Введение
Актуальность:
Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами – все это было предметом размышлений философов на протяжении многих веков. Немало интересных мыслей на этот счет можно найти у Ф.Бэкона и Декарта, Локка и Канта, Гегеля и Маркса, В.Соловьева и Н.Бердяева, а также у других мыслителей. Обыденное сознание является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.
Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов. Вряд ли найдется такой человек, который никогда не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». ( Ч.Диксон).
Однако хотим мы того или нет, но конфликты в нашей жизни неизбежны, и остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если возможно, извлечь из них какую-то пользу. А для этого необходимо знать, что такое конфликт, как он возникает, и что с ним делать. Нахождение причины конфликта является его разрешением.
Межличностные конфликты – самый распространенный тип конфликтов, с которым люди сталкиваются практически каждый день в той или иной форме.
Конфликт, особенно в настоящее нестабильное время, является одним из важнейших неразрешенных вопросов для человека, хотя о конфликте и его причинах уже сказано очень много.
Объект: межличностные конфликты в медицинском коллективе.
Предмет: закономерности возникновения, развития и завершения межличностных конфликтов в трудовом коллективе под влиянием внешних и внутренних факторов.
Цель: определить уровень общительности и стратегию поведения в межличностных конфликтах медицинского коллектива (мед.коллектив).
Задачи: провести исследование межличностных отношений, направленности личности членов данного коллектива; определить внешние и внутренние факторы возникновения и завершения конфликтов в коллективе; на основе этого сделать вывод об уровне общительности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях в данном коллективе.
Гипотеза: причина межличностных конфликтов в трудовом коллективе состоит в несовместимости ценностей и идеалов членов данного коллектива.
Материал: в работе использовались методика диагностики межличностных отношений Т.Лири и методика определения направленности личности.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы уровня общительности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях коллектива
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление доказать свою правоту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать [16].
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Психологические исследования конфликтов занимают центральное место среди исследований других наук, посвященных данной проблеме. Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов - определением психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразие психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа, что необходимо так же для определения места настоящего исследования в их континиуме. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и систематизация в рамках междисциплинарных исследований - отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания [31].
В первую очередь хотелось бы остановиться на исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, в основном разработанных в западной психологии. К основным можно отнести: :
· психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) ;
· экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);
· социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);
· динамическое (К. Левин);
· социометрическое (Дж. Морено);
· интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);
· необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.
Исследованиям фрейдистской (психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой. Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существенно превышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.
Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам [31].
По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил.
Э. Фромм, полемизируя с 3. Фрейдом, утверждал, что в процессе своего развития человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности" только "бегством от всякой свободы", что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в основном психоаналитическими методами [31].
Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие вида, В. Макдугалл неправомерно распространил его на общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения определили социотропное направление в психологических исследованиях конфликтов.
Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности.
В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
По мнению представителей шилеракционистского направления основные причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия.
Представители этого направления рассматривают конфликты преимущественно как ролевые, т. е. конфликты, которые возникают вследствие того, что к носителям одной роли различные группы предъявляют неодинаковые, зачастую противоречивые требования. Основой понимания конфликта в рамках необихевиористской ориентации является теория "фрустрации-агрессии", сформулированная в 40-е годы Н. Миллером и Дж. Доллардом. Ключевое место в этой теории занимает предположение о том, что любое условие, препятствующее достижению цели может вызвать фрустрацию и привести к появлению агрессии - стремлению разрушить либо устранить препятствие. Агрессивное поведение может остаться нереализованным вследствие сдерживания возможными негативными последствиями для личности либо осуществиться в форме "смещенной агрессии", направленной не на непосредственный источник фрустрации, а на любой объект [31].
Психологические исследования конфликтов можно классифицировать по их предмету [12]. По мнению Н. В. Гришиной таковых предметов всего три:
1. социально-психологические аспекты социальных конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве вторичных содержат психологические компоненты;
2. межгрупповые конфликты, возникающие при непосредственном взаимодействии малых групп;
3. межличностные конфликты, возникающие во взаимодействии отдельных личностей.
В обсуждении результатов исследований конфликтов на основе их предметов следует особо выделить психологические механизмы конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим механизмом конфликта является дезинтеграция" личности [20].
В новейших неофрейдистских теориях существенное значение в развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько бессознательным формам реагирования на неудовлетворение мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает различные формы агрессивных реакций против реального или воображаемого "виновника" неудовлетворения. Направленность этих агрессивных реакций на различных "виновников" создает установки и отношения личности.
Важная роль в психологических исследованиях конфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности».
Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.
Существуют и другие точки зрения на психологические механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что таковая имеет когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и ценностно-ориентационную (Семенов В. А. , Ершов А. А. и др.), личностную (Гришина Н. В. , Ковалев Г. А.) и социально-психологическую основы (Зотова О. И. , Козер Л. и др.
Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и межгрупповые.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта.
Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. , Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические - антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро (а порою - стремительно) переходит в межличностный.
По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто имеют внутриличностное происхождение.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Социальное поведение вообще детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека.
Межгрупповые конфликты (Бородкин В. М., Каменев Н. П., Храмов В. О., Чекалин В. И , Шаленко В. Н., Шепель В. М. и др.) в психологических исследованиях представлены ограниченно, в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях.
Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между группой и индивидом, ведь группа также обладает определенными представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также осуществляет постановку целей. Но при этом необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте (Филиппов А.В.).
Следующим основанием классификации психологических исследований конфликтов является опора на четыре подхода - организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.
Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном как процесс или следствие определенных рассогласований в функционировании организации (в том числе и малой группы) или нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих стабильность данной системы. (Дубовская Е. М. , Кричевский Р. Л. , Журавлев Л. Л. , Зазыкин В. Г. , Китов А. И. , Ершов А. А. , Зотова О. И. , Бойко В. В. , Рубахин В. Ф. и многие другие).
Деятельностный связан с изучением закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют место. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. и др. ).
Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то, по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода - личностного. Теоретической основой этого подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия. Не организация (социальная среда) и деятельность (система взаимодействий), а именно личность со своими намерениями, целями, ценностями, особенностями социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений, способов общения чаще всего является объектом исследований психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического плана можно выделить направления, где изучаются:
- мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А. Сысенко и др);
- познавательные процессы в конфликте (С. Е. Аксененко, А. Н. Алексеева, В. В. Заболотин, В. Л. Зливков, А. Н. Ковалев, Н. В. Крогиус,
А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина и др);
- эмоциональные состояния противоборствующих сторон (С. А. Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев,
В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и др.).
Анализ личностных аспектов конфликтного поведения показал, что имеется немало внутренних условий конфликтности личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными способностями личности.
В изучении эмоциональных состояний противоборствующих сторон следует выделить исследования негативных психических состояний, в частности, сильных психологических стрессов. Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними условиями личности, определяющими ее отношения и взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у участников конфликтов могут привести к повышению их агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев направлена на оппонента и на формирование «образа врага».
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [13]
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга [32].
Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е. межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование.
В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других) [5].
К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т. п.
Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:
а) личностные особенности индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе;
б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной
общности (группе);
в) эмоциональные отношения индивида с социальным окружением;
г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;
д) поведение индивида по отношению к другим людям.
1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации
Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера общения.
В конфликтологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон.
Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов.
Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей.
Как показывает сетка, человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:
· исход очень важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
· мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое нами решение — наилучшее;
· решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно власти для этого;
· мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего терять;
· мы находимся в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
· мы не можете дать понять группе людей, что находимся в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
· мы должны принять непопулярное решение, но сейчас нам необходимо действовать и у нас достаточно полномочий для выбора этого шага.
Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы.
Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не располагаем достаточной информацией.
Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения “бегством” от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем заняться им позже, когда будете больше готовы к этому.
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать, таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.
Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет другой. Когда же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для удовлетворения интересов другого человека. Мы просто отталкиваем от себя проблему.
Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя. Или же мы можем использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для нас решения.
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
· решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
· у нас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
· у нас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);
· и мы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеих сторон известны;
· мы и наш оппонент хотим поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
· мы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
· обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.
В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.
Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; мы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг другу о своих желаниях.
Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками. Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:
· обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
· мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
· нас может устроить временное решение;
· мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;
· другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
· удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале цель;
· компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок.
Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами.
1.3. Уровень общительности и стратегия поведения в конфликтной ситуации
Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей а каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
Þ адекватность отражения конфликта;
Þ открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
Þ создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
Þ определение существа конфликта.
Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
a) Адекватное восприятие конфликта
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
”Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.
“Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.
“Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.
б) Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Межу тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Контроль эмоциональной сферы
Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.
И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе:” Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем”. После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: “Да, я вижу, мы оба раздражены но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем”. Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то. С кем вы должны будете продолжать общение.
Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
· что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
· каких реакций я жду со стороны другого?
· на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Преодоление страха в конфликтной ситуации
Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае.
Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает.
Преодоление конфликтов посредством общения
Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения.
Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак,
Þ уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение
Þ следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
Þ старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете
Þ спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
Þ не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала
Þ научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).
в) Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.
г) Определение существа конфликта
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.
Определение основной проблемы
Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить:
¨ как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
¨ как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
¨ соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
¨ как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему?
¨ в каких вопросах мы с партнером расходимся?
¨ в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?
Определение причины конфликта
Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек с которым вы конфликтуете уезжает).
К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают.
В своей книге Роджер Фишер и Уильям Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Как сказано в этой книге “Применение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют, Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если вы за противоположными позициями ищете мотивирующие интересы, вы можете обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетворит интересы обеих сторон.”
Фишер и Юри полагают, что примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместные или перекрывающиеся интересы.
Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, - это распознание скрытых желаний или страхов ( другого человека или ваших собственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устраняют возникшую проблему.
Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта
Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.
Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует с вашей стороны вовлечения личности.
Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого определенного этапа.
д) Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров
Если вы решили, что проблема стоит того, чтобы потрудиться над ее разрешением, не уклоняясь от конфликта, уступая в чем-то друг другу и настаивая на собственном варианте решения, то вам следует действовать путем переговоров. Для поиска взаимовыгодного решения вам следует найти общую почву. Два пути таких переговоров проходят через компромисс или сотрудничество.
Приведенные ниже сведения помогут вам различать ситуации, в которых предпочтителен компромисс, и ситуации, в которых самым эффективным будет сотрудничество.
Выбирайте компромисс, когда:
· проблема относительно проста и ясна;
· для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее;
· лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины;
· проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон;
· вам не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или вам не удалось добиться своего с использованием собственной власти.
.Выбирайте сотрудничества, когда:
· предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения;
· обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов;
· для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем;
· стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения;
· обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его.
Таким образом, предлагаемая общая модель может быть легко приспособлена к ведению переговоров. Вы начинаете с работы над своими эмоциями и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете другую сторону, ее интересы, нужды и желания и даете при этом понять, что слова другого человека и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственные желания и интересы, описывая их как можно конкретнее (и честнее). Наконец, вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений, количество которых не следует ограничивать. После этого вы рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, который удовлетворяет обе стороны. Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будет в выигрыше.
Глава 2. Анализ уровня общительности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях мед. коллектива
2.1. Методический инструментарий и ход исследования
Исследование проводилось в один этап на работниках детской больницы № 2 г. Набережные Челны (возраст 19-42 лет), отделения 1 и 2 хирургии. Всего приняли в исследовании 66 человек, из них: 25 мужчин и 41 женщина.
Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – уровень общительности и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: изучить общий уровень общительности человека в конфликтной ситуации и выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:
1) подобрать методики для исследования;
2) выявить уровни общительности, поведенческие особенности (такие, как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения в конфликте;
Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамичекой организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как уровень агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.
Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
1) Личностный опросник определения темперамента В. М. Русалова.
Служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желательные ответы.
Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы:
1. афферентный синтез соответствует эргичности;
2. блок программирования — пластичности;
3. блок исполнения — темпу;
4. обратная связь — эмоциональной чувствительности.
Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
1. объективно ориентированного;
2. субъективно ориентированного (или коммуникативного).
Они связанны с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой: с предметным миром и обществом. Соответственно, выделяются следующие 8 параметров темперамента (в авторской терминологии):
1. Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
2. Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
3. Пластичность— степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
4. Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.
5. Темп— скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
6. Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
7. Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
8. Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "нет".
2) Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
Позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях с окружающими и легко ли общаться с ним. Тест содержит 20 вопросов, к каждому предлагается три варианта ответа, из которых испытуемый должен выбрать наиболее приемлемый для себя.
Инструкция: Вам предлагается 20 вопросов, которые представляют собой типичные жизненные ситуации. К каждому вопросу есть три варианта ответа. Выберите, пожалуйста тот вариант, который характеризует ваше поведение наибольшим образом.
По количеству полученных баллов, выделяются три уровня агрессивности: умеренная агрессивность, излишняя агрессивность и чрезмерное миролюбие.
3) Методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Испытуемому предлагается 10 утверждений, каждое из которых он должен определить как верное или неверное применительно к себе.
Инструкция: Я вам прочту десять утверждений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе, и, соответственно, с номером утверждения поставить букву «В» или «Н».
В результате набранных баллов определяется степень коммуникативного контроля (низкий, средний или высокий).
4) Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
2.2 Анализ полученных результатов
Данные по каждой методике занесены в таблицу. Полученные данные обрабатывались с помощью множественного регрессионного анализа, который позволяет выявить зависимость (влияние) между несколькими независимыми переменными (составляющие темперамента) и зависимой переменной (агрессивность; коммуникативный контроль; соперничество; сотрудничество; компромисс; избегание; приспособление).
Данные обработки в таблице:
Табл.: Степень влияния темперамента на поведенческие особенности
Ур-нь
аг-ти
Ком-й контр.
Соп
Сот
К
И
П
Коэффициент регрессии (b)
1.Предмет. эргичность
-0.1587
0.0258
-0.2085
0.0925
-0.0173
-0.0197
0.1530
2.Соц.эргичность
0.1710
0.1086
-0.0299
0.0519
0.0821
0.1348
-0.2390
3.Пластичность
0.2500
0.0591
0.3136
-0.0189
0.0437
-0.1314
-0.2071
4.Соц.пластичность
0.3398
0.1070
0.4968
-0.0790
-0.3109
-0.1307
0.0238
5.Темп
-0.5045
-0.0005
0.1324
0.0134
-0.1420
-0.0766
0.0728
6.Соц.темп
-0.3102
-0.0369
-0.1410
-0.1173
0.3364
-0.1180
0.0398
7.Эмоциональность
-0.0449
-0.0546
-0.1139
-0.0390
0.1902
0.0994
-0.1367
8.Соц.эмоциональность
-0.6778
0.0041
0.1192
-0.0453
-0.0981
-0.0914
0.1157
Intercept
46.7096
4.5046
1.6443
6.9863
6.9148
8.6620
5.7926
R2
0.2768
0.1323
0.2415
0.0705
0.2434
0.2275
0.1378
F
2.7265
1.0863
2.2685
0.5405
2.2926
2.0979
1.1390
p
0.0129
0.3860
0.0351
0.8210
0.0333
0.0508
0.3520
По данным таблицы для каждой независимой переменной построен график.
Как видно из графика (рис. 1), наибольшее положительное влияние на уровень агрессивности оказывает социальная пластичность, а также пластичность и социальная эргичность. Получается, что, чем больше степень легкости переключения с одного человека на другого в процессе общения, чем больше склонность к разнообразию коммуникативных программ, чем больше разнообразие форм социальных контактов, тем вероятнее высокий уровень агрессивности. Человек неуравновешен, может быть жесток по отношению к другим людям, надеется добиться успехов, надеясь на свои собственные силы и пренебрегая интересами других. У него высок уровень потребности социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность и, в то же время – высока степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой.
Рис.1. Степень влияния темперамента на агрессивность
Наиболее отрицательное влияние оказывает на агрессивность социальная эмоциональность, темп и социальный темп. То есть, человеку с низким уровнем агрессивности присущи низкая эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере и к неудачам в общении, низкие показатели скоростных характеристик выполнения отдельных операций и двигательных актов в процессе общения. Человек медлителен и невпечатлителен, общение не является для него особо значимым фактором, он больше обращен не во внешний мир, а во внутренний.
На степень коммуникативного контроля (рис.2) наибольшее положительное влияние оказывают социальная эргичность и социальная пластичность, но это влияние незначимо, так как, коэффициент регрессии меньше 0,24. Значимого отрицательного влияния также не оказывает ни одна из составляющих темперамента.
Рис.2. Степень влияния темперамента на коммуникативный контроль
На стили поведения в конфликте составляющие темперамента оказывают следующее влияние:
Рис.3. Степень влияния темперамента на стиль «соперничество»
Предметная эргичность оказывает положительное, но незначимое влияние на выбор стиля приспособления (рис.4), то есть, человек с высокой потребностью освоения окружающего мира и стремлением вовлеченности в трудовую деятельность, скорее будет жертвовать своими интересами ради другого, так как, ему больше важна именно вовлеченность и занятость. Наибольшее отрицательное влияние эргичность оказывает на выбор стиля соперничества (рис.3). Человек, обладающий низким показателем эргичности с меньшей вероятностью будет стремиться добиться своего в ущерб интересов другого. Таких людей можно охарактеризовать как неконфликтных, но, в то же время это люди не увлеченные, у них нет большой потребности в познании окружающего мира и чего-то нового.
Рис.4. Степень влияния темперамента на стиль «приспособление»
Социальная эргичность наибольшее отрицательное влияние оказывает на выбор стратегии приспособление (рис.4), а положительное, но незначительное – на избегание (рис.6). Если у человека высок уровень потребности в социальных контактах, стремление к лидерству, то у него есть склонность избегать конфликтов, т.к. круг общения представляет для него ценность и поддержку. Если же, эти показатель низки, то и низка вероятность выбора им стратегии приспособления (рис.4).
Пластичность наибольшее положительное влияние оказывает на выбор стратегии соперничество (рис.3), а отрицательное – на избегание и приспособление (рис.6 и рис.4). То есть, человеку, который легко переключается с одной деятельности на другую, с одного типа мышления на другое, стремится к разнообразию предметной деятельности, свойственна стратегия поведения соперничество. Он будет стремиться добиться своего в ущерб интересов другого и ему это легко удается, т.к. он быстро умеет переключаться. Также на это влияют и высокие показатели социальной пластичности – легкость переключения с одного человека на другого в процессе общения, разнообразие коммуникативных программ, готовых форм взаимодействия, что обеспечивает легкость в удовлетворении своих интересов в ущерб другому. Он может быть поверхностен в отношениях с окружающими и легко вступать в контакт.
Рис.5. Степень влияния темперамента на стиль «компромисс»
У человека с низкими показателями пластичности меньше вероятность выбора таких стратегий, как избегание (рис.6) и приспособление (рис.4), то есть, человек не намерен жертвовать своими интересами ради другого; у него есть стремление к кооперации и к достижению собственных целей.
Рис.6. Степень влияния темперамента на стиль «избегание»
Социальная пластичность отрицательное влияние оказывает на выбор стратегии компромисс (рис.5), то есть, человеку, которому трудно переключаться в процессе общения, у которого нет большого разнообразия коммуникативных программ, нехарактерен данный стиль поведения в конфликте. Положительное влияние на выбор данной стратегии оказывает влияние социальный темп. Человек с высокой скоростью речи, богатой мимикой и жестикуляцией склонен выбирать данный стиль поведения в конфликте, пытается удовлетворить и свои интересы и интересы другого человека.
Рис.7. Степень влияния темперамента на стиль «сотрудничество»
В ходе исследования не выявились составляющие темперамента, которые оказывают значимое влияние на выбор стиля поведения в конфликте сотрудничества (рис.7). Также не наблюдается значимого влияния эмоциональности и социальной эмоциональности, то есть, чувствительности к неудачам в работе и общении на выбор стратегий.
Выводы
В ходе проведенного исследования были выявлены различные уровни общительности выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Наибольшее положительное влияние на агрессивность оказывают такие составляющие темперамента, как: социальная пластичность, пластичность и социальная эргичность; наиболее отрицательное влияние оказывает социальная эмоциональность, темп и социальный темп.
На коммуникативный контроль значимого положительного и отрицательного влияния не оказывает ни одна составляющая темперамента.
Наибольшее значимое влияние на выбор стиля соперничество оказывает социальная пластичность и пластичность; отрицательное - эргичность.
Не было выявлено ни положительного, ни отрицательного влияния темперамента на стиль поведения в конфликте – сотрудничество.
Положительное влияние на выбор стиля компромисс оказывает социальный темп, а отрицательное – социальная пластичность.
Выявлены незначительные влияния темперамента на стиль поведения в конфликте - избегание: положительное – социальная эргичность, отрицательное – социальная пластичность и пластичность.
Незначительное положительное влияние оказывает эргичность, а отрицательное – социальная эргичность и пластичность на выбор стиля приспособление.
Также не выявлено значимого влияния эмоциональности и социальной эмоциональности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Заключение
В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения личностных детерминант конфликтного поведения и стилей поведения в конфликте.
Изучение конфликта, как неотъемлемой части социального взаимодействия и темперамента, как основы психодинамической организации личности, занимает важное место в социальной психологии.
Конфликты пронизывают все сферы общественной жизни и, поэтому, человек сталкивается с ними постоянно, но нельзя приписывать им только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.
Конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных особенностей, в том числе и особенностей темперамента.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Конкретные проявления типов темперамента многообразны. Они заметны в деятельности человека, во внешней манере его поведения.
Таким образом, можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.
Для достижение поставленной цели было проведено эмпирическое исследование и получены результаты, которые подтвердили гипотезу о том, что с темпераментом взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, как уровень агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.
Наибольшее положительное влияние на агрессивность оказывают такие составляющие темперамента, как: социальная пластичность, пластичность и социальная эргичность; наиболее отрицательное влияние оказывает социальная эмоциональность, темп и социальный темп.
На коммуникативный контроль значимого положительного и отрицательного влияния не оказывает ни одна составляющая темперамента.
Наибольшее значимое влияние на выбор стиля соперничество оказывает социальная пластичность и пластичность; отрицательное - эргичность.
Не было выявлено ни положительного, ни отрицательного влияния темперамента на стиль поведения в конфликте – сотрудничество.
Положительное влияние на выбор стиля компромисс оказывает социальный темп, а отрицательное – социальная пластичность.
Выявлены незначительные влияния темперамента на стиль поведения в конфликте - избегание: положительное – социальная эргичность, отрицательное – социальная пластичность и пластичность.
Незначительное положительное влияние оказывает эргичность, а отрицательное – социальная эргичность и пластичность на выбор стиля приспособление.
Также не выявлено значимого влияния эмоциональности и социальной эмоциональности на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Можно сказать о том, что основными составляющими темперамента, которые влияют на поведенческие особенности, являются: эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и социальный темп. Другие составляющие темперамента, по данным исследования, не оказывают значительного влияния на поведенческие особенности личности.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 1968.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта. – М., 1992.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2000.
6. Бодалев А.А. Психология личности. – М. 1988.
7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт!–Новосибирск, 1984.
8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., Инфра-М, 2000.
9. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., Гардарики, 2000.
10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. –С.-П. ПИТЕР, 2000.
11. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., Академия, 2001.
12. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону, 1992.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
14. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов.- М., Прогресс, 1971.
15. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3.- М., "Просвещение", 1970.
16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
17. Конфликтология. – СПб., 1999.
18. Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.– М., 1989.
19. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
20. Муталимова А. М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений. (кандидатская диссертация). М., 1998.
21. Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования.– 1991.–№5.
22. Психология. Словарь. - М., 1990.
23. Рогов Е.И. Общая психология. – М., Владос, 1995.
24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.
25. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.
26. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие. – М. 2001.
27. Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.
28. Уткин Э.А. Конфликтология. – М., Тандем, 2000.
29. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде. (кандидатская диссертация). Уфа, 1997.
30. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 1996.