Содержание
1. История создания русского праздника – Троица
2. Анализ реферата
Список использованной литературы
1. История создания русского праздника – Троица
Рождество, Масленица, Пасха — праздники, для нас более-менее знакомые, то праздник Троицы и связанные с ним многочисленные народные обряды и поверья ушли из нашей жизни и забылись.
Празднуется Троица обычно в июне месяце. Это время, когда природа всеми возможными способами подчеркивает, что в свои права вступило лето. И нам не терпится воспользоваться теми дарами, какие оно нам щедро предлагает. В особенности же, страдая от палящих лучей солнца, жары и пыли, преобладает желание погрузиться в обжигающую прохладу морской, речной или любой другой воды. И мы это с удовольствием делаем, выезжая в выходные на морское побережье, в лес, абсолютно не зная, что наши предки именно в это время любыми способами избегали купаний в любых водоемах, мало того, панически боясь этого.
Почему? Для них все было просто и ясно. Неделя перед Троицей (иногда неделя после праздника) называлась зеленой или русальей неделей. Считалось, что в это время русалки [1]выходят из своих дворцов на дне рек и озер и странствуют на их берегах и в близ лежащих лесах и рощах. Приютом себе они избирают ветвистые деревья, преимущественно дубы, где качаются на ветвях, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Вот как поэтично описывали это жители русской деревни: «Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».
В Семик (четверг перед Троицей) девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы те не испортили скотины, не работают, называя этот четверг «велик день для русалок». По всей России в этот день в лесах и рощах можно было увидеть нарядных девушек в венках из зеленых веток и цветов, которые выбирали молодое, сочное деревце, чаще всего березку, в таком месте, чтобы можно было водить хороводы. Его «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве.
Считалось, что эти венки должны заменить русалкам качели. Затем ветки украшали лентами, нитками, лоскутками, цветами, венками из теста, веточек, трав и цветов. И тут начинался настоящий праздник. Под деревом водили хороводы и пели так называемые семицкие песни, в которых пелось о венках, гаданьях и замужестве, а также обычные, т.е. не приуроченные к праздникам, игровые и хороводные песни любовного содержания. Причем, парни и мужчины в это время к «завитой» березке не допускались[2].
Здесь же под украшенным деревцем девушки «кумились» с русалками и между собой.
«Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться», —
пели они в песнях, целуясь сквозь венки на березках, привязав к ним свои нательные крестики и затем меняясь ими. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления с другой девушкой через год. Кумовство, или посестримство, с русалками длилось три дня или немного дольше и затем расторгалось. Такой союз заключался с определенной целью. Во-первых, чтобы узнать у русалки свою судьбу (венок, на котором покачалась кума — русалка бросали в воду и по тому, всплывет он или потонет, предсказывали будущее); во-вторых, чтобы доставить русалке развлечение, успокоить и ублаготворить, дабы она в будущем не мстила, а помогала человеку.
Семик — исключительно женский праздник. Изучая этот обряд, исследователи высказали предположение, что обряд кумления подготавливает женщин к будущему материнству, когда через сочную зелень венков им передавалась рожающая сила земли. О том, что происходило после этого вечерами и ночами на лоне оживающей и цветущей природы, не рассказывали, но, тем не менее, некоторые сведения об этом есть.
Покумившись, в старину под березками устраивали пир, и тогда туда допускались уже и парни. «К яичнице допускают парней, обязанных принести водки, меду и сладких гостинцев. Когда съедят яичницу, каждая девушка выбирает себе парня и, обнявшись с ним, гуляет у всех на глазах». О том, что здесь не все договаривается до конца, видно из некоторых отрывков древнерусской литературы: «Другое игрище о троичном дне: за город на курганя ходят. И неподобная творят».
Троица и Иванов день (Иван Купала) были временем разгула, о чем читаем в Стоглаве: «Русали о Иванове дни … сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на пляски и на скакания и на богомерзкие дела, и бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричаним. Аки бесни, и умываются водою, и егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают аки мертвые от великого клопотания»[3].
В клечальную субботу, накануне Троицына дня (в день поминовения усопших), русалки начинают бегать во ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: «Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!» В этот день совершаются поминальные обряды не только с честь тех умерших, которые превратились в русалок, но и в честь всех заложных покойников[4].
И, наконец, наступает сам праздник великой Троицы[5]. Он считался одним из самых больших праздников в году. Повсюду наводили чистоту: мыли, чистили, белили хаты. Зелеными ветвями украшали дворы, дома, горницы, ворота, колодцы, отчего селения приобретали удивительно нарядный, фантастический вид.
На церковной службе народ стоял с ветками деревьев, травами, цветами, которым, как вербам, освященным в вербное воскресенье, приписывалась особая целебная и оберегающая сила. Да и сами храмы украшались молодой сочной зеленью.
В этот день в деревню вносили украшенное дерево, или же, просто ветки и венки, которое потом уничтожали, либо бросая в поле, либо потопляя в воде. А также устраивали проводы русалок, которые напоминают проводы масленицы: русалку выпроваживают из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию.
Это было весьма колоритное зрелище. В качестве русалки девушки выбирали самую красивую и статную из своей среды. Она выходила в одной рубашке, с распущенными волосами верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, она выходила из дома и шествовала по всей деревне, возглавляя шествие нарядных женщин и девушек. Вокруг сновали ребятишки, которые частенько забегали вперед, хватали «русалку» за рубаху, кочергу, руки и приговаривали: «Русалка, русалка, пощекочи меня!» Вся эта толпа с направлялась к полям ржи, где «русалка» старается кого-нибудь схватить и пощекотать. «Тут пойдет свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржах. Теперь все кричат: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» — и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задками домой. Народ же до самой зари гуляет на улице». Иногда «живую» русалку заменяли соломенной куклой[6].
Подобно тому, как троичную березку бросают в рожь, чтобы обеспечить урожай, русалок как бы выманивают или переводят из леса на поля. Так как русалки — существа водяные, их выход на поля обеспечивает земле нужную влагу и вызывает обильный рост хлебов.
Просто удивительно, насколько органично переплелись в этом празднике древние языческие обряды и более поздние христианские. Как ни стремилась православная церковь искоренить язычество и суеверие, ей это не очень удалось. С незапамятных времен это был любимейший праздник в России. И не нет ничего странного в том, что переселившись несколько веков назад на Кубань — необжитую тогда территорию Российской империи, поселенцы сохранили обычай отмечать Троицу. Особенно тщательно он сохранялся в линейных станицах, где преобладало русское население. Здесь украшали дома, колодцы и изгороди ветками ясеня и клена, чабрецом, завивали венки, гадали на них, водили хороводы и исполняли троицкие песни. Позже этот красочный праздник вошел и в быт закубанских станиц.
В Екатеринодаре в честь Святой Троицы по проекту Ивана Мальгерба был построен Свято-Троицкий храм, заложенный 2 октября 1899 г. и освященный 7 июня 1910 г. В 1934 г. он был закрыт, и вплоть до 1990 г. оставался бездействующим. За эти десятилетия он подвергся довольно серьезному разрушению и потребовал значительного времени на восстановление. Но и во время реставрации здесь велись службы, а на праздник Троицы праздничную божественную литургию здесь служил архиепископ Екатеринодарский и Новороссийский Исидор.
Непередаваемое зрелище представлял тогда этот храм. «Леса», используемые для восстановления фресок, внутри него все были украшены зелеными ветками и создавалось незабываемое, сказочное ощущение, будто служба совершается не в церкви, а в чаще древнего леса, где витают неповторимые ароматы лесных трав, цветов и деревьев. Сейчас Свято-Троицкий собор полностью отреставрирован и являет собой потрясающий памятник архитектуры. Как и раньше, именно здесь состоится богослужение в честь великого праздника Троицы. Это удивительное по своей красоте действо объединяет не только всех прихожан, находящихся в этот момент в храме, но и связывает их незримыми нитями с теми, кто на протяжении многих столетий точно так же приходил в этот день в церковь, ведь церковные обряды за прошедшие века почти не изменились.
2. Анализ реферата
Каждая религия представляет собой совокупность таких четырех основных составных частей: 1.религиозных идей и представлений (идеологический, концептуальный, элемент); 2.религиозный культ как внешняя, материально выраженная, сторона религии (предметы поклонения, обряды, праздники); 3.религиозные чувства (совокупность тех чувств, которые переживает верующий в процессе материально-духовного общения со сверхъестественным). Значение и соотношение основных элементов в каждой конкретной религии, в жизнедеятельность каждого конкретного верующего различно. Но присутствие всех трех обязательно и неизбежно для всякой религии, церкви, вероисповедания или секты. Без первого второго и третьего нет религии, нет верующего. Изучив первое, второе и третье, мы постигаем каждую конкретную религию, каждого конкретного верующего как такового[7].
О христианстве, например, и об отличиях между его многочисленными направлениями мы судим, прежде всего, по их внешней стороне: культе, поведению, обрядах и прочее. Внешняя сторона проявления религии легче всего наблюдается и «бросается в глаза». А уже после «наружного» проявления, мы начинаем судить о том, как это наружное выявляет религию и верующего, что за этой «наружкой» проявляется.
Особенно важное значение внешняя сторона религии имеет в исторически давних, традиционных, религиях. В католичестве, православии, лютеранстве, англиканстве, армяно-григорианстве нередко вся религия сводится и проявляется в обрядах и праздниках, особенно, в праздниках. В православии и католичестве, например, каждый день – церковных праздник в честь Бога, его небесной канцелярии да святых угодников. Подсчитано, если бы верующий католик или православные каждому святому ежедневно уделял хотя бы три минутки, то для почитания всех святых ему понадобилось бы три года.
Обычно, верующий православной церкви помнит знаковых для его жизни святых, помнит и почитает значительные для него праздники. Так, все праздники в православии делятся на каждодневные (на честь святых данного дня), недельные (на честь дней недели), местные (престольные, региональные, национальные), значительные, великие и двунадесятые. Двунадесятые, в честь священного для христианства числа 12, еще делятся на праздники Господские (в честь Господа Бога, главным образом Христа: Троица, Рождество, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Преображение, Воздвижение креста, Вознесение,) и богородичные (Рождество Богородицы, Успение, Введение во храм, Благовещение).
Праздники, в том числе великие и двунадесятые, устанавливались на протяжении длительного исторического времени. Окончательный их цикл установился где-то к 14-16 столетию, а его внешнее проявление и понимание/истолкование до сих пор наполняется различным содержанием.
Так, праздник в честь святой Троицы буквально переполнен языческим содержанием и обрядами, до сих пор неоднозначно отмечается и понимается верующими христианами. Обратимся к свидетельствам историческим и церковным.
В Киевской Руси праздник Троицы вообще не отмечался. Он был труден для понимания, слишком нудный и пустой для, как сейчас говорят, менталитету русского человека. И до тех пор, пока на смену греческим попам не пришли попы из местного населения, понимание Троицы и внедрение праздника на ее честь не прививалось русскому народу. Русский человек праздновал и отмечал красочные, привычные и оправданные его жизнью бытовые и земледельческие праздники своих родненьких языческих богов. Священники из русских понимали, принимали и жили всем этим вместе со своим народом. И когда, особенно после падения Византии в 1453 году, влияние чужих греческих священников, а вместе с ними и византийского православия, прекратилось, попустительством и содействием русских священников христианские праздники, в том числе и мутная по своим представлениям Троица, начали наполняться народным языческим содержанием. Таким образом христианский праздник Троицы органически слился с весенним праздником полевых русалок, которые назывались «Зелеными святками» и «Русалиями». После окончания весенних полевых работ, после расцвета растительного буйства весны, восточные славяне прославляли полевых и лесных русалок: украшали зелеными ветками свои жилища, девушки в венках из веток и травы водили хороводы, гадали на суженых. Все эти обряды были восприняты нашим одомашненным христианством. В результате, - христианская Троица начала органически сливаться с языческими обрядами, с которыми она не расстается до сегодняшнего дня[8].
Современные священники в своих проповедях и публикациях доказывают, что празднование Троицы установлено еще апостолами в честь сошествия на них Святого Духа на 50-тый день после воскресения Иисуса Христа. Во всех заявления единодушно говорится, что во времена Ветхого завета Бог проявил себя как Бог Отец, в лице Иисуса Христа – как Бог Сын, а в момент сошествия на апостолов огненных языком, одаривших учеников Христа знанием всех языков (Деяния, глава вторая), - как Дух Святой. Словом, на праздник еврейской Пятидесятницы явила себя вся троица лиц библейского Бога.
Священники единогласно пишут, что уже апостолы отмечали праздник Троицы и ссылаются на текст деяния святых апостолов (глава вторая) и послание апостола Павла к коринфянам (1 коринфянам, 16:8). Но в цитируемых текстах говорится не о христианской Троице, а об иудейском празднике Пятидесятницы, которые всеми первоначальными христианами вместе с апостолами отмечался только как праздник иудейский, а не христианский.
Впрочем, Русская православная церковь иногда набирается смелости признать историческую несостоятельность самого праздника Троицы, и сплошь языческое содержание ее обрядов, и позднее внедрение ее в круг церковных праздников, и много другого интересного. Изложим эти признания словами Интернетовского портала «Православное чтение. Сборник душеполезных текстов» от 3 июня 2001 года в статье о празднике Троицы Марии Свешниковой. Она справедливо пишет:
«Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.
Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском»[9].
Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе.
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, "органично вошедших" во все славянские христианские обряды.
В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день "девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.
Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.
В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.
Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца!
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, "органично вошедших" во все славянские христианские обряды[10].
В конце XIX века еще встречалось бытование старинного праздника Семик, который приходился на четверг перед Троицей и отмечался пирушкой. В этот день "девушки шли в лес завивать березу. Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница. При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли себя кумой.
На Троицу ходили развивать березки. Девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в воду и смотрели - потонет он или нет, и в какую сторону поплывет. По этим признакам гадали о суженом, о выходе замуж.
В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских.
В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных
Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота, которая никакими канонами православной церкви не учреждена, а является только перелицованным языческим предков почитанием, которое органически вплеталось в весенние праздники/хороводы дохристианских восточных христиан.
А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг перед Троицей) и Троицкая родительская суббота. О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существует традиция молиться в этот день за "безродных и безыменных" - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны.
И в заключение об особенностях празднования Троицы/Пятидесятницы в католическом мире.
В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) после Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день (октаву) праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini) , посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам). Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Традиция почитания Сердца Иисуса и Сердца Марии западными христианами относится еще к XI - XII векам. По учению Западной Церкви Сердце Иисуса является символом особой любви Иисуса Христа к человеку и олицетворяет надежду на спасение всякого, верующего во Христа. Сердце Марии символизирует ее особую любовь к Иисусу Христу, а также милосердие и сострадание ко всему человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь Западной Церкви в 1648 году, а праздник Сердца Иисуса - в 1765 году папой Климентом XIII. Во время этих праздников также совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.
Список использованной литературы
Голубев А.Н. Феномен триединства: универсальная доминанта? (О «магическом» числе три) // Полигнозис. 1999, №3. С.131-134. Бичёв Г.Н. Теория триединства строения мира. М.:МГТУ,2001.160с. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. 208 с. Васильев Е. Постмодерн и Троица // Человек, 2001, №4. С.189,192. Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-116. Шимульская А. Праздник Святой Троицы. //Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004
[1] Русалки — существа, живущие в воде. О происхождении русалок народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, наконец, купающиеся без креста — становятся русалками. Они обладают вечной юностью и красотой. Место их обитания — кристальные дворцах, построенных на дне реки. Старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует множество поэтических рассказов. С зеленой недели вплоть до осени они витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих с хохотом «ходите к нам на рели (качели) качаться». Они заводят красивых парней и девок в лес и там защекочивают до смерти. Говорят, что русалки до того красиво поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места. В Русалью неделю, а также в ночь под Ивана Купала русалки делаются особенно опасными для человека. В это время народ боится купаться в реках, опасаясь стать жертвой русалок.
[2] Шимульская А. Праздник Святой Троицы. //Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004
[3] Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-116
[4] Заложные» покойники. – люди, умершие насильственной смертью, самоубийцы, а также все, кто умер молодым, раньше срока, предназначенного при рождении, считались нечистыми и опасными для живых. Их называли «заложные», т.е. заложенные, что было связано с обрядом погребения, при котором покойника не закапывали, а оставляли на земле, прикрыв сучьями. Считалось, что если закопать, мать-земля разгневается и не примет такой труп. Гнев матери-земли может выражаться весенними холодами и заморозками, которые пагубны для посевов. Однако покойники, лишенные обычного погребения, мстили живым. Месть их была особенно опасна для крестьян летом, когда созревали хлеба и мстительные покойники, приходя на поля, губили посевы. Очевидно, еще в языческие времена восточные славяне придумали следующий способ избежать двойной опасности, которая грозила им в этих случаях. Они не хоронили заложных покойников, чтобы не вызвать этим весенние заморозки, однако поздней весной перед началом цветения зерновых, когда холода уже не были страшны, но грозила опасность со стороны мстительных покойников, они устраивали по ним особые поминки. Эти поминки должны были заменить заложным покойникам обычные похороны, и отличались общим весельем, сопровождались музыкой и свистом, причем последний, видимо, должен был отпугивать нечистую силу.
[5] Святая Троица — это три ипостаси Бога: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Считается, что впервые о Троице, правда в завуалированной форме упоминается еще в Ветхом Завете. А в Новозаветных текстах о ней уже говорится довольно ясно. Когда Господь, крестившись у Иоанна Крестителя, вышел из воды, тогда «отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. III, 16-17, Марк. I, 10-11, Лук. III, 21-22). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII, 19). И церковь постоянно выполняет сию заповедь в таинстве крещения. День Св. Троицы христианская церковь отмечает в 50-й день после Пасхи с самых первых веков. Долгое время Троица не была предметом изображения в искусстве, так как церковь настаивала на том, что Бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; все прочее — предосудительные фантазии. Однако постепенно складывается ее иконография. Она выразилась в 2-х видах: «ветхозаветной» (изображающей 3-х ангелов, явившихся Аврааму), которую довел до совершенства Андрей Рублев; и «новозаветной»(Отец в виде старца, Христос как отрок на его лоне или взрослый муж, сидящий по правую руку от него, и Духа — над ними обоими в виде голубя).
[6] Шимульская А. Праздник Святой Троицы. //Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004
[7] Шимульская А. Праздник Святой Троицы. //Академия Тринитаризма, М., Эл № 77-6567, публ.11243, 28.05.2004
[8] Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997, с. 61
[9] Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-116
[10] Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии, 2003, №11. С.112-116