Реферат по предмету "Психология"


Роль воображения и творчества в познавательных процессах человека

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1.1 Понятие и строение человеческой деятельности 1.2 Деятельность и психические процессы 2 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1 Природа воображения 2.2 Виды воображения 2.3 Функции воображения и его развития 2.4 Воображение и творчество 3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 3.1 Природа творчества 3.2 Творческие способности (креативность) 3.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом 3.4 Сущность креативности 3.5 Творческие способности и успешность 3.6 Развитие творческих способностей ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Воображение и творчество, как психические процессы, не просто участвуют в познавательной деятельности и развиваются в ней, но и сами представляют особые виды деятельности. Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов велико, так как включает активность направленную на создание нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого или иного воображения. Достигается это за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций. Данная тема курсовой работы является актуальной так как воображение и творчество это важные виды активной деятельности в развитии познавательных процессов. Актуальность роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов связана с целостным подходом, с истиной – о природе воображения, видах воображения, взаимодействии воображения и творчества, о творческих способностях и креативности, помогает отработать приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие воображения, креативности, преодоления стереотипности мышления. Имеет практическую значимость для деятельности психолога. Цель проведенного исследования заключалась в изучении психических процессов: воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применении полученных знаний в практической деятельности психолога. Задачи курсовой работы: · изучение взаимодействия деятельности и психических процессов · влияние роли воображения и творчества на развитие познавательных процессов Для раскрытия темы была проанализирована литература: Немов Р.С. Психология, книга 1 в которой раскрывается психология деятельности и познавательные процессы. Столяренко Л.Д. Основы психологии – где рассматриваются: воображение, креативность и творческая одаренность. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии – где автор исследует деятельность – учение и познание, обучение и развитие, активизацию воображения и творчества в познавательных процессах. Гипотеза в проводимом исследовании курсовой работы заключалась в предположении значительного влияния роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов. Объектом изучения – являлось изучение активности направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира с помощью психических процессов воображения и творчества. Предметом изучения – было исследование психических процессов: природы воображения, видов воображения и творчества, творческих способностей и креативности, соотношение креативности и интеллекта, приемы активизации мыслительной деятельности и т.д. В работе имеются мини-тесты для выявления способностей к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления, практические упражнения, направленные на развитие творческих способностей: · нестандартное использование предметов · синонимы · непредсказуемые последствия · круги Психологические процессы: воображение и творчество как особые виды деятельности способствуют развитию творческого мышления. Творцами не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Практическое применение темы курсовой работы заключается в накоплении опыта, в консолидации умений, навыков, знаний в постановке задач, в проработке всевозможных решений, связанных с влиянием роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов, в применении игровых, проблемных методов обучения с целью «высвобождения» творческих возможностей, повышению интеллектуального уровня и профессиональных знаний в познавательной деятельности. 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 1.1 Понятие и строение человеческой деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за свою природную ограниченность, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современно общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию природы людей. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: · Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не приводит и не создает. · Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.[1] · Деятельность человека преобразует его самого, его способности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни. · Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. · Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющей вешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологиеского созревания организма.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.[2] Действием называют часть деятельности, имеющую самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной. Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.[3] 1.2 Деятельность и психические процессы Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, творчество – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины направления и скорости движения времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.[4] Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатанный в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был заполнен, способствует тому, что он легче припоминается. Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, частного характеризую ее, пользуется словосочетанием «речевая деятельность». Творчество – характеризуется параметрами: · богатством мысли (количество новых идей в единицу времени); · гибкостью мысли (скорость переключения с одной задачи на другую); · оригинальность; · любознательность; · способность к разработке гипотезы; · иррелевантность – логическая независимость реакции. 2 РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 2.1 Природа воображения В познавательных процессах наряду с восприятием, памятью, мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создаем новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человека, прежде что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог, своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагают такое сочетание, которые образуется из временных связей, раннее не вступивших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.[5] В психологии различают произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлесированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
2.2 Виды воображения Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сорадоваться, сопереживать. В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.[6] Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринимаемой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считал, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесение определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентированно на события прошлого.[7] Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизируются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучивших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувствительно данный опыт. В результате предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этапы подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостности образа их элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по антологии с частным и чисто случайным сходством. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистичного мышления, элементы понятия и другая информация, подчеркнутая с помощью опыта. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: · Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; · Гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; · Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; · Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. 2.3 Функции воображения и его развития В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы от части удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивает и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек обращать внимание на нужные события. Посредствам образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция – это планирования и программирование деятельности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмики дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и другие - развитие воображения происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру теля (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).[8] 2.4 Воображение и творчество Образы фантазии не когда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Любой продукт фантазии если разложить на составляющие элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего бы в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников – абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непрерывного сочетания известных элементов, включая изменения их пропорций. Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукты творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик.[9] 3 РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 3.1 Природа творчества Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и 'опыта можно охарактеризовать как ко­личественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи. Знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой. 3.2 Творческие способности (креативность) Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна. Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность продуцировать необычные ответы; 2) продуктивность — способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта; 4) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.[10] Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы. 3.3 Взаимосвязь между креативностью и интеллектом Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение. Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно. Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение. Мини-тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления. а) Предлагается - решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?
(Правильный ответ: Путники подошли к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой.) Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («Двое подошли к реке»), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении. б) Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки, являющиеся вершинами квадрата, тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку? На доске изображается рисунок: В этой задаче мешают найти решение стереотипы. Здесь надо отказаться от шаблонного представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного точками. 3.4 Сущность креативности Сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений. «Креативность — это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон). «Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс). «Способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем» (Баллах). «Способность отказываться от стереотипных способов мышления» (Гилфорд). «Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).[11] Есть и такое интересное определение: творческость — это «способность думать около». Один из наиболее известных исследователей творческих способностей — американский ученый Поль Торренс — понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т. п. Он считает, что творческий акт делится на: — восприятие проблемы; — поиск решения; — возникновение и формулировку гипотез; — модификацию гипотез; — нахождение результата. Торренс является автором наиболее известного теста, позволяющего определить уровень креативности человека, он также разработал программы, с помощью которых можно развивать креативность. 3.5 Творческие способности и успешность Высокие способности к обучению и творческость далеко не всегда совпадают. Неуспевающие учащиеся могут обладать высокими творческими способностями, и наоборот. По данным Торренса (1962 год) около 30% детей, отчисляемых из школы за неспособность, неуспеваемость и даже глупость, составляют дети, высоко творчески одаренные. Торренс провел длительные исследования, проследив судьбу детей, которые проявляли высокие творческие способности. Оказалось, что через 20 лет многие из них ничего не добились в жизни и занимали низкий социальный статус («мусорщики»). И здесь встают интересные вопросы.о том, что дают человеку творческие способности. Всегда ли они востребованы? Что, кроме творческих способностей, необходимо человеку для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал, сделать открытие, добиться чего-то в жизни, стать успешным, принести пользу обществу? 3.6 Развитие творческих способностей Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим от­ношением к ним, и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблем. Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел пе­риодическую таблицу химических элементов во сне. (Это не значит, что, чем больше спишь, тем больше шансов сделать открытие.) Творческие способности можно развивать. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Но и взрослые люди вполне могут развивать в себе творческие способности, креативность. Это удобно делать в группе, когда высказываются различные идеи — в виде «мозгового штурма». Кстати, на Западе этот метод успешно применяется крупными фирмами в ситуациях кризиса, когда прежние способы работы оказываются неэффективными. Собирается группа разработчиков, которые генерируют новые идеи. На первом этапе ничего не критикуется. На втором — отбираются наиболее интересные предложения. На третьем — проверяется возможность их применения. История научных открытий изобилует примерами, когда, казалось бы, совершенно дикая идея оказывалась наиболее плодотворной и вела к открытиям новых фактов, изобретению более совершенных технологий. * В книге М. Ариста «Жизнь изобретений» приводится такой пример. Инженер Шухов однажды после работы засиделся в своем кабинете. Он наблюдал, как уборщица, стирая пыль, сняла тяжелый горшок с цветком и переставила его на перевернутую вверх дном легкую мусорную корзинку, сплетенную из ивовых прутьев. Это привлекло внимание инженера. Он подумал: «Почему такая хрупкая корзина выдерживает такой большой груз?» И понял, что прутья образуют между собой гиперболоид вращения, криволинейная поверхность которого выполнена из прямоугольных элементов. Эта мысль воплотилась в изящную и чрезвычайно прочную строительную конструкцию — башню, поверх которой был установлен огромный бак для воды. Это изобретение оказалось чрезвычайно полезным для водоснабжения городов и железных дорог. Упражнения на развитие творческих способностей среди учеников а) Нестандартное использование предметов В течение трех минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Вслух никто ничего не говорит. Засекаю время. Итак, этот предмет — газета (кирпич, линейка, веревка и т. д.). По истечении времени ведущий останавливает учеников и спрашивает: кто придумал 20 вариантов? 15? 12? Предлагается зачитать свой список тому, у кого больше всего вариантов. При зачитывании списка ведущий одобряет, подбадривает, отмечает оригинальность, ничего не критикует и не выражает сомнения. Затем просит остальных участников дополнить список — предложить варианты, которые еще не звучали. Обязательны замечания типа: «Прекрасно, очень интересно, смотрите, как необычно!» и т. д. б) Синонимы В течение двух минут придумайте как можно больше синонимов к слову «высокий». При анализе ответов, который проводится аналогично первому упражнению, внимание учащихся обращается на такой параметр оригинальности, как «гибкость». Обычно слово «высокий» ассоциируется с величиной, размером, и типичными будут синонимы: длинный, каланча и т. п. Вырваться из стереотипных ассоциаций позволяет гибкость воображения: может быть, кто-то вспомнит, что «высокий» говорят еще о тоне голоса, и тогда ассоциативный ряд дополнится синонимами «тонкий», «звонкий» и т. д. Понятие «высокий» приложимо к нравственным качествам, устремлениям, и тогда возникнут ассоциации «благородный», «целеустремленный» и т. п. *в) Непредсказуемые последствия В условиях ограниченного времени предлагается записать на своих листочках различные варианты последствий какого-либо фантастического события: например, что произойдет, если на Земле наступит вечная темнота? Какие последствия может иметь то, что на Земле исчезнут все кошки?
*г) Круги. На бланках, где начерчены 20 кругов, в течение 5— 10 минут изобразить как можно больше оригинальных рисунков, используя круги как основу.[12] * Существует много различных игр и заданий на развитие творческих способностей. Описание их можно найти в литературе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Через активную познавательную деятельность происходит не только осмысление информации, отображение объективного мира, но и преобразование в субъективный образ, создание нового представления, идеи, развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня, профессиональных умений. В ходе проделанной исследовательской работе гипотеза, связанная с предположением значительного влияния роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов подтвердилась. Были изучены процессы воображения и творчества, их влияние на развитие познавательных процессов. В курсовой работе применялся целостный подход, раскрывающий природу воображения, виды воображения, взаимодействие воображения и творчества, творческие способности и креативность и т.д. В результате проведенного исследования были изучены следующие вопросы: · Взаимодействие деятельности и психических процессов · Роль воображения в развитии познавательных процессов · Роль творчества в развитии познавательных процессов Основные цели и задачи были достигнуты: · Были накоплены знания, опыт о роли воображения и творчества в развитии познавательных процессов, применялись игровые, проблемные методы с целью развития творческих возможностей, профессиональных умений, активизации мыслительной деятельности; · Роль воображения как сильного мотивирующего фактора творческого поиска в познавательной деятельности. · Роль творчества как появление новых возможностей в развитии познавательных процессов. · Был накоплен опыт, консолидирующийся в умениях, навыках, знаниях в постановке задач, в проработке всевозможных решений. ЛИТЕРАТУРА: 1. Дудецкий А.Я. Юлыстина Е.А. Психология воображения. М., Смоленск, 1997. 2. Ждан А.Н. История психологии, М., 1997. 3. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления, М., 1985. 4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности, Пермь, 1983. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М., 2000. 6. Крупецкий В.А. Психология математических способностей школьников, М., 1968. 7. Кудрявцев В.Т. Принцип саморазвития субъекта деятельности // Психологический журнал, 1993, №3. 8. Монтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975. 9. Мышление: процесс, деятельность, общение, М., 1982. 10. Немов Р.С. Психология, кн. 1, М., 1995. 11. Психология познавательных процессов, Самара, 1992. 12. Пономарев Я.А. Психология творчества, М., 1976. 13. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении, М., 1967. 14. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии, С-П., 1998. 15. Тихомиров О.К. Психология мышления, М., 1984. 16. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие, М., 1967. 17. Туник Е.В. Опросник креативности Д. Джонсона, С-П., 1997. 18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии, М., 1997. 19. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону, 2001. 20. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект (нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности), М., 1995. 21. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека, М., 1996. 22. Шемякин Ф.Н. О теоретических вопросах психологии мышления: О мышлении и путях его исследования // Вопросы философии, 1959, №9. 23. Штерн В. Умственная одаренность, С-П., 1997. 24. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Психология личности, М., 1982. 25. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов, М., 1982. 26. Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике, Л., 1979. 27. Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий, М., 1982. 28. Якиманская М.С. У истоков педагогической психологии // Советская педагогика, 1989, №8. 29. Ярошевский М.Г. История психологии, М., 1985. 30. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, М., 1974. [1] Р.С. Немов, Психология, кн. 1, М., 1995, с. 125 [2] Р.С. Немов, Психология, кн. 1, М., 1995, с. 125 [3] Р.С. Немов, Психология, кн. 1, М., 1995, с. 125 [4] Психология познавательных процессов, Самара, 1992, с. 42 [5] Л.Д. Столяренко, Основные психологии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 194 [6] С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, С-П, 1998, с. 297 [7] Л.Д. Столяренко. Основы психологии, Ростов-на-Дону, 2001, с. 196 [8] А.Я. Дудецкий, Е.А. Психология воображения, М., Смоленск, 1997, с. 146 [9] С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, С-П., 1998, с. 301. [10] В.В. Петухов. Психология мышления, М., 1997, с. 132 [11] Е.В. Туник Опросник креативности Д. Джансона, С-П., 1997, с. 51 [12] В. Штерн. Умственная одаренность, С_П., 1997, с. 37


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.