небольшим или средним численным составом персонала. Исследования показали, что доля женщин более высока в сфере малого предпринимательства, затем – среднего бизнеса. В области крупного, тем более международного бизнеса, мужчины продолжают занимать лидирующие позиции - но в области управления этим бизнесом зачастую просто вынуждены иметь женский персонал, поскольку его наличие при определенных обстоятельствах трактует тактика бизнес-деятельности (например, при ведении переговоров с партнерами-мужчинами).
И последняя гипотеза – о том, что для ведения успешного бизнеса вопрос половой принадлежности не является определяющим – аккумулирует предыдущие и подводит итог данному исследованию. Действительно, несмотря на все препятствия, с которыми приходится сталкиваться современной бизнес-леди, несмотря на общественное мнение, вопрос успеха в коммерческой деятельности, прежде всего, зависит не от пола (возраста, национальности, языковой или религиозной принадлежности), а от качества имеющихся профессиональных навыков, опыта, объективных финансовых и стратегических возможностей. Действительно, если женщина обладает необходимыми знаниями, целеустремленностью, настойчивостью и упорством, а также финансовыми и стратегическими возможностями – то никакой мужчина, никакие социальные предрассудки не смогут помешать ей достичь вершины бизнес-элиты и занять достойную нишу в сфере предпринимательства.
Несмотря на распространенные в нашем обществе стереотипы, нельзя не согласиться, что, женщина по природе своей более мудра и адаптивна, чем мужчина. По мнению психологов, женщина в бизнесе выстраивает более осторожные отношения со своими партнерами по бизнесу, избегая излишних рискованных решений, “крутых поворотов”. Она проявляет особую чуткость в вопросах формирования корпоративной культуры, внося элемент теплоты и “семейственности” в строгий регламент деловой жизни организации.
Эти факторы, между прочим, увеличивают доходность новых технологий, повышают производительность труда. Женщина руководитель, как носитель эмоционального начала, способна острее почувствовать психологический климат в коллективе, вникнуть в суть происходящего конфликта, а, возможно, и предотвратить его наступление.
И все же, несмотря на некоторые особенности мужской и женской психологии, качества эффективного топ-менеджера имеют общую природу и не зависят напрямую от пола. По данным психологов, у мужчин и женщин топ-менеджеров совпадающими качествами являются: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму. Иными словами, успешными будут те из менеджеров, кто, независимо от собственного пола, имеют оптимальный внутренний психологический сценарий управленца. Ибо, как говорится, руководитель это не должность, а внутреннее состояние человека.
Пусть все это будет так, тысячи раз так, и все же… как не вспомнить слова Маргарет Тетчер: “Если вы хотите посоветоваться, как сделать какое-либо дело, обратитесь к мужчине. Если хотите, чтобы дело претворилось в жизнь, - обратитесь к женщине. Удивительно мудро сказано, не правда ли?
Список использованных источников 1. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социол.исслед. 1995. №4. С.58. 2. Фрей К., Кюмбель Б. Как женщине развить в себе качества руководителя // Женщина - начальник. Под ред. Шепелин О.М. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996 С.338. 3. Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социального анализа // Социол.исслед. 1997. № 12 С.112. 4. Ковалева Т.Э., Иванчук Н.В. Женщины: ресурсы политического поведения // Социол.исслед. 1995. №7 С.71. 5. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе // Социол.исслед. 1997. №3 С.76-77. 6. Кирш К. Сама себе начальник // Женщина на работе. Под ред. Седовой Л.В., Силенко И.Н. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996 С.196-197 7. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социол.исслед. 1997. №10 С.27 8. Дальбум-Халл Б. Женщины и руководство, С.-П., 1996 С.127. 9. Биллен Б., Шепп-Винтер Э. Женщина и конфликты на работе // Женщина на работе. Под ред. Седовой Л.В., Силенко И.Н. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1996 С.9. 10. Дюкенджиев Евгени Петков Бизнес. Бионические аспекты. Рига, “Альбатрос”, 1995. С.226-227. 11. Чирикова А.Е. Психология предпринимательской деятельности // Психологический журнал. 1998. Том 19. №1. С.22. 12. Материалы Интернет-сайта http:/www.woman.ru